bibimot

Ил-12 – главный послевоенный пассажирский самолет из СССР

Ил-12 – главный послевоенный пассажирский самолет из СССР
В Советском Союзе еще до начала Великой Отечественной войны гражданская авиация была достаточно развитой. По крайней мере, люди ничего чудесного в перелетах не видели и некоторые из них даже периодически пользовались самолетами начиная с 1929 года.


Самой знаковой моделью, которая познакомила гражданских с небом, был АНТ-9, известный еще и как «Крылья Советов». Основным грузопассажирским самолетом стал легендарный Ли-2. Эта летающая машина оставалась самой популярной и в военные годы. Она отлично зарекомендовала себя и на фронтах.

После победы в Великой Отечественной войне, Советский Союз принялся выстраивать страну заново. Уже тогда престижу Родины придавали высокий приоритет. Поэтому одним из основных лозунгов СССР стало выражение: «Догнать и перегнать!».

Ил-12 – главный послевоенный пассажирский самолет из СССРАНТ-9 стал флагманом советской гражданской авиации. Фото: Youtube.com


Ли-2 мало того, что технически устарел – это ему можно было еще простить, особенно учитывая славное боевое прошлое. Проблема заключалась в том, что он являлся лицензионной копий модели из США, разработанного компанией Douglas Aircraft Company.

Негоже было стране, победившей в войне, довольствоваться устаревшим американским самолетом. Тем более, что военные разработки в области авиации советских инженеров-конструкторов были лучшими в мире.

История появления Ил-12


В СССР уже в 1943 году начали возобновлять работы над техникой гражданского предназначения, начиная от автомобилей и заканчивая самолетами. В то время было ясно, что победа в войне – это дело решенное. Красная Армия наступает и до конца осталось два или три года.

Конструкторское бюро Ильюшина начало разработку нового перспективного гражданского самолета в 1943 году. Некоторые историки считают, что это была самовольная попытка, которую потом одобрил Сталин. На самом деле, это целенаправленная политика возвращения на «мирные рельсы» целой страны.

Ли-2 сделал полеты доступнее. Фото: Youtube.com


Сергей Ильюшин получил задание создать новую летающую машину с чистого листа, не копируя зарубежные и даже свои военные модели. Хотя, соблазн переделать бомбардировщик Ил-4 был велик.

Устаревший Ли-2 оказался настолько универсальным самолетом, что именно его Ильюшин выбрал в качестве некоего ориентира и образца для подражания, хотя бы чисто внешне. Но новая модель по техническим характеристикам серьезно отличалась – ее планировали оснащать четырьмя моторами. Нагнетатели двигателей М-88В должны были обеспечить герметизацию салона.

Шасси тоже запланировали другое – от хвостового колеса решили отказаться в пользу носовой стойки. Эта схема была более современная и перспективная.


Проект был одобрен Партией и работы стартовали. Но из-за продолжающейся войны, пассажирскому самолету не уделяли достаточно внимания.

В начале 1944 года проект получил ряд изменений:

✅ Вместо четырех двигателей решили довольствоваться двумя
✅ Моторы выбрали дизельные
✅ Салон пришлось делать негерметичным

Весной новый проект утвердили, а через полгода под руководством Ильюшина собрали первый полноразмерный макет Ил-12. Самолет одобрил Сталин, после чего его судьба была решена.

Ил-12 во всей своей красе. Фото: Youtube.com


Готовый к полноценным испытаниям опытный образец смогли подготовить только в 1945 году – когда закончилась Великая Отечественная война. Первый полет Ил-12 совершил в августе – его пилотировали Владимир и Константин Коккинаки.

Испытания показали, что выбор дизельных двигателей АЧ-31 был опрометчивым. Силовые агрегаты были откровенно «сырыми», грозили катастрофой в своем текущем состоянии. Понимая, что самолет – это не танк и отказ мотора может стать роковым, Ильюшин принял единственное правильное решение. Двигатели заменили на АШ-82ФН – самые надежные советские силовые агрегаты того времени, неоднократно проверенные и испытанные на фронтах.

Прототип Ил-12 доработали и адаптировали к новым моторам. Очередные испытания состоялись в 1946 году. Летом самолет прошел государственную приемку и его одобрили в серийное производство.

Особенности конструкции


Ил-12 – это универсальный цельнометаллический низкоплан. Он мог использоваться как для грузовых, так и для пассажирских перелетов. Модель рассчитана на перевозку 27 человек. Экипаж размещался в передней четырехместной кабине и состоял из двух пилотов, радиста и штурмана.

Если пассажирские Ил-12 имели удобные кресла, то транспортники, рассчитанные на 38 десантников, оснащались простыми откидными сиденьями. Еще военную модификацию можно опознать по грузовой двухстворчатой двери и бойницах в иллюминаторах.

Использовали Ил-12 и в армии. Фото: Youtube.com


Два двигателя Ил-12 развивали мощность по 1 700/1 850 л. с. каждый, в зависимости от модификации. Винты на силовых агрегатах устанавливались четырехлопастные. Ил-12 мог развить скорость до 407 км/час.

Пилоты управляли самолетом механически, но в случае необходимости можно было задействовать автопилот. Посадку облегчало хвостовое колесо, которое решили оставить несмотря на появление носовой опоры шасси.

Эксплуатация


В 1947 году новый самолет вышел на пассажирские линии. За короткое время модель доказала свои преимущества и почти полностью вытеснила Ли-2. Казалось, что самолет получился идеальным, но проблема обнаружилась после того, как модели налетали более 150 часов.

Надежные двигатели АШ-82ФН, доказавшие свою эффективность в Красной Армии, не имели достаточного для гражданской авиации ресурса. Капитальный ремонт моторов оказался невозможен на местах – приходилось снимать силовые агрегаты и отправлять их на завод.

Пришлось конструкторскому бюро Ильюшина опять дорабатывать многострадальный самолет. И это инженерам удалось – после модернизации двигатели стали образцом надежности. От всех своих «детских болезней» Ил-12 окончательно избавился примерно к середине 1950-х.

При этом выпускался самолет недолго – с 1946 по 1949 годы. За это время произвели 663 летающих машины – их потом модернизировали и дорабатывали.

Двигатели на первых Ил-12 имели ресурс около 150 часов полета. Фото: Youtube.com


В 1954 году появилась новая модель самолета. Ил-14 постепенно вытеснял предшественника, тем более, на него устанавливались доработанные моторы АШ-82Т, имеющие еще больший ресурс.

Модификации Ил-12


Самолет выпускался в нескольких вариантах. Базовым считается пассажирский Ил-12. Модель, предназначенная для перевозки грузов, имела меньше посадочных мест. Максимальное количество пассажиров Ил-12 – 32 человека.

На шасси базового Ил-12 выпускали самолет для партийного руководства. Эта модификация отличалась повышенным уровнем комфорта, хотя ничего сверх выдающегося для чиновников при Сталине не делали.

Ил-12Т начали выпускать с 1947 года. Модель использовалась для перевозки грузов.


Через год эти два самолета доработали. Пассажирский назвали Ил-12Б, а транспортный стал моделью двойного назначения с буквой «Д» в индексе. Последняя версия могла быть переоборудована в бомбардировщик, у нее имелось место для установки пулеметной турели. Ил-12Д в армии использовался и для транспортировки десантников.

Часть самолетов работала в полярной авиации – они имели дополнительные баки в крыльях для увеличения дальности полетов. Уже это намекает на надежность Ил-12 после модернизаций, когда военные двигатели АШ-82ФН доработали в плане.

Ил-14 еще можно найти в таком состоянии. Фото: Youtube.com


Самолеты эксплуатировались в Советском Союзе до 1968 года. Ил-12 поставлялся в ряд стран соцлагеря, а также Китай.

Следующий Ил-14 – это по факту доработанная 12 модель. Из-за большого количества изменений, ей было решено присвоить новый индекс.

Самолет Ил-12 стал революционной моделью, которая сделала пассажирские полеты в Советском Союзе действительно доступными для большинства граждан.

Автор:

Использованы фотографии: https://youtube.com

А вам нравится Ил-12?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
ТУ-134 - легенда советской гражданской авиацииСамолет ЛА-8 – амфибия для труднодоступных мест

[miniposter=shortstory]Первый «турбо» в Формуле-1[/miniposter]

Первый «турбо» в Формуле-1

Считается, что первыми турбонаддув в Формуле-1 в сезоне 1977 года применили Renault, и что RS01 – первый автомобиль оснащенный двигателем с турбокомпрессором в...
  • 1 420