Греется мотор – почему и что делать
3 447

Греется мотор – почему и что делать

Современные двигатели настолько «оборотистые», что при перегреве водитель может просто не успеть среагировать должным образом. Поэтому за все отвечает электроника. Но и она может дать сбой. Нынешние моторы по сравнению со своими предшественниками стали «горячее» и максимум рабочей температуры у них достигает 105° (ранее было 80°). В экстремальных условиях – например, при затяжном крутом подъеме, перегрузе или стоянии в жару в пробках, температура антифриза и вовсе может подняться до 115°, а то и выше. Что еще способствует перегреву мотора и как поступать в подобных случаях?


«Вредные соседи»


Кроме того, что силовой агрегат сам по себе работает в условиях повышенной температуры, ее увеличению способствуют современные устройства, которых ранее в авто не было. Например, каталитический нейтрализатор: в большинстве машин он находится около двигателя и при работе нагревается очень сильно, а если еще и забит, неисправен, мотору станет только хуже.

Греется мотор – почему и что делатьКатализатор в Renault Logan II – рядом с движком. Фото: YouTube.com

Второй «виновник» – кондиционер, который при охлаждении выделяет тепло. Плюс, затрудняет проход воздушных потоков к радиатору. А еще способствует скоплению пуха, листьев, насекомых и иных загрязнений, ухудшающих теплообмен. Есть и другие источники дополнительного нагрева – АКПП, турбина (интеркулеры).

Турбина под капотом не способствует лучшему охлаждению двигателя, особенно если установлена самостоятельно. Фото: YouTube.com

Однако без перечисленных выше устройств современный автомобиль представляется как-то плохо, поэтому стоит обратить внимание на самые главные, первичные причины перегрева двигателя.

Тяжелые условия эксплуатации


В первую очередь это серьезный перегруз. Например, машина тащит полный прицеп, и в салоне – максимальное число пассажиров. А если еще ехать по пересеченной местности, песку, да на первой, второй скорости, в жару, перегрев просто неизбежен. Другая эксплуатационная причина встречается реже – езда высоко в горах. Жидкость закипает раньше из-за пониженного давления и двигатель охлаждается хуже из-за невысокой плотности воздушного потока.

Затяжной подъем в горах может привести к перегреву движка. Фото: YouTube.com

Из косвенных причин выделяются неисправности ходовой части, затрудняющие свободное передвижение автомобиля. Например, пробуксовка сцепления, гидротрансформатора, «прихваченные» тормоза или неверно выставленные углы схождения колес. Даже недостаточное давление в шинах летом может привести к затрудненному движению и, как следствие, повышению температуры двигателя. То же самое будет происходить при заправке некачественным топливом и детонации мотора.

Внутренние причины перегрева


Здесь уже нужно исследовать мотор, где в первую очередь проверяется количество охлаждающей жидкости. В «лучшем» случае она будет уходить из системы охлаждения через неплотно затянутые хомуты, потрескавшиеся патрубки (об этом свидетельствует беловатый налет). Последние, кстати, рекомендуется менять, когда они «дубею», становятся жесткими. В таких случаях нормально затянуть хомут невозможно, а применение силы ведет к его поломке или прорыву резиновой детали.

Раздутые патрубки говорят о завоздушивании системы охлаждения или пробое прокладки ГБЦ. Фото: YouTube.com

Худший вариант – уход антифриза через прокладку головки. Если он попадает в масло, его уровень становится чрезмерно большим, что можно определить по щупу. При просачивании антифриза в цилиндры, выхлоп становится белым (постоянно, а не зимой, когда это нормально). Есть и другие причины перегрева, связанные с неисправностями отдельных узлов, деталей.

Термостат


Его выход из строя связан прежде всего с накоплением отложений, из-за которых чувствительный элемент перестает работать. Особенно термостат «не любит» воду, в которой много минералов и солей. Здесь «зависание» просто неизбежно: новой детали хватит на пару тысяч километров пробега. Образованию отложений могут способствовать и некоторые герметики, особенно если их использовать в больших количествах.

Термостат HQ-2190-1306010, ВАЗ 2190, Granta, Kalina II, Vesta, X-Ray. Средняя цена: 1068 руб. Фото: ЯндексМаркет

Если термостат «зависнет» в закрытом положении, охлаждающая жидкость будет циркулировать по малому кругу и перегрев неизбежен. Проверить просто: включите отопитель – если при достижении рабочей температуры дует холодный воздух, деталь находится в постоянно закрытом состоянии. Но и противоположный вариант, когда термостат всегда пропускает антифриз, не лучше: прогрев мотора будет недостаточным, «печка» станет плохо работать.

Помпа


Насос перестает функционировать при обрыве приводного ремня. В некоторых авто помпа работает через муфту, которая ломается. Иногда выходят из строя подшипники («предвестником» может служить свист из-под капота), что ведет к заклиниванию помпы.

Крыльчатка помпы, изношенная почти до предела. Фото: YouTube.com

На старых автомобилях бывает и так, что коррозия настолько изъедает крыльчатку, что она перестает выполнять свою функцию – перемещать жидкость.

Система зажигания


Если оно отрегулировано неправильно, сгорание может не заканчиваться при открытии выпускных клапанов. Тогда горячие газы начинают повышать температуру ГБЦ. В итоге образуется пар, затыкающий полости и каналы системы охлаждения. То же самое происходит при прогоревшем клапане, когда трещина выпускает газы в коллектор раньше времени.

Неверная работа электроники


Сегодня большинство авто оснащено системой охлаждения, где вентилятор включается автоматически по достижении определенной температуры. Ее «вычисляет» датчик и посылает сигнал в ЭБУ. При превышении предела блок дает команду на включение вентилятора. Порог срабатывания составляет не более 103° (не некоторых двигателях 98-99°).

На старых авто (в основном карбюраторных) устанавливался отдельный датчик, благодаря которому включался вентилятор. На некоторых инжекторных авто есть стрелочный указатель температуры. Для него предусмотрен «свой» датчик.


Месторасположение датчика температуры на Lada Kalina. Фото: YouTube.com

Самая частая причина не включения вентилятора – окисленные контакты. Особенно те, что находятся в колодке, подсоединяющей электродвигатель «охладителя». Если клеммы очищены, а вентилятор не включается, отсоедините датчик температуры. Тогда на ЭБУ поступит аварийный сигнал и «вертушок» будет крутиться постоянно. Так вы сможете доехать до СТО или дома. Если же вентилятор все равно не вращается, не исключено, что дело в его моторчике. Но в первую очередь все же проверьте предохранитель.

Многие автовладельцы советской закалки устанавливают отдельную кнопку, которая включает вентилятор радиатора через реле, чтобы не пригорали контакты. Сделать это может любой человек, мало-мальски сведущий в электрике.


Отложения


Еще одна серьезная причина перегрева, связанная с возрастом автомобиля и использованием «неправильной» охлаждающей жидкости. В старых двигателях много нагара на стенках цилиндров, поршнях, что зачастую усугубляется «жором» масла, остатки которого оседают там же. В результате теплопроводность блока падает и его перегрев обеспечен. При этом приборы будут показывать нормальную температуру.

Нагар на поршнях ухудшает теплоотдачу двигателя. Фото: YouTube.com

Не менее опасны отложения в системе охлаждения. Их появление связано не только со старением мотора, но и применением некачественной охлаждающей жидкости или воды. Уж если льете ее в расширительный бачок, то лучше дистиллированную. Отложения и накипь забивают каналы. И здесь появляется та же проблема: внешне все ОК, температура в норме, а внутри – горячо! Поэтому так важна профилактика: промывка системы охлаждения и замена стареющего антифриза.

Что делать, если мотор «закипел»


Откройте кран печки и задействуйте ее на полную мощность, а кондиционер (при наличии) отключите. Если подул горячий воздух, авто не глушите. Стрелка поползла вниз? Дождитесь нормальной температуры и только потом выключите зажигание. Если из «печки» идет холодный воздух, мотор заглушите немедленно.

Меняйте антифриз через 40-50 тыс. км. Фото: YouTube.com

Откройте капот, но не трогайте крышку расширительного бачка, иначе получите гейзер кипятка в лицо. Не поливайте блок холодной водой, чтобы не способствовать образованию трещин и не добавляйте жидкости, пока двигатель не остыл. В любом случае после серьезного перегрева авто рекомендуется посетить сервис.
А вы как предупреждаете перегрев мотора?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....