Новая серия автобусов из Либхавы – SOR NS 12/18
Рядом с небольшим поселком в Пардубицком крае Чешской Республики расположено предприятие по производству городских и других автобусов. Оно выросло в начале 90-х из скромной ремонтной мастерской с/х техники.
Все это оказалось возможным благодаря конфликтной ситуации, создавшейся на ведущем чехословацком предприятии по производству общественного транспорта – Karosa. Результатом стал уход из него бывшего директора Ярослава Трнки и его соратников.
Именно они и осели в скромном 2-тысячном Либхавы, с 1991 года превратив местный завод в проектировщика и производителя недорогой общественной техники. Главной целью стояло создание достойной конкуренции для Iveco-Karosa. С поставленной задачей вполне справились, заняв второе место в стране с ежегодным тиражом автобусов и иного общественного транспорта в 750 экземпляров. Плюс – постоянные заказы из соседних и других стран. Офисы компании появились в:
✅ Прибалтийском регионе
✅ Словакии
✅ Польше
✅ России
✅ Румынии
Последние в свое время закупили сразу 100 электробусов марки SOR для муниципалитетов разных городов страны. Много автобусов этой бренда колесит по пражским и братиславским улицам, являясь здесь одним из основных видов общественного транспорта.
Сегодня компания из Пардубицкого края продолжает заниматься разработкой и производством автобусов уже более трех десятилетий. В настоящее время она предлагает широкий модельный ряд для городского и междугороднего использования. А с одной из его новых разработок мы сможем сегодня познакомиться чуть ближе.
Как уже упоминалось, компания ориентирована на сборку автобусов бюджетного сегмента. Это делает их оптимальным вариантом для ежедневного внутригородского использования. Также низкая стоимость привлекает клиентов из стран бывшего соцлагеря и некоторых других государств Европы: Германии, Дании, Бельгии, Нидерландов и Фарерских островов.
Руководство компании придерживается долгосрочной стратегии разработки и производства автобусов, ориентированной на экономически выгодную продукцию для пользователей. На деле это означает следующее:
✅ максимальная унификация по всем основным моделям бренда
✅ предложение современных технологий в конструкции
✅ дальнейший сервис и обслуживание проданных образцов
Хорошей динамике развития содействует тот факт, что как проектно-конструкторские решения, так и само производство сосредоточены на SOR Libchavy. В это число входят склеивание полиуретановыми клеями, технология лазерной резки или роботизированная сварка. Прочность и долговечность автобусов гарантируют:
✅ алюминиевые детали
✅ нержавеющая сталь
✅ максимальное количество пластиковых элементов
Сегодня чешская компания предлагает потребителям широкий модельный ряд автобусов различного назначения и с выбором типа привода. Их длина варьируется от 8,5 до 18,75 м. В предложение недавно также добавились электробусы и городские троллейбусы.
SOR NS Diesel представляет собой самое молодое поколение автобусов этой марки с дизайном от инженера Патрика Котаса. В настоящее время существует как 12-метровый двуосный вариант, так и трехосный сочлененный повышенной вместимости.
Чтобы в дальнейшем обеспечить широкое применение выпускаемой техники, производитель наделил ее высокой степенью вариабельности. В первую очередь, это – возможность различного расположения сидений в салонах. Также существуют модификации с разным количеством входных дверей.
Да и три-четыре широких проема на 12-метровую длину – более чем комфортное решение даже для самого требовательного пассажира. Так что жители европейских городских агломераций должны остаться очень довольными. А вот и физические параметры SOR NS 12:
✅ длина – 12 м
✅ ширина – 2,55 м
✅ высота – 3 м
✅ колесная база – 5900 мм
✅ 3 двустворчатые двери
✅ в салоне – 32 сиденья
Прототип будущего дизельного автобуса был показан осенью 2017 года. Половина из мест для сиденья, находящихся в салоне, доступны для инвалидов-колясочников. В качестве привода выступает шестицилиндровый дизель с турбонаддувом, имеющий следующие характеристики:
✅ тип – Tector 7 от FTP Industrial SpA
✅ рабочий объем – 6,7 л
✅ мощность – 285,5 л. с/210 кВт
✅ крутящий момент – 1000 Н*м
Двухсекционный SOR NS 18 отличается большей длиной (18,75 м) и общей вместимостью салона (47 посадочных мест). Он появился ровно год спустя. Автобус оборудован четырьмя двойными дверьми. Для такой техники понадобился более мощный привод:
✅ турбированный дизель Iveco Cursor F2CFE612C
✅ соответствие стандарту выбросов Евро VI
✅ рабочий объем – 8,7 л
✅ мощность – 330 л. с/243 кВт
✅ крутящий момент – 1400 Н*м
Все дизельные автобусы серии могут оснащаться кондиционерами и информационными системами для пассажиров. Также в некоторых версиях в салоне имеется несколько USB-зарядных входов для мобильных устройств.
Если вернуться к электрическому варианту, то он имеет массу 18,8 тонны. Он приводится в действие мотором с жидкостным охлаждением. Его пиковая мощность составляет 160 кВт. Необходимая энергия обеспечивается аккумуляторными батареями емкостью 225 кВт*ч. Автономное движение на одной полной зарядке возможно на расстояние почти 200 км.
У всех вариантов SOR NS скорость ограничена 80 км/ч. Внутренний интерьер салона во многом соответствует предыдущей серии NB. А вот в экстерьере имеется довольно сильная омологация, благодаря которой техника приобрела максимально современный вид.
Во-первых, это светодиодное освещение, установленное как спереди, так и сзади. Также передняя часть автобуса стала более рельефной и обтекаемой. Это сделало всех представителей новой серии гораздо привлекательней, чем прошлый тип.
У электробуса SOR NS 18 Electric на борту имеется батарея емкостью 600 кВт*ч. Подзарядить ее можно в течение ночи через обычную розетку или непрерывно по ходу – через пантограф на крыше. Такие версии уже используются в Кладно, Градце Кралове и других чешских городах.
Машина полностью кондиционирована и оборудована внутренней/внешней системой камер с записью. Рабочее место водителя оснащено цифровой приборной панелью, холодильником для напитков и другими компонентами, отражающими последние технические тенденции. В салоне также в наличии Wi-Fi для пассажиров и USB-разъем для зарядки мобильных телефонов.
Производными от основной модели можно считать и троллейбусы SOR TNS 12, собираемые сотрудниками Брненской городской транспортной компании. В них используются комплектующие, поставляемые предприятием из Либхавы.
Также сюда стоит отнести и модификацию на альтернативном топливе (сжатом природном газе), именуемую NSG 18. Кузова сочлененных автобусов используются также для компоновки городского электротранспорта – троллейбусов SOR TNS 18 и Skoda 33Tr.
Все это оказалось возможным благодаря конфликтной ситуации, создавшейся на ведущем чехословацком предприятии по производству общественного транспорта – Karosa. Результатом стал уход из него бывшего директора Ярослава Трнки и его соратников.
SOR NS 12 на одном из маршрутов чешского города Мост. Фото автора
Именно они и осели в скромном 2-тысячном Либхавы, с 1991 года превратив местный завод в проектировщика и производителя недорогой общественной техники. Главной целью стояло создание достойной конкуренции для Iveco-Karosa. С поставленной задачей вполне справились, заняв второе место в стране с ежегодным тиражом автобусов и иного общественного транспорта в 750 экземпляров. Плюс – постоянные заказы из соседних и других стран. Офисы компании появились в:
✅ Прибалтийском регионе
✅ Словакии
✅ Польше
✅ России
✅ Румынии
Последние в свое время закупили сразу 100 электробусов марки SOR для муниципалитетов разных городов страны. Много автобусов этой бренда колесит по пражским и братиславским улицам, являясь здесь одним из основных видов общественного транспорта.
Новинка из Либхавы
Сегодня компания из Пардубицкого края продолжает заниматься разработкой и производством автобусов уже более трех десятилетий. В настоящее время она предлагает широкий модельный ряд для городского и междугороднего использования. А с одной из его новых разработок мы сможем сегодня познакомиться чуть ближе.
С премьерой на выставке коммерческих автомобилей в Ганновере (2016 год) SOR NS electric стал первым представителем нового поколения автобусов этой серии. Позже появились также дизельная версия, сочлененная машина повышенной вместимости и другие.
Как уже упоминалось, компания ориентирована на сборку автобусов бюджетного сегмента. Это делает их оптимальным вариантом для ежедневного внутригородского использования. Также низкая стоимость привлекает клиентов из стран бывшего соцлагеря и некоторых других государств Европы: Германии, Дании, Бельгии, Нидерландов и Фарерских островов.
Руководство компании придерживается долгосрочной стратегии разработки и производства автобусов, ориентированной на экономически выгодную продукцию для пользователей. На деле это означает следующее:
✅ максимальная унификация по всем основным моделям бренда
✅ предложение современных технологий в конструкции
✅ дальнейший сервис и обслуживание проданных образцов
Хорошей динамике развития содействует тот факт, что как проектно-конструкторские решения, так и само производство сосредоточены на SOR Libchavy. В это число входят склеивание полиуретановыми клеями, технология лазерной резки или роботизированная сварка. Прочность и долговечность автобусов гарантируют:
✅ алюминиевые детали
✅ нержавеющая сталь
✅ максимальное количество пластиковых элементов
Сегодня чешская компания предлагает потребителям широкий модельный ряд автобусов различного назначения и с выбором типа привода. Их длина варьируется от 8,5 до 18,75 м. В предложение недавно также добавились электробусы и городские троллейбусы.
Дизельные версии SOR NS
SOR NS Diesel представляет собой самое молодое поколение автобусов этой марки с дизайном от инженера Патрика Котаса. В настоящее время существует как 12-метровый двуосный вариант, так и трехосный сочлененный повышенной вместимости.
Во многих городах эта техника довольно распространена. Фото автора
Чтобы в дальнейшем обеспечить широкое применение выпускаемой техники, производитель наделил ее высокой степенью вариабельности. В первую очередь, это – возможность различного расположения сидений в салонах. Также существуют модификации с разным количеством входных дверей.
Да и три-четыре широких проема на 12-метровую длину – более чем комфортное решение даже для самого требовательного пассажира. Так что жители европейских городских агломераций должны остаться очень довольными. А вот и физические параметры SOR NS 12:
✅ длина – 12 м
✅ ширина – 2,55 м
✅ высота – 3 м
✅ колесная база – 5900 мм
✅ 3 двустворчатые двери
✅ в салоне – 32 сиденья
Прототип будущего дизельного автобуса был показан осенью 2017 года. Половина из мест для сиденья, находящихся в салоне, доступны для инвалидов-колясочников. В качестве привода выступает шестицилиндровый дизель с турбонаддувом, имеющий следующие характеристики:
✅ тип – Tector 7 от FTP Industrial SpA
✅ рабочий объем – 6,7 л
✅ мощность – 285,5 л. с/210 кВт
✅ крутящий момент – 1000 Н*м
Двухсекционный SOR NS 18 отличается большей длиной (18,75 м) и общей вместимостью салона (47 посадочных мест). Он появился ровно год спустя. Автобус оборудован четырьмя двойными дверьми. Для такой техники понадобился более мощный привод:
✅ турбированный дизель Iveco Cursor F2CFE612C
✅ соответствие стандарту выбросов Евро VI
✅ рабочий объем – 8,7 л
✅ мощность – 330 л. с/243 кВт
✅ крутящий момент – 1400 Н*м
Все дизельные автобусы серии могут оснащаться кондиционерами и информационными системами для пассажиров. Также в некоторых версиях в салоне имеется несколько USB-зарядных входов для мобильных устройств.
В салоне – мягкие сиденья с матерчатой обивкой. Фото автора
Если вернуться к электрическому варианту, то он имеет массу 18,8 тонны. Он приводится в действие мотором с жидкостным охлаждением. Его пиковая мощность составляет 160 кВт. Необходимая энергия обеспечивается аккумуляторными батареями емкостью 225 кВт*ч. Автономное движение на одной полной зарядке возможно на расстояние почти 200 км.
Другие особенности электробуса
У всех вариантов SOR NS скорость ограничена 80 км/ч. Внутренний интерьер салона во многом соответствует предыдущей серии NB. А вот в экстерьере имеется довольно сильная омологация, благодаря которой техника приобрела максимально современный вид.
Во-первых, это светодиодное освещение, установленное как спереди, так и сзади. Также передняя часть автобуса стала более рельефной и обтекаемой. Это сделало всех представителей новой серии гораздо привлекательней, чем прошлый тип.
Рабочее место водителя. Фото автора
У электробуса SOR NS 18 Electric на борту имеется батарея емкостью 600 кВт*ч. Подзарядить ее можно в течение ночи через обычную розетку или непрерывно по ходу – через пантограф на крыше. Такие версии уже используются в Кладно, Градце Кралове и других чешских городах.
Машина полностью кондиционирована и оборудована внутренней/внешней системой камер с записью. Рабочее место водителя оснащено цифровой приборной панелью, холодильником для напитков и другими компонентами, отражающими последние технические тенденции. В салоне также в наличии Wi-Fi для пассажиров и USB-разъем для зарядки мобильных телефонов.
Интересные модификации
Производными от основной модели можно считать и троллейбусы SOR TNS 12, собираемые сотрудниками Брненской городской транспортной компании. В них используются комплектующие, поставляемые предприятием из Либхавы.
Сочлененный автобус SOR NS 18. Фото автора
Также сюда стоит отнести и модификацию на альтернативном топливе (сжатом природном газе), именуемую NSG 18. Кузова сочлененных автобусов используются также для компоновки городского электротранспорта – троллейбусов SOR TNS 18 и Skoda 33Tr.
- Иван Гончаров
- фото автора
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...