ИЖ Планета/Юпитер – история популярных советских мотоциклов всех поколений
14 796

ИЖ Планета/Юпитер – история популярных советских мотоциклов всех поколений

Мотоциклы ИЖ в СССР пользовались высокой популярностью. Они были ремонтопригодны, достаточно надежны, хотя уступали чешским Явам по ресурсу. Но доступность запчастей делало мотоциклы ИЖ лидерами на селе, а именно там двухколесную технику в основном и покупали.


Историю Планета/Юпитер можно начать с ИЖ-56. В отличие от ИЖ-49, который выпускался на немецком оборудовании и был усовершенствованной копией DKW NZ 350, новый мотоцикл разрабатывался своими силами.

Кстати, по качеству сборки, ИЖ-56 уступал предыдущей модели, что неоднократно отмечали советские покупатели. Техника собиралась на линии производства СССР, станки были хуже немецких.

ИЖ Юпитер


Часто с поиском первой модели двухцилиндрового мотоцикла Ижевского машиностроительного завода возникают трудности. Некоторые говорят, что это ИЖ-58. Кто-то утверждает, что модель называлась Юпитером сразу.

ИЖ Планета/Юпитер – история популярных советских мотоциклов всех поколенийИЖ-56 стал базой для создания моделей Планета/Юпитер. Фото: Youtube.com


На самом деле, правы все. Изначально мотоцикл назывался ИЖ-58. Именно под этим названием продемонстрирована первая модель на выставке в Брюсселе. Байк внешне был копией ИЖ-56, но получил двигатель новой конструкции – двухцилиндровый.

Опытные модели были подготовлены в 1958 году. На испытаниях они показали мощность 18 л. с. и высокую скорость на шоссе.


Производство новых двухцилиндровых двигателей было налажено на собственных площадях завода. Серийный выпуск начался в 1961 году. Изначально модель называлась ИЖ-58, но после появления Планеты, двухцилиндровую версию переименовали в Юпитер.

ИЖ Планета


В 1962 году на шасси ИЖ-58 разработали новый одноцилиндровый мотоцикл. Он получил название ИЖ Планета.

Оба мотоцикла были максимально унифицированы между собой и отличались только двигателями. При желании, силовой агрегат с одной модели на другую можно переставить, что практикуется до сих пор.

Редкий сейчас ИЖ Юпитер первой серии. Фото: Youtube.com


От предыдущей версии Планета отличалась даже внешне:

  • ? Новый бензобак
  • ? Легкосъемное седло
  • ? Другие глушители и защитные щитки спереди и сзади


Ресурс мотоцикла был увеличен на 2 000 км по сравнению с предыдущей версией байка. Двигатель развивал 13 л. с.

ИЖ Планета/Юпитер-2


В 1965 году появилось следующее поколение ижевских мотоциклов. Сначала был презентован ИЖ Юпитер-2, потом одноцилиндровая Планета-2.

Внешне мотоциклы особо не отличались от предыдущего поколения. Самое главное – это усовершенствованные двигатели увеличенной мощности. У Планеты она возросла до 15,5 л. с., у Юпитера – до 19 л. с.

ИЖ Планета-2. Фото: Youtube.com


Что касается внешности, то появились ступицы из алюминия вместо старых стальных. Колодки тоже ставили новые.

ИЖ Планета/Юпитер-3


Третье поколение мотоциклов ИЖ считается лучшим. До сих пор эти байки ценятся, хотя найти варианты в идеальном состоянии сейчас сложно. Дебютировала серия в 1971 году.

Модель получила ряд изменений:

  • ? Бензобак новой конструкции
  • ? Другие бардачки
  • ? Обновленные грязевые щитки
  • ? Появились указатели поворотов – впервые в серии


Посадка стала удобнее за счет высокого сиденья и руля.

Мощность ИЖ Планета-3 увеличилась до 18 л. с. Но самым быстрым мотоциклом стал Юпитер-3 – его двигатель форсировали до 25 л. с.


Производитель ответственно подошел к модернизации модели, собрал отзывы и жалобы владельцев со всего Советского Союза и постарался сделать идеальную двухколесную технику.

ИЖ Планета Спорт


Отдельно стоит упомянуть о мотоцикле вне поколений. Это ИЖ Планета Спорт – новая модель, созданная с оглядкой на японскую современную технику 1970-х годов.

ИЖ Планета Спорт. Фото: Youtube.com


Мотоцикл одноцилиндровый, но его мощность поражала – 32 л. с. Добиться такого удалось за счет установки современного двигателя с высокой степенью сжатия. Масло не нужно было мешать с бензином самостоятельно – оно наливалось в отдельный бачок.

ИЖ Планета Спорт выпускался только в качестве одиночки. Модель собирали с 1973 по 1984 годы, потом от производства уникального для СССР байка отказались.

ИЖ Планета Спорт всегда был убыточным проектом. Из-за использования ряда зарубежных деталей, мотоцикл обходился слишком дорого. Собирали его все 11 лет вручную. А цену не могли поставить выше, чем на зарубежные Явы.

Когда модель запускали в серию, планировалось, что она будет пользоваться спросом за границей. По этой причине было решено использовать ряд зарубежных деталей.

Но иностранцы не заинтересовались ИЖ Планетой Спорт. Постепенно модель упрощали, чтобы снизить себестоимость – убрали японский карбюратор, раздельную смазку, зарубежную светотехнику. Но все равно мотоцикл так и остался нерентабельным в производстве.

ИЖ Планета-4. Фото: Youtube.com


Кстати, после замены карбюратора «Микуни» на отечественный К62М, мощность могла бы остаться на прежнем уровне. Ее снизили до 28 л. с. из-за уменьшения степени сжатия, чтобы повысить ресурс двигателя.

ИЖ Планета/Юпитер-4


В 1980 году дебютировало четвертое поколение мотоциклов. Байки получили ряд усовершенствований, но самое главное – их внешний вид серьезно изменился. Первым появился Юпитер, Планета дебютировала через 2 года.

Дизайн 1960 годов был окончательно забыт, теперь мотоциклы выглядели в соответствии с модой середины 1970-х.

Модели получили современную 12-вольтовую систему электрооборудования.

ИЖ Юпитер-4. Фото: Youtube.com


К тому времени уже стало окончательно ясно, что мотоциклы в СССР покупают в основном для сельской местности. Поэтому ИЖ Планета/Юпитер-4 дорабатывали, ориентируясь на улучшение проходимости.

Другие изменения:

  • ? Увеличенные ходы вилки и повышенная прочность ее перьев
  • ? Новые амортизаторы сзади
  • ? Замок зажигания


Мощность ИЖ Планеты-4 увеличилась до 20 л. с. Мотор Юпитер-5 форсировали до 28 л. с. – это даже больше, чем у чешской Явы.
Как оказалось, в дальнейшем, мощность Юпитера была излишней для сельской местности. Модель потеряла тягу на низких оборотах, мотоцикл часто перегревался.

ИЖ Планета/Юпитер-5


Самые популярные модели, выпускаемые с 1985/1987 года. Первым появился Юпитер, потом Планета. Эти байки пережили развал Советского Союза, и выпускались в России до 2007/2008 года. Первыми сняли с конвейера ИЖ Юпитер-5, через год – Планету-5.

Мотоциклы устарели еще в момент появления, как по дизайну, так и по технической части. Двухтактные двигатели давно нужно было заменить на четырехтактные, хотя и это не спасло бы мотопроизводство после развала СССР.


Мотор Планеты-5 форсировали до 22 л. с. Мотор Юпитер-5 наоборот дефорсировали до 24 л. с, чтобы повысить тягу на низах.

ИЖ Юнкер


Одной из самых современных модификаций ИЖ Юпитер-5 можно считать модель Юнкер. Этот байк в стиле круизер создан в 2000 году.

Двигатель от ИЖ Юпитер-5 модернизировали, но система смазки так и осталась примитивной – приходилось заливать масло в бензобак. Зато охлаждение стало жидкостное. Мощность – 24,5 л. с.

ИЖ Юнкер до сих пор удивляет обилием хрома. Фото: Youtube.com


Мотоцикл собирали небольшими партиями до 2006 года, было сделано около 6 000 экземпляров.

Внешне ИЖ Юнкер был интересным байком, но по технической части проблем у него хватало, в первую очередь, с несовершенной системой жидкостного охлаждения.

Были попытки оснастить мотоциклы ИЖ Планета четырехтактными моторами китайского производства. Ижевский механический завод выпустил несколько экземпляров, но серийный выпуск так и не наладили.

Мотоциклы ИЖ Планета/Юпитер разных поколений – это страница отечественной истории двухколёсной техники. До сих пор эти байки бороздят дороги в российской сельской местности, но с каждым годом их становится все меньше.
А вы катались на ИЖ Планете или Юпитере?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
«Сапсаны» хотят ускорить

«Сапсаны» хотят ускорить

Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....