Citroen ZX Rally Raid: «diable jaune du desert» или легенда пустыни
3 431

Citroen ZX Rally Raid: «diable jaune du desert» или легенда пустыни

Марка Citroen тесно связана с автоспортом на протяжении десятилетий. На наших глазах французская марка стала иконой мира ралли, ведь на счету «двух шевронов» 97 побед и 9 чемпионских титулов! Но вот что странно – ни один человек в мире, включая сотрудников Citroen, не знает, когда французские автомобили впервые появились в ралли! Достоверно известно что автомобиль Citroen участвовал в Rallye Automobile de Monte-Carlo 1926 года, а что было до этого – тайна, покрытая мраком. Также известно, что в 1965 году у французов появилась заводская команда, кстати одна из первых в мире. Но, пожалуй, рассказ о путешествии Citroen в мир ралли стоит начать с 1959 года, когда Пол Колтеллони на DS19 победил в Монте-Карло. В том же году Колтеллони стал чемпионом Европы.


Казалось бы – сложно найти другой автомобиль, столь же сильно не похожий на раллийный болид, как Citroen DS19. Но «богини» не только участвовали, они выигрывали гонки! В том числе марафоны. Так лишь загадочная авария помешала Люсьену Бьянки, лидировавшему за 250 километров до финиша с отрывом 11 минут, победить в марафоне «Лондон – Сидней» 1968 года.

Citroen ZX Rally Raid: «diable jaune du desert» или легенда пустыниCitroen DS19 под управлением Фантомаса. Фото: Youtube.com

За долгие годы Citroen DS19 показали себя как выносливые и прочные автомобили, не боящиеся разбитых дорог. Гонщики с удовольствием выступали на французских автомобилях, но в середине семидесятых фирму поразил финансовый кризис, и французам стало не до ралли: Citroеn остановил спортивную программу. Правда уже в начале восьмидесятых, под крылом Peugeot, ситроеновцы решили вернуться.

Проект «Генезис»


На этот раз Citroen собирались бросить вызов Renault 5, создав среднемоторный автомобиль «группы Б». За основу собирались взять маленький хэтчбек Visa, но так как к тому времени инженеры фирмы не обладали необходимым опытом, проект отдали на аутсорсинг. В результате на свет появился Citroen-Lotus. Британский прототип представлял собой странный гибрид шасси суперкара Esprit Turbo, с «нахлобученным» на него кузовом Visa, а также британского двигателя и 5-ступенчатой французской КПП! В 1982 году гонщики Citroen провели тесты, после которых программу объявили бесперспективной: инженеры фирмы сочли что без полного привода бороться за победы в чемпионате по ралли невозможно. На такие мысли французов натолкнул успех Audi Quattro.

Visa 1000 Pistes


Для начала Citroen самостоятельно построили Visa 1000 Pistes: первый полноприводный автомобиль марки, созданный для соревнований!

Citroen Visa 1000 Pistes. Фото: Youtube.com

Конечно, ни о какой конкуренции с грандами раллийной «группы Б» не могло идти и речи, ведь Citroen имел под капотом чахлый моторчик мощностью 112 лошадей! И тогда руководству Citroen пришла в голову «блестящая» идея: построить свой собственный лунапарк… Audi Quattro, на базе модели BX!

Citroen BX 4TC



BX 4TC копировал компоновку Audi Quattro, с установленным спереди продольно двигателем. Тот факт, что у Audi возникли серьезные проблемы с недостаточной поворачиваемостью, похоже, никого во Франции не интересовал. BX 4TC называют худшей машиной «группы Б», и не без оснований: Citroen оказался не только жутко медленным, но и крайне ненадежным!

Citroen BX 4TC. Фото: Youtube.com

Лишь однажды, на ралли Швеция, «Ла Паник» (Жан-Клод Адруэ) сумел финишировать, хотя и проиграл почти полчаса победителю – Юхе Канккунену. От позора французскую марку спасла FISA: после аварии Генри Тойвонена, Жан-Мари Балестр объявил «группу Б» вне закона.

Peugeot


В середине восьмидесятых Peugeot ворвались в мир ралли подобно комете: 205 Т16 оказался быстроходней чем Audi, Lancia, MG и Ford. В 1985-86 годах, французы выиграли два чемпионата в личном, и командном зачете, и лишь запрет «группы Б» остановил доминирование Peugeot в классическом ралли. Списывать в музей не исчерпавшие потенциал автомобили посчитали нерациональным, поэтому французы решили попробовать свои силы в ралли-рейдах. Так на свет появился модернизированный вариант раллийного Peugeot 205 T16 под названием Grand Raid, впоследствии эволюционировавший в 405 Т16.

Peugeot 405 T16 Ари Ватанена. Фото: Youtube.com

Париж – Дакар тех лет, вне всякого сомнения, грандиозное мероприятие, но проходило оно в основном в Африке! Само собой, большим боссам компании хотелось тусоваться с сильными мира сего в фешенебельных отелях светской Европы, в паддоке Монцы и Сильверстоуна, а не в палатке, расположенной в песках пустыни Сахара. А значит у Peugeot было два варианта продолжения гоночной программы: Формула-1, либо чемпионат WSC. Peugeot выбрали спортпрототипы, где французов ожидало соперничество с такими марками как: Porsche, Jaguar, Mercedes-Benz, Toyota и Nissan. Теперь большие боссы могли общаться друг с другом, а также со звездами шоу бизнеса и политиками не покидая Францию, ведь главное событие WSC проходило в Ле-Мане. А автомобили 405 Т16 «перелицевали» в Citroen, заменив кузов Peugeot чем-то, что отдаленно напоминало новый Citroen ZX.

Рождение «Желтых дьяволов»


Представленный в 1990 году, Citroen ZX Rallye Raid предвосхитил выпуск серийной модели. Нелогичные действия, как оказалось, легко объяснимы с точки зрения маркетинга: французы всеми силами создавали для ZX образ быстрого и надежного автомобиля. Первым козырем стал Citroen ZX Rallye Raid – победитель Париж-Дакар 1991 года. Вторым – ресурсные испытания, результаты которых опубликовали в журнале Quattroroute. В них сообщалось, что Citroen ZX прошел 120 000 километров пробега без поломок, не требуя вообще никакого технического обслуживания! На этом агрессивном рекламном фоне покупатели Citroen ZX понимали, что приобретают пускай и не самую престижную модель марки, но, по крайней мере, очень практичный и выносливый автомобиль.

Первый вариант Evo-1 выпустили в июле 1990 года. Внешне, окрашенный в желтые цвета Camel автомобиль, отдаленно напоминал стандартный ZX, но с большими колесами и огромным антикрылом. ZX Rally Raid оснастили установленным перед задней осью 1.9 литровым 16-клапанный двигателем с турбонаддувом, развивающим 320 лошадиных сил. Крутящий момент на колеса передавался через шестиступенчатую ​​механическую коробку передач.

Citroen ZX Rallye Raid Evo3. Фото: Youtube.com

Журналисты довольно быстро окрестили эти машины «Желтыми дьяволами», причем не столько за скорость, сколько за коварство! Трижды Citroen ZX Rallye Raid внезапно вспыхивали, и сгорали дотла. Позже выяснится, что на машинах взрывались амортизаторы, масло от которых попадало на раскаленные части турбокомпрессора, что и приводило к пожарам.

Эволюции Citroen ZX Rallye Raid


К концу 1991 года для ралли-рейда Париж-Пекин Citroen подготовил Evo-2. Но так как марафон отменили, французы решили использовать оба автомобиля на «Париж-Кейптаун», вместе с тремя старыми Evo-1. Различия между двумя вариантами заключались в увеличенных в ширину колесных арках, чтобы можно было установить колеса большего размера и расширить колею. Citroen ZX Rallye Raid Evo-2 по-прежнему окрашивались в желтый цвет Camel, имели прежние двигатели и проблемы с «самовоспламенением». В Ралли Фараонов взорвавшийся «Желтый дьявол» все же забрал свою жертву: штурмана Жаки Икса, Кристиана Тарэна.

В 1992 году Citroen Sport выпустил Evo-3: кузова которых обрели еще более агрессивный внешний вид. В 1993 году автомобили «сменили окраску»: из-за запрета табачной рекламы во Франции, ZX Rallye Raid перекрасили в красный – официальный цвет Citroen. Машины, по инерции, называли «Красные дьяволы», хотя самовозгорания удалось победить. Но смена цвета принесла поражение: победителем Дакара '93 стал Бруно Саби, выступавший на Mitsubishi Pajero.

«Красный дьявол» Evo-5 больше напоминал багги, чем оригинальный ZX. Фото: Youtube.com

ZX Rallye Raid Evo-4 появился в 1994 году. Переднюю часть в очередной раз изменили, вслед за «рестайлингом» проведенный для дорожного автомобиля. В следующем году Citroen выпустил ZX Rallye Raid Evo-5, ставший самым большим экземпляром в серии. Широченный кузов легко вмещал запасные колеса, топливо и запчасти. А еще в Citroen использовали новый двигатель: 16-клапанный, рабочим объемом 2.5 литра с турбонаддувом, развивающим свыше 390 лошадей. В 1996 году Citroen в последний раз участвовал в Дакаре на этом автомобиле.

Победы в «Дакаре»


Дебют Citroen на «Дакаре» состоялся в 1991 году, через год после триумфа Peugeot 405 T16. ZX Rallye Raid стартовал в пяти ралли-рейдах, в четырех из которых победил.

✅ 1991: Ватанен и Берглунд
✅ 1994: Лартиг и Перен
✅ 1995: Лартиг и Перен
✅ 1996: Лартиг и Перен

В 1992 году вместо «Дакара» провели марафон Париж - Кейптаун, победил Юбер Ориоль, на Mitsubishi Pajero

После последнего триумфа, Citroen покинули Сахару: с 1997 года заводские прототипы категории Т3 оказались под запретом.

Когда речь заходит о Citroen и автоспорте, все вспоминают о периоде доминирования Себастьяна Леба в WRC, с Xsara и C4, забывая о былом величии ZX. Пускай стандартный автомобиль был «одним из многих» хэтчбеков девяностых, но Rallye Raid стал одной из самых доминирующих гоночных машин, и его место - в одном ряду с Williams FW14B, Lancia Delta и Porsche 962! Но главная заслуга ZX Rallye Raid не в многочисленных победах, а в том, что он проложил путь от катастрофы BX 4TC, к триумфу Xsara в WRC, что делает его важнейшим гоночным автомобилем Citroen.
Какую спортивную модель Citroen вы считаете важнейшей, с исторической точки зрения?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....