Хэтчбек Citroen ZX: король пустыни и китайский фаворит
В 1978 году Chrysler отказался от всей деятельности в Европе, продав свои активы концерну PSA. Позже постепенно возникло затруднительное финансовое положение, приведшее к исчезновению таких популярных брендов как Simca и Talbot.
Среди компактов тогда имелись представитель серии Horizon и оригинальный Citroen GS. В промежутке между маленькими авто и низшим средним классом красовалась Visa. Чуть позже появился Peugeot 309, ставший преображением Horizon и заменой для Arizona.
Многоходовые рокировки привели к тому, что во второй половине 80-х у французского Citroen отсутствовал собственный представитель в сегменте компактных автомобилей. В 1986 году история серии GSA подошла к завершению и стало нечем крыть карту немецких конкурентов. Более того, руководство PSA какое-то время считало, что в этом и нет особой необходимости.
Когда пришло осознание, что у «двойной стрелы» имеется брешь в важном сегменте, то обратились за помощью к итальянской студии Bertone. Первый прототип кудесники кузовного дизайна представили очень быстро, в том же 1986 году.
Основной пристрел определялся именно на будущее серийное производство. Поэтому одним из важнейших требований стало максимальное использование комплектующих от концерна PSA. Даже пытались внедрить в новинку гидропневматику. Но это заметно повысило цену конечного продукта. Да еще и тестовый образец с единственным пружинным элементом на каждой оси на практике показал себя не с лучшей стороны.
В итоге все предложения Бертоне признали невыгодными в экономическом отношении и слишком требовательными – в техническом. От них отказались в 1988 году, после чего за дело взялись доморощенные специалисты из дизайн-центра в Велизи. Последние попытались применить опыт предыдущих разработок и некоторые идеи, так и не получившие широкого использования.
Первоначально серию планировали именовать FX, но в итоге автопроизводитель дошел до конца алфавита, выбрав совершенно другой набор латинских букв. Это был последний случай, когда использовался их спаренный вариант. Еще одной особенностью новинки стало премьерное представление в 1990 году специального выпуска для заездов на длинные дистанции.
Первая информация о серийной версии автомобиля появилась 16 января 1991 года. Тогда же представили и официальные фото новинки. Спустя два месяца клиенты в континентальной Европе получили возможность приобрести Citroen ZX. Он дебютировал как пятидверный хэтчбек с такими внешними параметрами:
✅ длина – 4,07 м
✅ ширина – 1,7 м
✅ высота – 1,4 м
✅ колесная база – 2540 мм
Внешний дизайн от Донато Кока можно было назвать элегантным, но слишком унифицированным. Критики заверяли, что в нем полностью отсутствует какой-либо оригинальный стиль мастера. Хотя имелась интересная задняя стеклянная стойка, позволявшая водителю видеть по диагонали назад. И еще – коэффициент лобового сопротивления составлял от 0,30 до 0,33 (в зависимости от модификации).
А вот первоначальная ралийная версия продемонстрировала себя в полной красе. Уже на первых соревнованиях в испанской Баха Арагон (июль 1990 года) Ари Ватанен и Джеки Икс не оставили соперникам ни единого шанса. Не менее успешным было и участие спорткара в знаменитом Дакаре полгода спустя. Так что подготовку перед выходом серийной версии провели на высшем уровне.
Таким спортивным успехам автомобиль был обязан и удачно подобранному силовому агрегату. Он стал главным поводом для рождения маневренного хот-хэтча, который демонстрировал прекрасные динамические возможности. Вот основные характеристики двигателя:
✅ рядный четырехцилиндровый
✅ рабочий объем – 2 л
✅ мощность – 150 (167) л. с
✅ КПП – 5-ступенчатая механика
✅ расход – 7-8 л/100 км
В автомобиле применили передний привод и коленчатый задний мост. Последний обеспечивал отличный эластокинематический эффект, позволявший пассивно «управлять» задними колесами. Продуманная конструкция дала автомобилю следующие показатели:
✅ максимальная скорость – 220 км/ч
✅ разгон от 0 до 100 км/ч – за 9,4 сек
✅ запас топлива – 56 л
✅ вес – 930/1160 кг
Можно сказать, что Citroen ZX не унаследовал экстравантности предшественников. Не заслужил он и славы сверхкачественного автомобиля. С другой стороны, модель никто не осмелился бы и назвать коммерческим провалом. Особенно, учитывая его долгую историю в Китае в качестве седана или развозного варианта.
Еще одним подтверждением устойчивого спроса на автомобиль можно считать то, что со временем он оброс множеством модификаций. Прежде всего это касается вариаций силовых агрегатов, которые занимали промежуток от 1,1 до 2 литров только в бензиновом исполнении.
Существовал еще и 1,9-литровый дизель, как в атмосферной, так и в турбированной версии. Он не демонстрировал высокой мощности, зато требовал всего лишь 6 литров топлива на 100-километровый отрезок пути, что, согласитесь, очень даже неплохо. Все разновидности двигателей устанавливались поперечно, максимально позади передней оси. Таким образом конструкторы постарались добиться сразу нескольких полезных моментов:
✅ максимально снизили центр тяжести
✅ улучшили развесовку
✅ частично устранили недостаточную поворачиваемость
В любой версии мы имеем дело с передним приводом, механической КПП, плавным и довольно точным сцеплением. Передняя подвеска состояла из стоек McPherson и поперечного торсиона, задний мост – с продольными рычагами и торсионом, впервые примененными в универсале Peugeot 305. Но инженеры PSA произвели его частичную модификацию:
✅ разработали новые амортизаторы
✅ применили крепление в резиновых шпильках
✅ пассивное рулевое управление задними колесами
Последнее происходило с помощью специально разработанных втулок и резиновых подушек в подвеске. Поэтому при движении на больших скоростях задние колеса отклонялись максимум на два градуса в ту же сторону, что и передние.
Благодаря этому автомобиль прекрасно чувствовал дорогу, что давало ему ощутимое преимущество над конкурентами во время соревнований. На малых оборотах или при стоянке эта система деактивировалась.
Обыгрывал Citroen ZX конкурентов из С-сегмента и в плане внутреннего пространства. И спереди, и сзади имелось достаточно места для водителя и пассажиров. Рулевое колесо получило двухспицевую конструкцию. После выхода на рынок автомобиль предлагался в четырех разных степенях комплектации:
✅ Базовый Vulkan – самый простой
✅ Reflex, ориентированный на молодежь
✅ Avantage – для семейных пользователей
✅ Aura – роскошный вариант для взыскательных клиентов
Базовый получил заниженную и жесткую подвеску. В дорогой версии присутствовали ламинированные дверные пороги и бамперы. Спереди красовались противотуманки, а вокруг всего кузова расположилась красная полоса. Внутреннее пространство представлено анатомическими передними сиденьями с подогревом. Дополняли картину стильные зеркала.
В целом, оснастка Citroen ZX выполнена на высоком уровне. Кроме гидроусилителя руля и центрального замка, имелись: иммобилайзер с клавиатурой, сигнализация, электростеклоподъемники и задний дворник. Устанавливались также: легкосплавные диски, кондиционер, сдвижная крыша и АБС. Сиденья могли быть обтянуты кожей. Более дешевые модели имели полностью откидывающийся или съемный задний ряд.
В престижном европейском конкурсе «Автомобиль года-1992» модель заняла третье место, уступив Golf III и Astra F. А вот датские специалисты отдали ей первую позицию. В том же году производство ZX началось в Китае: совместным предприятием Dongfeng и PSA на двух заводах в Ухане и Фуяне. В Пекине и крупных городах седаны широко использовались в качестве такси.
Сборка там продолжилась и в новом тысячелетии (когда европейская история модели подошла к своему концу). Существовало огромное количество производных от Citroen ZX. Окончательное ее завершение произошло в декабре 2014 года. С учетом Китая, общий тираж составил 2 637 100 экземпляров. Хотя модель и критиковали за низкое качестве бензиновых моторов и пластика в салоне, только в Европе за первые семь лет было продано 1 709 215 автомобилей.
Среди компактов тогда имелись представитель серии Horizon и оригинальный Citroen GS. В промежутке между маленькими авто и низшим средним классом красовалась Visa. Чуть позже появился Peugeot 309, ставший преображением Horizon и заменой для Arizona.
Citroen ZX представили вначале как раллийную версию. Фото: youtube.com
Многоходовые рокировки привели к тому, что во второй половине 80-х у французского Citroen отсутствовал собственный представитель в сегменте компактных автомобилей. В 1986 году история серии GSA подошла к завершению и стало нечем крыть карту немецких конкурентов. Более того, руководство PSA какое-то время считало, что в этом и нет особой необходимости.
Поиск достойной замены
Когда пришло осознание, что у «двойной стрелы» имеется брешь в важном сегменте, то обратились за помощью к итальянской студии Bertone. Первый прототип кудесники кузовного дизайна представили очень быстро, в том же 1986 году.
Основной пристрел определялся именно на будущее серийное производство. Поэтому одним из важнейших требований стало максимальное использование комплектующих от концерна PSA. Даже пытались внедрить в новинку гидропневматику. Но это заметно повысило цену конечного продукта. Да еще и тестовый образец с единственным пружинным элементом на каждой оси на практике показал себя не с лучшей стороны.
Хэтчбек Citroen ZX: вид сзади. Фото: youtube.com
В итоге все предложения Бертоне признали невыгодными в экономическом отношении и слишком требовательными – в техническом. От них отказались в 1988 году, после чего за дело взялись доморощенные специалисты из дизайн-центра в Велизи. Последние попытались применить опыт предыдущих разработок и некоторые идеи, так и не получившие широкого использования.
Первоначально серию планировали именовать FX, но в итоге автопроизводитель дошел до конца алфавита, выбрав совершенно другой набор латинских букв. Это был последний случай, когда использовался их спаренный вариант. Еще одной особенностью новинки стало премьерное представление в 1990 году специального выпуска для заездов на длинные дистанции.
Хэтчбек Citroen ZX стал основным предложением компании 90-х в классе компактных автомобилей. Его выпуск продолжался в течение почти всего десятилетия: с 1990 по 1998 годы.
Первая информация о серийной версии автомобиля появилась 16 января 1991 года. Тогда же представили и официальные фото новинки. Спустя два месяца клиенты в континентальной Европе получили возможность приобрести Citroen ZX. Он дебютировал как пятидверный хэтчбек с такими внешними параметрами:
✅ длина – 4,07 м
✅ ширина – 1,7 м
✅ высота – 1,4 м
✅ колесная база – 2540 мм
Внешний дизайн от Донато Кока можно было назвать элегантным, но слишком унифицированным. Критики заверяли, что в нем полностью отсутствует какой-либо оригинальный стиль мастера. Хотя имелась интересная задняя стеклянная стойка, позволявшая водителю видеть по диагонали назад. И еще – коэффициент лобового сопротивления составлял от 0,30 до 0,33 (в зависимости от модификации).
А вот первоначальная ралийная версия продемонстрировала себя в полной красе. Уже на первых соревнованиях в испанской Баха Арагон (июль 1990 года) Ари Ватанен и Джеки Икс не оставили соперникам ни единого шанса. Не менее успешным было и участие спорткара в знаменитом Дакаре полгода спустя. Так что подготовку перед выходом серийной версии провели на высшем уровне.
Особенности привода и другие характеристики
Таким спортивным успехам автомобиль был обязан и удачно подобранному силовому агрегату. Он стал главным поводом для рождения маневренного хот-хэтча, который демонстрировал прекрасные динамические возможности. Вот основные характеристики двигателя:
✅ рядный четырехцилиндровый
✅ рабочий объем – 2 л
✅ мощность – 150 (167) л. с
✅ КПП – 5-ступенчатая механика
✅ расход – 7-8 л/100 км
В автомобиле применили передний привод и коленчатый задний мост. Последний обеспечивал отличный эластокинематический эффект, позволявший пассивно «управлять» задними колесами. Продуманная конструкция дала автомобилю следующие показатели:
✅ максимальная скорость – 220 км/ч
✅ разгон от 0 до 100 км/ч – за 9,4 сек
✅ запас топлива – 56 л
✅ вес – 930/1160 кг
Можно сказать, что Citroen ZX не унаследовал экстравантности предшественников. Не заслужил он и славы сверхкачественного автомобиля. С другой стороны, модель никто не осмелился бы и назвать коммерческим провалом. Особенно, учитывая его долгую историю в Китае в качестве седана или развозного варианта.
Появления других модификаций
Еще одним подтверждением устойчивого спроса на автомобиль можно считать то, что со временем он оброс множеством модификаций. Прежде всего это касается вариаций силовых агрегатов, которые занимали промежуток от 1,1 до 2 литров только в бензиновом исполнении.
Силовой агрегат Citroen ZX. Фото: youtube.com
Существовал еще и 1,9-литровый дизель, как в атмосферной, так и в турбированной версии. Он не демонстрировал высокой мощности, зато требовал всего лишь 6 литров топлива на 100-километровый отрезок пути, что, согласитесь, очень даже неплохо. Все разновидности двигателей устанавливались поперечно, максимально позади передней оси. Таким образом конструкторы постарались добиться сразу нескольких полезных моментов:
✅ максимально снизили центр тяжести
✅ улучшили развесовку
✅ частично устранили недостаточную поворачиваемость
В любой версии мы имеем дело с передним приводом, механической КПП, плавным и довольно точным сцеплением. Передняя подвеска состояла из стоек McPherson и поперечного торсиона, задний мост – с продольными рычагами и торсионом, впервые примененными в универсале Peugeot 305. Но инженеры PSA произвели его частичную модификацию:
✅ разработали новые амортизаторы
✅ применили крепление в резиновых шпильках
✅ пассивное рулевое управление задними колесами
Последнее происходило с помощью специально разработанных втулок и резиновых подушек в подвеске. Поэтому при движении на больших скоростях задние колеса отклонялись максимум на два градуса в ту же сторону, что и передние.
Приборная панель Citroen ZX. Фото: youtube.com
Благодаря этому автомобиль прекрасно чувствовал дорогу, что давало ему ощутимое преимущество над конкурентами во время соревнований. На малых оборотах или при стоянке эта система деактивировалась.
Просторный салон и бронзовая награда
Обыгрывал Citroen ZX конкурентов из С-сегмента и в плане внутреннего пространства. И спереди, и сзади имелось достаточно места для водителя и пассажиров. Рулевое колесо получило двухспицевую конструкцию. После выхода на рынок автомобиль предлагался в четырех разных степенях комплектации:
✅ Базовый Vulkan – самый простой
✅ Reflex, ориентированный на молодежь
✅ Avantage – для семейных пользователей
✅ Aura – роскошный вариант для взыскательных клиентов
Базовый получил заниженную и жесткую подвеску. В дорогой версии присутствовали ламинированные дверные пороги и бамперы. Спереди красовались противотуманки, а вокруг всего кузова расположилась красная полоса. Внутреннее пространство представлено анатомическими передними сиденьями с подогревом. Дополняли картину стильные зеркала.
В целом, оснастка Citroen ZX выполнена на высоком уровне. Кроме гидроусилителя руля и центрального замка, имелись: иммобилайзер с клавиатурой, сигнализация, электростеклоподъемники и задний дворник. Устанавливались также: легкосплавные диски, кондиционер, сдвижная крыша и АБС. Сиденья могли быть обтянуты кожей. Более дешевые модели имели полностью откидывающийся или съемный задний ряд.
В престижном европейском конкурсе «Автомобиль года-1992» модель заняла третье место, уступив Golf III и Astra F. А вот датские специалисты отдали ей первую позицию. В том же году производство ZX началось в Китае: совместным предприятием Dongfeng и PSA на двух заводах в Ухане и Фуяне. В Пекине и крупных городах седаны широко использовались в качестве такси.
История Citroen ZX в Китае продлилась до 2014 года. Фото: youtube.com
Сборка там продолжилась и в новом тысячелетии (когда европейская история модели подошла к своему концу). Существовало огромное количество производных от Citroen ZX. Окончательное ее завершение произошло в декабре 2014 года. С учетом Китая, общий тираж составил 2 637 100 экземпляров. Хотя модель и критиковали за низкое качестве бензиновых моторов и пластика в салоне, только в Европе за первые семь лет было продано 1 709 215 автомобилей.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....