Dodge Viper 1992-2017: «Гадюки» гибли, но расползались по миру
«Ползли», однако, с головокружительной скоростью – 300 км/ч. Это о версии ACR 2006 года, которая и первую «сотню» кидала за 4,2 сек. Другие варианты были попроще: тащились по дорожному полотну на жалких 266 км/ч, а на четверть мили тратили 12,6 сек.
Машин не хватало: заказы и оплаты шли с приставкой «пред», несмотря, порой, на 100-тысячный долларовый эквивалент. Был товар и подешевле – $40-75 тыс., например. Очень дорого и безумно мощно. «Гадюки» – перевод слова «Viper» – вызывали восхищение, граничащее с ужасом.
Что за блажь, дать автомобилю имя отвратительного ядовитого пресмыкающегося? А сначала, между прочим, вообще хотели назвать разновидностью гремучей змеи – copperhead. От идеи отказались, но моторы «Вайперов» так по сей день и зовутся.
С чего и кто решил развести «гадюшник» в Dodge – подразделении Chrysler Corporation? Вдохновителями были четверо:
✅ Роберт (Боб) Лутц – в 1986-1998 годах топ-менеджер и член Совета директоров корпорации «Крайслер»
✅ Кэрролл Шелби – автогонщик, разработчик культовых «Кобр», соавтор «Форд Мустанг»
✅ Франсуа Кастен – инженер-конструктор, в 2010 году введен в американский Автомобильный зал славы
✅ Том Гейл – дизайнер, создатель кузовов «Додж Дакота», Chrysler Neon, седана LH и прочих
Большим Боссом неординарных умов, блестящих управленцев и талантливых разработчиков в 1988 году был Ли Якокка. Это человек с огромными заслугами в машиностроении, осторожный, расчетливый и дальновидный администратор. Он держал в руках заветную печать, которая давала добро или запрещала новые проекты.
Так вышло, что Великий и Непогрешимый «Крайслер» опростоволосился с моделью TC by Maserati 1986. Ничего особенного (мы дадим о кабриолете материал позднее), но рецензенты ошельмовали каждую мелочь, вплоть до формы бокового окошка. Провал! В компании судорожно искали способ восстановить подорванную репутацию.
А тут случилось Бобу Лутцу прокатиться на «Кобре Шелби». Даже не оригинал – реплика произвела такое впечатление, что на водителя снизошло благодатное озарение. Что, если повторить? Идея больше других пришлась по душе создателю легендарных Cobra Shelby. Кэрролл взялся уговорить Ли Якокку, который готов взвешивать «за» и «против» до тех пор, пока не сломает весы.
Эти двое, Ли и человек в неизменной ковбойской шляпе, дружили с молодости, времен совместной работы в «Форде». Кэрролл убедил товарища, что денег потребуется в 5 раз меньше, чем на скандальную TC by Maserati. А имиджевый успех покроет расходы сторицей. Якокка сдался под доводами товарища.
Была и еще причина взяться за проект. К этому моменту Большой Босс собрал в могучий кулак «Крайслера» все, что плохо лежало, было дешево и прекрасно: AMC с Jeep, Lamborghini, Maserati.
Марки с невероятным потенциалом предстояло как-то подружить, переженить. Разработать модельный ряд, дать брендам внятную маркетинговую стратегию входило в обязанности Боба Лутца. Он и предложил озаботить «Додж» спорткаром, вдохновленным «Кобрами». На имени сошлись быстро: оно символизировало продолжение сильных машин прошлого.
К разработке привлекли 85 лучших инженеров. Дело чуть не испортил дизайнер Том Гейл.
Б. Лутц видел «Гадюку» с мощным 10-цилиндровым двигателем. Как раз такой разрабатывали в Chrysler Corporation для грузовика Dodge RAM. Прихватив от пикапа элементы подвески, можно было здорово сэкономить. Но чугунный движок весил порядка 400 кг, что недопустимо для спорткара массой не более полутора тонн.
Обратились к Lamborghini (тактика «женитьбы» брендов!) за алюминиевыми блоками цилиндров. Спроектированный силовой агрегат был:
✅ полностью алюминиевым
✅ с нижним валом
✅ стальными гильзами
✅ развалом блока 90°
✅ увеличенным ходом поршней
Пока двигатель доводили до ума, на первый прототип поставили 5,9-литровый серийный V8. Передние рычаги позаимствовали у пикапа «Дакота». Но экстерьер…
В обтекаемом, аэродинамическом кузове, сочиненном в отделе стайлинга Тома Гейла, предательски просматривался британский сноб – Jaguar E-type. Великолепный, как на зло. Ли Якокка, увидев прототип, едва не задохнулся от возмущения. А где же у нашего-то простецкое деревенское очарование (обманчивое, конечно) «Кобр Шелби»?
Уже приготовился в сердцах швырнуть на чашу весов аргумент «против», но соратники успели, усадили Босса за руль. Возглас Ли, когда он покинул салон, записан для истории дословно. В вольном переводе звучит так: «Чего вы ждете? Постройте эту штуку». Да и внешность покорила Якокку: отсутствие дверных ручек, низкое лобовое стекло, выхлопные трубы в порогах.
Голосу Большого вняли и уже в 1989-ом показали концепткар в металле на Международном североамериканском автошоу. Встреча?.. Достаточно было того, что старики-разбойники – Лутц, Шелби в ковбойской шляпе и Якокка – с блестящими как звезды очами лично представляли авто. Купили зрителей с потрохами.
Публика ревела и потрясала чековыми книжками, выстраиваясь в очередь за «Гадюками». А серия началась только в 1992-ом. И внесем ясность, пока о конвейере: он остановился в 2017 году. Далее отдельные экземпляры собирали из оставшихся машинокомплектов.
Спорткар, как задумывали, создали суровым: никаких двухпедальных версий, автоматики. Минимум комфорта, ноль излишеств. Отмели всех «помощников». Даже элементарной антиблокировочной системой и контролем тяги не снабдили.
О безопасности как бы вообще забыли. Набор средств машине достался крайне скудный: ремни и крепкая дуга за сиденьями 2-местных родстеров. Да, еще спинки сидений в поясничной области набили чем-то упругим. Усилители стояли на дисковых тормозах с двухконтурными гидравлическими приводами и на рулевом управлении реечного типа.
Музыка, подогревы, электроприводы к каждой ерунде (стекла, регулировки автокресел, крышка багажника и т. д.) – для рафинированных мальчиков. А наш «гад» – грубый парень. Предназначен настоящим мужчинам, умеющим уверенно держать баранку, вдавить в пол гашетку и обращаться с рычагом механической коробки. Длиннющим, к слову, рычагом. Как в хорошем тракторе.
Конструкция вышла простой, понятной и надежной. Сравнение на ум – механическая мясорубка. Внешность поправили: машина смотрелась своеобразной и самобытной. Многофактурный кузов с наслоениями выполнили из стеклопластика. Основой служила трубчатая пространственная рама из прочных сортов стали.
Размеры Dodge Viper при колесной базе 2446 мм:
✅ длина – 4450/4460 мм
✅ ширина – 1920/1922 мм
✅ высота – 1120/1230 мм
✅ дорожный просвет – 130 мм
По части моторов: только на концепте стоял серийный V8. Остальные 5 поколений компоновали бензиновыми 10-цилиндровыми движками больших объемов.
Так писали журналисты о «Вайперах». Действительно, часть машин разбивалась в скором времени, как покидала двери дилерских центров. В Сети немало видео об авариях с «Гадюками». Говорят, 30%, но кто их подсчитывал? «Крайслер» завалили бы жалобами.
А правда в том, что необузданный, дикий спорткар, хоть и шоссейный, создавали не для повседневного использования. Техника подходила не каждому водителю. Нужен был опыт и навыки автогонщика. «Машина для тех, кому терять нечего». Мелькали и такие заголовки в обзорах.
Список спортивных побед Dodge Viper куда длиннее, чем перечень болячек вашей бабушки. И по рекордам уж точно обогнал вдохновителя – Cobra Shelby. В разные годы «Вайперы» брали 24-часовые гонки Ле-Мана, Дейтоны и Нюрбургринга. На немецкой трассе «американец» с громоподобным голосом Viper SRT-10 ACR сделал самый быстрый круг – 7:12.13 сек.
Справедливости ради отметим, что пользователь хоть и был сама крутизна, но стребовал-таки блага цивилизации. В последних поколениях устанавливали ABS, которая немного повышала эффективность торможения, кожаный салон, музыку, электростеклоподъемники и прочее.
Машин не хватало: заказы и оплаты шли с приставкой «пред», несмотря, порой, на 100-тысячный долларовый эквивалент. Был товар и подешевле – $40-75 тыс., например. Очень дорого и безумно мощно. «Гадюки» – перевод слова «Viper» – вызывали восхищение, граничащее с ужасом.
О создании суперкара: духовные отцы
Что за блажь, дать автомобилю имя отвратительного ядовитого пресмыкающегося? А сначала, между прочим, вообще хотели назвать разновидностью гремучей змеи – copperhead. От идеи отказались, но моторы «Вайперов» так по сей день и зовутся.
Dodge Viper – автомобиль, созданный как дань памяти великим машинам прошлого «Кобрам Шелби». Фото: YouTube.com
С чего и кто решил развести «гадюшник» в Dodge – подразделении Chrysler Corporation? Вдохновителями были четверо:
✅ Роберт (Боб) Лутц – в 1986-1998 годах топ-менеджер и член Совета директоров корпорации «Крайслер»
✅ Кэрролл Шелби – автогонщик, разработчик культовых «Кобр», соавтор «Форд Мустанг»
✅ Франсуа Кастен – инженер-конструктор, в 2010 году введен в американский Автомобильный зал славы
✅ Том Гейл – дизайнер, создатель кузовов «Додж Дакота», Chrysler Neon, седана LH и прочих
Большим Боссом неординарных умов, блестящих управленцев и талантливых разработчиков в 1988 году был Ли Якокка. Это человек с огромными заслугами в машиностроении, осторожный, расчетливый и дальновидный администратор. Он держал в руках заветную печать, которая давала добро или запрещала новые проекты.
«Не бывать бы счастью …»
Так вышло, что Великий и Непогрешимый «Крайслер» опростоволосился с моделью TC by Maserati 1986. Ничего особенного (мы дадим о кабриолете материал позднее), но рецензенты ошельмовали каждую мелочь, вплоть до формы бокового окошка. Провал! В компании судорожно искали способ восстановить подорванную репутацию.
Первое поколение Dodge Viper 1992-1995: мотор 8 л V10, 406 л. с., 6-ступенчатая механика, цена – 40 тыс. долларов. Фото: YouTube.com
А тут случилось Бобу Лутцу прокатиться на «Кобре Шелби». Даже не оригинал – реплика произвела такое впечатление, что на водителя снизошло благодатное озарение. Что, если повторить? Идея больше других пришлась по душе создателю легендарных Cobra Shelby. Кэрролл взялся уговорить Ли Якокку, который готов взвешивать «за» и «против» до тех пор, пока не сломает весы.
Эти двое, Ли и человек в неизменной ковбойской шляпе, дружили с молодости, времен совместной работы в «Форде». Кэрролл убедил товарища, что денег потребуется в 5 раз меньше, чем на скандальную TC by Maserati. А имиджевый успех покроет расходы сторицей. Якокка сдался под доводами товарища.
Была и еще причина взяться за проект. К этому моменту Большой Босс собрал в могучий кулак «Крайслера» все, что плохо лежало, было дешево и прекрасно: AMC с Jeep, Lamborghini, Maserati.
Второе поколение Dodge Viper 1995-2002: V10 объемом 8 л. 450 л. с., цена 49,5 тыс. долларов. Фото: YouTube.com
Марки с невероятным потенциалом предстояло как-то подружить, переженить. Разработать модельный ряд, дать брендам внятную маркетинговую стратегию входило в обязанности Боба Лутца. Он и предложил озаботить «Додж» спорткаром, вдохновленным «Кобрами». На имени сошлись быстро: оно символизировало продолжение сильных машин прошлого.
К разработке привлекли 85 лучших инженеров. Дело чуть не испортил дизайнер Том Гейл.
«Первый блин»
Б. Лутц видел «Гадюку» с мощным 10-цилиндровым двигателем. Как раз такой разрабатывали в Chrysler Corporation для грузовика Dodge RAM. Прихватив от пикапа элементы подвески, можно было здорово сэкономить. Но чугунный движок весил порядка 400 кг, что недопустимо для спорткара массой не более полутора тонн.
Третье поколение Dodge Viper 2002-2006: V10, объем 8,3 л., мощность 505 л. с., крутящий момент 710 Н*м, цена – 49 тыс. долларов. Фото: YouTube.com
Обратились к Lamborghini (тактика «женитьбы» брендов!) за алюминиевыми блоками цилиндров. Спроектированный силовой агрегат был:
✅ полностью алюминиевым
✅ с нижним валом
✅ стальными гильзами
✅ развалом блока 90°
✅ увеличенным ходом поршней
Пока двигатель доводили до ума, на первый прототип поставили 5,9-литровый серийный V8. Передние рычаги позаимствовали у пикапа «Дакота». Но экстерьер…
Четвертое поколение Dodge Viper 2007-2010: V10, объем 8,4 л, мощность 610 л. с., цена 60 тыс. долларов. Фото: YouTube.com
В обтекаемом, аэродинамическом кузове, сочиненном в отделе стайлинга Тома Гейла, предательски просматривался британский сноб – Jaguar E-type. Великолепный, как на зло. Ли Якокка, увидев прототип, едва не задохнулся от возмущения. А где же у нашего-то простецкое деревенское очарование (обманчивое, конечно) «Кобр Шелби»?
Уже приготовился в сердцах швырнуть на чашу весов аргумент «против», но соратники успели, усадили Босса за руль. Возглас Ли, когда он покинул салон, записан для истории дословно. В вольном переводе звучит так: «Чего вы ждете? Постройте эту штуку». Да и внешность покорила Якокку: отсутствие дверных ручек, низкое лобовое стекло, выхлопные трубы в порогах.
Голосу Большого вняли и уже в 1989-ом показали концепткар в металле на Международном североамериканском автошоу. Встреча?.. Достаточно было того, что старики-разбойники – Лутц, Шелби в ковбойской шляпе и Якокка – с блестящими как звезды очами лично представляли авто. Купили зрителей с потрохами.
Пятое поколение Dodge Viper 2012-2017: V10 объемом 8,4 л., мощность 650 л. с., крутящий момент 810 Н*м, цена 250 тыс. долларов. Фото: YouTube.com
Публика ревела и потрясала чековыми книжками, выстраиваясь в очередь за «Гадюками». А серия началась только в 1992-ом. И внесем ясность, пока о конвейере: он остановился в 2017 году. Далее отдельные экземпляры собирали из оставшихся машинокомплектов.
«Вайпер»: конструкционные особенности
Спорткар, как задумывали, создали суровым: никаких двухпедальных версий, автоматики. Минимум комфорта, ноль излишеств. Отмели всех «помощников». Даже элементарной антиблокировочной системой и контролем тяги не снабдили.
Моторный отсек Dodge Viper. Фото: YouTube.com
О безопасности как бы вообще забыли. Набор средств машине достался крайне скудный: ремни и крепкая дуга за сиденьями 2-местных родстеров. Да, еще спинки сидений в поясничной области набили чем-то упругим. Усилители стояли на дисковых тормозах с двухконтурными гидравлическими приводами и на рулевом управлении реечного типа.
Музыка, подогревы, электроприводы к каждой ерунде (стекла, регулировки автокресел, крышка багажника и т. д.) – для рафинированных мальчиков. А наш «гад» – грубый парень. Предназначен настоящим мужчинам, умеющим уверенно держать баранку, вдавить в пол гашетку и обращаться с рычагом механической коробки. Длиннющим, к слову, рычагом. Как в хорошем тракторе.
Конструкция вышла простой, понятной и надежной. Сравнение на ум – механическая мясорубка. Внешность поправили: машина смотрелась своеобразной и самобытной. Многофактурный кузов с наслоениями выполнили из стеклопластика. Основой служила трубчатая пространственная рама из прочных сортов стали.
Салон родстера Dodge Viper. Фото: YouTube.com
Размеры Dodge Viper при колесной базе 2446 мм:
✅ длина – 4450/4460 мм
✅ ширина – 1920/1922 мм
✅ высота – 1120/1230 мм
✅ дорожный просвет – 130 мм
По части моторов: только на концепте стоял серийный V8. Остальные 5 поколений компоновали бензиновыми 10-цилиндровыми движками больших объемов.
«Этот автомобиль хочет их убить»
Так писали журналисты о «Вайперах». Действительно, часть машин разбивалась в скором времени, как покидала двери дилерских центров. В Сети немало видео об авариях с «Гадюками». Говорят, 30%, но кто их подсчитывал? «Крайслер» завалили бы жалобами.
А правда в том, что необузданный, дикий спорткар, хоть и шоссейный, создавали не для повседневного использования. Техника подходила не каждому водителю. Нужен был опыт и навыки автогонщика. «Машина для тех, кому терять нечего». Мелькали и такие заголовки в обзорах.
Самолетное ускорение «Вайпера» вдавливало водителя в спинку сидения. Фото: YouTube.com
Список спортивных побед Dodge Viper куда длиннее, чем перечень болячек вашей бабушки. И по рекордам уж точно обогнал вдохновителя – Cobra Shelby. В разные годы «Вайперы» брали 24-часовые гонки Ле-Мана, Дейтоны и Нюрбургринга. На немецкой трассе «американец» с громоподобным голосом Viper SRT-10 ACR сделал самый быстрый круг – 7:12.13 сек.
Справедливости ради отметим, что пользователь хоть и был сама крутизна, но стребовал-таки блага цивилизации. В последних поколениях устанавливали ABS, которая немного повышала эффективность торможения, кожаный салон, музыку, электростеклоподъемники и прочее.
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ил-96-300: взлет спустя десять лет простоя
Взгляните на фото: это не свалка – перед вами воздушное судно, готовящееся к взлету. Авиалайнер построили в 1992-м году, в 2008-м он совершил последний...
Зачем трактору треугольные гусеницы
Проходимость обычного гусеничного трактора, казалось бы, вне сомнений. Но нет: зачем-то понадобилось его усовершенствовать и поставить движитель в виде...
Самые нестандартные грузоперевозки: риск и необходимость
Как перевезти дом или трубу длиной в несколько десятков метров, огромный трактор, целый корабль, буровую вышку? Все это решает интереснейшая (и рисковая!)...
Испытания российского авиалайнера SJ-100 проходят успешно – подробности
Оказывается, импортозамещенный самолет стал лучше. А намеченные испытания идут по плану....
Российские внедорожники «Капитан» – лучше, чем УАЗ Пикап и «Профи»
В полку российских внедорожников прибыло. Компания «Промтех» решила запустить в серийное производство пикапы. Внешне они напоминают известные японские модели,...
Завод MAN в России переименуют для запуска нового производства
На заводе «Северной столицы» вновь кипит жизнь. В декабре покажут новый грузовик. Обещают, что это будет революция в сегменте....
Россия получит летающие «грузовики» через несколько лет – разработки уже идут
Они смогут пролетать до 700 км, причем без пилота. Грузоподъемность планируется до 750 кг....
Новейшие российские авиадвигатели покажут на китайской выставке – мнения россиян
Обещают показать такие двигатели, которые даже в России официально не демонстрировали. Выставка пройдет с 12 по 17 ноября 2024 года....
Соблюдение сроков выпуска «Байкала» теперь на жестком контроле
Глава страны обозначил конкретную дату для правительства. Кроме контроля даты сдачи первой партии «Байкала», под пристальное внимание попала сфера организации...
«Старт-1М»: «бесплатная» ракета для мирного космоса
Снимаемые с дежурства боевые ракеты могут после доработки доставлять космические аппараты на орбиту. Ведутся ли работы в этом направлении и на каком этапе они...
Двигатель ПД-35 стал на шаг ближе к сертификации
Разработка двигателя для тяжелого транспортного самолета длится уже восемь лет. Теперь проект заметно продвинулся....
С-76: новая тяжелая российская беспилотная платформа
Разработанный российскими инженерами грузовой БПЛА летает на расстояние до 1000 км и перевозит грузы в 300 кг. Эта машина – серьезный конкурент на рынке...
Natilus бросает вызов Airbus и Boeing
Компания работает над созданием пассажирского авиалайнера со смешанным корпусом крыла. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Корпус первой опоры ВК-1600В создали с применением аддитивной методики
Она позволяет сократить время налаживания производственных процессов. Технология позволяет уменьшить вес детали, что помогает улучшить летные характеристики....
Электроника для авиалайнеров SJ 100 и МС-21 будет российской, но окажется дороже зарубежной
Договор на поставки уже подписан. Контракт продлится как минимум до 2030 года....
Легенда советских портов: уникальный буксир «Кит»
Этот буксирный катер – настоящий артефакт советской морской инженерии, созданный для учебных целей и до сих пор находящийся на службе. Построенный в 1950 году,...