Oldsmobile Cutlass (F-85 422) – самый известный маслкар 70-х
Термин «маслкар» появился в Америке 60-х. Это время было революционным во многих отношениях, и автомобильная промышленность заокеанского государства не собиралась оставаться в стороне. Сам термин дословно переводится как «мощный автомобиль». Хотя сначала к этой категории техники применялось другое название, со временем оно переросло в отдельный бренд – суперкар. Одним из ярких представителей маслкаров 60-х является Oldsmobile Cutlass.
Хотя название компании можно перевести на русский как «старые автомобили», речь вовсе не идет о том, что компания начинала свою деятельность, продавая поддержанную технику. Все гораздо проще. Свое название она получила от фамилии основателя - Рэнсома Эли Олдса. И, с самого начала своего существования, занимала лидирующее положение по многим позициям.
Не стало исключением и новое направление в американском автомобилестроении. Первым маслкаром принято считать Oldsmobile 88, выпущенный корпорацией General Motors в 1949 году (компания Oldsmobile принадлежала ей с 1908 года).
Начало было очень скромным. По первым годам выпуска моделей новой линейки очень трудно было предсказать дальнейший колоссальный успех.
Оно отсылало к одноименному истребителю, который поделился с авто и некоторыми стилистическими элементами конструкции. Новинка имела:
✅ 2800-милиметровую колесную базу
✅ мощный V8 от серийной модели
✅ элегантный дизайн крыши
С 1956 года началась подготовка к серийному выпуску нового автомобиля. Для полной готовности понадобилось потратить еще четыре года. Первым представителем модельного ряда Cutlass стала F-85, бывшая лицом компании 1961 года. Изначально этот автомобиль был 4-дверной классикой того времени, исполняемой в двух типах кузова: седан и универсал. Также предлагался вариант базовой комплектацией или класса «люкс». Авто под капотом имело прекрасный силовой агрегат V8 со степенью сжатия 10,25:1. Его рабочий объем составлял 215 куб. см., а мощность – 185 л. с.
Ожидаемый уровень продаж не был достигнут в первый год выпуска, но все изменилось после появления новых модификаций с кузовом «купе»: классической и спортивной. Последняя имела отличный внутренний интерьер и оригинальные, удобные сидения в виде ковша, с обивкой из винила двух цветов. Положительная динамика позволила к концу года получить 80 347 автомобилей, сошедших с заводского конвейера.
Следующий год расставил все по местам. Хотя к начальной версии в начале осени 1962 года добавился еще и кабриолет (в том числе, Cutlass), стало ясно, что 2-дверная версия кузова привлечет максимум покупательского интереса. Общегодовой тираж медленно приближался к стотысячной отметке. Конструкция претерпела незначительные изменения, включающие:
✅ новый дизайн салона
✅ изменение хромированных вставок на боковинах кузова
✅ другой рисунок радиаторной решетки
В 1963 году компания отметила еще одну важную веху. Было начато производство первого американского автомобиля с турбонаддувом – Oldsmobile Jetfire. Но, как известно, первый блин всегда получается комом. Модель получила множество нареканий и претензий: все та же, что и у предыдущей модели, мягкая подвеска, отсутствие некоторых указателей на приборной панели и некачественное переключение КПП. Причем, последняя проблема коснулась и механического исполнения, и коробки-автомата. Подводила негативную черту довольно высокая стоимость автомобиля. Несмотря на такую эпохальность новинки, за год было продано менее четырех тысяч автомобилей. Но, не стоит унывать, триумф Cutlass ждал еще впереди.
После провала, производители подвергли базовую модель кардинальной реконструкции. Кузов удлинился до 5,16 м, что сделало его заметно массивнее своего предшественника. Покупатели оценили преображение по достоинству и продажи того года впервые преодолели стотысячный рубеж. Они составили 167 тысяч (около 60 тысяч из них пришлось именно на новинку текущего года).
1964 год стал временем рождения первого классического маслкара компании. Взяв за основу 2-дверный кузов базового F-85, производители усилили его полицейским вариантом подвески. Под капот поместили модифицированный двигатель объемом 5,4 л и мощностью 310 л. с. Все это позволило представить новую модель 4-4-2 Cutlass F-85. Цифровое обозначение расшифровывалось так:
✅ 4-камерный карбюратор
✅ 4-скоростная механическая КПП
✅ 2-й выхлоп
Он имел максимальную скорость 193 км/ч. Самым слабым местом стала измененная конструкция барабанных тормозов. Самым сильным – подвеска от полицейского кара, обеспечивающая прекрасную управляемость автомобилем на высоких скоростях и в сложных дорожных ситуациях. Автомобиль был даже признан лучшим на континенте по этим параметрам. Вот только на заводе как-то забыли, что реклама – двигатель торговли. Почти полное отсутствие таковой привело к мизерным продажам новинки.
1965 год принес свои коррективы и на модель 422 (дефисы решили убрать из обозначения) установили мощный 6,5-литровый, 345-сильный двигатель. КПП предлагалось 4-ступенчатой (механической) или 2-ступенчатой (автоматической). Это немного подняло уровень продажи модели до 25 % от общего числа. Уже в следующем году 422 получил новый, более мощный, 360-сильный, 3-карбюраторный двигатель. Он помог автомобилю установить несколько рекордов, но малозаметно сказался на уровне продаж.
Еще одно важное изменение в модельном ряду 422 произошло в 1968 году. Конструкторы Oldsmobile предложили новое, более эргономичное решение: с уменьшенным диаметром цилиндра и удлиненным ходом поршня. Новый силовой агрегат получил индекс W30 и развивал мощность в 350 л. с.
Через два года был создан самый свирепый 422 с немыслимым объемом двигателя в 7,45 л и мощностью 370 л. с. Но, так было указано в сопроводительной документации, а вот на деле получалось до 440 «лошадок»!
Хотя в автомобилестроении и нет такого термина, как в сфере шоу-бизнеса, мне захотелось применить именно его, чтобы подчеркнуть мега-популярность линейки Cutlass. В 1977 году было продано более 1,1 млн. автомобилей марки Oldsmobile. Интересно, что Cutlass составили больше половины от этого числа.
В чем же был секрет успеха? Пожалуй, здесь можно вспомнить о всемирной популярности «Битлз» или Элвиса Пресли. Никто из них не был профессиональным музыкантом, не имел промоутера, точно рассчитавшего алгоритм успеха. Не были они и заметно талантливей своих современников. Просто сработала вечная библейская мудрость: на все – время и случай.
Похожей была и история успеха Oldsmobile Cutlass. Претенциозный дизайн, повышенная роскошность комплектации, показательная экономичность – все это было не про них. Можно сказать, что мы имеем дело с железным середнячком. Вот только, видимо, именно этот фактор и стал залогом успеха. Хотя его и пришлось ждать более 15 лет.
1978 год принес повальное уменьшение длины кузова всех марок автомобилей (уход от концепции, позже именуемой «автомобиль американского размера»). Для многих это стало приговором, а Cutlass привело от популярности к положению бестселлера продаж в своем сегменте на протяжении следующих трех лет. Всего за 4 года было продано почти 2 миллиона экземпляров Cutlass.
С 1983 года линейка автомобилей была разделена на классические и переднеприводные. Заднеприводный Cutlass Supreme сумела в том году стать самым продаваемым автомобилем США с тиражом в 331 тысячу проданных единиц. Но, такой успех стал «лебединой песней» линейки Cutlass. Уже к середине десятилетия покупательский интерес к ним заметно снизился. Не помогли ни реинкарнация 422-го, ни обновление классического Cutlass.
С этого времени приблизился закат популярности некогда очень востребованной линейки моделей. А начавшийся переход на переднеприводные конструкции и корпоративная политика унификации кузовов различных марок и вовсе привели к печальному финалу. Различные марки, выпускаемые General Motors, можно было отличить только вблизи, по соответствующему логотипу. В 2000 году стартовали мероприятия по свертыванию производства Oldsmobile. Через 4 года марка перестала существовать.
Хотя название компании можно перевести на русский как «старые автомобили», речь вовсе не идет о том, что компания начинала свою деятельность, продавая поддержанную технику. Все гораздо проще. Свое название она получила от фамилии основателя - Рэнсома Эли Олдса. И, с самого начала своего существования, занимала лидирующее положение по многим позициям.
F-85, выпущенный в 1964 году. Фото: youtube.com
Не стало исключением и новое направление в американском автомобилестроении. Первым маслкаром принято считать Oldsmobile 88, выпущенный корпорацией General Motors в 1949 году (компания Oldsmobile принадлежала ей с 1908 года).
Oldsmobile Cutlass – рождение легенды
Начало было очень скромным. По первым годам выпуска моделей новой линейки очень трудно было предсказать дальнейший колоссальный успех.
Бренд Cutlass появился в 1954 году, когда компания создала первое экспериментальное купе, получившее соответствующее название. В дальнейшем появилась целая линейка популярных автомобилей
Оно отсылало к одноименному истребителю, который поделился с авто и некоторыми стилистическими элементами конструкции. Новинка имела:
✅ 2800-милиметровую колесную базу
✅ мощный V8 от серийной модели
✅ элегантный дизайн крыши
С 1956 года началась подготовка к серийному выпуску нового автомобиля. Для полной готовности понадобилось потратить еще четыре года. Первым представителем модельного ряда Cutlass стала F-85, бывшая лицом компании 1961 года. Изначально этот автомобиль был 4-дверной классикой того времени, исполняемой в двух типах кузова: седан и универсал. Также предлагался вариант базовой комплектацией или класса «люкс». Авто под капотом имело прекрасный силовой агрегат V8 со степенью сжатия 10,25:1. Его рабочий объем составлял 215 куб. см., а мощность – 185 л. с.
Ожидаемый уровень продаж не был достигнут в первый год выпуска, но все изменилось после появления новых модификаций с кузовом «купе»: классической и спортивной. Последняя имела отличный внутренний интерьер и оригинальные, удобные сидения в виде ковша, с обивкой из винила двух цветов. Положительная динамика позволила к концу года получить 80 347 автомобилей, сошедших с заводского конвейера.
Следующий год расставил все по местам. Хотя к начальной версии в начале осени 1962 года добавился еще и кабриолет (в том числе, Cutlass), стало ясно, что 2-дверная версия кузова привлечет максимум покупательского интереса. Общегодовой тираж медленно приближался к стотысячной отметке. Конструкция претерпела незначительные изменения, включающие:
✅ новый дизайн салона
✅ изменение хромированных вставок на боковинах кузова
✅ другой рисунок радиаторной решетки
В 1963 году компания отметила еще одну важную веху. Было начато производство первого американского автомобиля с турбонаддувом – Oldsmobile Jetfire. Но, как известно, первый блин всегда получается комом. Модель получила множество нареканий и претензий: все та же, что и у предыдущей модели, мягкая подвеска, отсутствие некоторых указателей на приборной панели и некачественное переключение КПП. Причем, последняя проблема коснулась и механического исполнения, и коробки-автомата. Подводила негативную черту довольно высокая стоимость автомобиля. Несмотря на такую эпохальность новинки, за год было продано менее четырех тысяч автомобилей. Но, не стоит унывать, триумф Cutlass ждал еще впереди.
Популярность Cutlass начинает расти
После провала, производители подвергли базовую модель кардинальной реконструкции. Кузов удлинился до 5,16 м, что сделало его заметно массивнее своего предшественника. Покупатели оценили преображение по достоинству и продажи того года впервые преодолели стотысячный рубеж. Они составили 167 тысяч (около 60 тысяч из них пришлось именно на новинку текущего года).
Силовой агрегат 422 – W30. Фото: youtube.com
1964 год стал временем рождения первого классического маслкара компании. Взяв за основу 2-дверный кузов базового F-85, производители усилили его полицейским вариантом подвески. Под капот поместили модифицированный двигатель объемом 5,4 л и мощностью 310 л. с. Все это позволило представить новую модель 4-4-2 Cutlass F-85. Цифровое обозначение расшифровывалось так:
✅ 4-камерный карбюратор
✅ 4-скоростная механическая КПП
✅ 2-й выхлоп
Он имел максимальную скорость 193 км/ч. Самым слабым местом стала измененная конструкция барабанных тормозов. Самым сильным – подвеска от полицейского кара, обеспечивающая прекрасную управляемость автомобилем на высоких скоростях и в сложных дорожных ситуациях. Автомобиль был даже признан лучшим на континенте по этим параметрам. Вот только на заводе как-то забыли, что реклама – двигатель торговли. Почти полное отсутствие таковой привело к мизерным продажам новинки.
1965 год принес свои коррективы и на модель 422 (дефисы решили убрать из обозначения) установили мощный 6,5-литровый, 345-сильный двигатель. КПП предлагалось 4-ступенчатой (механической) или 2-ступенчатой (автоматической). Это немного подняло уровень продажи модели до 25 % от общего числа. Уже в следующем году 422 получил новый, более мощный, 360-сильный, 3-карбюраторный двигатель. Он помог автомобилю установить несколько рекордов, но малозаметно сказался на уровне продаж.
Первый классический маслкар образца 1965 года. Фото: youtube.com
Еще одно важное изменение в модельном ряду 422 произошло в 1968 году. Конструкторы Oldsmobile предложили новое, более эргономичное решение: с уменьшенным диаметром цилиндра и удлиненным ходом поршня. Новый силовой агрегат получил индекс W30 и развивал мощность в 350 л. с.
Через два года был создан самый свирепый 422 с немыслимым объемом двигателя в 7,45 л и мощностью 370 л. с. Но, так было указано в сопроводительной документации, а вот на деле получалось до 440 «лошадок»!
Наконец, «платиновый» тираж
Хотя в автомобилестроении и нет такого термина, как в сфере шоу-бизнеса, мне захотелось применить именно его, чтобы подчеркнуть мега-популярность линейки Cutlass. В 1977 году было продано более 1,1 млн. автомобилей марки Oldsmobile. Интересно, что Cutlass составили больше половины от этого числа.
В чем же был секрет успеха? Пожалуй, здесь можно вспомнить о всемирной популярности «Битлз» или Элвиса Пресли. Никто из них не был профессиональным музыкантом, не имел промоутера, точно рассчитавшего алгоритм успеха. Не были они и заметно талантливей своих современников. Просто сработала вечная библейская мудрость: на все – время и случай.
Модель 422, с которой началась популярность Cutlass. Фото: youtube.com
Похожей была и история успеха Oldsmobile Cutlass. Претенциозный дизайн, повышенная роскошность комплектации, показательная экономичность – все это было не про них. Можно сказать, что мы имеем дело с железным середнячком. Вот только, видимо, именно этот фактор и стал залогом успеха. Хотя его и пришлось ждать более 15 лет.
1978 год принес повальное уменьшение длины кузова всех марок автомобилей (уход от концепции, позже именуемой «автомобиль американского размера»). Для многих это стало приговором, а Cutlass привело от популярности к положению бестселлера продаж в своем сегменте на протяжении следующих трех лет. Всего за 4 года было продано почти 2 миллиона экземпляров Cutlass.
Конец эпохи Cutlass
С 1983 года линейка автомобилей была разделена на классические и переднеприводные. Заднеприводный Cutlass Supreme сумела в том году стать самым продаваемым автомобилем США с тиражом в 331 тысячу проданных единиц. Но, такой успех стал «лебединой песней» линейки Cutlass. Уже к середине десятилетия покупательский интерес к ним заметно снизился. Не помогли ни реинкарнация 422-го, ни обновление классического Cutlass.
Одна из последних моделей Cutlass, завершивших историю популярной марки. Фото: youtube.com
С этого времени приблизился закат популярности некогда очень востребованной линейки моделей. А начавшийся переход на переднеприводные конструкции и корпоративная политика унификации кузовов различных марок и вовсе привели к печальному финалу. Различные марки, выпускаемые General Motors, можно было отличить только вблизи, по соответствующему логотипу. В 2000 году стартовали мероприятия по свертыванию производства Oldsmobile. Через 4 года марка перестала существовать.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...