Последние мотоциклы CZ из 175-кубовой линейки (тип 477 и 487)
Когда советские поклонники впервые познакомились с чехословацкими мотоциклами CZ, то это был аппарат со скромным 175-кубовым двигателем. В противоположность ему, конкурирующая Jawa могла похвалиться моторами с рабочим объемом 250/350 куб. см.
Более мощная техника всегда пользовалась большим спросом, поэтому последующие модели из Страконице для советских покупателей неизменно комплектовались 350-кубовыми силовыми агрегатами марки Jawa. И, как говорится, все были этим только довольны.
В то же время, для внутреннего рынка бренд CZ продолжал предлагать легкие одноцилиндровые мотоциклы рабочим объемом в 175 куб. см. И они всегда находили своих поклонников, пользуясь неизменным спросом. Скажу больше, даже сейчас ценители ретро-техники бережно хранят оставшихся из них в живых, с гордостью демонстрируя на разных слетах или выставках.
Да, для постсоветского пространства такие байки могут являться каким-то нонсенсом – многие даже не слышали об их существовании. Поэтому продолжая рассказывать о подобных аппаратах, надеемся, сможем немного расширить кругозор отечественных ценителей двухколесной техники.
Эра обтекаемых элементов в моторе типа 450 в конце 60-х пришла к своему завершению. Теперь он имел угловатые черты и сопровождался квадратным цилиндром. Что-то новое всегда воспринимается неоднозначно. Но, пожалуй, иная геометрия придавала двигателю более внушительный и солидный вид.
Кто-то даже заявлял, что тип 477 – идеальный аппарат для своего времени, т. е. наступающей эры 70-х. Но в новое десятилетие он вошел уже с заметными доработками и улучшениями, выразившимися в:
✅ замене реле зарядки на отдельное, установленное под левым коробом
✅ новом глушителе с бумажным фильтрующим вкладышем
✅ полностью модернизированном кривошипно-шатунном механизме
✅ подшипниках кривошипа, смазывавшихся трансмиссионным маслом
Этот момент отлично поспособствовал увеличению срока службы последних. Особенно, в случае длительного простоя техники. В то же время, «наследство» от прошлой модели 450 тоже выглядело очень внушительным: коробка передач вместе со сцеплением, динамо-машина и полная проводка (до 1970 года). А вот дальше – все новое. В том числе и квадратная головка блока цилиндров или подобные же картеры.
Поршень для достижения меньшего расширения решили отлить с большим содержанием магния. Это дало гарантию того, что даже при высоких температурах в двигателе между цилиндром и поршнем зазор сохранится неизменным.
Для увеличения срока службы поршневого пальца бронзовую втулку заменили на игольчатый подшипник с 28 элементами. А головку блока разумно снабдили стойкой, имеющей соединение с рамой мотоцикла. Это дало возможность избегать неприятных резонансов в работе силового агрегата CZ 175/477.
Под седлом в алюминиевой отливке, на которую навешивались хомуты, нашлось место для хранения инструментов и вышеупомянутого глушителя с бумажным фильтром. Аккумулятор располагался с правой стороны. Слева мог находиться дополнительный ящик либо мастер-бак масла (в случае отдельной смазки).
Топливный резервуар создатели установили на резиновых подушках. Это оказалось очень кстати в стремлении устранить неприятные вибрации на высоких оборотах двигателя. Впереди на двух кронштейнах расположилась отдельная маска переднего света. В ней нашлось место для:
✅ нового тахометра с подсветкой меньшего диаметра
✅ распределительной коробки
✅ двух индикаторов: зарядки и дальнего света
Передние телескопические амортизаторы получили больший охват планерных втулок вместе с пружинами, перенесенными внутрь опорных трубок. Задний маятник решили изготовить из труб круглого сечения. Он демпфировался парой амортизаторов с открытыми пружинами.
На мотоцикл установили 18-дюймовые колеса и ступицы нового типа. Они компоновались тормозами и розеткой. Последняя оснащалась стопорными втулками, передающими мощность на заднее колесо. Вот некоторые из характеристик мотоцикла:
✅ передняя шина – 2,75х18
✅ задняя шина – 3,00х18
✅ максимальная скорость – 110 км/ч
✅ масса – 122 кг
Основной модификацией стал тип 477/00. Вместе с ним предлагался и вариант 477/01. Он получил отдельную систему OILMASTR, обеспечивавшую смазку цилиндров без разбавления бензина прямо в баке. Для такой версии понадобился циркуляционный насос, собиравший масло из бачка, расположенного с левой стороны под седлом.
Позже он подавал вещество по трубке в пространство между картерами и карбюратором, где находилось отверстие форсунки в диффузоре последнего. Там и создавалась жизненно важная для каждого двухтактника смесь. Вот характеристики силового агрегата CZ 175/477:
✅ рабочий объем – 172 куб. см
✅ мощность – 13,5 л. с/10 кВт
✅ запас топлива – 11,5 л
✅ запас масла (для 477/01) – 1 л
✅ расход топлива – 3,4 л/100 км
Остается только добавить, что двигатель имел степень сжатия – 1:8,6 и 4-ступенчатую механическую коробку передач. Он стал бестселлером нижней кубатурной ниши на все 70-е. Новая 175-кубовая модель появилась только в начале следующего десятилетия. В 1969 году за такую технику просили 6800 чехословацких крон (850 советских рублей).
В середине 80-х советские байкеры могли наслаждаться самой последней 350-кубовой моделью из Страконице (350/472.6). Она обладала самым современным дизайном и даже сейчас, четыре десятилетия спустя, выглядит довольно неплохо (для большинства – очень ностальгично).
Многие же их чехословацкие коллеги довольствовались более скромным аналогом. Хотя этот мотоцикл и унаследовал передовой внешний дизайн, но имел вполовину меньший объем двигателя. Он стал дальнейшим развитием и совершенствованием типа 477.
Хотя обновление конструкции коснулись лишь каких-то мелких элементов, их собрался довольно внушительный список. К примеру, двухклавишный тормоз, который сохранял эффективную работу системы безопасности даже в случае износа тормозных колодок. А вот и весь неполный список:
✅ более мощная динамо-машина (для указателей поворота – 75 Вт)
✅ стоп-сигнал с управлением от переднего тормоза
✅ руль с новой формой органов управления
✅ звуковой сигнал под шейкой передней телескопической вилки
В прошлой модели он располагался под баком, что делало его менее эффективным. Изменения в двигателе были связаны с переменами в переключении передач (первая – вниз). Передний фонарь представлял собой отдельный блок, который вставлялся в пластиковый корпус.
Над ним нашлось место для алюминиевой отливки, в которую вставлялся тахометр большего диаметра. Его сопровождали распределительная коробка и контрольные лампы. Завершали общую картину светоотражатели, которые чехи тогда любители ставить в большом количестве (спереди – оранжевые, а сзади – красные).
По сравнению с предшественником, мощность выросла на полторы «лошадки». А вот скорость и масса упали (соответственно: на двадцать и семнадцать пунктов). Немного выросло и потребление топлива. Спереди устанавливались шины 3,00х21, сзади – 3,50х18.
У этого мотоцикла проявилась хорошо знакомая многим «чезетовская болячка» – вибрация двигателя на высоких оборотах. Но это никак не повлияло на его популярность. Последней 175-кубовой модификацией стал тип 487/03. Стоимость мотоцикла в начале продаж составляла 8600 чехословацких крон (1075 рублей).
Более мощная техника всегда пользовалась большим спросом, поэтому последующие модели из Страконице для советских покупателей неизменно комплектовались 350-кубовыми силовыми агрегатами марки Jawa. И, как говорится, все были этим только довольны.
CZ 175/477 ведет свою историю с 1968 года. Фото: youtube.com
В то же время, для внутреннего рынка бренд CZ продолжал предлагать легкие одноцилиндровые мотоциклы рабочим объемом в 175 куб. см. И они всегда находили своих поклонников, пользуясь неизменным спросом. Скажу больше, даже сейчас ценители ретро-техники бережно хранят оставшихся из них в живых, с гордостью демонстрируя на разных слетах или выставках.
Да, для постсоветского пространства такие байки могут являться каким-то нонсенсом – многие даже не слышали об их существовании. Поэтому продолжая рассказывать о подобных аппаратах, надеемся, сможем немного расширить кругозор отечественных ценителей двухколесной техники.
Новые мотоциклы с квадратными цилиндрами
Эра обтекаемых элементов в моторе типа 450 в конце 60-х пришла к своему завершению. Теперь он имел угловатые черты и сопровождался квадратным цилиндром. Что-то новое всегда воспринимается неоднозначно. Но, пожалуй, иная геометрия придавала двигателю более внушительный и солидный вид.
Таким силовым агрегатом в 1968 году начал компоноваться 175-кубовый мотоцикл CZ тип 477. Позже многие согласились, что он имел гораздо более современный дизайн, чем у его предшественника.
Кто-то даже заявлял, что тип 477 – идеальный аппарат для своего времени, т. е. наступающей эры 70-х. Но в новое десятилетие он вошел уже с заметными доработками и улучшениями, выразившимися в:
✅ замене реле зарядки на отдельное, установленное под левым коробом
✅ новом глушителе с бумажным фильтрующим вкладышем
✅ полностью модернизированном кривошипно-шатунном механизме
✅ подшипниках кривошипа, смазывавшихся трансмиссионным маслом
Этот момент отлично поспособствовал увеличению срока службы последних. Особенно, в случае длительного простоя техники. В то же время, «наследство» от прошлой модели 450 тоже выглядело очень внушительным: коробка передач вместе со сцеплением, динамо-машина и полная проводка (до 1970 года). А вот дальше – все новое. В том числе и квадратная головка блока цилиндров или подобные же картеры.
Поршень для достижения меньшего расширения решили отлить с большим содержанием магния. Это дало гарантию того, что даже при высоких температурах в двигателе между цилиндром и поршнем зазор сохранится неизменным.
CZ тип 477 – переделка для бездорожья. Фото: youtube.com
Для увеличения срока службы поршневого пальца бронзовую втулку заменили на игольчатый подшипник с 28 элементами. А головку блока разумно снабдили стойкой, имеющей соединение с рамой мотоцикла. Это дало возможность избегать неприятных резонансов в работе силового агрегата CZ 175/477.
Другие особенности устройства CZ 175/477
Под седлом в алюминиевой отливке, на которую навешивались хомуты, нашлось место для хранения инструментов и вышеупомянутого глушителя с бумажным фильтром. Аккумулятор располагался с правой стороны. Слева мог находиться дополнительный ящик либо мастер-бак масла (в случае отдельной смазки).
Топливный резервуар создатели установили на резиновых подушках. Это оказалось очень кстати в стремлении устранить неприятные вибрации на высоких оборотах двигателя. Впереди на двух кронштейнах расположилась отдельная маска переднего света. В ней нашлось место для:
✅ нового тахометра с подсветкой меньшего диаметра
✅ распределительной коробки
✅ двух индикаторов: зарядки и дальнего света
Передние телескопические амортизаторы получили больший охват планерных втулок вместе с пружинами, перенесенными внутрь опорных трубок. Задний маятник решили изготовить из труб круглого сечения. Он демпфировался парой амортизаторов с открытыми пружинами.
CZ 175/487 появился в 1983 году. Фото: youtube.com
На мотоцикл установили 18-дюймовые колеса и ступицы нового типа. Они компоновались тормозами и розеткой. Последняя оснащалась стопорными втулками, передающими мощность на заднее колесо. Вот некоторые из характеристик мотоцикла:
✅ передняя шина – 2,75х18
✅ задняя шина – 3,00х18
✅ максимальная скорость – 110 км/ч
✅ масса – 122 кг
Основной модификацией стал тип 477/00. Вместе с ним предлагался и вариант 477/01. Он получил отдельную систему OILMASTR, обеспечивавшую смазку цилиндров без разбавления бензина прямо в баке. Для такой версии понадобился циркуляционный насос, собиравший масло из бачка, расположенного с левой стороны под седлом.
Позже он подавал вещество по трубке в пространство между картерами и карбюратором, где находилось отверстие форсунки в диффузоре последнего. Там и создавалась жизненно важная для каждого двухтактника смесь. Вот характеристики силового агрегата CZ 175/477:
✅ рабочий объем – 172 куб. см
✅ мощность – 13,5 л. с/10 кВт
✅ запас топлива – 11,5 л
✅ запас масла (для 477/01) – 1 л
✅ расход топлива – 3,4 л/100 км
Остается только добавить, что двигатель имел степень сжатия – 1:8,6 и 4-ступенчатую механическую коробку передач. Он стал бестселлером нижней кубатурной ниши на все 70-е. Новая 175-кубовая модель появилась только в начале следующего десятилетия. В 1969 году за такую технику просили 6800 чехословацких крон (850 советских рублей).
175-кубовый мотоцикл из 80-х
В середине 80-х советские байкеры могли наслаждаться самой последней 350-кубовой моделью из Страконице (350/472.6). Она обладала самым современным дизайном и даже сейчас, четыре десятилетия спустя, выглядит довольно неплохо (для большинства – очень ностальгично).
175-кубовый двигатель CZ 175/487. Фото: youtube.com
Многие же их чехословацкие коллеги довольствовались более скромным аналогом. Хотя этот мотоцикл и унаследовал передовой внешний дизайн, но имел вполовину меньший объем двигателя. Он стал дальнейшим развитием и совершенствованием типа 477.
CZ 175/487 встал на заводской конвейер в 1983 году. Хотя он и получил улучшенную внешность, но подавляющее большинство элементов сюда перекочевало от прежней модели.
Хотя обновление конструкции коснулись лишь каких-то мелких элементов, их собрался довольно внушительный список. К примеру, двухклавишный тормоз, который сохранял эффективную работу системы безопасности даже в случае износа тормозных колодок. А вот и весь неполный список:
✅ более мощная динамо-машина (для указателей поворота – 75 Вт)
✅ стоп-сигнал с управлением от переднего тормоза
✅ руль с новой формой органов управления
✅ звуковой сигнал под шейкой передней телескопической вилки
В прошлой модели он располагался под баком, что делало его менее эффективным. Изменения в двигателе были связаны с переменами в переключении передач (первая – вниз). Передний фонарь представлял собой отдельный блок, который вставлялся в пластиковый корпус.
Над ним нашлось место для алюминиевой отливки, в которую вставлялся тахометр большего диаметра. Его сопровождали распределительная коробка и контрольные лампы. Завершали общую картину светоотражатели, которые чехи тогда любители ставить в большом количестве (спереди – оранжевые, а сзади – красные).
До боли знакомый дизайн последней линейки мотоциклов CZ. Фото: youtube.com
По сравнению с предшественником, мощность выросла на полторы «лошадки». А вот скорость и масса упали (соответственно: на двадцать и семнадцать пунктов). Немного выросло и потребление топлива. Спереди устанавливались шины 3,00х21, сзади – 3,50х18.
У этого мотоцикла проявилась хорошо знакомая многим «чезетовская болячка» – вибрация двигателя на высоких оборотах. Но это никак не повлияло на его популярность. Последней 175-кубовой модификацией стал тип 487/03. Стоимость мотоцикла в начале продаж составляла 8600 чехословацких крон (1075 рублей).
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Почему Ил-96 летает только «под» президентом?
Эта модель самолета могла бы использоваться российскими компаниями для перевозки пассажиров. Но этого не происходит, и на то есть свои причины....
Зачем в Ан-2 отверстия в сиденьях и почему нет туалета
Советский авиапром выпускал Ан-2 в разных вариациях: были обычные версии, санитарные, пожарные, десантные и многие другие. Но некоторые характерные приметы...
Как в Китае плавают над горами
Корабль, который плывет на высоте несколько километров над уровнем моря – противоестественное зрелище. Тем не менее такое существует. В Китае, где много...
Российские Evolute: очередной «автомобильный пузырь» готов схлопнуться
Похоже, дело идет к концу, едва начавшись. Электрокары отечественного бренда «Эволют» не пошли в народ. Положение дел грозит стать катастрофическим. Попробуем...
В России началось производство нового грузовика «Урал-80»
Он получил двигатель ЯМЗ-535 и современный дизайн. Техника будет универсальной....
HA420 Honda Jet – самолет, более чем надежный
Эта модель самолета проходила многолетние проверки, прежде чем попасть в первому заказчику. Япония не известна своими самолетами, но этот вызывает должное...
В Калуге наладят производство конкурента Lada Largus
Peugeot Partner может составить конкуренцию «Ларгусу». Продажи ожидаются в этом году....
Бесстыковые рельсы: стука колес не будет?
Бесстыковая технология укладки ж/д пути распространена во всем мире, в т. ч. и РФ. Какие плюсы и минусы у рельсов без стыков?...
Илон Маск «впереди планеты всей» – в 10 раз больше груза
Компания SpaceX за 2024 год вывела на орбиту почти 1500 тонн полезных грузов, опередив все остальные космические организации мира, вместе взятые, десятикратно....
Китайский пассажирский авиалайнер COMAC C919 собирается покорять страны ЕС
Есть мнение, что эти самолеты будут массово закупать и в России. Тем более, производитель планирует многократное увеличение объемов производства....
Fokker 100: стремительный «взлет» и быстрая «посадка»
Создание самолета попало в точку: такие были очень нужны на линиях средней протяженности. Но удача не долго сопутствовала добротной машине....
Известный производитель снегоходов завершит выпуск техники в 2025 году
Причина тому – падение спроса на технику. Проблемы испытывают и другие популярные бренды....
Почему «кей-кары» могут быть востребованы в России
Ответ прост. Это современные и экономичные автомобили за 1 млн рублей....
Как «КАМАЗ» делает новые дизели
КАМАЗ-910 – перспективный российский дизель для грузовых автомобилей, начало производства которого стало важным этапом в развитии отечественного...
SpaceX: после шестого полета Starship взят курс на Луну
SpaceX отчиталась о шестом успешном испытательном полете Starship: ускорительный многоразовый модуль и космический корабль вернулись на Землю. Впереди – полеты...
Эксклюзивный полет на советском авиалайнере Ту-134
Авиалайнер Ту-134 – это легенда советской пассажирской авиации. Его производство началось в 1966, а закончилось в 1989 году. Считается одним из самых массовых...