Китайское аэротакси PANTALA Concept Н рвется на рынок eVTOL
В конце минувшего года китайская компания Pantuo Aviation из Шанхая представила публике свой eVTOL (электросамолет с вертикальным взлетом), который по замыслу разработчиков должен стать летающим такси в густонаселенном городе. Концепт назвали PANTALA Concept H. Расшифровка может производиться двояко. В первом случае это сочетание пары древнегреческих слов: Pan (всё) и Talaria – сандалии с крылышками, которые можно увидеть на одном из мифологических героев – Гермесе, боге торговли. Второй смысл относится к китайскому языку, где Pan –большой камень, намекающий на упорство, а Tuo означает «исследование». В компании заявили, что название олицетворяет стремление человека к расширению своих возможностей.
Многие сравнивают китайский аппарат с американским летающим такси Lilium Jet, разрабатываемым в ФРГ или даже с техникой от Aston Martin. Внешнее сходство имеется. Но и различий немало: например, немецкое транспортное средство «умеет» менять наклон только силовых агрегатов, в то время, как eVTOL из КНР способен изменять угол у всех своих крыльев. В ходе создания Lilium Jet применяется концепция «много маленьких вентиляторов» (их 36 штук), на китайском такси установлено 22 крупнолопастных устройства. Их основное преимущество заключается в обеспечивании более стабильного зависания на одном месте. Есть и минусы – повышенная шумность, немного увеличенное лобовое сопротивление при горизонтальном полете на крейсерской скорости.
PANTALA Concept H оснащен кабиной, рассчитанной на пять пассажиров. Роль движителей играют 22 канальных вентилятора, интегрированных в крылья: моторы вместе с ними и поворачиваются, изменяя угол тяги и позволяя передвигаться в любом направлении. Источником энергии служит комплект литий-ионных аккумуляторов, обеспечивающий «запас хода» в 250 км. Разработчики заявляют, что их детище будет способно развивать скорость свыше 300 км/ч.
В аппарате PANTALA Concept H все бортовые, энергетические системы и силовые установки многократно резервированы. Согласно заявлениям разработчиков, уровень безопасности «шанхайского такси» соизмерим с крупными пассажирскими авиалайнерами. Также один из представителей стартапа уверяет, что их летательный аппарат по своим интеллектуальным способностям, вычислительной мощности компьютера «полностью готов» к использованию в автономном режиме без участия человека.
В текущем году полным ходом идут испытания уменьшенной копии воздушного такси. В этом же, 2022-м планируется начать работу с полномасштабным вариантом концепта (пробные полеты должны состояться в ноябре-декабре). Получение необходимых сертификатов, начало серийного производства запланировано на 2027 год. Изначально летательный аппарат предназначается для Китая, однако руководство компании заявляет, что в будущем намерены выйти и на внешний рынок. Но не стоит забывать, что у PANTALA Concept H есть немало соперников, испытания которых уже завершаются и серийный выпуск планируется начать гораздо раньше 2027 года – уже в 2024-м. Кто же главные конкуренты?
Проект PANTALA Concept H был впервые представлен в Чжунхае, на ежегодном авиашоу. Кроме описываемого летающего такси было еще одно – от (тоже китайской) компании Autoflight. Разработанный ею eVTOL хотят сертифицировать и запустить в серию уже в 2024 году. Эта шанхайская компания занимается проектированием и созданием дронов, а также летательных аппаратов типа «такси» с 2017 года.
Продемонстрированная на авиашоу модель V1500M представляет собой кабину, рассчитанную на 3-4 человека, к которой прикреплен хвост и крылья с пропеллерами. Конструкция чем-то напоминает вертолет и квадрокоптер одновременно. На крыльях закреплены штанги с толкающими винтами, обеспечивающее перемещение аппарата в горизонтальном направлении. Вертикальный подъем и зависание обеспечивают восемь других устройств с лопастями. Сзади имеется дополнительная несущая плоскость, поддерживающая планирование.
«Такси» V1500M способно развивать скорость до 200 км/ч, имеет дальность полета в 250 км. Стоить заметить: в конструкции аппарата использованы элементы другого изделия этой компании – грузового электрического БЛА V1000CG. Он способен транспортировать до 300 кг «багажа» на расстояние в 200 км. Что касается V1500M, уже были проведены пробные полеты, до 2024 года компания планирует сертифицировать воздушной судно и поставить его на конвейер.
По конструкции это «такси» напоминает конвертоплан – летательный аппарат, в котором при переходе от вертикального подъема к горизонтальному полету поворачиваются крылья, иногда вместе с двигателями. Однако от данного типа воздушного судна Lilium Jet отличается наличием аж 36 электродвигателей, вращающих лопасти вентиляторов, общая мощность которых составляет 435 л. с. Причем «моторчики» устанавливаются в неожиданном месте – на закрылках.
Большое количество двигателей делает полет более безопасным. Этой же цели служит полная герметизация кабины – на случай посадки на воду. И еще одна система, делающая «поездку» на «такси» менее рискованной – компьютерная программа, интегрированная в управление аппаратом. При отдаче пилотом команд, угрожающих целостности аппарата, а, следовательно, и жизни пассажиров, ПО Flight System Protection Envelope попросту откажется их выполнять. Компьютеры контролируют все: высоту, скорость, маневрирование. Технические параметры Lilium Jet:
Чтобы взлететь и сесть, аппарату потребуется площадка размером всего 15х15 м. Прототип «Лилии» впервые продемонстрировали в 2016 году. На сегодня первичная цель – прохождение сертификации в следующем году. Основные испытания пройдены, но конструкторы заявили о необходимости проведения ряда доработок.
В частности, было решено сократить число двигателей до 30-ти. В марте этого года компания NetJets заявила, что планирует пополнить свой флот 150-ю Lilium Jet. В апреле разработчики сообщили: сертификация отодвигается до 2025 года, объясняя это необходимостью сделать «такси» легче и безопаснее.
В 2021 году он оценивался в 8,5 млрд. долларов. Согласно мнению экспертов, к 2030-му эта цифра вырастет до 30,8 млрд. «зеленых», если сохранится нынешний темп роста, составляющий 15,3 % в год. Востребованность подобных летательных аппаратов прежде всего обусловлена необходимостью соблюдения экологической безопасности, что особенно актуально для мегаполисов. Не зря PANTALA Concept H разрабатывают и строят в Шанхае, где проживает свыше 24 млн. человек. Еще одна причина заключается в росте спроса на транспорт, использующий альтернативные виды энергии. Поэтому уже сегодня сотни компаний по всему миру вступают в конкурентную борьбу за новый перспективный рынок. И у китайцев в этом плане есть все основания занять одну из лидирующих позиций.
Технические особенности
Многие сравнивают китайский аппарат с американским летающим такси Lilium Jet, разрабатываемым в ФРГ или даже с техникой от Aston Martin. Внешнее сходство имеется. Но и различий немало: например, немецкое транспортное средство «умеет» менять наклон только силовых агрегатов, в то время, как eVTOL из КНР способен изменять угол у всех своих крыльев. В ходе создания Lilium Jet применяется концепция «много маленьких вентиляторов» (их 36 штук), на китайском такси установлено 22 крупнолопастных устройства. Их основное преимущество заключается в обеспечивании более стабильного зависания на одном месте. Есть и минусы – повышенная шумность, немного увеличенное лобовое сопротивление при горизонтальном полете на крейсерской скорости.
Вот эти вентиляторы и поднимают такси в небо. Фото: YouTube.com
PANTALA Concept H оснащен кабиной, рассчитанной на пять пассажиров. Роль движителей играют 22 канальных вентилятора, интегрированных в крылья: моторы вместе с ними и поворачиваются, изменяя угол тяги и позволяя передвигаться в любом направлении. Источником энергии служит комплект литий-ионных аккумуляторов, обеспечивающий «запас хода» в 250 км. Разработчики заявляют, что их детище будет способно развивать скорость свыше 300 км/ч.
Безопасность и автономность
В аппарате PANTALA Concept H все бортовые, энергетические системы и силовые установки многократно резервированы. Согласно заявлениям разработчиков, уровень безопасности «шанхайского такси» соизмерим с крупными пассажирскими авиалайнерами. Также один из представителей стартапа уверяет, что их летательный аппарат по своим интеллектуальным способностям, вычислительной мощности компьютера «полностью готов» к использованию в автономном режиме без участия человека.
Как видно из иллюминатора сопровождающего, полет проходит нормально. Фото: YouTube.com
В текущем году полным ходом идут испытания уменьшенной копии воздушного такси. В этом же, 2022-м планируется начать работу с полномасштабным вариантом концепта (пробные полеты должны состояться в ноябре-декабре). Получение необходимых сертификатов, начало серийного производства запланировано на 2027 год. Изначально летательный аппарат предназначается для Китая, однако руководство компании заявляет, что в будущем намерены выйти и на внешний рынок. Но не стоит забывать, что у PANTALA Concept H есть немало соперников, испытания которых уже завершаются и серийный выпуск планируется начать гораздо раньше 2027 года – уже в 2024-м. Кто же главные конкуренты?
Autoflight V1500M
Проект PANTALA Concept H был впервые представлен в Чжунхае, на ежегодном авиашоу. Кроме описываемого летающего такси было еще одно – от (тоже китайской) компании Autoflight. Разработанный ею eVTOL хотят сертифицировать и запустить в серию уже в 2024 году. Эта шанхайская компания занимается проектированием и созданием дронов, а также летательных аппаратов типа «такси» с 2017 года.
Autoflight V1500M в испытательном полете. Фото: YouTube.com
Продемонстрированная на авиашоу модель V1500M представляет собой кабину, рассчитанную на 3-4 человека, к которой прикреплен хвост и крылья с пропеллерами. Конструкция чем-то напоминает вертолет и квадрокоптер одновременно. На крыльях закреплены штанги с толкающими винтами, обеспечивающее перемещение аппарата в горизонтальном направлении. Вертикальный подъем и зависание обеспечивают восемь других устройств с лопастями. Сзади имеется дополнительная несущая плоскость, поддерживающая планирование.
Технические параметры
«Такси» V1500M способно развивать скорость до 200 км/ч, имеет дальность полета в 250 км. Стоить заметить: в конструкции аппарата использованы элементы другого изделия этой компании – грузового электрического БЛА V1000CG. Он способен транспортировать до 300 кг «багажа» на расстояние в 200 км. Что касается V1500M, уже были проведены пробные полеты, до 2024 года компания планирует сертифицировать воздушной судно и поставить его на конвейер.
Lilium Jet
По конструкции это «такси» напоминает конвертоплан – летательный аппарат, в котором при переходе от вертикального подъема к горизонтальному полету поворачиваются крылья, иногда вместе с двигателями. Однако от данного типа воздушного судна Lilium Jet отличается наличием аж 36 электродвигателей, вращающих лопасти вентиляторов, общая мощность которых составляет 435 л. с. Причем «моторчики» устанавливаются в неожиданном месте – на закрылках.
Разработчики утверждают: безопасность Lilium Jet – на самом высоком уровне. Фото: YouTube.com
Большое количество двигателей делает полет более безопасным. Этой же цели служит полная герметизация кабины – на случай посадки на воду. И еще одна система, делающая «поездку» на «такси» менее рискованной – компьютерная программа, интегрированная в управление аппаратом. При отдаче пилотом команд, угрожающих целостности аппарата, а, следовательно, и жизни пассажиров, ПО Flight System Protection Envelope попросту откажется их выполнять. Компьютеры контролируют все: высоту, скорость, маневрирование. Технические параметры Lilium Jet:
- ? длина, размах крыльев – 8,50, 13,9 м
- ? скорость – 280 (крейсерская) и 300 км/ч (максимальная)
- ? дальность полета – 250 км
- ? потолок – 3 тыс. м
- ? число пассажиров – 5 человек (сейчас уже есть 7-местная версия)
Чтобы взлететь и сесть, аппарату потребуется площадка размером всего 15х15 м. Прототип «Лилии» впервые продемонстрировали в 2016 году. На сегодня первичная цель – прохождение сертификации в следующем году. Основные испытания пройдены, но конструкторы заявили о необходимости проведения ряда доработок.
В частности, было решено сократить число двигателей до 30-ти. В марте этого года компания NetJets заявила, что планирует пополнить свой флот 150-ю Lilium Jet. В апреле разработчики сообщили: сертификация отодвигается до 2025 года, объясняя это необходимостью сделать «такси» легче и безопаснее.
Перспективы рынка eVTOL
В 2021 году он оценивался в 8,5 млрд. долларов. Согласно мнению экспертов, к 2030-му эта цифра вырастет до 30,8 млрд. «зеленых», если сохранится нынешний темп роста, составляющий 15,3 % в год. Востребованность подобных летательных аппаратов прежде всего обусловлена необходимостью соблюдения экологической безопасности, что особенно актуально для мегаполисов. Не зря PANTALA Concept H разрабатывают и строят в Шанхае, где проживает свыше 24 млн. человек. Еще одна причина заключается в росте спроса на транспорт, использующий альтернативные виды энергии. Поэтому уже сегодня сотни компаний по всему миру вступают в конкурентную борьбу за новый перспективный рынок. И у китайцев в этом плане есть все основания занять одну из лидирующих позиций.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....