10 болидов Айртона Сенны
Сегодня, в память о великом чемпионе Формулы-1 Айртоне Сенны, погибшем 1 мая 1994 года, предлагаю отследить его гоночный путь через автомобили. Первый автомобиль Айртона в «королеве автоспорта», Toleman TG183B Hart, станет самым необычным в карьере бразильца. Что же в нем такого особенного? Двигатель «моноблок»: головка и блок цилиндров представляют собой единое целое. Такая конструкция позволяет исключить прогар прокладки головки блока цилиндров, что повышает надежность. Сама по себе эта концепция не представляла из себя ничего нового - аналогичную компоновку имел мотор Offenhauser, использовавшийся в заокеанской серии «Индикар». Но для Формулы-1 тех лет это было откровением.
Расположение радиаторов в переднем антикрыле! Честно говоря, в восьмидесятых такая компоновка выглядела странной. В семидесятых конструкторы часто устанавливали радиатор охлаждения в передней части болида, в том числе в переднем спойлере. Но в 1984 году такая конструкция не давала никаких преимуществ и смотрелась странно.
После того, как в Формуле-1 ввели правило «плоского днища», конструкторы считали, что остался один способ повышения прижимной силы: увеличение заднего антикрыла. Бесконечному росту крыльев мешали два обстоятельства:
✅ Во-первых, рост аэродинамического сопротивления
✅ Во-вторых, Технический регламент
И тогда на выручку пришла смекалка. Рори Бирн, главный конструктор команды Toleman, установил друг за другом два крыла! Любопытное решение, но в конструкции Формулы-1 важно не то, насколько необычно болид выглядит, а насколько быстро едет. И с этим у Toleman Hart были большие проблемы! Зато Тоулмен сделал бразильца известным: во время гран-при Монако, проходящего в том году на мокрой трассе, Айртон столь неудержимо прорывался наверх, что должен был неминуемо выиграть гонку! К сожалению гонку остановили, не дав Сенне сотворить сенсацию.
По окончании сезона 1984 года, Айртон Сенна перешел в прославленную британскую команду Lotus. Прежде за эту «конюшню» выступали такие асы как: Джим Кларк, Грэм Хилл, Йохен Риндт, Эмерсон Фиттипальди и Марио Андретти.
Первый «нормальный» болид Сенны, принесший бразильскому пилоту дебютные поул-позицию и победу в гонке. Эшторил '85 стал рождением легенды о «человеке дождя», ведь Айртон тогда доказал скептикам, что способен «ходить по воде». Но Lotus, даже оснащенный мощным мотором Renault, уступал таким болидам как McLaren MP4/2C и Ferrari 156.
Стал самым мощным болидом в карьере Сенны. В квалификационном варианте, с наддувом 5.5 бар, Renault EF15bis оснащенный «пневмоклапанами» развивал 1300 лошадей. Что, разумеется, было меньше чем у BMW M12/13, но больше чем у Honda, Ferrari и Porsche. Благодаря этой мощи, Айртону удалось завоевать восемь поулов в сезоне 1986 года, и получить за это 8 скутеров Vespa 125 T5 Pole Position – приз, за быстрейшее время в квалификации! А вот побед было меньше: только две – французский двигатель слишком любил кушать топливо!
На этом болиде не было пружин и амортизаторов – их функции брала на себя «активная подвеска». В теории это приводило к увеличению прижимной силы за счёт постоянного дорожного просвета, и одновременно снижало нагрузку на шины. Но на практике оказалось, что для гидронасоса этой подвески требуется слишком много мощности! Поэтому Айртон блистал только там, где мощность мотора отходила на второй план, то есть на городских трассах в Монте Карло и Детройте. В обоих случаях победил Сенна, при том что сам он был не в восторге от этой конструкции.
Расставание с Lotus прошло не слишком гладко. Еще в Венгрии боссы этой команды что больше не нуждаются в услугах Сенны. Но без работы молодой вундеркинд не остался – его мгновенно переманил в свою команду Рон Деннис!
Главный болид в карьере Сенны, ведь на нем Волшебник впервые стал Чемпионом мира. На пару с Аленом Простом, им удалось одержать пятнадцать побед на шестнадцати этапах! Технически этот McLaren не был революцией, в отличии от Lotus 99T, но и заурядным его назвать нельзя. Этот болид, на фоне современников, выделяли следующие решения.
✅ Во-первых, сверхнизкая концепция шасси Гордона Марри
✅ Во-вторых, поперечная трехвальная КПП конструкции Питера Вайсмана. В те годы считалось что такая компоновка дает преимущество перед продольными коробками
✅ Ну и в-третьих, мощный и экономичный двигатель Honda RA168E
В квалификационном исполнении этот движок развивал 685 лошадиных сил, а в гоночном 630. Но важнее было то, что этому McLaren хватало на гонку 150 литров топлива! А вот у единственного конкурента «красно-белых», Ferrari F1-87, с расходом топлива возникали большие проблемы, из-за чего по ходу гонки пилоты Скудерии часто снижали давление турбонаддува, чтобы добраться до финиша.
Оба этих болида выведены из конструкции 1988 года, и обе оснащались двигателями Honda V10, поэтому я решил объединить их в одну модель. МакЛарены этих лет с технической точки зрения смотрелись крайне консервативными: на них не использовали полуавтоматическую коробку передач, трекшн-контроль. Да и сама аэродинамическая концепция с низким полом спереди стремительно устаревала. Особенно это бросалось в глаза на фоне Tyrrell 019, конструкции Мижо и Постлетуэйта, а также болидов Leyton House (March) Эдриана Ньюи. Но мощный двигатель Honda и Айртон Сенна за рулём, позволяли команде Рона Денниса не задумываться о таких «мелочах».
Это динозавр! Ну ладно, для болельщиков этой команды – ортодоксальная машина. Непонятно, как Сенна сумел на этом морально устаревшем болиде вырвать титул чемпиона мира! Более подробную информацию о этом болиде, вы можете прочитать здесь: McLaren MP4/6 Honda, последний чемпион с V12
По свидетельствам современников, в момент дебюта этот болид назвали «электронная смерть». Само собой, для Williams. Судите сами, на этом болиде применяли такие «штучки» как:
✅ Электронная педаль газа
✅ Двусторонняя телеметрическая связь «боксы - машина - боксы»
✅ Полуавтоматическая коробка передач, с возможностью полностью автоматического управления
✅ Система контроля тягового усилия (трекшн-контроль)
Но на этом Макларене не было главного: активной подвески и надёжности. В итоге, прозвище оказалось пророческим, и по большей части старты в гран-при оканчивались для этих болидов «электронной смертью».
MP4/7 – мощнейший из «атмосферных» болидов Сенны! По заявлению Акимасы Ясуоки, двигатель Honda RA122E в конце сезона достиг отметки 880 лошадей!
По сравнению с прошлогодней моделью, «восьмерка» совершила впечатляющий рывок вперёд в плане надёжности, и эффективности аэродинамики. Представляя собой творческое переосмысление Williams FW14, McLaren кое в чем выглядел более совершенной конструкцией. Патрик Хэд, технический директор команды Williams, отмечал что активная подвеска McLaren выглядит предпочтительнее.
Главным, и единственным, недостатком этого болида, стал клиентский двигатель Ford Cosworth HB V8. Лишь в Сильверстоуне на моторах болидов McLaren появился «пневматический привод клапанов», что позволило сравняться с Benetton, но Williams Renault все равно имел больше лошадей.
– Мартин Уитмарш.
В начале осени 1993 года сбылась мечта Айртона: он подписал контракт с Фрэнком Вильямсом. Устав от двух сезонов поражений, Волшебник был уверен что чудо–болид привезет его к четвертому чемпионскому титулу.
Но карета превратилась в тыкву. Более подробная информация по этой машине доступна в материале: Williams FW16: памяти Сенны посвящается
Считается, что в Формуле-1 невозможно победить без лучшей машины, а исключения, в лице Алена Проста, только подтверждают правило. Но если рассмотреть болиды Волшебника внимательно, то окажется что такой машиной Айртон располагал дважды за карьеру: в 1988 и 1989 годах. Титулы 1990 и 91 годов завоеваны не благодаря технике, а вопреки ей!
Toleman TG184 Hart. Фото: Youtube.com
Расположение радиаторов в переднем антикрыле! Честно говоря, в восьмидесятых такая компоновка выглядела странной. В семидесятых конструкторы часто устанавливали радиатор охлаждения в передней части болида, в том числе в переднем спойлере. Но в 1984 году такая конструкция не давала никаких преимуществ и смотрелась странно.
Бипланное заднее антикрыло
После того, как в Формуле-1 ввели правило «плоского днища», конструкторы считали, что остался один способ повышения прижимной силы: увеличение заднего антикрыла. Бесконечному росту крыльев мешали два обстоятельства:
✅ Во-первых, рост аэродинамического сопротивления
✅ Во-вторых, Технический регламент
И тогда на выручку пришла смекалка. Рори Бирн, главный конструктор команды Toleman, установил друг за другом два крыла! Любопытное решение, но в конструкции Формулы-1 важно не то, насколько необычно болид выглядит, а насколько быстро едет. И с этим у Toleman Hart были большие проблемы! Зато Тоулмен сделал бразильца известным: во время гран-при Монако, проходящего в том году на мокрой трассе, Айртон столь неудержимо прорывался наверх, что должен был неминуемо выиграть гонку! К сожалению гонку остановили, не дав Сенне сотворить сенсацию.
По окончании сезона 1984 года, Айртон Сенна перешел в прославленную британскую команду Lotus. Прежде за эту «конюшню» выступали такие асы как: Джим Кларк, Грэм Хилл, Йохен Риндт, Эмерсон Фиттипальди и Марио Андретти.
Lotus 97T Renault, 1985 года
Первый «нормальный» болид Сенны, принесший бразильскому пилоту дебютные поул-позицию и победу в гонке. Эшторил '85 стал рождением легенды о «человеке дождя», ведь Айртон тогда доказал скептикам, что способен «ходить по воде». Но Lotus, даже оснащенный мощным мотором Renault, уступал таким болидам как McLaren MP4/2C и Ferrari 156.
Lotus 98Т, 1986 года
Стал самым мощным болидом в карьере Сенны. В квалификационном варианте, с наддувом 5.5 бар, Renault EF15bis оснащенный «пневмоклапанами» развивал 1300 лошадей. Что, разумеется, было меньше чем у BMW M12/13, но больше чем у Honda, Ferrari и Porsche. Благодаря этой мощи, Айртону удалось завоевать восемь поулов в сезоне 1986 года, и получить за это 8 скутеров Vespa 125 T5 Pole Position – приз, за быстрейшее время в квалификации! А вот побед было меньше: только две – французский двигатель слишком любил кушать топливо!
Черно-золотая раскраска JPS – одна из красивейших ливрей в Формуле-1. Фото: Youtube.com
Lotus 99T Honda, 1987 года
На этом болиде не было пружин и амортизаторов – их функции брала на себя «активная подвеска». В теории это приводило к увеличению прижимной силы за счёт постоянного дорожного просвета, и одновременно снижало нагрузку на шины. Но на практике оказалось, что для гидронасоса этой подвески требуется слишком много мощности! Поэтому Айртон блистал только там, где мощность мотора отходила на второй план, то есть на городских трассах в Монте Карло и Детройте. В обоих случаях победил Сенна, при том что сам он был не в восторге от этой конструкции.
Lotus 99T оснащался активной подвеской колес. Фото: Youtube.com
Расставание с Lotus прошло не слишком гладко. Еще в Венгрии боссы этой команды что больше не нуждаются в услугах Сенны. Но без работы молодой вундеркинд не остался – его мгновенно переманил в свою команду Рон Деннис!
McLaren MP4/4 Honda, 1988 года
Главный болид в карьере Сенны, ведь на нем Волшебник впервые стал Чемпионом мира. На пару с Аленом Простом, им удалось одержать пятнадцать побед на шестнадцати этапах! Технически этот McLaren не был революцией, в отличии от Lotus 99T, но и заурядным его назвать нельзя. Этот болид, на фоне современников, выделяли следующие решения.
✅ Во-первых, сверхнизкая концепция шасси Гордона Марри
✅ Во-вторых, поперечная трехвальная КПП конструкции Питера Вайсмана. В те годы считалось что такая компоновка дает преимущество перед продольными коробками
✅ Ну и в-третьих, мощный и экономичный двигатель Honda RA168E
В квалификационном исполнении этот движок развивал 685 лошадиных сил, а в гоночном 630. Но важнее было то, что этому McLaren хватало на гонку 150 литров топлива! А вот у единственного конкурента «красно-белых», Ferrari F1-87, с расходом топлива возникали большие проблемы, из-за чего по ходу гонки пилоты Скудерии часто снижали давление турбонаддува, чтобы добраться до финиша.
1989-90: McLaren MP4/5 и 4/5B
Оба этих болида выведены из конструкции 1988 года, и обе оснащались двигателями Honda V10, поэтому я решил объединить их в одну модель. МакЛарены этих лет с технической точки зрения смотрелись крайне консервативными: на них не использовали полуавтоматическую коробку передач, трекшн-контроль. Да и сама аэродинамическая концепция с низким полом спереди стремительно устаревала. Особенно это бросалось в глаза на фоне Tyrrell 019, конструкции Мижо и Постлетуэйта, а также болидов Leyton House (March) Эдриана Ньюи. Но мощный двигатель Honda и Айртон Сенна за рулём, позволяли команде Рона Денниса не задумываться о таких «мелочах».
McLaren MP4/6 Honda, 1991 года
Это динозавр! Ну ладно, для болельщиков этой команды – ортодоксальная машина. Непонятно, как Сенна сумел на этом морально устаревшем болиде вырвать титул чемпиона мира! Более подробную информацию о этом болиде, вы можете прочитать здесь: McLaren MP4/6 Honda, последний чемпион с V12
Наиболее привычный антураж для Волшебника – цвета Marlboro McLaren. Фото: Youtube.com
McLaren MP4/7A Honda, 1992 года
По свидетельствам современников, в момент дебюта этот болид назвали «электронная смерть». Само собой, для Williams. Судите сами, на этом болиде применяли такие «штучки» как:
✅ Электронная педаль газа
✅ Двусторонняя телеметрическая связь «боксы - машина - боксы»
✅ Полуавтоматическая коробка передач, с возможностью полностью автоматического управления
✅ Система контроля тягового усилия (трекшн-контроль)
Но на этом Макларене не было главного: активной подвески и надёжности. В итоге, прозвище оказалось пророческим, и по большей части старты в гран-при оканчивались для этих болидов «электронной смертью».
MP4/7 – мощнейший из «атмосферных» болидов Сенны! По заявлению Акимасы Ясуоки, двигатель Honda RA122E в конце сезона достиг отметки 880 лошадей!
Williams FW16 – последний болид Сенны. Фото: Youtube.com
McLaren MP4/8 Ford, 1993 года
По сравнению с прошлогодней моделью, «восьмерка» совершила впечатляющий рывок вперёд в плане надёжности, и эффективности аэродинамики. Представляя собой творческое переосмысление Williams FW14, McLaren кое в чем выглядел более совершенной конструкцией. Патрик Хэд, технический директор команды Williams, отмечал что активная подвеска McLaren выглядит предпочтительнее.
Главным, и единственным, недостатком этого болида, стал клиентский двигатель Ford Cosworth HB V8. Лишь в Сильверстоуне на моторах болидов McLaren появился «пневматический привод клапанов», что позволило сравняться с Benetton, но Williams Renault все равно имел больше лошадей.
В середине сезона McLaren проводили эксперименты с мощными итальянскими двигателями Chrysler-Lamborghini V12, и по свидетельствам сотрудников McLaren, с этим агрегатом болид полетел! Но по политическим мотивам сделка не состоялась.
На тестах в Эшториле McLambo ни в коем случае не должен был быть слишком быстрым, иначе у нас бы возникли большие проблемы по контрактным обязательствам с Peugeot. Поэтому Рон приказал залить в машину полный бак бензина, и никому об этом не говорить.
На тестах в Эшториле McLambo ни в коем случае не должен был быть слишком быстрым, иначе у нас бы возникли большие проблемы по контрактным обязательствам с Peugeot. Поэтому Рон приказал залить в машину полный бак бензина, и никому об этом не говорить.
– Мартин Уитмарш.
В начале осени 1993 года сбылась мечта Айртона: он подписал контракт с Фрэнком Вильямсом. Устав от двух сезонов поражений, Волшебник был уверен что чудо–болид привезет его к четвертому чемпионскому титулу.
Williams FW16 Renault
Но карета превратилась в тыкву. Более подробная информация по этой машине доступна в материале: Williams FW16: памяти Сенны посвящается
Считается, что в Формуле-1 невозможно победить без лучшей машины, а исключения, в лице Алена Проста, только подтверждают правило. Но если рассмотреть болиды Волшебника внимательно, то окажется что такой машиной Айртон располагал дважды за карьеру: в 1988 и 1989 годах. Титулы 1990 и 91 годов завоеваны не благодаря технике, а вопреки ей!
- Алексей Медведев
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...