Свечи зажигания – как выбирать правильно
Выбор свечей зажигания – чего может быть проще! Заглянул в инструкцию к автомобилю и записал требуемую маркировку. Однако бывает так, что руководства по эксплуатации машины на данный момент под рукой нет или вам предлагают несколько вариантов изделий. Чтобы не ошибиться в выборе стоит знать устройство и основные характеристики этих элементов.
В принципиальном плане она остается неизменной уже много лет. Есть корпус, внутри которого проходит главный металлический электрод, изолированный от бокового керамикой. На центральный контакт свечи подается высокое напряжение, поступающее от модуля зажигания (катушки). В результате в воздушном пространстве цилиндра образуется искра, поджигающая топливную смесь. На что нужно смотреть, выбирая свечи?
В ходе постоянной работы эта деталь разогревается до высоких температур. В итоге может получиться так, что смесь будет воспламеняться не от искры, а от раскаленного электрода. Те, кто ездил на авто с карбюраторным движком, наверняка помнят ситуацию, когда зажигание выключено, а мотор все равно работает. Ситуация называется калильным зажиганием. От него можно ожидать много неприятных сюрпризов. Самопроизвольное воспламенение смеси чревато быстрым износом деталей ЦПГ, уменьшением мощности силового агрегата.
Устойчивость к высокой температуре показывает т. н. калильное число. Но тут есть неожиданный нюанс: каждый производитель самопроизвольно устанавливает данный параметр. И если у одних брендов увеличение значения говорит о том, что свечи становятся более «холодными», то у других – все наоборот. Например, у Denco самая «горячая» свеча обозначается числом «9», а наиболее устойчивая к температуре имеет маркировку «35». У Bosch все наоборот: от «10» до «2».
Чем хуже деталь переносит нагрев, тем она устойчивее к нагару. А если свеча устойчива к высокой температуре, то на ней больше будет оседать продуктов горения. Поэтому нужен компромисс.
Один или несколько? Для многих ответ на этот вопрос считается важным. Разница, конечно, есть, но не такая большая, как кажется. Многоэлектродные свечи стали применять, когда начали использовать систему зажигания, где образование искры происходит в 2 раза чаще обычного. В итоге возрастает скорость износа электрода. Поэтому стали делать дополнительный: искра всегда «выбирает» менее изношенный.
Сегодня в продаже можно найти свечи с тремя и даже четырьмя электродами. От их наличия полнота сгорания топлива и мощность искры (двигателя) никак не зависят. Но ресурс свечи на некоторых двигателях это увеличивает. Если производитель авто рекомендует многоэлектродные детали, то их и нужно ставить.
Главная характеристики этой части свечи – толщина. Особенно данный параметр важен в случае, если на каждую из них предусмотрена отдельная катушка (подобная система используется в самых современных моторах). И здесь все просто: чем электрод тоньше, тем качественнее работает свеча: меньше нагара и вредных выбросов в атмосферу, толще искра, полнее сгорает топливо.
Возникает закономерный вопрос: из чего лучше всего изготовить центральный электрод, чтобы он одновременно был прочным, устойчивым к высокой температуре и долговечным? Самый распространенный вариант ответа – из хром-никелевого сплава. Материал отличается невысокой стоимостью. Однако есть существенный минус – большая (2,5 мм) толщина. Но меньше делать нельзя: тепловая эрозия «оперативно» уничтожит электрод. Решение нашлось.
При использовании редкоземельных элементов можно сделать свечу, которая удовлетворяет всем вышеперечисленным требованиям. Электроды из платины или иридия получаются в пять раз тоньше никелевых и во столько же раз у них больше эксплуатационный ресурс (в среднем 100 тыс. км, тогда как бюджетные свечи «ходят» по 20 тыс. км пробега). Стоимость «драгоценных» элементов зажигания в 4-5 раз выше «классических».
Габариты обычного изделия: 14 мм – диаметр, 19 мм – длина, 16 мм – размер гайки (под нее требуется соответствующий ключ: обычно на «21»). Есть свечи и с иной геометрией, но встречаются редко. Также при покупке необходимо учитывать рекомендованное производителем калильное число, зазор, количество электродов. Поэтому лучший вариант – подбор по ОЕМ оригинального изделия или каталогам производителей.
Однако тут могут возникнуть разногласия: непонятно на кого тогда ориентироваться? В идеале рекомендации производителей авто и свечей должны совпасть. Но если это не так, предпочтение стоит отдать тем, кто делает детали. Инженеры компаний-производителей постоянно совершенствуют продукцию и бывает так, что улучшенные свечи уже появились на рынке, а производители авто еще не успели их заказать.
Но главные требования игнорировать не стоит. Например, если рекомендовано применять только свечи с электродом из иридия, платины, использовать детали с никелевым наконечником нельзя. В противном случае нарушится процесс искрообразования, в системе появятся дополнительные нагрузки, чреватые поломкой модуля зажигания, иной электроники. Ниже представлены бренды, пользующиеся популярностью у автовладельцев.
При изготовлении свечей этого типа используется иридий. Японский производитель заявляет эксплуатационный ресурс в 120 тыс. км. При этом гарантируется пониженное потребление топлива и минимум вредных выбросов в атмосферу. Часть пользователей отмечает улучшившуюся динамику, уменьшение вибраций при работе на холостом ходу. К отрицательным моментам относится высокая стоимость.
Изделие с четырьмя боковыми электродами и одним центральным пользуется популярностью у автолюбителей. Последний покрыт слоем серебра, что, как уверяет производитель, позволяет изделию самоочищаться от нагара. Мотор оперативно запускается и в сильный мороз. Заявленный ресурс составляет 50 тыс. км пробега, что обусловлено равномерным износом детали. Пользователи отмечают, что на рынке встречается много подделок.
Изделие относится к бюджетному сегменту. Но имеет характерные особенности: трехвалентное покрытие металлических частей, предотвращающее коррозийные процессы. Изолятор выполнен в виде корпуса с рифлеными углублениями по окружности, улучшающими теплоотдачу, что стабилизирует искрообразование. Сердечник сделан из меди. Как считают пользователи, модель NGK 4339 DCPR8E – сочетание приемлемого качества и доступной стоимости.
Тоже популярный бренд. Главный электрод – из никелевого сплава, сердечник сделан из меди. Свечи подходят для машин, постоянно эксплуатируемых в городе. Но и на трассе изделия тоже работают эффективно. Заявленный производителем ресурс – 30 тыс. км.
Делать это нужно в соответствии с рекомендациями производителя. Свеча с никелевым электродом редко служит свыше 20-25 тыс. км пробега. Все зависит от уровня нагрузки на силовой агрегат, условий эксплуатации авто, стиля вождения. Даже если свечи выглядят «привлекательно», с бледно-коричневым налетом, менять их все равно нужно: увеличивается зазор между электродами, изнашивается изолятор. Это повышает нагрузку на систему зажигания и в итоге грозит внезапной поломкой ее элементов.
Конструкция
В принципиальном плане она остается неизменной уже много лет. Есть корпус, внутри которого проходит главный металлический электрод, изолированный от бокового керамикой. На центральный контакт свечи подается высокое напряжение, поступающее от модуля зажигания (катушки). В результате в воздушном пространстве цилиндра образуется искра, поджигающая топливную смесь. На что нужно смотреть, выбирая свечи?
Калильное число
В ходе постоянной работы эта деталь разогревается до высоких температур. В итоге может получиться так, что смесь будет воспламеняться не от искры, а от раскаленного электрода. Те, кто ездил на авто с карбюраторным движком, наверняка помнят ситуацию, когда зажигание выключено, а мотор все равно работает. Ситуация называется калильным зажиганием. От него можно ожидать много неприятных сюрпризов. Самопроизвольное воспламенение смеси чревато быстрым износом деталей ЦПГ, уменьшением мощности силового агрегата.
Устойчивость к высокой температуре показывает т. н. калильное число. Но тут есть неожиданный нюанс: каждый производитель самопроизвольно устанавливает данный параметр. И если у одних брендов увеличение значения говорит о том, что свечи становятся более «холодными», то у других – все наоборот. Например, у Denco самая «горячая» свеча обозначается числом «9», а наиболее устойчивая к температуре имеет маркировку «35». У Bosch все наоборот: от «10» до «2».
Чем хуже деталь переносит нагрев, тем она устойчивее к нагару. А если свеча устойчива к высокой температуре, то на ней больше будет оседать продуктов горения. Поэтому нужен компромисс.
Некоторые водители на зиму устанавливают «горячие» свечи, чтобы нагара было меньше и пуск движка облегчился, а летом – «холодные», чтобы детали не перегревались в жару. Стоит ли это делать, решает сам автовладелец.
Боковые электроды
Один или несколько? Для многих ответ на этот вопрос считается важным. Разница, конечно, есть, но не такая большая, как кажется. Многоэлектродные свечи стали применять, когда начали использовать систему зажигания, где образование искры происходит в 2 раза чаще обычного. В итоге возрастает скорость износа электрода. Поэтому стали делать дополнительный: искра всегда «выбирает» менее изношенный.
Сегодня в продаже можно найти свечи с тремя и даже четырьмя электродами. От их наличия полнота сгорания топлива и мощность искры (двигателя) никак не зависят. Но ресурс свечи на некоторых двигателях это увеличивает. Если производитель авто рекомендует многоэлектродные детали, то их и нужно ставить.
Центральный электрод
Главная характеристики этой части свечи – толщина. Особенно данный параметр важен в случае, если на каждую из них предусмотрена отдельная катушка (подобная система используется в самых современных моторах). И здесь все просто: чем электрод тоньше, тем качественнее работает свеча: меньше нагара и вредных выбросов в атмосферу, толще искра, полнее сгорает топливо.
Возникает закономерный вопрос: из чего лучше всего изготовить центральный электрод, чтобы он одновременно был прочным, устойчивым к высокой температуре и долговечным? Самый распространенный вариант ответа – из хром-никелевого сплава. Материал отличается невысокой стоимостью. Однако есть существенный минус – большая (2,5 мм) толщина. Но меньше делать нельзя: тепловая эрозия «оперативно» уничтожит электрод. Решение нашлось.
Электроды из драгметаллов
При использовании редкоземельных элементов можно сделать свечу, которая удовлетворяет всем вышеперечисленным требованиям. Электроды из платины или иридия получаются в пять раз тоньше никелевых и во столько же раз у них больше эксплуатационный ресурс (в среднем 100 тыс. км, тогда как бюджетные свечи «ходят» по 20 тыс. км пробега). Стоимость «драгоценных» элементов зажигания в 4-5 раз выше «классических».
Как подбирать свечи
Габариты обычного изделия: 14 мм – диаметр, 19 мм – длина, 16 мм – размер гайки (под нее требуется соответствующий ключ: обычно на «21»). Есть свечи и с иной геометрией, но встречаются редко. Также при покупке необходимо учитывать рекомендованное производителем калильное число, зазор, количество электродов. Поэтому лучший вариант – подбор по ОЕМ оригинального изделия или каталогам производителей.
Однако тут могут возникнуть разногласия: непонятно на кого тогда ориентироваться? В идеале рекомендации производителей авто и свечей должны совпасть. Но если это не так, предпочтение стоит отдать тем, кто делает детали. Инженеры компаний-производителей постоянно совершенствуют продукцию и бывает так, что улучшенные свечи уже появились на рынке, а производители авто еще не успели их заказать.
Но главные требования игнорировать не стоит. Например, если рекомендовано применять только свечи с электродом из иридия, платины, использовать детали с никелевым наконечником нельзя. В противном случае нарушится процесс искрообразования, в системе появятся дополнительные нагрузки, чреватые поломкой модуля зажигания, иной электроники. Ниже представлены бренды, пользующиеся популярностью у автовладельцев.
DENSO 4702 IK20TT
При изготовлении свечей этого типа используется иридий. Японский производитель заявляет эксплуатационный ресурс в 120 тыс. км. При этом гарантируется пониженное потребление топлива и минимум вредных выбросов в атмосферу. Часть пользователей отмечает улучшившуюся динамику, уменьшение вибраций при работе на холостом ходу. К отрицательным моментам относится высокая стоимость.
Свеча DENSO 4702 IK20TT с иридиевым электродом. Средняя цена: 1960 руб. за 1 штуку. Фото: YouTube.com
Bosch SUPER 4 WR78
Изделие с четырьмя боковыми электродами и одним центральным пользуется популярностью у автолюбителей. Последний покрыт слоем серебра, что, как уверяет производитель, позволяет изделию самоочищаться от нагара. Мотор оперативно запускается и в сильный мороз. Заявленный ресурс составляет 50 тыс. км пробега, что обусловлено равномерным износом детали. Пользователи отмечают, что на рынке встречается много подделок.
NGK 4339 DCPR8E
Изделие относится к бюджетному сегменту. Но имеет характерные особенности: трехвалентное покрытие металлических частей, предотвращающее коррозийные процессы. Изолятор выполнен в виде корпуса с рифлеными углублениями по окружности, улучшающими теплоотдачу, что стабилизирует искрообразование. Сердечник сделан из меди. Как считают пользователи, модель NGK 4339 DCPR8E – сочетание приемлемого качества и доступной стоимости.
BRISK DR15YC-1
Тоже популярный бренд. Главный электрод – из никелевого сплава, сердечник сделан из меди. Свечи подходят для машин, постоянно эксплуатируемых в городе. Но и на трассе изделия тоже работают эффективно. Заявленный производителем ресурс – 30 тыс. км.
Когда менять свечи
Делать это нужно в соответствии с рекомендациями производителя. Свеча с никелевым электродом редко служит свыше 20-25 тыс. км пробега. Все зависит от уровня нагрузки на силовой агрегат, условий эксплуатации авто, стиля вождения. Даже если свечи выглядят «привлекательно», с бледно-коричневым налетом, менять их все равно нужно: увеличивается зазор между электродами, изнашивается изолятор. Это повышает нагрузку на систему зажигания и в итоге грозит внезапной поломкой ее элементов.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....