Oldsmobile Cutlass (F-85 422) – самый известный маслкар 70-х
4 903

Oldsmobile Cutlass (F-85 422) – самый известный маслкар 70-х

Термин «маслкар» появился в Америке 60-х. Это время было революционным во многих отношениях, и автомобильная промышленность заокеанского государства не собиралась оставаться в стороне. Сам термин дословно переводится как «мощный автомобиль». Хотя сначала к этой категории техники применялось другое название, со временем оно переросло в отдельный бренд – суперкар. Одним из ярких представителей маслкаров 60-х является Oldsmobile Cutlass.


Хотя название компании можно перевести на русский как «старые автомобили», речь вовсе не идет о том, что компания начинала свою деятельность, продавая поддержанную технику. Все гораздо проще. Свое название она получила от фамилии основателя - Рэнсома Эли Олдса. И, с самого начала своего существования, занимала лидирующее положение по многим позициям.

Oldsmobile Cutlass (F-85 422) – самый известный маслкар 70-хF-85, выпущенный в 1964 году. Фото: youtube.com


Не стало исключением и новое направление в американском автомобилестроении. Первым маслкаром принято считать Oldsmobile 88, выпущенный корпорацией General Motors в 1949 году (компания Oldsmobile принадлежала ей с 1908 года).

Oldsmobile Cutlass – рождение легенды


Начало было очень скромным. По первым годам выпуска моделей новой линейки очень трудно было предсказать дальнейший колоссальный успех.

Бренд Cutlass появился в 1954 году, когда компания создала первое экспериментальное купе, получившее соответствующее название. В дальнейшем появилась целая линейка популярных автомобилей


Оно отсылало к одноименному истребителю, который поделился с авто и некоторыми стилистическими элементами конструкции. Новинка имела:

✅ 2800-милиметровую колесную базу
✅ мощный V8 от серийной модели
✅ элегантный дизайн крыши

С 1956 года началась подготовка к серийному выпуску нового автомобиля. Для полной готовности понадобилось потратить еще четыре года. Первым представителем модельного ряда Cutlass стала F-85, бывшая лицом компании 1961 года. Изначально этот автомобиль был 4-дверной классикой того времени, исполняемой в двух типах кузова: седан и универсал. Также предлагался вариант базовой комплектацией или класса «люкс». Авто под капотом имело прекрасный силовой агрегат V8 со степенью сжатия 10,25:1. Его рабочий объем составлял 215 куб. см., а мощность – 185 л. с.

Ожидаемый уровень продаж не был достигнут в первый год выпуска, но все изменилось после появления новых модификаций с кузовом «купе»: классической и спортивной. Последняя имела отличный внутренний интерьер и оригинальные, удобные сидения в виде ковша, с обивкой из винила двух цветов. Положительная динамика позволила к концу года получить 80 347 автомобилей, сошедших с заводского конвейера.

Следующий год расставил все по местам. Хотя к начальной версии в начале осени 1962 года добавился еще и кабриолет (в том числе, Cutlass), стало ясно, что 2-дверная версия кузова привлечет максимум покупательского интереса. Общегодовой тираж медленно приближался к стотысячной отметке. Конструкция претерпела незначительные изменения, включающие:

✅ новый дизайн салона
✅ изменение хромированных вставок на боковинах кузова
✅ другой рисунок радиаторной решетки

В 1963 году компания отметила еще одну важную веху. Было начато производство первого американского автомобиля с турбонаддувом – Oldsmobile Jetfire. Но, как известно, первый блин всегда получается комом. Модель получила множество нареканий и претензий: все та же, что и у предыдущей модели, мягкая подвеска, отсутствие некоторых указателей на приборной панели и некачественное переключение КПП. Причем, последняя проблема коснулась и механического исполнения, и коробки-автомата. Подводила негативную черту довольно высокая стоимость автомобиля. Несмотря на такую эпохальность новинки, за год было продано менее четырех тысяч автомобилей. Но, не стоит унывать, триумф Cutlass ждал еще впереди.

Популярность Cutlass начинает расти


После провала, производители подвергли базовую модель кардинальной реконструкции. Кузов удлинился до 5,16 м, что сделало его заметно массивнее своего предшественника. Покупатели оценили преображение по достоинству и продажи того года впервые преодолели стотысячный рубеж. Они составили 167 тысяч (около 60 тысяч из них пришлось именно на новинку текущего года).

Силовой агрегат 422 – W30. Фото: youtube.com


1964 год стал временем рождения первого классического маслкара компании. Взяв за основу 2-дверный кузов базового F-85, производители усилили его полицейским вариантом подвески. Под капот поместили модифицированный двигатель объемом 5,4 л и мощностью 310 л. с. Все это позволило представить новую модель 4-4-2 Cutlass F-85. Цифровое обозначение расшифровывалось так:

✅ 4-камерный карбюратор
✅ 4-скоростная механическая КПП
✅ 2-й выхлоп

Он имел максимальную скорость 193 км/ч. Самым слабым местом стала измененная конструкция барабанных тормозов. Самым сильным – подвеска от полицейского кара, обеспечивающая прекрасную управляемость автомобилем на высоких скоростях и в сложных дорожных ситуациях. Автомобиль был даже признан лучшим на континенте по этим параметрам. Вот только на заводе как-то забыли, что реклама – двигатель торговли. Почти полное отсутствие таковой привело к мизерным продажам новинки.

1965 год принес свои коррективы и на модель 422 (дефисы решили убрать из обозначения) установили мощный 6,5-литровый, 345-сильный двигатель. КПП предлагалось 4-ступенчатой (механической) или 2-ступенчатой (автоматической). Это немного подняло уровень продажи модели до 25 % от общего числа. Уже в следующем году 422 получил новый, более мощный, 360-сильный, 3-карбюраторный двигатель. Он помог автомобилю установить несколько рекордов, но малозаметно сказался на уровне продаж.

Первый классический маслкар образца 1965 года. Фото: youtube.com


Еще одно важное изменение в модельном ряду 422 произошло в 1968 году. Конструкторы Oldsmobile предложили новое, более эргономичное решение: с уменьшенным диаметром цилиндра и удлиненным ходом поршня. Новый силовой агрегат получил индекс W30 и развивал мощность в 350 л. с.

Через два года был создан самый свирепый 422 с немыслимым объемом двигателя в 7,45 л и мощностью 370 л. с. Но, так было указано в сопроводительной документации, а вот на деле получалось до 440 «лошадок»!

Наконец, «платиновый» тираж


Хотя в автомобилестроении и нет такого термина, как в сфере шоу-бизнеса, мне захотелось применить именно его, чтобы подчеркнуть мега-популярность линейки Cutlass. В 1977 году было продано более 1,1 млн. автомобилей марки Oldsmobile. Интересно, что Cutlass составили больше половины от этого числа.

В чем же был секрет успеха? Пожалуй, здесь можно вспомнить о всемирной популярности «Битлз» или Элвиса Пресли. Никто из них не был профессиональным музыкантом, не имел промоутера, точно рассчитавшего алгоритм успеха. Не были они и заметно талантливей своих современников. Просто сработала вечная библейская мудрость: на все – время и случай.

Модель 422, с которой началась популярность Cutlass. Фото: youtube.com


Похожей была и история успеха Oldsmobile Cutlass. Претенциозный дизайн, повышенная роскошность комплектации, показательная экономичность – все это было не про них. Можно сказать, что мы имеем дело с железным середнячком. Вот только, видимо, именно этот фактор и стал залогом успеха. Хотя его и пришлось ждать более 15 лет.

1978 год принес повальное уменьшение длины кузова всех марок автомобилей (уход от концепции, позже именуемой «автомобиль американского размера»). Для многих это стало приговором, а Cutlass привело от популярности к положению бестселлера продаж в своем сегменте на протяжении следующих трех лет. Всего за 4 года было продано почти 2 миллиона экземпляров Cutlass.

Конец эпохи Cutlass


С 1983 года линейка автомобилей была разделена на классические и переднеприводные. Заднеприводный Cutlass Supreme сумела в том году стать самым продаваемым автомобилем США с тиражом в 331 тысячу проданных единиц. Но, такой успех стал «лебединой песней» линейки Cutlass. Уже к середине десятилетия покупательский интерес к ним заметно снизился. Не помогли ни реинкарнация 422-го, ни обновление классического Cutlass.

Одна из последних моделей Cutlass, завершивших историю популярной марки. Фото: youtube.com


С этого времени приблизился закат популярности некогда очень востребованной линейки моделей. А начавшийся переход на переднеприводные конструкции и корпоративная политика унификации кузовов различных марок и вовсе привели к печальному финалу. Различные марки, выпускаемые General Motors, можно было отличить только вблизи, по соответствующему логотипу. В 2000 году стартовали мероприятия по свертыванию производства Oldsmobile. Через 4 года марка перестала существовать.
Нравятся ли вам маслкары Cutlass?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....