Robinson R66 – как вертолет завоевал небо и рынок
Рынок гражданских вертолетов в России развит слабо. Найти технику отечественного производителя можно, только это модели типа Ми-8/17, которые легкими при всем желании назвать сложно. Да и стоимость у них для частного владения и использования высока даже для богатых людей.
Единственная модель российского производства, которая могла бы полноценно конкурировать с иностранными – это VRT500 от фирмы AEROTER. Но он пока не выпускается серийно, а только проходит испытания.
Еще можно вспомнить про «Ансат» и Ка-226Т, но эту технику доступной назвать сложной, да и крупная она по сравнению с VRT500. Самыми популярными легкими вертолетами в России являются летающие машины Robinson Helicopter Company из США. Сегодня мы расскажем про R66 – самую доступную серийную газотурбинную модель в мире.
Вертолет универсальный – он рассчитан на 5 мест, имеет отдельный отсек для багажа или грузов. Модель разработана в середине 2000-х, но серийно ее начали выпускать с 2011 года.
Компания Robinson Helicopter Company долгое время занималась выпуском недорогих поршневых легких вертолетов. Самая популярная модель в этом классе у них – это R44.
Так как бизнес должен постоянно развиваться, руководство решило разработать недорогой летательный аппарат с газотурбинным двигателем. Это самая первая модель такого класса для Robinson, она должна была проложить компании путь в нишу более дорогих, крупных и современных вертолетов.
Чтобы не создавать винтокрылую машину с нуля, было решено использовать базу R44. Для этого вертолет минимально переделали внешне, оснастив его газотурбинным двигателем.
Robinson Helicopter Company серьезно подошла к делу – в 2007 году у них уже были готовы два прототипа для прохождения испытаний. Модель прошла их успешно, после чего была сертификация в США. В 2010 году она получила все необходимые документы для беспроблемной продажи и эксплуатации ее в Америке.
В 2011 началось серийное производство Robinson R66. Вертолет оказался настолько успешным, что быстро обогнал всех конкурентов в классе вместе взятых. По статистике за 2012 год было реализовано 191 единиц Robinson R66. Конкуренты за этот же период продали только 40 однотурбинных вертолетов вместе.
Модельная гамма, помимо техники сугубо гражданской, включала в себя и специализированные версии для спецслужб. Например, полицейская четырехместная модификация, оснащенная прожекторами, громкоговорителями и оборудованием.
Одной из главных целей Robinson Helicopter Company был выход на новые рынки. Особенно интересовала производителя Европа, где давно и успешно реализовывался их поршневой вертолет R44.
Только сертификацию оказалось пройти не так просто – она затянулась почти на два года. Официальной причиной постоянных отказов называли несоответствие модели параметрам безопасности.
Во-первых, были зафиксированы три авиакатастрофы с участием R66. Вторая причина – это наличие только одной гидравлической системы, без «дублера». При этом «младшая» модель R44 имеет точно такой же недостаток, что не помешало ей в свое время пройти сертификацию.
Есть мнение, что постоянные отказы в Европе – это происки конкурентов. Им просто был не нужен недорогой газотурбинный вертолет, который обрушил бы продажи их техники. Подобная ситуация уже случилась с R44, ставшим самой успешной коммерческой моделью в классе.
До этого модель признали более чем в 50 странах мира, включая и Россию. Это решение наконец позволило увеличить выпуск и разослать вертолеты заказчикам в Европе, которые ожидали события несколько лет.
В среде любителей полетов на вертолетах есть одно убеждение, что газотурбинный R66 – это тот же R44, только с новым двигателем. Чтобы разобраться с этим вопросом, нужно для начала понять принципы выпуска и усовершенствования моделей «младшей» ценовой категории.
Первым популярным вертолетом от производителя Robinson стал R22, дебютировавший в 1979 году. Первая модель позиционировалась как универсальная и многоцелевая. Постепенно винтокрылая машина «обрастала» более совершенными модификациями – с улучшенными характеристиками.
Несмотря на почетный возраст, Robinson R22 выпускают до сих пор. Эта модель является самой доступной в классе среди конкурентов, поэтому ее активно покупают те, кому нужен максимально бюджетный вертолет. Например, в Австралии Robinson R22 используют богатые скотоводы, которым удобно с воздуха следить за огромными стадами.
Следующая модель, Robinson R44, дебютировала в 1998 году. Созданный на шасси R22, этот вертолет серьезно отличается от предшественника размерами, грузоподъемностью и техническими характеристиками. Естественно, что это сказывается и на стоимости модели – она выше примерно на 30 %.
Что касается двигателя, то Robinson R44 оснащается поршневым V6, против V4 у R22. В продаже есть как карбюраторные, так и инжекторные модификации вертолетов.
Проблема Robinson R66 – это внешняя схожесть с R44. Если разбираться в технических характеристиках, то «младшие» модели R44 и R22 имеют намного больше общего между собой. А газотурбинную версию сравнивать с поршневой только из-за внешней схожести – это неправильно.
Производитель не стал отказываться от удобной и проверенной временем кабины R44, просто увеличив ее жизненное пространство. Несмотря на возросшие габариты, Robinson R66 куда более современный вертолет.
Если даже не учитывать двигатель другого типа, он все равно имеет низкий сухой вес, что недвусмысленно намекает на использование новых технологий и материалов. Полезная нагрузка у Robinson R66 выше на 145 кг – 580 против 435 кг у R44.
Унификация управления и приборов сделана с целью упрощенного переучивания пилотов. Как утверждает производитель, для этого достаточно двух часов.
Внешне вертолет собран по классической схеме с двухлопастными несущим и хвостовым винтами. Сделано это для упрощения конструкции и, соответственно, удешевления модели. Корпус Robinson R66 постарались облегчить за счет композитных материалов, но там, где нужна повышенная прочность, использованы алюминиевые и стальные сплавы.
Газотурбинный двигатель Rolls-Royce RR300, весит меньше, чем поршневой силовой агрегат у R44. За счет этого удалось снизить сухой вес модели, повысив ее грузоподъемность.
Хотя расход топлива у Robinson R66 выше, чем у R44 – 87 литров против 57, газотурбинный двигатель работает на авиационном керосине марки Jet-A, а не на авиабензине. Такое топливо проще достать в России, Африке, Латинской Америке. Получается, что модель Robinson R66 годится для полетов в самых недоступных уголках земного шара.
Максимальная скорость газотурбинного вертолета может достигать 240 км/ч. Запаса топлива хватит, чтобы преодолеть 602 км пути без заправки.
Единственный серьезный минус модели – это стоимость. В России новый вертолет предлагают примерно за 1 150 000 долларов с доставкой из США. По актуальному на сегодня курсу – это 70 700 000 рублей. При этом в своем классе Robinson R66 будет самым бюджетным вертолетом. Можно поискать модель б/у – она в два раза дешевле.
Конечно, приобрести новый Robinson R66 могут единицы. Но они есть в специализированных летных школах. При желании можно не только полетать на вертолете в качестве пассажира, но научиться им управлять.
Единственная модель российского производства, которая могла бы полноценно конкурировать с иностранными – это VRT500 от фирмы AEROTER. Но он пока не выпускается серийно, а только проходит испытания.
Еще можно вспомнить про «Ансат» и Ка-226Т, но эту технику доступной назвать сложной, да и крупная она по сравнению с VRT500. Самыми популярными легкими вертолетами в России являются летающие машины Robinson Helicopter Company из США. Сегодня мы расскажем про R66 – самую доступную серийную газотурбинную модель в мире.
Российский вертолет VRT500 пока серийно не производят. Фото: Youtube.com
Вертолет универсальный – он рассчитан на 5 мест, имеет отдельный отсек для багажа или грузов. Модель разработана в середине 2000-х, но серийно ее начали выпускать с 2011 года.
История
Компания Robinson Helicopter Company долгое время занималась выпуском недорогих поршневых легких вертолетов. Самая популярная модель в этом классе у них – это R44.
Так как бизнес должен постоянно развиваться, руководство решило разработать недорогой летательный аппарат с газотурбинным двигателем. Это самая первая модель такого класса для Robinson, она должна была проложить компании путь в нишу более дорогих, крупных и современных вертолетов.
Чтобы не создавать винтокрылую машину с нуля, было решено использовать базу R44. Для этого вертолет минимально переделали внешне, оснастив его газотурбинным двигателем.
Вертолет R66 получился стильным и простым одновременно. Фото: Youtube.com
Robinson Helicopter Company серьезно подошла к делу – в 2007 году у них уже были готовы два прототипа для прохождения испытаний. Модель прошла их успешно, после чего была сертификация в США. В 2010 году она получила все необходимые документы для беспроблемной продажи и эксплуатации ее в Америке.
В 2011 началось серийное производство Robinson R66. Вертолет оказался настолько успешным, что быстро обогнал всех конкурентов в классе вместе взятых. По статистике за 2012 год было реализовано 191 единиц Robinson R66. Конкуренты за этот же период продали только 40 однотурбинных вертолетов вместе.
Модельная гамма, помимо техники сугубо гражданской, включала в себя и специализированные версии для спецслужб. Например, полицейская четырехместная модификация, оснащенная прожекторами, громкоговорителями и оборудованием.
Проблемы с европейской сертификацией
Одной из главных целей Robinson Helicopter Company был выход на новые рынки. Особенно интересовала производителя Европа, где давно и успешно реализовывался их поршневой вертолет R44.
Только сертификацию оказалось пройти не так просто – она затянулась почти на два года. Официальной причиной постоянных отказов называли несоответствие модели параметрам безопасности.
Во-первых, были зафиксированы три авиакатастрофы с участием R66. Вторая причина – это наличие только одной гидравлической системы, без «дублера». При этом «младшая» модель R44 имеет точно такой же недостаток, что не помешало ей в свое время пройти сертификацию.
Robinson R66 в полете. Фото: Youtube.com
Есть мнение, что постоянные отказы в Европе – это происки конкурентов. Им просто был не нужен недорогой газотурбинный вертолет, который обрушил бы продажи их техники. Подобная ситуация уже случилась с R44, ставшим самой успешной коммерческой моделью в классе.
Проблемы с сертификацией сказались и на России – Robinson R66 прошел ее в нашей стране только в 2013 году. Кстати, раньше, чем в Европе. Только в конце апреля 2014 года легкий газотурбинный вертолет R66 получил сертификат EASA.
До этого модель признали более чем в 50 странах мира, включая и Россию. Это решение наконец позволило увеличить выпуск и разослать вертолеты заказчикам в Европе, которые ожидали события несколько лет.
Это улучшенная модификация R44?
В среде любителей полетов на вертолетах есть одно убеждение, что газотурбинный R66 – это тот же R44, только с новым двигателем. Чтобы разобраться с этим вопросом, нужно для начала понять принципы выпуска и усовершенствования моделей «младшей» ценовой категории.
Первым популярным вертолетом от производителя Robinson стал R22, дебютировавший в 1979 году. Первая модель позиционировалась как универсальная и многоцелевая. Постепенно винтокрылая машина «обрастала» более совершенными модификациями – с улучшенными характеристиками.
Модель является самой бюджетной в классе. Фото: Youtube.com
Несмотря на почетный возраст, Robinson R22 выпускают до сих пор. Эта модель является самой доступной в классе среди конкурентов, поэтому ее активно покупают те, кому нужен максимально бюджетный вертолет. Например, в Австралии Robinson R22 используют богатые скотоводы, которым удобно с воздуха следить за огромными стадами.
Сейчас выпускаются две версии R22 – стандартная Beta и с поплавковым шасси – Mariner, популярная в Канаде.
Следующая модель, Robinson R44, дебютировала в 1998 году. Созданный на шасси R22, этот вертолет серьезно отличается от предшественника размерами, грузоподъемностью и техническими характеристиками. Естественно, что это сказывается и на стоимости модели – она выше примерно на 30 %.
Robinson R22. Фото: Youtube.com
Что касается двигателя, то Robinson R44 оснащается поршневым V6, против V4 у R22. В продаже есть как карбюраторные, так и инжекторные модификации вертолетов.
Проблема Robinson R66 – это внешняя схожесть с R44. Если разбираться в технических характеристиках, то «младшие» модели R44 и R22 имеют намного больше общего между собой. А газотурбинную версию сравнивать с поршневой только из-за внешней схожести – это неправильно.
Производитель не стал отказываться от удобной и проверенной временем кабины R44, просто увеличив ее жизненное пространство. Несмотря на возросшие габариты, Robinson R66 куда более современный вертолет.
Если даже не учитывать двигатель другого типа, он все равно имеет низкий сухой вес, что недвусмысленно намекает на использование новых технологий и материалов. Полезная нагрузка у Robinson R66 выше на 145 кг – 580 против 435 кг у R44.
Robinson R44. Фото: Youtube.com
Унификация управления и приборов сделана с целью упрощенного переучивания пилотов. Как утверждает производитель, для этого достаточно двух часов.
Особенности Robinson R66
Внешне вертолет собран по классической схеме с двухлопастными несущим и хвостовым винтами. Сделано это для упрощения конструкции и, соответственно, удешевления модели. Корпус Robinson R66 постарались облегчить за счет композитных материалов, но там, где нужна повышенная прочность, использованы алюминиевые и стальные сплавы.
Грузовой отсек вертолета позволяет перевозить 140 кг багажа.
Газотурбинный двигатель Rolls-Royce RR300, весит меньше, чем поршневой силовой агрегат у R44. За счет этого удалось снизить сухой вес модели, повысив ее грузоподъемность.
Хотя расход топлива у Robinson R66 выше, чем у R44 – 87 литров против 57, газотурбинный двигатель работает на авиационном керосине марки Jet-A, а не на авиабензине. Такое топливо проще достать в России, Африке, Латинской Америке. Получается, что модель Robinson R66 годится для полетов в самых недоступных уголках земного шара.
Две модели для сравнения. Фото: Youtube.com
Максимальная скорость газотурбинного вертолета может достигать 240 км/ч. Запаса топлива хватит, чтобы преодолеть 602 км пути без заправки.
Единственный серьезный минус модели – это стоимость. В России новый вертолет предлагают примерно за 1 150 000 долларов с доставкой из США. По актуальному на сегодня курсу – это 70 700 000 рублей. При этом в своем классе Robinson R66 будет самым бюджетным вертолетом. Можно поискать модель б/у – она в два раза дешевле.
Конечно, приобрести новый Robinson R66 могут единицы. Но они есть в специализированных летных школах. При желании можно не только полетать на вертолете в качестве пассажира, но научиться им управлять.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...