Греется мотор – почему и что делать
Современные двигатели настолько «оборотистые», что при перегреве водитель может просто не успеть среагировать должным образом. Поэтому за все отвечает электроника. Но и она может дать сбой. Нынешние моторы по сравнению со своими предшественниками стали «горячее» и максимум рабочей температуры у них достигает 105° (ранее было 80°). В экстремальных условиях – например, при затяжном крутом подъеме, перегрузе или стоянии в жару в пробках, температура антифриза и вовсе может подняться до 115°, а то и выше. Что еще способствует перегреву мотора и как поступать в подобных случаях?
Кроме того, что силовой агрегат сам по себе работает в условиях повышенной температуры, ее увеличению способствуют современные устройства, которых ранее в авто не было. Например, каталитический нейтрализатор: в большинстве машин он находится около двигателя и при работе нагревается очень сильно, а если еще и забит, неисправен, мотору станет только хуже.
Второй «виновник» – кондиционер, который при охлаждении выделяет тепло. Плюс, затрудняет проход воздушных потоков к радиатору. А еще способствует скоплению пуха, листьев, насекомых и иных загрязнений, ухудшающих теплообмен. Есть и другие источники дополнительного нагрева – АКПП, турбина (интеркулеры).
Однако без перечисленных выше устройств современный автомобиль представляется как-то плохо, поэтому стоит обратить внимание на самые главные, первичные причины перегрева двигателя.
В первую очередь это серьезный перегруз. Например, машина тащит полный прицеп, и в салоне – максимальное число пассажиров. А если еще ехать по пересеченной местности, песку, да на первой, второй скорости, в жару, перегрев просто неизбежен. Другая эксплуатационная причина встречается реже – езда высоко в горах. Жидкость закипает раньше из-за пониженного давления и двигатель охлаждается хуже из-за невысокой плотности воздушного потока.
Из косвенных причин выделяются неисправности ходовой части, затрудняющие свободное передвижение автомобиля. Например, пробуксовка сцепления, гидротрансформатора, «прихваченные» тормоза или неверно выставленные углы схождения колес. Даже недостаточное давление в шинах летом может привести к затрудненному движению и, как следствие, повышению температуры двигателя. То же самое будет происходить при заправке некачественным топливом и детонации мотора.
Здесь уже нужно исследовать мотор, где в первую очередь проверяется количество охлаждающей жидкости. В «лучшем» случае она будет уходить из системы охлаждения через неплотно затянутые хомуты, потрескавшиеся патрубки (об этом свидетельствует беловатый налет). Последние, кстати, рекомендуется менять, когда они «дубею», становятся жесткими. В таких случаях нормально затянуть хомут невозможно, а применение силы ведет к его поломке или прорыву резиновой детали.
Худший вариант – уход антифриза через прокладку головки. Если он попадает в масло, его уровень становится чрезмерно большим, что можно определить по щупу. При просачивании антифриза в цилиндры, выхлоп становится белым (постоянно, а не зимой, когда это нормально). Есть и другие причины перегрева, связанные с неисправностями отдельных узлов, деталей.
Его выход из строя связан прежде всего с накоплением отложений, из-за которых чувствительный элемент перестает работать. Особенно термостат «не любит» воду, в которой много минералов и солей. Здесь «зависание» просто неизбежно: новой детали хватит на пару тысяч километров пробега. Образованию отложений могут способствовать и некоторые герметики, особенно если их использовать в больших количествах.
Если термостат «зависнет» в закрытом положении, охлаждающая жидкость будет циркулировать по малому кругу и перегрев неизбежен. Проверить просто: включите отопитель – если при достижении рабочей температуры дует холодный воздух, деталь находится в постоянно закрытом состоянии. Но и противоположный вариант, когда термостат всегда пропускает антифриз, не лучше: прогрев мотора будет недостаточным, «печка» станет плохо работать.
Насос перестает функционировать при обрыве приводного ремня. В некоторых авто помпа работает через муфту, которая ломается. Иногда выходят из строя подшипники («предвестником» может служить свист из-под капота), что ведет к заклиниванию помпы.
На старых автомобилях бывает и так, что коррозия настолько изъедает крыльчатку, что она перестает выполнять свою функцию – перемещать жидкость.
Если оно отрегулировано неправильно, сгорание может не заканчиваться при открытии выпускных клапанов. Тогда горячие газы начинают повышать температуру ГБЦ. В итоге образуется пар, затыкающий полости и каналы системы охлаждения. То же самое происходит при прогоревшем клапане, когда трещина выпускает газы в коллектор раньше времени.
Сегодня большинство авто оснащено системой охлаждения, где вентилятор включается автоматически по достижении определенной температуры. Ее «вычисляет» датчик и посылает сигнал в ЭБУ. При превышении предела блок дает команду на включение вентилятора. Порог срабатывания составляет не более 103° (не некоторых двигателях 98-99°).
Самая частая причина не включения вентилятора – окисленные контакты. Особенно те, что находятся в колодке, подсоединяющей электродвигатель «охладителя». Если клеммы очищены, а вентилятор не включается, отсоедините датчик температуры. Тогда на ЭБУ поступит аварийный сигнал и «вертушок» будет крутиться постоянно. Так вы сможете доехать до СТО или дома. Если же вентилятор все равно не вращается, не исключено, что дело в его моторчике. Но в первую очередь все же проверьте предохранитель.
Еще одна серьезная причина перегрева, связанная с возрастом автомобиля и использованием «неправильной» охлаждающей жидкости. В старых двигателях много нагара на стенках цилиндров, поршнях, что зачастую усугубляется «жором» масла, остатки которого оседают там же. В результате теплопроводность блока падает и его перегрев обеспечен. При этом приборы будут показывать нормальную температуру.
Не менее опасны отложения в системе охлаждения. Их появление связано не только со старением мотора, но и применением некачественной охлаждающей жидкости или воды. Уж если льете ее в расширительный бачок, то лучше дистиллированную. Отложения и накипь забивают каналы. И здесь появляется та же проблема: внешне все ОК, температура в норме, а внутри – горячо! Поэтому так важна профилактика: промывка системы охлаждения и замена стареющего антифриза.
Откройте кран печки и задействуйте ее на полную мощность, а кондиционер (при наличии) отключите. Если подул горячий воздух, авто не глушите. Стрелка поползла вниз? Дождитесь нормальной температуры и только потом выключите зажигание. Если из «печки» идет холодный воздух, мотор заглушите немедленно.
Откройте капот, но не трогайте крышку расширительного бачка, иначе получите гейзер кипятка в лицо. Не поливайте блок холодной водой, чтобы не способствовать образованию трещин и не добавляйте жидкости, пока двигатель не остыл. В любом случае после серьезного перегрева авто рекомендуется посетить сервис.
«Вредные соседи»
Кроме того, что силовой агрегат сам по себе работает в условиях повышенной температуры, ее увеличению способствуют современные устройства, которых ранее в авто не было. Например, каталитический нейтрализатор: в большинстве машин он находится около двигателя и при работе нагревается очень сильно, а если еще и забит, неисправен, мотору станет только хуже.
Катализатор в Renault Logan II – рядом с движком. Фото: YouTube.com
Второй «виновник» – кондиционер, который при охлаждении выделяет тепло. Плюс, затрудняет проход воздушных потоков к радиатору. А еще способствует скоплению пуха, листьев, насекомых и иных загрязнений, ухудшающих теплообмен. Есть и другие источники дополнительного нагрева – АКПП, турбина (интеркулеры).
Турбина под капотом не способствует лучшему охлаждению двигателя, особенно если установлена самостоятельно. Фото: YouTube.com
Однако без перечисленных выше устройств современный автомобиль представляется как-то плохо, поэтому стоит обратить внимание на самые главные, первичные причины перегрева двигателя.
Тяжелые условия эксплуатации
В первую очередь это серьезный перегруз. Например, машина тащит полный прицеп, и в салоне – максимальное число пассажиров. А если еще ехать по пересеченной местности, песку, да на первой, второй скорости, в жару, перегрев просто неизбежен. Другая эксплуатационная причина встречается реже – езда высоко в горах. Жидкость закипает раньше из-за пониженного давления и двигатель охлаждается хуже из-за невысокой плотности воздушного потока.
Затяжной подъем в горах может привести к перегреву движка. Фото: YouTube.com
Из косвенных причин выделяются неисправности ходовой части, затрудняющие свободное передвижение автомобиля. Например, пробуксовка сцепления, гидротрансформатора, «прихваченные» тормоза или неверно выставленные углы схождения колес. Даже недостаточное давление в шинах летом может привести к затрудненному движению и, как следствие, повышению температуры двигателя. То же самое будет происходить при заправке некачественным топливом и детонации мотора.
Внутренние причины перегрева
Здесь уже нужно исследовать мотор, где в первую очередь проверяется количество охлаждающей жидкости. В «лучшем» случае она будет уходить из системы охлаждения через неплотно затянутые хомуты, потрескавшиеся патрубки (об этом свидетельствует беловатый налет). Последние, кстати, рекомендуется менять, когда они «дубею», становятся жесткими. В таких случаях нормально затянуть хомут невозможно, а применение силы ведет к его поломке или прорыву резиновой детали.
Раздутые патрубки говорят о завоздушивании системы охлаждения или пробое прокладки ГБЦ. Фото: YouTube.com
Худший вариант – уход антифриза через прокладку головки. Если он попадает в масло, его уровень становится чрезмерно большим, что можно определить по щупу. При просачивании антифриза в цилиндры, выхлоп становится белым (постоянно, а не зимой, когда это нормально). Есть и другие причины перегрева, связанные с неисправностями отдельных узлов, деталей.
Термостат
Его выход из строя связан прежде всего с накоплением отложений, из-за которых чувствительный элемент перестает работать. Особенно термостат «не любит» воду, в которой много минералов и солей. Здесь «зависание» просто неизбежно: новой детали хватит на пару тысяч километров пробега. Образованию отложений могут способствовать и некоторые герметики, особенно если их использовать в больших количествах.
Термостат HQ-2190-1306010, ВАЗ 2190, Granta, Kalina II, Vesta, X-Ray. Средняя цена: 1068 руб. Фото: ЯндексМаркет
Если термостат «зависнет» в закрытом положении, охлаждающая жидкость будет циркулировать по малому кругу и перегрев неизбежен. Проверить просто: включите отопитель – если при достижении рабочей температуры дует холодный воздух, деталь находится в постоянно закрытом состоянии. Но и противоположный вариант, когда термостат всегда пропускает антифриз, не лучше: прогрев мотора будет недостаточным, «печка» станет плохо работать.
Помпа
Насос перестает функционировать при обрыве приводного ремня. В некоторых авто помпа работает через муфту, которая ломается. Иногда выходят из строя подшипники («предвестником» может служить свист из-под капота), что ведет к заклиниванию помпы.
Крыльчатка помпы, изношенная почти до предела. Фото: YouTube.com
На старых автомобилях бывает и так, что коррозия настолько изъедает крыльчатку, что она перестает выполнять свою функцию – перемещать жидкость.
Система зажигания
Если оно отрегулировано неправильно, сгорание может не заканчиваться при открытии выпускных клапанов. Тогда горячие газы начинают повышать температуру ГБЦ. В итоге образуется пар, затыкающий полости и каналы системы охлаждения. То же самое происходит при прогоревшем клапане, когда трещина выпускает газы в коллектор раньше времени.
Неверная работа электроники
Сегодня большинство авто оснащено системой охлаждения, где вентилятор включается автоматически по достижении определенной температуры. Ее «вычисляет» датчик и посылает сигнал в ЭБУ. При превышении предела блок дает команду на включение вентилятора. Порог срабатывания составляет не более 103° (не некоторых двигателях 98-99°).
На старых авто (в основном карбюраторных) устанавливался отдельный датчик, благодаря которому включался вентилятор. На некоторых инжекторных авто есть стрелочный указатель температуры. Для него предусмотрен «свой» датчик.
Месторасположение датчика температуры на Lada Kalina. Фото: YouTube.com
Самая частая причина не включения вентилятора – окисленные контакты. Особенно те, что находятся в колодке, подсоединяющей электродвигатель «охладителя». Если клеммы очищены, а вентилятор не включается, отсоедините датчик температуры. Тогда на ЭБУ поступит аварийный сигнал и «вертушок» будет крутиться постоянно. Так вы сможете доехать до СТО или дома. Если же вентилятор все равно не вращается, не исключено, что дело в его моторчике. Но в первую очередь все же проверьте предохранитель.
Многие автовладельцы советской закалки устанавливают отдельную кнопку, которая включает вентилятор радиатора через реле, чтобы не пригорали контакты. Сделать это может любой человек, мало-мальски сведущий в электрике.
Отложения
Еще одна серьезная причина перегрева, связанная с возрастом автомобиля и использованием «неправильной» охлаждающей жидкости. В старых двигателях много нагара на стенках цилиндров, поршнях, что зачастую усугубляется «жором» масла, остатки которого оседают там же. В результате теплопроводность блока падает и его перегрев обеспечен. При этом приборы будут показывать нормальную температуру.
Нагар на поршнях ухудшает теплоотдачу двигателя. Фото: YouTube.com
Не менее опасны отложения в системе охлаждения. Их появление связано не только со старением мотора, но и применением некачественной охлаждающей жидкости или воды. Уж если льете ее в расширительный бачок, то лучше дистиллированную. Отложения и накипь забивают каналы. И здесь появляется та же проблема: внешне все ОК, температура в норме, а внутри – горячо! Поэтому так важна профилактика: промывка системы охлаждения и замена стареющего антифриза.
Что делать, если мотор «закипел»
Откройте кран печки и задействуйте ее на полную мощность, а кондиционер (при наличии) отключите. Если подул горячий воздух, авто не глушите. Стрелка поползла вниз? Дождитесь нормальной температуры и только потом выключите зажигание. Если из «печки» идет холодный воздух, мотор заглушите немедленно.
Меняйте антифриз через 40-50 тыс. км. Фото: YouTube.com
Откройте капот, но не трогайте крышку расширительного бачка, иначе получите гейзер кипятка в лицо. Не поливайте блок холодной водой, чтобы не способствовать образованию трещин и не добавляйте жидкости, пока двигатель не остыл. В любом случае после серьезного перегрева авто рекомендуется посетить сервис.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....