Самый быстрый байк 60-х «Урал М 62»
Историю создания мотоцикла, о котором мы сегодня хотим вам рассказать, лучше всего проследить… Вы, не поверите, по короткому сюжету милицейской погони из культовой комедии «Берегись автомобиля». Все дело в том, что внимательные зрители заметили, по техническим или другим причинам, в этой сцене участвуют сразу три разных модели мотоциклов «Урал»: М 72, М 61 и М 62.
Конечно, это – случайность. Но, именно так и происходила модельная эволюция ирбитских мотоциклов в 60-е годы. В конце предыдущего десятилетия стало понятно, что послевоенная модель тяжелого мотоцикла (тогда уже появилась модификация М 72М) нуждается в коренных обновлениях. Чтобы провести их максимально безболезненно, решили сначала все «обкатать» на промежуточном варианте. Им стал появившийся в 1960 году «Урал М 61».
К началу 60-х советские люди, в своем большинстве, еще не могли позволить себе приобретение личного автотранспорта. Этому способствовали и экономические причины, и заметный дефицит выпуска легковых автомобилей в СССР. А вот с мотоциклами дело обстояло гораздо веселей. Хотя не было крыши над головой, но и цена подъемная, и можно ехать всей семьей (разумеется, при наличии коляски).
Это поняли и советские функционеры. Поэтому на выпуск мототехники были брошены немалые силы, а количество заводов, выпускавших ее – стало расти. Такой благоприятный климат позволил конструкторам каждого завода экспериментировать и осваивать выпуск солидного ряда модификаций. К примеру, в Ирбите смогли в рамках одной пятилетки сменить сразу три вышеназванные модели, фигурировавшие в известном фильме.
То, что в фильме на ирбитской тяжелой технике ездит человек в погонах, было очень близко к реальности. Все эти мотоциклы использовались для патрулирования работниками советской милиции. Предусматривалась и свободная продажа частным лицам, а также – для обслуживания различных предприятий и организаций. Имелись непроверенные данные, что гражданские мотоциклы незначительно отличались от милицейских.
Конструкторы постарались, чтобы новая модель мотоцикла могла надежно эксплуатироваться в разных климатических условиях. Также был учтен и вариант различного дорожного покрытия. Чтобы обеспечить максимальную взаимозаменяемость запасных деталей, конструкция унифицирована со спортивной версией мотоцикла «Урал».
Когда М 62 уже был готов к установке на конвейер, конструкторы завода продолжали работы по его усовершенствованию. Им очень хотелось порадовать советских людей долговечной, удобной в управлении и экономичной техникой. Слабым местом были шатунные подшипники и высокий уровень шума при работе двигателя. Частичным решением проблемы стала маятниковая подвеска колеса. Ну, а громкий звук, на то он и тяжелый байк!
Кроме Ирбита тяжелые мотоциклы в Советском Союзе выпускал также Киевский мотозавод. Осознавая повальный дефицит запчастей, создатели М 62 решили унифицировать ее КПП с уже устанавливаемой на К-750. Это должно было помочь владельцам обеих моделей «меняться» запчастями к ней.
По сравнению с переходной моделью, изменилась форма кожухов передней вилки, а зубчатые муфты включения КПП применили вместо кулачковых. Еще больше изменений было по сравнению с базовым М 72:
✅ объем двигателя - 649 куб. см. вместо 746 куб. см
✅ мощность – 28 л. с. (у М 61 – 26) против 22 л. с. у М 72
✅ запас горючего – 18 литров против 22 л
Также увеличилась на десять единиц максимальная скорость – до 105 км/ч и на один литр уменьшился расчетный расход топлива на 100 км – около 6 литров. Правда, новый байк нельзя было заправлять бензином, октановое число которого ниже 76. Документально подтвержденная грузоподъемность мотоцикла составляла 255 кг. Но, продуманные советские колхозники умудрялись на мощную машину грузить в 3 раза больше!
Модель снабдили усиленной конструкцией колес. Они изготавливались как со стальными, так и с алюминиевыми ступицами. Для предотвращения попадания грязи и прочего мусора в их тормозную систему, применены специальные лабиринтные уплотнения. Так удалось значительно продлить их срок эксплуатации.
Позаботились и о дополнительном комфорте для водителя. Его обеспечила упругая резиновая вставка на седле и более эргономичная форма руля. Изменился вид рулевых рычагов, приводящих в действие передний тормоз и сцепление, а ручку «газа» снабдили двойным тросом.
Была обновлена форма спидометра, которая в будущем применялась и у ИЖа, и у «Восхода». Изменения претерпели габариты и фара, оптические данные которой были заметно улучшены. Для увеличения пассивной безопасности эксплуатации на мотоцикл установили зеркало заднего вида. Остановимся отдельно и на боковом прицепе. Коляска была снабжена багажником и защитным ветровым щитком. Ее конструкция была облегченной, с установкой рессор для более плавного хода.
Вылитые из высоколегированного чугуна цилиндры имеют головки, выполненные из алюминиевого сплава. Их конструкция идентична, поэтому цилиндры являются взаимозаменяемыми. Горизонтальное расположение двигателя способствует лучшему охлаждению встречным потоком воздуха. Каждый из поршней снабжен двумя компрессионными и двумя маслосъемными кольцами.
Модернизация конструкции силового агрегата принесла хорошие результаты. Это и улучшение динамики и тяги, а, также, мощностных показателей с единицы рабочего объема. Несмотря на то, что он стал на сто единиц меньше, мощность двигателя увеличилась. Дополнительным бонусом стало уменьшение общей массы аппарата. КПП с мелкошлицевым включением и соединение карданного вала задней передачи подобного же типа позволили значительно улучшить ходовые качества по сравнению с предшественником.
Более пространное расположение труб рамного каркаса придало ему дополнительной жесткости. Обе вилки получили увеличенный ход, что улучшило комфортность езды по дороге с плохим покрытием и бездорожью. Обновленное сальниковое уплотнение предотвратило опасность подтекания масла из передней вилки, что увеличило срок ее эксплуатации.
Несмотря на все перечисленные плюсы, «Урал М 62» простоял на конвейере Ирбитского мотозавода менее пяти лет. Уже в 1965 году был прекращен выпуск этой модели, а завод перешел к производству обновленной модели М 63, начатому два года назад.
Даже та скорость мотоцикла с боковым прицепом, которая указывалась в документации, была немалой – 105 км/ч. До каких пределов он мог разогнаться как одиночка, информация отсутствовала. Все дело в том, что в советское время эксплуатация тяжелых мотоциклов без бокового прицепа была запрещена правилами дорожного движения.
Это делалось как из соображения безопасности водителя, так и по другой причине. Мощный байк мог легко уйти от преследования, а его водитель-лихач остаться безнаказанным. Но, он мог с таким же успехом догнать нарушителя, убегающего на любом из имевшихся тогда в наличии советских автомобилей. Такая его способность очень пригодилась сотрудникам милиции.
Конечно, это – случайность. Но, именно так и происходила модельная эволюция ирбитских мотоциклов в 60-е годы. В конце предыдущего десятилетия стало понятно, что послевоенная модель тяжелого мотоцикла (тогда уже появилась модификация М 72М) нуждается в коренных обновлениях. Чтобы провести их максимально безболезненно, решили сначала все «обкатать» на промежуточном варианте. Им стал появившийся в 1960 году «Урал М 61».
Начало выпуска М 62
К началу 60-х советские люди, в своем большинстве, еще не могли позволить себе приобретение личного автотранспорта. Этому способствовали и экономические причины, и заметный дефицит выпуска легковых автомобилей в СССР. А вот с мотоциклами дело обстояло гораздо веселей. Хотя не было крыши над головой, но и цена подъемная, и можно ехать всей семьей (разумеется, при наличии коляски).
Старые модели можно легко отличить по форме цилиндров. Фото: youtube.com
Это поняли и советские функционеры. Поэтому на выпуск мототехники были брошены немалые силы, а количество заводов, выпускавших ее – стало расти. Такой благоприятный климат позволил конструкторам каждого завода экспериментировать и осваивать выпуск солидного ряда модификаций. К примеру, в Ирбите смогли в рамках одной пятилетки сменить сразу три вышеназванные модели, фигурировавшие в известном фильме.
Конечный вариант М 62 появился всего год спустя после своего предшественника. Оказалось, что технические параметры М 61 вполне устроили испытателей, поэтому их оставили без изменений. А вот система зажигания и ходовая часть были подвержены незначительным доработкам. Изменения ожидали и конструкцию силовой передачи.
То, что в фильме на ирбитской тяжелой технике ездит человек в погонах, было очень близко к реальности. Все эти мотоциклы использовались для патрулирования работниками советской милиции. Предусматривалась и свободная продажа частным лицам, а также – для обслуживания различных предприятий и организаций. Имелись непроверенные данные, что гражданские мотоциклы незначительно отличались от милицейских.
Конструкторы постарались, чтобы новая модель мотоцикла могла надежно эксплуатироваться в разных климатических условиях. Также был учтен и вариант различного дорожного покрытия. Чтобы обеспечить максимальную взаимозаменяемость запасных деталей, конструкция унифицирована со спортивной версией мотоцикла «Урал».
Боковая подножка с легкостью выдерживает нагрузку в 320 кг. Фото: youtube.com
Когда М 62 уже был готов к установке на конвейер, конструкторы завода продолжали работы по его усовершенствованию. Им очень хотелось порадовать советских людей долговечной, удобной в управлении и экономичной техникой. Слабым местом были шатунные подшипники и высокий уровень шума при работе двигателя. Частичным решением проблемы стала маятниковая подвеска колеса. Ну, а громкий звук, на то он и тяжелый байк!
Чем отличался М 62 от М 72?
Кроме Ирбита тяжелые мотоциклы в Советском Союзе выпускал также Киевский мотозавод. Осознавая повальный дефицит запчастей, создатели М 62 решили унифицировать ее КПП с уже устанавливаемой на К-750. Это должно было помочь владельцам обеих моделей «меняться» запчастями к ней.
По сравнению с переходной моделью, изменилась форма кожухов передней вилки, а зубчатые муфты включения КПП применили вместо кулачковых. Еще больше изменений было по сравнению с базовым М 72:
✅ объем двигателя - 649 куб. см. вместо 746 куб. см
✅ мощность – 28 л. с. (у М 61 – 26) против 22 л. с. у М 72
✅ запас горючего – 18 литров против 22 л
Также увеличилась на десять единиц максимальная скорость – до 105 км/ч и на один литр уменьшился расчетный расход топлива на 100 км – около 6 литров. Правда, новый байк нельзя было заправлять бензином, октановое число которого ниже 76. Документально подтвержденная грузоподъемность мотоцикла составляла 255 кг. Но, продуманные советские колхозники умудрялись на мощную машину грузить в 3 раза больше!
Технические характеристики ирбитского мотоцикла
Модель снабдили усиленной конструкцией колес. Они изготавливались как со стальными, так и с алюминиевыми ступицами. Для предотвращения попадания грязи и прочего мусора в их тормозную систему, применены специальные лабиринтные уплотнения. Так удалось значительно продлить их срок эксплуатации.
Измененная форма руля М 62. Фото: youtube.com
Позаботились и о дополнительном комфорте для водителя. Его обеспечила упругая резиновая вставка на седле и более эргономичная форма руля. Изменился вид рулевых рычагов, приводящих в действие передний тормоз и сцепление, а ручку «газа» снабдили двойным тросом.
Была обновлена форма спидометра, которая в будущем применялась и у ИЖа, и у «Восхода». Изменения претерпели габариты и фара, оптические данные которой были заметно улучшены. Для увеличения пассивной безопасности эксплуатации на мотоцикл установили зеркало заднего вида. Остановимся отдельно и на боковом прицепе. Коляска была снабжена багажником и защитным ветровым щитком. Ее конструкция была облегченной, с установкой рессор для более плавного хода.
Вылитые из высоколегированного чугуна цилиндры имеют головки, выполненные из алюминиевого сплава. Их конструкция идентична, поэтому цилиндры являются взаимозаменяемыми. Горизонтальное расположение двигателя способствует лучшему охлаждению встречным потоком воздуха. Каждый из поршней снабжен двумя компрессионными и двумя маслосъемными кольцами.
Поперечное расположение цилиндров – отличительная черта тяжелых мотоциклов. Фото: youtube.com
Модернизация конструкции силового агрегата принесла хорошие результаты. Это и улучшение динамики и тяги, а, также, мощностных показателей с единицы рабочего объема. Несмотря на то, что он стал на сто единиц меньше, мощность двигателя увеличилась. Дополнительным бонусом стало уменьшение общей массы аппарата. КПП с мелкошлицевым включением и соединение карданного вала задней передачи подобного же типа позволили значительно улучшить ходовые качества по сравнению с предшественником.
Более пространное расположение труб рамного каркаса придало ему дополнительной жесткости. Обе вилки получили увеличенный ход, что улучшило комфортность езды по дороге с плохим покрытием и бездорожью. Обновленное сальниковое уплотнение предотвратило опасность подтекания масла из передней вилки, что увеличило срок ее эксплуатации.
Короткая история популярной модели
Несмотря на все перечисленные плюсы, «Урал М 62» простоял на конвейере Ирбитского мотозавода менее пяти лет. Уже в 1965 году был прекращен выпуск этой модели, а завод перешел к производству обновленной модели М 63, начатому два года назад.
Многие М 62 и спустя более полувека еще в строю. Фото: youtube.com
Даже та скорость мотоцикла с боковым прицепом, которая указывалась в документации, была немалой – 105 км/ч. До каких пределов он мог разогнаться как одиночка, информация отсутствовала. Все дело в том, что в советское время эксплуатация тяжелых мотоциклов без бокового прицепа была запрещена правилами дорожного движения.
Это делалось как из соображения безопасности водителя, так и по другой причине. Мощный байк мог легко уйти от преследования, а его водитель-лихач остаться безнаказанным. Но, он мог с таким же успехом догнать нарушителя, убегающего на любом из имевшихся тогда в наличии советских автомобилей. Такая его способность очень пригодилась сотрудникам милиции.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....