Darracq 200HP – «чумовая» огнедышащая телега из 1905 года
«Родиной скорости» называют Америку. Ее «автомобильным сердцебиением» считают бесподобный стук больших моторов V8. Однако разберемся: в цокоте «пальчиков», если напрячь ухо, слышится явный французский акцент. Именно «лягушатники» были первыми на пьедестале с моделью Darracq 200HP.
Знатоки истории машиностроения вспомнят Говарда Мармона из Индианаполиса. Справедливо. Но в 1904-ом свою серийную машину Marmon Model A инженер оснастил мотором V4 мощностью 20 л. с. Продал всего 6 экземпляров, мировых рекордов скорости не устанавливал. В 1906-ом пытался построить V6, но не решил проблему с балансировкой. А честь первого 8-цилиндрового бензинового двигателя с конфигурацией V принадлежит все же Александру Дарраку. Подробнее…
Имя выдающегося гражданина Франции, промышленника и инвестора, всплывало в нашем раннем материале о Talbot Lago Grand Sport. Успешный бизнесмен А. Даррак до 1896 года производил в Сюрене под Парижем велосипеды.
В момент зарождения машиностроения автомобильная вожжа незамедлительно попала под хвост уважаемого человека. И далее конский аксессуар направлял фабриканта к созданию лучших образцов отрасли: красивых, надежных, быстрых. Последнее волновало более: вспомним бешеную гонку за скоростями, в которую включились производители по обе стороны Атлантики.
Соревнования «самоходных экипажей» проводились стихийно и организованно. Складывались правила и регламенты автогонок, строились закольцованные и прямые треки, хотя и шоссейные дороги оставались «полем битвы» за скорость. Важной фигурой выступали хронометристы, которые уже тогда до сотых долей фиксировали путь и время прохождения спортивных трасс.
В машинах Александра Даррака до 1905 года выпуска не было ничего особо выдающегося. Кроме, как писали газеты, «идеального баланса и гармонии каждой детали». Ну, не скажите: изменение частоты вращения двигателя от 100 до 2000 об/мин – заслуга французского автостроителя. Достижение было результатом регулировки зажигания и впускных клапанов.
Над моторами работал прирожденный инженер Луи Рибейроль, получивший образование в колледже искусств и ремесел в Шалон-сюр-Марн. В крошечном чертежном кабинете с видом на механический цех конструктор придумал соединить на общем картере две рядные «четверки» под углом 90°. Прикрепили самым простым способом – болтами. Получилось хитро: пара противоположных цилиндров при помощи вилочных шатунов обслуживалась одним ходом коленвала.
Блестящая идея с V-образным расположением посетила Рибейроля неслучайно. Пришлось думать под нажимом требований к спорткарам: нужно было сохранить вес болида не выше 1 тонны. С новой конструкцией снаряженная масса автомобиля потянула 990 кг.
Четыре комплекта парных литых цилиндров имели каждый по 160 мм в диаметре и 140 мм хода поршня. Паспортный рабочий объем составлял 22,5 л. Оригинальный двигатель с частью шасси дошел до наших дней. При реставрации агрегата в 2000-х были сделаны тщательные замеры, которые показали 25,422 л объема. Размеры цилиндров оказались 170х140 мм. А мощность 16-клапанника?.. Она потрясающая. Отображена в названии автомобиля – 200 л. с. при вращении вала 1200 об/мин.
Недавно мы касались темы старинных ДВС огромных размеров. Речь шла о FIAT S76 1911, «Туринском чудовище» с 28-литровым движком. Упоминали, что путь к мощности, по представлениям инженеров тех лет, лежал через увеличение объема силовой установки. «Итальянец» генерировал 290 «лошадей». Но это было на 6 лет позднее нашего героя.
Возвращаясь к «французу»: автомобиль представлял собой примитив в чистейшем виде – двигатель на колесах. Платформу изготовили из штампованной стали Arbel. Мотор расположили низко на шасси спереди продольно.
Привод подавался на задние колеса. Здесь установили 2-скоростную ось. Рычаг переключения передач расположили между ног пилота. Понятно, что ни задней передачи, ни дифференциала не было, как и тормозов на передние колеса.
Конструкторы не позаботились также о кузове или его подобии, дабы не увеличивать вес авто. Не настелили полы: пассажир или штурман упирали ноги в поперечину шасси. Опустить глаза на дорогу во время движения аппарата означало самоубийство.
Салоном в машине называть нечего. Ездоки устраивались на ковшеобразных сиденьях. Впрочем, автокресла, как писал очевидец, были «больше ковшами, чем сиденьями».
В передней части машины разработчики расположили радиатор V-образной формы. Деталь охлаждения двигателя изготавливала фирма Grouvel & Arquembourg. Емкость для воды, имеющую вид снаряда, поместили над цилиндрами. Да, стайлинг – так себе. Но модель создавали с единственной целью – пройти по лицу планеты с наивысшей скоростью.
В конце декабря 1905 года автомобиль подготовили к гонкам. Доставили на юг страны. Заезды проходили на дороге Салона. Судейскую команду возглавлял президент местного автомобильного клуба. Пилотировал болид титулованный автогонщик Виктор Хемери.
Изрыгая пламя из выхлопных труб, оглашая окрестности невероятным грохотом, поднимая клубы пыли, машина 4 раза прошла по километровой трассе. Причем в одну и другую сторону показала удивительно ровные результаты. Хронометры зафиксировали от 20,6 до 21,8 секунд. Это означало, скорость равна 175 км/ч.
Мировой рекорд! Публика впервые наблюдала транспортное средство, способное реально обогнать поезд. Газеты писали:
Но победитель остался недовольным. Если бы не отвратительная погода, ворчал Виктор Хемери, скорость могла быть выше. Вскоре спортсмену представилась возможность доказать это, как и проявить свой несносный характер.
Могучий Darracq 200HP погрузили на корабль и отправили на «Флоридскую неделю» 1906. Здесь, в Ормонд-Дейтона-Бич, проходили четвертые ежегодные автогонки.
Накануне соревнований выяснилось неприятное обстоятельство: вес автомобиля превышает допустимый для своего класса. Темпераментный Виктор бушевал, опротестовывал решение судей. Делу помог дистрибьютор Darracq в США: перегруженный автомобиль облегчили, убрав некую деталь.
Однако нервный француз опять чуть не сорвал участие модели в заезде: трижды допустил фальстарт. Парня отстранили, преподав хорошенький урок «американской дисциплины».
«Двухсотый» к мировому рекорду повел великий Луи Шевроле. Одну милю спортсмен преодолел за 30,6 сек. Но Фред Мэрриотт на паровом Stanley Rocket прошел дистанцию за 28,2 сек (скорость 205,443 км/ч). Не унижение ли для прогрессивных ДВС?
И только в последний день соревнований второй французский пилот В. Демогеот на 2-мильном отрезке низверг к ногам Stanley. Скорость «Даррака» была 122,5 миль/час (197 км/ч) – высший результат, достигнутый на первом V8. Демогеот получил титул «Короля скорости мира».
Дальнейшая судьба спорткара сложилась относительно благополучно. После триумфа машина отправилась на родину, где ее купил британец Элджи Ли Гиннесс. Гонял, ставил европейские рекорды. На хранении в гараже хозяина авто находилось до 1954 года.
Затем двигатель с частью шасси (остальные компоненты не сохранились) выкупил Джеральд Фиркинс.
Фанат марки и коллекционер олдтаймеров восстановил машину к 100-летнему юбилею. В 2005 году реставрированный спорткар демонстрировали на «Фестивале скорости» в Гудвуде. Через год после события «ветеран» автомобильной отрасли «двухсотый» обрел нового владельца за $250 444. Приятно, что хотя бы эта модель не утеряна для человечества.
Знатоки истории машиностроения вспомнят Говарда Мармона из Индианаполиса. Справедливо. Но в 1904-ом свою серийную машину Marmon Model A инженер оснастил мотором V4 мощностью 20 л. с. Продал всего 6 экземпляров, мировых рекордов скорости не устанавливал. В 1906-ом пытался построить V6, но не решил проблему с балансировкой. А честь первого 8-цилиндрового бензинового двигателя с конфигурацией V принадлежит все же Александру Дарраку. Подробнее…
Исторический экскурс
Имя выдающегося гражданина Франции, промышленника и инвестора, всплывало в нашем раннем материале о Talbot Lago Grand Sport. Успешный бизнесмен А. Даррак до 1896 года производил в Сюрене под Парижем велосипеды.
Darracq 200HP, созданный с целью покорить мировую скорость на суше. Фото: YouTube.com
В момент зарождения машиностроения автомобильная вожжа незамедлительно попала под хвост уважаемого человека. И далее конский аксессуар направлял фабриканта к созданию лучших образцов отрасли: красивых, надежных, быстрых. Последнее волновало более: вспомним бешеную гонку за скоростями, в которую включились производители по обе стороны Атлантики.
Соревнования «самоходных экипажей» проводились стихийно и организованно. Складывались правила и регламенты автогонок, строились закольцованные и прямые треки, хотя и шоссейные дороги оставались «полем битвы» за скорость. Важной фигурой выступали хронометристы, которые уже тогда до сотых долей фиксировали путь и время прохождения спортивных трасс.
В машинах Александра Даррака до 1905 года выпуска не было ничего особо выдающегося. Кроме, как писали газеты, «идеального баланса и гармонии каждой детали». Ну, не скажите: изменение частоты вращения двигателя от 100 до 2000 об/мин – заслуга французского автостроителя. Достижение было результатом регулировки зажигания и впускных клапанов.
Двигатель Darracq 200HP. Фото: YouTube.com
Над моторами работал прирожденный инженер Луи Рибейроль, получивший образование в колледже искусств и ремесел в Шалон-сюр-Марн. В крошечном чертежном кабинете с видом на механический цех конструктор придумал соединить на общем картере две рядные «четверки» под углом 90°. Прикрепили самым простым способом – болтами. Получилось хитро: пара противоположных цилиндров при помощи вилочных шатунов обслуживалась одним ходом коленвала.
Строение модели Darracq 200HP
Блестящая идея с V-образным расположением посетила Рибейроля неслучайно. Пришлось думать под нажимом требований к спорткарам: нужно было сохранить вес болида не выше 1 тонны. С новой конструкцией снаряженная масса автомобиля потянула 990 кг.
Четыре комплекта парных литых цилиндров имели каждый по 160 мм в диаметре и 140 мм хода поршня. Паспортный рабочий объем составлял 22,5 л. Оригинальный двигатель с частью шасси дошел до наших дней. При реставрации агрегата в 2000-х были сделаны тщательные замеры, которые показали 25,422 л объема. Размеры цилиндров оказались 170х140 мм. А мощность 16-клапанника?.. Она потрясающая. Отображена в названии автомобиля – 200 л. с. при вращении вала 1200 об/мин.
Знаменитый «двухсотый» выжимает из мотора скоростной рекорд. Фото: YouTube.com
Недавно мы касались темы старинных ДВС огромных размеров. Речь шла о FIAT S76 1911, «Туринском чудовище» с 28-литровым движком. Упоминали, что путь к мощности, по представлениям инженеров тех лет, лежал через увеличение объема силовой установки. «Итальянец» генерировал 290 «лошадей». Но это было на 6 лет позднее нашего героя.
Возвращаясь к «французу»: автомобиль представлял собой примитив в чистейшем виде – двигатель на колесах. Платформу изготовили из штампованной стали Arbel. Мотор расположили низко на шасси спереди продольно.
Darracq 200HP: коллекционер Джеральд Фиркинс восстановил спорткар к 100-летнему юбилею модели. Фото: YouTube.com
Привод подавался на задние колеса. Здесь установили 2-скоростную ось. Рычаг переключения передач расположили между ног пилота. Понятно, что ни задней передачи, ни дифференциала не было, как и тормозов на передние колеса.
Прочие особенности спорткара
Конструкторы не позаботились также о кузове или его подобии, дабы не увеличивать вес авто. Не настелили полы: пассажир или штурман упирали ноги в поперечину шасси. Опустить глаза на дорогу во время движения аппарата означало самоубийство.
Салоном в машине называть нечего. Ездоки устраивались на ковшеобразных сиденьях. Впрочем, автокресла, как писал очевидец, были «больше ковшами, чем сиденьями».
Разве не удовольствие – послушать старинный мотор?
В передней части машины разработчики расположили радиатор V-образной формы. Деталь охлаждения двигателя изготавливала фирма Grouvel & Arquembourg. Емкость для воды, имеющую вид снаряда, поместили над цилиндрами. Да, стайлинг – так себе. Но модель создавали с единственной целью – пройти по лицу планеты с наивысшей скоростью.
Спортивная карьера
В конце декабря 1905 года автомобиль подготовили к гонкам. Доставили на юг страны. Заезды проходили на дороге Салона. Судейскую команду возглавлял президент местного автомобильного клуба. Пилотировал болид титулованный автогонщик Виктор Хемери.
Изрыгая пламя из выхлопных труб, оглашая окрестности невероятным грохотом, поднимая клубы пыли, машина 4 раза прошла по километровой трассе. Причем в одну и другую сторону показала удивительно ровные результаты. Хронометры зафиксировали от 20,6 до 21,8 секунд. Это означало, скорость равна 175 км/ч.
Darracq 200HP на «Фестивале скорости» в британском Гудвуде 2005. Фото: YouTube.com
Мировой рекорд! Публика впервые наблюдала транспортное средство, способное реально обогнать поезд. Газеты писали:
… это скорость ураганов, которые сносят дома и деревья, бурь, которые оказывают грозное давление в 300 кг на квадратный метр на поверхности, с которыми они сталкиваются...
Но победитель остался недовольным. Если бы не отвратительная погода, ворчал Виктор Хемери, скорость могла быть выше. Вскоре спортсмену представилась возможность доказать это, как и проявить свой несносный характер.
В Америке
Могучий Darracq 200HP погрузили на корабль и отправили на «Флоридскую неделю» 1906. Здесь, в Ормонд-Дейтона-Бич, проходили четвертые ежегодные автогонки.
Накануне соревнований выяснилось неприятное обстоятельство: вес автомобиля превышает допустимый для своего класса. Темпераментный Виктор бушевал, опротестовывал решение судей. Делу помог дистрибьютор Darracq в США: перегруженный автомобиль облегчили, убрав некую деталь.
Однако нервный француз опять чуть не сорвал участие модели в заезде: трижды допустил фальстарт. Парня отстранили, преподав хорошенький урок «американской дисциплины».
«Двухсотый» к мировому рекорду повел великий Луи Шевроле. Одну милю спортсмен преодолел за 30,6 сек. Но Фред Мэрриотт на паровом Stanley Rocket прошел дистанцию за 28,2 сек (скорость 205,443 км/ч). Не унижение ли для прогрессивных ДВС?
И только в последний день соревнований второй французский пилот В. Демогеот на 2-мильном отрезке низверг к ногам Stanley. Скорость «Даррака» была 122,5 миль/час (197 км/ч) – высший результат, достигнутый на первом V8. Демогеот получил титул «Короля скорости мира».
Удержать Darracq 200HP в повороте – задача не из легких. Фото: YouTube.com
Дальнейшая судьба спорткара сложилась относительно благополучно. После триумфа машина отправилась на родину, где ее купил британец Элджи Ли Гиннесс. Гонял, ставил европейские рекорды. На хранении в гараже хозяина авто находилось до 1954 года.
Затем двигатель с частью шасси (остальные компоненты не сохранились) выкупил Джеральд Фиркинс.
Фанат марки и коллекционер олдтаймеров восстановил машину к 100-летнему юбилею. В 2005 году реставрированный спорткар демонстрировали на «Фестивале скорости» в Гудвуде. Через год после события «ветеран» автомобильной отрасли «двухсотый» обрел нового владельца за $250 444. Приятно, что хотя бы эта модель не утеряна для человечества.
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Почему Ил-96 летает только «под» президентом?
Эта модель самолета могла бы использоваться российскими компаниями для перевозки пассажиров. Но этого не происходит, и на то есть свои причины....
Зачем в Ан-2 отверстия в сиденьях и почему нет туалета
Советский авиапром выпускал Ан-2 в разных вариациях: были обычные версии, санитарные, пожарные, десантные и многие другие. Но некоторые характерные приметы...
Как в Китае плавают над горами
Корабль, который плывет на высоте несколько километров над уровнем моря – противоестественное зрелище. Тем не менее такое существует. В Китае, где много...
Российские Evolute: очередной «автомобильный пузырь» готов схлопнуться
Похоже, дело идет к концу, едва начавшись. Электрокары отечественного бренда «Эволют» не пошли в народ. Положение дел грозит стать катастрофическим. Попробуем...
В России началось производство нового грузовика «Урал-80»
Он получил двигатель ЯМЗ-535 и современный дизайн. Техника будет универсальной....
HA420 Honda Jet – самолет, более чем надежный
Эта модель самолета проходила многолетние проверки, прежде чем попасть в первому заказчику. Япония не известна своими самолетами, но этот вызывает должное...
В Калуге наладят производство конкурента Lada Largus
Peugeot Partner может составить конкуренцию «Ларгусу». Продажи ожидаются в этом году....
Бесстыковые рельсы: стука колес не будет?
Бесстыковая технология укладки ж/д пути распространена во всем мире, в т. ч. и РФ. Какие плюсы и минусы у рельсов без стыков?...
Илон Маск «впереди планеты всей» – в 10 раз больше груза
Компания SpaceX за 2024 год вывела на орбиту почти 1500 тонн полезных грузов, опередив все остальные космические организации мира, вместе взятые, десятикратно....
Китайский пассажирский авиалайнер COMAC C919 собирается покорять страны ЕС
Есть мнение, что эти самолеты будут массово закупать и в России. Тем более, производитель планирует многократное увеличение объемов производства....
Fokker 100: стремительный «взлет» и быстрая «посадка»
Создание самолета попало в точку: такие были очень нужны на линиях средней протяженности. Но удача не долго сопутствовала добротной машине....
Известный производитель снегоходов завершит выпуск техники в 2025 году
Причина тому – падение спроса на технику. Проблемы испытывают и другие популярные бренды....
Почему «кей-кары» могут быть востребованы в России
Ответ прост. Это современные и экономичные автомобили за 1 млн рублей....
SpaceX: после шестого полета Starship взят курс на Луну
SpaceX отчиталась о шестом успешном испытательном полете Starship: ускорительный многоразовый модуль и космический корабль вернулись на Землю. Впереди – полеты...
Как «КАМАЗ» делает новые дизели
КАМАЗ-910 – перспективный российский дизель для грузовых автомобилей, начало производства которого стало важным этапом в развитии отечественного...
Эксклюзивный полет на советском авиалайнере Ту-134
Авиалайнер Ту-134 – это легенда советской пассажирской авиации. Его производство началось в 1966, а закончилось в 1989 году. Считается одним из самых массовых...