Австралийские автопоезда – короли дорог
Что вы знаете об Австралии? Разумеется, кроме того, что там живут дикие собаки динго и кенгуру, лето у них зимой, а люди ходят вверх ногами. Кстати, кенгуру там и в правду скачут, и представляют серьезную проблему для австралийских водителей. Еще одна особенность Австралии – Road Trains, без преувеличения самые большие магистральные грузовики в мире, ведь полная масса некоторых сцепок превышает 110 тонн!
Каждому автолюбителю приходилось обгонять дальнобойную фуру, и зачастую это непростая задача, особенно в дождь, да на извилистой дороге. А теперь представьте, что одновременно нужно обогнать три такие фуры! Вот на таких «аттракционах» и развлекаются австралийские водители легковушек. В Австралии даже существуют специальные дорожные знаки, предупреждающие что для обгона «Дорожного поезда» перед водителем должно быть полтора километра свободной дороги.
Австралия не самое густонаселенное место на планете, 2/3 населения проживает на восточном побережье, в штатах Новый Южный Уэльс, Квинсленд и Виктория. Но отдельные оазисы цивилизации есть на западном и северном побережьях. Всего на континенте шесть крупных городов, из которых пять – миллионники, и это означает, что большая часть грузовых перевозок в Австралии происходит из Мельбурна, на юге в Сидней или из Брисбена, на северо-востоке, в Аделаиду, в южном регионе. По-настоящему дальние перевозки осуществляются в Перт на западном и в Дарвин на северных побережьях.
Вопреки распространенному мнению, в Австралии достаточно развитая сеть железных дорог, но основную часть грузов доставляют на грузовиках.
Причем большая часть местных грузоперевозок осуществляются на мало и среднетоннажных грузовиках, как и везде. Также распространены фуры европейского и японского (или американского) типов, с одним единственным полуприцепом. Но домашний скот, зерновые культуры, топливо, руду и строительные материалы приходится возить через континент. Ехать вдоль побережья, любуясь пейзажами «Большого барьерного рифа», конечно здорово, но долго и накладно. Поэтому «оззи» гоняют напрямую – через пустошь, которую сами австралийцы называют аутбэк. Для таких континентальных перевозок используют «Дорожные поезда» – длиннющие грузовики, с тремя полноразмерными полуприцепами.
Вообще-то, эти железные грузовые демоны, круглосуточно несущиеся через пустоши, появились в Австралии относительно недавно. Сложно поверить, но первые континентальные грузоперевозки осуществлялись на верблюдах! Специально натренированных животных использовали вплоть до тридцатых годов прошлого века, но постепенно на смену живым «кораблям пустыни» пришли стальные.
Первый Road Train придумал человек по имени Курт Йоханнсен из городка Алис-Спрингс, расположенного в центре Австралии. Для перевозок через аутбэк Курт, наполовину немец, использовал танковый эвакуатор Diamond T980, со 185-сильным двигателем Hercules, оставленный янки после Второй мировой войны. Так сказать, взял трофей, хотя на самом деле купил на распродаже. Герр Йоханссен назвал эту штуковину «Берта» и запустил в ничего не подозревающую пустошь…
Думаю, большинство из вас хотя бы раз в жизни видели дальнобойный тягач. Если к такому грузовику вы прицепите два полуприцепа, то получите то, что австралийцы называют B-double. Итак, теперь перед вами большой и тяжелый грузовик-монстр! Но на самом деле это еще не «дорожный автопоезд». Эти комбинации классифицируются как «длинные грузовики» и такие сцепки с легкостью таскают японские тягачи Hino и Fuso.
Настоящий «Road Train» имеет два или три стандартных полуприцепа, соединенных подкатными тележками. Длина таких комбинаций составляет от 36,5 до 50 метров.
Имея специальное разрешение, вы также можете управлять «квадом AB». Это два полноразмерных прицепа, прицепленных к B-double. В такой комбинации длина автопоезда достигает 53,5 метров, и это максимум, допустимый для дорог Австралии.
Классификация «Road Train» (в порядке уменьшения длины и полной массы)
✅ A-Triple – три стандартных полуприцепа, длиной 42.5 м, и полной массой 141,5 тонн
✅ AB-triple – полуприцеп, ведущий полуприцеп и полуприцеп. 36,5 м, 110 тонн
✅ BA-triple – ведущий полуприцеп, и два стандартных полуприцепа. 36,5 м, 110 тонн
✅ B-Triple – два ведущих, и один стандартный полуприцеп. 36.5 м, 91 тонна
✅ AB-double – два стандартных полуприцепа. 20 м, 59,5 тонны.
Австралийские тягачи – самые грузоподъемные и выносливые дальнобойные «траки» в мире. Стандартные американские и европейские тягачи для пустоши не годятся, ведь дорожные поезда ходят не только по асфальту, но и по грунтовкам, пересекают броды… для таких условий требуется прочная рама, усиленные мосты и тормоза, а также огромный запас топлива.
Также в пустоши не обойтись без кондиционера, ведь температура воздуха в тени достигает +50 градусов, да только эту тень еще найти надо! Помимо вышеперечисленного, в конструкции австралийских «дорожных поездов» предусмотрены баки для питьевой воды, литров на пятьдесят. Внешне грузовики оззи выделяются «кенгурятниками» – защитными решетками радиаторов, и двумя воздухозаборниками, выведенными наверх.
Рынок австралийских грузовиков разнообразен: на нем представлены марки из Америки, Европы и Японии, например – Mack, Western-Star, Volvo, MAN, Iveco, Hino…
Лидер австралийского рынка Road Train – Kenworth, занимающий половину рынка тяжелых дорожных поездов. Флагман среди грузовиков этой марки – Kenworth C909. Вот его технические характеристики:
✅ Двигатель – Cummins Х15 605В, развивающий 605 лошадей, при 1850 об/мин
✅ Крутящий момент – 2779 Н*м, при 1100 об/мин
✅ Коробка передач – 18-ступенчатая Eaton RTLO 22915B
✅ Колесная формула – 6х4
✅ Запас топлива – 2300 литров.
Преимуществом Kenworth считается передняя подвеска, в которой балка переднего моста (установленная на рессорах) дополнительно крепится к раме двумя продольными рычагами. Благодаря этому решению руль «дорожного поезда» не вырывается из рук водителя на разбитых дорогах. Также водители высоко ценят «горный» тормоз Камминса, считая его самым эффективным среди себе подобных.
Scania – единственный бренд, предлагающий V8 в сегменте тяжелых грузовиков в Австралии, и шведский производитель недавно обновил линейку V8.
И теперь Scania с 770-сильным 16,4-литровым двигателем V8 – самый мощный серийный грузовик на австралийских дорогах! Передать эту мощность и крутящий момент на задние колеса помогает 14-ступенчатая (12 вперед) коробка передач Scania Opticruise, с ретардером R4100.
Технические характеристики
✅ Двигатель: Scania DC16 770, 16,4-литровый V8 90°
✅ Мощность: 770 лjifltq при 1900 об-мин
✅ Крутящий момент: 3700 Нм при 1000–1450 об-мин
✅ Трансмиссия: Scania GRSO 926, 14-ступенчатая, с «ретардой»
✅ Запас топлива: 1030 литров (710 левый, и 320 правый баки)
Еще пара любопытных штрихов. Кондиционер шведского грузовика способен работать восемь часов с выключенным двигателем. При движении со скоростью 100 км/ч на высшей передаче, обороты мотора Scania V8 достигают 1250 об-мин, то есть трак работает в зоне оптимального крутящего момента.
13-литровый шестицилиндровый двигатель Daimler OM 510 развивает мощность 510 лошадей при 1600 об-мин, а крутящий момент – 2500 Нм при 1100 об-мин.
Fuso позиционирует модель 510 как подходящую для перевозок внутри штатов. Разумеется, японский тягач с маленькой кабиной нельзя причислить к континентальным перевозчикам, хотя Fuso, безусловно, сможет утащить пару прицепов на приличное расстояние.
Кенгуру на дорогах Австралии частенько провоцируют ДТП неожиданно появляясь на дороге. Ежегодно происходит более 16 тысяч столкновений автомобилей с этими животными. Единственное, что может сделать водитель Road Train, заметив кенгуру выскочившего на дорогу, это сбросить газ.
Австралийские дальнобои рекомендуют «побибикать» обычным сигналом, но не в коем случае не пневматическим, поскольку громкий рев сильно пугает животное. Ночью рекомендуется переключиться на ближний свет фар, так как от дальнего кенгуру может застыть на одном месте. Но еще хуже то, что тень на дороге позади себя кенгуру считает другим животным, собирающимся напасть на него! Зверь удирает… прямо на грузовик.
В целом может сложиться впечатление, что жизни австралийских дальнобойщиков не позавидуешь: палящая жара, броды и пыль, а также кенгуру. Но наши водители от перечисленных проблем только улыбнутся! Ведь по зимникам ездить ничуть не проще. Отчасти согласимся с ними, но лишь отчасти! Нашим дальнобойщикам, при всем к ним уважении, не приходится ездить на тысячи километров с тремя, а то и с четырьмя прицепами! Австралийский дальний бой – уникальное явление, а грузовики Road Train вызывают неподдельно восхищение своими характеристиками и возможностями.
Каждому автолюбителю приходилось обгонять дальнобойную фуру, и зачастую это непростая задача, особенно в дождь, да на извилистой дороге. А теперь представьте, что одновременно нужно обогнать три такие фуры! Вот на таких «аттракционах» и развлекаются австралийские водители легковушек. В Австралии даже существуют специальные дорожные знаки, предупреждающие что для обгона «Дорожного поезда» перед водителем должно быть полтора километра свободной дороги.
Про Австралию
Австралия не самое густонаселенное место на планете, 2/3 населения проживает на восточном побережье, в штатах Новый Южный Уэльс, Квинсленд и Виктория. Но отдельные оазисы цивилизации есть на западном и северном побережьях. Всего на континенте шесть крупных городов, из которых пять – миллионники, и это означает, что большая часть грузовых перевозок в Австралии происходит из Мельбурна, на юге в Сидней или из Брисбена, на северо-востоке, в Аделаиду, в южном регионе. По-настоящему дальние перевозки осуществляются в Перт на западном и в Дарвин на северных побережьях.
Про «Road Trains»
Вопреки распространенному мнению, в Австралии достаточно развитая сеть железных дорог, но основную часть грузов доставляют на грузовиках.
Причем большая часть местных грузоперевозок осуществляются на мало и среднетоннажных грузовиках, как и везде. Также распространены фуры европейского и японского (или американского) типов, с одним единственным полуприцепом. Но домашний скот, зерновые культуры, топливо, руду и строительные материалы приходится возить через континент. Ехать вдоль побережья, любуясь пейзажами «Большого барьерного рифа», конечно здорово, но долго и накладно. Поэтому «оззи» гоняют напрямую – через пустошь, которую сами австралийцы называют аутбэк. Для таких континентальных перевозок используют «Дорожные поезда» – длиннющие грузовики, с тремя полноразмерными полуприцепами.
Вообще-то, эти железные грузовые демоны, круглосуточно несущиеся через пустоши, появились в Австралии относительно недавно. Сложно поверить, но первые континентальные грузоперевозки осуществлялись на верблюдах! Специально натренированных животных использовали вплоть до тридцатых годов прошлого века, но постепенно на смену живым «кораблям пустыни» пришли стальные.
Diamond T980, бывший балластный тягач M19 Tank Transporter – первый Road Train в Австралии. Фото: Youtube.com
Первый Road Train придумал человек по имени Курт Йоханнсен из городка Алис-Спрингс, расположенного в центре Австралии. Для перевозок через аутбэк Курт, наполовину немец, использовал танковый эвакуатор Diamond T980, со 185-сильным двигателем Hercules, оставленный янки после Второй мировой войны. Так сказать, взял трофей, хотя на самом деле купил на распродаже. Герр Йоханссен назвал эту штуковину «Берта» и запустил в ничего не подозревающую пустошь…
Виды тягачей в Австралии
Думаю, большинство из вас хотя бы раз в жизни видели дальнобойный тягач. Если к такому грузовику вы прицепите два полуприцепа, то получите то, что австралийцы называют B-double. Итак, теперь перед вами большой и тяжелый грузовик-монстр! Но на самом деле это еще не «дорожный автопоезд». Эти комбинации классифицируются как «длинные грузовики» и такие сцепки с легкостью таскают японские тягачи Hino и Fuso.
Дорожные поезда
Настоящий «Road Train» имеет два или три стандартных полуприцепа, соединенных подкатными тележками. Длина таких комбинаций составляет от 36,5 до 50 метров.
Mack Anthem: представитель современных капотных тягачей. Фото: Youtube.com
Имея специальное разрешение, вы также можете управлять «квадом AB». Это два полноразмерных прицепа, прицепленных к B-double. В такой комбинации длина автопоезда достигает 53,5 метров, и это максимум, допустимый для дорог Австралии.
Классификация «Road Train» (в порядке уменьшения длины и полной массы)
✅ A-Triple – три стандартных полуприцепа, длиной 42.5 м, и полной массой 141,5 тонн
✅ AB-triple – полуприцеп, ведущий полуприцеп и полуприцеп. 36,5 м, 110 тонн
✅ BA-triple – ведущий полуприцеп, и два стандартных полуприцепа. 36,5 м, 110 тонн
✅ B-Triple – два ведущих, и один стандартный полуприцеп. 36.5 м, 91 тонна
✅ AB-double – два стандартных полуприцепа. 20 м, 59,5 тонны.
Австралийские тягачи – самые грузоподъемные и выносливые дальнобойные «траки» в мире. Стандартные американские и европейские тягачи для пустоши не годятся, ведь дорожные поезда ходят не только по асфальту, но и по грунтовкам, пересекают броды… для таких условий требуется прочная рама, усиленные мосты и тормоза, а также огромный запас топлива.
Любимый тягач «оззи» – 909-й Kenworth. Фото: Youtube.com
Также в пустоши не обойтись без кондиционера, ведь температура воздуха в тени достигает +50 градусов, да только эту тень еще найти надо! Помимо вышеперечисленного, в конструкции австралийских «дорожных поездов» предусмотрены баки для питьевой воды, литров на пятьдесят. Внешне грузовики оззи выделяются «кенгурятниками» – защитными решетками радиаторов, и двумя воздухозаборниками, выведенными наверх.
Мир «дорожных поездов»
Рынок австралийских грузовиков разнообразен: на нем представлены марки из Америки, Европы и Японии, например – Mack, Western-Star, Volvo, MAN, Iveco, Hino…
Так называемый «квад». Четвертый полуприцеп в кадре не уместился. Фото: Youtube.com
Лидер австралийского рынка Road Train – Kenworth, занимающий половину рынка тяжелых дорожных поездов. Флагман среди грузовиков этой марки – Kenworth C909. Вот его технические характеристики:
✅ Двигатель – Cummins Х15 605В, развивающий 605 лошадей, при 1850 об/мин
✅ Крутящий момент – 2779 Н*м, при 1100 об/мин
✅ Коробка передач – 18-ступенчатая Eaton RTLO 22915B
✅ Колесная формула – 6х4
✅ Запас топлива – 2300 литров.
Преимуществом Kenworth считается передняя подвеска, в которой балка переднего моста (установленная на рессорах) дополнительно крепится к раме двумя продольными рычагами. Благодаря этому решению руль «дорожного поезда» не вырывается из рук водителя на разбитых дорогах. Также водители высоко ценят «горный» тормоз Камминса, считая его самым эффективным среди себе подобных.
Scania R770
Scania – единственный бренд, предлагающий V8 в сегменте тяжелых грузовиков в Австралии, и шведский производитель недавно обновил линейку V8.
Scania R770 – самый мощный серийный тягач в Австралии. Фото: Youtube.com
И теперь Scania с 770-сильным 16,4-литровым двигателем V8 – самый мощный серийный грузовик на австралийских дорогах! Передать эту мощность и крутящий момент на задние колеса помогает 14-ступенчатая (12 вперед) коробка передач Scania Opticruise, с ретардером R4100.
Технические характеристики
✅ Двигатель: Scania DC16 770, 16,4-литровый V8 90°
✅ Мощность: 770 лjifltq при 1900 об-мин
✅ Крутящий момент: 3700 Нм при 1000–1450 об-мин
✅ Трансмиссия: Scania GRSO 926, 14-ступенчатая, с «ретардой»
✅ Запас топлива: 1030 литров (710 левый, и 320 правый баки)
Еще пара любопытных штрихов. Кондиционер шведского грузовика способен работать восемь часов с выключенным двигателем. При движении со скоростью 100 км/ч на высшей передаче, обороты мотора Scania V8 достигают 1250 об-мин, то есть трак работает в зоне оптимального крутящего момента.
Fuso Shogun 510
13-литровый шестицилиндровый двигатель Daimler OM 510 развивает мощность 510 лошадей при 1600 об-мин, а крутящий момент – 2500 Нм при 1100 об-мин.
Fuso Shogun 510. Вряд ли вы захотите ехать через аутбэк на этом тягаче. Фото: Youtube.com
Fuso позиционирует модель 510 как подходящую для перевозок внутри штатов. Разумеется, японский тягач с маленькой кабиной нельзя причислить к континентальным перевозчикам, хотя Fuso, безусловно, сможет утащить пару прицепов на приличное расстояние.
Кенгуру
Кенгуру на дорогах Австралии частенько провоцируют ДТП неожиданно появляясь на дороге. Ежегодно происходит более 16 тысяч столкновений автомобилей с этими животными. Единственное, что может сделать водитель Road Train, заметив кенгуру выскочившего на дорогу, это сбросить газ.
Кто сказал что в Австралии нет грязи? Фото: Youtube.com
Австралийские дальнобои рекомендуют «побибикать» обычным сигналом, но не в коем случае не пневматическим, поскольку громкий рев сильно пугает животное. Ночью рекомендуется переключиться на ближний свет фар, так как от дальнего кенгуру может застыть на одном месте. Но еще хуже то, что тень на дороге позади себя кенгуру считает другим животным, собирающимся напасть на него! Зверь удирает… прямо на грузовик.
В целом может сложиться впечатление, что жизни австралийских дальнобойщиков не позавидуешь: палящая жара, броды и пыль, а также кенгуру. Но наши водители от перечисленных проблем только улыбнутся! Ведь по зимникам ездить ничуть не проще. Отчасти согласимся с ними, но лишь отчасти! Нашим дальнобойщикам, при всем к ним уважении, не приходится ездить на тысячи километров с тремя, а то и с четырьмя прицепами! Австралийский дальний бой – уникальное явление, а грузовики Road Train вызывают неподдельно восхищение своими характеристиками и возможностями.
- Алексей Медведев
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...