Дисковые, барабанные, ободные: виды велосипедных тормозов
Сегодня даже дешевые велосипеды из Ашана или Ленты комплектуются хотя бы какими-нибудь, но все же рабочими тормозами. Правда, их качество часто оставляет желать лучшего, причем это касается и более дорогих моделей из спортивных и специализированных магазинов. Предлагаем разобраться, какие виды велосипедных тормозов бывают, и какой вариант подойдет именно вам.
Нет, это не такие, что устанавливались на относительно старые автомобили. В случае с велосипедом барабанный тормоз находится внутри задней втулки и укомплектован тормозными колодками. Для торможения велосипедист вращает каретку по направлению против движения, а именно пытается прокрутить педали в противоположную сторону. В результате колодки внутри втулки раздвигаются, прижимаясь к внутренней поверхности барабана. Как итог – создается необходимая сила трения.
Достоинства:
✅ закрытая конструкция, неподверженная попаданию пыли, грязи и влаги
✅ нет необходимости в регулярном техническом обслуживании механизма
✅ эффективность торможения даже в случае, если обод колеса искривлен
✅ нет воздействия на обод и покрышки, за счет чего они не изнашиваются
Казалось бы, неплохой вариант, однако недостатков у него еще больше, чем достоинств. В первую очередь барабанные тормоза тяжелые. В отличие от других механизмов, они требуют прилагать больше усилий для остановки велосипеда. На моделях с переключателем скоростей их вообще не получится установить из-за конструкции задней втулки. Есть мертвая зона, из-за которой процесс торможения начинается не сразу, а если цепь слетит со звездочки, тормозить будет невозможно.
В основном барабанные тормоза устанавливаются на дешевые и некоторые детские велосипеды. Если у вас вдруг модель только с таким механизмом, обязательно задумайтесь об его дополнении.
Самая популярная категория механизмов, которые для торможения используют силу трения при контакте с ободом. На руле устанавливается один или два тормозных рычага в зависимости от того, на скольких колесах стоят тормоза. При торможении велосипедист нажимает рукоятку, усилие от нажатия передается по металлическому тросу к колодкам, и они прочно зажимают обод в тиски.
Ободные тормоза отличаются простой и при этом эффективной конструкцией. Механизм создает хорошее тормозное усилие, которого достаточно для быстрой остановки на большой скорости. Эту систему можно поставить как на дешевый, так и на многоскоростной велосипед. Она легче, чем те же барабанные и дисковые аналоги. Еще один плюс – относительно низкая цена комплектующих.
Что касается недостатков, ободные тормоза теряют в эффективности в случае, если колеса или сами колодки покрыты грязью либо просто влажные. Сила трения уступает скольжению, из-за чего путь остановки становится длиннее. При попадании песка и других твердых частиц между колодками и ободов приводит к ускоренному изнашиванию деталей, поэтому приходится регулярно менять их.
Даже при всех своих недостатках ободные тормоза сохраняют высокую востребованность среди как опытных, так и начинающих велосипедистов. Более того, такие механизмы делятся на три вида.
Механизм состоит из двух рычагов, на которых закреплены тормозные колодки. Тормоза крепятся так, чтобы их подвижная часть была напротив центральной линии обода – так торможение будет наиболее эффективным. Передвижение колодок выполняется парой тяг, соединенных с тросиком от тормозного рычага. Кантилеверный механизм привлекает своей простотой и надежностью, так как в нем буквально нечему ломаться, но при этом уступает остальным видам по силе торможения.
Полюбились владельцам шоссейных велосипедов, делят лавры первенства со следующим типом тормозов. В целом конструкция не сильно отличается от кантилеверного механизма, однако есть один важный момент – колодки прижимаются к ободу за счет движения изогнутых рычагов, а не тросиков. Визуально конструкция действительно напоминает инструмент клещи. Такой механизм создает куда более высокую прижимную силу, к тому же нет риска разрыва металлических тросов.
Чаще всего на современных велосипедах устанавливаются именно V-brake тормоза. Фиксируются они по такому же принципу, что и кантилеверные. Тросик для передачи усилия с тормозного рычага подводится к верхней части механизма сбоку. Рычаги с колодками располагаются параллельно, причем отдельно друг от друга. При инициации торможения трос сжимает обе части тормоза, тем самым создавая большое тормозное усилие. Большой плюс V-brake – простая и быстрая замена.
В мир велосипедов дисковые тормоза с минимальными изменениями перешли с мотоциклов и тех же автомобилей. В зависимости от способа инициации торможения они делятся на две категории:
✅ Механические. Усилие от тормозного рычага на колодки передается через стальной трос.
✅ Гидравлические. Для передачи усилия к колодкам используется специальная жидкость.
У обоих вариантов принцип работы одинаков: на колесе жестко зафиксирован тормозной диск (ротор), рядом на вилке установлена машинка (калипер), внутри которой располагаются колодки в количестве двух штук. Для их движения предусмотрен один либо два поршня в зависимости от модели механизма. Колодки изготавливаются из металла либо органического материала. Первые более долговечные за счет стойкости к износу, а вторые обеспечивают более мягкое торможение.
Встречаются тормозные диски разных диаметров, среди которых особо популярны 140, 160, 180, 185, 203 и 220 мм. Такой ассортимент размеров представлен не зря. От диаметра ротора зависит эффективность торможения. Чем крупнее диск, тем большее тормозное усилие на нем создается. Соответственно, увеличивается и стоимость тормозов, поэтому выбирать размер следует с умом.
Дисковые тормозные системы устанавливаются преимущественно на так называемые «горные» и туристические велосипеды, реже встречаются на городских. Популярность обусловлена плюсами:
✅ максимальное тормозное усилие из всех типов тормозов
✅ одинаковая эффективность при любых погодных условиях
✅ нет негативного эффекта в виде изнашивания обода и шин
✅ долгий срок службы и неприхотливость в обслуживании
✅ точный и гибкий контроль усилия в широком диапазоне
Недостатки у дисковых тормозов тоже есть. К примеру, их сложно ремонтировать без специального инструмента в полевых условиях. Относительно ободных механизмов они более громоздкие, тяжелые и дорогие. Найти комплектующие для дисковых тормозов зачастую сложно из-за слишком большого разнообразия моделей и модификаций – банально можно запутаться в ассортименте.
В первую очередь посмотрите, какие тормоза стоят на вашем велосипеде сейчас. Если визуально их нет, значит, есть только барабанные, а этого, как вы уже знаете, мало. Для бюджетной доработки транспорта купите ободной механизм V-brake, а если есть свободные деньги, то ставьте дисковые. При этом установка слишком «навороченной» системы торможения не имеет особого смысла, если вы катаетесь не очень быстро и преимущественно по ровному рельефу без крутых спусков. То есть для того же «шоссейника» можно вполне обойтись покупкой качественных ободных тормозов.
Барабанные тормоза
Нет, это не такие, что устанавливались на относительно старые автомобили. В случае с велосипедом барабанный тормоз находится внутри задней втулки и укомплектован тормозными колодками. Для торможения велосипедист вращает каретку по направлению против движения, а именно пытается прокрутить педали в противоположную сторону. В результате колодки внутри втулки раздвигаются, прижимаясь к внутренней поверхности барабана. Как итог – создается необходимая сила трения.
Достоинства:
✅ закрытая конструкция, неподверженная попаданию пыли, грязи и влаги
✅ нет необходимости в регулярном техническом обслуживании механизма
✅ эффективность торможения даже в случае, если обод колеса искривлен
✅ нет воздействия на обод и покрышки, за счет чего они не изнашиваются
Казалось бы, неплохой вариант, однако недостатков у него еще больше, чем достоинств. В первую очередь барабанные тормоза тяжелые. В отличие от других механизмов, они требуют прилагать больше усилий для остановки велосипеда. На моделях с переключателем скоростей их вообще не получится установить из-за конструкции задней втулки. Есть мертвая зона, из-за которой процесс торможения начинается не сразу, а если цепь слетит со звездочки, тормозить будет невозможно.
Самый простой тип велосипедных тормозов. Фото: youtube.com
В основном барабанные тормоза устанавливаются на дешевые и некоторые детские велосипеды. Если у вас вдруг модель только с таким механизмом, обязательно задумайтесь об его дополнении.
Ободные тормоза
Самая популярная категория механизмов, которые для торможения используют силу трения при контакте с ободом. На руле устанавливается один или два тормозных рычага в зависимости от того, на скольких колесах стоят тормоза. При торможении велосипедист нажимает рукоятку, усилие от нажатия передается по металлическому тросу к колодкам, и они прочно зажимают обод в тиски.
Ободные тормоза отличаются простой и при этом эффективной конструкцией. Механизм создает хорошее тормозное усилие, которого достаточно для быстрой остановки на большой скорости. Эту систему можно поставить как на дешевый, так и на многоскоростной велосипед. Она легче, чем те же барабанные и дисковые аналоги. Еще один плюс – относительно низкая цена комплектующих.
Что касается недостатков, ободные тормоза теряют в эффективности в случае, если колеса или сами колодки покрыты грязью либо просто влажные. Сила трения уступает скольжению, из-за чего путь остановки становится длиннее. При попадании песка и других твердых частиц между колодками и ободов приводит к ускоренному изнашиванию деталей, поэтому приходится регулярно менять их.
Один из вариантов ободного тормоза. Фото: youtube.com
Даже при всех своих недостатках ободные тормоза сохраняют высокую востребованность среди как опытных, так и начинающих велосипедистов. Более того, такие механизмы делятся на три вида.
Кантилеверные
Механизм состоит из двух рычагов, на которых закреплены тормозные колодки. Тормоза крепятся так, чтобы их подвижная часть была напротив центральной линии обода – так торможение будет наиболее эффективным. Передвижение колодок выполняется парой тяг, соединенных с тросиком от тормозного рычага. Кантилеверный механизм привлекает своей простотой и надежностью, так как в нем буквально нечему ломаться, но при этом уступает остальным видам по силе торможения.
Клещевые
Полюбились владельцам шоссейных велосипедов, делят лавры первенства со следующим типом тормозов. В целом конструкция не сильно отличается от кантилеверного механизма, однако есть один важный момент – колодки прижимаются к ободу за счет движения изогнутых рычагов, а не тросиков. Визуально конструкция действительно напоминает инструмент клещи. Такой механизм создает куда более высокую прижимную силу, к тому же нет риска разрыва металлических тросов.
V-brake тормоза
Чаще всего на современных велосипедах устанавливаются именно V-brake тормоза. Фиксируются они по такому же принципу, что и кантилеверные. Тросик для передачи усилия с тормозного рычага подводится к верхней части механизма сбоку. Рычаги с колодками располагаются параллельно, причем отдельно друг от друга. При инициации торможения трос сжимает обе части тормоза, тем самым создавая большое тормозное усилие. Большой плюс V-brake – простая и быстрая замена.
Дисковые тормоза
В мир велосипедов дисковые тормоза с минимальными изменениями перешли с мотоциклов и тех же автомобилей. В зависимости от способа инициации торможения они делятся на две категории:
✅ Механические. Усилие от тормозного рычага на колодки передается через стальной трос.
✅ Гидравлические. Для передачи усилия к колодкам используется специальная жидкость.
У обоих вариантов принцип работы одинаков: на колесе жестко зафиксирован тормозной диск (ротор), рядом на вилке установлена машинка (калипер), внутри которой располагаются колодки в количестве двух штук. Для их движения предусмотрен один либо два поршня в зависимости от модели механизма. Колодки изготавливаются из металла либо органического материала. Первые более долговечные за счет стойкости к износу, а вторые обеспечивают более мягкое торможение.
Профессионалы выбирают в основном дисковые тормоза. Фото: youtube.com
Встречаются тормозные диски разных диаметров, среди которых особо популярны 140, 160, 180, 185, 203 и 220 мм. Такой ассортимент размеров представлен не зря. От диаметра ротора зависит эффективность торможения. Чем крупнее диск, тем большее тормозное усилие на нем создается. Соответственно, увеличивается и стоимость тормозов, поэтому выбирать размер следует с умом.
Плюсы и минусы
Дисковые тормозные системы устанавливаются преимущественно на так называемые «горные» и туристические велосипеды, реже встречаются на городских. Популярность обусловлена плюсами:
✅ максимальное тормозное усилие из всех типов тормозов
✅ одинаковая эффективность при любых погодных условиях
✅ нет негативного эффекта в виде изнашивания обода и шин
✅ долгий срок службы и неприхотливость в обслуживании
✅ точный и гибкий контроль усилия в широком диапазоне
Недостатки у дисковых тормозов тоже есть. К примеру, их сложно ремонтировать без специального инструмента в полевых условиях. Относительно ободных механизмов они более громоздкие, тяжелые и дорогие. Найти комплектующие для дисковых тормозов зачастую сложно из-за слишком большого разнообразия моделей и модификаций – банально можно запутаться в ассортименте.
Заключение
В первую очередь посмотрите, какие тормоза стоят на вашем велосипеде сейчас. Если визуально их нет, значит, есть только барабанные, а этого, как вы уже знаете, мало. Для бюджетной доработки транспорта купите ободной механизм V-brake, а если есть свободные деньги, то ставьте дисковые. При этом установка слишком «навороченной» системы торможения не имеет особого смысла, если вы катаетесь не очень быстро и преимущественно по ровному рельефу без крутых спусков. То есть для того же «шоссейника» можно вполне обойтись покупкой качественных ободных тормозов.
- Олег Донской
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...