Новая серия автобусов из Либхавы – SOR NS 12/18
Рядом с небольшим поселком в Пардубицком крае Чешской Республики расположено предприятие по производству городских и других автобусов. Оно выросло в начале 90-х из скромной ремонтной мастерской с/х техники.
Все это оказалось возможным благодаря конфликтной ситуации, создавшейся на ведущем чехословацком предприятии по производству общественного транспорта – Karosa. Результатом стал уход из него бывшего директора Ярослава Трнки и его соратников.
Именно они и осели в скромном 2-тысячном Либхавы, с 1991 года превратив местный завод в проектировщика и производителя недорогой общественной техники. Главной целью стояло создание достойной конкуренции для Iveco-Karosa. С поставленной задачей вполне справились, заняв второе место в стране с ежегодным тиражом автобусов и иного общественного транспорта в 750 экземпляров. Плюс – постоянные заказы из соседних и других стран. Офисы компании появились в:
✅ Прибалтийском регионе
✅ Словакии
✅ Польше
✅ России
✅ Румынии
Последние в свое время закупили сразу 100 электробусов марки SOR для муниципалитетов разных городов страны. Много автобусов этой бренда колесит по пражским и братиславским улицам, являясь здесь одним из основных видов общественного транспорта.
Сегодня компания из Пардубицкого края продолжает заниматься разработкой и производством автобусов уже более трех десятилетий. В настоящее время она предлагает широкий модельный ряд для городского и междугороднего использования. А с одной из его новых разработок мы сможем сегодня познакомиться чуть ближе.
Как уже упоминалось, компания ориентирована на сборку автобусов бюджетного сегмента. Это делает их оптимальным вариантом для ежедневного внутригородского использования. Также низкая стоимость привлекает клиентов из стран бывшего соцлагеря и некоторых других государств Европы: Германии, Дании, Бельгии, Нидерландов и Фарерских островов.
Руководство компании придерживается долгосрочной стратегии разработки и производства автобусов, ориентированной на экономически выгодную продукцию для пользователей. На деле это означает следующее:
✅ максимальная унификация по всем основным моделям бренда
✅ предложение современных технологий в конструкции
✅ дальнейший сервис и обслуживание проданных образцов
Хорошей динамике развития содействует тот факт, что как проектно-конструкторские решения, так и само производство сосредоточены на SOR Libchavy. В это число входят склеивание полиуретановыми клеями, технология лазерной резки или роботизированная сварка. Прочность и долговечность автобусов гарантируют:
✅ алюминиевые детали
✅ нержавеющая сталь
✅ максимальное количество пластиковых элементов
Сегодня чешская компания предлагает потребителям широкий модельный ряд автобусов различного назначения и с выбором типа привода. Их длина варьируется от 8,5 до 18,75 м. В предложение недавно также добавились электробусы и городские троллейбусы.
SOR NS Diesel представляет собой самое молодое поколение автобусов этой марки с дизайном от инженера Патрика Котаса. В настоящее время существует как 12-метровый двуосный вариант, так и трехосный сочлененный повышенной вместимости.
Чтобы в дальнейшем обеспечить широкое применение выпускаемой техники, производитель наделил ее высокой степенью вариабельности. В первую очередь, это – возможность различного расположения сидений в салонах. Также существуют модификации с разным количеством входных дверей.
Да и три-четыре широких проема на 12-метровую длину – более чем комфортное решение даже для самого требовательного пассажира. Так что жители европейских городских агломераций должны остаться очень довольными. А вот и физические параметры SOR NS 12:
✅ длина – 12 м
✅ ширина – 2,55 м
✅ высота – 3 м
✅ колесная база – 5900 мм
✅ 3 двустворчатые двери
✅ в салоне – 32 сиденья
Прототип будущего дизельного автобуса был показан осенью 2017 года. Половина из мест для сиденья, находящихся в салоне, доступны для инвалидов-колясочников. В качестве привода выступает шестицилиндровый дизель с турбонаддувом, имеющий следующие характеристики:
✅ тип – Tector 7 от FTP Industrial SpA
✅ рабочий объем – 6,7 л
✅ мощность – 285,5 л. с/210 кВт
✅ крутящий момент – 1000 Н*м
Двухсекционный SOR NS 18 отличается большей длиной (18,75 м) и общей вместимостью салона (47 посадочных мест). Он появился ровно год спустя. Автобус оборудован четырьмя двойными дверьми. Для такой техники понадобился более мощный привод:
✅ турбированный дизель Iveco Cursor F2CFE612C
✅ соответствие стандарту выбросов Евро VI
✅ рабочий объем – 8,7 л
✅ мощность – 330 л. с/243 кВт
✅ крутящий момент – 1400 Н*м
Все дизельные автобусы серии могут оснащаться кондиционерами и информационными системами для пассажиров. Также в некоторых версиях в салоне имеется несколько USB-зарядных входов для мобильных устройств.
Если вернуться к электрическому варианту, то он имеет массу 18,8 тонны. Он приводится в действие мотором с жидкостным охлаждением. Его пиковая мощность составляет 160 кВт. Необходимая энергия обеспечивается аккумуляторными батареями емкостью 225 кВт*ч. Автономное движение на одной полной зарядке возможно на расстояние почти 200 км.
У всех вариантов SOR NS скорость ограничена 80 км/ч. Внутренний интерьер салона во многом соответствует предыдущей серии NB. А вот в экстерьере имеется довольно сильная омологация, благодаря которой техника приобрела максимально современный вид.
Во-первых, это светодиодное освещение, установленное как спереди, так и сзади. Также передняя часть автобуса стала более рельефной и обтекаемой. Это сделало всех представителей новой серии гораздо привлекательней, чем прошлый тип.
У электробуса SOR NS 18 Electric на борту имеется батарея емкостью 600 кВт*ч. Подзарядить ее можно в течение ночи через обычную розетку или непрерывно по ходу – через пантограф на крыше. Такие версии уже используются в Кладно, Градце Кралове и других чешских городах.
Машина полностью кондиционирована и оборудована внутренней/внешней системой камер с записью. Рабочее место водителя оснащено цифровой приборной панелью, холодильником для напитков и другими компонентами, отражающими последние технические тенденции. В салоне также в наличии Wi-Fi для пассажиров и USB-разъем для зарядки мобильных телефонов.
Производными от основной модели можно считать и троллейбусы SOR TNS 12, собираемые сотрудниками Брненской городской транспортной компании. В них используются комплектующие, поставляемые предприятием из Либхавы.
Также сюда стоит отнести и модификацию на альтернативном топливе (сжатом природном газе), именуемую NSG 18. Кузова сочлененных автобусов используются также для компоновки городского электротранспорта – троллейбусов SOR TNS 18 и Skoda 33Tr.
Все это оказалось возможным благодаря конфликтной ситуации, создавшейся на ведущем чехословацком предприятии по производству общественного транспорта – Karosa. Результатом стал уход из него бывшего директора Ярослава Трнки и его соратников.
SOR NS 12 на одном из маршрутов чешского города Мост. Фото автора
Именно они и осели в скромном 2-тысячном Либхавы, с 1991 года превратив местный завод в проектировщика и производителя недорогой общественной техники. Главной целью стояло создание достойной конкуренции для Iveco-Karosa. С поставленной задачей вполне справились, заняв второе место в стране с ежегодным тиражом автобусов и иного общественного транспорта в 750 экземпляров. Плюс – постоянные заказы из соседних и других стран. Офисы компании появились в:
✅ Прибалтийском регионе
✅ Словакии
✅ Польше
✅ России
✅ Румынии
Последние в свое время закупили сразу 100 электробусов марки SOR для муниципалитетов разных городов страны. Много автобусов этой бренда колесит по пражским и братиславским улицам, являясь здесь одним из основных видов общественного транспорта.
Новинка из Либхавы
Сегодня компания из Пардубицкого края продолжает заниматься разработкой и производством автобусов уже более трех десятилетий. В настоящее время она предлагает широкий модельный ряд для городского и междугороднего использования. А с одной из его новых разработок мы сможем сегодня познакомиться чуть ближе.
С премьерой на выставке коммерческих автомобилей в Ганновере (2016 год) SOR NS electric стал первым представителем нового поколения автобусов этой серии. Позже появились также дизельная версия, сочлененная машина повышенной вместимости и другие.
Как уже упоминалось, компания ориентирована на сборку автобусов бюджетного сегмента. Это делает их оптимальным вариантом для ежедневного внутригородского использования. Также низкая стоимость привлекает клиентов из стран бывшего соцлагеря и некоторых других государств Европы: Германии, Дании, Бельгии, Нидерландов и Фарерских островов.
Руководство компании придерживается долгосрочной стратегии разработки и производства автобусов, ориентированной на экономически выгодную продукцию для пользователей. На деле это означает следующее:
✅ максимальная унификация по всем основным моделям бренда
✅ предложение современных технологий в конструкции
✅ дальнейший сервис и обслуживание проданных образцов
Хорошей динамике развития содействует тот факт, что как проектно-конструкторские решения, так и само производство сосредоточены на SOR Libchavy. В это число входят склеивание полиуретановыми клеями, технология лазерной резки или роботизированная сварка. Прочность и долговечность автобусов гарантируют:
✅ алюминиевые детали
✅ нержавеющая сталь
✅ максимальное количество пластиковых элементов
Сегодня чешская компания предлагает потребителям широкий модельный ряд автобусов различного назначения и с выбором типа привода. Их длина варьируется от 8,5 до 18,75 м. В предложение недавно также добавились электробусы и городские троллейбусы.
Дизельные версии SOR NS
SOR NS Diesel представляет собой самое молодое поколение автобусов этой марки с дизайном от инженера Патрика Котаса. В настоящее время существует как 12-метровый двуосный вариант, так и трехосный сочлененный повышенной вместимости.
Во многих городах эта техника довольно распространена. Фото автора
Чтобы в дальнейшем обеспечить широкое применение выпускаемой техники, производитель наделил ее высокой степенью вариабельности. В первую очередь, это – возможность различного расположения сидений в салонах. Также существуют модификации с разным количеством входных дверей.
Да и три-четыре широких проема на 12-метровую длину – более чем комфортное решение даже для самого требовательного пассажира. Так что жители европейских городских агломераций должны остаться очень довольными. А вот и физические параметры SOR NS 12:
✅ длина – 12 м
✅ ширина – 2,55 м
✅ высота – 3 м
✅ колесная база – 5900 мм
✅ 3 двустворчатые двери
✅ в салоне – 32 сиденья
Прототип будущего дизельного автобуса был показан осенью 2017 года. Половина из мест для сиденья, находящихся в салоне, доступны для инвалидов-колясочников. В качестве привода выступает шестицилиндровый дизель с турбонаддувом, имеющий следующие характеристики:
✅ тип – Tector 7 от FTP Industrial SpA
✅ рабочий объем – 6,7 л
✅ мощность – 285,5 л. с/210 кВт
✅ крутящий момент – 1000 Н*м
Двухсекционный SOR NS 18 отличается большей длиной (18,75 м) и общей вместимостью салона (47 посадочных мест). Он появился ровно год спустя. Автобус оборудован четырьмя двойными дверьми. Для такой техники понадобился более мощный привод:
✅ турбированный дизель Iveco Cursor F2CFE612C
✅ соответствие стандарту выбросов Евро VI
✅ рабочий объем – 8,7 л
✅ мощность – 330 л. с/243 кВт
✅ крутящий момент – 1400 Н*м
Все дизельные автобусы серии могут оснащаться кондиционерами и информационными системами для пассажиров. Также в некоторых версиях в салоне имеется несколько USB-зарядных входов для мобильных устройств.
В салоне – мягкие сиденья с матерчатой обивкой. Фото автора
Если вернуться к электрическому варианту, то он имеет массу 18,8 тонны. Он приводится в действие мотором с жидкостным охлаждением. Его пиковая мощность составляет 160 кВт. Необходимая энергия обеспечивается аккумуляторными батареями емкостью 225 кВт*ч. Автономное движение на одной полной зарядке возможно на расстояние почти 200 км.
Другие особенности электробуса
У всех вариантов SOR NS скорость ограничена 80 км/ч. Внутренний интерьер салона во многом соответствует предыдущей серии NB. А вот в экстерьере имеется довольно сильная омологация, благодаря которой техника приобрела максимально современный вид.
Во-первых, это светодиодное освещение, установленное как спереди, так и сзади. Также передняя часть автобуса стала более рельефной и обтекаемой. Это сделало всех представителей новой серии гораздо привлекательней, чем прошлый тип.
Рабочее место водителя. Фото автора
У электробуса SOR NS 18 Electric на борту имеется батарея емкостью 600 кВт*ч. Подзарядить ее можно в течение ночи через обычную розетку или непрерывно по ходу – через пантограф на крыше. Такие версии уже используются в Кладно, Градце Кралове и других чешских городах.
Машина полностью кондиционирована и оборудована внутренней/внешней системой камер с записью. Рабочее место водителя оснащено цифровой приборной панелью, холодильником для напитков и другими компонентами, отражающими последние технические тенденции. В салоне также в наличии Wi-Fi для пассажиров и USB-разъем для зарядки мобильных телефонов.
Интересные модификации
Производными от основной модели можно считать и троллейбусы SOR TNS 12, собираемые сотрудниками Брненской городской транспортной компании. В них используются комплектующие, поставляемые предприятием из Либхавы.
Сочлененный автобус SOR NS 18. Фото автора
Также сюда стоит отнести и модификацию на альтернативном топливе (сжатом природном газе), именуемую NSG 18. Кузова сочлененных автобусов используются также для компоновки городского электротранспорта – троллейбусов SOR TNS 18 и Skoda 33Tr.
- Иван Гончаров
- фото автора
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...