Последние мотоциклы CZ из 175-кубовой линейки (тип 477 и 487)
132

Последние мотоциклы CZ из 175-кубовой линейки (тип 477 и 487)

Когда советские поклонники впервые познакомились с чехословацкими мотоциклами CZ, то это был аппарат со скромным 175-кубовым двигателем. В противоположность ему, конкурирующая Jawa могла похвалиться моторами с рабочим объемом 250/350 куб. см.


Более мощная техника всегда пользовалась большим спросом, поэтому последующие модели из Страконице для советских покупателей неизменно комплектовались 350-кубовыми силовыми агрегатами марки Jawa. И, как говорится, все были этим только довольны.

Последние мотоциклы CZ из 175-кубовой линейки (тип 477 и 487)CZ 175/477 ведет свою историю с 1968 года. Фото: youtube.com

В то же время, для внутреннего рынка бренд CZ продолжал предлагать легкие одноцилиндровые мотоциклы рабочим объемом в 175 куб. см. И они всегда находили своих поклонников, пользуясь неизменным спросом. Скажу больше, даже сейчас ценители ретро-техники бережно хранят оставшихся из них в живых, с гордостью демонстрируя на разных слетах или выставках.

Да, для постсоветского пространства такие байки могут являться каким-то нонсенсом – многие даже не слышали об их существовании. Поэтому продолжая рассказывать о подобных аппаратах, надеемся, сможем немного расширить кругозор отечественных ценителей двухколесной техники.

Новые мотоциклы с квадратными цилиндрами


Эра обтекаемых элементов в моторе типа 450 в конце 60-х пришла к своему завершению. Теперь он имел угловатые черты и сопровождался квадратным цилиндром. Что-то новое всегда воспринимается неоднозначно. Но, пожалуй, иная геометрия придавала двигателю более внушительный и солидный вид.

Таким силовым агрегатом в 1968 году начал компоноваться 175-кубовый мотоцикл CZ тип 477. Позже многие согласились, что он имел гораздо более современный дизайн, чем у его предшественника.


Кто-то даже заявлял, что тип 477 – идеальный аппарат для своего времени, т. е. наступающей эры 70-х. Но в новое десятилетие он вошел уже с заметными доработками и улучшениями, выразившимися в:

✅ замене реле зарядки на отдельное, установленное под левым коробом
✅ новом глушителе с бумажным фильтрующим вкладышем
✅ полностью модернизированном кривошипно-шатунном механизме
✅ подшипниках кривошипа, смазывавшихся трансмиссионным маслом

Этот момент отлично поспособствовал увеличению срока службы последних. Особенно, в случае длительного простоя техники. В то же время, «наследство» от прошлой модели 450 тоже выглядело очень внушительным: коробка передач вместе со сцеплением, динамо-машина и полная проводка (до 1970 года). А вот дальше – все новое. В том числе и квадратная головка блока цилиндров или подобные же картеры.

Поршень для достижения меньшего расширения решили отлить с большим содержанием магния. Это дало гарантию того, что даже при высоких температурах в двигателе между цилиндром и поршнем зазор сохранится неизменным.

CZ тип 477 – переделка для бездорожья. Фото: youtube.com

Для увеличения срока службы поршневого пальца бронзовую втулку заменили на игольчатый подшипник с 28 элементами. А головку блока разумно снабдили стойкой, имеющей соединение с рамой мотоцикла. Это дало возможность избегать неприятных резонансов в работе силового агрегата CZ 175/477.

Другие особенности устройства CZ 175/477


Под седлом в алюминиевой отливке, на которую навешивались хомуты, нашлось место для хранения инструментов и вышеупомянутого глушителя с бумажным фильтром. Аккумулятор располагался с правой стороны. Слева мог находиться дополнительный ящик либо мастер-бак масла (в случае отдельной смазки).

Топливный резервуар создатели установили на резиновых подушках. Это оказалось очень кстати в стремлении устранить неприятные вибрации на высоких оборотах двигателя. Впереди на двух кронштейнах расположилась отдельная маска переднего света. В ней нашлось место для:

✅ нового тахометра с подсветкой меньшего диаметра
✅ распределительной коробки
✅ двух индикаторов: зарядки и дальнего света

Передние телескопические амортизаторы получили больший охват планерных втулок вместе с пружинами, перенесенными внутрь опорных трубок. Задний маятник решили изготовить из труб круглого сечения. Он демпфировался парой амортизаторов с открытыми пружинами.

CZ 175/487 появился в 1983 году. Фото: youtube.com

На мотоцикл установили 18-дюймовые колеса и ступицы нового типа. Они компоновались тормозами и розеткой. Последняя оснащалась стопорными втулками, передающими мощность на заднее колесо. Вот некоторые из характеристик мотоцикла:

✅ передняя шина – 2,75х18
✅ задняя шина – 3,00х18
✅ максимальная скорость – 110 км/ч
✅ масса – 122 кг

Основной модификацией стал тип 477/00. Вместе с ним предлагался и вариант 477/01. Он получил отдельную систему OILMASTR, обеспечивавшую смазку цилиндров без разбавления бензина прямо в баке. Для такой версии понадобился циркуляционный насос, собиравший масло из бачка, расположенного с левой стороны под седлом.

Позже он подавал вещество по трубке в пространство между картерами и карбюратором, где находилось отверстие форсунки в диффузоре последнего. Там и создавалась жизненно важная для каждого двухтактника смесь. Вот характеристики силового агрегата CZ 175/477:

✅ рабочий объем – 172 куб. см
✅ мощность – 13,5 л. с/10 кВт
✅ запас топлива – 11,5 л
✅ запас масла (для 477/01) – 1 л
✅ расход топлива – 3,4 л/100 км

Остается только добавить, что двигатель имел степень сжатия – 1:8,6 и 4-ступенчатую механическую коробку передач. Он стал бестселлером нижней кубатурной ниши на все 70-е. Новая 175-кубовая модель появилась только в начале следующего десятилетия. В 1969 году за такую технику просили 6800 чехословацких крон (850 советских рублей).

175-кубовый мотоцикл из 80-х


В середине 80-х советские байкеры могли наслаждаться самой последней 350-кубовой моделью из Страконице (350/472.6). Она обладала самым современным дизайном и даже сейчас, четыре десятилетия спустя, выглядит довольно неплохо (для большинства – очень ностальгично).

175-кубовый двигатель CZ 175/487. Фото: youtube.com

Многие же их чехословацкие коллеги довольствовались более скромным аналогом. Хотя этот мотоцикл и унаследовал передовой внешний дизайн, но имел вполовину меньший объем двигателя. Он стал дальнейшим развитием и совершенствованием типа 477.

CZ 175/487 встал на заводской конвейер в 1983 году. Хотя он и получил улучшенную внешность, но подавляющее большинство элементов сюда перекочевало от прежней модели.


Хотя обновление конструкции коснулись лишь каких-то мелких элементов, их собрался довольно внушительный список. К примеру, двухклавишный тормоз, который сохранял эффективную работу системы безопасности даже в случае износа тормозных колодок. А вот и весь неполный список:

✅ более мощная динамо-машина (для указателей поворота – 75 Вт)
✅ стоп-сигнал с управлением от переднего тормоза
✅ руль с новой формой органов управления
✅ звуковой сигнал под шейкой передней телескопической вилки

В прошлой модели он располагался под баком, что делало его менее эффективным. Изменения в двигателе были связаны с переменами в переключении передач (первая – вниз). Передний фонарь представлял собой отдельный блок, который вставлялся в пластиковый корпус.

Над ним нашлось место для алюминиевой отливки, в которую вставлялся тахометр большего диаметра. Его сопровождали распределительная коробка и контрольные лампы. Завершали общую картину светоотражатели, которые чехи тогда любители ставить в большом количестве (спереди – оранжевые, а сзади – красные).

До боли знакомый дизайн последней линейки мотоциклов CZ. Фото: youtube.com

По сравнению с предшественником, мощность выросла на полторы «лошадки». А вот скорость и масса упали (соответственно: на двадцать и семнадцать пунктов). Немного выросло и потребление топлива. Спереди устанавливались шины 3,00х21, сзади – 3,50х18.

У этого мотоцикла проявилась хорошо знакомая многим «чезетовская болячка» – вибрация двигателя на высоких оборотах. Но это никак не повлияло на его популярность. Последней 175-кубовой модификацией стал тип 487/03. Стоимость мотоцикла в начале продаж составляла 8600 чехословацких крон (1075 рублей).
А вам какой CZ больше по вкусу: 175/477 или 175/487?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Как в Китае плавают над горами

Как в Китае плавают над горами

Корабль, который плывет на высоте несколько километров над уровнем моря – противоестественное зрелище. Тем не менее такое существует. В Китае, где много...
HA420 Honda Jet – самолет, более чем надежный

HA420 Honda Jet – самолет, более чем надежный

Эта модель самолета проходила многолетние проверки, прежде чем попасть в первому заказчику. Япония не известна своими самолетами, но этот вызывает должное...
Как «КАМАЗ» делает новые дизели

Как «КАМАЗ» делает новые дизели

КАМАЗ-910 – перспективный российский дизель для грузовых автомобилей, начало производства которого стало важным этапом в развитии отечественного...