Ил-12 – главный послевоенный пассажирский самолет из СССР
В Советском Союзе еще до начала Великой Отечественной войны гражданская авиация была достаточно развитой. По крайней мере, люди ничего чудесного в перелетах не видели и некоторые из них даже периодически пользовались самолетами начиная с 1929 года.
Самой знаковой моделью, которая познакомила гражданских с небом, был АНТ-9, известный еще и как «Крылья Советов». Основным грузопассажирским самолетом стал легендарный Ли-2. Эта летающая машина оставалась самой популярной и в военные годы. Она отлично зарекомендовала себя и на фронтах.
После победы в Великой Отечественной войне, Советский Союз принялся выстраивать страну заново. Уже тогда престижу Родины придавали высокий приоритет. Поэтому одним из основных лозунгов СССР стало выражение: «Догнать и перегнать!».
Ли-2 мало того, что технически устарел – это ему можно было еще простить, особенно учитывая славное боевое прошлое. Проблема заключалась в том, что он являлся лицензионной копий модели из США, разработанного компанией Douglas Aircraft Company.
Негоже было стране, победившей в войне, довольствоваться устаревшим американским самолетом. Тем более, что военные разработки в области авиации советских инженеров-конструкторов были лучшими в мире.
В СССР уже в 1943 году начали возобновлять работы над техникой гражданского предназначения, начиная от автомобилей и заканчивая самолетами. В то время было ясно, что победа в войне – это дело решенное. Красная Армия наступает и до конца осталось два или три года.
Конструкторское бюро Ильюшина начало разработку нового перспективного гражданского самолета в 1943 году. Некоторые историки считают, что это была самовольная попытка, которую потом одобрил Сталин. На самом деле, это целенаправленная политика возвращения на «мирные рельсы» целой страны.
Сергей Ильюшин получил задание создать новую летающую машину с чистого листа, не копируя зарубежные и даже свои военные модели. Хотя, соблазн переделать бомбардировщик Ил-4 был велик.
Устаревший Ли-2 оказался настолько универсальным самолетом, что именно его Ильюшин выбрал в качестве некоего ориентира и образца для подражания, хотя бы чисто внешне. Но новая модель по техническим характеристикам серьезно отличалась – ее планировали оснащать четырьмя моторами. Нагнетатели двигателей М-88В должны были обеспечить герметизацию салона.
Проект был одобрен Партией и работы стартовали. Но из-за продолжающейся войны, пассажирскому самолету не уделяли достаточно внимания.
В начале 1944 года проект получил ряд изменений:
✅ Вместо четырех двигателей решили довольствоваться двумя
✅ Моторы выбрали дизельные
✅ Салон пришлось делать негерметичным
Весной новый проект утвердили, а через полгода под руководством Ильюшина собрали первый полноразмерный макет Ил-12. Самолет одобрил Сталин, после чего его судьба была решена.
Готовый к полноценным испытаниям опытный образец смогли подготовить только в 1945 году – когда закончилась Великая Отечественная война. Первый полет Ил-12 совершил в августе – его пилотировали Владимир и Константин Коккинаки.
Испытания показали, что выбор дизельных двигателей АЧ-31 был опрометчивым. Силовые агрегаты были откровенно «сырыми», грозили катастрофой в своем текущем состоянии. Понимая, что самолет – это не танк и отказ мотора может стать роковым, Ильюшин принял единственное правильное решение. Двигатели заменили на АШ-82ФН – самые надежные советские силовые агрегаты того времени, неоднократно проверенные и испытанные на фронтах.
Прототип Ил-12 доработали и адаптировали к новым моторам. Очередные испытания состоялись в 1946 году. Летом самолет прошел государственную приемку и его одобрили в серийное производство.
Ил-12 – это универсальный цельнометаллический низкоплан. Он мог использоваться как для грузовых, так и для пассажирских перелетов. Модель рассчитана на перевозку 27 человек. Экипаж размещался в передней четырехместной кабине и состоял из двух пилотов, радиста и штурмана.
Если пассажирские Ил-12 имели удобные кресла, то транспортники, рассчитанные на 38 десантников, оснащались простыми откидными сиденьями. Еще военную модификацию можно опознать по грузовой двухстворчатой двери и бойницах в иллюминаторах.
Два двигателя Ил-12 развивали мощность по 1 700/1 850 л. с. каждый, в зависимости от модификации. Винты на силовых агрегатах устанавливались четырехлопастные. Ил-12 мог развить скорость до 407 км/час.
Пилоты управляли самолетом механически, но в случае необходимости можно было задействовать автопилот. Посадку облегчало хвостовое колесо, которое решили оставить несмотря на появление носовой опоры шасси.
В 1947 году новый самолет вышел на пассажирские линии. За короткое время модель доказала свои преимущества и почти полностью вытеснила Ли-2. Казалось, что самолет получился идеальным, но проблема обнаружилась после того, как модели налетали более 150 часов.
Надежные двигатели АШ-82ФН, доказавшие свою эффективность в Красной Армии, не имели достаточного для гражданской авиации ресурса. Капитальный ремонт моторов оказался невозможен на местах – приходилось снимать силовые агрегаты и отправлять их на завод.
Пришлось конструкторскому бюро Ильюшина опять дорабатывать многострадальный самолет. И это инженерам удалось – после модернизации двигатели стали образцом надежности. От всех своих «детских болезней» Ил-12 окончательно избавился примерно к середине 1950-х.
При этом выпускался самолет недолго – с 1946 по 1949 годы. За это время произвели 663 летающих машины – их потом модернизировали и дорабатывали.
В 1954 году появилась новая модель самолета. Ил-14 постепенно вытеснял предшественника, тем более, на него устанавливались доработанные моторы АШ-82Т, имеющие еще больший ресурс.
Самолет выпускался в нескольких вариантах. Базовым считается пассажирский Ил-12. Модель, предназначенная для перевозки грузов, имела меньше посадочных мест. Максимальное количество пассажиров Ил-12 – 32 человека.
На шасси базового Ил-12 выпускали самолет для партийного руководства. Эта модификация отличалась повышенным уровнем комфорта, хотя ничего сверх выдающегося для чиновников при Сталине не делали.
Через год эти два самолета доработали. Пассажирский назвали Ил-12Б, а транспортный стал моделью двойного назначения с буквой «Д» в индексе. Последняя версия могла быть переоборудована в бомбардировщик, у нее имелось место для установки пулеметной турели. Ил-12Д в армии использовался и для транспортировки десантников.
Часть самолетов работала в полярной авиации – они имели дополнительные баки в крыльях для увеличения дальности полетов. Уже это намекает на надежность Ил-12 после модернизаций, когда военные двигатели АШ-82ФН доработали в плане.
Самолеты эксплуатировались в Советском Союзе до 1968 года. Ил-12 поставлялся в ряд стран соцлагеря, а также Китай.
Следующий Ил-14 – это по факту доработанная 12 модель. Из-за большого количества изменений, ей было решено присвоить новый индекс.
Самолет Ил-12 стал революционной моделью, которая сделала пассажирские полеты в Советском Союзе действительно доступными для большинства граждан.
Самой знаковой моделью, которая познакомила гражданских с небом, был АНТ-9, известный еще и как «Крылья Советов». Основным грузопассажирским самолетом стал легендарный Ли-2. Эта летающая машина оставалась самой популярной и в военные годы. Она отлично зарекомендовала себя и на фронтах.
После победы в Великой Отечественной войне, Советский Союз принялся выстраивать страну заново. Уже тогда престижу Родины придавали высокий приоритет. Поэтому одним из основных лозунгов СССР стало выражение: «Догнать и перегнать!».
АНТ-9 стал флагманом советской гражданской авиации. Фото: Youtube.com
Ли-2 мало того, что технически устарел – это ему можно было еще простить, особенно учитывая славное боевое прошлое. Проблема заключалась в том, что он являлся лицензионной копий модели из США, разработанного компанией Douglas Aircraft Company.
Негоже было стране, победившей в войне, довольствоваться устаревшим американским самолетом. Тем более, что военные разработки в области авиации советских инженеров-конструкторов были лучшими в мире.
История появления Ил-12
В СССР уже в 1943 году начали возобновлять работы над техникой гражданского предназначения, начиная от автомобилей и заканчивая самолетами. В то время было ясно, что победа в войне – это дело решенное. Красная Армия наступает и до конца осталось два или три года.
Конструкторское бюро Ильюшина начало разработку нового перспективного гражданского самолета в 1943 году. Некоторые историки считают, что это была самовольная попытка, которую потом одобрил Сталин. На самом деле, это целенаправленная политика возвращения на «мирные рельсы» целой страны.
Ли-2 сделал полеты доступнее. Фото: Youtube.com
Сергей Ильюшин получил задание создать новую летающую машину с чистого листа, не копируя зарубежные и даже свои военные модели. Хотя, соблазн переделать бомбардировщик Ил-4 был велик.
Устаревший Ли-2 оказался настолько универсальным самолетом, что именно его Ильюшин выбрал в качестве некоего ориентира и образца для подражания, хотя бы чисто внешне. Но новая модель по техническим характеристикам серьезно отличалась – ее планировали оснащать четырьмя моторами. Нагнетатели двигателей М-88В должны были обеспечить герметизацию салона.
Шасси тоже запланировали другое – от хвостового колеса решили отказаться в пользу носовой стойки. Эта схема была более современная и перспективная.
Проект был одобрен Партией и работы стартовали. Но из-за продолжающейся войны, пассажирскому самолету не уделяли достаточно внимания.
В начале 1944 года проект получил ряд изменений:
✅ Вместо четырех двигателей решили довольствоваться двумя
✅ Моторы выбрали дизельные
✅ Салон пришлось делать негерметичным
Весной новый проект утвердили, а через полгода под руководством Ильюшина собрали первый полноразмерный макет Ил-12. Самолет одобрил Сталин, после чего его судьба была решена.
Ил-12 во всей своей красе. Фото: Youtube.com
Готовый к полноценным испытаниям опытный образец смогли подготовить только в 1945 году – когда закончилась Великая Отечественная война. Первый полет Ил-12 совершил в августе – его пилотировали Владимир и Константин Коккинаки.
Испытания показали, что выбор дизельных двигателей АЧ-31 был опрометчивым. Силовые агрегаты были откровенно «сырыми», грозили катастрофой в своем текущем состоянии. Понимая, что самолет – это не танк и отказ мотора может стать роковым, Ильюшин принял единственное правильное решение. Двигатели заменили на АШ-82ФН – самые надежные советские силовые агрегаты того времени, неоднократно проверенные и испытанные на фронтах.
Прототип Ил-12 доработали и адаптировали к новым моторам. Очередные испытания состоялись в 1946 году. Летом самолет прошел государственную приемку и его одобрили в серийное производство.
Особенности конструкции
Ил-12 – это универсальный цельнометаллический низкоплан. Он мог использоваться как для грузовых, так и для пассажирских перелетов. Модель рассчитана на перевозку 27 человек. Экипаж размещался в передней четырехместной кабине и состоял из двух пилотов, радиста и штурмана.
Если пассажирские Ил-12 имели удобные кресла, то транспортники, рассчитанные на 38 десантников, оснащались простыми откидными сиденьями. Еще военную модификацию можно опознать по грузовой двухстворчатой двери и бойницах в иллюминаторах.
Использовали Ил-12 и в армии. Фото: Youtube.com
Два двигателя Ил-12 развивали мощность по 1 700/1 850 л. с. каждый, в зависимости от модификации. Винты на силовых агрегатах устанавливались четырехлопастные. Ил-12 мог развить скорость до 407 км/час.
Пилоты управляли самолетом механически, но в случае необходимости можно было задействовать автопилот. Посадку облегчало хвостовое колесо, которое решили оставить несмотря на появление носовой опоры шасси.
Эксплуатация
В 1947 году новый самолет вышел на пассажирские линии. За короткое время модель доказала свои преимущества и почти полностью вытеснила Ли-2. Казалось, что самолет получился идеальным, но проблема обнаружилась после того, как модели налетали более 150 часов.
Надежные двигатели АШ-82ФН, доказавшие свою эффективность в Красной Армии, не имели достаточного для гражданской авиации ресурса. Капитальный ремонт моторов оказался невозможен на местах – приходилось снимать силовые агрегаты и отправлять их на завод.
Пришлось конструкторскому бюро Ильюшина опять дорабатывать многострадальный самолет. И это инженерам удалось – после модернизации двигатели стали образцом надежности. От всех своих «детских болезней» Ил-12 окончательно избавился примерно к середине 1950-х.
При этом выпускался самолет недолго – с 1946 по 1949 годы. За это время произвели 663 летающих машины – их потом модернизировали и дорабатывали.
Двигатели на первых Ил-12 имели ресурс около 150 часов полета. Фото: Youtube.com
В 1954 году появилась новая модель самолета. Ил-14 постепенно вытеснял предшественника, тем более, на него устанавливались доработанные моторы АШ-82Т, имеющие еще больший ресурс.
Модификации Ил-12
Самолет выпускался в нескольких вариантах. Базовым считается пассажирский Ил-12. Модель, предназначенная для перевозки грузов, имела меньше посадочных мест. Максимальное количество пассажиров Ил-12 – 32 человека.
На шасси базового Ил-12 выпускали самолет для партийного руководства. Эта модификация отличалась повышенным уровнем комфорта, хотя ничего сверх выдающегося для чиновников при Сталине не делали.
Ил-12Т начали выпускать с 1947 года. Модель использовалась для перевозки грузов.
Через год эти два самолета доработали. Пассажирский назвали Ил-12Б, а транспортный стал моделью двойного назначения с буквой «Д» в индексе. Последняя версия могла быть переоборудована в бомбардировщик, у нее имелось место для установки пулеметной турели. Ил-12Д в армии использовался и для транспортировки десантников.
Часть самолетов работала в полярной авиации – они имели дополнительные баки в крыльях для увеличения дальности полетов. Уже это намекает на надежность Ил-12 после модернизаций, когда военные двигатели АШ-82ФН доработали в плане.
Ил-14 еще можно найти в таком состоянии. Фото: Youtube.com
Самолеты эксплуатировались в Советском Союзе до 1968 года. Ил-12 поставлялся в ряд стран соцлагеря, а также Китай.
Следующий Ил-14 – это по факту доработанная 12 модель. Из-за большого количества изменений, ей было решено присвоить новый индекс.
Самолет Ил-12 стал революционной моделью, которая сделала пассажирские полеты в Советском Союзе действительно доступными для большинства граждан.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...