Дисковые, барабанные, ободные: виды велосипедных тормозов
Сегодня даже дешевые велосипеды из Ашана или Ленты комплектуются хотя бы какими-нибудь, но все же рабочими тормозами. Правда, их качество часто оставляет желать лучшего, причем это касается и более дорогих моделей из спортивных и специализированных магазинов. Предлагаем разобраться, какие виды велосипедных тормозов бывают, и какой вариант подойдет именно вам.
Нет, это не такие, что устанавливались на относительно старые автомобили. В случае с велосипедом барабанный тормоз находится внутри задней втулки и укомплектован тормозными колодками. Для торможения велосипедист вращает каретку по направлению против движения, а именно пытается прокрутить педали в противоположную сторону. В результате колодки внутри втулки раздвигаются, прижимаясь к внутренней поверхности барабана. Как итог – создается необходимая сила трения.
Достоинства:
✅ закрытая конструкция, неподверженная попаданию пыли, грязи и влаги
✅ нет необходимости в регулярном техническом обслуживании механизма
✅ эффективность торможения даже в случае, если обод колеса искривлен
✅ нет воздействия на обод и покрышки, за счет чего они не изнашиваются
Казалось бы, неплохой вариант, однако недостатков у него еще больше, чем достоинств. В первую очередь барабанные тормоза тяжелые. В отличие от других механизмов, они требуют прилагать больше усилий для остановки велосипеда. На моделях с переключателем скоростей их вообще не получится установить из-за конструкции задней втулки. Есть мертвая зона, из-за которой процесс торможения начинается не сразу, а если цепь слетит со звездочки, тормозить будет невозможно.
В основном барабанные тормоза устанавливаются на дешевые и некоторые детские велосипеды. Если у вас вдруг модель только с таким механизмом, обязательно задумайтесь об его дополнении.
Самая популярная категория механизмов, которые для торможения используют силу трения при контакте с ободом. На руле устанавливается один или два тормозных рычага в зависимости от того, на скольких колесах стоят тормоза. При торможении велосипедист нажимает рукоятку, усилие от нажатия передается по металлическому тросу к колодкам, и они прочно зажимают обод в тиски.
Ободные тормоза отличаются простой и при этом эффективной конструкцией. Механизм создает хорошее тормозное усилие, которого достаточно для быстрой остановки на большой скорости. Эту систему можно поставить как на дешевый, так и на многоскоростной велосипед. Она легче, чем те же барабанные и дисковые аналоги. Еще один плюс – относительно низкая цена комплектующих.
Что касается недостатков, ободные тормоза теряют в эффективности в случае, если колеса или сами колодки покрыты грязью либо просто влажные. Сила трения уступает скольжению, из-за чего путь остановки становится длиннее. При попадании песка и других твердых частиц между колодками и ободов приводит к ускоренному изнашиванию деталей, поэтому приходится регулярно менять их.
Даже при всех своих недостатках ободные тормоза сохраняют высокую востребованность среди как опытных, так и начинающих велосипедистов. Более того, такие механизмы делятся на три вида.
Механизм состоит из двух рычагов, на которых закреплены тормозные колодки. Тормоза крепятся так, чтобы их подвижная часть была напротив центральной линии обода – так торможение будет наиболее эффективным. Передвижение колодок выполняется парой тяг, соединенных с тросиком от тормозного рычага. Кантилеверный механизм привлекает своей простотой и надежностью, так как в нем буквально нечему ломаться, но при этом уступает остальным видам по силе торможения.
Полюбились владельцам шоссейных велосипедов, делят лавры первенства со следующим типом тормозов. В целом конструкция не сильно отличается от кантилеверного механизма, однако есть один важный момент – колодки прижимаются к ободу за счет движения изогнутых рычагов, а не тросиков. Визуально конструкция действительно напоминает инструмент клещи. Такой механизм создает куда более высокую прижимную силу, к тому же нет риска разрыва металлических тросов.
Чаще всего на современных велосипедах устанавливаются именно V-brake тормоза. Фиксируются они по такому же принципу, что и кантилеверные. Тросик для передачи усилия с тормозного рычага подводится к верхней части механизма сбоку. Рычаги с колодками располагаются параллельно, причем отдельно друг от друга. При инициации торможения трос сжимает обе части тормоза, тем самым создавая большое тормозное усилие. Большой плюс V-brake – простая и быстрая замена.
В мир велосипедов дисковые тормоза с минимальными изменениями перешли с мотоциклов и тех же автомобилей. В зависимости от способа инициации торможения они делятся на две категории:
✅ Механические. Усилие от тормозного рычага на колодки передается через стальной трос.
✅ Гидравлические. Для передачи усилия к колодкам используется специальная жидкость.
У обоих вариантов принцип работы одинаков: на колесе жестко зафиксирован тормозной диск (ротор), рядом на вилке установлена машинка (калипер), внутри которой располагаются колодки в количестве двух штук. Для их движения предусмотрен один либо два поршня в зависимости от модели механизма. Колодки изготавливаются из металла либо органического материала. Первые более долговечные за счет стойкости к износу, а вторые обеспечивают более мягкое торможение.
Встречаются тормозные диски разных диаметров, среди которых особо популярны 140, 160, 180, 185, 203 и 220 мм. Такой ассортимент размеров представлен не зря. От диаметра ротора зависит эффективность торможения. Чем крупнее диск, тем большее тормозное усилие на нем создается. Соответственно, увеличивается и стоимость тормозов, поэтому выбирать размер следует с умом.
Дисковые тормозные системы устанавливаются преимущественно на так называемые «горные» и туристические велосипеды, реже встречаются на городских. Популярность обусловлена плюсами:
✅ максимальное тормозное усилие из всех типов тормозов
✅ одинаковая эффективность при любых погодных условиях
✅ нет негативного эффекта в виде изнашивания обода и шин
✅ долгий срок службы и неприхотливость в обслуживании
✅ точный и гибкий контроль усилия в широком диапазоне
Недостатки у дисковых тормозов тоже есть. К примеру, их сложно ремонтировать без специального инструмента в полевых условиях. Относительно ободных механизмов они более громоздкие, тяжелые и дорогие. Найти комплектующие для дисковых тормозов зачастую сложно из-за слишком большого разнообразия моделей и модификаций – банально можно запутаться в ассортименте.
В первую очередь посмотрите, какие тормоза стоят на вашем велосипеде сейчас. Если визуально их нет, значит, есть только барабанные, а этого, как вы уже знаете, мало. Для бюджетной доработки транспорта купите ободной механизм V-brake, а если есть свободные деньги, то ставьте дисковые. При этом установка слишком «навороченной» системы торможения не имеет особого смысла, если вы катаетесь не очень быстро и преимущественно по ровному рельефу без крутых спусков. То есть для того же «шоссейника» можно вполне обойтись покупкой качественных ободных тормозов.
Барабанные тормоза
Нет, это не такие, что устанавливались на относительно старые автомобили. В случае с велосипедом барабанный тормоз находится внутри задней втулки и укомплектован тормозными колодками. Для торможения велосипедист вращает каретку по направлению против движения, а именно пытается прокрутить педали в противоположную сторону. В результате колодки внутри втулки раздвигаются, прижимаясь к внутренней поверхности барабана. Как итог – создается необходимая сила трения.
Достоинства:
✅ закрытая конструкция, неподверженная попаданию пыли, грязи и влаги
✅ нет необходимости в регулярном техническом обслуживании механизма
✅ эффективность торможения даже в случае, если обод колеса искривлен
✅ нет воздействия на обод и покрышки, за счет чего они не изнашиваются
Казалось бы, неплохой вариант, однако недостатков у него еще больше, чем достоинств. В первую очередь барабанные тормоза тяжелые. В отличие от других механизмов, они требуют прилагать больше усилий для остановки велосипеда. На моделях с переключателем скоростей их вообще не получится установить из-за конструкции задней втулки. Есть мертвая зона, из-за которой процесс торможения начинается не сразу, а если цепь слетит со звездочки, тормозить будет невозможно.
Самый простой тип велосипедных тормозов. Фото: youtube.com
В основном барабанные тормоза устанавливаются на дешевые и некоторые детские велосипеды. Если у вас вдруг модель только с таким механизмом, обязательно задумайтесь об его дополнении.
Ободные тормоза
Самая популярная категория механизмов, которые для торможения используют силу трения при контакте с ободом. На руле устанавливается один или два тормозных рычага в зависимости от того, на скольких колесах стоят тормоза. При торможении велосипедист нажимает рукоятку, усилие от нажатия передается по металлическому тросу к колодкам, и они прочно зажимают обод в тиски.
Ободные тормоза отличаются простой и при этом эффективной конструкцией. Механизм создает хорошее тормозное усилие, которого достаточно для быстрой остановки на большой скорости. Эту систему можно поставить как на дешевый, так и на многоскоростной велосипед. Она легче, чем те же барабанные и дисковые аналоги. Еще один плюс – относительно низкая цена комплектующих.
Что касается недостатков, ободные тормоза теряют в эффективности в случае, если колеса или сами колодки покрыты грязью либо просто влажные. Сила трения уступает скольжению, из-за чего путь остановки становится длиннее. При попадании песка и других твердых частиц между колодками и ободов приводит к ускоренному изнашиванию деталей, поэтому приходится регулярно менять их.
Один из вариантов ободного тормоза. Фото: youtube.com
Даже при всех своих недостатках ободные тормоза сохраняют высокую востребованность среди как опытных, так и начинающих велосипедистов. Более того, такие механизмы делятся на три вида.
Кантилеверные
Механизм состоит из двух рычагов, на которых закреплены тормозные колодки. Тормоза крепятся так, чтобы их подвижная часть была напротив центральной линии обода – так торможение будет наиболее эффективным. Передвижение колодок выполняется парой тяг, соединенных с тросиком от тормозного рычага. Кантилеверный механизм привлекает своей простотой и надежностью, так как в нем буквально нечему ломаться, но при этом уступает остальным видам по силе торможения.
Клещевые
Полюбились владельцам шоссейных велосипедов, делят лавры первенства со следующим типом тормозов. В целом конструкция не сильно отличается от кантилеверного механизма, однако есть один важный момент – колодки прижимаются к ободу за счет движения изогнутых рычагов, а не тросиков. Визуально конструкция действительно напоминает инструмент клещи. Такой механизм создает куда более высокую прижимную силу, к тому же нет риска разрыва металлических тросов.
V-brake тормоза
Чаще всего на современных велосипедах устанавливаются именно V-brake тормоза. Фиксируются они по такому же принципу, что и кантилеверные. Тросик для передачи усилия с тормозного рычага подводится к верхней части механизма сбоку. Рычаги с колодками располагаются параллельно, причем отдельно друг от друга. При инициации торможения трос сжимает обе части тормоза, тем самым создавая большое тормозное усилие. Большой плюс V-brake – простая и быстрая замена.
Дисковые тормоза
В мир велосипедов дисковые тормоза с минимальными изменениями перешли с мотоциклов и тех же автомобилей. В зависимости от способа инициации торможения они делятся на две категории:
✅ Механические. Усилие от тормозного рычага на колодки передается через стальной трос.
✅ Гидравлические. Для передачи усилия к колодкам используется специальная жидкость.
У обоих вариантов принцип работы одинаков: на колесе жестко зафиксирован тормозной диск (ротор), рядом на вилке установлена машинка (калипер), внутри которой располагаются колодки в количестве двух штук. Для их движения предусмотрен один либо два поршня в зависимости от модели механизма. Колодки изготавливаются из металла либо органического материала. Первые более долговечные за счет стойкости к износу, а вторые обеспечивают более мягкое торможение.
Профессионалы выбирают в основном дисковые тормоза. Фото: youtube.com
Встречаются тормозные диски разных диаметров, среди которых особо популярны 140, 160, 180, 185, 203 и 220 мм. Такой ассортимент размеров представлен не зря. От диаметра ротора зависит эффективность торможения. Чем крупнее диск, тем большее тормозное усилие на нем создается. Соответственно, увеличивается и стоимость тормозов, поэтому выбирать размер следует с умом.
Плюсы и минусы
Дисковые тормозные системы устанавливаются преимущественно на так называемые «горные» и туристические велосипеды, реже встречаются на городских. Популярность обусловлена плюсами:
✅ максимальное тормозное усилие из всех типов тормозов
✅ одинаковая эффективность при любых погодных условиях
✅ нет негативного эффекта в виде изнашивания обода и шин
✅ долгий срок службы и неприхотливость в обслуживании
✅ точный и гибкий контроль усилия в широком диапазоне
Недостатки у дисковых тормозов тоже есть. К примеру, их сложно ремонтировать без специального инструмента в полевых условиях. Относительно ободных механизмов они более громоздкие, тяжелые и дорогие. Найти комплектующие для дисковых тормозов зачастую сложно из-за слишком большого разнообразия моделей и модификаций – банально можно запутаться в ассортименте.
Заключение
В первую очередь посмотрите, какие тормоза стоят на вашем велосипеде сейчас. Если визуально их нет, значит, есть только барабанные, а этого, как вы уже знаете, мало. Для бюджетной доработки транспорта купите ободной механизм V-brake, а если есть свободные деньги, то ставьте дисковые. При этом установка слишком «навороченной» системы торможения не имеет особого смысла, если вы катаетесь не очень быстро и преимущественно по ровному рельефу без крутых спусков. То есть для того же «шоссейника» можно вполне обойтись покупкой качественных ободных тормозов.
- Олег Донской
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...