Robinson R66 – как вертолет завоевал небо и рынок
Рынок гражданских вертолетов в России развит слабо. Найти технику отечественного производителя можно, только это модели типа Ми-8/17, которые легкими при всем желании назвать сложно. Да и стоимость у них для частного владения и использования высока даже для богатых людей.
Единственная модель российского производства, которая могла бы полноценно конкурировать с иностранными – это VRT500 от фирмы AEROTER. Но он пока не выпускается серийно, а только проходит испытания.
Еще можно вспомнить про «Ансат» и Ка-226Т, но эту технику доступной назвать сложной, да и крупная она по сравнению с VRT500. Самыми популярными легкими вертолетами в России являются летающие машины Robinson Helicopter Company из США. Сегодня мы расскажем про R66 – самую доступную серийную газотурбинную модель в мире.
Вертолет универсальный – он рассчитан на 5 мест, имеет отдельный отсек для багажа или грузов. Модель разработана в середине 2000-х, но серийно ее начали выпускать с 2011 года.
Компания Robinson Helicopter Company долгое время занималась выпуском недорогих поршневых легких вертолетов. Самая популярная модель в этом классе у них – это R44.
Так как бизнес должен постоянно развиваться, руководство решило разработать недорогой летательный аппарат с газотурбинным двигателем. Это самая первая модель такого класса для Robinson, она должна была проложить компании путь в нишу более дорогих, крупных и современных вертолетов.
Чтобы не создавать винтокрылую машину с нуля, было решено использовать базу R44. Для этого вертолет минимально переделали внешне, оснастив его газотурбинным двигателем.
Robinson Helicopter Company серьезно подошла к делу – в 2007 году у них уже были готовы два прототипа для прохождения испытаний. Модель прошла их успешно, после чего была сертификация в США. В 2010 году она получила все необходимые документы для беспроблемной продажи и эксплуатации ее в Америке.
В 2011 началось серийное производство Robinson R66. Вертолет оказался настолько успешным, что быстро обогнал всех конкурентов в классе вместе взятых. По статистике за 2012 год было реализовано 191 единиц Robinson R66. Конкуренты за этот же период продали только 40 однотурбинных вертолетов вместе.
Модельная гамма, помимо техники сугубо гражданской, включала в себя и специализированные версии для спецслужб. Например, полицейская четырехместная модификация, оснащенная прожекторами, громкоговорителями и оборудованием.
Одной из главных целей Robinson Helicopter Company был выход на новые рынки. Особенно интересовала производителя Европа, где давно и успешно реализовывался их поршневой вертолет R44.
Только сертификацию оказалось пройти не так просто – она затянулась почти на два года. Официальной причиной постоянных отказов называли несоответствие модели параметрам безопасности.
Во-первых, были зафиксированы три авиакатастрофы с участием R66. Вторая причина – это наличие только одной гидравлической системы, без «дублера». При этом «младшая» модель R44 имеет точно такой же недостаток, что не помешало ей в свое время пройти сертификацию.
Есть мнение, что постоянные отказы в Европе – это происки конкурентов. Им просто был не нужен недорогой газотурбинный вертолет, который обрушил бы продажи их техники. Подобная ситуация уже случилась с R44, ставшим самой успешной коммерческой моделью в классе.
До этого модель признали более чем в 50 странах мира, включая и Россию. Это решение наконец позволило увеличить выпуск и разослать вертолеты заказчикам в Европе, которые ожидали события несколько лет.
В среде любителей полетов на вертолетах есть одно убеждение, что газотурбинный R66 – это тот же R44, только с новым двигателем. Чтобы разобраться с этим вопросом, нужно для начала понять принципы выпуска и усовершенствования моделей «младшей» ценовой категории.
Первым популярным вертолетом от производителя Robinson стал R22, дебютировавший в 1979 году. Первая модель позиционировалась как универсальная и многоцелевая. Постепенно винтокрылая машина «обрастала» более совершенными модификациями – с улучшенными характеристиками.
Несмотря на почетный возраст, Robinson R22 выпускают до сих пор. Эта модель является самой доступной в классе среди конкурентов, поэтому ее активно покупают те, кому нужен максимально бюджетный вертолет. Например, в Австралии Robinson R22 используют богатые скотоводы, которым удобно с воздуха следить за огромными стадами.
Следующая модель, Robinson R44, дебютировала в 1998 году. Созданный на шасси R22, этот вертолет серьезно отличается от предшественника размерами, грузоподъемностью и техническими характеристиками. Естественно, что это сказывается и на стоимости модели – она выше примерно на 30 %.
Что касается двигателя, то Robinson R44 оснащается поршневым V6, против V4 у R22. В продаже есть как карбюраторные, так и инжекторные модификации вертолетов.
Проблема Robinson R66 – это внешняя схожесть с R44. Если разбираться в технических характеристиках, то «младшие» модели R44 и R22 имеют намного больше общего между собой. А газотурбинную версию сравнивать с поршневой только из-за внешней схожести – это неправильно.
Производитель не стал отказываться от удобной и проверенной временем кабины R44, просто увеличив ее жизненное пространство. Несмотря на возросшие габариты, Robinson R66 куда более современный вертолет.
Если даже не учитывать двигатель другого типа, он все равно имеет низкий сухой вес, что недвусмысленно намекает на использование новых технологий и материалов. Полезная нагрузка у Robinson R66 выше на 145 кг – 580 против 435 кг у R44.
Унификация управления и приборов сделана с целью упрощенного переучивания пилотов. Как утверждает производитель, для этого достаточно двух часов.
Внешне вертолет собран по классической схеме с двухлопастными несущим и хвостовым винтами. Сделано это для упрощения конструкции и, соответственно, удешевления модели. Корпус Robinson R66 постарались облегчить за счет композитных материалов, но там, где нужна повышенная прочность, использованы алюминиевые и стальные сплавы.
Газотурбинный двигатель Rolls-Royce RR300, весит меньше, чем поршневой силовой агрегат у R44. За счет этого удалось снизить сухой вес модели, повысив ее грузоподъемность.
Хотя расход топлива у Robinson R66 выше, чем у R44 – 87 литров против 57, газотурбинный двигатель работает на авиационном керосине марки Jet-A, а не на авиабензине. Такое топливо проще достать в России, Африке, Латинской Америке. Получается, что модель Robinson R66 годится для полетов в самых недоступных уголках земного шара.
Максимальная скорость газотурбинного вертолета может достигать 240 км/ч. Запаса топлива хватит, чтобы преодолеть 602 км пути без заправки.
Единственный серьезный минус модели – это стоимость. В России новый вертолет предлагают примерно за 1 150 000 долларов с доставкой из США. По актуальному на сегодня курсу – это 70 700 000 рублей. При этом в своем классе Robinson R66 будет самым бюджетным вертолетом. Можно поискать модель б/у – она в два раза дешевле.
Конечно, приобрести новый Robinson R66 могут единицы. Но они есть в специализированных летных школах. При желании можно не только полетать на вертолете в качестве пассажира, но научиться им управлять.
Единственная модель российского производства, которая могла бы полноценно конкурировать с иностранными – это VRT500 от фирмы AEROTER. Но он пока не выпускается серийно, а только проходит испытания.
Еще можно вспомнить про «Ансат» и Ка-226Т, но эту технику доступной назвать сложной, да и крупная она по сравнению с VRT500. Самыми популярными легкими вертолетами в России являются летающие машины Robinson Helicopter Company из США. Сегодня мы расскажем про R66 – самую доступную серийную газотурбинную модель в мире.
Российский вертолет VRT500 пока серийно не производят. Фото: Youtube.com
Вертолет универсальный – он рассчитан на 5 мест, имеет отдельный отсек для багажа или грузов. Модель разработана в середине 2000-х, но серийно ее начали выпускать с 2011 года.
История
Компания Robinson Helicopter Company долгое время занималась выпуском недорогих поршневых легких вертолетов. Самая популярная модель в этом классе у них – это R44.
Так как бизнес должен постоянно развиваться, руководство решило разработать недорогой летательный аппарат с газотурбинным двигателем. Это самая первая модель такого класса для Robinson, она должна была проложить компании путь в нишу более дорогих, крупных и современных вертолетов.
Чтобы не создавать винтокрылую машину с нуля, было решено использовать базу R44. Для этого вертолет минимально переделали внешне, оснастив его газотурбинным двигателем.
Вертолет R66 получился стильным и простым одновременно. Фото: Youtube.com
Robinson Helicopter Company серьезно подошла к делу – в 2007 году у них уже были готовы два прототипа для прохождения испытаний. Модель прошла их успешно, после чего была сертификация в США. В 2010 году она получила все необходимые документы для беспроблемной продажи и эксплуатации ее в Америке.
В 2011 началось серийное производство Robinson R66. Вертолет оказался настолько успешным, что быстро обогнал всех конкурентов в классе вместе взятых. По статистике за 2012 год было реализовано 191 единиц Robinson R66. Конкуренты за этот же период продали только 40 однотурбинных вертолетов вместе.
Модельная гамма, помимо техники сугубо гражданской, включала в себя и специализированные версии для спецслужб. Например, полицейская четырехместная модификация, оснащенная прожекторами, громкоговорителями и оборудованием.
Проблемы с европейской сертификацией
Одной из главных целей Robinson Helicopter Company был выход на новые рынки. Особенно интересовала производителя Европа, где давно и успешно реализовывался их поршневой вертолет R44.
Только сертификацию оказалось пройти не так просто – она затянулась почти на два года. Официальной причиной постоянных отказов называли несоответствие модели параметрам безопасности.
Во-первых, были зафиксированы три авиакатастрофы с участием R66. Вторая причина – это наличие только одной гидравлической системы, без «дублера». При этом «младшая» модель R44 имеет точно такой же недостаток, что не помешало ей в свое время пройти сертификацию.
Robinson R66 в полете. Фото: Youtube.com
Есть мнение, что постоянные отказы в Европе – это происки конкурентов. Им просто был не нужен недорогой газотурбинный вертолет, который обрушил бы продажи их техники. Подобная ситуация уже случилась с R44, ставшим самой успешной коммерческой моделью в классе.
Проблемы с сертификацией сказались и на России – Robinson R66 прошел ее в нашей стране только в 2013 году. Кстати, раньше, чем в Европе. Только в конце апреля 2014 года легкий газотурбинный вертолет R66 получил сертификат EASA.
До этого модель признали более чем в 50 странах мира, включая и Россию. Это решение наконец позволило увеличить выпуск и разослать вертолеты заказчикам в Европе, которые ожидали события несколько лет.
Это улучшенная модификация R44?
В среде любителей полетов на вертолетах есть одно убеждение, что газотурбинный R66 – это тот же R44, только с новым двигателем. Чтобы разобраться с этим вопросом, нужно для начала понять принципы выпуска и усовершенствования моделей «младшей» ценовой категории.
Первым популярным вертолетом от производителя Robinson стал R22, дебютировавший в 1979 году. Первая модель позиционировалась как универсальная и многоцелевая. Постепенно винтокрылая машина «обрастала» более совершенными модификациями – с улучшенными характеристиками.
Модель является самой бюджетной в классе. Фото: Youtube.com
Несмотря на почетный возраст, Robinson R22 выпускают до сих пор. Эта модель является самой доступной в классе среди конкурентов, поэтому ее активно покупают те, кому нужен максимально бюджетный вертолет. Например, в Австралии Robinson R22 используют богатые скотоводы, которым удобно с воздуха следить за огромными стадами.
Сейчас выпускаются две версии R22 – стандартная Beta и с поплавковым шасси – Mariner, популярная в Канаде.
Следующая модель, Robinson R44, дебютировала в 1998 году. Созданный на шасси R22, этот вертолет серьезно отличается от предшественника размерами, грузоподъемностью и техническими характеристиками. Естественно, что это сказывается и на стоимости модели – она выше примерно на 30 %.
Robinson R22. Фото: Youtube.com
Что касается двигателя, то Robinson R44 оснащается поршневым V6, против V4 у R22. В продаже есть как карбюраторные, так и инжекторные модификации вертолетов.
Проблема Robinson R66 – это внешняя схожесть с R44. Если разбираться в технических характеристиках, то «младшие» модели R44 и R22 имеют намного больше общего между собой. А газотурбинную версию сравнивать с поршневой только из-за внешней схожести – это неправильно.
Производитель не стал отказываться от удобной и проверенной временем кабины R44, просто увеличив ее жизненное пространство. Несмотря на возросшие габариты, Robinson R66 куда более современный вертолет.
Если даже не учитывать двигатель другого типа, он все равно имеет низкий сухой вес, что недвусмысленно намекает на использование новых технологий и материалов. Полезная нагрузка у Robinson R66 выше на 145 кг – 580 против 435 кг у R44.
Robinson R44. Фото: Youtube.com
Унификация управления и приборов сделана с целью упрощенного переучивания пилотов. Как утверждает производитель, для этого достаточно двух часов.
Особенности Robinson R66
Внешне вертолет собран по классической схеме с двухлопастными несущим и хвостовым винтами. Сделано это для упрощения конструкции и, соответственно, удешевления модели. Корпус Robinson R66 постарались облегчить за счет композитных материалов, но там, где нужна повышенная прочность, использованы алюминиевые и стальные сплавы.
Грузовой отсек вертолета позволяет перевозить 140 кг багажа.
Газотурбинный двигатель Rolls-Royce RR300, весит меньше, чем поршневой силовой агрегат у R44. За счет этого удалось снизить сухой вес модели, повысив ее грузоподъемность.
Хотя расход топлива у Robinson R66 выше, чем у R44 – 87 литров против 57, газотурбинный двигатель работает на авиационном керосине марки Jet-A, а не на авиабензине. Такое топливо проще достать в России, Африке, Латинской Америке. Получается, что модель Robinson R66 годится для полетов в самых недоступных уголках земного шара.
Две модели для сравнения. Фото: Youtube.com
Максимальная скорость газотурбинного вертолета может достигать 240 км/ч. Запаса топлива хватит, чтобы преодолеть 602 км пути без заправки.
Единственный серьезный минус модели – это стоимость. В России новый вертолет предлагают примерно за 1 150 000 долларов с доставкой из США. По актуальному на сегодня курсу – это 70 700 000 рублей. При этом в своем классе Robinson R66 будет самым бюджетным вертолетом. Можно поискать модель б/у – она в два раза дешевле.
Конечно, приобрести новый Robinson R66 могут единицы. Но они есть в специализированных летных школах. При желании можно не только полетать на вертолете в качестве пассажира, но научиться им управлять.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...