Подушки двигателя: что от них зависит и когда менять
Знакомая ситуация: со временем вы стали замечать, что двигатель как-то слишком сильно вибрирует, трясется. Первое, что приходит в голову – мотор «троит», т. е. не работает один из цилиндров. Однако, проверка выявляет, что дело не в этом.
А причина может заключаться в опорах (подушках) двигателя. Даннные элементы рассчитаны на сравнительно длительный пробег: не менее 80, а то и 100 тыс. км. Поэтому на эти «второстепенные» детали как-то мало обращают внимания.
Наиболее распространен резинометаллический тип подушек: такие стоят практически на всех бюджетных машинах. Это пара металлических, обычно стальных, пластин, между которыми находится блок износоустойчивой резины. Детали соединяются «на горячую», т. е. привариваются. Иногда внутрь могут вмонтировать пружину для смягчения возможных ударов при проезде неровностей.
В спортивные авто ставят опоры из полиуретана: именно они гарантируют надежное, но жесткое крепление двигателя при наезде на препятствие. Некоторые резинометаллические подушки имеют разборную конструкцию.
Более сложные при изготовлении: представляют собой две камеры, заполненные технической жидкостью – антифризом либо специальным маслом. Между «резервуарами» есть мембрана, сглаживающая малые колебания. Сильные вибрации гасит жидкость. Гидроопоры могут настраиваться по-разному. Наиболее простой способ – механический. Это когда надо вручную отрегулировать подушки под конкретную модель авто или пожелания его владельца.
Боле «продвинутые» подушки имеют электронную настройку. Они автоматически подстраиваются под возникающие вибрации: становятся то жестче, то мягче. И еще один тип опор – динамический. Его можно отнести к электронному. Здесь используется металлизированная жидкость, меняющая вязкость под действием магнитного поля. А им управляют «мозги» автомобиля. Гидроопоры на электронике из-за дороговизны не применяют на массовых машинах – только на премиальных и спортивных.
Еще существуют электровакуумные подушки. Там в одной камере жидкость – в другой воздух. Последний может откачиваться с помощью впускного коллектора. Управление системой происходит через ЭБУ и датчик коленвала. Такие конструкции встречаются (нечасто) на дизельных машинах.
Вибрации и толчки необязательно могут быть вызваны деформированными или изношенными опорами двигателя. Причина может крыться в неисправной системе зажигания, забитых форсунках, коробке передач, даже глушителе. Однако, если на одометре машины больше 100 тыс. км пробега, есть смысл заняться проверкой опор. После этого можно переходить к поиску иных причин вибрации.
Для применения самого простого метода (раскачка) понадобится помощник. Посадите его за руль, а сами откройте капот. Попросите пустить двигатель и чуть-чуть проехать – сантиметров 10-15 вперед и назад. В момент трогания с места смотрите на мотор.
Если он начинает сильнее вибрировать и меняет свое положение, «виноваты», скорее всего, опоры. Точнее – правая, верхняя: ее как раз хорошо видно. А если не она? Метод не особо надежный, переходим к другому.
Нужно сделать так, чтобы подушки максимально растянулись. Для этого потребуется осторожно приподнять с помощью домкрата двигатель в тех местах, где закреплены опоры. Обычно их три-четыре. По бокам и сзади, иногда еще впереди. Когда мотор приподнимется, вы увидите опоры растянутыми. Если обнаружите расслоения, трещины, разрывы, детали нужно однозначно менять. Метод подходит не к каждой модели авто.
Еще в таком положении можно провести более подробное тестирование. Для этого около каждой опоры по очереди поднимайте мотор домкратом с толстой резинкой на конце. Она будет имитировать подушку. Если во время манипуляций с заведенным двигателем вибрация прекратилась, значит, «виновница» найдена.
Можно поступить и проще, без домкрата: пошевелите места крепления опор монтажкой: иногда для визуального осмотра хватает и этого. То же самое можно сделать, когда авто на подъемнике. Бывает и так, что подушка просто не затянута. Тогда при шевелении рычагом она будет смещаться в сторону и обратно. Остается просто затянуть ее и все!
Для начала их нужно осмотреть, чтобы убедиться в отсутствии подтеков. При выходе из строя такие подушки резче реагируют на проезд неровностей (например, лежачего «полицейского»). Также будет ощущаться сильная тряска в момент пуска двигателя. Проверить гидроопоры можно и на смотровой яме, пошевелив их монтировкой. Люфт (горизонтальный или вертикальный), если он есть, будет заметен сразу.
Другой простой метод, позволяющий увидеть неисправность правой подушки – завести движок и попросить помощника несколько раз резко понажимать на педаль акселератора. Шевеление двигателя в ту или иную сторону, либо ход штока сразу будет видно. Второй метод подойдет для машин с автоматической трансмиссией. Нужен смартфон с закачанным в него приложением типа Accelerometer Analyzer, регистрирующим вибрации.
Заведите мотор, поставьте авто на ручник, нажмите на тормоз, включите режим D. Смотрите на экран и замечайте уровень вибрации. Выполните ту же процедуру на R. Запомните, в каком положении тряска больше. Далее открываете капот и просите помощника включить режим, когда была наибольшая вибрация. В момент перевода ручки КПП смотрите на мотор: в какую сторону он просядет, там и находится неисправный элемент.
Поднимите капот и найдите шланги, ведущие к подушкам. Отсоедините тот конец, что идет к вакууму и заткните пальцем. Исчезновение стука и вибрации говорит о неисправности опоры: скорее всего, она разгерметизирована (где-то есть разрыв). Если подушки «завязаны» на электронику, то на приборной панели загорится «чек» или специальный индикатор.
На первом этапе, к тому же, если приходится ездить по ровной дороге, ничего особенного не случится. Но со временем трясущийся агрегат будет передавать свою вибрацию другим деталям, в т. ч. подвеске. Тем самым сокращая их срок службы. Сам двигатель, «болтающийся» под капотом, может повредить патрубки, электропроводку, да и самого себя тоже.
Деформированные или изношенные опоры могут увеличивать наклон авто при резких поворотах. И это, уже не говоря о дискомфорте в салоне, особенно при малых оборотах, на холостом ходу: например, при стоянии в пробках.
Наибольший их износ происходит в моменты сильной тряски мотора. А она случается при трогании с места, резком наборе скорости, внезапном торможении. Чтобы подушки дольше служили, проверяйте их периодически на предмет затяжки. Например, когда машина по каким-то причинам стоит на смотровой яме или подъемнике. Почему бы не воспользоваться моментом попутно? Монтировку в руку, и – вперед!
Еще есть факторы, ускоряющие износ этих деталей, на которые повлиять невозможно. Это противоледные реагенты, разъедающие резину, сильный мороз, от которого она дубеет. Но, в любом случае, спокойная езда наверняка продлит ресурс подушек двигателя, и не только их.
А причина может заключаться в опорах (подушках) двигателя. Даннные элементы рассчитаны на сравнительно длительный пробег: не менее 80, а то и 100 тыс. км. Поэтому на эти «второстепенные» детали как-то мало обращают внимания.
Что представляет собой опора силового агрегата
Наиболее распространен резинометаллический тип подушек: такие стоят практически на всех бюджетных машинах. Это пара металлических, обычно стальных, пластин, между которыми находится блок износоустойчивой резины. Детали соединяются «на горячую», т. е. привариваются. Иногда внутрь могут вмонтировать пружину для смягчения возможных ударов при проезде неровностей.
Опора двигателя задняя с кронштейном для ВАЗ 2110-12. Средняя цена: 1226 руб. Фото: market.yandex.ru
В спортивные авто ставят опоры из полиуретана: именно они гарантируют надежное, но жесткое крепление двигателя при наезде на препятствие. Некоторые резинометаллические подушки имеют разборную конструкцию.
Гидравлические опоры
Более сложные при изготовлении: представляют собой две камеры, заполненные технической жидкостью – антифризом либо специальным маслом. Между «резервуарами» есть мембрана, сглаживающая малые колебания. Сильные вибрации гасит жидкость. Гидроопоры могут настраиваться по-разному. Наиболее простой способ – механический. Это когда надо вручную отрегулировать подушки под конкретную модель авто или пожелания его владельца.
Опора двигателя MITSUBISHI AIRTREK. Средняя цена: 6137 руб. Фото: market.yandex.ru
Боле «продвинутые» подушки имеют электронную настройку. Они автоматически подстраиваются под возникающие вибрации: становятся то жестче, то мягче. И еще один тип опор – динамический. Его можно отнести к электронному. Здесь используется металлизированная жидкость, меняющая вязкость под действием магнитного поля. А им управляют «мозги» автомобиля. Гидроопоры на электронике из-за дороговизны не применяют на массовых машинах – только на премиальных и спортивных.
Проверка обычной гидроопоры на Ford Focus. Фото: youtube.com
Еще существуют электровакуумные подушки. Там в одной камере жидкость – в другой воздух. Последний может откачиваться с помощью впускного коллектора. Управление системой происходит через ЭБУ и датчик коленвала. Такие конструкции встречаются (нечасто) на дизельных машинах.
Когда стоит проверять подушки
Вибрации и толчки необязательно могут быть вызваны деформированными или изношенными опорами двигателя. Причина может крыться в неисправной системе зажигания, забитых форсунках, коробке передач, даже глушителе. Однако, если на одометре машины больше 100 тыс. км пробега, есть смысл заняться проверкой опор. После этого можно переходить к поиску иных причин вибрации.
Тестирование подушек ДВС
Для применения самого простого метода (раскачка) понадобится помощник. Посадите его за руль, а сами откройте капот. Попросите пустить двигатель и чуть-чуть проехать – сантиметров 10-15 вперед и назад. В момент трогания с места смотрите на мотор.
Причина вибрации может крыться и в плохой затяжке. Фото: youtube.com
Если он начинает сильнее вибрировать и меняет свое положение, «виноваты», скорее всего, опоры. Точнее – правая, верхняя: ее как раз хорошо видно. А если не она? Метод не особо надежный, переходим к другому.
Проверка на смотровой яме
Нужно сделать так, чтобы подушки максимально растянулись. Для этого потребуется осторожно приподнять с помощью домкрата двигатель в тех местах, где закреплены опоры. Обычно их три-четыре. По бокам и сзади, иногда еще впереди. Когда мотор приподнимется, вы увидите опоры растянутыми. Если обнаружите расслоения, трещины, разрывы, детали нужно однозначно менять. Метод подходит не к каждой модели авто.
Отслоение резины от металлической части опоры (Lada Vesta). Фото: youtube.com
Еще в таком положении можно провести более подробное тестирование. Для этого около каждой опоры по очереди поднимайте мотор домкратом с толстой резинкой на конце. Она будет имитировать подушку. Если во время манипуляций с заведенным двигателем вибрация прекратилась, значит, «виновница» найдена.
Зажимаем подозреваемую подушку монтажкой: вибрация прекратилась, неисправность найдена. Фото: youtube.com
Можно поступить и проще, без домкрата: пошевелите места крепления опор монтажкой: иногда для визуального осмотра хватает и этого. То же самое можно сделать, когда авто на подъемнике. Бывает и так, что подушка просто не затянута. Тогда при шевелении рычагом она будет смещаться в сторону и обратно. Остается просто затянуть ее и все!
Гидравлические опоры
Для начала их нужно осмотреть, чтобы убедиться в отсутствии подтеков. При выходе из строя такие подушки резче реагируют на проезд неровностей (например, лежачего «полицейского»). Также будет ощущаться сильная тряска в момент пуска двигателя. Проверить гидроопоры можно и на смотровой яме, пошевелив их монтировкой. Люфт (горизонтальный или вертикальный), если он есть, будет заметен сразу.
Правую подушку (по ходу авто) хорошо видно под пластиковым бачком. Фото: youtube.com
Другой простой метод, позволяющий увидеть неисправность правой подушки – завести движок и попросить помощника несколько раз резко понажимать на педаль акселератора. Шевеление двигателя в ту или иную сторону, либо ход штока сразу будет видно. Второй метод подойдет для машин с автоматической трансмиссией. Нужен смартфон с закачанным в него приложением типа Accelerometer Analyzer, регистрирующим вибрации.
Так выглядит приложение на экране смартфона. Фото: youtube.com
Заведите мотор, поставьте авто на ручник, нажмите на тормоз, включите режим D. Смотрите на экран и замечайте уровень вибрации. Выполните ту же процедуру на R. Запомните, в каком положении тряска больше. Далее открываете капот и просите помощника включить режим, когда была наибольшая вибрация. В момент перевода ручки КПП смотрите на мотор: в какую сторону он просядет, там и находится неисправный элемент.
Гидровакуумные опоры
Поднимите капот и найдите шланги, ведущие к подушкам. Отсоедините тот конец, что идет к вакууму и заткните пальцем. Исчезновение стука и вибрации говорит о неисправности опоры: скорее всего, она разгерметизирована (где-то есть разрыв). Если подушки «завязаны» на электронику, то на приборной панели загорится «чек» или специальный индикатор.
Что будет, если подушки не менять вовремя
На первом этапе, к тому же, если приходится ездить по ровной дороге, ничего особенного не случится. Но со временем трясущийся агрегат будет передавать свою вибрацию другим деталям, в т. ч. подвеске. Тем самым сокращая их срок службы. Сам двигатель, «болтающийся» под капотом, может повредить патрубки, электропроводку, да и самого себя тоже.
Самостоятельная замена опор на Ford Fusion
Деформированные или изношенные опоры могут увеличивать наклон авто при резких поворотах. И это, уже не говоря о дискомфорте в салоне, особенно при малых оборотах, на холостом ходу: например, при стоянии в пробках.
Как увеличить ресурс опор двигателя
Наибольший их износ происходит в моменты сильной тряски мотора. А она случается при трогании с места, резком наборе скорости, внезапном торможении. Чтобы подушки дольше служили, проверяйте их периодически на предмет затяжки. Например, когда машина по каким-то причинам стоит на смотровой яме или подъемнике. Почему бы не воспользоваться моментом попутно? Монтировку в руку, и – вперед!
Когда авто на подъемнике, проверить подушки совсем несложно. Фото: youtube.com
Еще есть факторы, ускоряющие износ этих деталей, на которые повлиять невозможно. Это противоледные реагенты, разъедающие резину, сильный мороз, от которого она дубеет. Но, в любом случае, спокойная езда наверняка продлит ресурс подушек двигателя, и не только их.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео, market.yandex.ru
Рекомендуем для вас
Ту-334СМ: возрождение с двигателями ПД-8?
Сегодня один Ту-334 находится на авиазаводе в Казани. Возможно ли возобновление производства лайнера в сегодняшних условиях?...
РОС: Российская орбитальная станция будет «вечной»
РФ активно создает свою орбитальную станцию РОС. Первый ее модуль полетит в 2027 году, работы по созданию других блоков идут полным ходом....
Экспресс-укладка рельс на китайской железной дороге
Бурное развитие дорожного строительства в КНР возникло не просто так. И здесь «виновато» не только природное трудолюбие китайцев: свою долю вносит...
Квантовый двигатель: к Марсу за 2 дня и авто на 50 лет без заправки
Ракетное двигателестроение сегодня почти что в тупике: принципиально новых агрегатов пока нет. Но это не значит, что работы в этом направлении не ведутся....
Белорусские легковые автомобили – так выглядит местное импортозамещение
Многие российские водители знают, что в Беларуси наладили производство собственных легковых автомобилей. Они уже продаются под брендом Belgee, в том числе и в...
Еще 15 запретов для водителей: придется ездить на стоковых авто
Если планируете внести в конструкцию своего автомобиля какие-то изменения, хорошо подумайте. Установка яркого ксенона или LED-ламп, фаркопов, дефлекторов,...
«Москвич-415»: селяне не дождались, военные отказались
Этот автомобиль уже был утвержден к серийному выпуску. Хорошая проходимость, простая конструкция, унификация – все делало авто жизнеспособным....
Когда новая Нива оказалась лучше, чем Паджеро
В новом ролике на YouTube-канале «Combat Crew» автор решил поделиться мыслями о сложностях владения японскими внедорожниками. Дорогой ремонт становится...
Новое слово в авиации – многоцелевой ANN-6
Это универсальный самолет с гибридно-электрической силовой установкой и возможностями HeV/STOL. Подробнее об особенностях его конструкции и технических...
Низкопланы и высокопланы: зачем такая разница?
Крылья у самолета могут проходить через верх, середину или низ фюзеляжа. С чем это связано и как влияет на аэродинамику, безопасность?...
Двухтактный двигатель ВАЗ – такие тоже бывают, и они работают
Как правило, модернизация моторов преследует несколько целей. Первая – это доработка в стиле заводских конструкторов. Например, приобретаются детали от более...
История джипов, или когда машины были красивыми
Слово «джип» давно стало нарицательным. Термином обозначают сильные машины повышенной проходимости. Мало кто задумается, кто-то и вовсе забыл, что это марка...
Полный разбор мотоцикла GROZA DEFENDER 500 LC – китайский «Урал» удивляет
Мало кто в России знает, что китайцы еще с советских времен выпускали свои копии мотоциклов «Урал». Да, это тоже были оппозиты, примерно такие же по уровню...
Chevrolet Tahoe II в России – «прожорливый» двигатель, высокий налог, но автомобиль надежный
Подробно разберем нюансы владения и выбора старого рамного внедорожника из США. Сразу предупреждаем – моторы под капотом там только V8....
Toyota Hilux Champ – когда грузовичок превратили во внедорожник
Это официальная «переделка». Запуск серийного производства состоится в следующем году. Стоимость вполне себе бюджетная, но вот к нам это «чудо» вряд ли...
VW Tiguan: двухтактное масло – в бак и бензонасос остается целым
У некоторых авто с прямым впрыском есть распространенный недостаток: быстрый выход из строя топливного насоса. Почему так происходит? Этот агрегат, приводимый...