Williams FW16: памяти Сенны посвящается
В межсезонье 1990-91 Эдриан Ньюи и Патрик Хэд разработали Williams FW14 – удачную модель, ставшую основой для последующих чемпионских FW14B и FW15C, уничтоживших соперников. Попасть в Williams Renault мечтали все гонщики чемпионата мира, включая таких титанов как Найджел Мэнселл, Ален Прост и Айртон Сенна - ведь в конце сезона титул чемпиона мира получал один из пилотов Железного Фрэнка! А ведь еще пару лет назад казалось, что отныне в Формуле-1 будет доминировать McLaren Honda, а Williams больше не поднимется.
Попав в тяжелейшую аварию в 1986 году, и лишившись возможности ходить, Железный Фрэнк вскоре вернулся к управлению гоночным коллективом. Японцы из Honda, на тот момент поставлявшие двигатели команде Williams, посчитали что Вильямс больше не сможет работать на прежнем уровне, и перешли к McLaren. В итоге, в 1988 году Williams осталась без конкурентоспособных моторов, и провалилась с первого места в Кубке Конструкторов, на седьмое!
Но в 1989 году Фрэнку Вильямсу удалось заключить контракт с французским производителем двигателей Renault. Эта сделка стала фундаментом возрождения Williams. Еще одним фактором взлета команды Железного Фрэнка, стало приглашение на работу в конце 1990-года малоизвестного аэродинамика Эдриана Ньюи. Многих гонщиков, включая Алена Проста, удивляла высокая скорость болидов March в поворотах – никто не понимал за счёт чего они столь быстры. А ларчик открывался просто: March спроектировал Эдриан Ньюи! Поэтому приглашение англичанина на роль аэродинамика в Williams было не меньшей инвестицией в будущее, чем контракт с Renault.
Первую серьезную попытку перебраться в Williams Айртон предпринял еще в 1991 году. Уже тогда было очевидно, что шасси Williams превосходит McLaren, а двигатель Renault хоть и уступает Honda в пиковой мощности, дает преимущество в разгонной динамике, за счет эластичности.
Тогда Айртон решил сохранить верность японцам, и отклонил предложение Фрэнка, о чем впоследствии наверняка пожалел! Второй раз инициатива исходила уже от Сенны, и это случилось ровно через год, после описанных выше событий. К возобновлению взаимного интереса способствовали два события.
Во-первых, в Италии Фрэнк Вильямс и Найджел Мэнселл объявили, что достичь соглашения по новому контракту не удалось, и это означало, что место первого пилота Williams становится вакантным!
Во-вторых, через пару недель Honda заявила, что в конце сезона покинет Формулу-1.
Единственным способом победить в чемпионате мира, стало заключение контракта с Фрэнком Вильямсом! Попытки занять место за рулем Williams предпринимали два главных «медведя» чемпионата мира: Прост и Сенна. В этой схватке победил француз, даже несмотря на то, что Айртон соглашался выступать за Williams бесплатно! Но в конце 1993 года бразильское лобби перевесило - Проста уволили, а его место занял Сенна.
Перед сезоном 1994 года в техническом регламенте Формулы-1 произошли серьезные изменения.
Была запрещена вся вспомогательная электроника, такая как:
✅ Трекшн-контроль, или система контроля тяги.
✅ АБС (антиблокировочная система тормозов)
✅ Автоматическое переключение передач в КПП.
✅ Активная подвеска.
✅ Лаунч контроль (система старта)
Аэродинамическая концепция Williams FW14 заключалась в обеспечении максимально свободного прохода воздуха под днище, и в диффузор. Но в отличии от поклонников «концепции вздернутого носа», Ньюи считал, что будет достаточно приподнять пол под передней подвеской.
Поэтому носовой обтекатель тех Williams в профиль напоминал банан, отсюда и название: banana nose cone. Так как Эдриан Ньюи исповедовал эволюционный подход к доработке, то разницу между Williams 1991 и 1993 годов заметит только внимательный болельщик, да и то в первую очередь бросаются в глаза бортовые номера и наклейки спонсоров.
Вот и модель FW16, на которой выступал Айртон Сенна, представляла собой эволюционное развитие FW14 1991 года. Эдриан Ньюи продолжал совершенствовать шедевр, и, казалось, даже запрет управляющей электроники не повлияет на расстановку сил в чемпионате мира. Но на этот раз Ньюи ошибся: Williams 1994 года получился плохо управляемым и крайне нестабильным автомобилем. Даже Дэймон Хилл, как никто другой знающий секреты настройки этой машины, выглядел сбитым с толку!
Однозначно сказалось использование активной подвески, нивелирующей недостатки как аэродинамики, так и шасси. По сути тогда в Williams столкнулись с давно забытым пережитком «граунд-эффекта» - дельфинированием. Суть этого явления в том, что прижимная сила, генерируемая днищем болида столь велика, что подвеска не выдерживает, и машина «падает» на «брюхо». После чего поток воздуха прерывается, болид лишается прижимной силы, и подскакивает вверх!
Активная подвеска могла полностью подавить столь неприятную черту характера Williams, но перед сезоном 1994 года ее запретили. По словам Ньюи, в этом и заключалась проблема «пассивного» FW16, вот только локализовать ее в аэродинамической трубе не получалось. Зато наблюдая за машиной во время тестов на трассе, Эдриан с удивлением заметил, что местами FW16 начинает скакать! Бинго - решение проблемы было найдено, и заключалось в уменьшении прижимной силы, генерируемого днищем.
На старте Гран-при Сан-Марино первый ряд занимали Сенна и Шумахер. После зелёного сигнала светофора пилоты Williams и Benetton срываются с места, чтобы выяснить кто из них лучший: Сенне удается сохранить лидерство.
Но гонка не задалась со старта: не смог тронуться второй Benetton финского гонщика Лехто, и в него влетел Lotus Педро Лами. К счастью эта авария обошлась без жертв.
Удивительно, но после такого завала судьи решили не останавливать гонку, а выпустили на трассу уже подзабытый в Формуле-1 автомобиль безопасности. Причем не суперкар, как сейчас, а стандартный Opel Vectra! Болиды Формулы-1 не должны ездить столь медленно: начинают серьезно остывать шины, что приводит к снижению давления, а значит и уменьшению дорожного просвета. А к величине клиренса FW16 был крайне чувствителен!
Для Williams FW16 Айртона Сенны это стало роковым обстоятельством. После рестарта, на седьмом круге гонки, в повороте Тамбурелло, болид Волшебника чиркнул днищем по асфальту, и … все.
Уик-энд в Сан-Марино 1994 года привел к усилению пассивной безопасности в Формуле-1 и в автоспорте. В первую очередь появилась боковая защита головы гонщиков, ведь прежде голова и плечи пилотов не были защищены, кроме шлема, разумеется. Во-вторых, изменена конструкция днища: под ним появилась «доска скольжения», помогающая контролировать дорожный просвет. Это было сделано что-бы снизить прижимную силу, и скорость автомобилей. В-третьих, трассы сделали более безопасными: во многих местах были увеличены зоны вылета, усилены защитные барьеры из шин.
Как это часто бывает, одна жизнь, спасла многих.
Эдриан Ньюи внес изменения в конструкцию: укоротил боковые понтоны, перед которыми разместил дефлекторы, и Williams поехал: Дэймон Хилл, иногда, на равных сражался с Михаэлем Шумахером, причем до последней гонки. Вероятно, FW16 с Волшебником за рулем сумел бы легко опередить Benetton Шумахера. Но история не знает сослагательного наклонения.
Попав в тяжелейшую аварию в 1986 году, и лишившись возможности ходить, Железный Фрэнк вскоре вернулся к управлению гоночным коллективом. Японцы из Honda, на тот момент поставлявшие двигатели команде Williams, посчитали что Вильямс больше не сможет работать на прежнем уровне, и перешли к McLaren. В итоге, в 1988 году Williams осталась без конкурентоспособных моторов, и провалилась с первого места в Кубке Конструкторов, на седьмое!
Williams FW14B Renault. Фото: Youtube.com
Но в 1989 году Фрэнку Вильямсу удалось заключить контракт с французским производителем двигателей Renault. Эта сделка стала фундаментом возрождения Williams. Еще одним фактором взлета команды Железного Фрэнка, стало приглашение на работу в конце 1990-года малоизвестного аэродинамика Эдриана Ньюи. Многих гонщиков, включая Алена Проста, удивляла высокая скорость болидов March в поворотах – никто не понимал за счёт чего они столь быстры. А ларчик открывался просто: March спроектировал Эдриан Ньюи! Поэтому приглашение англичанина на роль аэродинамика в Williams было не меньшей инвестицией в будущее, чем контракт с Renault.
Переход Сенны
Первую серьезную попытку перебраться в Williams Айртон предпринял еще в 1991 году. Уже тогда было очевидно, что шасси Williams превосходит McLaren, а двигатель Renault хоть и уступает Honda в пиковой мощности, дает преимущество в разгонной динамике, за счет эластичности.
Тогда Айртон решил сохранить верность японцам, и отклонил предложение Фрэнка, о чем впоследствии наверняка пожалел! Второй раз инициатива исходила уже от Сенны, и это случилось ровно через год, после описанных выше событий. К возобновлению взаимного интереса способствовали два события.
Во-первых, в Италии Фрэнк Вильямс и Найджел Мэнселл объявили, что достичь соглашения по новому контракту не удалось, и это означало, что место первого пилота Williams становится вакантным!
Во-вторых, через пару недель Honda заявила, что в конце сезона покинет Формулу-1.
Williams vs McLaren, Мэнселл против Сенны. Фото: Youtube.com
Единственным способом победить в чемпионате мира, стало заключение контракта с Фрэнком Вильямсом! Попытки занять место за рулем Williams предпринимали два главных «медведя» чемпионата мира: Прост и Сенна. В этой схватке победил француз, даже несмотря на то, что Айртон соглашался выступать за Williams бесплатно! Но в конце 1993 года бразильское лобби перевесило - Проста уволили, а его место занял Сенна.
Изменение регламента
Перед сезоном 1994 года в техническом регламенте Формулы-1 произошли серьезные изменения.
Была запрещена вся вспомогательная электроника, такая как:
✅ Трекшн-контроль, или система контроля тяги.
✅ АБС (антиблокировочная система тормозов)
✅ Автоматическое переключение передач в КПП.
✅ Активная подвеска.
✅ Лаунч контроль (система старта)
Техника
Аэродинамическая концепция Williams FW14 заключалась в обеспечении максимально свободного прохода воздуха под днище, и в диффузор. Но в отличии от поклонников «концепции вздернутого носа», Ньюи считал, что будет достаточно приподнять пол под передней подвеской.
Поэтому носовой обтекатель тех Williams в профиль напоминал банан, отсюда и название: banana nose cone. Так как Эдриан Ньюи исповедовал эволюционный подход к доработке, то разницу между Williams 1991 и 1993 годов заметит только внимательный болельщик, да и то в первую очередь бросаются в глаза бортовые номера и наклейки спонсоров.
Эдриан Ньюи и Патрик Хэд: главные разработчики Williams. Фото: Youtube.com
Вот и модель FW16, на которой выступал Айртон Сенна, представляла собой эволюционное развитие FW14 1991 года. Эдриан Ньюи продолжал совершенствовать шедевр, и, казалось, даже запрет управляющей электроники не повлияет на расстановку сил в чемпионате мира. Но на этот раз Ньюи ошибся: Williams 1994 года получился плохо управляемым и крайне нестабильным автомобилем. Даже Дэймон Хилл, как никто другой знающий секреты настройки этой машины, выглядел сбитым с толку!
Причины «фэйла» Ньюи
Однозначно сказалось использование активной подвески, нивелирующей недостатки как аэродинамики, так и шасси. По сути тогда в Williams столкнулись с давно забытым пережитком «граунд-эффекта» - дельфинированием. Суть этого явления в том, что прижимная сила, генерируемая днищем болида столь велика, что подвеска не выдерживает, и машина «падает» на «брюхо». После чего поток воздуха прерывается, болид лишается прижимной силы, и подскакивает вверх!
Активная подвеска могла полностью подавить столь неприятную черту характера Williams, но перед сезоном 1994 года ее запретили. По словам Ньюи, в этом и заключалась проблема «пассивного» FW16, вот только локализовать ее в аэродинамической трубе не получалось. Зато наблюдая за машиной во время тестов на трассе, Эдриан с удивлением заметил, что местами FW16 начинает скакать! Бинго - решение проблемы было найдено, и заключалось в уменьшении прижимной силы, генерируемого днищем.
1 мая 1994, место действия: Имола
На старте Гран-при Сан-Марино первый ряд занимали Сенна и Шумахер. После зелёного сигнала светофора пилоты Williams и Benetton срываются с места, чтобы выяснить кто из них лучший: Сенне удается сохранить лидерство.
Но гонка не задалась со старта: не смог тронуться второй Benetton финского гонщика Лехто, и в него влетел Lotus Педро Лами. К счастью эта авария обошлась без жертв.
Гран-при Сан Марино 1994. Сенна лидирует, Шумахер второй. Фото: Youtube.com
Удивительно, но после такого завала судьи решили не останавливать гонку, а выпустили на трассу уже подзабытый в Формуле-1 автомобиль безопасности. Причем не суперкар, как сейчас, а стандартный Opel Vectra! Болиды Формулы-1 не должны ездить столь медленно: начинают серьезно остывать шины, что приводит к снижению давления, а значит и уменьшению дорожного просвета. А к величине клиренса FW16 был крайне чувствителен!
Для Williams FW16 Айртона Сенны это стало роковым обстоятельством. После рестарта, на седьмом круге гонки, в повороте Тамбурелло, болид Волшебника чиркнул днищем по асфальту, и … все.
Последствия
Уик-энд в Сан-Марино 1994 года привел к усилению пассивной безопасности в Формуле-1 и в автоспорте. В первую очередь появилась боковая защита головы гонщиков, ведь прежде голова и плечи пилотов не были защищены, кроме шлема, разумеется. Во-вторых, изменена конструкция днища: под ним появилась «доска скольжения», помогающая контролировать дорожный просвет. Это было сделано что-бы снизить прижимную силу, и скорость автомобилей. В-третьих, трассы сделали более безопасными: во многих местах были увеличены зоны вылета, усилены защитные барьеры из шин.
Айртон Сенна. Фото: Youtube.com
Как это часто бывает, одна жизнь, спасла многих.
А что же Williams FW16?
Эдриан Ньюи внес изменения в конструкцию: укоротил боковые понтоны, перед которыми разместил дефлекторы, и Williams поехал: Дэймон Хилл, иногда, на равных сражался с Михаэлем Шумахером, причем до последней гонки. Вероятно, FW16 с Волшебником за рулем сумел бы легко опередить Benetton Шумахера. Но история не знает сослагательного наклонения.
- Алексей Медведев
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Стартовало серийное производство кроссовера Skoda Kylaq – он будет стоить меньше миллиона
Длина кузова кроссовера – меньше четырех метров. Зато багажник будет самым большим в классе....