Как в два счета «обнулить» ресурс АКПП
11 266

Как в два счета «обнулить» ресурс АКПП

Несмотря на «упорство» «механики», автоматические коробки постепенно завоевывают рынок, по крайней мере тех автомобилей, что находятся в каждодневной эксплуатации. Современные АКПП – довольно надежные агрегаты, способные проходить не одну сотню тысяч километров без капремонта, но только при «небольшом» условии – правильной эксплуатации и обслуживании. Речь пойдет о классических «автоматах»: приравниваемые к ним некоторыми автолюбителями «роботы» и вариаторы заслуживают другой, отдельной статьи. Так что же влияет на ресурс АКПП и как ее можно «угробить»?


Эксплуатация


Здесь важны мелочи, на которые большинство автовладельцев не обращает внимание. И начать можно даже не со стиля вождения, а банальной остановки. Например, если автомобиль припарковать на уклоне на длительный срок, то не только коробка, но и двигатель станут «жертвами» масляного голодания. Конечно, ни движок, ни АКПП тут же из строя не выйдут, но срок их эксплуатации наверняка сократится. Причина в том, что смазывающая жидкость плохо поступает в заборник, причем зимой ситуация резко усугубляется.

Второй момент, о котором важно помнить при остановке – использование ручного тормоза. Наверняка многие замечали: если на него не поставить машину, находящуюся на уклоне, селектор передвинуть из положения «Р» в любое другое получается с трудом. Причина в «закусывании» фиксатора и вытягивании тросика управления АКПП. Итогом могут стать, помимо сокращения срока службы коробки, невключение фонарей заднего хода.

Как в два счета «обнулить» ресурс АКППТот самый фиксатор и тросик (наверху), находящиеся в положении парковки. Фото: YouTube.com

После остановки на уклоне сначала затяните ручной тормоз, а уже потом переведите селектор в положение паркинга.

Запуск двигателя с «толкача»


Отличный способ погубить «автомат»! Речь идет о зацеплении машины за буксир (или с помощью физической силы) и переводе рычага селектора при движении авто из положения N в D.

Такой способ пуска двигателя тоже вреден. Фото: YouTube.com

Имейте в виду, что при выполнении подобной «операции» первичный вал неподвижен, насос масло не качает, давления в коробке нет. Невозможно сказать, как стартует работа АКПП: когда заработают соленоиды, куда в первую очередь поступит смазка и какие фрикционы будут задействованы в момент пуска двигателя.

Буксировка


Еще один «проверенный» метод быстро сократить срок службы «автомата». В 90-е, когда машины с подобной трансмиссией начали заполнять российский рынок, было в ходу т. н. «правило 50/50». Это значит, что технику, оснащенную АКПП можно буксировать со скоростью не более 50 км/ч на такое же расстояние. В противном случае из-за отсутствия смазки начнутся задиры. Сегодня это правило сместилось к «30/30», а большинство производителей вообще допускают буксировку своей продукции только при затягивании ее на эвакуатор.

Буксировка авто с АКПП допускается (см. инструкцию!) со скоростью 30 км/ч на расстояние 30 км. Фото: YouTube.com

В случае покупки авто с пробегом, оборудованной АКПП, посмотрите в первую очередь под «корму» – есть ли фаркоп. Если да, от приобретения лучше воздержаться. Длительное «таскание» прицепов, автодомов отрицательно сказывается на «здоровье» коробки.


Буксование


Неважно, где это происходит: в грязи, песке или снегу. Результат будет один и тот же – в лучшем случае сокращение эксплуатационного агрегата «автомата». Многие автолюбители, пересевшие на машину с АКПП после «механики», пытаются при буксовании использовать метод раскачки, переводя селектор из R в D и наоборот. В этом случае нужно обязательно выдержать паузу, чтобы не переломать фрикционы и другие детали.

Такие дороги не для таких машин. Фото: YouTube.com

Однако тогда эффекта раскачки не будет. Кроме того, буксование подразумевает работу АКПП на пределе, что приводит к подгоранию смазки и переходу агрегата в режим «аварийки». Хуже попыток самостоятельно выбраться из грязи может быть только вытягивание из подобной ситуации другого автомобиля.

Вождение


Нежелание прогревать «автомат» зимой, да еще и сразу после съезда с места нагружать агрегат может привести к выдавливанию сальников и иных резиновых уплотнений в гидравлическом блоке.

Дрифтом лучше заниматься на авто с МКПП. Фото: YouTube.com


Резкий рывок с места на светофоре для АКПП – как причинение болевого шока человеку. А дрифт на машине с автоматической трансмиссией вообще поможет очень быстро отправить коробку в утиль. Это когда водитель, включив режим D, держит машину на месте, нажав на педаль тормоза. Да, круто: дым валит из-под колес, авто резко рвет с места, двигатель набирает обороты и здравствуй, победа! До свиданья коробка!

Бездорожье и неосторожность


Начать следует со второго момента. Как это ни странно звучит, но часть автолюбителей (автолюбительниц) по непонятным причинам (случайно или из любопытства) на ходу передвигают селектор в положение Р.

С селектором АКПП на ходу лучше не экспериментировать. Фото: YouTube.com

В лучшем случае в такой момент зуб фиксатора начнет образовывать металлическую стружку, которая будет забивать масляные каналы. Смазку придется менять раньше времени. Худший вариант – поломка фиксатора, ремонт АКПП. Что касается бездорожья, то на авто с АКПП, предназначенных для езды по асфальту, ездить по грунтовке нужно с осторожностью.

Обслуживание


В последнее время ходит «фишка», что менять в современных «автоматах» масло не нужно на весь период эксплуатации. Так уверяют некоторые автопроизводители. Однако ни один поставщик АКПП на конвейер подобных заявлений не делает. Все это не более, чем маркетинговый ход: если смазку не менять, худо-бедно до окончания гарантии коробка доживет, а далее – «после нас хоть потоп». Доказать, что «автомат» вышел из строя из-за отсутствия свежего масла будет чрезвычайно сложно.

Жидкость минеральная для автоматических трансмиссий TAKAYAMA ATF lll. Средняя цена за 4 л: 1859 руб. Фото: ЯндексМаркет


Смазка при постоянных перепадах температуры обязательно будет менять свои свойства, крутящиеся и трущиеся поверхности неизбежно образуют стружку, которая попадает в узкие масляные каналы. В итоге забиваются фильтры. Производители АКПП рекомендуют заливать свежий состав каждые 60 тыс. км пробега. Делать это нужно профессионально: лишнее масло в коробке также вредно, как и его недостаток. В первом случае оно будет вспениваться, мешать нормальной работе гидромодуля. Во втором – вызовет «голодание», т. к. смазка к некоторым узлам и деталям будет поступать в недостаточном количестве.


Правильный выбор масла


Лить в коробку нужно то, что рекомендует производитель. Если полная замена не предполагается, и вы просто доливаете недостающий объем, перемешивание разных жидкостей ведет к ненужным проблемам. В результате реакции старого состава с новым (не рекомендованным), не исключена химическая реакция, которая приводит к образованию непонятных сгустков, коагулянтов, осадка. Оно это надо?

Забота об охлаждении


Ряд автовладельцев, заменив масло в коробке, успокаиваются: больше ничего делать не надо, все ОК. Но некоторые АКПП (например, в рамных внедорожниках), работают в тяжелых условиях и поэтому требуют дополнительного охлаждения. Для этого в конструкции авто предусмотрен отдельный радиатор. Если он залеплен листвой, травой, грязью, АКПП будет перегреваться, что явно не пойдет ей на пользу.

Иногда владельцы Chevrolet Cruze самостоятельно устанавливают дополнительный радиатор охлаждения АКПП. Фото: YouTube.com

Здесь же стоит упомянуть увлечение любителей езды по бездорожью защитой моторного отсека. Дополнительный кожух на коробке лишает ее обдува и ведет к тому же перегреву.

Аварийный режим


Еще один способ добить АКПП – не обращать внимания на симптомы, которые «кричат и требуют» прекратить эксплуатацию. У разных коробок они отличаются. Например, у авто с АКПП GM серии 6Т передачи начинают переключаться с замедлением, «автоматы» от DP переходят в «аварийку» при поломке регулятора давления.

Посередине наверху горит аварийный режим работы АКПП. Фото: YouTube.com

Есть и общие признаки: вибрация на некоторых скоростях, отказ одной из передачи, даже нестабильные холостые обороты могут говорить о неисправностях АКПП, а не двигателя.

Итоги


Как ни эксплуатируй «автомат», правильно или нет, поломка все равно наступит. Однако вопрос в том, когда? И сколько времени, средств понадобится на восстановление агрегата? Соблюдение правил пользования «автоматом», его своевременное обслуживание продлевают эксплуатационный ресурс, а ремонт делают менее дорогим. Факт.
А вы соблюдаете правила эксплуатации АКПП?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....