Работы по созданию транспорта для Крайнего Севера стартовали в 1955 году, когда началось активное освоение Антарктиды. Для этих целей на Харьковском заводе транспортного машиностроения был разработан вездеход Харьковчанка под условным обозначением «Изделие 404С». Основой выступил АТТ-Т, тяжелый артиллерийский тягач с отличной проходимостью.
В качестве силового агрегата использовался двенадцатицилиндровый дизель, выдававший 550 л. с., но за счет двух турбин пиковые показатели достигали почти 1000 «лошадок». При длине 8 м, ширине 3,5 м и высоте 4 м вездеход отличает большое внутреннее пространство за счет прямоугольной формы корпуса. Внутри было все необходимое для проживания 8 человек.
Что касается конструктивных особенностей, то транспорт был оснащен высокопроизводительным отопителем для поддержания комфортной температуры. Емкость баков составляла 2500 литров. При собственном весе в 36 тонн вездеход мог тащить прицеп массой до 70 т. Для обеспечения проходимости ширину гусениц увеличили до метра и оборудовали снегозацепами каждый трак. На ютуб-канале «Техно MaxWow» подробно рассказано о вездеходе, который многие полярники считают лучшим в СССР.
Автокран К-46 на шасси ЗиЛ-164 – торжество советских строителей
Советские автокраны не отличались впечатляющим вылетом стрелы, но все равно ценились на стройках. Еще бы – они в десятки, а то и сотни раз облегчали ручной...