Спорткар из начала 90-х: Mazda 323 GTR
80

Спорткар из начала 90-х: Mazda 323 GTR

Внезапный отказ организаторов от группы «В» с 1987 года многие команды застал врасплох. Ведь это означало, что такие гранды, как Peugeot 205 T16, Ford RS200, Lancia Delta S4 и Audi Quattra теперь остались не у дел. Первые два бренда и вовсе не имели чем заменить свои легендарные модели.


С большим трудом задержалась только Lancia Delta 4WD, которую многие считали чересчур медлительной. Напротив, японская компания Mazda находилась в гораздо более выгодном положении. Ведь незадолго перед этим 323 4WD пережила глубокую омологацию конструкции.

Спорткар из начала 90-х: Mazda 323 GTRMazda 323 GTR с модифицированным передним бампером. Фото: youtube.com

В то время команду Mazda возглавлял Ахим Вармбольд, который уже в 1985 году понял, что спортивный хэтчбек RX-7 не сможет угнаться за группой B. Поэтому он начал разработку соревновательной версии новой модели 323, продававшейся на некоторых рынках как Familia.

Долгий поиск оптимального авто для ралли


Результатом стал небольшой автомобиль с турбированным шестнадцатиклапанным двигателем и полным приводом. Он получился настолько взвешенным, что практически не имел достойных конкурентов на тот момент в классе А.

Но вначале все же его преследовал ряд детских болезней. Поэтому впервые себя спорткар проявил только в Новой Зеландии, финишировав вторым после VW Golf GTI. А победить удалось уже на «Ралли 1000 озер» в группе N. Позже последовали триумфы в ралли RAC и Олимп, а контракт с командой подписал великий Тимо Салонен (чемпион мира-1985). Произошедшее дальше оказалось очень противоречивым:

✅ Mazda имела явные преимущества над Lancia
✅ японский автомобиль беспокоили технические проблемы
✅ у Салонена не сложилось с коробкой передач
✅ он все-таки выиграл Ралли Швеции-1986

И это еще не все. Чтобы оформить теоретическое превосходство в реальные результаты, компания Mazda представила новую трансмиссию XTrac. Такую же они использовали и в омологационной версии серийных седанов. Но комиссарам соревнования этот ход не понравился и они отозвали обновленный вариант бренда из класса А до конца сезона.

Дополнительные фары и воздухозаборники на капоте. Фото: youtube.com

В 1988 году правила смягчили и Mazda вернулась в обойму. Да еще и усиленная вторым финским мировым чемпионом – Ханной Микколой. Но итальянский конкурент тоже не почивал на лаврах, представив Delta Integrale с внушительными характеристиками. И хотя Миккола долго лидировал в ралли RAC, случайная авария не позволила ему праздновать итоговую победу. Все же следующий сезон стал более успешным:

✅ победа Карлссона в Швеции и Новой Зеландии
✅ второе место Миллена в Новой Зеландии
✅ итоговое третье место среди брендов

Mazda пропустила вперед Lancia и Toyota, только потому что приняла решения не участвовать во всех заездах сезона. Но конструкторы прекрасно понимали: для успешного продвижения вперед необходимо что-то более совершенное.

Наконец оптимальный вариант найден


Казалось, что им сможет стать появившаяся в начале следующего десятилетия версия 323 GTX. Она имела 175-сильный двигатель с крутящим моментом в 326 Н*м. Автомобиль также получил гидроусилитель руля и более надежную коробку передач. К сожалению, Салонен на «Ралли 1000 озер» стал только шестым. А лучшим результатом 1990 года оказалось лишь пятое место на соревнованиях в Новой Зеландии.

Именно поэтому в 1991 году появилась Mazda 323 GTR с еще более крупным передним бампером, который отличался дополнительными круглыми фарами. Для омологации раллийных версий ее использовали уже с 1992-го.


Специалисты неплохо поработали как над технической стороной автомобиля, так и над общим оснащением. Внутри салона находились сиденья из кожи и замши. И хотя в результате выпуск Mazda 323 GTR ограничился всего лишь одним календарным годом, в ее конструкции было чем похвалиться. Вот только некоторые из отличий от предшественника:

✅ агрессивный передний бампер
✅ решетка и вентиляционные отверстия капота
✅ обновленный задний бампер
✅ колесные арки
✅ более жесткая подвеска
✅ стабилизаторы поперечной устойчивости с массивными перемычками

Изменения коснулись также ступицы колес с пятью шпильками и увеличенных тормозных дисков. Кроме того, GTR имел более прочные шатуны и поршни, крупные масляные распылители и носовой коленчатый вал. Добавили в размерах масляный радиатор, впускной коллектор и инжекторы. Вот показатели автомобиля:

✅ рабочий объем двигателя – 1839 куб. см
✅ мощность – 210 л. с
✅ максимальная скорость ограничена 180 км/ч

Да, Mazda не хотела застаиваться, и постоянно старалась готовить хороший фундамент для успешного участия в ралли. Шестое поколение модели 323 всегда выступало в качестве донора. Сначала у Motor Sports Engineering Group появилась GTX со 166-сильным двигателем.

Другие показатели Mazda 323 GTR


Оказалось, что несмотря на полный привод, таким спорткаром соперников не удивить. Поэтому японцы напрягли мозги и творческий потенциал, запершись в мастерской. Усиленная работа принесла положительные результаты, вылившись в прекрасную и мускулистую 323 GTR.

Силовой привод Mazda 323 GTR. Фото: youtube.com

Кроме уже перечисленного выше, новинка обладала модифицированным двигателем, установленным спереди и пятиступенчатой коробкой передач. Мощный турбокомпрессор RHF6CB и специальные клапаны, заполненные натрием, превосходно справлялись со своей задачей.

Версия для японского рынка с правым рулем выдавала рекордные 210 «лошадок» (в то время как экспортный европейским вариант ограничивался 185 л. с при 5000 об/мин). В премиальной начинке автомобиль мог легко разгоняться до первой «сотни» всего за 7,1 секунды.

Вес спорткара без водителя составлял примерно 1,15 тонны, что тоже являлось очень приятным достижением конструкторов. Все же гораздо более важным стало то, что из двигателя удавалось извлечь столько же, как и из привода первой Subaru Impreza WRX STI. И лишь незначительно уступая Mitsubishi Evolution начального уровня.

Японская версия с правым рулем. Фото: youtube.com

Еще одной недешевой технологией автомобиля стал неотключаемый полный привод с межосевым вязкостным самоблокирующимся дифференциалом (LSD). При распределении крутящего момента он отдавал предпочтение между осями задним (53%), оставляя передним колесам всего 47%.

Сегодня востребованы у коллекционеров


По общему мнению профильных специалистов, Mazda могла бы «управляться» лучше, чем конкурирующий (и тоже омологированный) Nissan Pulsar GTI-R. Так что только Lancia Delta HF Integrale оставалась для нее крепким орешком.

Увы, в середине 1992 года заводской коллектив был расформирован, а машины попросту проданы частникам. Mazda теперь, похоже, больше привлекали другие цели. А новые владельцы продолжали участвовать в различных соревнованиях, но уже не под знаменами японского бренда. Поэтому и любые успехи не записывались автоматически на счет последнего.

И это еще не все печальные итоги. Хозяева старались свои автомобили максимально индивидуализировать. Это потребовало всевозможных (и часто – совершенно неоправданных) тюнингов. Результатом стало то, что большинство машин оказалось не в лучшей форме. А найти оригинальную вещь сегодня – вообще из области фантастики.

Компактный багажник Mazda 323 GTR. Фото: youtube.com

Не удивительно, ведь в период с 1992 по 1993 годы выпущено всего 2,5 тысячи Mazda 323 GTR. А в живых осталось не больше 10% из них. На некоторых аукционах такие автомобили предлагают за 20 тысяч евро и даже дороже. Скорее всего, в будущем их цена (особенно, в оригинальном оснащении) может вырасти еще больше.
Скажите, вам обидно что Mazda 323 GTR получил такую скромную историю?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас