Китайское аэротакси PANTALA Concept Н рвется на рынок eVTOL
5 969

Китайское аэротакси PANTALA Concept Н рвется на рынок eVTOL

В конце минувшего года китайская компания Pantuo Aviation из Шанхая представила публике свой eVTOL (электросамолет с вертикальным взлетом), который по замыслу разработчиков должен стать летающим такси в густонаселенном городе. Концепт назвали PANTALA Concept H. Расшифровка может производиться двояко. В первом случае это сочетание пары древнегреческих слов: Pan (всё) и Talaria – сандалии с крылышками, которые можно увидеть на одном из мифологических героев – Гермесе, боге торговли. Второй смысл относится к китайскому языку, где Pan –большой камень, намекающий на упорство, а Tuo означает «исследование». В компании заявили, что название олицетворяет стремление человека к расширению своих возможностей.


Технические особенности


Многие сравнивают китайский аппарат с американским летающим такси Lilium Jet, разрабатываемым в ФРГ или даже с техникой от Aston Martin. Внешнее сходство имеется. Но и различий немало: например, немецкое транспортное средство «умеет» менять наклон только силовых агрегатов, в то время, как eVTOL из КНР способен изменять угол у всех своих крыльев. В ходе создания Lilium Jet применяется концепция «много маленьких вентиляторов» (их 36 штук), на китайском такси установлено 22 крупнолопастных устройства. Их основное преимущество заключается в обеспечивании более стабильного зависания на одном месте. Есть и минусы – повышенная шумность, немного увеличенное лобовое сопротивление при горизонтальном полете на крейсерской скорости.

Китайское аэротакси PANTALA Concept Н рвется на рынок eVTOLВот эти вентиляторы и поднимают такси в небо. Фото: YouTube.com


PANTALA Concept H оснащен кабиной, рассчитанной на пять пассажиров. Роль движителей играют 22 канальных вентилятора, интегрированных в крылья: моторы вместе с ними и поворачиваются, изменяя угол тяги и позволяя передвигаться в любом направлении. Источником энергии служит комплект литий-ионных аккумуляторов, обеспечивающий «запас хода» в 250 км. Разработчики заявляют, что их детище будет способно развивать скорость свыше 300 км/ч.

Безопасность и автономность


В аппарате PANTALA Concept H все бортовые, энергетические системы и силовые установки многократно резервированы. Согласно заявлениям разработчиков, уровень безопасности «шанхайского такси» соизмерим с крупными пассажирскими авиалайнерами. Также один из представителей стартапа уверяет, что их летательный аппарат по своим интеллектуальным способностям, вычислительной мощности компьютера «полностью готов» к использованию в автономном режиме без участия человека.

Как видно из иллюминатора сопровождающего, полет проходит нормально. Фото: YouTube.com


В текущем году полным ходом идут испытания уменьшенной копии воздушного такси. В этом же, 2022-м планируется начать работу с полномасштабным вариантом концепта (пробные полеты должны состояться в ноябре-декабре). Получение необходимых сертификатов, начало серийного производства запланировано на 2027 год. Изначально летательный аппарат предназначается для Китая, однако руководство компании заявляет, что в будущем намерены выйти и на внешний рынок. Но не стоит забывать, что у PANTALA Concept H есть немало соперников, испытания которых уже завершаются и серийный выпуск планируется начать гораздо раньше 2027 года – уже в 2024-м. Кто же главные конкуренты?

Autoflight V1500M


Проект PANTALA Concept H был впервые представлен в Чжунхае, на ежегодном авиашоу. Кроме описываемого летающего такси было еще одно – от (тоже китайской) компании Autoflight. Разработанный ею eVTOL хотят сертифицировать и запустить в серию уже в 2024 году. Эта шанхайская компания занимается проектированием и созданием дронов, а также летательных аппаратов типа «такси» с 2017 года.

Autoflight V1500M в испытательном полете. Фото: YouTube.com


Продемонстрированная на авиашоу модель V1500M представляет собой кабину, рассчитанную на 3-4 человека, к которой прикреплен хвост и крылья с пропеллерами. Конструкция чем-то напоминает вертолет и квадрокоптер одновременно. На крыльях закреплены штанги с толкающими винтами, обеспечивающее перемещение аппарата в горизонтальном направлении. Вертикальный подъем и зависание обеспечивают восемь других устройств с лопастями. Сзади имеется дополнительная несущая плоскость, поддерживающая планирование.

Технические параметры


«Такси» V1500M способно развивать скорость до 200 км/ч, имеет дальность полета в 250 км. Стоить заметить: в конструкции аппарата использованы элементы другого изделия этой компании – грузового электрического БЛА V1000CG. Он способен транспортировать до 300 кг «багажа» на расстояние в 200 км. Что касается V1500M, уже были проведены пробные полеты, до 2024 года компания планирует сертифицировать воздушной судно и поставить его на конвейер.

Lilium Jet


По конструкции это «такси» напоминает конвертоплан – летательный аппарат, в котором при переходе от вертикального подъема к горизонтальному полету поворачиваются крылья, иногда вместе с двигателями. Однако от данного типа воздушного судна Lilium Jet отличается наличием аж 36 электродвигателей, вращающих лопасти вентиляторов, общая мощность которых составляет 435 л. с. Причем «моторчики» устанавливаются в неожиданном месте – на закрылках.

Разработчики утверждают: безопасность Lilium Jet – на самом высоком уровне. Фото: YouTube.com


Большое количество двигателей делает полет более безопасным. Этой же цели служит полная герметизация кабины – на случай посадки на воду. И еще одна система, делающая «поездку» на «такси» менее рискованной – компьютерная программа, интегрированная в управление аппаратом. При отдаче пилотом команд, угрожающих целостности аппарата, а, следовательно, и жизни пассажиров, ПО Flight System Protection Envelope попросту откажется их выполнять. Компьютеры контролируют все: высоту, скорость, маневрирование. Технические параметры Lilium Jet:

  • ? длина, размах крыльев – 8,50, 13,9 м
  • ? скорость – 280 (крейсерская) и 300 км/ч (максимальная)
  • ? дальность полета – 250 км
  • ? потолок – 3 тыс. м
  • ? число пассажиров – 5 человек (сейчас уже есть 7-местная версия)


Чтобы взлететь и сесть, аппарату потребуется площадка размером всего 15х15 м. Прототип «Лилии» впервые продемонстрировали в 2016 году. На сегодня первичная цель – прохождение сертификации в следующем году. Основные испытания пройдены, но конструкторы заявили о необходимости проведения ряда доработок.

Lilium Jet ждет пассажиров, но не ранее 2025 года. Фото: YouTube.com


В частности, было решено сократить число двигателей до 30-ти. В марте этого года компания NetJets заявила, что планирует пополнить свой флот 150-ю Lilium Jet. В апреле разработчики сообщили: сертификация отодвигается до 2025 года, объясняя это необходимостью сделать «такси» легче и безопаснее.

Перспективы рынка eVTOL


В 2021 году он оценивался в 8,5 млрд. долларов. Согласно мнению экспертов, к 2030-му эта цифра вырастет до 30,8 млрд. «зеленых», если сохранится нынешний темп роста, составляющий 15,3 % в год. Востребованность подобных летательных аппаратов прежде всего обусловлена необходимостью соблюдения экологической безопасности, что особенно актуально для мегаполисов. Не зря PANTALA Concept H разрабатывают и строят в Шанхае, где проживает свыше 24 млн. человек. Еще одна причина заключается в росте спроса на транспорт, использующий альтернативные виды энергии. Поэтому уже сегодня сотни компаний по всему миру вступают в конкурентную борьбу за новый перспективный рынок. И у китайцев в этом плане есть все основания занять одну из лидирующих позиций.
А вы что думаете о PANTALA Concept H?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....