
Последние мотоциклы CZ из 175-кубовой линейки (тип 477 и 487)
Когда советские поклонники впервые познакомились с чехословацкими мотоциклами CZ, то это был аппарат со скромным 175-кубовым двигателем. В противоположность ему, конкурирующая Jawa могла похвалиться моторами с рабочим объемом 250/350 куб. см.
Более мощная техника всегда пользовалась большим спросом, поэтому последующие модели из Страконице для советских покупателей неизменно комплектовались 350-кубовыми силовыми агрегатами марки Jawa. И, как говорится, все были этим только довольны.
CZ 175/477 ведет свою историю с 1968 года. Фото: youtube.com
В то же время, для внутреннего рынка бренд CZ продолжал предлагать легкие одноцилиндровые мотоциклы рабочим объемом в 175 куб. см. И они всегда находили своих поклонников, пользуясь неизменным спросом. Скажу больше, даже сейчас ценители ретро-техники бережно хранят оставшихся из них в живых, с гордостью демонстрируя на разных слетах или выставках.
Да, для постсоветского пространства такие байки могут являться каким-то нонсенсом – многие даже не слышали об их существовании. Поэтому продолжая рассказывать о подобных аппаратах, надеемся, сможем немного расширить кругозор отечественных ценителей двухколесной техники.
Эра обтекаемых элементов в моторе типа 450 в конце 60-х пришла к своему завершению. Теперь он имел угловатые черты и сопровождался квадратным цилиндром. Что-то новое всегда воспринимается неоднозначно. Но, пожалуй, иная геометрия придавала двигателю более внушительный и солидный вид.
Кто-то даже заявлял, что тип 477 – идеальный аппарат для своего времени, т. е. наступающей эры 70-х. Но в новое десятилетие он вошел уже с заметными доработками и улучшениями, выразившимися в:
✅ замене реле зарядки на отдельное, установленное под левым коробом
✅ новом глушителе с бумажным фильтрующим вкладышем
✅ полностью модернизированном кривошипно-шатунном механизме
✅ подшипниках кривошипа, смазывавшихся трансмиссионным маслом
Этот момент отлично поспособствовал увеличению срока службы последних. Особенно, в случае длительного простоя техники. В то же время, «наследство» от прошлой модели 450 тоже выглядело очень внушительным: коробка передач вместе со сцеплением, динамо-машина и полная проводка (до 1970 года). А вот дальше – все новое. В том числе и квадратная головка блока цилиндров или подобные же картеры.
Поршень для достижения меньшего расширения решили отлить с большим содержанием магния. Это дало гарантию того, что даже при высоких температурах в двигателе между цилиндром и поршнем зазор сохранится неизменным.
CZ тип 477 – переделка для бездорожья. Фото: youtube.com
Для увеличения срока службы поршневого пальца бронзовую втулку заменили на игольчатый подшипник с 28 элементами. А головку блока разумно снабдили стойкой, имеющей соединение с рамой мотоцикла. Это дало возможность избегать неприятных резонансов в работе силового агрегата CZ 175/477.
Под седлом в алюминиевой отливке, на которую навешивались хомуты, нашлось место для хранения инструментов и вышеупомянутого глушителя с бумажным фильтром. Аккумулятор располагался с правой стороны. Слева мог находиться дополнительный ящик либо мастер-бак масла (в случае отдельной смазки).
Топливный резервуар создатели установили на резиновых подушках. Это оказалось очень кстати в стремлении устранить неприятные вибрации на высоких оборотах двигателя. Впереди на двух кронштейнах расположилась отдельная маска переднего света. В ней нашлось место для:
✅ нового тахометра с подсветкой меньшего диаметра
✅ распределительной коробки
✅ двух индикаторов: зарядки и дальнего света
Передние телескопические амортизаторы получили больший охват планерных втулок вместе с пружинами, перенесенными внутрь опорных трубок. Задний маятник решили изготовить из труб круглого сечения. Он демпфировался парой амортизаторов с открытыми пружинами.
CZ 175/487 появился в 1983 году. Фото: youtube.com
На мотоцикл установили 18-дюймовые колеса и ступицы нового типа. Они компоновались тормозами и розеткой. Последняя оснащалась стопорными втулками, передающими мощность на заднее колесо. Вот некоторые из характеристик мотоцикла:
✅ передняя шина – 2,75х18
✅ задняя шина – 3,00х18
✅ максимальная скорость – 110 км/ч
✅ масса – 122 кг
Основной модификацией стал тип 477/00. Вместе с ним предлагался и вариант 477/01. Он получил отдельную систему OILMASTR, обеспечивавшую смазку цилиндров без разбавления бензина прямо в баке. Для такой версии понадобился циркуляционный насос, собиравший масло из бачка, расположенного с левой стороны под седлом.
Позже он подавал вещество по трубке в пространство между картерами и карбюратором, где находилось отверстие форсунки в диффузоре последнего. Там и создавалась жизненно важная для каждого двухтактника смесь. Вот характеристики силового агрегата CZ 175/477:
✅ рабочий объем – 172 куб. см
✅ мощность – 13,5 л. с/10 кВт
✅ запас топлива – 11,5 л
✅ запас масла (для 477/01) – 1 л
✅ расход топлива – 3,4 л/100 км
Остается только добавить, что двигатель имел степень сжатия – 1:8,6 и 4-ступенчатую механическую коробку передач. Он стал бестселлером нижней кубатурной ниши на все 70-е. Новая 175-кубовая модель появилась только в начале следующего десятилетия. В 1969 году за такую технику просили 6800 чехословацких крон (850 советских рублей).
В середине 80-х советские байкеры могли наслаждаться самой последней 350-кубовой моделью из Страконице (350/472.6). Она обладала самым современным дизайном и даже сейчас, четыре десятилетия спустя, выглядит довольно неплохо (для большинства – очень ностальгично).
175-кубовый двигатель CZ 175/487. Фото: youtube.com
Многие же их чехословацкие коллеги довольствовались более скромным аналогом. Хотя этот мотоцикл и унаследовал передовой внешний дизайн, но имел вполовину меньший объем двигателя. Он стал дальнейшим развитием и совершенствованием типа 477.
Хотя обновление конструкции коснулись лишь каких-то мелких элементов, их собрался довольно внушительный список. К примеру, двухклавишный тормоз, который сохранял эффективную работу системы безопасности даже в случае износа тормозных колодок. А вот и весь неполный список:
✅ более мощная динамо-машина (для указателей поворота – 75 Вт)
✅ стоп-сигнал с управлением от переднего тормоза
✅ руль с новой формой органов управления
✅ звуковой сигнал под шейкой передней телескопической вилки
В прошлой модели он располагался под баком, что делало его менее эффективным. Изменения в двигателе были связаны с переменами в переключении передач (первая – вниз). Передний фонарь представлял собой отдельный блок, который вставлялся в пластиковый корпус.
Над ним нашлось место для алюминиевой отливки, в которую вставлялся тахометр большего диаметра. Его сопровождали распределительная коробка и контрольные лампы. Завершали общую картину светоотражатели, которые чехи тогда любители ставить в большом количестве (спереди – оранжевые, а сзади – красные).
До боли знакомый дизайн последней линейки мотоциклов CZ. Фото: youtube.com
По сравнению с предшественником, мощность выросла на полторы «лошадки». А вот скорость и масса упали (соответственно: на двадцать и семнадцать пунктов). Немного выросло и потребление топлива. Спереди устанавливались шины 3,00х21, сзади – 3,50х18.
У этого мотоцикла проявилась хорошо знакомая многим «чезетовская болячка» – вибрация двигателя на высоких оборотах. Но это никак не повлияло на его популярность. Последней 175-кубовой модификацией стал тип 487/03. Стоимость мотоцикла в начале продаж составляла 8600 чехословацких крон (1075 рублей).
Более мощная техника всегда пользовалась большим спросом, поэтому последующие модели из Страконице для советских покупателей неизменно комплектовались 350-кубовыми силовыми агрегатами марки Jawa. И, как говорится, все были этим только довольны.

В то же время, для внутреннего рынка бренд CZ продолжал предлагать легкие одноцилиндровые мотоциклы рабочим объемом в 175 куб. см. И они всегда находили своих поклонников, пользуясь неизменным спросом. Скажу больше, даже сейчас ценители ретро-техники бережно хранят оставшихся из них в живых, с гордостью демонстрируя на разных слетах или выставках.
Да, для постсоветского пространства такие байки могут являться каким-то нонсенсом – многие даже не слышали об их существовании. Поэтому продолжая рассказывать о подобных аппаратах, надеемся, сможем немного расширить кругозор отечественных ценителей двухколесной техники.
Новые мотоциклы с квадратными цилиндрами
Эра обтекаемых элементов в моторе типа 450 в конце 60-х пришла к своему завершению. Теперь он имел угловатые черты и сопровождался квадратным цилиндром. Что-то новое всегда воспринимается неоднозначно. Но, пожалуй, иная геометрия придавала двигателю более внушительный и солидный вид.
Таким силовым агрегатом в 1968 году начал компоноваться 175-кубовый мотоцикл CZ тип 477. Позже многие согласились, что он имел гораздо более современный дизайн, чем у его предшественника.
Кто-то даже заявлял, что тип 477 – идеальный аппарат для своего времени, т. е. наступающей эры 70-х. Но в новое десятилетие он вошел уже с заметными доработками и улучшениями, выразившимися в:
✅ замене реле зарядки на отдельное, установленное под левым коробом
✅ новом глушителе с бумажным фильтрующим вкладышем
✅ полностью модернизированном кривошипно-шатунном механизме
✅ подшипниках кривошипа, смазывавшихся трансмиссионным маслом
Этот момент отлично поспособствовал увеличению срока службы последних. Особенно, в случае длительного простоя техники. В то же время, «наследство» от прошлой модели 450 тоже выглядело очень внушительным: коробка передач вместе со сцеплением, динамо-машина и полная проводка (до 1970 года). А вот дальше – все новое. В том числе и квадратная головка блока цилиндров или подобные же картеры.
Поршень для достижения меньшего расширения решили отлить с большим содержанием магния. Это дало гарантию того, что даже при высоких температурах в двигателе между цилиндром и поршнем зазор сохранится неизменным.

Для увеличения срока службы поршневого пальца бронзовую втулку заменили на игольчатый подшипник с 28 элементами. А головку блока разумно снабдили стойкой, имеющей соединение с рамой мотоцикла. Это дало возможность избегать неприятных резонансов в работе силового агрегата CZ 175/477.
Другие особенности устройства CZ 175/477
Под седлом в алюминиевой отливке, на которую навешивались хомуты, нашлось место для хранения инструментов и вышеупомянутого глушителя с бумажным фильтром. Аккумулятор располагался с правой стороны. Слева мог находиться дополнительный ящик либо мастер-бак масла (в случае отдельной смазки).
Топливный резервуар создатели установили на резиновых подушках. Это оказалось очень кстати в стремлении устранить неприятные вибрации на высоких оборотах двигателя. Впереди на двух кронштейнах расположилась отдельная маска переднего света. В ней нашлось место для:
✅ нового тахометра с подсветкой меньшего диаметра
✅ распределительной коробки
✅ двух индикаторов: зарядки и дальнего света
Передние телескопические амортизаторы получили больший охват планерных втулок вместе с пружинами, перенесенными внутрь опорных трубок. Задний маятник решили изготовить из труб круглого сечения. Он демпфировался парой амортизаторов с открытыми пружинами.

На мотоцикл установили 18-дюймовые колеса и ступицы нового типа. Они компоновались тормозами и розеткой. Последняя оснащалась стопорными втулками, передающими мощность на заднее колесо. Вот некоторые из характеристик мотоцикла:
✅ передняя шина – 2,75х18
✅ задняя шина – 3,00х18
✅ максимальная скорость – 110 км/ч
✅ масса – 122 кг
Основной модификацией стал тип 477/00. Вместе с ним предлагался и вариант 477/01. Он получил отдельную систему OILMASTR, обеспечивавшую смазку цилиндров без разбавления бензина прямо в баке. Для такой версии понадобился циркуляционный насос, собиравший масло из бачка, расположенного с левой стороны под седлом.
Позже он подавал вещество по трубке в пространство между картерами и карбюратором, где находилось отверстие форсунки в диффузоре последнего. Там и создавалась жизненно важная для каждого двухтактника смесь. Вот характеристики силового агрегата CZ 175/477:
✅ рабочий объем – 172 куб. см
✅ мощность – 13,5 л. с/10 кВт
✅ запас топлива – 11,5 л
✅ запас масла (для 477/01) – 1 л
✅ расход топлива – 3,4 л/100 км
Остается только добавить, что двигатель имел степень сжатия – 1:8,6 и 4-ступенчатую механическую коробку передач. Он стал бестселлером нижней кубатурной ниши на все 70-е. Новая 175-кубовая модель появилась только в начале следующего десятилетия. В 1969 году за такую технику просили 6800 чехословацких крон (850 советских рублей).
175-кубовый мотоцикл из 80-х
В середине 80-х советские байкеры могли наслаждаться самой последней 350-кубовой моделью из Страконице (350/472.6). Она обладала самым современным дизайном и даже сейчас, четыре десятилетия спустя, выглядит довольно неплохо (для большинства – очень ностальгично).

Многие же их чехословацкие коллеги довольствовались более скромным аналогом. Хотя этот мотоцикл и унаследовал передовой внешний дизайн, но имел вполовину меньший объем двигателя. Он стал дальнейшим развитием и совершенствованием типа 477.
CZ 175/487 встал на заводской конвейер в 1983 году. Хотя он и получил улучшенную внешность, но подавляющее большинство элементов сюда перекочевало от прежней модели.
Хотя обновление конструкции коснулись лишь каких-то мелких элементов, их собрался довольно внушительный список. К примеру, двухклавишный тормоз, который сохранял эффективную работу системы безопасности даже в случае износа тормозных колодок. А вот и весь неполный список:
✅ более мощная динамо-машина (для указателей поворота – 75 Вт)
✅ стоп-сигнал с управлением от переднего тормоза
✅ руль с новой формой органов управления
✅ звуковой сигнал под шейкой передней телескопической вилки
В прошлой модели он располагался под баком, что делало его менее эффективным. Изменения в двигателе были связаны с переменами в переключении передач (первая – вниз). Передний фонарь представлял собой отдельный блок, который вставлялся в пластиковый корпус.
Над ним нашлось место для алюминиевой отливки, в которую вставлялся тахометр большего диаметра. Его сопровождали распределительная коробка и контрольные лампы. Завершали общую картину светоотражатели, которые чехи тогда любители ставить в большом количестве (спереди – оранжевые, а сзади – красные).

По сравнению с предшественником, мощность выросла на полторы «лошадки». А вот скорость и масса упали (соответственно: на двадцать и семнадцать пунктов). Немного выросло и потребление топлива. Спереди устанавливались шины 3,00х21, сзади – 3,50х18.
У этого мотоцикла проявилась хорошо знакомая многим «чезетовская болячка» – вибрация двигателя на высоких оборотах. Но это никак не повлияло на его популярность. Последней 175-кубовой модификацией стал тип 487/03. Стоимость мотоцикла в начале продаж составляла 8600 чехословацких крон (1075 рублей).
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Shacman «приехал» – китайские самосвалы перестанут продавать в России
У Генеральной прокуратуры и главы Минпромторга возникли вопросы к качеству китайской продукции. Все подробности прошедшей проверки можно узнать из нашего...

«Кто крайний?» – строительство нового ракетно-космического комплекса выходит на финишную прямую
И уже формируется очередь из желающих совершить пуски с «Байтерека». Россия оттуда будет запускать свой «Союз-5». Все подробности читайте в нашем материале....

Третьему мосту через Волгу быть – проект одобрен и профинансирован
Президент поспособствовал скорейшему началу возведения. Вместе с ним построят новую магистраль, которая решит транспортные проблемы Ярославля, но не все жители...

Ограничения сняты – ПД-14 получил новый сертификат
Двигатель стал еще на шаг ближе к серийному производству. Силовой установке дали важное разрешение....

МС-21 получит инновационный двигатель
Это будет все тот же ПД-14, но созданный с привлечением новых передовых технологий. Подробнее об этом читайте в нашем материале....

Новый грузовой самолет Nuuva V300 совершил свой первый полет
По сути это беспилотный летательный контейнер, получивший нетипичную для таких аппаратов конструкцию и впечатляющий запас хода. Подробнее о проекте читайте в...

Стало известно, какой ресурс закладывает в новые двигатели АВТОВАЗ – мнения водителей
Инженеры и руководство компании назвали минимальные цифры, на которые нужно ориентироваться. А вот окажутся ли они выше – зависит от множества факторов....

Новинка Алексея Гарагашьяна: что на смену «Шерпа»
Изобретатель, инженер, автогонщик, конструктор. Алексей произвел если не революцию, то уж точно фурор в мире внедорожной техники. При этом скромный и...

В Нижнем Новгороде построят еще 158 кораблей
В их числе сухогрузы и круизные лайнеры. Сумма контракта превышает 162 млрд рублей....

Новый перронный автобус МАЗ умеет то, чего не могут другие
Минский автомобильный завод показал автобус, который может изменить представление о транспорте в аэропортах. На первый взгляд ничего нестандартного. Казалось...

Серийное производство самолетов «Байкал» стартует до конца года
По крайней мере, новый производственный корпус к этому времени построят. И проект контролируется президентом России....

Еще один российский пикап поступил в продажу – у него пять мест и большой грузовой отсек
Это новинка от российского бренда Sollers. Автомобиль, известный как ST8, предлагается с разными типами двигателей....

МАЗ-200 АДС-50: редкое наследие великой страны
Мало кто из современников видел машину воочию, уникальную конструктивно и по функционалу. Разве что посетители саратовского Парка Победы и автомобильного музея...

Новая Honda CR-V – воплощение экономичного и надежного кроссовера
Российский автомобильный рынок давно привык к китайскому автопрому. Поэтому появление новых моделей от ведущих мировых производителей – это всегда событие. Не...

Советские грузовики, которые буквально уничтожали топливо
Советский Союз не страдал от нехватки бензина, поэтому дизельные автомобили там появились достаточно поздно. И не потому, что топливо вдруг начали экономить....

Российский авиалайнер SJ-100 уже почти готов – осталось только совместить два самолета
Сейчас испытания проходят два авиалайнера. Если собрать их в один, получится на 100% импортозамещенный SJ-100....