Новая серия автобусов из Либхавы – SOR NS 12/18
Рядом с небольшим поселком в Пардубицком крае Чешской Республики расположено предприятие по производству городских и других автобусов. Оно выросло в начале 90-х из скромной ремонтной мастерской с/х техники.
Все это оказалось возможным благодаря конфликтной ситуации, создавшейся на ведущем чехословацком предприятии по производству общественного транспорта – Karosa. Результатом стал уход из него бывшего директора Ярослава Трнки и его соратников.
Именно они и осели в скромном 2-тысячном Либхавы, с 1991 года превратив местный завод в проектировщика и производителя недорогой общественной техники. Главной целью стояло создание достойной конкуренции для Iveco-Karosa. С поставленной задачей вполне справились, заняв второе место в стране с ежегодным тиражом автобусов и иного общественного транспорта в 750 экземпляров. Плюс – постоянные заказы из соседних и других стран. Офисы компании появились в:
✅ Прибалтийском регионе
✅ Словакии
✅ Польше
✅ России
✅ Румынии
Последние в свое время закупили сразу 100 электробусов марки SOR для муниципалитетов разных городов страны. Много автобусов этой бренда колесит по пражским и братиславским улицам, являясь здесь одним из основных видов общественного транспорта.
Сегодня компания из Пардубицкого края продолжает заниматься разработкой и производством автобусов уже более трех десятилетий. В настоящее время она предлагает широкий модельный ряд для городского и междугороднего использования. А с одной из его новых разработок мы сможем сегодня познакомиться чуть ближе.
Как уже упоминалось, компания ориентирована на сборку автобусов бюджетного сегмента. Это делает их оптимальным вариантом для ежедневного внутригородского использования. Также низкая стоимость привлекает клиентов из стран бывшего соцлагеря и некоторых других государств Европы: Германии, Дании, Бельгии, Нидерландов и Фарерских островов.
Руководство компании придерживается долгосрочной стратегии разработки и производства автобусов, ориентированной на экономически выгодную продукцию для пользователей. На деле это означает следующее:
✅ максимальная унификация по всем основным моделям бренда
✅ предложение современных технологий в конструкции
✅ дальнейший сервис и обслуживание проданных образцов
Хорошей динамике развития содействует тот факт, что как проектно-конструкторские решения, так и само производство сосредоточены на SOR Libchavy. В это число входят склеивание полиуретановыми клеями, технология лазерной резки или роботизированная сварка. Прочность и долговечность автобусов гарантируют:
✅ алюминиевые детали
✅ нержавеющая сталь
✅ максимальное количество пластиковых элементов
Сегодня чешская компания предлагает потребителям широкий модельный ряд автобусов различного назначения и с выбором типа привода. Их длина варьируется от 8,5 до 18,75 м. В предложение недавно также добавились электробусы и городские троллейбусы.
SOR NS Diesel представляет собой самое молодое поколение автобусов этой марки с дизайном от инженера Патрика Котаса. В настоящее время существует как 12-метровый двуосный вариант, так и трехосный сочлененный повышенной вместимости.
Чтобы в дальнейшем обеспечить широкое применение выпускаемой техники, производитель наделил ее высокой степенью вариабельности. В первую очередь, это – возможность различного расположения сидений в салонах. Также существуют модификации с разным количеством входных дверей.
Да и три-четыре широких проема на 12-метровую длину – более чем комфортное решение даже для самого требовательного пассажира. Так что жители европейских городских агломераций должны остаться очень довольными. А вот и физические параметры SOR NS 12:
✅ длина – 12 м
✅ ширина – 2,55 м
✅ высота – 3 м
✅ колесная база – 5900 мм
✅ 3 двустворчатые двери
✅ в салоне – 32 сиденья
Прототип будущего дизельного автобуса был показан осенью 2017 года. Половина из мест для сиденья, находящихся в салоне, доступны для инвалидов-колясочников. В качестве привода выступает шестицилиндровый дизель с турбонаддувом, имеющий следующие характеристики:
✅ тип – Tector 7 от FTP Industrial SpA
✅ рабочий объем – 6,7 л
✅ мощность – 285,5 л. с/210 кВт
✅ крутящий момент – 1000 Н*м
Двухсекционный SOR NS 18 отличается большей длиной (18,75 м) и общей вместимостью салона (47 посадочных мест). Он появился ровно год спустя. Автобус оборудован четырьмя двойными дверьми. Для такой техники понадобился более мощный привод:
✅ турбированный дизель Iveco Cursor F2CFE612C
✅ соответствие стандарту выбросов Евро VI
✅ рабочий объем – 8,7 л
✅ мощность – 330 л. с/243 кВт
✅ крутящий момент – 1400 Н*м
Все дизельные автобусы серии могут оснащаться кондиционерами и информационными системами для пассажиров. Также в некоторых версиях в салоне имеется несколько USB-зарядных входов для мобильных устройств.
Если вернуться к электрическому варианту, то он имеет массу 18,8 тонны. Он приводится в действие мотором с жидкостным охлаждением. Его пиковая мощность составляет 160 кВт. Необходимая энергия обеспечивается аккумуляторными батареями емкостью 225 кВт*ч. Автономное движение на одной полной зарядке возможно на расстояние почти 200 км.
У всех вариантов SOR NS скорость ограничена 80 км/ч. Внутренний интерьер салона во многом соответствует предыдущей серии NB. А вот в экстерьере имеется довольно сильная омологация, благодаря которой техника приобрела максимально современный вид.
Во-первых, это светодиодное освещение, установленное как спереди, так и сзади. Также передняя часть автобуса стала более рельефной и обтекаемой. Это сделало всех представителей новой серии гораздо привлекательней, чем прошлый тип.
У электробуса SOR NS 18 Electric на борту имеется батарея емкостью 600 кВт*ч. Подзарядить ее можно в течение ночи через обычную розетку или непрерывно по ходу – через пантограф на крыше. Такие версии уже используются в Кладно, Градце Кралове и других чешских городах.
Машина полностью кондиционирована и оборудована внутренней/внешней системой камер с записью. Рабочее место водителя оснащено цифровой приборной панелью, холодильником для напитков и другими компонентами, отражающими последние технические тенденции. В салоне также в наличии Wi-Fi для пассажиров и USB-разъем для зарядки мобильных телефонов.
Производными от основной модели можно считать и троллейбусы SOR TNS 12, собираемые сотрудниками Брненской городской транспортной компании. В них используются комплектующие, поставляемые предприятием из Либхавы.
Также сюда стоит отнести и модификацию на альтернативном топливе (сжатом природном газе), именуемую NSG 18. Кузова сочлененных автобусов используются также для компоновки городского электротранспорта – троллейбусов SOR TNS 18 и Skoda 33Tr.
Все это оказалось возможным благодаря конфликтной ситуации, создавшейся на ведущем чехословацком предприятии по производству общественного транспорта – Karosa. Результатом стал уход из него бывшего директора Ярослава Трнки и его соратников.
SOR NS 12 на одном из маршрутов чешского города Мост. Фото автора
Именно они и осели в скромном 2-тысячном Либхавы, с 1991 года превратив местный завод в проектировщика и производителя недорогой общественной техники. Главной целью стояло создание достойной конкуренции для Iveco-Karosa. С поставленной задачей вполне справились, заняв второе место в стране с ежегодным тиражом автобусов и иного общественного транспорта в 750 экземпляров. Плюс – постоянные заказы из соседних и других стран. Офисы компании появились в:
✅ Прибалтийском регионе
✅ Словакии
✅ Польше
✅ России
✅ Румынии
Последние в свое время закупили сразу 100 электробусов марки SOR для муниципалитетов разных городов страны. Много автобусов этой бренда колесит по пражским и братиславским улицам, являясь здесь одним из основных видов общественного транспорта.
Новинка из Либхавы
Сегодня компания из Пардубицкого края продолжает заниматься разработкой и производством автобусов уже более трех десятилетий. В настоящее время она предлагает широкий модельный ряд для городского и междугороднего использования. А с одной из его новых разработок мы сможем сегодня познакомиться чуть ближе.
С премьерой на выставке коммерческих автомобилей в Ганновере (2016 год) SOR NS electric стал первым представителем нового поколения автобусов этой серии. Позже появились также дизельная версия, сочлененная машина повышенной вместимости и другие.
Как уже упоминалось, компания ориентирована на сборку автобусов бюджетного сегмента. Это делает их оптимальным вариантом для ежедневного внутригородского использования. Также низкая стоимость привлекает клиентов из стран бывшего соцлагеря и некоторых других государств Европы: Германии, Дании, Бельгии, Нидерландов и Фарерских островов.
Руководство компании придерживается долгосрочной стратегии разработки и производства автобусов, ориентированной на экономически выгодную продукцию для пользователей. На деле это означает следующее:
✅ максимальная унификация по всем основным моделям бренда
✅ предложение современных технологий в конструкции
✅ дальнейший сервис и обслуживание проданных образцов
Хорошей динамике развития содействует тот факт, что как проектно-конструкторские решения, так и само производство сосредоточены на SOR Libchavy. В это число входят склеивание полиуретановыми клеями, технология лазерной резки или роботизированная сварка. Прочность и долговечность автобусов гарантируют:
✅ алюминиевые детали
✅ нержавеющая сталь
✅ максимальное количество пластиковых элементов
Сегодня чешская компания предлагает потребителям широкий модельный ряд автобусов различного назначения и с выбором типа привода. Их длина варьируется от 8,5 до 18,75 м. В предложение недавно также добавились электробусы и городские троллейбусы.
Дизельные версии SOR NS
SOR NS Diesel представляет собой самое молодое поколение автобусов этой марки с дизайном от инженера Патрика Котаса. В настоящее время существует как 12-метровый двуосный вариант, так и трехосный сочлененный повышенной вместимости.
Во многих городах эта техника довольно распространена. Фото автора
Чтобы в дальнейшем обеспечить широкое применение выпускаемой техники, производитель наделил ее высокой степенью вариабельности. В первую очередь, это – возможность различного расположения сидений в салонах. Также существуют модификации с разным количеством входных дверей.
Да и три-четыре широких проема на 12-метровую длину – более чем комфортное решение даже для самого требовательного пассажира. Так что жители европейских городских агломераций должны остаться очень довольными. А вот и физические параметры SOR NS 12:
✅ длина – 12 м
✅ ширина – 2,55 м
✅ высота – 3 м
✅ колесная база – 5900 мм
✅ 3 двустворчатые двери
✅ в салоне – 32 сиденья
Прототип будущего дизельного автобуса был показан осенью 2017 года. Половина из мест для сиденья, находящихся в салоне, доступны для инвалидов-колясочников. В качестве привода выступает шестицилиндровый дизель с турбонаддувом, имеющий следующие характеристики:
✅ тип – Tector 7 от FTP Industrial SpA
✅ рабочий объем – 6,7 л
✅ мощность – 285,5 л. с/210 кВт
✅ крутящий момент – 1000 Н*м
Двухсекционный SOR NS 18 отличается большей длиной (18,75 м) и общей вместимостью салона (47 посадочных мест). Он появился ровно год спустя. Автобус оборудован четырьмя двойными дверьми. Для такой техники понадобился более мощный привод:
✅ турбированный дизель Iveco Cursor F2CFE612C
✅ соответствие стандарту выбросов Евро VI
✅ рабочий объем – 8,7 л
✅ мощность – 330 л. с/243 кВт
✅ крутящий момент – 1400 Н*м
Все дизельные автобусы серии могут оснащаться кондиционерами и информационными системами для пассажиров. Также в некоторых версиях в салоне имеется несколько USB-зарядных входов для мобильных устройств.
В салоне – мягкие сиденья с матерчатой обивкой. Фото автора
Если вернуться к электрическому варианту, то он имеет массу 18,8 тонны. Он приводится в действие мотором с жидкостным охлаждением. Его пиковая мощность составляет 160 кВт. Необходимая энергия обеспечивается аккумуляторными батареями емкостью 225 кВт*ч. Автономное движение на одной полной зарядке возможно на расстояние почти 200 км.
Другие особенности электробуса
У всех вариантов SOR NS скорость ограничена 80 км/ч. Внутренний интерьер салона во многом соответствует предыдущей серии NB. А вот в экстерьере имеется довольно сильная омологация, благодаря которой техника приобрела максимально современный вид.
Во-первых, это светодиодное освещение, установленное как спереди, так и сзади. Также передняя часть автобуса стала более рельефной и обтекаемой. Это сделало всех представителей новой серии гораздо привлекательней, чем прошлый тип.
Рабочее место водителя. Фото автора
У электробуса SOR NS 18 Electric на борту имеется батарея емкостью 600 кВт*ч. Подзарядить ее можно в течение ночи через обычную розетку или непрерывно по ходу – через пантограф на крыше. Такие версии уже используются в Кладно, Градце Кралове и других чешских городах.
Машина полностью кондиционирована и оборудована внутренней/внешней системой камер с записью. Рабочее место водителя оснащено цифровой приборной панелью, холодильником для напитков и другими компонентами, отражающими последние технические тенденции. В салоне также в наличии Wi-Fi для пассажиров и USB-разъем для зарядки мобильных телефонов.
Интересные модификации
Производными от основной модели можно считать и троллейбусы SOR TNS 12, собираемые сотрудниками Брненской городской транспортной компании. В них используются комплектующие, поставляемые предприятием из Либхавы.
Сочлененный автобус SOR NS 18. Фото автора
Также сюда стоит отнести и модификацию на альтернативном топливе (сжатом природном газе), именуемую NSG 18. Кузова сочлененных автобусов используются также для компоновки городского электротранспорта – троллейбусов SOR TNS 18 и Skoda 33Tr.
- Иван Гончаров
- фото автора
Рекомендуем для вас
У экранопланов, похоже, открывается «второе дыхание»
И снова «в деле» фигурируют водородные технологии. О новых открывающихся перспективах этого надводного транспорта читайте в нашем материале....
Подводный арктический газовоз «Пилигрим» заменит трубопроводы
Доставка углеводородов подводным газовозом, да еще под арктическими льдами – не фантастика ли? О проекте 2019-го года сегодня вспомнили не случайно. Реальная...
Зачем при взлете и посадке стюардессы просят открывать шторки иллюминаторов
Эта неожиданная просьба имеет под собой довольно веские основания, которые, возможно, помогут сберечь здоровье, а то и жизнь пассажиров. Неужели какие-то...
ПД-8 будут испытывать на летающей лаборатории
По сообщению главы Ростеха, ПД-8 проходит последние испытания на стенде и следующий этап – тестирование в полете на Ил-76ЛЛ. Затем двигатель установят на...
ЯМЗ-535: новая рядная «четверка», которая пестрит отечественными инновациями
В новом видео на YouTube-канале «Автомобильная Россия» представлен дизельный двигатель ЯМЗ-535, который стал улучшенной версией популярного мотора ЯМЗ-534. Это...
АК-3: военная реплика или учебно-тренировочный самолет
Новый УТС внешне очень похож на Як-3: производитель уверяет, что на платформе этой машины можно собрать любой самолет Второй мировой. А что внутри учебного...
Озвучена приоритетность задач в ходе обновления Ту-214
На что направят усилия в первую очередь рассказал руководитель авиационного завода. Подробнее об этом читайте в нашем материале....
Тайна последнего пристанища для сотен автомобилей на краю земли
На Чукотке, вдали от цивилизации, скрывается удивительное автомобильное кладбище, привлекающее своими масштабами и загадками. Здесь оставлены сотни машин – от...
В России появятся «двойники» аэропортов
Система интерактивная и обеспечивает улучшенный мониторинг работы аэропорта и сопутствующей инфраструктуры. Также технология позволяет оптимизировать...
Что будет, если с двигателя Жигулей «срезать» 8 кг запчастей?
Команда YouTube-канала «Гараж 54» пошла на очередной необычный эксперимент, до которого мало кто мог додуматься. Они продемонстрировали проект по созданию...
Замена Ан-2 или «долгострой» – когда полетит «Байкал»
Самолет впервые показали в 2021 году. С того момента менялись сроки, комплектующие. В этом материале мы обсудим предысторию «Байкала», а также его состояние...
Двигатели для SSJ-100, Ту-214 и Ил-96-300 начнут выпускать и тестировать быстрее
На Пермском заводе ускорят испытания гидромеханических агрегатов. Также будут оптимизированы другие этапы производственного цикла....
Новый российский вездеход «Снарк»: удивляет скоростью и проходимостью
В Санкт-Петербурге разработали уникальный вездеход «Снарк», который сочетает мощность и инновационные технологии для достижения максимальной проходимости....
«Белый кречет» – от Москвы до Питера за 2 часа
В начале сентября этого года каждый желающий мог лицезреть макет высокоскоростного поезда «Белый кречет». Состав со скоростью до 400 км/ч будет соединять...
VICTORY A11 FLY – брутальный флагман российской верфи
Этот обзор на YouTube-канале «Люди и лодки» посвящен одному из самых впечатляющих катеров, доступных сегодня на российском рынке. Лодка с флайбриджем и тремя...
Первые в мире «Жигули» с V16 из бензопил наконец-то поехали
Помните недавний эксперимент команды YouTube-канала «Гараж 54» с изготовлением двигателя V16 из бензопил? Они все-таки установили эту необычную поделку в...