Легенда 90-х – Ягуар XJ220
2 380

Легенда 90-х – Ягуар XJ220

Автомобили Jaguar считаются престижными и комфортными представителями бизнес и премиум классов. Иногда среди них попадаются интересные модели в кузове купе и кабриолет, а современные «Ягуары» бывают и кроссоверами.


Есть в семействе Jaguar и необычная модель для бренда – XJ220. Это настоящий суперкар, в свое время выступающий конкурентом таких «китов», как Ferrari и Lamborghini. Только судьба этого автомобиля сложилась далеко не так счастливо, как у «итальянцев». Самая красивая и необычная модель Jaguar оказалась провальной.

Рождение спорткара


Появление британского суперкара, ставшего легендой, хотя только в узких кругах, тесно связано с двумя обстоятельствами. Одно из них – это жгучее желание Джима Рэндла возродить спортивную славу компании «Ягуар». Второе – послевоенный родстер Jaguar XK120, которым этот джентльмен восхищался.

Легенда 90-х – Ягуар XJ220Автомобиль до сих пор притягивает взгляды. Фото: Youtube.com

Первым делом Джим Рэндл обратился к руководству компании, где он работал главным конструктором с просьбой выделить ресурсы на выпуск новой легенды. К сожалению, дела у Jaguar тогда шли не самым лучшим образом, поэтому сотрудник получил отказ.

Подумав, Джим Рэндл, который был не только конструктором, но и одним из ведущих автомобильных дизайнеров Британии, решил заниматься проектом самостоятельно, привлекая к этому других специалистов.


Поговорив с друзьями и знакомыми, энтузиаст собрал настоящую команду из 12 человек, готовых трудиться в свободное время безвозмездно. Где именно брали средства на разработку суперкара, история умалчивает, но в 1988 году прототип был торжественно представлен на автомобильной выставке в Бирмингеме под именем Jaguar XJ220 Concept.

Суперкар был совершенством не только внешне, но и в техническом плане. На его фоне модели конкурентов, типа Ferrari F40 и Porsche 959 выглядели устаревшими и топорно сделанными.

Тот самый Jaguar XJ220 Concept. Фото: Youtube.com

Генеральный директор компании Jaguar, который хотя и знал о разработке концепта, но относился к ней неодобрительно, внезапно оказался под прицелом журналистов. Они требовали назвать сроки ввода модели в серию.

Богатые посетители мотор-шоу тоже атаковали руководителя компании – они были готовы прямо на выставке выписывать чеки за новую модель, причем стоимость их особо не волновала. После такого блистательного дебюта, судьба концепта решилась – конечно, его нужно было запускать в серийное производство!

Особенности Jaguar XJ220 Concept


Концепт-кар не просто так вызвал фурор своим появлением. Кроме стильной и современной внешности, автомобиль привлекал и выдающимися техническими характеристиками.

Кузов был изготовлен полностью из алюминиевого сплава. Получается, что создатели изначально позаботились о том, чтобы сохранить суперкар для потомков. Хотя, скорее всего, на этот шаг конструкторы пошли ради максимального уменьшения веса.

Jaguar XJ220 Concept получил V12 с рабочим объемом 6,2 литра. Мотор для максимальной надежности и увеличения ресурса не стали портить установкой турбонагнетателей – это атмосферный силовой агрегат.


Мощность составляла 500 л. с., то есть был еще запас для тюнинга. Двигатель имел четыре распредвала и 48 клапанов. Максимальная скорость, о которой заявлял производитель концепта – это 325 км/ч.

Джим Рэндл во время работы над концептом. Фото: Youtube.com

Коробку передач решили поставить механическую – как и полагается настоящему спорткару. Привод – постоянный полный, подвески адаптивные и независимые.

Интересно, что рулевое управление воздействовало сразу на две оси, что помогало Jaguar XJ220 Concept входить в крутые повороты даже на самых высоких скоростях.


После удачного дебюта прототипа, компания «Ягуар» уже готовилась получать баснословные прибыли от серийной модели. В 1990 году было официально заявлено о ее запуске в серию. Тогда же нашлось немало клиентов, которые внесли предоплату в размере 50 000 фунтов стерлингов.

Jaguar XJ220


Работа закипела и в октябре 1991 г. в Японии был официально продемонстрирован первый серийный суперкар. Еще в процессе запуска модели в серию, была заявлена цена на этот автомобиль – 360 000 фунтов стерлингов.

Время показало, что конструкторы серьезно просчитались – суперкар оказался слишком дорогим в производстве. Пришлось его упростить и все равно, цена выросла до 403 тысяч.

Серийный Jaguar XJ220 был уже не тем. Фото: Youtube.com

По факту, серийный Jaguar XJ220 был другим автомобилем – с концептом его роднила скорее внешность, чем технические характеристики. Самое главное отличие – это новый двигатель.

От V12 было решено отказаться в пользу V6 с турбонаддувом. Хотя мощность силового агрегата увеличилась с 500 до 542 л. с., покупатели оказались недовольны заменой мотора. Им нужен был V12 с его тягой на низах.

Пришлось отказаться еще от ряда технических особенностей:

✅ Полного привода
✅ Саморегулирующейся подвески
✅ ABS

Несмотря на такие перемены, суперкар стал быстрее. Скорость повысилась до 347 км/ч, а до первой сотни Jaguar XJ220 разгонялся за четыре секунды.

Специальные версии суперкара, подготовленные для участия в гонках, были еще быстрее – 3,3 сек. до 100 км/ч.

Провал модели на рынке


К сожалению, начало 90-х годов отметилось серьезным экономическим спадом. Поэтому спрос на Jaguar XJ220 оказался значительно ниже, чем предполагалось. Вместо того чтобы становиться в очередь на ограниченную серию из 350 суперкаров, клиенты начали от них отказываться.

Турбированный V6 у серийного суперкара. Фото: Youtube.com

Некоторые люди, внесшие в 1990 году по 50 тысяч фунтов депозита, расторгали договора. В итоге вместо запланированных 350 автомобилей удалось собрать только 275, да и те с трудом продали.

Отдельно стоит отметить 6 экземпляров Jaguar XJ220S, доработанных компанией TWR. Эти суперкары получили агрессивный карбоновый обвес и форсированные до 700 л. с. двигатели. По факту, это были «гражданские» варианты гоночной модификации.

Почему суперкар не «выстрелил»?


Причин провала модели на рынке называют много, но основные стоит перечислить и объяснить. Главная – это финансовые проблемы у клиентов. Топ-менеджеры компании Jaguar, лично знакомые с состоятельными покупателями, утверждали, что те просто не могли заплатить за автомобили.

Скорее всего, часть покупателей лукавила – они хотели полноприводный суперкар с V12, эксклюзив, а им подсунули V6, пускай и более мощный. В итоге десятки клиентов, внесших депозиты, отказались от покупки.

Двигатель V12 у концепта. Фото: Youtube.com

Есть еще одна косвенная причина. Изначально Jaguar XJ220 должен был быть эксклюзивом, но компания TWR выпустила 23 автомобиля с двигателем V12, вопреки договоренностям. Они стали лучшими и были распроданы, несмотря на экономический кризис и стоимость. Мотор, кстати, был таким, как на концепте 1988 года.

Самое простое объяснение провала Jaguar XJ220, которое можно встретить – это появление автомобиля в неподходящее время. Однако это не мешало тем же итальянцам продавать свои суперкары. Да и сейчас, когда Ferrari и Lamborghini из 90-х только дорожают со временем, представляя коллекционную ценность, стоимость «Ягуара» падает. Видимо - это имидж производителя, связанный в те годы с чопорностью, но никак не со спортивными автомобилями.

Можно только гадать, стал бы британский суперкар успешным, если бы он был приближенным к прототипу 1988 года. В любом случае, Jaguar XJ220 до сих пор поражает воображение дизайном, чем-то напоминающим силуэт летящего военного самолета-истребителя. Больше таких моделей в линейке "Ягуар" не было, и в будущем они тоже вряд ли появятся.
А вам нравится Jaguar XJ220?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....