Скрип и срежет тормозов – откуда это и как с ним бороться
Скрип и скрежет – два варианта неприятных звуков, которые может издавать как исправная тормозная система, так и требующая немедленного вмешательства специалиста. В любом случае необходимо определить источник ненужных акустических колебаний, которые не просто раздражают, но и могут стать причиной возникновения более серьезных поломок, делающих езду на автомобиле небезопасной.
В отличие от скрежета, это звук, который может издавать исправная тормозная система в момент прижимания к диску (барабану) колодок. В это время деталь вибрирует. Чтобы избавиться от неприятного явления, часть автопроизводителей снабжает колодки дополнительными накладками, гасящими колебания. Более простой и дешевый способ – сделать прорези на поверхности, соприкасающейся с диском. Наверняка при покупке новых деталей многие обращали внимание на эти углубления шириной 2-4 мм. В итоге такой «модернизации» площадь соприкосновения с металлом, из которого сделан диск, уменьшается.
Да, эффективность торможения при использовании колодки с углублением незначительно снижается, но зато противного звука не будет. Но есть множество и других причин появления скрипа.
Предполагая, что колодки, прежде чем попасть к потребителю, будут долго храниться на складе и, возможно, не в лучших условиях, производители обрабатывают свою продукцию защитными составами, в которые входят примеси, взаимодействующие с диском. В этом случае тормоза будут скрипеть, пока предохраняющее покрытие колодок не сотрется. Для ускорения процесса разгонитесь примерно до 100 км/ч и резко затормозите. Процедуру повторите пару-другую раз и лучше на пустынном участке шоссе, когда мало машин.
Диски чаще всего делают из чугуна, что касается колодок, тут несколько вариантов: накладки могут быть полуметаллическими (наполовину или три четверти) с асбестом, керамическими и даже органическими. Поэтому при соприкосновении одного материала изготовления с другим может возникнуть «конфликт». Такое происходит, когда автовладелец, поддавшись рекламе, рекомендациям друзей и т. п. начинает экспериментировать: использовать на машине колодки, отличные от тех, что ставит производитель.
Если у вас, например, бюджетный автомобиль, не стоит пихать в него более дорогие органические колодки в надежде, что эффективность торможения резко возрастет.
Очень распространенная причина не только появления скрипа, но и растрескивания тормозного диска. При длительных поездках диски, а соответственно колодки, нагреваются, и, если за «бортом» прохладно (например, в межсезонье), а на пути – лужа, в которую попадает колесо, происходит резкое охлаждение суппорта.
В итоге колодки из-за большого количества входящих в состав накладки компонентов, может поменять свои физические свойства. Или, например: в жару вы стоите в очереди на мойку. Тормоза разогреваются, а потом попадают под струю холодной воды. Если после вышеперечисленных событий и появился скрип, исправить его, кроме как заменой колодок, вряд ли получится.
В состав тормозной системы входят не только колодки и диски. Скрипеть могут любые соприкасающиеся детали механизма: даже сама педаль или шток в вакуумном усилителе.
Искать источник шума лучше вдвоем на авто с заглушенным двигателем. Один регулярно нажимает на педаль, второй ищет «виновника» скрипа. Устранить его можно смазкой.
Еще более неприятный звук, который может свидетельствовать об износе деталей тормозной системы или их низком качестве. Причины появления скрежета, более опасного по сравнению со скрипом, заслуживают отдельного внимания.
Его индикаторы устанавливаются на большинство современных автомобилей. Если брать простейшую конструкцию, то это металлическая скобочка, начинающая касаться диска при определенном износе колодки. В результате возникает «сигнальный» скрежет, требующий немедленной замены износившейся детали. Какое-то время с таким звуком можно еще ездить: индикатор сообщает заранее о проблеме с колодкой. Но с заменой лучше не тянуть.
Если продолжать ездить с таким скрежетом, проблема перекинется на тормозной диск, который начнет вырабатывать свой ресурс ускоренными темпами. А стоит эта деталь гораздо больше колодок. К тому же при износе диск постепенно истончается, а это значит, что он становится более чувствителен к перегреву и резкому перепаду температуры. В последнем случае, въехав в лужу после длительной поездки, выехать из нее вы рискуете уже с лопнувшим тормозным диском. Менее опасное последствие – деформация детали.
В этом случае погнутый диск будет неравномерно соприкасаться с колодкой, что тоже может вызвать не только скрежет, но еще и биение руля при нажатии на педаль для резкой остановки.
Конструкция тормозов (не барабанных) очевидна в прямом смысле этого слова: колодки и закрепленные рядом детали можно наблюдать через отверстия колесного диска. Поэтому элементы суппорта практически ничем не защищены, если не считать тыльного кожуха. При езде по плохим дорогам можно запросто «поймать» мелкий камешек, который застрянет между направляющими колодки и тормозного диска. Если скрежет не исчез через некоторое время, следует внимательно осмотреть тормоза, чтобы удалить причину неприятного звука.
Двигающиеся элементы могут в ходе эксплуатации начинать работать некорректно. Причины – самые разные: установка некачественных запчастей, деформация и т. д. В этом случае после отпускания педали тормоза скрежет может и не исчезнуть сразу, а продолжаться еще несколько секунд. Стоит задуматься о слаженной работе деталей тормозной системы и в том случае, когда вы замечаете: поставленные одновременно, например, передние колодки, изнашиваются неравномерно (левая значительно быстрее правой или наоборот). Здесь поможет только тщательная диагностика в условиях автосервиса.
Еще одна причина появления скрежета может быть устранена самостоятельно. Это задевание пылезащитного тыльного кожуха за тормозной диск. Подобная неприятность может произойти из-за сильного износа детали либо после наезда на препятствие или грубого непрофессионального ремонта подвески, тормозов и т. п.
Загнутый кожух будет постоянно скрести по диску. Здесь выручат молоток и наставка, с помощью которых детали придается первоначальная форма.
Если тормоза начали скрежетать (а не скрипеть) сразу после установки, причина скорее всего кроется в поддельных колодках (диске). Гораздо реже встречается брак у даже фирменных производителей. Выход только один – снять контрафакт и поставить нормальные детали.
В большинстве случаев скрип предупреждает автовладельца об уже начавшихся и грядущих проблемах. Поэтому не обращать внимание на не особо тревожащий (пока) звук по меньшей мере недальновидно. А вот грубый скрежет говорит о том, что нужно немедленно что-то предпринимать, чтобы не «наездить» на покупку дорогостоящих запчастей или не попасть в ДТП.
Откуда берется скрип
В отличие от скрежета, это звук, который может издавать исправная тормозная система в момент прижимания к диску (барабану) колодок. В это время деталь вибрирует. Чтобы избавиться от неприятного явления, часть автопроизводителей снабжает колодки дополнительными накладками, гасящими колебания. Более простой и дешевый способ – сделать прорези на поверхности, соприкасающейся с диском. Наверняка при покупке новых деталей многие обращали внимание на эти углубления шириной 2-4 мм. В итоге такой «модернизации» площадь соприкосновения с металлом, из которого сделан диск, уменьшается.
Тормозные колодки c противоскрипными прорезями на Hyundai Solaris и Kia Rio ORION передние. Средняя цена: 1575 руб. Фото: ЯндексМаркет
Если при внешнем осмотре вы замечаете, что прорезь почти не заметна, колодки порам менять, т. к. ее глубина как раз соответствует максимальной степени износа. Риска является элементарным индикатором. Еще бывают электрические датчики, подающие сигнал, который выводится на приборную панель.
Да, эффективность торможения при использовании колодки с углублением незначительно снижается, но зато противного звука не будет. Но есть множество и других причин появления скрипа.
Защитный слой
Предполагая, что колодки, прежде чем попасть к потребителю, будут долго храниться на складе и, возможно, не в лучших условиях, производители обрабатывают свою продукцию защитными составами, в которые входят примеси, взаимодействующие с диском. В этом случае тормоза будут скрипеть, пока предохраняющее покрытие колодок не сотрется. Для ускорения процесса разгонитесь примерно до 100 км/ч и резко затормозите. Процедуру повторите пару-другую раз и лучше на пустынном участке шоссе, когда мало машин.
Материалы изготовления
Диски чаще всего делают из чугуна, что касается колодок, тут несколько вариантов: накладки могут быть полуметаллическими (наполовину или три четверти) с асбестом, керамическими и даже органическими. Поэтому при соприкосновении одного материала изготовления с другим может возникнуть «конфликт». Такое происходит, когда автовладелец, поддавшись рекламе, рекомендациям друзей и т. п. начинает экспериментировать: использовать на машине колодки, отличные от тех, что ставит производитель.
Органические передние тормозные колодки для HONDA CIVIC V/VI/VII/VIII 91/95/01/06. Средняя цена за 4 штуки: 1653 руб. Фото: ЯндексМаркет
Если у вас, например, бюджетный автомобиль, не стоит пихать в него более дорогие органические колодки в надежде, что эффективность торможения резко возрастет.
Перепад температур
Очень распространенная причина не только появления скрипа, но и растрескивания тормозного диска. При длительных поездках диски, а соответственно колодки, нагреваются, и, если за «бортом» прохладно (например, в межсезонье), а на пути – лужа, в которую попадает колесо, происходит резкое охлаждение суппорта.
Из-за резкого охлаждения тормозной диск может лопнуть. Фото: YouTube/com
В итоге колодки из-за большого количества входящих в состав накладки компонентов, может поменять свои физические свойства. Или, например: в жару вы стоите в очереди на мойку. Тормоза разогреваются, а потом попадают под струю холодной воды. Если после вышеперечисленных событий и появился скрип, исправить его, кроме как заменой колодок, вряд ли получится.
Механизмы
В состав тормозной системы входят не только колодки и диски. Скрипеть могут любые соприкасающиеся детали механизма: даже сама педаль или шток в вакуумном усилителе.
Скрипеть может и сама педаль и связанные с ней механизмы. Фото: YouTube/com
Искать источник шума лучше вдвоем на авто с заглушенным двигателем. Один регулярно нажимает на педаль, второй ищет «виновника» скрипа. Устранить его можно смазкой.
Скрежет тормозов
Еще более неприятный звук, который может свидетельствовать об износе деталей тормозной системы или их низком качестве. Причины появления скрежета, более опасного по сравнению со скрипом, заслуживают отдельного внимания.
Износ
Его индикаторы устанавливаются на большинство современных автомобилей. Если брать простейшую конструкцию, то это металлическая скобочка, начинающая касаться диска при определенном износе колодки. В результате возникает «сигнальный» скрежет, требующий немедленной замены износившейся детали. Какое-то время с таким звуком можно еще ездить: индикатор сообщает заранее о проблеме с колодкой. Но с заменой лучше не тянуть.
Металлический лепесток, прикрепленный к колодке – простейший акустический индикатор износа. Фото: YouTube/com
Если продолжать ездить с таким скрежетом, проблема перекинется на тормозной диск, который начнет вырабатывать свой ресурс ускоренными темпами. А стоит эта деталь гораздо больше колодок. К тому же при износе диск постепенно истончается, а это значит, что он становится более чувствителен к перегреву и резкому перепаду температуры. В последнем случае, въехав в лужу после длительной поездки, выехать из нее вы рискуете уже с лопнувшим тормозным диском. Менее опасное последствие – деформация детали.
Синие и черные полосы на диске образуются после длительного торможения (например, на спуске) и попадании в холодную лужу. Фото: YouTube/com
В этом случае погнутый диск будет неравномерно соприкасаться с колодкой, что тоже может вызвать не только скрежет, но еще и биение руля при нажатии на педаль для резкой остановки.
Присутствие в системе посторонних элементов
Конструкция тормозов (не барабанных) очевидна в прямом смысле этого слова: колодки и закрепленные рядом детали можно наблюдать через отверстия колесного диска. Поэтому элементы суппорта практически ничем не защищены, если не считать тыльного кожуха. При езде по плохим дорогам можно запросто «поймать» мелкий камешек, который застрянет между направляющими колодки и тормозного диска. Если скрежет не исчез через некоторое время, следует внимательно осмотреть тормоза, чтобы удалить причину неприятного звука.
Подклинивание деталей суппорта
Двигающиеся элементы могут в ходе эксплуатации начинать работать некорректно. Причины – самые разные: установка некачественных запчастей, деформация и т. д. В этом случае после отпускания педали тормоза скрежет может и не исчезнуть сразу, а продолжаться еще несколько секунд. Стоит задуматься о слаженной работе деталей тормозной системы и в том случае, когда вы замечаете: поставленные одновременно, например, передние колодки, изнашиваются неравномерно (левая значительно быстрее правой или наоборот). Здесь поможет только тщательная диагностика в условиях автосервиса.
Новая колодка и изношенная: прорези не видно. Фото: YouTube/com
Еще одна причина появления скрежета может быть устранена самостоятельно. Это задевание пылезащитного тыльного кожуха за тормозной диск. Подобная неприятность может произойти из-за сильного износа детали либо после наезда на препятствие или грубого непрофессионального ремонта подвески, тормозов и т. п.
Так может выглядеть предельно изношенный тормозной щиток. Фото: YouTube/com
Загнутый кожух будет постоянно скрести по диску. Здесь выручат молоток и наставка, с помощью которых детали придается первоначальная форма.
Брак и контрафакт
Если тормоза начали скрежетать (а не скрипеть) сразу после установки, причина скорее всего кроется в поддельных колодках (диске). Гораздо реже встречается брак у даже фирменных производителей. Выход только один – снять контрафакт и поставить нормальные детали.
Послесловие
В большинстве случаев скрип предупреждает автовладельца об уже начавшихся и грядущих проблемах. Поэтому не обращать внимание на не особо тревожащий (пока) звук по меньшей мере недальновидно. А вот грубый скрежет говорит о том, что нужно немедленно что-то предпринимать, чтобы не «наездить» на покупку дорогостоящих запчастей или не попасть в ДТП.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Экспресс-укладка рельс на китайской железной дороге
Бурное развитие дорожного строительства в КНР возникло не просто так. И здесь «виновато» не только природное трудолюбие китайцев: свою долю вносит...
Стартовало серийное производство кроссовера Skoda Kylaq – он будет стоить меньше миллиона
Длина кузова кроссовера – меньше четырех метров. Зато багажник будет самым большим в классе....