.d-md-none .d-lg-block bibimot

Самый быстрый байк 60-х «Урал М 62»

Самый быстрый байк 60-х «Урал М 62»
Историю создания мотоцикла, о котором мы сегодня хотим вам рассказать, лучше всего проследить… Вы, не поверите, по короткому сюжету милицейской погони из культовой комедии «Берегись автомобиля». Все дело в том, что внимательные зрители заметили, по техническим или другим причинам, в этой сцене участвуют сразу три разных модели мотоциклов «Урал»: М 72, М 61 и М 62.


Конечно, это – случайность. Но, именно так и происходила модельная эволюция ирбитских мотоциклов в 60-е годы. В конце предыдущего десятилетия стало понятно, что послевоенная модель тяжелого мотоцикла (тогда уже появилась модификация М 72М) нуждается в коренных обновлениях. Чтобы провести их максимально безболезненно, решили сначала все «обкатать» на промежуточном варианте. Им стал появившийся в 1960 году «Урал М 61».

Начало выпуска М 62


К началу 60-х советские люди, в своем большинстве, еще не могли позволить себе приобретение личного автотранспорта. Этому способствовали и экономические причины, и заметный дефицит выпуска легковых автомобилей в СССР. А вот с мотоциклами дело обстояло гораздо веселей. Хотя не было крыши над головой, но и цена подъемная, и можно ехать всей семьей (разумеется, при наличии коляски).

Самый быстрый байк 60-х «Урал М 62»Старые модели можно легко отличить по форме цилиндров. Фото: youtube.com


Это поняли и советские функционеры. Поэтому на выпуск мототехники были брошены немалые силы, а количество заводов, выпускавших ее – стало расти. Такой благоприятный климат позволил конструкторам каждого завода экспериментировать и осваивать выпуск солидного ряда модификаций. К примеру, в Ирбите смогли в рамках одной пятилетки сменить сразу три вышеназванные модели, фигурировавшие в известном фильме.

Конечный вариант М 62 появился всего год спустя после своего предшественника. Оказалось, что технические параметры М 61 вполне устроили испытателей, поэтому их оставили без изменений. А вот система зажигания и ходовая часть были подвержены незначительным доработкам. Изменения ожидали и конструкцию силовой передачи.


То, что в фильме на ирбитской тяжелой технике ездит человек в погонах, было очень близко к реальности. Все эти мотоциклы использовались для патрулирования работниками советской милиции. Предусматривалась и свободная продажа частным лицам, а также – для обслуживания различных предприятий и организаций. Имелись непроверенные данные, что гражданские мотоциклы незначительно отличались от милицейских.

Конструкторы постарались, чтобы новая модель мотоцикла могла надежно эксплуатироваться в разных климатических условиях. Также был учтен и вариант различного дорожного покрытия. Чтобы обеспечить максимальную взаимозаменяемость запасных деталей, конструкция унифицирована со спортивной версией мотоцикла «Урал».

Боковая подножка с легкостью выдерживает нагрузку в 320 кг. Фото: youtube.com


Когда М 62 уже был готов к установке на конвейер, конструкторы завода продолжали работы по его усовершенствованию. Им очень хотелось порадовать советских людей долговечной, удобной в управлении и экономичной техникой. Слабым местом были шатунные подшипники и высокий уровень шума при работе двигателя. Частичным решением проблемы стала маятниковая подвеска колеса. Ну, а громкий звук, на то он и тяжелый байк!

Чем отличался М 62 от М 72?


Кроме Ирбита тяжелые мотоциклы в Советском Союзе выпускал также Киевский мотозавод. Осознавая повальный дефицит запчастей, создатели М 62 решили унифицировать ее КПП с уже устанавливаемой на К-750. Это должно было помочь владельцам обеих моделей «меняться» запчастями к ней.

По сравнению с переходной моделью, изменилась форма кожухов передней вилки, а зубчатые муфты включения КПП применили вместо кулачковых. Еще больше изменений было по сравнению с базовым М 72:

✅ объем двигателя - 649 куб. см. вместо 746 куб. см
✅ мощность – 28 л. с. (у М 61 – 26) против 22 л. с. у М 72
✅ запас горючего – 18 литров против 22 л

Также увеличилась на десять единиц максимальная скорость – до 105 км/ч и на один литр уменьшился расчетный расход топлива на 100 км – около 6 литров. Правда, новый байк нельзя было заправлять бензином, октановое число которого ниже 76. Документально подтвержденная грузоподъемность мотоцикла составляла 255 кг. Но, продуманные советские колхозники умудрялись на мощную машину грузить в 3 раза больше!

Технические характеристики ирбитского мотоцикла


Модель снабдили усиленной конструкцией колес. Они изготавливались как со стальными, так и с алюминиевыми ступицами. Для предотвращения попадания грязи и прочего мусора в их тормозную систему, применены специальные лабиринтные уплотнения. Так удалось значительно продлить их срок эксплуатации.

Измененная форма руля М 62. Фото: youtube.com


Позаботились и о дополнительном комфорте для водителя. Его обеспечила упругая резиновая вставка на седле и более эргономичная форма руля. Изменился вид рулевых рычагов, приводящих в действие передний тормоз и сцепление, а ручку «газа» снабдили двойным тросом.

Была обновлена форма спидометра, которая в будущем применялась и у ИЖа, и у «Восхода». Изменения претерпели габариты и фара, оптические данные которой были заметно улучшены. Для увеличения пассивной безопасности эксплуатации на мотоцикл установили зеркало заднего вида. Остановимся отдельно и на боковом прицепе. Коляска была снабжена багажником и защитным ветровым щитком. Ее конструкция была облегченной, с установкой рессор для более плавного хода.

Вылитые из высоколегированного чугуна цилиндры имеют головки, выполненные из алюминиевого сплава. Их конструкция идентична, поэтому цилиндры являются взаимозаменяемыми. Горизонтальное расположение двигателя способствует лучшему охлаждению встречным потоком воздуха. Каждый из поршней снабжен двумя компрессионными и двумя маслосъемными кольцами.

Поперечное расположение цилиндров – отличительная черта тяжелых мотоциклов. Фото: youtube.com


Модернизация конструкции силового агрегата принесла хорошие результаты. Это и улучшение динамики и тяги, а, также, мощностных показателей с единицы рабочего объема. Несмотря на то, что он стал на сто единиц меньше, мощность двигателя увеличилась. Дополнительным бонусом стало уменьшение общей массы аппарата. КПП с мелкошлицевым включением и соединение карданного вала задней передачи подобного же типа позволили значительно улучшить ходовые качества по сравнению с предшественником.

Более пространное расположение труб рамного каркаса придало ему дополнительной жесткости. Обе вилки получили увеличенный ход, что улучшило комфортность езды по дороге с плохим покрытием и бездорожью. Обновленное сальниковое уплотнение предотвратило опасность подтекания масла из передней вилки, что увеличило срок ее эксплуатации.

Короткая история популярной модели


Несмотря на все перечисленные плюсы, «Урал М 62» простоял на конвейере Ирбитского мотозавода менее пяти лет. Уже в 1965 году был прекращен выпуск этой модели, а завод перешел к производству обновленной модели М 63, начатому два года назад.

Многие М 62 и спустя более полувека еще в строю. Фото: youtube.com


Даже та скорость мотоцикла с боковым прицепом, которая указывалась в документации, была немалой – 105 км/ч. До каких пределов он мог разогнаться как одиночка, информация отсутствовала. Все дело в том, что в советское время эксплуатация тяжелых мотоциклов без бокового прицепа была запрещена правилами дорожного движения.

Это делалось как из соображения безопасности водителя, так и по другой причине. Мощный байк мог легко уйти от преследования, а его водитель-лихач остаться безнаказанным. Но, он мог с таким же успехом догнать нарушителя, убегающего на любом из имевшихся тогда в наличии советских автомобилей. Такая его способность очень пригодилась сотрудникам милиции.

Автор:

Использованы фотографии: youtube.com

Какой советский мотоцикл нравится вам?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
BMW iX - здравствуй, новая эпоха!LADA Vesta SW vs LADA Largus – какой универсал практичнее?