Свечи зажигания – как выбирать правильно
Выбор свечей зажигания – чего может быть проще! Заглянул в инструкцию к автомобилю и записал требуемую маркировку. Однако бывает так, что руководства по эксплуатации машины на данный момент под рукой нет или вам предлагают несколько вариантов изделий. Чтобы не ошибиться в выборе стоит знать устройство и основные характеристики этих элементов.
В принципиальном плане она остается неизменной уже много лет. Есть корпус, внутри которого проходит главный металлический электрод, изолированный от бокового керамикой. На центральный контакт свечи подается высокое напряжение, поступающее от модуля зажигания (катушки). В результате в воздушном пространстве цилиндра образуется искра, поджигающая топливную смесь. На что нужно смотреть, выбирая свечи?
В ходе постоянной работы эта деталь разогревается до высоких температур. В итоге может получиться так, что смесь будет воспламеняться не от искры, а от раскаленного электрода. Те, кто ездил на авто с карбюраторным движком, наверняка помнят ситуацию, когда зажигание выключено, а мотор все равно работает. Ситуация называется калильным зажиганием. От него можно ожидать много неприятных сюрпризов. Самопроизвольное воспламенение смеси чревато быстрым износом деталей ЦПГ, уменьшением мощности силового агрегата.
Устойчивость к высокой температуре показывает т. н. калильное число. Но тут есть неожиданный нюанс: каждый производитель самопроизвольно устанавливает данный параметр. И если у одних брендов увеличение значения говорит о том, что свечи становятся более «холодными», то у других – все наоборот. Например, у Denco самая «горячая» свеча обозначается числом «9», а наиболее устойчивая к температуре имеет маркировку «35». У Bosch все наоборот: от «10» до «2».
Чем хуже деталь переносит нагрев, тем она устойчивее к нагару. А если свеча устойчива к высокой температуре, то на ней больше будет оседать продуктов горения. Поэтому нужен компромисс.
Один или несколько? Для многих ответ на этот вопрос считается важным. Разница, конечно, есть, но не такая большая, как кажется. Многоэлектродные свечи стали применять, когда начали использовать систему зажигания, где образование искры происходит в 2 раза чаще обычного. В итоге возрастает скорость износа электрода. Поэтому стали делать дополнительный: искра всегда «выбирает» менее изношенный.
Сегодня в продаже можно найти свечи с тремя и даже четырьмя электродами. От их наличия полнота сгорания топлива и мощность искры (двигателя) никак не зависят. Но ресурс свечи на некоторых двигателях это увеличивает. Если производитель авто рекомендует многоэлектродные детали, то их и нужно ставить.
Главная характеристики этой части свечи – толщина. Особенно данный параметр важен в случае, если на каждую из них предусмотрена отдельная катушка (подобная система используется в самых современных моторах). И здесь все просто: чем электрод тоньше, тем качественнее работает свеча: меньше нагара и вредных выбросов в атмосферу, толще искра, полнее сгорает топливо.
Возникает закономерный вопрос: из чего лучше всего изготовить центральный электрод, чтобы он одновременно был прочным, устойчивым к высокой температуре и долговечным? Самый распространенный вариант ответа – из хром-никелевого сплава. Материал отличается невысокой стоимостью. Однако есть существенный минус – большая (2,5 мм) толщина. Но меньше делать нельзя: тепловая эрозия «оперативно» уничтожит электрод. Решение нашлось.
При использовании редкоземельных элементов можно сделать свечу, которая удовлетворяет всем вышеперечисленным требованиям. Электроды из платины или иридия получаются в пять раз тоньше никелевых и во столько же раз у них больше эксплуатационный ресурс (в среднем 100 тыс. км, тогда как бюджетные свечи «ходят» по 20 тыс. км пробега). Стоимость «драгоценных» элементов зажигания в 4-5 раз выше «классических».
Габариты обычного изделия: 14 мм – диаметр, 19 мм – длина, 16 мм – размер гайки (под нее требуется соответствующий ключ: обычно на «21»). Есть свечи и с иной геометрией, но встречаются редко. Также при покупке необходимо учитывать рекомендованное производителем калильное число, зазор, количество электродов. Поэтому лучший вариант – подбор по ОЕМ оригинального изделия или каталогам производителей.
Однако тут могут возникнуть разногласия: непонятно на кого тогда ориентироваться? В идеале рекомендации производителей авто и свечей должны совпасть. Но если это не так, предпочтение стоит отдать тем, кто делает детали. Инженеры компаний-производителей постоянно совершенствуют продукцию и бывает так, что улучшенные свечи уже появились на рынке, а производители авто еще не успели их заказать.
Но главные требования игнорировать не стоит. Например, если рекомендовано применять только свечи с электродом из иридия, платины, использовать детали с никелевым наконечником нельзя. В противном случае нарушится процесс искрообразования, в системе появятся дополнительные нагрузки, чреватые поломкой модуля зажигания, иной электроники. Ниже представлены бренды, пользующиеся популярностью у автовладельцев.
При изготовлении свечей этого типа используется иридий. Японский производитель заявляет эксплуатационный ресурс в 120 тыс. км. При этом гарантируется пониженное потребление топлива и минимум вредных выбросов в атмосферу. Часть пользователей отмечает улучшившуюся динамику, уменьшение вибраций при работе на холостом ходу. К отрицательным моментам относится высокая стоимость.
Изделие с четырьмя боковыми электродами и одним центральным пользуется популярностью у автолюбителей. Последний покрыт слоем серебра, что, как уверяет производитель, позволяет изделию самоочищаться от нагара. Мотор оперативно запускается и в сильный мороз. Заявленный ресурс составляет 50 тыс. км пробега, что обусловлено равномерным износом детали. Пользователи отмечают, что на рынке встречается много подделок.
Изделие относится к бюджетному сегменту. Но имеет характерные особенности: трехвалентное покрытие металлических частей, предотвращающее коррозийные процессы. Изолятор выполнен в виде корпуса с рифлеными углублениями по окружности, улучшающими теплоотдачу, что стабилизирует искрообразование. Сердечник сделан из меди. Как считают пользователи, модель NGK 4339 DCPR8E – сочетание приемлемого качества и доступной стоимости.
Тоже популярный бренд. Главный электрод – из никелевого сплава, сердечник сделан из меди. Свечи подходят для машин, постоянно эксплуатируемых в городе. Но и на трассе изделия тоже работают эффективно. Заявленный производителем ресурс – 30 тыс. км.
Делать это нужно в соответствии с рекомендациями производителя. Свеча с никелевым электродом редко служит свыше 20-25 тыс. км пробега. Все зависит от уровня нагрузки на силовой агрегат, условий эксплуатации авто, стиля вождения. Даже если свечи выглядят «привлекательно», с бледно-коричневым налетом, менять их все равно нужно: увеличивается зазор между электродами, изнашивается изолятор. Это повышает нагрузку на систему зажигания и в итоге грозит внезапной поломкой ее элементов.
Конструкция
В принципиальном плане она остается неизменной уже много лет. Есть корпус, внутри которого проходит главный металлический электрод, изолированный от бокового керамикой. На центральный контакт свечи подается высокое напряжение, поступающее от модуля зажигания (катушки). В результате в воздушном пространстве цилиндра образуется искра, поджигающая топливную смесь. На что нужно смотреть, выбирая свечи?
Калильное число
В ходе постоянной работы эта деталь разогревается до высоких температур. В итоге может получиться так, что смесь будет воспламеняться не от искры, а от раскаленного электрода. Те, кто ездил на авто с карбюраторным движком, наверняка помнят ситуацию, когда зажигание выключено, а мотор все равно работает. Ситуация называется калильным зажиганием. От него можно ожидать много неприятных сюрпризов. Самопроизвольное воспламенение смеси чревато быстрым износом деталей ЦПГ, уменьшением мощности силового агрегата.
Устойчивость к высокой температуре показывает т. н. калильное число. Но тут есть неожиданный нюанс: каждый производитель самопроизвольно устанавливает данный параметр. И если у одних брендов увеличение значения говорит о том, что свечи становятся более «холодными», то у других – все наоборот. Например, у Denco самая «горячая» свеча обозначается числом «9», а наиболее устойчивая к температуре имеет маркировку «35». У Bosch все наоборот: от «10» до «2».
Чем хуже деталь переносит нагрев, тем она устойчивее к нагару. А если свеча устойчива к высокой температуре, то на ней больше будет оседать продуктов горения. Поэтому нужен компромисс.
Некоторые водители на зиму устанавливают «горячие» свечи, чтобы нагара было меньше и пуск движка облегчился, а летом – «холодные», чтобы детали не перегревались в жару. Стоит ли это делать, решает сам автовладелец.
Боковые электроды
Один или несколько? Для многих ответ на этот вопрос считается важным. Разница, конечно, есть, но не такая большая, как кажется. Многоэлектродные свечи стали применять, когда начали использовать систему зажигания, где образование искры происходит в 2 раза чаще обычного. В итоге возрастает скорость износа электрода. Поэтому стали делать дополнительный: искра всегда «выбирает» менее изношенный.
Сегодня в продаже можно найти свечи с тремя и даже четырьмя электродами. От их наличия полнота сгорания топлива и мощность искры (двигателя) никак не зависят. Но ресурс свечи на некоторых двигателях это увеличивает. Если производитель авто рекомендует многоэлектродные детали, то их и нужно ставить.
Центральный электрод
Главная характеристики этой части свечи – толщина. Особенно данный параметр важен в случае, если на каждую из них предусмотрена отдельная катушка (подобная система используется в самых современных моторах). И здесь все просто: чем электрод тоньше, тем качественнее работает свеча: меньше нагара и вредных выбросов в атмосферу, толще искра, полнее сгорает топливо.
Возникает закономерный вопрос: из чего лучше всего изготовить центральный электрод, чтобы он одновременно был прочным, устойчивым к высокой температуре и долговечным? Самый распространенный вариант ответа – из хром-никелевого сплава. Материал отличается невысокой стоимостью. Однако есть существенный минус – большая (2,5 мм) толщина. Но меньше делать нельзя: тепловая эрозия «оперативно» уничтожит электрод. Решение нашлось.
Электроды из драгметаллов
При использовании редкоземельных элементов можно сделать свечу, которая удовлетворяет всем вышеперечисленным требованиям. Электроды из платины или иридия получаются в пять раз тоньше никелевых и во столько же раз у них больше эксплуатационный ресурс (в среднем 100 тыс. км, тогда как бюджетные свечи «ходят» по 20 тыс. км пробега). Стоимость «драгоценных» элементов зажигания в 4-5 раз выше «классических».
Как подбирать свечи
Габариты обычного изделия: 14 мм – диаметр, 19 мм – длина, 16 мм – размер гайки (под нее требуется соответствующий ключ: обычно на «21»). Есть свечи и с иной геометрией, но встречаются редко. Также при покупке необходимо учитывать рекомендованное производителем калильное число, зазор, количество электродов. Поэтому лучший вариант – подбор по ОЕМ оригинального изделия или каталогам производителей.
Однако тут могут возникнуть разногласия: непонятно на кого тогда ориентироваться? В идеале рекомендации производителей авто и свечей должны совпасть. Но если это не так, предпочтение стоит отдать тем, кто делает детали. Инженеры компаний-производителей постоянно совершенствуют продукцию и бывает так, что улучшенные свечи уже появились на рынке, а производители авто еще не успели их заказать.
Но главные требования игнорировать не стоит. Например, если рекомендовано применять только свечи с электродом из иридия, платины, использовать детали с никелевым наконечником нельзя. В противном случае нарушится процесс искрообразования, в системе появятся дополнительные нагрузки, чреватые поломкой модуля зажигания, иной электроники. Ниже представлены бренды, пользующиеся популярностью у автовладельцев.
DENSO 4702 IK20TT
При изготовлении свечей этого типа используется иридий. Японский производитель заявляет эксплуатационный ресурс в 120 тыс. км. При этом гарантируется пониженное потребление топлива и минимум вредных выбросов в атмосферу. Часть пользователей отмечает улучшившуюся динамику, уменьшение вибраций при работе на холостом ходу. К отрицательным моментам относится высокая стоимость.
Свеча DENSO 4702 IK20TT с иридиевым электродом. Средняя цена: 1960 руб. за 1 штуку. Фото: YouTube.com
Bosch SUPER 4 WR78
Изделие с четырьмя боковыми электродами и одним центральным пользуется популярностью у автолюбителей. Последний покрыт слоем серебра, что, как уверяет производитель, позволяет изделию самоочищаться от нагара. Мотор оперативно запускается и в сильный мороз. Заявленный ресурс составляет 50 тыс. км пробега, что обусловлено равномерным износом детали. Пользователи отмечают, что на рынке встречается много подделок.
NGK 4339 DCPR8E
Изделие относится к бюджетному сегменту. Но имеет характерные особенности: трехвалентное покрытие металлических частей, предотвращающее коррозийные процессы. Изолятор выполнен в виде корпуса с рифлеными углублениями по окружности, улучшающими теплоотдачу, что стабилизирует искрообразование. Сердечник сделан из меди. Как считают пользователи, модель NGK 4339 DCPR8E – сочетание приемлемого качества и доступной стоимости.
BRISK DR15YC-1
Тоже популярный бренд. Главный электрод – из никелевого сплава, сердечник сделан из меди. Свечи подходят для машин, постоянно эксплуатируемых в городе. Но и на трассе изделия тоже работают эффективно. Заявленный производителем ресурс – 30 тыс. км.
Когда менять свечи
Делать это нужно в соответствии с рекомендациями производителя. Свеча с никелевым электродом редко служит свыше 20-25 тыс. км пробега. Все зависит от уровня нагрузки на силовой агрегат, условий эксплуатации авто, стиля вождения. Даже если свечи выглядят «привлекательно», с бледно-коричневым налетом, менять их все равно нужно: увеличивается зазор между электродами, изнашивается изолятор. Это повышает нагрузку на систему зажигания и в итоге грозит внезапной поломкой ее элементов.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...