ARO – малоизвестный румынский внедорожник
Говоря об автомобильной промышленности Румынии, наверное, каждый из нас сразу вспоминает Dacia. Это и не удивительно, ведь данная автомобильная марка является всемирно известной. У любознательных поклонников техники может возникнуть вопрос: а были ли у этой страны и другие разработки? Ответ положительный, они были и немало. Одной из таковых является ARO - местная версия внедорожного автомобиля.
История этого предприятия уходит своими корнями в последние десятилетия XIX века. И его профиль не имел ничего общего со сборкой какого-либо рода техники. Напротив, оно было обычной фабрикой по переработке целлюлозы. К началу следующего века она прекратила свою работу. В 30-х годах прошел процесс консервации производства. Однако, военное время внесло свои коррективы. Помещения бывшей фабрики вновь оказались востребованными – их использовали как склад.
Первые послевоенные годы, ставшие началом строительства социализма в стране, дали будущему предприятию ARO новый шанс. Румыния, попавшая в советскую сферу влияния, имела тесное сотрудничество с нашей страной. Конец 40-х и начало 50-х был застойным периодом для румынского автопрома. Собственно говоря, он отсутствовал полностью.
Имевшиеся в Румынии гражданские и военные автомобили экспортировались из СССР и некоторых других стран. Так в стране появилось немалое количество внедорожных ГАЗ-69. Поэтому помещения бывшего перерабатывающего завода стали использоваться для размещения ремонтных мастерских. Здесь проводилось обслуживание военной автомобильной техники Румынии и советских войск, расквартированных в этой стране.
Через несколько лет, в 1953 году, специалисты мастерской приобрели такую квалификацию, что решили замахнуться на собственное производство. Это был мотоцикл IMS-53. Проект оказался не очень успешным. Количество выпущенной техники составило всего 12 единиц. Но этот факт придал уверенности румынским специалистам и подвиг их к дальнейшему движению в сторону собственных разработок.
Спустя 4 года на предприятии начинается выпуск узлов и деталей к различным автомобилям. В том числе, и такие серьезные, как двигатели или полностью укомплектованные КПП. Это уже был довольно серьезный уровень. Поэтому в том же году на ARO стартовало производство автомобилей модели IMS 57.
Внедорожник, выпускавшийся в румынском Кымпулунге, не считался полной копией советского джипа. Все же компоненты ГАЗ-69 составляли основную часть конструкции IMS 57. Их производство продолжилось в течение двух лет, после чего последовала первая модернизация и смена названия.
Несмотря на заметную внешнюю схожесть, под капотом у IMS 57 был двигатель собственного производства MAS. У него были заметные различия с советским силовым агрегатом, как в лучшую, так и в худшую сторону. Имелись следующие параметры:
✅ рабочий объем – 3260 куб. см
✅ мощность двигателя – 50 л. с.
✅ расход топлива – 24 л / 100 км
✅ скорость – около 80 км / ч
Мощности предприятия не позволяли массового производства, поэтому сосредоточились на мелкосерийном. Это привело к тому, что некоторые узлы и детали относились к категории hand made. Правда, в те времена и в тех условиях такой факт не являлся однозначным преимуществом.
Механический стеклоочиститель был одиночного типа, а вентиляционных отверстий по бокам установили больше, чем у «прародителя» ГАЗ-69. Внедорожников этой модели за 3 года изготовили 914 штук. После этого ее ждало обновление.
Первой модернизации автомобиль подвергли в 1959 году. Она вылилась в форсировку двигателя, повысившую его мощность на 7 л. с. Модель получила индекс M 59 и простояла на конвейере 5 лет. Буква в обозначении отсылала к региону Muscel, в котором располагалось предприятие. В общем, традиция применения в названиях техники исторических наименований всегда была очень распространенной не только в Румынии, но и в соседней Венгрии. Кроме двигателя изменения коснулись и других узлов и частей автомобиля:
✅ карбюратора
✅ выпускного коллектора
✅ переднего моста
✅ дворников (появился электрический привод)
✅ кузова
Последний получил улучшенную конструкцию, производимую из штампованного листового металла. Его изготавливали прессованным методом, как и у советского оригинала. Это делалось для удобства серийного производства автомобиля. В итоге внешняя схожесть с ГАЗ-69 в передней части стала еще заметнее. А вот задние фонари от Carpati четко указывали на то, что мы имеем дело с совершенно другой моделью.
Изменения не коснулись КПП, заднего моста и передней подвески (за исключением смещения редуктора переднего моста). Запаску переместили на боковую стенку, а переднюю часть конструкции джипа подготовили для установки более крупного двигателя.
Это произошло, когда появилась модификация М 59B. Она получила бензиновый 70-сильный V4 марки M207. Он не был какой-то новой разработкой, а являлся половинкой от грузового 5-литрового Carpati. Такие изменения позволили увеличить объемы выпуска. Если в 1959 году они составляли чуть больше 800 экземпляров, то спустя 4 года, к концу производства – выросли в 4 раза.
История названия условно продлилась до 1975 года, хотя, фактически, прекратила свое существование в 1969 году. Именно тогда румынские автомобилестроители вознамерились завоевать международный рынок. Так появилась новая аббревиатура ARO, обозначавшая «Автомобили Румынии». Переходными моделями стали М 461 и дизельный экспортный вариант М 473.
Несмотря на 80 конструктивных изменений, «461-й» мало чем отличался от своего предшественника. Был все тот же 2,5-литровый бензиновый мотор, двухрядные скамейки в задней части и двухдверный кузов. Зато имелись надписи на боковинах капота, обозначавшие номер модели.
В 1972 году этот джип был почти вдвое дешевле Land Rover 88, что позволило ему победить в конкурсе, организованном журналом «Hobby». Сравнение проводилось по соотношению «цена + грузоподъемность». Такая высокая оценка подняла престиж М 461. Его экспорт в следующем году достиг отметки в 10 000, а количество стран, покупающих автомобиль, увеличилось до 55.
Параллельно осваивался выпуск новой линейки – ARO 24. Использовав двигатель от нее, производители подготовили экспортный вариант ARO M-473. Но эпоха подражания советскому ГАЗ-69 стремительно подходила к концу. Она завершилась в 1975 году, когда все модели, заимствовавшие от него узлы и внешний вид, были полностью сняты с производства. Общий выпуск в том году составил более 80 000, из которых почти 60 % отправилось на экспорт.
ARO 24 был полноприводным автомобилем, способным преодолевать 70 %-й подъем или брод глубиной до 61 см. Его модификации комплектовались различными 4-цилиндровыми бензиновыми двигателями или тракторными дизелями. Из 125 000 выпущенных в 1985 году автомобилей этой модели 75 % отправились на экспорт. Комфорт и подходящая цена сделали их привлекательными для североамериканского и австралийского автомобильных рынков.
Параллельно предприятием была подготовлена компактная модель джипа ARO 10. В автомобиле использовались двигатели объемом менее 1,5 литра, производства Dacia и Renault. Он имел независимую подвеску с кузовом, установленном на несущей раме.
Производство различных модификаций продолжилось до 2003 года, когда было приостановлено из-за серьезных финансовых трудностей. После этого ситуация не улучшилась и завод заявил о своем банкротстве в 2006 году. Вплоть до этого времени шасси ARO служило основой для российских внедорожников Derways 3131.
История этого предприятия уходит своими корнями в последние десятилетия XIX века. И его профиль не имел ничего общего со сборкой какого-либо рода техники. Напротив, оно было обычной фабрикой по переработке целлюлозы. К началу следующего века она прекратила свою работу. В 30-х годах прошел процесс консервации производства. Однако, военное время внесло свои коррективы. Помещения бывшей фабрики вновь оказались востребованными – их использовали как склад.
Шанс, полученный в послевоенное время
Первые послевоенные годы, ставшие началом строительства социализма в стране, дали будущему предприятию ARO новый шанс. Румыния, попавшая в советскую сферу влияния, имела тесное сотрудничество с нашей страной. Конец 40-х и начало 50-х был застойным периодом для румынского автопрома. Собственно говоря, он отсутствовал полностью.
Скромный салон ARO. Фото: youtube.com
Имевшиеся в Румынии гражданские и военные автомобили экспортировались из СССР и некоторых других стран. Так в стране появилось немалое количество внедорожных ГАЗ-69. Поэтому помещения бывшего перерабатывающего завода стали использоваться для размещения ремонтных мастерских. Здесь проводилось обслуживание военной автомобильной техники Румынии и советских войск, расквартированных в этой стране.
Через несколько лет, в 1953 году, специалисты мастерской приобрели такую квалификацию, что решили замахнуться на собственное производство. Это был мотоцикл IMS-53. Проект оказался не очень успешным. Количество выпущенной техники составило всего 12 единиц. Но этот факт придал уверенности румынским специалистам и подвиг их к дальнейшему движению в сторону собственных разработок.
Задние фонари отличали румынский джип от советского. Фото: youtube.com
Спустя 4 года на предприятии начинается выпуск узлов и деталей к различным автомобилям. В том числе, и такие серьезные, как двигатели или полностью укомплектованные КПП. Это уже был довольно серьезный уровень. Поэтому в том же году на ARO стартовало производство автомобилей модели IMS 57.
Первый румынский джип
Внедорожник, выпускавшийся в румынском Кымпулунге, не считался полной копией советского джипа. Все же компоненты ГАЗ-69 составляли основную часть конструкции IMS 57. Их производство продолжилось в течение двух лет, после чего последовала первая модернизация и смена названия.
Несмотря на заметную внешнюю схожесть, под капотом у IMS 57 был двигатель собственного производства MAS. У него были заметные различия с советским силовым агрегатом, как в лучшую, так и в худшую сторону. Имелись следующие параметры:
✅ рабочий объем – 3260 куб. см
✅ мощность двигателя – 50 л. с.
✅ расход топлива – 24 л / 100 км
✅ скорость – около 80 км / ч
Мощности предприятия не позволяли массового производства, поэтому сосредоточились на мелкосерийном. Это привело к тому, что некоторые узлы и детали относились к категории hand made. Правда, в те времена и в тех условиях такой факт не являлся однозначным преимуществом.
Кроме 2-дверного кузова, автомобиль обладал одной оригинальной особенностью. Запаску в IMS 57 расположили на левом заднем крыле. Подобной конструкции не было ни у советского джипа, ни у последующих румынских моделей.
Механический стеклоочиститель был одиночного типа, а вентиляционных отверстий по бокам установили больше, чем у «прародителя» ГАЗ-69. Внедорожников этой модели за 3 года изготовили 914 штук. После этого ее ждало обновление.
Внедорожники серии M
Первой модернизации автомобиль подвергли в 1959 году. Она вылилась в форсировку двигателя, повысившую его мощность на 7 л. с. Модель получила индекс M 59 и простояла на конвейере 5 лет. Буква в обозначении отсылала к региону Muscel, в котором располагалось предприятие. В общем, традиция применения в названиях техники исторических наименований всегда была очень распространенной не только в Румынии, но и в соседней Венгрии. Кроме двигателя изменения коснулись и других узлов и частей автомобиля:
✅ карбюратора
✅ выпускного коллектора
✅ переднего моста
✅ дворников (появился электрический привод)
✅ кузова
Последний получил улучшенную конструкцию, производимую из штампованного листового металла. Его изготавливали прессованным методом, как и у советского оригинала. Это делалось для удобства серийного производства автомобиля. В итоге внешняя схожесть с ГАЗ-69 в передней части стала еще заметнее. А вот задние фонари от Carpati четко указывали на то, что мы имеем дело с совершенно другой моделью.
Изменения не коснулись КПП, заднего моста и передней подвески (за исключением смещения редуктора переднего моста). Запаску переместили на боковую стенку, а переднюю часть конструкции джипа подготовили для установки более крупного двигателя.
Некоторые модификации имели жесткую крышу. Фото: youtube.com
Это произошло, когда появилась модификация М 59B. Она получила бензиновый 70-сильный V4 марки M207. Он не был какой-то новой разработкой, а являлся половинкой от грузового 5-литрового Carpati. Такие изменения позволили увеличить объемы выпуска. Если в 1959 году они составляли чуть больше 800 экземпляров, то спустя 4 года, к концу производства – выросли в 4 раза.
Завершение серии IMS
История названия условно продлилась до 1975 года, хотя, фактически, прекратила свое существование в 1969 году. Именно тогда румынские автомобилестроители вознамерились завоевать международный рынок. Так появилась новая аббревиатура ARO, обозначавшая «Автомобили Румынии». Переходными моделями стали М 461 и дизельный экспортный вариант М 473.
Несмотря на 80 конструктивных изменений, «461-й» мало чем отличался от своего предшественника. Был все тот же 2,5-литровый бензиновый мотор, двухрядные скамейки в задней части и двухдверный кузов. Зато имелись надписи на боковинах капота, обозначавшие номер модели.
Брезентовая крыша была и у джипа, и у пикапа. Фото: youtube.com
В 1972 году этот джип был почти вдвое дешевле Land Rover 88, что позволило ему победить в конкурсе, организованном журналом «Hobby». Сравнение проводилось по соотношению «цена + грузоподъемность». Такая высокая оценка подняла престиж М 461. Его экспорт в следующем году достиг отметки в 10 000, а количество стран, покупающих автомобиль, увеличилось до 55.
Параллельно осваивался выпуск новой линейки – ARO 24. Использовав двигатель от нее, производители подготовили экспортный вариант ARO M-473. Но эпоха подражания советскому ГАЗ-69 стремительно подходила к концу. Она завершилась в 1975 году, когда все модели, заимствовавшие от него узлы и внешний вид, были полностью сняты с производства. Общий выпуск в том году составил более 80 000, из которых почти 60 % отправилось на экспорт.
Современная история ARO и ее бесславное завершение
ARO 24 был полноприводным автомобилем, способным преодолевать 70 %-й подъем или брод глубиной до 61 см. Его модификации комплектовались различными 4-цилиндровыми бензиновыми двигателями или тракторными дизелями. Из 125 000 выпущенных в 1985 году автомобилей этой модели 75 % отправились на экспорт. Комфорт и подходящая цена сделали их привлекательными для североамериканского и австралийского автомобильных рынков.
Сегодня ARO доступна в виде игрушечной модели. Фото: youtube.com
Параллельно предприятием была подготовлена компактная модель джипа ARO 10. В автомобиле использовались двигатели объемом менее 1,5 литра, производства Dacia и Renault. Он имел независимую подвеску с кузовом, установленном на несущей раме.
Производство различных модификаций продолжилось до 2003 года, когда было приостановлено из-за серьезных финансовых трудностей. После этого ситуация не улучшилась и завод заявил о своем банкротстве в 2006 году. Вплоть до этого времени шасси ARO служило основой для российских внедорожников Derways 3131.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....