Новая серия автобусов из Либхавы – SOR NS 12/18
51

Новая серия автобусов из Либхавы – SOR NS 12/18

Рядом с небольшим поселком в Пардубицком крае Чешской Республики расположено предприятие по производству городских и других автобусов. Оно выросло в начале 90-х из скромной ремонтной мастерской с/х техники.


Все это оказалось возможным благодаря конфликтной ситуации, создавшейся на ведущем чехословацком предприятии по производству общественного транспорта – Karosa. Результатом стал уход из него бывшего директора Ярослава Трнки и его соратников.

Новая серия автобусов из Либхавы – SOR NS 12/18SOR NS 12 на одном из маршрутов чешского города Мост. Фото автора

Именно они и осели в скромном 2-тысячном Либхавы, с 1991 года превратив местный завод в проектировщика и производителя недорогой общественной техники. Главной целью стояло создание достойной конкуренции для Iveco-Karosa. С поставленной задачей вполне справились, заняв второе место в стране с ежегодным тиражом автобусов и иного общественного транспорта в 750 экземпляров. Плюс – постоянные заказы из соседних и других стран. Офисы компании появились в:

✅ Прибалтийском регионе
✅ Словакии
✅ Польше
✅ России
✅ Румынии

Последние в свое время закупили сразу 100 электробусов марки SOR для муниципалитетов разных городов страны. Много автобусов этой бренда колесит по пражским и братиславским улицам, являясь здесь одним из основных видов общественного транспорта.

Новинка из Либхавы


Сегодня компания из Пардубицкого края продолжает заниматься разработкой и производством автобусов уже более трех десятилетий. В настоящее время она предлагает широкий модельный ряд для городского и междугороднего использования. А с одной из его новых разработок мы сможем сегодня познакомиться чуть ближе.

С премьерой на выставке коммерческих автомобилей в Ганновере (2016 год) SOR NS electric стал первым представителем нового поколения автобусов этой серии. Позже появились также дизельная версия, сочлененная машина повышенной вместимости и другие.


Как уже упоминалось, компания ориентирована на сборку автобусов бюджетного сегмента. Это делает их оптимальным вариантом для ежедневного внутригородского использования. Также низкая стоимость привлекает клиентов из стран бывшего соцлагеря и некоторых других государств Европы: Германии, Дании, Бельгии, Нидерландов и Фарерских островов.

Руководство компании придерживается долгосрочной стратегии разработки и производства автобусов, ориентированной на экономически выгодную продукцию для пользователей. На деле это означает следующее:

✅ максимальная унификация по всем основным моделям бренда
✅ предложение современных технологий в конструкции
✅ дальнейший сервис и обслуживание проданных образцов

Хорошей динамике развития содействует тот факт, что как проектно-конструкторские решения, так и само производство сосредоточены на SOR Libchavy. В это число входят склеивание полиуретановыми клеями, технология лазерной резки или роботизированная сварка. Прочность и долговечность автобусов гарантируют:

✅ алюминиевые детали
✅ нержавеющая сталь
✅ максимальное количество пластиковых элементов

Сегодня чешская компания предлагает потребителям широкий модельный ряд автобусов различного назначения и с выбором типа привода. Их длина варьируется от 8,5 до 18,75 м. В предложение недавно также добавились электробусы и городские троллейбусы.

Дизельные версии SOR NS


SOR NS Diesel представляет собой самое молодое поколение автобусов этой марки с дизайном от инженера Патрика Котаса. В настоящее время существует как 12-метровый двуосный вариант, так и трехосный сочлененный повышенной вместимости.

Во многих городах эта техника довольно распространена. Фото автора

Чтобы в дальнейшем обеспечить широкое применение выпускаемой техники, производитель наделил ее высокой степенью вариабельности. В первую очередь, это – возможность различного расположения сидений в салонах. Также существуют модификации с разным количеством входных дверей.

Да и три-четыре широких проема на 12-метровую длину – более чем комфортное решение даже для самого требовательного пассажира. Так что жители европейских городских агломераций должны остаться очень довольными. А вот и физические параметры SOR NS 12:

✅ длина – 12 м
✅ ширина – 2,55 м
✅ высота – 3 м
✅ колесная база – 5900 мм
✅ 3 двустворчатые двери
✅ в салоне – 32 сиденья

Прототип будущего дизельного автобуса был показан осенью 2017 года. Половина из мест для сиденья, находящихся в салоне, доступны для инвалидов-колясочников. В качестве привода выступает шестицилиндровый дизель с турбонаддувом, имеющий следующие характеристики:

✅ тип – Tector 7 от FTP Industrial SpA
✅ рабочий объем – 6,7 л
✅ мощность – 285,5 л. с/210 кВт
✅ крутящий момент – 1000 Н*м

Двухсекционный SOR NS 18 отличается большей длиной (18,75 м) и общей вместимостью салона (47 посадочных мест). Он появился ровно год спустя. Автобус оборудован четырьмя двойными дверьми. Для такой техники понадобился более мощный привод:

✅ турбированный дизель Iveco Cursor F2CFE612C
✅ соответствие стандарту выбросов Евро VI
✅ рабочий объем – 8,7 л
✅ мощность – 330 л. с/243 кВт
✅ крутящий момент – 1400 Н*м

Все дизельные автобусы серии могут оснащаться кондиционерами и информационными системами для пассажиров. Также в некоторых версиях в салоне имеется несколько USB-зарядных входов для мобильных устройств.

В салоне – мягкие сиденья с матерчатой обивкой. Фото автора

Если вернуться к электрическому варианту, то он имеет массу 18,8 тонны. Он приводится в действие мотором с жидкостным охлаждением. Его пиковая мощность составляет 160 кВт. Необходимая энергия обеспечивается аккумуляторными батареями емкостью 225 кВт*ч. Автономное движение на одной полной зарядке возможно на расстояние почти 200 км.

Другие особенности электробуса


У всех вариантов SOR NS скорость ограничена 80 км/ч. Внутренний интерьер салона во многом соответствует предыдущей серии NB. А вот в экстерьере имеется довольно сильная омологация, благодаря которой техника приобрела максимально современный вид.

Во-первых, это светодиодное освещение, установленное как спереди, так и сзади. Также передняя часть автобуса стала более рельефной и обтекаемой. Это сделало всех представителей новой серии гораздо привлекательней, чем прошлый тип.

Рабочее место водителя. Фото автора

У электробуса SOR NS 18 Electric на борту имеется батарея емкостью 600 кВт*ч. Подзарядить ее можно в течение ночи через обычную розетку или непрерывно по ходу – через пантограф на крыше. Такие версии уже используются в Кладно, Градце Кралове и других чешских городах.

Машина полностью кондиционирована и оборудована внутренней/внешней системой камер с записью. Рабочее место водителя оснащено цифровой приборной панелью, холодильником для напитков и другими компонентами, отражающими последние технические тенденции. В салоне также в наличии Wi-Fi для пассажиров и USB-разъем для зарядки мобильных телефонов.

Интересные модификации


Производными от основной модели можно считать и троллейбусы SOR TNS 12, собираемые сотрудниками Брненской городской транспортной компании. В них используются комплектующие, поставляемые предприятием из Либхавы.

Сочлененный автобус SOR NS 18. Фото автора

Также сюда стоит отнести и модификацию на альтернативном топливе (сжатом природном газе), именуемую NSG 18. Кузова сочлененных автобусов используются также для компоновки городского электротранспорта – троллейбусов SOR TNS 18 и Skoda 33Tr.
А вам больше нравится SOR NS 12 или SOR NS 18?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП

Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП

Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...