Хэтчбек Citroen ZX: король пустыни и китайский фаворит
208

Хэтчбек Citroen ZX: король пустыни и китайский фаворит

В 1978 году Chrysler отказался от всей деятельности в Европе, продав свои активы концерну PSA. Позже постепенно возникло затруднительное финансовое положение, приведшее к исчезновению таких популярных брендов как Simca и Talbot.


Среди компактов тогда имелись представитель серии Horizon и оригинальный Citroen GS. В промежутке между маленькими авто и низшим средним классом красовалась Visa. Чуть позже появился Peugeot 309, ставший преображением Horizon и заменой для Arizona.

Хэтчбек Citroen ZX: король пустыни и китайский фаворитCitroen ZX представили вначале как раллийную версию. Фото: youtube.com

Многоходовые рокировки привели к тому, что во второй половине 80-х у французского Citroen отсутствовал собственный представитель в сегменте компактных автомобилей. В 1986 году история серии GSA подошла к завершению и стало нечем крыть карту немецких конкурентов. Более того, руководство PSA какое-то время считало, что в этом и нет особой необходимости.

Поиск достойной замены


Когда пришло осознание, что у «двойной стрелы» имеется брешь в важном сегменте, то обратились за помощью к итальянской студии Bertone. Первый прототип кудесники кузовного дизайна представили очень быстро, в том же 1986 году.

Основной пристрел определялся именно на будущее серийное производство. Поэтому одним из важнейших требований стало максимальное использование комплектующих от концерна PSA. Даже пытались внедрить в новинку гидропневматику. Но это заметно повысило цену конечного продукта. Да еще и тестовый образец с единственным пружинным элементом на каждой оси на практике показал себя не с лучшей стороны.

Хэтчбек Citroen ZX: вид сзади. Фото: youtube.com

В итоге все предложения Бертоне признали невыгодными в экономическом отношении и слишком требовательными – в техническом. От них отказались в 1988 году, после чего за дело взялись доморощенные специалисты из дизайн-центра в Велизи. Последние попытались применить опыт предыдущих разработок и некоторые идеи, так и не получившие широкого использования.

Первоначально серию планировали именовать FX, но в итоге автопроизводитель дошел до конца алфавита, выбрав совершенно другой набор латинских букв. Это был последний случай, когда использовался их спаренный вариант. Еще одной особенностью новинки стало премьерное представление в 1990 году специального выпуска для заездов на длинные дистанции.

Хэтчбек Citroen ZX стал основным предложением компании 90-х в классе компактных автомобилей. Его выпуск продолжался в течение почти всего десятилетия: с 1990 по 1998 годы.


Первая информация о серийной версии автомобиля появилась 16 января 1991 года. Тогда же представили и официальные фото новинки. Спустя два месяца клиенты в континентальной Европе получили возможность приобрести Citroen ZX. Он дебютировал как пятидверный хэтчбек с такими внешними параметрами:

✅ длина – 4,07 м
✅ ширина – 1,7 м
✅ высота – 1,4 м
✅ колесная база – 2540 мм

Внешний дизайн от Донато Кока можно было назвать элегантным, но слишком унифицированным. Критики заверяли, что в нем полностью отсутствует какой-либо оригинальный стиль мастера. Хотя имелась интересная задняя стеклянная стойка, позволявшая водителю видеть по диагонали назад. И еще – коэффициент лобового сопротивления составлял от 0,30 до 0,33 (в зависимости от модификации).

А вот первоначальная ралийная версия продемонстрировала себя в полной красе. Уже на первых соревнованиях в испанской Баха Арагон (июль 1990 года) Ари Ватанен и Джеки Икс не оставили соперникам ни единого шанса. Не менее успешным было и участие спорткара в знаменитом Дакаре полгода спустя. Так что подготовку перед выходом серийной версии провели на высшем уровне.

Особенности привода и другие характеристики


Таким спортивным успехам автомобиль был обязан и удачно подобранному силовому агрегату. Он стал главным поводом для рождения маневренного хот-хэтча, который демонстрировал прекрасные динамические возможности. Вот основные характеристики двигателя:

✅ рядный четырехцилиндровый
✅ рабочий объем – 2 л
✅ мощность – 150 (167) л. с
✅ КПП – 5-ступенчатая механика
✅ расход – 7-8 л/100 км

В автомобиле применили передний привод и коленчатый задний мост. Последний обеспечивал отличный эластокинематический эффект, позволявший пассивно «управлять» задними колесами. Продуманная конструкция дала автомобилю следующие показатели:

✅ максимальная скорость – 220 км/ч
✅ разгон от 0 до 100 км/ч – за 9,4 сек
✅ запас топлива – 56 л
✅ вес – 930/1160 кг

Можно сказать, что Citroen ZX не унаследовал экстравантности предшественников. Не заслужил он и славы сверхкачественного автомобиля. С другой стороны, модель никто не осмелился бы и назвать коммерческим провалом. Особенно, учитывая его долгую историю в Китае в качестве седана или развозного варианта.

Появления других модификаций


Еще одним подтверждением устойчивого спроса на автомобиль можно считать то, что со временем он оброс множеством модификаций. Прежде всего это касается вариаций силовых агрегатов, которые занимали промежуток от 1,1 до 2 литров только в бензиновом исполнении.

Силовой агрегат Citroen ZX. Фото: youtube.com

Существовал еще и 1,9-литровый дизель, как в атмосферной, так и в турбированной версии. Он не демонстрировал высокой мощности, зато требовал всего лишь 6 литров топлива на 100-километровый отрезок пути, что, согласитесь, очень даже неплохо. Все разновидности двигателей устанавливались поперечно, максимально позади передней оси. Таким образом конструкторы постарались добиться сразу нескольких полезных моментов:

✅ максимально снизили центр тяжести
✅ улучшили развесовку
✅ частично устранили недостаточную поворачиваемость

В любой версии мы имеем дело с передним приводом, механической КПП, плавным и довольно точным сцеплением. Передняя подвеска состояла из стоек McPherson и поперечного торсиона, задний мост – с продольными рычагами и торсионом, впервые примененными в универсале Peugeot 305. Но инженеры PSA произвели его частичную модификацию:

✅ разработали новые амортизаторы
✅ применили крепление в резиновых шпильках
✅ пассивное рулевое управление задними колесами

Последнее происходило с помощью специально разработанных втулок и резиновых подушек в подвеске. Поэтому при движении на больших скоростях задние колеса отклонялись максимум на два градуса в ту же сторону, что и передние.

Приборная панель Citroen ZX. Фото: youtube.com

Благодаря этому автомобиль прекрасно чувствовал дорогу, что давало ему ощутимое преимущество над конкурентами во время соревнований. На малых оборотах или при стоянке эта система деактивировалась.

Просторный салон и бронзовая награда


Обыгрывал Citroen ZX конкурентов из С-сегмента и в плане внутреннего пространства. И спереди, и сзади имелось достаточно места для водителя и пассажиров. Рулевое колесо получило двухспицевую конструкцию. После выхода на рынок автомобиль предлагался в четырех разных степенях комплектации:

✅ Базовый Vulkan – самый простой
✅ Reflex, ориентированный на молодежь
✅ Avantage – для семейных пользователей
✅ Aura – роскошный вариант для взыскательных клиентов

Базовый получил заниженную и жесткую подвеску. В дорогой версии присутствовали ламинированные дверные пороги и бамперы. Спереди красовались противотуманки, а вокруг всего кузова расположилась красная полоса. Внутреннее пространство представлено анатомическими передними сиденьями с подогревом. Дополняли картину стильные зеркала.

В целом, оснастка Citroen ZX выполнена на высоком уровне. Кроме гидроусилителя руля и центрального замка, имелись: иммобилайзер с клавиатурой, сигнализация, электростеклоподъемники и задний дворник. Устанавливались также: легкосплавные диски, кондиционер, сдвижная крыша и АБС. Сиденья могли быть обтянуты кожей. Более дешевые модели имели полностью откидывающийся или съемный задний ряд.

В престижном европейском конкурсе «Автомобиль года-1992» модель заняла третье место, уступив Golf III и Astra F. А вот датские специалисты отдали ей первую позицию. В том же году производство ZX началось в Китае: совместным предприятием Dongfeng и PSA на двух заводах в Ухане и Фуяне. В Пекине и крупных городах седаны широко использовались в качестве такси.

История Citroen ZX в Китае продлилась до 2014 года. Фото: youtube.com

Сборка там продолжилась и в новом тысячелетии (когда европейская история модели подошла к своему концу). Существовало огромное количество производных от Citroen ZX. Окончательное ее завершение произошло в декабре 2014 года. С учетом Китая, общий тираж составил 2 637 100 экземпляров. Хотя модель и критиковали за низкое качестве бензиновых моторов и пластика в салоне, только в Европе за первые семь лет было продано 1 709 215 автомобилей.
Каково ваше мнение о ходовых и других качествах Citroen ZX?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП

Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП

Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...