.d-md-none .d-lg-block bibimot

Williams FW16: памяти Сенны посвящается

Williams FW16: памяти Сенны посвящается
В межсезонье 1990-91 Эдриан Ньюи и Патрик Хэд разработали Williams FW14 – удачную модель, ставшую основой для последующих чемпионских FW14B и FW15C, уничтоживших соперников. Попасть в Williams Renault мечтали все гонщики чемпионата мира, включая таких титанов как Найджел Мэнселл, Ален Прост и Айртон Сенна - ведь в конце сезона титул чемпиона мира получал один из пилотов Железного Фрэнка! А ведь еще пару лет назад казалось, что отныне в Формуле-1 будет доминировать McLaren Honda, а Williams больше не поднимется.


Попав в тяжелейшую аварию в 1986 году, и лишившись возможности ходить, Железный Фрэнк вскоре вернулся к управлению гоночным коллективом. Японцы из Honda, на тот момент поставлявшие двигатели команде Williams, посчитали что Вильямс больше не сможет работать на прежнем уровне, и перешли к McLaren. В итоге, в 1988 году Williams осталась без конкурентоспособных моторов, и провалилась с первого места в Кубке Конструкторов, на седьмое!

Williams FW16: памяти Сенны посвящаетсяWilliams FW14B Renault. Фото: Youtube.com


Но в 1989 году Фрэнку Вильямсу удалось заключить контракт с французским производителем двигателей Renault. Эта сделка стала фундаментом возрождения Williams. Еще одним фактором взлета команды Железного Фрэнка, стало приглашение на работу в конце 1990-года малоизвестного аэродинамика Эдриана Ньюи. Многих гонщиков, включая Алена Проста, удивляла высокая скорость болидов March в поворотах – никто не понимал за счёт чего они столь быстры. А ларчик открывался просто: March спроектировал Эдриан Ньюи! Поэтому приглашение англичанина на роль аэродинамика в Williams было не меньшей инвестицией в будущее, чем контракт с Renault.

Переход Сенны


Первую серьезную попытку перебраться в Williams Айртон предпринял еще в 1991 году. Уже тогда было очевидно, что шасси Williams превосходит McLaren, а двигатель Renault хоть и уступает Honda в пиковой мощности, дает преимущество в разгонной динамике, за счет эластичности.

Тогда Айртон решил сохранить верность японцам, и отклонил предложение Фрэнка, о чем впоследствии наверняка пожалел! Второй раз инициатива исходила уже от Сенны, и это случилось ровно через год, после описанных выше событий. К возобновлению взаимного интереса способствовали два события.

Во-первых, в Италии Фрэнк Вильямс и Найджел Мэнселл объявили, что достичь соглашения по новому контракту не удалось, и это означало, что место первого пилота Williams становится вакантным!
Во-вторых, через пару недель Honda заявила, что в конце сезона покинет Формулу-1.

Williams vs McLaren, Мэнселл против Сенны. Фото: Youtube.com


Единственным способом победить в чемпионате мира, стало заключение контракта с Фрэнком Вильямсом! Попытки занять место за рулем Williams предпринимали два главных «медведя» чемпионата мира: Прост и Сенна. В этой схватке победил француз, даже несмотря на то, что Айртон соглашался выступать за Williams бесплатно! Но в конце 1993 года бразильское лобби перевесило - Проста уволили, а его место занял Сенна.

Изменение регламента


Перед сезоном 1994 года в техническом регламенте Формулы-1 произошли серьезные изменения.
Была запрещена вся вспомогательная электроника, такая как:

✅ Трекшн-контроль, или система контроля тяги.
✅ АБС (антиблокировочная система тормозов)
✅ Автоматическое переключение передач в КПП.
✅ Активная подвеска.
✅ Лаунч контроль (система старта)

Техника


Аэродинамическая концепция Williams FW14 заключалась в обеспечении максимально свободного прохода воздуха под днище, и в диффузор. Но в отличии от поклонников «концепции вздернутого носа», Ньюи считал, что будет достаточно приподнять пол под передней подвеской.

Поэтому носовой обтекатель тех Williams в профиль напоминал банан, отсюда и название: banana nose cone. Так как Эдриан Ньюи исповедовал эволюционный подход к доработке, то разницу между Williams 1991 и 1993 годов заметит только внимательный болельщик, да и то в первую очередь бросаются в глаза бортовые номера и наклейки спонсоров.

Эдриан Ньюи и Патрик Хэд: главные разработчики Williams. Фото: Youtube.com


Вот и модель FW16, на которой выступал Айртон Сенна, представляла собой эволюционное развитие FW14 1991 года. Эдриан Ньюи продолжал совершенствовать шедевр, и, казалось, даже запрет управляющей электроники не повлияет на расстановку сил в чемпионате мира. Но на этот раз Ньюи ошибся: Williams 1994 года получился плохо управляемым и крайне нестабильным автомобилем. Даже Дэймон Хилл, как никто другой знающий секреты настройки этой машины, выглядел сбитым с толку!

Причины «фэйла» Ньюи


Однозначно сказалось использование активной подвески, нивелирующей недостатки как аэродинамики, так и шасси. По сути тогда в Williams столкнулись с давно забытым пережитком «граунд-эффекта» - дельфинированием. Суть этого явления в том, что прижимная сила, генерируемая днищем болида столь велика, что подвеска не выдерживает, и машина «падает» на «брюхо». После чего поток воздуха прерывается, болид лишается прижимной силы, и подскакивает вверх!

Активная подвеска могла полностью подавить столь неприятную черту характера Williams, но перед сезоном 1994 года ее запретили. По словам Ньюи, в этом и заключалась проблема «пассивного» FW16, вот только локализовать ее в аэродинамической трубе не получалось. Зато наблюдая за машиной во время тестов на трассе, Эдриан с удивлением заметил, что местами FW16 начинает скакать! Бинго - решение проблемы было найдено, и заключалось в уменьшении прижимной силы, генерируемого днищем.

1 мая 1994, место действия: Имола


На старте Гран-при Сан-Марино первый ряд занимали Сенна и Шумахер. После зелёного сигнала светофора пилоты Williams и Benetton срываются с места, чтобы выяснить кто из них лучший: Сенне удается сохранить лидерство.

Но гонка не задалась со старта: не смог тронуться второй Benetton финского гонщика Лехто, и в него влетел Lotus Педро Лами. К счастью эта авария обошлась без жертв.

Гран-при Сан Марино 1994. Сенна лидирует, Шумахер второй. Фото: Youtube.com


Удивительно, но после такого завала судьи решили не останавливать гонку, а выпустили на трассу уже подзабытый в Формуле-1 автомобиль безопасности. Причем не суперкар, как сейчас, а стандартный Opel Vectra! Болиды Формулы-1 не должны ездить столь медленно: начинают серьезно остывать шины, что приводит к снижению давления, а значит и уменьшению дорожного просвета. А к величине клиренса FW16 был крайне чувствителен!

Для Williams FW16 Айртона Сенны это стало роковым обстоятельством. После рестарта, на седьмом круге гонки, в повороте Тамбурелло, болид Волшебника чиркнул днищем по асфальту, и … все.

Последствия


Уик-энд в Сан-Марино 1994 года привел к усилению пассивной безопасности в Формуле-1 и в автоспорте. В первую очередь появилась боковая защита головы гонщиков, ведь прежде голова и плечи пилотов не были защищены, кроме шлема, разумеется. Во-вторых, изменена конструкция днища: под ним появилась «доска скольжения», помогающая контролировать дорожный просвет. Это было сделано что-бы снизить прижимную силу, и скорость автомобилей. В-третьих, трассы сделали более безопасными: во многих местах были увеличены зоны вылета, усилены защитные барьеры из шин.

Айртон Сенна. Фото: Youtube.com


Как это часто бывает, одна жизнь, спасла многих.

А что же Williams FW16?


Эдриан Ньюи внес изменения в конструкцию: укоротил боковые понтоны, перед которыми разместил дефлекторы, и Williams поехал: Дэймон Хилл, иногда, на равных сражался с Михаэлем Шумахером, причем до последней гонки. Вероятно, FW16 с Волшебником за рулем сумел бы легко опередить Benetton Шумахера. Но история не знает сослагательного наклонения.

Автор:

Использованы фотографии: youtube.com

Кого вы считаете величайшим пилотов Ф1?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Лучшие болиды Формулы-1 в историиBMW и команда Williams: история отношений

ГАЗ-34 – неудачный конкурент ЗиЛ-131

ГАЗ-34 – неудачный конкурент ЗиЛ-131

Для чего разрабатывался ГАЗ-34 – трехосный двойник ГАЗ-66, какие имел характеристики и чем от него отличался. Причины непринятия нового грузовика в серию....
  • 26 058
ГАЗ-53 на экспорт – в чем отличия?

ГАЗ-53 на экспорт – в чем отличия?

Все слышали и видели легенду советского, а потом российского автопрома – среднетоннажный грузовик ГАЗ-53. Машину начали производить в промышленном масштабе с...
  • 844