Скрип и срежет тормозов – откуда это и как с ним бороться
Скрип и скрежет – два варианта неприятных звуков, которые может издавать как исправная тормозная система, так и требующая немедленного вмешательства специалиста. В любом случае необходимо определить источник ненужных акустических колебаний, которые не просто раздражают, но и могут стать причиной возникновения более серьезных поломок, делающих езду на автомобиле небезопасной.
В отличие от скрежета, это звук, который может издавать исправная тормозная система в момент прижимания к диску (барабану) колодок. В это время деталь вибрирует. Чтобы избавиться от неприятного явления, часть автопроизводителей снабжает колодки дополнительными накладками, гасящими колебания. Более простой и дешевый способ – сделать прорези на поверхности, соприкасающейся с диском. Наверняка при покупке новых деталей многие обращали внимание на эти углубления шириной 2-4 мм. В итоге такой «модернизации» площадь соприкосновения с металлом, из которого сделан диск, уменьшается.
Да, эффективность торможения при использовании колодки с углублением незначительно снижается, но зато противного звука не будет. Но есть множество и других причин появления скрипа.
Предполагая, что колодки, прежде чем попасть к потребителю, будут долго храниться на складе и, возможно, не в лучших условиях, производители обрабатывают свою продукцию защитными составами, в которые входят примеси, взаимодействующие с диском. В этом случае тормоза будут скрипеть, пока предохраняющее покрытие колодок не сотрется. Для ускорения процесса разгонитесь примерно до 100 км/ч и резко затормозите. Процедуру повторите пару-другую раз и лучше на пустынном участке шоссе, когда мало машин.
Диски чаще всего делают из чугуна, что касается колодок, тут несколько вариантов: накладки могут быть полуметаллическими (наполовину или три четверти) с асбестом, керамическими и даже органическими. Поэтому при соприкосновении одного материала изготовления с другим может возникнуть «конфликт». Такое происходит, когда автовладелец, поддавшись рекламе, рекомендациям друзей и т. п. начинает экспериментировать: использовать на машине колодки, отличные от тех, что ставит производитель.
Если у вас, например, бюджетный автомобиль, не стоит пихать в него более дорогие органические колодки в надежде, что эффективность торможения резко возрастет.
Очень распространенная причина не только появления скрипа, но и растрескивания тормозного диска. При длительных поездках диски, а соответственно колодки, нагреваются, и, если за «бортом» прохладно (например, в межсезонье), а на пути – лужа, в которую попадает колесо, происходит резкое охлаждение суппорта.
В итоге колодки из-за большого количества входящих в состав накладки компонентов, может поменять свои физические свойства. Или, например: в жару вы стоите в очереди на мойку. Тормоза разогреваются, а потом попадают под струю холодной воды. Если после вышеперечисленных событий и появился скрип, исправить его, кроме как заменой колодок, вряд ли получится.
В состав тормозной системы входят не только колодки и диски. Скрипеть могут любые соприкасающиеся детали механизма: даже сама педаль или шток в вакуумном усилителе.
Искать источник шума лучше вдвоем на авто с заглушенным двигателем. Один регулярно нажимает на педаль, второй ищет «виновника» скрипа. Устранить его можно смазкой.
Еще более неприятный звук, который может свидетельствовать об износе деталей тормозной системы или их низком качестве. Причины появления скрежета, более опасного по сравнению со скрипом, заслуживают отдельного внимания.
Его индикаторы устанавливаются на большинство современных автомобилей. Если брать простейшую конструкцию, то это металлическая скобочка, начинающая касаться диска при определенном износе колодки. В результате возникает «сигнальный» скрежет, требующий немедленной замены износившейся детали. Какое-то время с таким звуком можно еще ездить: индикатор сообщает заранее о проблеме с колодкой. Но с заменой лучше не тянуть.
Если продолжать ездить с таким скрежетом, проблема перекинется на тормозной диск, который начнет вырабатывать свой ресурс ускоренными темпами. А стоит эта деталь гораздо больше колодок. К тому же при износе диск постепенно истончается, а это значит, что он становится более чувствителен к перегреву и резкому перепаду температуры. В последнем случае, въехав в лужу после длительной поездки, выехать из нее вы рискуете уже с лопнувшим тормозным диском. Менее опасное последствие – деформация детали.
В этом случае погнутый диск будет неравномерно соприкасаться с колодкой, что тоже может вызвать не только скрежет, но еще и биение руля при нажатии на педаль для резкой остановки.
Конструкция тормозов (не барабанных) очевидна в прямом смысле этого слова: колодки и закрепленные рядом детали можно наблюдать через отверстия колесного диска. Поэтому элементы суппорта практически ничем не защищены, если не считать тыльного кожуха. При езде по плохим дорогам можно запросто «поймать» мелкий камешек, который застрянет между направляющими колодки и тормозного диска. Если скрежет не исчез через некоторое время, следует внимательно осмотреть тормоза, чтобы удалить причину неприятного звука.
Двигающиеся элементы могут в ходе эксплуатации начинать работать некорректно. Причины – самые разные: установка некачественных запчастей, деформация и т. д. В этом случае после отпускания педали тормоза скрежет может и не исчезнуть сразу, а продолжаться еще несколько секунд. Стоит задуматься о слаженной работе деталей тормозной системы и в том случае, когда вы замечаете: поставленные одновременно, например, передние колодки, изнашиваются неравномерно (левая значительно быстрее правой или наоборот). Здесь поможет только тщательная диагностика в условиях автосервиса.
Еще одна причина появления скрежета может быть устранена самостоятельно. Это задевание пылезащитного тыльного кожуха за тормозной диск. Подобная неприятность может произойти из-за сильного износа детали либо после наезда на препятствие или грубого непрофессионального ремонта подвески, тормозов и т. п.
Загнутый кожух будет постоянно скрести по диску. Здесь выручат молоток и наставка, с помощью которых детали придается первоначальная форма.
Если тормоза начали скрежетать (а не скрипеть) сразу после установки, причина скорее всего кроется в поддельных колодках (диске). Гораздо реже встречается брак у даже фирменных производителей. Выход только один – снять контрафакт и поставить нормальные детали.
В большинстве случаев скрип предупреждает автовладельца об уже начавшихся и грядущих проблемах. Поэтому не обращать внимание на не особо тревожащий (пока) звук по меньшей мере недальновидно. А вот грубый скрежет говорит о том, что нужно немедленно что-то предпринимать, чтобы не «наездить» на покупку дорогостоящих запчастей или не попасть в ДТП.
Откуда берется скрип
В отличие от скрежета, это звук, который может издавать исправная тормозная система в момент прижимания к диску (барабану) колодок. В это время деталь вибрирует. Чтобы избавиться от неприятного явления, часть автопроизводителей снабжает колодки дополнительными накладками, гасящими колебания. Более простой и дешевый способ – сделать прорези на поверхности, соприкасающейся с диском. Наверняка при покупке новых деталей многие обращали внимание на эти углубления шириной 2-4 мм. В итоге такой «модернизации» площадь соприкосновения с металлом, из которого сделан диск, уменьшается.
Тормозные колодки c противоскрипными прорезями на Hyundai Solaris и Kia Rio ORION передние. Средняя цена: 1575 руб. Фото: ЯндексМаркет
Если при внешнем осмотре вы замечаете, что прорезь почти не заметна, колодки порам менять, т. к. ее глубина как раз соответствует максимальной степени износа. Риска является элементарным индикатором. Еще бывают электрические датчики, подающие сигнал, который выводится на приборную панель.
Да, эффективность торможения при использовании колодки с углублением незначительно снижается, но зато противного звука не будет. Но есть множество и других причин появления скрипа.
Защитный слой
Предполагая, что колодки, прежде чем попасть к потребителю, будут долго храниться на складе и, возможно, не в лучших условиях, производители обрабатывают свою продукцию защитными составами, в которые входят примеси, взаимодействующие с диском. В этом случае тормоза будут скрипеть, пока предохраняющее покрытие колодок не сотрется. Для ускорения процесса разгонитесь примерно до 100 км/ч и резко затормозите. Процедуру повторите пару-другую раз и лучше на пустынном участке шоссе, когда мало машин.
Материалы изготовления
Диски чаще всего делают из чугуна, что касается колодок, тут несколько вариантов: накладки могут быть полуметаллическими (наполовину или три четверти) с асбестом, керамическими и даже органическими. Поэтому при соприкосновении одного материала изготовления с другим может возникнуть «конфликт». Такое происходит, когда автовладелец, поддавшись рекламе, рекомендациям друзей и т. п. начинает экспериментировать: использовать на машине колодки, отличные от тех, что ставит производитель.
Органические передние тормозные колодки для HONDA CIVIC V/VI/VII/VIII 91/95/01/06. Средняя цена за 4 штуки: 1653 руб. Фото: ЯндексМаркет
Если у вас, например, бюджетный автомобиль, не стоит пихать в него более дорогие органические колодки в надежде, что эффективность торможения резко возрастет.
Перепад температур
Очень распространенная причина не только появления скрипа, но и растрескивания тормозного диска. При длительных поездках диски, а соответственно колодки, нагреваются, и, если за «бортом» прохладно (например, в межсезонье), а на пути – лужа, в которую попадает колесо, происходит резкое охлаждение суппорта.
Из-за резкого охлаждения тормозной диск может лопнуть. Фото: YouTube/com
В итоге колодки из-за большого количества входящих в состав накладки компонентов, может поменять свои физические свойства. Или, например: в жару вы стоите в очереди на мойку. Тормоза разогреваются, а потом попадают под струю холодной воды. Если после вышеперечисленных событий и появился скрип, исправить его, кроме как заменой колодок, вряд ли получится.
Механизмы
В состав тормозной системы входят не только колодки и диски. Скрипеть могут любые соприкасающиеся детали механизма: даже сама педаль или шток в вакуумном усилителе.
Скрипеть может и сама педаль и связанные с ней механизмы. Фото: YouTube/com
Искать источник шума лучше вдвоем на авто с заглушенным двигателем. Один регулярно нажимает на педаль, второй ищет «виновника» скрипа. Устранить его можно смазкой.
Скрежет тормозов
Еще более неприятный звук, который может свидетельствовать об износе деталей тормозной системы или их низком качестве. Причины появления скрежета, более опасного по сравнению со скрипом, заслуживают отдельного внимания.
Износ
Его индикаторы устанавливаются на большинство современных автомобилей. Если брать простейшую конструкцию, то это металлическая скобочка, начинающая касаться диска при определенном износе колодки. В результате возникает «сигнальный» скрежет, требующий немедленной замены износившейся детали. Какое-то время с таким звуком можно еще ездить: индикатор сообщает заранее о проблеме с колодкой. Но с заменой лучше не тянуть.
Металлический лепесток, прикрепленный к колодке – простейший акустический индикатор износа. Фото: YouTube/com
Если продолжать ездить с таким скрежетом, проблема перекинется на тормозной диск, который начнет вырабатывать свой ресурс ускоренными темпами. А стоит эта деталь гораздо больше колодок. К тому же при износе диск постепенно истончается, а это значит, что он становится более чувствителен к перегреву и резкому перепаду температуры. В последнем случае, въехав в лужу после длительной поездки, выехать из нее вы рискуете уже с лопнувшим тормозным диском. Менее опасное последствие – деформация детали.
Синие и черные полосы на диске образуются после длительного торможения (например, на спуске) и попадании в холодную лужу. Фото: YouTube/com
В этом случае погнутый диск будет неравномерно соприкасаться с колодкой, что тоже может вызвать не только скрежет, но еще и биение руля при нажатии на педаль для резкой остановки.
Присутствие в системе посторонних элементов
Конструкция тормозов (не барабанных) очевидна в прямом смысле этого слова: колодки и закрепленные рядом детали можно наблюдать через отверстия колесного диска. Поэтому элементы суппорта практически ничем не защищены, если не считать тыльного кожуха. При езде по плохим дорогам можно запросто «поймать» мелкий камешек, который застрянет между направляющими колодки и тормозного диска. Если скрежет не исчез через некоторое время, следует внимательно осмотреть тормоза, чтобы удалить причину неприятного звука.
Подклинивание деталей суппорта
Двигающиеся элементы могут в ходе эксплуатации начинать работать некорректно. Причины – самые разные: установка некачественных запчастей, деформация и т. д. В этом случае после отпускания педали тормоза скрежет может и не исчезнуть сразу, а продолжаться еще несколько секунд. Стоит задуматься о слаженной работе деталей тормозной системы и в том случае, когда вы замечаете: поставленные одновременно, например, передние колодки, изнашиваются неравномерно (левая значительно быстрее правой или наоборот). Здесь поможет только тщательная диагностика в условиях автосервиса.
Новая колодка и изношенная: прорези не видно. Фото: YouTube/com
Еще одна причина появления скрежета может быть устранена самостоятельно. Это задевание пылезащитного тыльного кожуха за тормозной диск. Подобная неприятность может произойти из-за сильного износа детали либо после наезда на препятствие или грубого непрофессионального ремонта подвески, тормозов и т. п.
Так может выглядеть предельно изношенный тормозной щиток. Фото: YouTube/com
Загнутый кожух будет постоянно скрести по диску. Здесь выручат молоток и наставка, с помощью которых детали придается первоначальная форма.
Брак и контрафакт
Если тормоза начали скрежетать (а не скрипеть) сразу после установки, причина скорее всего кроется в поддельных колодках (диске). Гораздо реже встречается брак у даже фирменных производителей. Выход только один – снять контрафакт и поставить нормальные детали.
Послесловие
В большинстве случаев скрип предупреждает автовладельца об уже начавшихся и грядущих проблемах. Поэтому не обращать внимание на не особо тревожащий (пока) звук по меньшей мере недальновидно. А вот грубый скрежет говорит о том, что нужно немедленно что-то предпринимать, чтобы не «наездить» на покупку дорогостоящих запчастей или не попасть в ДТП.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Состоялся дебютный полет полностью отечественного вертолета
Это серийный образец отечественного Ка-32А11М, прошедший глубокую модернизацию. О том, какие комплексные улучшения получила модель и как прошел первый подъем в...
Европейские автопроизводители терпят убытки: «евро-Детройт» уже не за горами
С каждым годом европейским концернам все труднее производить и реализовывать новые автомобили. Главные причины в нашем новом материале....
Личный автомобиль Жириновского – что случилось с самым редким «Ё-мобилем»
«Ё-мобиль» был амбициозным проектом в российской истории автомобилестроения. Отечественная разработка должна была получить передовые технологии, не имеющие...
Беларус 82.3 – самая современная и доработанная версия легендарного трактора
Некогда популярный в СССР трактор в очередной раз обновился как внешне, так и технически. Рассказываем, что конкретно изменилось....
Maybach Exelero: роялю место не в кустах, а на капоте автомобиля
Как мы выбираем автомобили? Кто-то (в основном, женщины) глазами: лишь бы красивый. Другим нужен мотор или проходимость. Нас же зацепило имя. Майбах!...
ВАЗ-21109 или «Лада Консул» для российских чиновников
К концу 90-х АвтоВАЗ остался единственным полностью работоспособным профильным предприятием России. Поэтому именно его специалистам поручили сборку...
АвтоВАЗ поддержал резкое повышение утильсбора – вот что говорят наши водители
Опять в России грядет резкое подорожание зарубежных автомобилей. Зато отечественный производитель доволен....
Обновленный Toyota 4Runner стал самым мощным в истории модели
На выбор доступно 9 комплектаций. Есть 2,4-литровый бензиновый турбомотор и гибридная силовая установка....
Volvo 850 – привет из 90-х, способный еще послужить
Когда-то этот автомобиль поражал своей строгой и стремительной внешностью. Сейчас это классика, причем неплохо сохранившаяся....
Обеспеченные китайцы все чаще выбирают Zeekr 009 Glory Edition
Он не только премиальный в плане оснащения и количества опций, но и быстрый. Мощность силовой установки 777 л. с., а разгон до «сотни» – 3,9 секунды...
Спасение Ауди 200 – весь процесс восстановления от начала до конца кратко
Российские водители считают, что восстанавливают старые автомобили только у нас и в других странах, некогда входящих в состав СССР. Дескать, делать это...
Многопрофильные джипы из ЮАР – URI Desert Runner/Mining Vehicle
Намибийско-южноафриканские джипы URI сначала появились как раллийная техника. Позже их специализация значительно расширилась, охватив целый ряд направлений....
Почему дорожают машины в России и что будет дальше
Рассказали об основных причинах подорожания машин в России. Через 5 лет стоимость новых авто может быть в 2 раза выше сегодняшних цен....
Представлены обновленные версии моделей Skoda – Fabia, Kamiq и Scala
Автомобили получат большее количество опций, за которые придется заплатить около 8% от их стоимости. Так производитель хочет поднять продажи....
Что случится с машиной, если накачать 60 бар в колесо
Чем опасен автомобиль? Первой на ум приходит топливная система, в особенности если в машине используется газобаллонное оборудование. Кроме того далеко не все...
Старая Шкода не поехала даже после 500000 рублей вложений
Увы, вложения в ремонт машины оправдываются далеко не всегда. Герою одного из выпусков на YouTube-канале «Ильдар Live» не повезло. До обращения к команде...