Lancia «La Zero Trentasette»
Когда-то, автомобильная марка Lancia была звездой первой величины. На протяжении десятилетий, итальянский производитель являлся синонимом блестящей инженерной мысли и роскошных автомобилей. Lancia была знаменита инновациями в мире автомобилестроения, такими как первые серийные моторы V4, R5 и V6, двигателями, в которых одновременно использовали как механический нагнетатель, так и турбокомпрессор. V-образный двигатель с малым углом развала блока цилиндров (предтеча Volkswagen VR6) это тоже Lancia. А так же первый автомобиль несущий кузовом (Lambda), первая серийная пятиступенчатая механическая коробка передач, активная аэродинамика (электропривод спойлера на крышке багажника Thema 8.32)...
А ещё, Lancia по-прежнему удерживает рекорд самого успешного автопроизводителя в ралли. И это несмотря на то, что итальянская марка официально прекратила участие в чемпионате мира по окончании сезона 1993 года. У Lancia за плечами десять чемпионских титулов в WRC и еще один в FIA International Championship for Manufacturers, то есть в общей сложности одиннадцать.
Фанаты автоспорта сразу же вспомнят о великолепной Fulvia, о стремительной Stratos, и о непобедимой Delta (6 титулов подряд)… но все забывают о 037! Да, «ноль тридцать седьмая» выиграла только один чемпионат среди марок (в 1983 году), но это был великий автомобиль, ведь эта Lancia – единственная раллийная заднеприводная машина, которой удалось победить полноприводную Audi Quattro в чемпионате мира!
Предком «037-й» была Lancia Stratos, которая уверенно доминировала в чемпионатах Европы и мира по ралли, победив в последнем три раза подряд: в 1974-76 годах. А отдельные победы на этапах, причем уже без какой либо заводской поддержки, продолжались до начала 80-х годов. Тотальное превосходство Lancia Stratos на раллийных трассах привело к тому, что чемпионаты тех лет называли «статосферой». Но в конце семидесятых внутри компании Fiat, а Lancia входила в эту «группу», в отношении автоспорта приняли следующая иерархия: Fiat соревнуется в ралли, Lancia в гонках спортпрототипов, а Ferrari в Формуле-1. И Stratos заменили на Fiat 137 Abarth.
✅ Группа Н: серийные модели
✅ Группа А: 5000 омологационных экземпляров
✅ Группа Б: 200 омологационных экземпляров
✅ Группа Ц: спортивные прототипы, без омологации
Но в начале восьмидесятых в FISA изменили регламент в отношении раллийных и туринговых гоночных классов, разделив их на группы, после чего боссы Fiat решили что Lancia пора вернуться в ралли!
Напомним, что для того, чтобы участвовать в чемпионате мира по ралли в «группе Б», каждый производитель должен был изготовить 200 омологационных, разрешенных для использования на дорогах общего пользования, экземпляров автомобиля. При этом для гоночных вариантов допускались лишь незначительные модификации. Эти строгие требования привели к рождению «проекта 037».
Важную роль в разработке модели 037 сыграла компания Abarth. Fiat купил эту фирму еще в 1971 году, и с тех пор итальянская компания ассоциируется с заряженными вариантами итальянских малолитражек. В случае с «проектом 037» Abarth выполнила большую часть конструкторских работ.
Автомобиль, представленный на Туринском автосалоне 1982 года как Lancia Rally 037, разрабатывался в сотрудничестве с гоночным отделом Lancia, исследовательским центром Abarth и Pininfarina. Типичная ситуация для компании, испытывающей нехватку денежных средств: для «проекта 037» Lancia использовала все, что только можно от модели Beta Montecarlo. В частности центральную часть кузова позаимствовали целиком!
Кузов «La Zero Trentasette» (ноль тридцать седьмой) изготавливали из стекловолокна и усиливали кевларом, а конструкция в виде «раскладушки» обеспечивала быстрый и удобный доступ механиков ко всем наиболее важным «сервисным точкам» автомобиля, что крайне важно в ралли, ведь обслуживать машины приходится между спецучастками. Данное решение позволяло заменить коробку передач в рекордно короткие сроки – за 12 минут! Подвеску всех четырех колес выполнили на двойных поперечных рычагах, причем сзади устанавливали сразу по два амортизатора Bilstein на каждое колесо.
Поскольку Audi в раллийной программе использовали турбо, главный инженер Lancia, Аурелио Лампреди, также применил наддув. Правда не турбокомпрессор, как у Audi, а «механический объемный нагнетатель типа Рутс». В отличии от турбонаддува, компрессор обеспечивает уверенную тягу с низов без «турбоподхвата», что критически важно для раллийного заднеприводного автомобиля.
✅ Lancia (Fiat Abarth) Tipo 232 AR4
✅ 205 лошадиных сил при 7000 об-мин.
✅ разгон до 100 км/ч: 5.9 сек.
✅ Максималка: 225 км/ч
✅ Снаряженная масса: 1170 кг
Ранние гоночные Lancia 037 Rally оснащались карбюратором Weber, таким же, как на дорожных вариантах Stradale и раллийных Fiat 131. Чуть позже Lancia выпустила Evo-1, оснащенную механическими впрыском топлива Bosch Kugelfischer.
Окончательной спецификацией «La Zero Trentasette» стал Evo-2, разработанный для чемпионата мира по ралли 1984 года, и отличавшийся усовершенствованным двигателем Abarth с увеличенным до 2.1 литра рабочим объемом. Изменения позволили увеличить отдачу на 20 лошадей, и в итоге Evo-2 развивал 325 лошадей, при 8000 об/мин.
В 1982 году в команду Lancia Martini вошли два экипажа: Маркку Ален и штурман Илкка Кивимаки, а также Аттилио Беттега и Маурицио Периссино. В качестве специалиста по европейским ралли, пригласили Адартико Вудафьери – чемпиона Европы по ралли 1981 года.
Несколько «ноль тридцать седьмых» передали полузаводской команде Jolly Club, для Андреа Занусси и (после появления варианта Evoluzione) для Тонино Тоньяна. Заводская программа 1982 года включала шесть, из двенадцати, этапов чемпионата мира по ралли (в зачет чемпионата шил не все результаты), а также в выступлениях в европейских и итальянских раллийных сериях. Чемпионат Европы по ралли 1982 года (ERC) состоял из 47 соревнований, которым присваивали коэффициенты от одного до четырех. Чем выше коэффициент, тем больше очков начисляется участникам.
Lancia представила модель 037 в тот же день, когда одобрили ее омологацию. Ралли Коста-Смерельда было двенадцатым этапом чемпионата Европы, и проходило по гравийным дорогам вдоль побережья Сардинии. Изначально Lancia заявила две машины: одна для Маркку Аллена, вторая для Аттилио Беттеги. Обе машины оснащались карбюраторными двигателями, развивающими 250 лошадей.
У машины Алена возникли проблемы с тормозами еще до старта, и хотя Маркку удалось догнать Audi Quattro Микеле Чинотто, и даже показать лучшее время на третьем спецучастке, пилот Lancia сошел из-за проблем с КПП. У Беттеги также возникли проблемы: и хотя пробитый в начале ралли радиатор заменили, возникшие проблемы с коробкой стали причиной схода и второй 037-й.
Главным фактором, способствовавшим невероятному темпу развития машин «Группы Б» в период с 1982 по 1986 год, было правило «эволюции». Варианты Evolution разрешали производителям вносить в омологированную модель изменения, причем первая «эволюция» допускалась непосредственно после омологации, а последующие – через каждые двенадцать месяцев. Для омологации каждой Evolution, нужно было создать всего двадцать аналогичных экземпляров.
Ален и Кивимяки лидировали от старта до финиша, показали лучшее время на всех спецучастках, кроме одного и финишировали чуть менее чем на две минуты впереди выступавшего на Vauxhaull Chevette 2300 HSR Рассела Брукса, одержав первую, для Lancia 037 Rally победу!
В 1983 года к Lancia присоединился двукратный чемпион мира Вальтер Рерль, что позволило команде Martini Racing опередить Audi в pfxtnt среди марок. Пилотам команды удалось победить на следующих на этапах:
✅ Ралли Монте Карло
✅ Тур де Корс
✅ Акрополис
✅ Ралли Новой Зеландии
✅ Ралли Сан Ремо
Martini Lancia на 2 очка опередила команду Audi Sport! Правда в личном первенстве Вальтер Рерль проиграл пилоту Audi Ханну Микколе.
В чемпионате Европы по ралли Lancia Rally 037 также обеспечила три подряд титула, с 1983 по 1985 год, и еще два титула в чемпионате Италии в 1983 и 1985 годах. «La Zero Trentasette» – последний заднеприводный автомобиль выигравший чемпионат мира по ралли среди марок, в эпоху, когда бюджеты и доработки были почти безграничны.
А ещё, Lancia по-прежнему удерживает рекорд самого успешного автопроизводителя в ралли. И это несмотря на то, что итальянская марка официально прекратила участие в чемпионате мира по окончании сезона 1993 года. У Lancia за плечами десять чемпионских титулов в WRC и еще один в FIA International Championship for Manufacturers, то есть в общей сложности одиннадцать.
Lancia Stratos. Фото: Youtube.com
Фанаты автоспорта сразу же вспомнят о великолепной Fulvia, о стремительной Stratos, и о непобедимой Delta (6 титулов подряд)… но все забывают о 037! Да, «ноль тридцать седьмая» выиграла только один чемпионат среди марок (в 1983 году), но это был великий автомобиль, ведь эта Lancia – единственная раллийная заднеприводная машина, которой удалось победить полноприводную Audi Quattro в чемпионате мира!
Стратосфера
Предком «037-й» была Lancia Stratos, которая уверенно доминировала в чемпионатах Европы и мира по ралли, победив в последнем три раза подряд: в 1974-76 годах. А отдельные победы на этапах, причем уже без какой либо заводской поддержки, продолжались до начала 80-х годов. Тотальное превосходство Lancia Stratos на раллийных трассах привело к тому, что чемпионаты тех лет называли «статосферой». Но в конце семидесятых внутри компании Fiat, а Lancia входила в эту «группу», в отношении автоспорта приняли следующая иерархия: Fiat соревнуется в ралли, Lancia в гонках спортпрототипов, а Ferrari в Формуле-1. И Stratos заменили на Fiat 137 Abarth.
✅ Группа Н: серийные модели
✅ Группа А: 5000 омологационных экземпляров
✅ Группа Б: 200 омологационных экземпляров
✅ Группа Ц: спортивные прототипы, без омологации
Но в начале восьмидесятых в FISA изменили регламент в отношении раллийных и туринговых гоночных классов, разделив их на группы, после чего боссы Fiat решили что Lancia пора вернуться в ралли!
Lancia 037 Rally, в ливрее Martini Racing. Фото: Youtube.com
Напомним, что для того, чтобы участвовать в чемпионате мира по ралли в «группе Б», каждый производитель должен был изготовить 200 омологационных, разрешенных для использования на дорогах общего пользования, экземпляров автомобиля. При этом для гоночных вариантов допускались лишь незначительные модификации. Эти строгие требования привели к рождению «проекта 037».
Важную роль в разработке модели 037 сыграла компания Abarth. Fiat купил эту фирму еще в 1971 году, и с тех пор итальянская компания ассоциируется с заряженными вариантами итальянских малолитражек. В случае с «проектом 037» Abarth выполнила большую часть конструкторских работ.
Дорожная версия 037-й называлась Stradale. Фото: Youtube.com
Автомобиль, представленный на Туринском автосалоне 1982 года как Lancia Rally 037, разрабатывался в сотрудничестве с гоночным отделом Lancia, исследовательским центром Abarth и Pininfarina. Типичная ситуация для компании, испытывающей нехватку денежных средств: для «проекта 037» Lancia использовала все, что только можно от модели Beta Montecarlo. В частности центральную часть кузова позаимствовали целиком!
473-сильная кольцевая Lancia Beta Montecarlo: еще один предок 037-й. Фото: Youtube.com
Кузов «La Zero Trentasette» (ноль тридцать седьмой) изготавливали из стекловолокна и усиливали кевларом, а конструкция в виде «раскладушки» обеспечивала быстрый и удобный доступ механиков ко всем наиболее важным «сервисным точкам» автомобиля, что крайне важно в ралли, ведь обслуживать машины приходится между спецучастками. Данное решение позволяло заменить коробку передач в рекордно короткие сроки – за 12 минут! Подвеску всех четырех колес выполнили на двойных поперечных рычагах, причем сзади устанавливали сразу по два амортизатора Bilstein на каждое колесо.
Двигатель
Поскольку Audi в раллийной программе использовали турбо, главный инженер Lancia, Аурелио Лампреди, также применил наддув. Правда не турбокомпрессор, как у Audi, а «механический объемный нагнетатель типа Рутс». В отличии от турбонаддува, компрессор обеспечивает уверенную тягу с низов без «турбоподхвата», что критически важно для раллийного заднеприводного автомобиля.
Характеристики «гражданской модели»:
✅ Lancia (Fiat Abarth) Tipo 232 AR4
✅ 205 лошадиных сил при 7000 об-мин.
✅ разгон до 100 км/ч: 5.9 сек.
✅ Максималка: 225 км/ч
✅ Снаряженная масса: 1170 кг
Ранние гоночные Lancia 037 Rally оснащались карбюратором Weber, таким же, как на дорожных вариантах Stradale и раллийных Fiat 131. Чуть позже Lancia выпустила Evo-1, оснащенную механическими впрыском топлива Bosch Kugelfischer.
Задняя подвеска имела четыре точки крепления для верхних, и два для нижних рычагов. Фото: Youtube.com
Окончательной спецификацией «La Zero Trentasette» стал Evo-2, разработанный для чемпионата мира по ралли 1984 года, и отличавшийся усовершенствованным двигателем Abarth с увеличенным до 2.1 литра рабочим объемом. Изменения позволили увеличить отдачу на 20 лошадей, и в итоге Evo-2 развивал 325 лошадей, при 8000 об/мин.
Раллийная карьера Lancia 037
В 1982 году в команду Lancia Martini вошли два экипажа: Маркку Ален и штурман Илкка Кивимаки, а также Аттилио Беттега и Маурицио Периссино. В качестве специалиста по европейским ралли, пригласили Адартико Вудафьери – чемпиона Европы по ралли 1981 года.
Несколько «ноль тридцать седьмых» передали полузаводской команде Jolly Club, для Андреа Занусси и (после появления варианта Evoluzione) для Тонино Тоньяна. Заводская программа 1982 года включала шесть, из двенадцати, этапов чемпионата мира по ралли (в зачет чемпионата шил не все результаты), а также в выступлениях в европейских и итальянских раллийных сериях. Чемпионат Европы по ралли 1982 года (ERC) состоял из 47 соревнований, которым присваивали коэффициенты от одного до четырех. Чем выше коэффициент, тем больше очков начисляется участникам.
Дебют: Rally Costa Smerelda
Lancia представила модель 037 в тот же день, когда одобрили ее омологацию. Ралли Коста-Смерельда было двенадцатым этапом чемпионата Европы, и проходило по гравийным дорогам вдоль побережья Сардинии. Изначально Lancia заявила две машины: одна для Маркку Аллена, вторая для Аттилио Беттеги. Обе машины оснащались карбюраторными двигателями, развивающими 250 лошадей.
Ездить на 037-й получалось только боком! Фото: Youtube.com
У машины Алена возникли проблемы с тормозами еще до старта, и хотя Маркку удалось догнать Audi Quattro Микеле Чинотто, и даже показать лучшее время на третьем спецучастке, пилот Lancia сошел из-за проблем с КПП. У Беттеги также возникли проблемы: и хотя пробитый в начале ралли радиатор заменили, возникшие проблемы с коробкой стали причиной схода и второй 037-й.
Evoluzione
Главным фактором, способствовавшим невероятному темпу развития машин «Группы Б» в период с 1982 по 1986 год, было правило «эволюции». Варианты Evolution разрешали производителям вносить в омологированную модель изменения, причем первая «эволюция» допускалась непосредственно после омологации, а последующие – через каждые двенадцать месяцев. Для омологации каждой Evolution, нужно было создать всего двадцать аналогичных экземпляров.
1982: PACE Petroleum Rally – первая победа
Ален и Кивимяки лидировали от старта до финиша, показали лучшее время на всех спецучастках, кроме одного и финишировали чуть менее чем на две минуты впереди выступавшего на Vauxhaull Chevette 2300 HSR Рассела Брукса, одержав первую, для Lancia 037 Rally победу!
Повороты на Lancia 037 Rally приходилось проезжать в эффектном заносе. Фото: Youtube.com
В 1983 года к Lancia присоединился двукратный чемпион мира Вальтер Рерль, что позволило команде Martini Racing опередить Audi в pfxtnt среди марок. Пилотам команды удалось победить на следующих на этапах:
✅ Ралли Монте Карло
✅ Тур де Корс
✅ Акрополис
✅ Ралли Новой Зеландии
✅ Ралли Сан Ремо
Martini Lancia на 2 очка опередила команду Audi Sport! Правда в личном первенстве Вальтер Рерль проиграл пилоту Audi Ханну Микколе.
Когда меня просят назвать любимый автомобиль, при условии, что можно выбрать только один, я отвечаю: Lancia 037. Мы с этой малышкой были созданы друг для друга! Ее все время нужно было ощущать «кончиками пальцев», иначе у вас с ней ничего не получится! А еще я помню как один из инженеров Audi спросил меня насчет КПП, с которой можно было переключаться без выжима сцепления. Я прокатил его 5 километров, после чего он вылез из машины и произнес: теперь я понимаю за счет чего вы нас победили!
В чемпионате Европы по ралли Lancia Rally 037 также обеспечила три подряд титула, с 1983 по 1985 год, и еще два титула в чемпионате Италии в 1983 и 1985 годах. «La Zero Trentasette» – последний заднеприводный автомобиль выигравший чемпионат мира по ралли среди марок, в эпоху, когда бюджеты и доработки были почти безграничны.
- Алексей Медведев
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...