Польский автобус Autosan Н9 для местных и советских дорог
Наверное, если любому из нас задать вопрос, у какой компании логотипом является летящий белый аист – то ответ будет очевиден. Ведь надежные белорусские мотоциклы и велосипеды известны в нашей стране почти каждому.
Однако существовал еще один производитель из соседнего государства, имевший похожий логотип. Правда, его графика сильно отличалась от минской, но все же это была та же гордая птица. Да и располагались предприятия друг от друга всего за 750 км. Поэтому схожая фауна побудила к созданию близкой символики.
Начало истории польского завода уходит своими корнями в первую половину XIX века. А начинали в Саноке с производства котлов, медных инструментов и различных предметов быта. К концу века предприятие перепрофилировалось в вагонно-машинный завод. Одним из первых заказов стал выпуск грузовых вагонов для краковских железнодорожников. Чуть позже даже отправляли свою продукцию на экспорт в Австрию.
Последующие более чем 50 лет предприятие в Саноке занималось, в основном, сборкой ж/д конструкций. Но в конце 50-х ХХ века все резко поменялось. С 1 января 1958 года появился новый бренд: Sanocka Fabryka Autobusow «Autosan». После этого профиль продукции сменился на дорожную пассажирскую технику:
✅ San Н01 (с 1958 года)
✅ San Н25 (1961)
✅ San Н27 (1962)
✅ San Н100 (1966)
Имя этих моделей взято из сокращенного названия населенного пункта. Первоначально все они имели бензиновые двигатели. 27-я модель стала первой, на которую установили дизель от FCS Star. 100-я получила рамную конструкцию, что увеличило общий вес и, соответственно, расход топлива. А также стало препятствием на пути создания низкопольных версий.
Очень большую роль в становлении имиджа предприятия сыграл художник-оформитель Здислав Бексиньский. Именно ему принадлежит авторство проектирования ряда инновационных прототипов автобусов. В частности, того, что касается формы кузова и методов окраски. Но, главное, именно Бексиньский стал автором нового логотипа компании. Такому решению содействовал тот факт, что в начале 60-х аисты свили гнездо прямо на крыше офисного здания.
В течение последующих лет производство развивалось и расширялось. В 1960 году компания начала сборку экспортных тропических версий Nysa. В качестве заказчиков выступили Турция и африканские страны (Гана, Гвинея). Для этих целей изготовлено 300 экземпляров.
Позже еще несколько экспортных моделей Nysa собирались на санокских мощностях, доведя общее количество до 2,9 тысячи. В это же время FCS занимается и выпуском прицепов. Их тираж исчисляется десятками тысяч. Такое развитие событий сделало к середине 60-х завод крупнейшим производителем автобусов в ПНР.
Количество собранных прицепов к 1974 году достигло 400-тысячной отметки. Но главные события на предприятии связаны с историей модели автобуса Sanok 09, выпускавшегося в конце 60-х. Или, если быть более точным, с его модернизированной версией, получившей очень широкое распространение.
Последующее развитие линейки позволило полностью отказаться от прежнего названия бренда. Получила новинка и хорошую экспортную историю. Для ее оснащения использовалось сразу несколько типов силовых агрегатов:
✅ WSW Andoria
✅ FSC Star
✅ WSK PZL-Mielec
Чтобы обеспечить максимальные объемы выпуска, польское руководство прибегло к формированию т. н. производственных объединений. С этой целью несколько предприятий объединили вокруг основного, чтобы увеличить количество производимой пассажирской техники. С середины 70-х заводы Autosan появились в таких городах как:
✅ Барвица
✅ Богухвале
✅ Лежайске
✅ Жешуве
Последний был отключен от промышленной системы концерна в 1981-м. Зато три года спустя возобновилось плодотворное сотрудничество с советским ЛАЗ, расположенном всего за 165 км, во Львове. Это позволило инженерам двух заводов обмениваться опытом, создавая оптимальные конструкции.
Так польское предприятие, руководимому Лешеком Кавчинским (1967-1982), достигло высшей точки своего развития. На заводе в тот период трудится 7,2 тысячи сотрудников. Делегации предприятия принимают на самом высоком правительственном уровне, а Autosan продолжал покорять новые высоты:
✅ начало 1976 года – десять единиц техники передано для нужд ЧМ по хоккею
✅ июль 1976 года – собран 50-тысячный туристический автобус
✅ 1978 год – количество произведенной техники достигло 60 тысяч
Местные хоккеисты сделали работникам предприятия прекрасный ответный подарок, сотворив однозначную сенсацию чемпионата и победив явных фаворитов – советскую сборную. А на Autosan в том же году для нужд кинематографистов создали первые в ПНР лабораторные автобусы.
Со временем Autosan Н9 превратился в целое семейство двухосных автобусов класса Midi, обретя огромное количество версий и модификаций. В это число вошли как городская, так туристическая, междугородная и другие типы техники. Она поставлялась:
✅ компании PKS
✅ автошколам
✅ частным перевозчикам
Преимуществом выбора именно этих моделей считались простота в обслуживании и экономичные двигатели (до капремонта проходили от 300 до 500 тысяч километров). Жесткая механическая подвеска также являлась плюсом. А вот в минусы стоило записать коррозионную неустойчивость кузова и проблемы системы привода при низких температурах.
Тем не менее различные модификации автобуса поставлялись на экспорт во многие страны: СССР, Анголу, Кипр, Египет и Гану. В постсоветский период к этому списку добавилась и Литва. Основной этап производства техники продлился до 2002 года. Затем, в течение последующих четырех лет, происходит сборка единичных экземпляров Autosan Н9. Вот некоторые из его показателей (в скобках – модификация Н9-20/21):
✅ количество дверей – 2
✅ длина – 9,3 (10) м
✅ ширина – 2,5 м
✅ высота – 3 (3,15) м
✅ пустой вес – 7,7 (8,4) т
✅ снаряженная масса – 12,5 т
✅ максимальная скорость – 96 км/ч
Стоит отдельно остановиться на характеристиках примененных в конструкции силовых агрегатов. Если до 1980 года использовался С42, то позже его заменил более современный SW-400. Последний появился как лицензионная версия английского Leyland. Вот их характеристики (в скобках – SW-400):
✅ рабочий объем – 4188 (6540) куб. см
✅ мощность – 85 (137) л. с
✅ количество цилиндров – 6
✅ количество передач – 5
К концу мая 1975 года на предприятии успели собрать 2,5 тысячи экземпляров междугородной версии. В дальнейшем темпы ее производства заметно выросли. К началу 1979-го превышена отметка в 17 тысяч, а два года спустя – 25 тысяч Autosan Н9 в таком исполнении.
Параллельно шли доработки конструкции. В 1977 году автобус получил новые задний и передний мосты, улучшенную тормозную систему. А год спустя представлены 10-метровые прототипы с угловатым кузовом и фарами «а-ля Вартбург». Они положили начало новому семейству Н10. А вот выпуск междугородных Н9-03 и туристических Н9-15 в 1980-м полностью прекращен.
Только в течение 70-х предприятие выпускало 9 различных модификаций Autosan Н9. Несмотря на появление «десятки», эту модель продолжали активно собирать, потому что спрос на среднеразмерную пассажирскую технику оставался очень высоким.
С 1997 года поляки сотрудничали с российским производителем, плодом чего стал 10,1-метровый ПАЗ-4223, рассчитанный на перевозку 80 пассажиров (в том числе – 27 сидячих мест). Он выпускался до 2000 года. Тогда же появился и польский школьный Autosan H9-21.41S «Клекс» с 42 жесткими пластиковыми сиденьями. Окончательное решение по поводу прекращения сборки семейства Autosan H9 принято в 2004 году, после чего в течение еще двух лет появлялись отдельные экземпляры из остатка комплектующих.
Однако существовал еще один производитель из соседнего государства, имевший похожий логотип. Правда, его графика сильно отличалась от минской, но все же это была та же гордая птица. Да и располагались предприятия друг от друга всего за 750 км. Поэтому схожая фауна побудила к созданию близкой символики.
Autosan Н9 поставлялся в СССР и другие страны. Фото: youtube.com
Начало истории польского завода уходит своими корнями в первую половину XIX века. А начинали в Саноке с производства котлов, медных инструментов и различных предметов быта. К концу века предприятие перепрофилировалось в вагонно-машинный завод. Одним из первых заказов стал выпуск грузовых вагонов для краковских железнодорожников. Чуть позже даже отправляли свою продукцию на экспорт в Австрию.
Смена вектора деятельности
Последующие более чем 50 лет предприятие в Саноке занималось, в основном, сборкой ж/д конструкций. Но в конце 50-х ХХ века все резко поменялось. С 1 января 1958 года появился новый бренд: Sanocka Fabryka Autobusow «Autosan». После этого профиль продукции сменился на дорожную пассажирскую технику:
✅ San Н01 (с 1958 года)
✅ San Н25 (1961)
✅ San Н27 (1962)
✅ San Н100 (1966)
Имя этих моделей взято из сокращенного названия населенного пункта. Первоначально все они имели бензиновые двигатели. 27-я модель стала первой, на которую установили дизель от FCS Star. 100-я получила рамную конструкцию, что увеличило общий вес и, соответственно, расход топлива. А также стало препятствием на пути создания низкопольных версий.
Autosan Н9 относился к типу мидибусов. Фото: youtube.com
Очень большую роль в становлении имиджа предприятия сыграл художник-оформитель Здислав Бексиньский. Именно ему принадлежит авторство проектирования ряда инновационных прототипов автобусов. В частности, того, что касается формы кузова и методов окраски. Но, главное, именно Бексиньский стал автором нового логотипа компании. Такому решению содействовал тот факт, что в начале 60-х аисты свили гнездо прямо на крыше офисного здания.
В течение последующих лет производство развивалось и расширялось. В 1960 году компания начала сборку экспортных тропических версий Nysa. В качестве заказчиков выступили Турция и африканские страны (Гана, Гвинея). Для этих целей изготовлено 300 экземпляров.
Смена бренда
Позже еще несколько экспортных моделей Nysa собирались на санокских мощностях, доведя общее количество до 2,9 тысячи. В это же время FCS занимается и выпуском прицепов. Их тираж исчисляется десятками тысяч. Такое развитие событий сделало к середине 60-х завод крупнейшим производителем автобусов в ПНР.
Пассажирский салон Autosan. Фото: youtube.com
Количество собранных прицепов к 1974 году достигло 400-тысячной отметки. Но главные события на предприятии связаны с историей модели автобуса Sanok 09, выпускавшегося в конце 60-х. Или, если быть более точным, с его модернизированной версией, получившей очень широкое распространение.
В 1969 году инженеры завода создали улучшенную версию «девятки». Доработанный концепт смог встать на заводской конвейер лишь в конце 1973-го. Он получил новое наименование Autosan Н9.
Последующее развитие линейки позволило полностью отказаться от прежнего названия бренда. Получила новинка и хорошую экспортную историю. Для ее оснащения использовалось сразу несколько типов силовых агрегатов:
✅ WSW Andoria
✅ FSC Star
✅ WSK PZL-Mielec
Чтобы обеспечить максимальные объемы выпуска, польское руководство прибегло к формированию т. н. производственных объединений. С этой целью несколько предприятий объединили вокруг основного, чтобы увеличить количество производимой пассажирской техники. С середины 70-х заводы Autosan появились в таких городах как:
✅ Барвица
✅ Богухвале
✅ Лежайске
✅ Жешуве
Последний был отключен от промышленной системы концерна в 1981-м. Зато три года спустя возобновилось плодотворное сотрудничество с советским ЛАЗ, расположенном всего за 165 км, во Львове. Это позволило инженерам двух заводов обмениваться опытом, создавая оптимальные конструкции.
Так польское предприятие, руководимому Лешеком Кавчинским (1967-1982), достигло высшей точки своего развития. На заводе в тот период трудится 7,2 тысячи сотрудников. Делегации предприятия принимают на самом высоком правительственном уровне, а Autosan продолжал покорять новые высоты:
✅ начало 1976 года – десять единиц техники передано для нужд ЧМ по хоккею
✅ июль 1976 года – собран 50-тысячный туристический автобус
✅ 1978 год – количество произведенной техники достигло 60 тысяч
Местные хоккеисты сделали работникам предприятия прекрасный ответный подарок, сотворив однозначную сенсацию чемпионата и победив явных фаворитов – советскую сборную. А на Autosan в том же году для нужд кинематографистов создали первые в ПНР лабораторные автобусы.
Семейство и более 30 лет на конвейере
Со временем Autosan Н9 превратился в целое семейство двухосных автобусов класса Midi, обретя огромное количество версий и модификаций. В это число вошли как городская, так туристическая, междугородная и другие типы техники. Она поставлялась:
✅ компании PKS
✅ автошколам
✅ частным перевозчикам
Преимуществом выбора именно этих моделей считались простота в обслуживании и экономичные двигатели (до капремонта проходили от 300 до 500 тысяч километров). Жесткая механическая подвеска также являлась плюсом. А вот в минусы стоило записать коррозионную неустойчивость кузова и проблемы системы привода при низких температурах.
Приборная панель Autosan. Фото: youtube.com
Тем не менее различные модификации автобуса поставлялись на экспорт во многие страны: СССР, Анголу, Кипр, Египет и Гану. В постсоветский период к этому списку добавилась и Литва. Основной этап производства техники продлился до 2002 года. Затем, в течение последующих четырех лет, происходит сборка единичных экземпляров Autosan Н9. Вот некоторые из его показателей (в скобках – модификация Н9-20/21):
✅ количество дверей – 2
✅ длина – 9,3 (10) м
✅ ширина – 2,5 м
✅ высота – 3 (3,15) м
✅ пустой вес – 7,7 (8,4) т
✅ снаряженная масса – 12,5 т
✅ максимальная скорость – 96 км/ч
Стоит отдельно остановиться на характеристиках примененных в конструкции силовых агрегатов. Если до 1980 года использовался С42, то позже его заменил более современный SW-400. Последний появился как лицензионная версия английского Leyland. Вот их характеристики (в скобках – SW-400):
✅ рабочий объем – 4188 (6540) куб. см
✅ мощность – 85 (137) л. с
✅ количество цилиндров – 6
✅ количество передач – 5
К концу мая 1975 года на предприятии успели собрать 2,5 тысячи экземпляров междугородной версии. В дальнейшем темпы ее производства заметно выросли. К началу 1979-го превышена отметка в 17 тысяч, а два года спустя – 25 тысяч Autosan Н9 в таком исполнении.
Параллельно шли доработки конструкции. В 1977 году автобус получил новые задний и передний мосты, улучшенную тормозную систему. А год спустя представлены 10-метровые прототипы с угловатым кузовом и фарами «а-ля Вартбург». Они положили начало новому семейству Н10. А вот выпуск междугородных Н9-03 и туристических Н9-15 в 1980-м полностью прекращен.
Только в течение 70-х предприятие выпускало 9 различных модификаций Autosan Н9. Несмотря на появление «десятки», эту модель продолжали активно собирать, потому что спрос на среднеразмерную пассажирскую технику оставался очень высоким.
Autosan Н9 имел сдвоенные передние фары. Фото: youtube.com
С 1997 года поляки сотрудничали с российским производителем, плодом чего стал 10,1-метровый ПАЗ-4223, рассчитанный на перевозку 80 пассажиров (в том числе – 27 сидячих мест). Он выпускался до 2000 года. Тогда же появился и польский школьный Autosan H9-21.41S «Клекс» с 42 жесткими пластиковыми сиденьями. Окончательное решение по поводу прекращения сборки семейства Autosan H9 принято в 2004 году, после чего в течение еще двух лет появлялись отдельные экземпляры из остатка комплектующих.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
Шах и мат, «Газель» – грузовики «Компас» от КАМАЗ резко подешевели
КАМАЗ начал кампанию по резкой стимуляции продаж. Это поможет переманить клиентов ГАЗ....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
В России появятся новые трамваи собственной разработки
Займется их производством «Синара - транспортные машины». Изначально планировалось, что трамваи будут делать вместе с Skoda Transportation....