Williams FW16: памяти Сенны посвящается
В межсезонье 1990-91 Эдриан Ньюи и Патрик Хэд разработали Williams FW14 – удачную модель, ставшую основой для последующих чемпионских FW14B и FW15C, уничтоживших соперников. Попасть в Williams Renault мечтали все гонщики чемпионата мира, включая таких титанов как Найджел Мэнселл, Ален Прост и Айртон Сенна - ведь в конце сезона титул чемпиона мира получал один из пилотов Железного Фрэнка! А ведь еще пару лет назад казалось, что отныне в Формуле-1 будет доминировать McLaren Honda, а Williams больше не поднимется.
Попав в тяжелейшую аварию в 1986 году, и лишившись возможности ходить, Железный Фрэнк вскоре вернулся к управлению гоночным коллективом. Японцы из Honda, на тот момент поставлявшие двигатели команде Williams, посчитали что Вильямс больше не сможет работать на прежнем уровне, и перешли к McLaren. В итоге, в 1988 году Williams осталась без конкурентоспособных моторов, и провалилась с первого места в Кубке Конструкторов, на седьмое!
Но в 1989 году Фрэнку Вильямсу удалось заключить контракт с французским производителем двигателей Renault. Эта сделка стала фундаментом возрождения Williams. Еще одним фактором взлета команды Железного Фрэнка, стало приглашение на работу в конце 1990-года малоизвестного аэродинамика Эдриана Ньюи. Многих гонщиков, включая Алена Проста, удивляла высокая скорость болидов March в поворотах – никто не понимал за счёт чего они столь быстры. А ларчик открывался просто: March спроектировал Эдриан Ньюи! Поэтому приглашение англичанина на роль аэродинамика в Williams было не меньшей инвестицией в будущее, чем контракт с Renault.
Первую серьезную попытку перебраться в Williams Айртон предпринял еще в 1991 году. Уже тогда было очевидно, что шасси Williams превосходит McLaren, а двигатель Renault хоть и уступает Honda в пиковой мощности, дает преимущество в разгонной динамике, за счет эластичности.
Тогда Айртон решил сохранить верность японцам, и отклонил предложение Фрэнка, о чем впоследствии наверняка пожалел! Второй раз инициатива исходила уже от Сенны, и это случилось ровно через год, после описанных выше событий. К возобновлению взаимного интереса способствовали два события.
Во-первых, в Италии Фрэнк Вильямс и Найджел Мэнселл объявили, что достичь соглашения по новому контракту не удалось, и это означало, что место первого пилота Williams становится вакантным!
Во-вторых, через пару недель Honda заявила, что в конце сезона покинет Формулу-1.
Единственным способом победить в чемпионате мира, стало заключение контракта с Фрэнком Вильямсом! Попытки занять место за рулем Williams предпринимали два главных «медведя» чемпионата мира: Прост и Сенна. В этой схватке победил француз, даже несмотря на то, что Айртон соглашался выступать за Williams бесплатно! Но в конце 1993 года бразильское лобби перевесило - Проста уволили, а его место занял Сенна.
Перед сезоном 1994 года в техническом регламенте Формулы-1 произошли серьезные изменения.
Была запрещена вся вспомогательная электроника, такая как:
✅ Трекшн-контроль, или система контроля тяги.
✅ АБС (антиблокировочная система тормозов)
✅ Автоматическое переключение передач в КПП.
✅ Активная подвеска.
✅ Лаунч контроль (система старта)
Аэродинамическая концепция Williams FW14 заключалась в обеспечении максимально свободного прохода воздуха под днище, и в диффузор. Но в отличии от поклонников «концепции вздернутого носа», Ньюи считал, что будет достаточно приподнять пол под передней подвеской.
Поэтому носовой обтекатель тех Williams в профиль напоминал банан, отсюда и название: banana nose cone. Так как Эдриан Ньюи исповедовал эволюционный подход к доработке, то разницу между Williams 1991 и 1993 годов заметит только внимательный болельщик, да и то в первую очередь бросаются в глаза бортовые номера и наклейки спонсоров.
Вот и модель FW16, на которой выступал Айртон Сенна, представляла собой эволюционное развитие FW14 1991 года. Эдриан Ньюи продолжал совершенствовать шедевр, и, казалось, даже запрет управляющей электроники не повлияет на расстановку сил в чемпионате мира. Но на этот раз Ньюи ошибся: Williams 1994 года получился плохо управляемым и крайне нестабильным автомобилем. Даже Дэймон Хилл, как никто другой знающий секреты настройки этой машины, выглядел сбитым с толку!
Однозначно сказалось использование активной подвески, нивелирующей недостатки как аэродинамики, так и шасси. По сути тогда в Williams столкнулись с давно забытым пережитком «граунд-эффекта» - дельфинированием. Суть этого явления в том, что прижимная сила, генерируемая днищем болида столь велика, что подвеска не выдерживает, и машина «падает» на «брюхо». После чего поток воздуха прерывается, болид лишается прижимной силы, и подскакивает вверх!
Активная подвеска могла полностью подавить столь неприятную черту характера Williams, но перед сезоном 1994 года ее запретили. По словам Ньюи, в этом и заключалась проблема «пассивного» FW16, вот только локализовать ее в аэродинамической трубе не получалось. Зато наблюдая за машиной во время тестов на трассе, Эдриан с удивлением заметил, что местами FW16 начинает скакать! Бинго - решение проблемы было найдено, и заключалось в уменьшении прижимной силы, генерируемого днищем.
На старте Гран-при Сан-Марино первый ряд занимали Сенна и Шумахер. После зелёного сигнала светофора пилоты Williams и Benetton срываются с места, чтобы выяснить кто из них лучший: Сенне удается сохранить лидерство.
Но гонка не задалась со старта: не смог тронуться второй Benetton финского гонщика Лехто, и в него влетел Lotus Педро Лами. К счастью эта авария обошлась без жертв.
Удивительно, но после такого завала судьи решили не останавливать гонку, а выпустили на трассу уже подзабытый в Формуле-1 автомобиль безопасности. Причем не суперкар, как сейчас, а стандартный Opel Vectra! Болиды Формулы-1 не должны ездить столь медленно: начинают серьезно остывать шины, что приводит к снижению давления, а значит и уменьшению дорожного просвета. А к величине клиренса FW16 был крайне чувствителен!
Для Williams FW16 Айртона Сенны это стало роковым обстоятельством. После рестарта, на седьмом круге гонки, в повороте Тамбурелло, болид Волшебника чиркнул днищем по асфальту, и … все.
Уик-энд в Сан-Марино 1994 года привел к усилению пассивной безопасности в Формуле-1 и в автоспорте. В первую очередь появилась боковая защита головы гонщиков, ведь прежде голова и плечи пилотов не были защищены, кроме шлема, разумеется. Во-вторых, изменена конструкция днища: под ним появилась «доска скольжения», помогающая контролировать дорожный просвет. Это было сделано что-бы снизить прижимную силу, и скорость автомобилей. В-третьих, трассы сделали более безопасными: во многих местах были увеличены зоны вылета, усилены защитные барьеры из шин.
Как это часто бывает, одна жизнь, спасла многих.
Эдриан Ньюи внес изменения в конструкцию: укоротил боковые понтоны, перед которыми разместил дефлекторы, и Williams поехал: Дэймон Хилл, иногда, на равных сражался с Михаэлем Шумахером, причем до последней гонки. Вероятно, FW16 с Волшебником за рулем сумел бы легко опередить Benetton Шумахера. Но история не знает сослагательного наклонения.
Попав в тяжелейшую аварию в 1986 году, и лишившись возможности ходить, Железный Фрэнк вскоре вернулся к управлению гоночным коллективом. Японцы из Honda, на тот момент поставлявшие двигатели команде Williams, посчитали что Вильямс больше не сможет работать на прежнем уровне, и перешли к McLaren. В итоге, в 1988 году Williams осталась без конкурентоспособных моторов, и провалилась с первого места в Кубке Конструкторов, на седьмое!
Williams FW14B Renault. Фото: Youtube.com
Но в 1989 году Фрэнку Вильямсу удалось заключить контракт с французским производителем двигателей Renault. Эта сделка стала фундаментом возрождения Williams. Еще одним фактором взлета команды Железного Фрэнка, стало приглашение на работу в конце 1990-года малоизвестного аэродинамика Эдриана Ньюи. Многих гонщиков, включая Алена Проста, удивляла высокая скорость болидов March в поворотах – никто не понимал за счёт чего они столь быстры. А ларчик открывался просто: March спроектировал Эдриан Ньюи! Поэтому приглашение англичанина на роль аэродинамика в Williams было не меньшей инвестицией в будущее, чем контракт с Renault.
Переход Сенны
Первую серьезную попытку перебраться в Williams Айртон предпринял еще в 1991 году. Уже тогда было очевидно, что шасси Williams превосходит McLaren, а двигатель Renault хоть и уступает Honda в пиковой мощности, дает преимущество в разгонной динамике, за счет эластичности.
Тогда Айртон решил сохранить верность японцам, и отклонил предложение Фрэнка, о чем впоследствии наверняка пожалел! Второй раз инициатива исходила уже от Сенны, и это случилось ровно через год, после описанных выше событий. К возобновлению взаимного интереса способствовали два события.
Во-первых, в Италии Фрэнк Вильямс и Найджел Мэнселл объявили, что достичь соглашения по новому контракту не удалось, и это означало, что место первого пилота Williams становится вакантным!
Во-вторых, через пару недель Honda заявила, что в конце сезона покинет Формулу-1.
Williams vs McLaren, Мэнселл против Сенны. Фото: Youtube.com
Единственным способом победить в чемпионате мира, стало заключение контракта с Фрэнком Вильямсом! Попытки занять место за рулем Williams предпринимали два главных «медведя» чемпионата мира: Прост и Сенна. В этой схватке победил француз, даже несмотря на то, что Айртон соглашался выступать за Williams бесплатно! Но в конце 1993 года бразильское лобби перевесило - Проста уволили, а его место занял Сенна.
Изменение регламента
Перед сезоном 1994 года в техническом регламенте Формулы-1 произошли серьезные изменения.
Была запрещена вся вспомогательная электроника, такая как:
✅ Трекшн-контроль, или система контроля тяги.
✅ АБС (антиблокировочная система тормозов)
✅ Автоматическое переключение передач в КПП.
✅ Активная подвеска.
✅ Лаунч контроль (система старта)
Техника
Аэродинамическая концепция Williams FW14 заключалась в обеспечении максимально свободного прохода воздуха под днище, и в диффузор. Но в отличии от поклонников «концепции вздернутого носа», Ньюи считал, что будет достаточно приподнять пол под передней подвеской.
Поэтому носовой обтекатель тех Williams в профиль напоминал банан, отсюда и название: banana nose cone. Так как Эдриан Ньюи исповедовал эволюционный подход к доработке, то разницу между Williams 1991 и 1993 годов заметит только внимательный болельщик, да и то в первую очередь бросаются в глаза бортовые номера и наклейки спонсоров.
Эдриан Ньюи и Патрик Хэд: главные разработчики Williams. Фото: Youtube.com
Вот и модель FW16, на которой выступал Айртон Сенна, представляла собой эволюционное развитие FW14 1991 года. Эдриан Ньюи продолжал совершенствовать шедевр, и, казалось, даже запрет управляющей электроники не повлияет на расстановку сил в чемпионате мира. Но на этот раз Ньюи ошибся: Williams 1994 года получился плохо управляемым и крайне нестабильным автомобилем. Даже Дэймон Хилл, как никто другой знающий секреты настройки этой машины, выглядел сбитым с толку!
Причины «фэйла» Ньюи
Однозначно сказалось использование активной подвески, нивелирующей недостатки как аэродинамики, так и шасси. По сути тогда в Williams столкнулись с давно забытым пережитком «граунд-эффекта» - дельфинированием. Суть этого явления в том, что прижимная сила, генерируемая днищем болида столь велика, что подвеска не выдерживает, и машина «падает» на «брюхо». После чего поток воздуха прерывается, болид лишается прижимной силы, и подскакивает вверх!
Активная подвеска могла полностью подавить столь неприятную черту характера Williams, но перед сезоном 1994 года ее запретили. По словам Ньюи, в этом и заключалась проблема «пассивного» FW16, вот только локализовать ее в аэродинамической трубе не получалось. Зато наблюдая за машиной во время тестов на трассе, Эдриан с удивлением заметил, что местами FW16 начинает скакать! Бинго - решение проблемы было найдено, и заключалось в уменьшении прижимной силы, генерируемого днищем.
1 мая 1994, место действия: Имола
На старте Гран-при Сан-Марино первый ряд занимали Сенна и Шумахер. После зелёного сигнала светофора пилоты Williams и Benetton срываются с места, чтобы выяснить кто из них лучший: Сенне удается сохранить лидерство.
Но гонка не задалась со старта: не смог тронуться второй Benetton финского гонщика Лехто, и в него влетел Lotus Педро Лами. К счастью эта авария обошлась без жертв.
Гран-при Сан Марино 1994. Сенна лидирует, Шумахер второй. Фото: Youtube.com
Удивительно, но после такого завала судьи решили не останавливать гонку, а выпустили на трассу уже подзабытый в Формуле-1 автомобиль безопасности. Причем не суперкар, как сейчас, а стандартный Opel Vectra! Болиды Формулы-1 не должны ездить столь медленно: начинают серьезно остывать шины, что приводит к снижению давления, а значит и уменьшению дорожного просвета. А к величине клиренса FW16 был крайне чувствителен!
Для Williams FW16 Айртона Сенны это стало роковым обстоятельством. После рестарта, на седьмом круге гонки, в повороте Тамбурелло, болид Волшебника чиркнул днищем по асфальту, и … все.
Последствия
Уик-энд в Сан-Марино 1994 года привел к усилению пассивной безопасности в Формуле-1 и в автоспорте. В первую очередь появилась боковая защита головы гонщиков, ведь прежде голова и плечи пилотов не были защищены, кроме шлема, разумеется. Во-вторых, изменена конструкция днища: под ним появилась «доска скольжения», помогающая контролировать дорожный просвет. Это было сделано что-бы снизить прижимную силу, и скорость автомобилей. В-третьих, трассы сделали более безопасными: во многих местах были увеличены зоны вылета, усилены защитные барьеры из шин.
Айртон Сенна. Фото: Youtube.com
Как это часто бывает, одна жизнь, спасла многих.
А что же Williams FW16?
Эдриан Ньюи внес изменения в конструкцию: укоротил боковые понтоны, перед которыми разместил дефлекторы, и Williams поехал: Дэймон Хилл, иногда, на равных сражался с Михаэлем Шумахером, причем до последней гонки. Вероятно, FW16 с Волшебником за рулем сумел бы легко опередить Benetton Шумахера. Но история не знает сослагательного наклонения.
- Алексей Медведев
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...