Спорткар из начала 90-х: Mazda 323 GTR
Внезапный отказ организаторов от группы «В» с 1987 года многие команды застал врасплох. Ведь это означало, что такие гранды, как Peugeot 205 T16, Ford RS200, Lancia Delta S4 и Audi Quattra теперь остались не у дел. Первые два бренда и вовсе не имели чем заменить свои легендарные модели.
С большим трудом задержалась только Lancia Delta 4WD, которую многие считали чересчур медлительной. Напротив, японская компания Mazda находилась в гораздо более выгодном положении. Ведь незадолго перед этим 323 4WD пережила глубокую омологацию конструкции.
В то время команду Mazda возглавлял Ахим Вармбольд, который уже в 1985 году понял, что спортивный хэтчбек RX-7 не сможет угнаться за группой B. Поэтому он начал разработку соревновательной версии новой модели 323, продававшейся на некоторых рынках как Familia.
Результатом стал небольшой автомобиль с турбированным шестнадцатиклапанным двигателем и полным приводом. Он получился настолько взвешенным, что практически не имел достойных конкурентов на тот момент в классе А.
Но вначале все же его преследовал ряд детских болезней. Поэтому впервые себя спорткар проявил только в Новой Зеландии, финишировав вторым после VW Golf GTI. А победить удалось уже на «Ралли 1000 озер» в группе N. Позже последовали триумфы в ралли RAC и Олимп, а контракт с командой подписал великий Тимо Салонен (чемпион мира-1985). Произошедшее дальше оказалось очень противоречивым:
✅ Mazda имела явные преимущества над Lancia
✅ японский автомобиль беспокоили технические проблемы
✅ у Салонена не сложилось с коробкой передач
✅ он все-таки выиграл Ралли Швеции-1986
И это еще не все. Чтобы оформить теоретическое превосходство в реальные результаты, компания Mazda представила новую трансмиссию XTrac. Такую же они использовали и в омологационной версии серийных седанов. Но комиссарам соревнования этот ход не понравился и они отозвали обновленный вариант бренда из класса А до конца сезона.
В 1988 году правила смягчили и Mazda вернулась в обойму. Да еще и усиленная вторым финским мировым чемпионом – Ханной Микколой. Но итальянский конкурент тоже не почивал на лаврах, представив Delta Integrale с внушительными характеристиками. И хотя Миккола долго лидировал в ралли RAC, случайная авария не позволила ему праздновать итоговую победу. Все же следующий сезон стал более успешным:
✅ победа Карлссона в Швеции и Новой Зеландии
✅ второе место Миллена в Новой Зеландии
✅ итоговое третье место среди брендов
Mazda пропустила вперед Lancia и Toyota, только потому что приняла решения не участвовать во всех заездах сезона. Но конструкторы прекрасно понимали: для успешного продвижения вперед необходимо что-то более совершенное.
Казалось, что им сможет стать появившаяся в начале следующего десятилетия версия 323 GTX. Она имела 175-сильный двигатель с крутящим моментом в 326 Н*м. Автомобиль также получил гидроусилитель руля и более надежную коробку передач. К сожалению, Салонен на «Ралли 1000 озер» стал только шестым. А лучшим результатом 1990 года оказалось лишь пятое место на соревнованиях в Новой Зеландии.
Специалисты неплохо поработали как над технической стороной автомобиля, так и над общим оснащением. Внутри салона находились сиденья из кожи и замши. И хотя в результате выпуск Mazda 323 GTR ограничился всего лишь одним календарным годом, в ее конструкции было чем похвалиться. Вот только некоторые из отличий от предшественника:
✅ агрессивный передний бампер
✅ решетка и вентиляционные отверстия капота
✅ обновленный задний бампер
✅ колесные арки
✅ более жесткая подвеска
✅ стабилизаторы поперечной устойчивости с массивными перемычками
Изменения коснулись также ступицы колес с пятью шпильками и увеличенных тормозных дисков. Кроме того, GTR имел более прочные шатуны и поршни, крупные масляные распылители и носовой коленчатый вал. Добавили в размерах масляный радиатор, впускной коллектор и инжекторы. Вот показатели автомобиля:
✅ рабочий объем двигателя – 1839 куб. см
✅ мощность – 210 л. с
✅ максимальная скорость ограничена 180 км/ч
Да, Mazda не хотела застаиваться, и постоянно старалась готовить хороший фундамент для успешного участия в ралли. Шестое поколение модели 323 всегда выступало в качестве донора. Сначала у Motor Sports Engineering Group появилась GTX со 166-сильным двигателем.
Оказалось, что несмотря на полный привод, таким спорткаром соперников не удивить. Поэтому японцы напрягли мозги и творческий потенциал, запершись в мастерской. Усиленная работа принесла положительные результаты, вылившись в прекрасную и мускулистую 323 GTR.
Кроме уже перечисленного выше, новинка обладала модифицированным двигателем, установленным спереди и пятиступенчатой коробкой передач. Мощный турбокомпрессор RHF6CB и специальные клапаны, заполненные натрием, превосходно справлялись со своей задачей.
Версия для японского рынка с правым рулем выдавала рекордные 210 «лошадок» (в то время как экспортный европейским вариант ограничивался 185 л. с при 5000 об/мин). В премиальной начинке автомобиль мог легко разгоняться до первой «сотни» всего за 7,1 секунды.
Вес спорткара без водителя составлял примерно 1,15 тонны, что тоже являлось очень приятным достижением конструкторов. Все же гораздо более важным стало то, что из двигателя удавалось извлечь столько же, как и из привода первой Subaru Impreza WRX STI. И лишь незначительно уступая Mitsubishi Evolution начального уровня.
Еще одной недешевой технологией автомобиля стал неотключаемый полный привод с межосевым вязкостным самоблокирующимся дифференциалом (LSD). При распределении крутящего момента он отдавал предпочтение между осями задним (53%), оставляя передним колесам всего 47%.
По общему мнению профильных специалистов, Mazda могла бы «управляться» лучше, чем конкурирующий (и тоже омологированный) Nissan Pulsar GTI-R. Так что только Lancia Delta HF Integrale оставалась для нее крепким орешком.
Увы, в середине 1992 года заводской коллектив был расформирован, а машины попросту проданы частникам. Mazda теперь, похоже, больше привлекали другие цели. А новые владельцы продолжали участвовать в различных соревнованиях, но уже не под знаменами японского бренда. Поэтому и любые успехи не записывались автоматически на счет последнего.
И это еще не все печальные итоги. Хозяева старались свои автомобили максимально индивидуализировать. Это потребовало всевозможных (и часто – совершенно неоправданных) тюнингов. Результатом стало то, что большинство машин оказалось не в лучшей форме. А найти оригинальную вещь сегодня – вообще из области фантастики.
Не удивительно, ведь в период с 1992 по 1993 годы выпущено всего 2,5 тысячи Mazda 323 GTR. А в живых осталось не больше 10% из них. На некоторых аукционах такие автомобили предлагают за 20 тысяч евро и даже дороже. Скорее всего, в будущем их цена (особенно, в оригинальном оснащении) может вырасти еще больше.
С большим трудом задержалась только Lancia Delta 4WD, которую многие считали чересчур медлительной. Напротив, японская компания Mazda находилась в гораздо более выгодном положении. Ведь незадолго перед этим 323 4WD пережила глубокую омологацию конструкции.
Mazda 323 GTR с модифицированным передним бампером. Фото: youtube.com
В то время команду Mazda возглавлял Ахим Вармбольд, который уже в 1985 году понял, что спортивный хэтчбек RX-7 не сможет угнаться за группой B. Поэтому он начал разработку соревновательной версии новой модели 323, продававшейся на некоторых рынках как Familia.
Долгий поиск оптимального авто для ралли
Результатом стал небольшой автомобиль с турбированным шестнадцатиклапанным двигателем и полным приводом. Он получился настолько взвешенным, что практически не имел достойных конкурентов на тот момент в классе А.
Но вначале все же его преследовал ряд детских болезней. Поэтому впервые себя спорткар проявил только в Новой Зеландии, финишировав вторым после VW Golf GTI. А победить удалось уже на «Ралли 1000 озер» в группе N. Позже последовали триумфы в ралли RAC и Олимп, а контракт с командой подписал великий Тимо Салонен (чемпион мира-1985). Произошедшее дальше оказалось очень противоречивым:
✅ Mazda имела явные преимущества над Lancia
✅ японский автомобиль беспокоили технические проблемы
✅ у Салонена не сложилось с коробкой передач
✅ он все-таки выиграл Ралли Швеции-1986
И это еще не все. Чтобы оформить теоретическое превосходство в реальные результаты, компания Mazda представила новую трансмиссию XTrac. Такую же они использовали и в омологационной версии серийных седанов. Но комиссарам соревнования этот ход не понравился и они отозвали обновленный вариант бренда из класса А до конца сезона.
Дополнительные фары и воздухозаборники на капоте. Фото: youtube.com
В 1988 году правила смягчили и Mazda вернулась в обойму. Да еще и усиленная вторым финским мировым чемпионом – Ханной Микколой. Но итальянский конкурент тоже не почивал на лаврах, представив Delta Integrale с внушительными характеристиками. И хотя Миккола долго лидировал в ралли RAC, случайная авария не позволила ему праздновать итоговую победу. Все же следующий сезон стал более успешным:
✅ победа Карлссона в Швеции и Новой Зеландии
✅ второе место Миллена в Новой Зеландии
✅ итоговое третье место среди брендов
Mazda пропустила вперед Lancia и Toyota, только потому что приняла решения не участвовать во всех заездах сезона. Но конструкторы прекрасно понимали: для успешного продвижения вперед необходимо что-то более совершенное.
Наконец оптимальный вариант найден
Казалось, что им сможет стать появившаяся в начале следующего десятилетия версия 323 GTX. Она имела 175-сильный двигатель с крутящим моментом в 326 Н*м. Автомобиль также получил гидроусилитель руля и более надежную коробку передач. К сожалению, Салонен на «Ралли 1000 озер» стал только шестым. А лучшим результатом 1990 года оказалось лишь пятое место на соревнованиях в Новой Зеландии.
Именно поэтому в 1991 году появилась Mazda 323 GTR с еще более крупным передним бампером, который отличался дополнительными круглыми фарами. Для омологации раллийных версий ее использовали уже с 1992-го.
Специалисты неплохо поработали как над технической стороной автомобиля, так и над общим оснащением. Внутри салона находились сиденья из кожи и замши. И хотя в результате выпуск Mazda 323 GTR ограничился всего лишь одним календарным годом, в ее конструкции было чем похвалиться. Вот только некоторые из отличий от предшественника:
✅ агрессивный передний бампер
✅ решетка и вентиляционные отверстия капота
✅ обновленный задний бампер
✅ колесные арки
✅ более жесткая подвеска
✅ стабилизаторы поперечной устойчивости с массивными перемычками
Изменения коснулись также ступицы колес с пятью шпильками и увеличенных тормозных дисков. Кроме того, GTR имел более прочные шатуны и поршни, крупные масляные распылители и носовой коленчатый вал. Добавили в размерах масляный радиатор, впускной коллектор и инжекторы. Вот показатели автомобиля:
✅ рабочий объем двигателя – 1839 куб. см
✅ мощность – 210 л. с
✅ максимальная скорость ограничена 180 км/ч
Да, Mazda не хотела застаиваться, и постоянно старалась готовить хороший фундамент для успешного участия в ралли. Шестое поколение модели 323 всегда выступало в качестве донора. Сначала у Motor Sports Engineering Group появилась GTX со 166-сильным двигателем.
Другие показатели Mazda 323 GTR
Оказалось, что несмотря на полный привод, таким спорткаром соперников не удивить. Поэтому японцы напрягли мозги и творческий потенциал, запершись в мастерской. Усиленная работа принесла положительные результаты, вылившись в прекрасную и мускулистую 323 GTR.
Силовой привод Mazda 323 GTR. Фото: youtube.com
Кроме уже перечисленного выше, новинка обладала модифицированным двигателем, установленным спереди и пятиступенчатой коробкой передач. Мощный турбокомпрессор RHF6CB и специальные клапаны, заполненные натрием, превосходно справлялись со своей задачей.
Версия для японского рынка с правым рулем выдавала рекордные 210 «лошадок» (в то время как экспортный европейским вариант ограничивался 185 л. с при 5000 об/мин). В премиальной начинке автомобиль мог легко разгоняться до первой «сотни» всего за 7,1 секунды.
Вес спорткара без водителя составлял примерно 1,15 тонны, что тоже являлось очень приятным достижением конструкторов. Все же гораздо более важным стало то, что из двигателя удавалось извлечь столько же, как и из привода первой Subaru Impreza WRX STI. И лишь незначительно уступая Mitsubishi Evolution начального уровня.
Японская версия с правым рулем. Фото: youtube.com
Еще одной недешевой технологией автомобиля стал неотключаемый полный привод с межосевым вязкостным самоблокирующимся дифференциалом (LSD). При распределении крутящего момента он отдавал предпочтение между осями задним (53%), оставляя передним колесам всего 47%.
Сегодня востребованы у коллекционеров
По общему мнению профильных специалистов, Mazda могла бы «управляться» лучше, чем конкурирующий (и тоже омологированный) Nissan Pulsar GTI-R. Так что только Lancia Delta HF Integrale оставалась для нее крепким орешком.
Увы, в середине 1992 года заводской коллектив был расформирован, а машины попросту проданы частникам. Mazda теперь, похоже, больше привлекали другие цели. А новые владельцы продолжали участвовать в различных соревнованиях, но уже не под знаменами японского бренда. Поэтому и любые успехи не записывались автоматически на счет последнего.
И это еще не все печальные итоги. Хозяева старались свои автомобили максимально индивидуализировать. Это потребовало всевозможных (и часто – совершенно неоправданных) тюнингов. Результатом стало то, что большинство машин оказалось не в лучшей форме. А найти оригинальную вещь сегодня – вообще из области фантастики.
Компактный багажник Mazda 323 GTR. Фото: youtube.com
Не удивительно, ведь в период с 1992 по 1993 годы выпущено всего 2,5 тысячи Mazda 323 GTR. А в живых осталось не больше 10% из них. На некоторых аукционах такие автомобили предлагают за 20 тысяч евро и даже дороже. Скорее всего, в будущем их цена (особенно, в оригинальном оснащении) может вырасти еще больше.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Китайские партнеры заинтересовались нашими вертолетами
Российские машины среднего класса доминируют в Азиатском регионе. В сегменте тяжелых двухдвигательных вертолетов наши разработки занимают 30%, и продолжают...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....