Robinson R66 – как вертолет завоевал небо и рынок
Рынок гражданских вертолетов в России развит слабо. Найти технику отечественного производителя можно, только это модели типа Ми-8/17, которые легкими при всем желании назвать сложно. Да и стоимость у них для частного владения и использования высока даже для богатых людей.
Единственная модель российского производства, которая могла бы полноценно конкурировать с иностранными – это VRT500 от фирмы AEROTER. Но он пока не выпускается серийно, а только проходит испытания.
Еще можно вспомнить про «Ансат» и Ка-226Т, но эту технику доступной назвать сложной, да и крупная она по сравнению с VRT500. Самыми популярными легкими вертолетами в России являются летающие машины Robinson Helicopter Company из США. Сегодня мы расскажем про R66 – самую доступную серийную газотурбинную модель в мире.
Вертолет универсальный – он рассчитан на 5 мест, имеет отдельный отсек для багажа или грузов. Модель разработана в середине 2000-х, но серийно ее начали выпускать с 2011 года.
Компания Robinson Helicopter Company долгое время занималась выпуском недорогих поршневых легких вертолетов. Самая популярная модель в этом классе у них – это R44.
Так как бизнес должен постоянно развиваться, руководство решило разработать недорогой летательный аппарат с газотурбинным двигателем. Это самая первая модель такого класса для Robinson, она должна была проложить компании путь в нишу более дорогих, крупных и современных вертолетов.
Чтобы не создавать винтокрылую машину с нуля, было решено использовать базу R44. Для этого вертолет минимально переделали внешне, оснастив его газотурбинным двигателем.
Robinson Helicopter Company серьезно подошла к делу – в 2007 году у них уже были готовы два прототипа для прохождения испытаний. Модель прошла их успешно, после чего была сертификация в США. В 2010 году она получила все необходимые документы для беспроблемной продажи и эксплуатации ее в Америке.
В 2011 началось серийное производство Robinson R66. Вертолет оказался настолько успешным, что быстро обогнал всех конкурентов в классе вместе взятых. По статистике за 2012 год было реализовано 191 единиц Robinson R66. Конкуренты за этот же период продали только 40 однотурбинных вертолетов вместе.
Модельная гамма, помимо техники сугубо гражданской, включала в себя и специализированные версии для спецслужб. Например, полицейская четырехместная модификация, оснащенная прожекторами, громкоговорителями и оборудованием.
Одной из главных целей Robinson Helicopter Company был выход на новые рынки. Особенно интересовала производителя Европа, где давно и успешно реализовывался их поршневой вертолет R44.
Только сертификацию оказалось пройти не так просто – она затянулась почти на два года. Официальной причиной постоянных отказов называли несоответствие модели параметрам безопасности.
Во-первых, были зафиксированы три авиакатастрофы с участием R66. Вторая причина – это наличие только одной гидравлической системы, без «дублера». При этом «младшая» модель R44 имеет точно такой же недостаток, что не помешало ей в свое время пройти сертификацию.
Есть мнение, что постоянные отказы в Европе – это происки конкурентов. Им просто был не нужен недорогой газотурбинный вертолет, который обрушил бы продажи их техники. Подобная ситуация уже случилась с R44, ставшим самой успешной коммерческой моделью в классе.
До этого модель признали более чем в 50 странах мира, включая и Россию. Это решение наконец позволило увеличить выпуск и разослать вертолеты заказчикам в Европе, которые ожидали события несколько лет.
В среде любителей полетов на вертолетах есть одно убеждение, что газотурбинный R66 – это тот же R44, только с новым двигателем. Чтобы разобраться с этим вопросом, нужно для начала понять принципы выпуска и усовершенствования моделей «младшей» ценовой категории.
Первым популярным вертолетом от производителя Robinson стал R22, дебютировавший в 1979 году. Первая модель позиционировалась как универсальная и многоцелевая. Постепенно винтокрылая машина «обрастала» более совершенными модификациями – с улучшенными характеристиками.
Несмотря на почетный возраст, Robinson R22 выпускают до сих пор. Эта модель является самой доступной в классе среди конкурентов, поэтому ее активно покупают те, кому нужен максимально бюджетный вертолет. Например, в Австралии Robinson R22 используют богатые скотоводы, которым удобно с воздуха следить за огромными стадами.
Следующая модель, Robinson R44, дебютировала в 1998 году. Созданный на шасси R22, этот вертолет серьезно отличается от предшественника размерами, грузоподъемностью и техническими характеристиками. Естественно, что это сказывается и на стоимости модели – она выше примерно на 30 %.
Что касается двигателя, то Robinson R44 оснащается поршневым V6, против V4 у R22. В продаже есть как карбюраторные, так и инжекторные модификации вертолетов.
Проблема Robinson R66 – это внешняя схожесть с R44. Если разбираться в технических характеристиках, то «младшие» модели R44 и R22 имеют намного больше общего между собой. А газотурбинную версию сравнивать с поршневой только из-за внешней схожести – это неправильно.
Производитель не стал отказываться от удобной и проверенной временем кабины R44, просто увеличив ее жизненное пространство. Несмотря на возросшие габариты, Robinson R66 куда более современный вертолет.
Если даже не учитывать двигатель другого типа, он все равно имеет низкий сухой вес, что недвусмысленно намекает на использование новых технологий и материалов. Полезная нагрузка у Robinson R66 выше на 145 кг – 580 против 435 кг у R44.
Унификация управления и приборов сделана с целью упрощенного переучивания пилотов. Как утверждает производитель, для этого достаточно двух часов.
Внешне вертолет собран по классической схеме с двухлопастными несущим и хвостовым винтами. Сделано это для упрощения конструкции и, соответственно, удешевления модели. Корпус Robinson R66 постарались облегчить за счет композитных материалов, но там, где нужна повышенная прочность, использованы алюминиевые и стальные сплавы.
Газотурбинный двигатель Rolls-Royce RR300, весит меньше, чем поршневой силовой агрегат у R44. За счет этого удалось снизить сухой вес модели, повысив ее грузоподъемность.
Хотя расход топлива у Robinson R66 выше, чем у R44 – 87 литров против 57, газотурбинный двигатель работает на авиационном керосине марки Jet-A, а не на авиабензине. Такое топливо проще достать в России, Африке, Латинской Америке. Получается, что модель Robinson R66 годится для полетов в самых недоступных уголках земного шара.
Максимальная скорость газотурбинного вертолета может достигать 240 км/ч. Запаса топлива хватит, чтобы преодолеть 602 км пути без заправки.
Единственный серьезный минус модели – это стоимость. В России новый вертолет предлагают примерно за 1 150 000 долларов с доставкой из США. По актуальному на сегодня курсу – это 70 700 000 рублей. При этом в своем классе Robinson R66 будет самым бюджетным вертолетом. Можно поискать модель б/у – она в два раза дешевле.
Конечно, приобрести новый Robinson R66 могут единицы. Но они есть в специализированных летных школах. При желании можно не только полетать на вертолете в качестве пассажира, но научиться им управлять.
Единственная модель российского производства, которая могла бы полноценно конкурировать с иностранными – это VRT500 от фирмы AEROTER. Но он пока не выпускается серийно, а только проходит испытания.
Еще можно вспомнить про «Ансат» и Ка-226Т, но эту технику доступной назвать сложной, да и крупная она по сравнению с VRT500. Самыми популярными легкими вертолетами в России являются летающие машины Robinson Helicopter Company из США. Сегодня мы расскажем про R66 – самую доступную серийную газотурбинную модель в мире.
Российский вертолет VRT500 пока серийно не производят. Фото: Youtube.com
Вертолет универсальный – он рассчитан на 5 мест, имеет отдельный отсек для багажа или грузов. Модель разработана в середине 2000-х, но серийно ее начали выпускать с 2011 года.
История
Компания Robinson Helicopter Company долгое время занималась выпуском недорогих поршневых легких вертолетов. Самая популярная модель в этом классе у них – это R44.
Так как бизнес должен постоянно развиваться, руководство решило разработать недорогой летательный аппарат с газотурбинным двигателем. Это самая первая модель такого класса для Robinson, она должна была проложить компании путь в нишу более дорогих, крупных и современных вертолетов.
Чтобы не создавать винтокрылую машину с нуля, было решено использовать базу R44. Для этого вертолет минимально переделали внешне, оснастив его газотурбинным двигателем.
Вертолет R66 получился стильным и простым одновременно. Фото: Youtube.com
Robinson Helicopter Company серьезно подошла к делу – в 2007 году у них уже были готовы два прототипа для прохождения испытаний. Модель прошла их успешно, после чего была сертификация в США. В 2010 году она получила все необходимые документы для беспроблемной продажи и эксплуатации ее в Америке.
В 2011 началось серийное производство Robinson R66. Вертолет оказался настолько успешным, что быстро обогнал всех конкурентов в классе вместе взятых. По статистике за 2012 год было реализовано 191 единиц Robinson R66. Конкуренты за этот же период продали только 40 однотурбинных вертолетов вместе.
Модельная гамма, помимо техники сугубо гражданской, включала в себя и специализированные версии для спецслужб. Например, полицейская четырехместная модификация, оснащенная прожекторами, громкоговорителями и оборудованием.
Проблемы с европейской сертификацией
Одной из главных целей Robinson Helicopter Company был выход на новые рынки. Особенно интересовала производителя Европа, где давно и успешно реализовывался их поршневой вертолет R44.
Только сертификацию оказалось пройти не так просто – она затянулась почти на два года. Официальной причиной постоянных отказов называли несоответствие модели параметрам безопасности.
Во-первых, были зафиксированы три авиакатастрофы с участием R66. Вторая причина – это наличие только одной гидравлической системы, без «дублера». При этом «младшая» модель R44 имеет точно такой же недостаток, что не помешало ей в свое время пройти сертификацию.
Robinson R66 в полете. Фото: Youtube.com
Есть мнение, что постоянные отказы в Европе – это происки конкурентов. Им просто был не нужен недорогой газотурбинный вертолет, который обрушил бы продажи их техники. Подобная ситуация уже случилась с R44, ставшим самой успешной коммерческой моделью в классе.
Проблемы с сертификацией сказались и на России – Robinson R66 прошел ее в нашей стране только в 2013 году. Кстати, раньше, чем в Европе. Только в конце апреля 2014 года легкий газотурбинный вертолет R66 получил сертификат EASA.
До этого модель признали более чем в 50 странах мира, включая и Россию. Это решение наконец позволило увеличить выпуск и разослать вертолеты заказчикам в Европе, которые ожидали события несколько лет.
Это улучшенная модификация R44?
В среде любителей полетов на вертолетах есть одно убеждение, что газотурбинный R66 – это тот же R44, только с новым двигателем. Чтобы разобраться с этим вопросом, нужно для начала понять принципы выпуска и усовершенствования моделей «младшей» ценовой категории.
Первым популярным вертолетом от производителя Robinson стал R22, дебютировавший в 1979 году. Первая модель позиционировалась как универсальная и многоцелевая. Постепенно винтокрылая машина «обрастала» более совершенными модификациями – с улучшенными характеристиками.
Модель является самой бюджетной в классе. Фото: Youtube.com
Несмотря на почетный возраст, Robinson R22 выпускают до сих пор. Эта модель является самой доступной в классе среди конкурентов, поэтому ее активно покупают те, кому нужен максимально бюджетный вертолет. Например, в Австралии Robinson R22 используют богатые скотоводы, которым удобно с воздуха следить за огромными стадами.
Сейчас выпускаются две версии R22 – стандартная Beta и с поплавковым шасси – Mariner, популярная в Канаде.
Следующая модель, Robinson R44, дебютировала в 1998 году. Созданный на шасси R22, этот вертолет серьезно отличается от предшественника размерами, грузоподъемностью и техническими характеристиками. Естественно, что это сказывается и на стоимости модели – она выше примерно на 30 %.
Robinson R22. Фото: Youtube.com
Что касается двигателя, то Robinson R44 оснащается поршневым V6, против V4 у R22. В продаже есть как карбюраторные, так и инжекторные модификации вертолетов.
Проблема Robinson R66 – это внешняя схожесть с R44. Если разбираться в технических характеристиках, то «младшие» модели R44 и R22 имеют намного больше общего между собой. А газотурбинную версию сравнивать с поршневой только из-за внешней схожести – это неправильно.
Производитель не стал отказываться от удобной и проверенной временем кабины R44, просто увеличив ее жизненное пространство. Несмотря на возросшие габариты, Robinson R66 куда более современный вертолет.
Если даже не учитывать двигатель другого типа, он все равно имеет низкий сухой вес, что недвусмысленно намекает на использование новых технологий и материалов. Полезная нагрузка у Robinson R66 выше на 145 кг – 580 против 435 кг у R44.
Robinson R44. Фото: Youtube.com
Унификация управления и приборов сделана с целью упрощенного переучивания пилотов. Как утверждает производитель, для этого достаточно двух часов.
Особенности Robinson R66
Внешне вертолет собран по классической схеме с двухлопастными несущим и хвостовым винтами. Сделано это для упрощения конструкции и, соответственно, удешевления модели. Корпус Robinson R66 постарались облегчить за счет композитных материалов, но там, где нужна повышенная прочность, использованы алюминиевые и стальные сплавы.
Грузовой отсек вертолета позволяет перевозить 140 кг багажа.
Газотурбинный двигатель Rolls-Royce RR300, весит меньше, чем поршневой силовой агрегат у R44. За счет этого удалось снизить сухой вес модели, повысив ее грузоподъемность.
Хотя расход топлива у Robinson R66 выше, чем у R44 – 87 литров против 57, газотурбинный двигатель работает на авиационном керосине марки Jet-A, а не на авиабензине. Такое топливо проще достать в России, Африке, Латинской Америке. Получается, что модель Robinson R66 годится для полетов в самых недоступных уголках земного шара.
Две модели для сравнения. Фото: Youtube.com
Максимальная скорость газотурбинного вертолета может достигать 240 км/ч. Запаса топлива хватит, чтобы преодолеть 602 км пути без заправки.
Единственный серьезный минус модели – это стоимость. В России новый вертолет предлагают примерно за 1 150 000 долларов с доставкой из США. По актуальному на сегодня курсу – это 70 700 000 рублей. При этом в своем классе Robinson R66 будет самым бюджетным вертолетом. Можно поискать модель б/у – она в два раза дешевле.
Конечно, приобрести новый Robinson R66 могут единицы. Но они есть в специализированных летных школах. При желании можно не только полетать на вертолете в качестве пассажира, но научиться им управлять.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Байконур»: почему самый большой космодром планеты Земля могут забросить
Уникальный космодром служит человечеству уже почти 70 лет. Но его будущее остается неопределенным....
На производственных площадках бывшего завода John Deere снова «закипела» работа
Предприятие заработало после длительного простоя. О планах и перспективах нового проекта читайте в нашем материале....
Северный широтный ход – российский мегапроект в Арктике: проблемы и перспективы
Магистраль должны были открыть еще в 2015-м году. К тому же, остается неясной судьба Салехардского моста....
Для российских автомобилистов готовят неожиданные запреты
Уже опубликован текст проекта поправок к соответствующему постановлению правительства. Новые запреты коснутся как «обычных» автолюбителей, так и...
В три раза быстрее «Конкорда» – представлен революционный двигатель для гиперзвукового самолета
Он позволит перелететь Атлантический океан всего за час на скорости 6 Мах. Самолет будет не только быстрее, но сможет летать выше Concorde в 2,5 раза....
Отечественный самолет «Партизан» подвергся глубокой модернизации
Все доработки были успешно протестированы. Также ведутся работы по улучшению систем автоматического пилотирования. Подробности читайте в нашем материале....
Этот седан опередил свое время, став и революцией, и провалом
Как роторный двигатель Ванкеля стал роковой фишкой автомобиля и привел компанию в упадок?...
Российские автономные паромы признаны перспективными
Это первые в нашей стране суда такого типа. Автономная навигация доказала свои преимущества....
Если у вас почти нет комплексов и денег, это ваш автомобиль
Это крохотный автомобиль длиной менее 3 метров, который удивляет своей вместимостью: в нем можно ездить вчетвером, хотя в это и сложно поверить, пока не...
«Он едет», или на что еще способен автомобиль за 250 тысяч рублей
Автомобили продолжают дорожать, и водители начинают задумываться, а стоит ли обновлять свою машину. У некоторых рефлексия и вовсе доходит до вопроса: «А нужна...
Российский «Атом» готовится к выходу на международный рынок
Стали известны подробности касательно выбранной методики расширения географии будущих продаж «Атома». В этом материале вы также узнаете, на каком этапе...
АВТОВАЗ еще не выпустил «Искру», но уже занимается удешевлением
Перспективный седан, который займет нишу между «Грантой» и «Вестой», решили немного упростить. Но повлияет ли это на цену машины?...
В Белоруссии наладят производство сразу трех автомобилей зарубежного бренда
И это не китайская компания. Машины будут стоить на уровне наших Lada, при этом по части оснащения будут даже в чем-то лучше....
«Такого мотора никогда не было» – первый взгляд на «Ниву Спорт»
«Нива Спорт» вернулась с тестирований в условиях горной местности. Внедорожник сразу попал в руки к автомобильным обозревателям. Чем отличается эта «Нива» от...
Ледокол «Ленин» вернулся на «постоянное место жительства»
Причиной кратковременного отсутствия в месте «дислокации» первого в мире надводного судна с ядерной установкой стал регламентированный технический осмотр и...
В России представлен уникальный бульдозер
Новинка относится к десятому тяговому классу и работает на природном газе. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....