Китайское аэротакси PANTALA Concept Н рвется на рынок eVTOL
В конце минувшего года китайская компания Pantuo Aviation из Шанхая представила публике свой eVTOL (электросамолет с вертикальным взлетом), который по замыслу разработчиков должен стать летающим такси в густонаселенном городе. Концепт назвали PANTALA Concept H. Расшифровка может производиться двояко. В первом случае это сочетание пары древнегреческих слов: Pan (всё) и Talaria – сандалии с крылышками, которые можно увидеть на одном из мифологических героев – Гермесе, боге торговли. Второй смысл относится к китайскому языку, где Pan –большой камень, намекающий на упорство, а Tuo означает «исследование». В компании заявили, что название олицетворяет стремление человека к расширению своих возможностей.
Многие сравнивают китайский аппарат с американским летающим такси Lilium Jet, разрабатываемым в ФРГ или даже с техникой от Aston Martin. Внешнее сходство имеется. Но и различий немало: например, немецкое транспортное средство «умеет» менять наклон только силовых агрегатов, в то время, как eVTOL из КНР способен изменять угол у всех своих крыльев. В ходе создания Lilium Jet применяется концепция «много маленьких вентиляторов» (их 36 штук), на китайском такси установлено 22 крупнолопастных устройства. Их основное преимущество заключается в обеспечивании более стабильного зависания на одном месте. Есть и минусы – повышенная шумность, немного увеличенное лобовое сопротивление при горизонтальном полете на крейсерской скорости.
PANTALA Concept H оснащен кабиной, рассчитанной на пять пассажиров. Роль движителей играют 22 канальных вентилятора, интегрированных в крылья: моторы вместе с ними и поворачиваются, изменяя угол тяги и позволяя передвигаться в любом направлении. Источником энергии служит комплект литий-ионных аккумуляторов, обеспечивающий «запас хода» в 250 км. Разработчики заявляют, что их детище будет способно развивать скорость свыше 300 км/ч.
В аппарате PANTALA Concept H все бортовые, энергетические системы и силовые установки многократно резервированы. Согласно заявлениям разработчиков, уровень безопасности «шанхайского такси» соизмерим с крупными пассажирскими авиалайнерами. Также один из представителей стартапа уверяет, что их летательный аппарат по своим интеллектуальным способностям, вычислительной мощности компьютера «полностью готов» к использованию в автономном режиме без участия человека.
В текущем году полным ходом идут испытания уменьшенной копии воздушного такси. В этом же, 2022-м планируется начать работу с полномасштабным вариантом концепта (пробные полеты должны состояться в ноябре-декабре). Получение необходимых сертификатов, начало серийного производства запланировано на 2027 год. Изначально летательный аппарат предназначается для Китая, однако руководство компании заявляет, что в будущем намерены выйти и на внешний рынок. Но не стоит забывать, что у PANTALA Concept H есть немало соперников, испытания которых уже завершаются и серийный выпуск планируется начать гораздо раньше 2027 года – уже в 2024-м. Кто же главные конкуренты?
Проект PANTALA Concept H был впервые представлен в Чжунхае, на ежегодном авиашоу. Кроме описываемого летающего такси было еще одно – от (тоже китайской) компании Autoflight. Разработанный ею eVTOL хотят сертифицировать и запустить в серию уже в 2024 году. Эта шанхайская компания занимается проектированием и созданием дронов, а также летательных аппаратов типа «такси» с 2017 года.
Продемонстрированная на авиашоу модель V1500M представляет собой кабину, рассчитанную на 3-4 человека, к которой прикреплен хвост и крылья с пропеллерами. Конструкция чем-то напоминает вертолет и квадрокоптер одновременно. На крыльях закреплены штанги с толкающими винтами, обеспечивающее перемещение аппарата в горизонтальном направлении. Вертикальный подъем и зависание обеспечивают восемь других устройств с лопастями. Сзади имеется дополнительная несущая плоскость, поддерживающая планирование.
«Такси» V1500M способно развивать скорость до 200 км/ч, имеет дальность полета в 250 км. Стоить заметить: в конструкции аппарата использованы элементы другого изделия этой компании – грузового электрического БЛА V1000CG. Он способен транспортировать до 300 кг «багажа» на расстояние в 200 км. Что касается V1500M, уже были проведены пробные полеты, до 2024 года компания планирует сертифицировать воздушной судно и поставить его на конвейер.
По конструкции это «такси» напоминает конвертоплан – летательный аппарат, в котором при переходе от вертикального подъема к горизонтальному полету поворачиваются крылья, иногда вместе с двигателями. Однако от данного типа воздушного судна Lilium Jet отличается наличием аж 36 электродвигателей, вращающих лопасти вентиляторов, общая мощность которых составляет 435 л. с. Причем «моторчики» устанавливаются в неожиданном месте – на закрылках.
Большое количество двигателей делает полет более безопасным. Этой же цели служит полная герметизация кабины – на случай посадки на воду. И еще одна система, делающая «поездку» на «такси» менее рискованной – компьютерная программа, интегрированная в управление аппаратом. При отдаче пилотом команд, угрожающих целостности аппарата, а, следовательно, и жизни пассажиров, ПО Flight System Protection Envelope попросту откажется их выполнять. Компьютеры контролируют все: высоту, скорость, маневрирование. Технические параметры Lilium Jet:
Чтобы взлететь и сесть, аппарату потребуется площадка размером всего 15х15 м. Прототип «Лилии» впервые продемонстрировали в 2016 году. На сегодня первичная цель – прохождение сертификации в следующем году. Основные испытания пройдены, но конструкторы заявили о необходимости проведения ряда доработок.
В частности, было решено сократить число двигателей до 30-ти. В марте этого года компания NetJets заявила, что планирует пополнить свой флот 150-ю Lilium Jet. В апреле разработчики сообщили: сертификация отодвигается до 2025 года, объясняя это необходимостью сделать «такси» легче и безопаснее.
В 2021 году он оценивался в 8,5 млрд. долларов. Согласно мнению экспертов, к 2030-му эта цифра вырастет до 30,8 млрд. «зеленых», если сохранится нынешний темп роста, составляющий 15,3 % в год. Востребованность подобных летательных аппаратов прежде всего обусловлена необходимостью соблюдения экологической безопасности, что особенно актуально для мегаполисов. Не зря PANTALA Concept H разрабатывают и строят в Шанхае, где проживает свыше 24 млн. человек. Еще одна причина заключается в росте спроса на транспорт, использующий альтернативные виды энергии. Поэтому уже сегодня сотни компаний по всему миру вступают в конкурентную борьбу за новый перспективный рынок. И у китайцев в этом плане есть все основания занять одну из лидирующих позиций.
Технические особенности
Многие сравнивают китайский аппарат с американским летающим такси Lilium Jet, разрабатываемым в ФРГ или даже с техникой от Aston Martin. Внешнее сходство имеется. Но и различий немало: например, немецкое транспортное средство «умеет» менять наклон только силовых агрегатов, в то время, как eVTOL из КНР способен изменять угол у всех своих крыльев. В ходе создания Lilium Jet применяется концепция «много маленьких вентиляторов» (их 36 штук), на китайском такси установлено 22 крупнолопастных устройства. Их основное преимущество заключается в обеспечивании более стабильного зависания на одном месте. Есть и минусы – повышенная шумность, немного увеличенное лобовое сопротивление при горизонтальном полете на крейсерской скорости.
Вот эти вентиляторы и поднимают такси в небо. Фото: YouTube.com
PANTALA Concept H оснащен кабиной, рассчитанной на пять пассажиров. Роль движителей играют 22 канальных вентилятора, интегрированных в крылья: моторы вместе с ними и поворачиваются, изменяя угол тяги и позволяя передвигаться в любом направлении. Источником энергии служит комплект литий-ионных аккумуляторов, обеспечивающий «запас хода» в 250 км. Разработчики заявляют, что их детище будет способно развивать скорость свыше 300 км/ч.
Безопасность и автономность
В аппарате PANTALA Concept H все бортовые, энергетические системы и силовые установки многократно резервированы. Согласно заявлениям разработчиков, уровень безопасности «шанхайского такси» соизмерим с крупными пассажирскими авиалайнерами. Также один из представителей стартапа уверяет, что их летательный аппарат по своим интеллектуальным способностям, вычислительной мощности компьютера «полностью готов» к использованию в автономном режиме без участия человека.
Как видно из иллюминатора сопровождающего, полет проходит нормально. Фото: YouTube.com
В текущем году полным ходом идут испытания уменьшенной копии воздушного такси. В этом же, 2022-м планируется начать работу с полномасштабным вариантом концепта (пробные полеты должны состояться в ноябре-декабре). Получение необходимых сертификатов, начало серийного производства запланировано на 2027 год. Изначально летательный аппарат предназначается для Китая, однако руководство компании заявляет, что в будущем намерены выйти и на внешний рынок. Но не стоит забывать, что у PANTALA Concept H есть немало соперников, испытания которых уже завершаются и серийный выпуск планируется начать гораздо раньше 2027 года – уже в 2024-м. Кто же главные конкуренты?
Autoflight V1500M
Проект PANTALA Concept H был впервые представлен в Чжунхае, на ежегодном авиашоу. Кроме описываемого летающего такси было еще одно – от (тоже китайской) компании Autoflight. Разработанный ею eVTOL хотят сертифицировать и запустить в серию уже в 2024 году. Эта шанхайская компания занимается проектированием и созданием дронов, а также летательных аппаратов типа «такси» с 2017 года.
Autoflight V1500M в испытательном полете. Фото: YouTube.com
Продемонстрированная на авиашоу модель V1500M представляет собой кабину, рассчитанную на 3-4 человека, к которой прикреплен хвост и крылья с пропеллерами. Конструкция чем-то напоминает вертолет и квадрокоптер одновременно. На крыльях закреплены штанги с толкающими винтами, обеспечивающее перемещение аппарата в горизонтальном направлении. Вертикальный подъем и зависание обеспечивают восемь других устройств с лопастями. Сзади имеется дополнительная несущая плоскость, поддерживающая планирование.
Технические параметры
«Такси» V1500M способно развивать скорость до 200 км/ч, имеет дальность полета в 250 км. Стоить заметить: в конструкции аппарата использованы элементы другого изделия этой компании – грузового электрического БЛА V1000CG. Он способен транспортировать до 300 кг «багажа» на расстояние в 200 км. Что касается V1500M, уже были проведены пробные полеты, до 2024 года компания планирует сертифицировать воздушной судно и поставить его на конвейер.
Lilium Jet
По конструкции это «такси» напоминает конвертоплан – летательный аппарат, в котором при переходе от вертикального подъема к горизонтальному полету поворачиваются крылья, иногда вместе с двигателями. Однако от данного типа воздушного судна Lilium Jet отличается наличием аж 36 электродвигателей, вращающих лопасти вентиляторов, общая мощность которых составляет 435 л. с. Причем «моторчики» устанавливаются в неожиданном месте – на закрылках.
Разработчики утверждают: безопасность Lilium Jet – на самом высоком уровне. Фото: YouTube.com
Большое количество двигателей делает полет более безопасным. Этой же цели служит полная герметизация кабины – на случай посадки на воду. И еще одна система, делающая «поездку» на «такси» менее рискованной – компьютерная программа, интегрированная в управление аппаратом. При отдаче пилотом команд, угрожающих целостности аппарата, а, следовательно, и жизни пассажиров, ПО Flight System Protection Envelope попросту откажется их выполнять. Компьютеры контролируют все: высоту, скорость, маневрирование. Технические параметры Lilium Jet:
- ? длина, размах крыльев – 8,50, 13,9 м
- ? скорость – 280 (крейсерская) и 300 км/ч (максимальная)
- ? дальность полета – 250 км
- ? потолок – 3 тыс. м
- ? число пассажиров – 5 человек (сейчас уже есть 7-местная версия)
Чтобы взлететь и сесть, аппарату потребуется площадка размером всего 15х15 м. Прототип «Лилии» впервые продемонстрировали в 2016 году. На сегодня первичная цель – прохождение сертификации в следующем году. Основные испытания пройдены, но конструкторы заявили о необходимости проведения ряда доработок.
В частности, было решено сократить число двигателей до 30-ти. В марте этого года компания NetJets заявила, что планирует пополнить свой флот 150-ю Lilium Jet. В апреле разработчики сообщили: сертификация отодвигается до 2025 года, объясняя это необходимостью сделать «такси» легче и безопаснее.
Перспективы рынка eVTOL
В 2021 году он оценивался в 8,5 млрд. долларов. Согласно мнению экспертов, к 2030-му эта цифра вырастет до 30,8 млрд. «зеленых», если сохранится нынешний темп роста, составляющий 15,3 % в год. Востребованность подобных летательных аппаратов прежде всего обусловлена необходимостью соблюдения экологической безопасности, что особенно актуально для мегаполисов. Не зря PANTALA Concept H разрабатывают и строят в Шанхае, где проживает свыше 24 млн. человек. Еще одна причина заключается в росте спроса на транспорт, использующий альтернативные виды энергии. Поэтому уже сегодня сотни компаний по всему миру вступают в конкурентную борьбу за новый перспективный рынок. И у китайцев в этом плане есть все основания занять одну из лидирующих позиций.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...