Как в два счета «обнулить» ресурс АКПП
Несмотря на «упорство» «механики», автоматические коробки постепенно завоевывают рынок, по крайней мере тех автомобилей, что находятся в каждодневной эксплуатации. Современные АКПП – довольно надежные агрегаты, способные проходить не одну сотню тысяч километров без капремонта, но только при «небольшом» условии – правильной эксплуатации и обслуживании. Речь пойдет о классических «автоматах»: приравниваемые к ним некоторыми автолюбителями «роботы» и вариаторы заслуживают другой, отдельной статьи. Так что же влияет на ресурс АКПП и как ее можно «угробить»?
Здесь важны мелочи, на которые большинство автовладельцев не обращает внимание. И начать можно даже не со стиля вождения, а банальной остановки. Например, если автомобиль припарковать на уклоне на длительный срок, то не только коробка, но и двигатель станут «жертвами» масляного голодания. Конечно, ни движок, ни АКПП тут же из строя не выйдут, но срок их эксплуатации наверняка сократится. Причина в том, что смазывающая жидкость плохо поступает в заборник, причем зимой ситуация резко усугубляется.
Второй момент, о котором важно помнить при остановке – использование ручного тормоза. Наверняка многие замечали: если на него не поставить машину, находящуюся на уклоне, селектор передвинуть из положения «Р» в любое другое получается с трудом. Причина в «закусывании» фиксатора и вытягивании тросика управления АКПП. Итогом могут стать, помимо сокращения срока службы коробки, невключение фонарей заднего хода.
После остановки на уклоне сначала затяните ручной тормоз, а уже потом переведите селектор в положение паркинга.
Отличный способ погубить «автомат»! Речь идет о зацеплении машины за буксир (или с помощью физической силы) и переводе рычага селектора при движении авто из положения N в D.
Имейте в виду, что при выполнении подобной «операции» первичный вал неподвижен, насос масло не качает, давления в коробке нет. Невозможно сказать, как стартует работа АКПП: когда заработают соленоиды, куда в первую очередь поступит смазка и какие фрикционы будут задействованы в момент пуска двигателя.
Еще один «проверенный» метод быстро сократить срок службы «автомата». В 90-е, когда машины с подобной трансмиссией начали заполнять российский рынок, было в ходу т. н. «правило 50/50». Это значит, что технику, оснащенную АКПП можно буксировать со скоростью не более 50 км/ч на такое же расстояние. В противном случае из-за отсутствия смазки начнутся задиры. Сегодня это правило сместилось к «30/30», а большинство производителей вообще допускают буксировку своей продукции только при затягивании ее на эвакуатор.
Неважно, где это происходит: в грязи, песке или снегу. Результат будет один и тот же – в лучшем случае сокращение эксплуатационного агрегата «автомата». Многие автолюбители, пересевшие на машину с АКПП после «механики», пытаются при буксовании использовать метод раскачки, переводя селектор из R в D и наоборот. В этом случае нужно обязательно выдержать паузу, чтобы не переломать фрикционы и другие детали.
Однако тогда эффекта раскачки не будет. Кроме того, буксование подразумевает работу АКПП на пределе, что приводит к подгоранию смазки и переходу агрегата в режим «аварийки». Хуже попыток самостоятельно выбраться из грязи может быть только вытягивание из подобной ситуации другого автомобиля.
Нежелание прогревать «автомат» зимой, да еще и сразу после съезда с места нагружать агрегат может привести к выдавливанию сальников и иных резиновых уплотнений в гидравлическом блоке.
Резкий рывок с места на светофоре для АКПП – как причинение болевого шока человеку. А дрифт на машине с автоматической трансмиссией вообще поможет очень быстро отправить коробку в утиль. Это когда водитель, включив режим D, держит машину на месте, нажав на педаль тормоза. Да, круто: дым валит из-под колес, авто резко рвет с места, двигатель набирает обороты и здравствуй, победа! До свиданья коробка!
Начать следует со второго момента. Как это ни странно звучит, но часть автолюбителей (автолюбительниц) по непонятным причинам (случайно или из любопытства) на ходу передвигают селектор в положение Р.
В лучшем случае в такой момент зуб фиксатора начнет образовывать металлическую стружку, которая будет забивать масляные каналы. Смазку придется менять раньше времени. Худший вариант – поломка фиксатора, ремонт АКПП. Что касается бездорожья, то на авто с АКПП, предназначенных для езды по асфальту, ездить по грунтовке нужно с осторожностью.
В последнее время ходит «фишка», что менять в современных «автоматах» масло не нужно на весь период эксплуатации. Так уверяют некоторые автопроизводители. Однако ни один поставщик АКПП на конвейер подобных заявлений не делает. Все это не более, чем маркетинговый ход: если смазку не менять, худо-бедно до окончания гарантии коробка доживет, а далее – «после нас хоть потоп». Доказать, что «автомат» вышел из строя из-за отсутствия свежего масла будет чрезвычайно сложно.
Лить в коробку нужно то, что рекомендует производитель. Если полная замена не предполагается, и вы просто доливаете недостающий объем, перемешивание разных жидкостей ведет к ненужным проблемам. В результате реакции старого состава с новым (не рекомендованным), не исключена химическая реакция, которая приводит к образованию непонятных сгустков, коагулянтов, осадка. Оно это надо?
Ряд автовладельцев, заменив масло в коробке, успокаиваются: больше ничего делать не надо, все ОК. Но некоторые АКПП (например, в рамных внедорожниках), работают в тяжелых условиях и поэтому требуют дополнительного охлаждения. Для этого в конструкции авто предусмотрен отдельный радиатор. Если он залеплен листвой, травой, грязью, АКПП будет перегреваться, что явно не пойдет ей на пользу.
Здесь же стоит упомянуть увлечение любителей езды по бездорожью защитой моторного отсека. Дополнительный кожух на коробке лишает ее обдува и ведет к тому же перегреву.
Еще один способ добить АКПП – не обращать внимания на симптомы, которые «кричат и требуют» прекратить эксплуатацию. У разных коробок они отличаются. Например, у авто с АКПП GM серии 6Т передачи начинают переключаться с замедлением, «автоматы» от DP переходят в «аварийку» при поломке регулятора давления.
Есть и общие признаки: вибрация на некоторых скоростях, отказ одной из передачи, даже нестабильные холостые обороты могут говорить о неисправностях АКПП, а не двигателя.
Как ни эксплуатируй «автомат», правильно или нет, поломка все равно наступит. Однако вопрос в том, когда? И сколько времени, средств понадобится на восстановление агрегата? Соблюдение правил пользования «автоматом», его своевременное обслуживание продлевают эксплуатационный ресурс, а ремонт делают менее дорогим. Факт.
Эксплуатация
Здесь важны мелочи, на которые большинство автовладельцев не обращает внимание. И начать можно даже не со стиля вождения, а банальной остановки. Например, если автомобиль припарковать на уклоне на длительный срок, то не только коробка, но и двигатель станут «жертвами» масляного голодания. Конечно, ни движок, ни АКПП тут же из строя не выйдут, но срок их эксплуатации наверняка сократится. Причина в том, что смазывающая жидкость плохо поступает в заборник, причем зимой ситуация резко усугубляется.
Второй момент, о котором важно помнить при остановке – использование ручного тормоза. Наверняка многие замечали: если на него не поставить машину, находящуюся на уклоне, селектор передвинуть из положения «Р» в любое другое получается с трудом. Причина в «закусывании» фиксатора и вытягивании тросика управления АКПП. Итогом могут стать, помимо сокращения срока службы коробки, невключение фонарей заднего хода.
Тот самый фиксатор и тросик (наверху), находящиеся в положении парковки. Фото: YouTube.com
После остановки на уклоне сначала затяните ручной тормоз, а уже потом переведите селектор в положение паркинга.
Запуск двигателя с «толкача»
Отличный способ погубить «автомат»! Речь идет о зацеплении машины за буксир (или с помощью физической силы) и переводе рычага селектора при движении авто из положения N в D.
Такой способ пуска двигателя тоже вреден. Фото: YouTube.com
Имейте в виду, что при выполнении подобной «операции» первичный вал неподвижен, насос масло не качает, давления в коробке нет. Невозможно сказать, как стартует работа АКПП: когда заработают соленоиды, куда в первую очередь поступит смазка и какие фрикционы будут задействованы в момент пуска двигателя.
Буксировка
Еще один «проверенный» метод быстро сократить срок службы «автомата». В 90-е, когда машины с подобной трансмиссией начали заполнять российский рынок, было в ходу т. н. «правило 50/50». Это значит, что технику, оснащенную АКПП можно буксировать со скоростью не более 50 км/ч на такое же расстояние. В противном случае из-за отсутствия смазки начнутся задиры. Сегодня это правило сместилось к «30/30», а большинство производителей вообще допускают буксировку своей продукции только при затягивании ее на эвакуатор.
Буксировка авто с АКПП допускается (см. инструкцию!) со скоростью 30 км/ч на расстояние 30 км. Фото: YouTube.com
В случае покупки авто с пробегом, оборудованной АКПП, посмотрите в первую очередь под «корму» – есть ли фаркоп. Если да, от приобретения лучше воздержаться. Длительное «таскание» прицепов, автодомов отрицательно сказывается на «здоровье» коробки.
Буксование
Неважно, где это происходит: в грязи, песке или снегу. Результат будет один и тот же – в лучшем случае сокращение эксплуатационного агрегата «автомата». Многие автолюбители, пересевшие на машину с АКПП после «механики», пытаются при буксовании использовать метод раскачки, переводя селектор из R в D и наоборот. В этом случае нужно обязательно выдержать паузу, чтобы не переломать фрикционы и другие детали.
Такие дороги не для таких машин. Фото: YouTube.com
Однако тогда эффекта раскачки не будет. Кроме того, буксование подразумевает работу АКПП на пределе, что приводит к подгоранию смазки и переходу агрегата в режим «аварийки». Хуже попыток самостоятельно выбраться из грязи может быть только вытягивание из подобной ситуации другого автомобиля.
Вождение
Нежелание прогревать «автомат» зимой, да еще и сразу после съезда с места нагружать агрегат может привести к выдавливанию сальников и иных резиновых уплотнений в гидравлическом блоке.
Дрифтом лучше заниматься на авто с МКПП. Фото: YouTube.com
Резкий рывок с места на светофоре для АКПП – как причинение болевого шока человеку. А дрифт на машине с автоматической трансмиссией вообще поможет очень быстро отправить коробку в утиль. Это когда водитель, включив режим D, держит машину на месте, нажав на педаль тормоза. Да, круто: дым валит из-под колес, авто резко рвет с места, двигатель набирает обороты и здравствуй, победа! До свиданья коробка!
Бездорожье и неосторожность
Начать следует со второго момента. Как это ни странно звучит, но часть автолюбителей (автолюбительниц) по непонятным причинам (случайно или из любопытства) на ходу передвигают селектор в положение Р.
С селектором АКПП на ходу лучше не экспериментировать. Фото: YouTube.com
В лучшем случае в такой момент зуб фиксатора начнет образовывать металлическую стружку, которая будет забивать масляные каналы. Смазку придется менять раньше времени. Худший вариант – поломка фиксатора, ремонт АКПП. Что касается бездорожья, то на авто с АКПП, предназначенных для езды по асфальту, ездить по грунтовке нужно с осторожностью.
Обслуживание
В последнее время ходит «фишка», что менять в современных «автоматах» масло не нужно на весь период эксплуатации. Так уверяют некоторые автопроизводители. Однако ни один поставщик АКПП на конвейер подобных заявлений не делает. Все это не более, чем маркетинговый ход: если смазку не менять, худо-бедно до окончания гарантии коробка доживет, а далее – «после нас хоть потоп». Доказать, что «автомат» вышел из строя из-за отсутствия свежего масла будет чрезвычайно сложно.
Жидкость минеральная для автоматических трансмиссий TAKAYAMA ATF lll. Средняя цена за 4 л: 1859 руб. Фото: ЯндексМаркет
Смазка при постоянных перепадах температуры обязательно будет менять свои свойства, крутящиеся и трущиеся поверхности неизбежно образуют стружку, которая попадает в узкие масляные каналы. В итоге забиваются фильтры. Производители АКПП рекомендуют заливать свежий состав каждые 60 тыс. км пробега. Делать это нужно профессионально: лишнее масло в коробке также вредно, как и его недостаток. В первом случае оно будет вспениваться, мешать нормальной работе гидромодуля. Во втором – вызовет «голодание», т. к. смазка к некоторым узлам и деталям будет поступать в недостаточном количестве.
Правильный выбор масла
Лить в коробку нужно то, что рекомендует производитель. Если полная замена не предполагается, и вы просто доливаете недостающий объем, перемешивание разных жидкостей ведет к ненужным проблемам. В результате реакции старого состава с новым (не рекомендованным), не исключена химическая реакция, которая приводит к образованию непонятных сгустков, коагулянтов, осадка. Оно это надо?
Забота об охлаждении
Ряд автовладельцев, заменив масло в коробке, успокаиваются: больше ничего делать не надо, все ОК. Но некоторые АКПП (например, в рамных внедорожниках), работают в тяжелых условиях и поэтому требуют дополнительного охлаждения. Для этого в конструкции авто предусмотрен отдельный радиатор. Если он залеплен листвой, травой, грязью, АКПП будет перегреваться, что явно не пойдет ей на пользу.
Иногда владельцы Chevrolet Cruze самостоятельно устанавливают дополнительный радиатор охлаждения АКПП. Фото: YouTube.com
Здесь же стоит упомянуть увлечение любителей езды по бездорожью защитой моторного отсека. Дополнительный кожух на коробке лишает ее обдува и ведет к тому же перегреву.
Аварийный режим
Еще один способ добить АКПП – не обращать внимания на симптомы, которые «кричат и требуют» прекратить эксплуатацию. У разных коробок они отличаются. Например, у авто с АКПП GM серии 6Т передачи начинают переключаться с замедлением, «автоматы» от DP переходят в «аварийку» при поломке регулятора давления.
Посередине наверху горит аварийный режим работы АКПП. Фото: YouTube.com
Есть и общие признаки: вибрация на некоторых скоростях, отказ одной из передачи, даже нестабильные холостые обороты могут говорить о неисправностях АКПП, а не двигателя.
Итоги
Как ни эксплуатируй «автомат», правильно или нет, поломка все равно наступит. Однако вопрос в том, когда? И сколько времени, средств понадобится на восстановление агрегата? Соблюдение правил пользования «автоматом», его своевременное обслуживание продлевают эксплуатационный ресурс, а ремонт делают менее дорогим. Факт.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....