bibimot

Какими бывают автомобильные кузова?

Какими бывают автомобильные кузова?
Тип кузова получает незаслуженно мало внимания при выборе автомобиля, а ведь параметр не менее важный, чем мощность двигателя или разгон от 0 до 100 км/ч. От него зависит и комфорт в салоне, и объем багажника, да и внешний вид. Если вы плохо понимаете, в чем разница между купе и хэтчбеком, или просто хотите более глубоко вникнуть в тему, давайте разберемся вместе.


Трехобъемные


Сперва рассмотрим три категории, по которым группируются типы автомобильных кузовов. Это трехобъемные, двухобъемные и однообъемные конструкции. Трехобъемные кузова представлены тремя условными частями – это моторный отсек, салон и багажное отделение. Между ними есть перегородки, за счет чего кузов получается более жестким, прочным в сравнении с другими типами.

Седан


Самый яркий и до недавних времен наиболее популярный в России представитель трехобъемной категории кузовов, у которого моторный и багажный отсеки четко выделяются при взгляде на авто. Есть два ряда полноразмерных сидений, четыре боковые двери. В случае ДТП несущая структура двигательного отделения отлично поглощает энергию удара, что актуально и для багажника.

Какими бывают автомобильные кузова?Седан считается самым узнаваемым типом кузова. Фото: youtube.com


Благодаря четкому разделению багажного отсека и салона в пассажирское отделение не попадают неприятные запахи, поэтому возить можно что угодно без дискомфорта. Из плюсов седана отметим хорошую шумоизоляцию, высокую управляемость за счет равномерного распределения массы автомобиля по обеим осям. Есть и минусы: длинный кузов и небольшой объем багажника.

Купе


Двухдверный кузов с укороченными задними сиденьями, для доступа к которым придется хорошо постараться. Некоторые автомобили из этой категории вовсе не имеют заднего ряда, а если он и есть, то подходит для непродолжительных поездок. Разделение моторного и багажного отсеков похоже на то, что мы можем видеть у седана, разве что багажник здесь еще менее вместительный.

Визуально купе похож на седан, но разница все же есть. Фото: youtube.com


К плюсам купе относится высокая жесткость кузова, небольшой вес и связанная с этим отличная динамика, управляемость. Широкие двери делают посадку в салон комфортной даже для людей большого роста. Моторы и подвеска на купе обычно стоят гораздо мощнее и лучше, чем у седанов. С другой стороны, такие авто выпускаются малыми сериями, а запчасти для них весьма дорогие.

Кабриолет


Если простыми словами, то кабриолет – это автомобиль с открытым верхом. У большого количества моделей есть крышка со складным либо откидным механизмом. В зависимости от модификации она может быть изготовлена из металла, пластика или брезента. Есть несколько видов кабриолетов:

✅ Родстер. Двухместный без боковых стекол, зачастую без крыши.
✅ Ландо. Есть откидная крыша над задним рядом сидений.
✅ Брогам. Кузов с открытым верхом над передним рядом.
✅ Фаэтон. Четырехдверный с двумя рядами и откидной мягкой крышей.

Из преимуществ стоит отметить отличный обзор из салона, ощущение скорости и свободы во время езды, а также отличная динамика за счет зачастую мощного двигателя и хорошей аэродинамики. Минусы: недостаточная жесткость кузова, низкий спрос на вторичном рынке, быстрое выгорание салона под солнечными лучами. Кабриолеты без крыши подходят только для хорошей погоды.

Кабриолеты дорогие, но свою цену оправдывают. Фото: youtube.com


Пикап


Грузопассажирский вариант кузова, конструкция которого сразу за пассажирским салоном имеет открытую платформу с бортами. Отсек для людей в таком случае именуется кабиной, она может иметь две либо четыре двери, один или два ряда пассажирских сидений – зависит от модификации.

Особой популярностью пикапы пользуются в США. Фото: youtube.com


Пикап позволяет возить крупногабаритные грузы в рамках разрешений ПДД, зачастую обладает хорошей проходимостью из-за общей с внедорожниками базы, и весьма маневренны для своих габаритов. Минусы: плохая аэродинамика, сложность с посадкой, простая комплектация и отделка.

Двухобъемные


В составе двухобъемного кузова всего две части – моторный отсек и пассажирский салон, который плавно продолжается в багажное отделение. Отсюда следует преимущество перед трехобъемной компоновкой в виде большей вместительности. Классический представитель категории: универсал.

Хетчбэк


Кузов с коротким задним свесом и большой дверью багажного отделения, совмещенной с задним стеклом. Есть трехдверные и пятидверные модификации хетчбэков как с классическими дверцами, так и с удлиненными. Для более удобной посадки стоит рассмотреть первый вариант, а если у вас на первом месте устойчивость автомобиля и большая жесткость кузова, лучше предпочесть второй.

VW Polo как яркий представитель класса хетчбэков. Фото: youtube.com


Плюсы хэтчбека многочисленны: компактность, хорошая маневренность, удобство погрузки багажа и его дальнейшей разгрузки. Салон у большинства моделей трансформируется, что позволяет в 2-3 раза увеличить грузовую вместительность машины. За счет короткого свеса легче парковаться. Что касается минусов, шумоизоляция хуже, чем в седане, и есть проблемы с защитой салона от запахов.

Универсал


Кузов с удлиненным задним свесом и приподнятой линией крыши в задней части. Доступ в отсек для багажа открывается через подъемную дверь со стеклом, прямо как у хетчбэка. Главным плюсом универсала считается высокая вместительность и грузоподъемность для легкового автомобиля. В среднем такая машина может «увезти» на 100-200 кг больше груза, нежели стандартный седан.

Универсал полностью оправдывает свое название. Фото: youtube.com


Интересно то, что формально кузов «универсал» приписывается практически ко всем кроссоверам и внедорожникам. Из-за этого, например, в России более 52,3% от всех проданных за 2022 год авто относятся к этой категории. На высокую популярность не повлияли даже такие недостатки, как не самый динамичный разгон, длительный и затратный обогрев салона, да и большой расход топлива.

Кроссовер


Широкий термин, которым принято называть легковые автомобили с повышенной проходимостью. В техническом плане это универсалы, гораздо реже купе, хэтчбеки и седаны, которые имеют более высокий дорожный просвет, увеличенные колеса и укороченные свесы. Часто такие авто имеют полный привод, однако нередко встречаются и переднеприводные кроссоверы – это не критично.

Несколько ярких примеров кроссоверов. Фото: youtube.com


К плюсам, конечно, относится хорошая проходимость: можно уверенно проехать и через бордюр, и через сугроб, а также покорить грунтовку без глубокой колеи. В сравнении с универсалом новый кроссовер смотрится солиднее и брутальнее, а от внедорожника он отличается компактностью и маневренностью. Минусы: высокий расход топлива, дорогое обслуживание полноприводных авто.

Внедорожник


Понятие весьма размытое и не имеет четкой классификации. Обычно под внедорожником имеют ввиду полноприводный, увеличенный универсал, способный преодолевать бездорожье: гористую, болотистую, холмистую местность, пустыни или размытые дороги с глубокой колеей. В этом такому авто помогают большие колеса, высокий клиренс, полный привод, зачастую еще и шноркель.

Внедорожники заметно больше кроссоверов, и отличаются не только этим. Фото: youtube.com


Кроме высокой проходимости стоит отметить большой багажник и вместительный салон – бывают модели, внутри которых с комфортом могут разместиться до 8-ми пассажиров. За эти достоинства приходится расплачиваться высоким расходом топлива и дорогим обслуживанием. Динамика и скорость при езде по асфальту несколько хуже в сравнении с обычными видами автомобилей.

Фургон


Кузов, у которого багажное отделение начинается непосредственно после переднего ряда сидений. Это может быть универсал, хэтчбек или минивэн в зависимости от модели автомобиля. Окна там, где должен быть второй и третий ряды, обычно закрываются заглушками либо вовсе отсутствуют.

Фургон на базе Lada Largus. Фото: youtube.com


Фургон отлично подходит для грузоперевозок в пределах города за счет большей маневренности и меньшему расходу топлива, нежели у полноразмерных грузовиков. Из недостатков – проблемы с вместительностью для людей (не более 2-3 пассажиров) и достаточно скромная комплектация.

Однообъемные


Как вы могли догадаться, у однообъемных автомобилей большую часть кузова занимает салон. Он плавно продолжается сзади в багажное отделение, а спереди в моторный отсек. Эти машины могут использоваться как для пассажирских, так и для грузовых перевозок, в том числе коммерческих.

Минивэн


Тот же универсал, но укомплектованный третьим рядом пассажирских сидений и более высоким потолком. Многие модели имеют сдвижную боковую дверь для удобной посадки пассажиров, но это необязательный момент. Средняя вместительность минивэнов составляет 7-8 человек. Отсек для багажа легко трансформируется на случай, если нужно перевезти крупногабаритные грузы. Что касается недостатков, такие авто тяжелее и дороже универсалов, не очень маневренные и быстрые.

Минивэны и компактвэны часто называют семейными авто. Фото: youtube.com


Компактвэн


Нечто среднее между хетчбэком и минивэном. От первого такой кузов отличается увеличенным по длине задним свесом и приподнятой линией крыши в задней части конструкции, что выливается в увеличенную вместительность багажного отделения и повышенным комфортом на заднем ряду. Совсем маленькие компактвэны относятся называются микровэнами. Не обошлось и без минусов: более высокая цена в сравнении с хетчбэком при ухудшенной динамике и экономичности езды.

Заключение


Теперь вам не составит труда выбрать тот вариант кузова, который лучше подходит под стиль езды и задачи. Не забывайте и про другие важные параметры, обязательно узнавайте о стоимости ТО и запасных деталей, прикидывайте расходы на топливо. Все это поможет сделать правильный выбор.

Автор:

Использованы фотографии: youtube.com

Кузова какой группы вы предпочитаете?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Выбираем автомобиль за 100 000 рублей – ВАЗ/ГАЗ или иномарка?BMW 7 F01/F02 с пробегом – преимущества и недостатки выбора подержанной модели

[miniposter=shortstory]ГАЗ-51 и Hyundai Solaris: что общего?[/miniposter]

ГАЗ-51 и Hyundai Solaris: что общего?

Кому не известен этот трудяга 60-х и 70-х? Если кто не видел его «вживую», наверняка не мог не заметить в кино: машина была популярной и выпускалась в больших...
[miniposter=shortstory]Первый «турбо» в Формуле-1[/miniposter]

Первый «турбо» в Формуле-1

Считается, что первыми турбонаддув в Формуле-1 в сезоне 1977 года применили Renault, и что RS01 – первый автомобиль оснащенный двигателем с турбокомпрессором в...
  • 1 418