Польский автобус Autosan Н9 для местных и советских дорог
Наверное, если любому из нас задать вопрос, у какой компании логотипом является летящий белый аист – то ответ будет очевиден. Ведь надежные белорусские мотоциклы и велосипеды известны в нашей стране почти каждому.
Однако существовал еще один производитель из соседнего государства, имевший похожий логотип. Правда, его графика сильно отличалась от минской, но все же это была та же гордая птица. Да и располагались предприятия друг от друга всего за 750 км. Поэтому схожая фауна побудила к созданию близкой символики.
Начало истории польского завода уходит своими корнями в первую половину XIX века. А начинали в Саноке с производства котлов, медных инструментов и различных предметов быта. К концу века предприятие перепрофилировалось в вагонно-машинный завод. Одним из первых заказов стал выпуск грузовых вагонов для краковских железнодорожников. Чуть позже даже отправляли свою продукцию на экспорт в Австрию.
Последующие более чем 50 лет предприятие в Саноке занималось, в основном, сборкой ж/д конструкций. Но в конце 50-х ХХ века все резко поменялось. С 1 января 1958 года появился новый бренд: Sanocka Fabryka Autobusow «Autosan». После этого профиль продукции сменился на дорожную пассажирскую технику:
✅ San Н01 (с 1958 года)
✅ San Н25 (1961)
✅ San Н27 (1962)
✅ San Н100 (1966)
Имя этих моделей взято из сокращенного названия населенного пункта. Первоначально все они имели бензиновые двигатели. 27-я модель стала первой, на которую установили дизель от FCS Star. 100-я получила рамную конструкцию, что увеличило общий вес и, соответственно, расход топлива. А также стало препятствием на пути создания низкопольных версий.
Очень большую роль в становлении имиджа предприятия сыграл художник-оформитель Здислав Бексиньский. Именно ему принадлежит авторство проектирования ряда инновационных прототипов автобусов. В частности, того, что касается формы кузова и методов окраски. Но, главное, именно Бексиньский стал автором нового логотипа компании. Такому решению содействовал тот факт, что в начале 60-х аисты свили гнездо прямо на крыше офисного здания.
В течение последующих лет производство развивалось и расширялось. В 1960 году компания начала сборку экспортных тропических версий Nysa. В качестве заказчиков выступили Турция и африканские страны (Гана, Гвинея). Для этих целей изготовлено 300 экземпляров.
Позже еще несколько экспортных моделей Nysa собирались на санокских мощностях, доведя общее количество до 2,9 тысячи. В это же время FCS занимается и выпуском прицепов. Их тираж исчисляется десятками тысяч. Такое развитие событий сделало к середине 60-х завод крупнейшим производителем автобусов в ПНР.
Количество собранных прицепов к 1974 году достигло 400-тысячной отметки. Но главные события на предприятии связаны с историей модели автобуса Sanok 09, выпускавшегося в конце 60-х. Или, если быть более точным, с его модернизированной версией, получившей очень широкое распространение.
Последующее развитие линейки позволило полностью отказаться от прежнего названия бренда. Получила новинка и хорошую экспортную историю. Для ее оснащения использовалось сразу несколько типов силовых агрегатов:
✅ WSW Andoria
✅ FSC Star
✅ WSK PZL-Mielec
Чтобы обеспечить максимальные объемы выпуска, польское руководство прибегло к формированию т. н. производственных объединений. С этой целью несколько предприятий объединили вокруг основного, чтобы увеличить количество производимой пассажирской техники. С середины 70-х заводы Autosan появились в таких городах как:
✅ Барвица
✅ Богухвале
✅ Лежайске
✅ Жешуве
Последний был отключен от промышленной системы концерна в 1981-м. Зато три года спустя возобновилось плодотворное сотрудничество с советским ЛАЗ, расположенном всего за 165 км, во Львове. Это позволило инженерам двух заводов обмениваться опытом, создавая оптимальные конструкции.
Так польское предприятие, руководимому Лешеком Кавчинским (1967-1982), достигло высшей точки своего развития. На заводе в тот период трудится 7,2 тысячи сотрудников. Делегации предприятия принимают на самом высоком правительственном уровне, а Autosan продолжал покорять новые высоты:
✅ начало 1976 года – десять единиц техники передано для нужд ЧМ по хоккею
✅ июль 1976 года – собран 50-тысячный туристический автобус
✅ 1978 год – количество произведенной техники достигло 60 тысяч
Местные хоккеисты сделали работникам предприятия прекрасный ответный подарок, сотворив однозначную сенсацию чемпионата и победив явных фаворитов – советскую сборную. А на Autosan в том же году для нужд кинематографистов создали первые в ПНР лабораторные автобусы.
Со временем Autosan Н9 превратился в целое семейство двухосных автобусов класса Midi, обретя огромное количество версий и модификаций. В это число вошли как городская, так туристическая, междугородная и другие типы техники. Она поставлялась:
✅ компании PKS
✅ автошколам
✅ частным перевозчикам
Преимуществом выбора именно этих моделей считались простота в обслуживании и экономичные двигатели (до капремонта проходили от 300 до 500 тысяч километров). Жесткая механическая подвеска также являлась плюсом. А вот в минусы стоило записать коррозионную неустойчивость кузова и проблемы системы привода при низких температурах.
Тем не менее различные модификации автобуса поставлялись на экспорт во многие страны: СССР, Анголу, Кипр, Египет и Гану. В постсоветский период к этому списку добавилась и Литва. Основной этап производства техники продлился до 2002 года. Затем, в течение последующих четырех лет, происходит сборка единичных экземпляров Autosan Н9. Вот некоторые из его показателей (в скобках – модификация Н9-20/21):
✅ количество дверей – 2
✅ длина – 9,3 (10) м
✅ ширина – 2,5 м
✅ высота – 3 (3,15) м
✅ пустой вес – 7,7 (8,4) т
✅ снаряженная масса – 12,5 т
✅ максимальная скорость – 96 км/ч
Стоит отдельно остановиться на характеристиках примененных в конструкции силовых агрегатов. Если до 1980 года использовался С42, то позже его заменил более современный SW-400. Последний появился как лицензионная версия английского Leyland. Вот их характеристики (в скобках – SW-400):
✅ рабочий объем – 4188 (6540) куб. см
✅ мощность – 85 (137) л. с
✅ количество цилиндров – 6
✅ количество передач – 5
К концу мая 1975 года на предприятии успели собрать 2,5 тысячи экземпляров междугородной версии. В дальнейшем темпы ее производства заметно выросли. К началу 1979-го превышена отметка в 17 тысяч, а два года спустя – 25 тысяч Autosan Н9 в таком исполнении.
Параллельно шли доработки конструкции. В 1977 году автобус получил новые задний и передний мосты, улучшенную тормозную систему. А год спустя представлены 10-метровые прототипы с угловатым кузовом и фарами «а-ля Вартбург». Они положили начало новому семейству Н10. А вот выпуск междугородных Н9-03 и туристических Н9-15 в 1980-м полностью прекращен.
Только в течение 70-х предприятие выпускало 9 различных модификаций Autosan Н9. Несмотря на появление «десятки», эту модель продолжали активно собирать, потому что спрос на среднеразмерную пассажирскую технику оставался очень высоким.
С 1997 года поляки сотрудничали с российским производителем, плодом чего стал 10,1-метровый ПАЗ-4223, рассчитанный на перевозку 80 пассажиров (в том числе – 27 сидячих мест). Он выпускался до 2000 года. Тогда же появился и польский школьный Autosan H9-21.41S «Клекс» с 42 жесткими пластиковыми сиденьями. Окончательное решение по поводу прекращения сборки семейства Autosan H9 принято в 2004 году, после чего в течение еще двух лет появлялись отдельные экземпляры из остатка комплектующих.
Однако существовал еще один производитель из соседнего государства, имевший похожий логотип. Правда, его графика сильно отличалась от минской, но все же это была та же гордая птица. Да и располагались предприятия друг от друга всего за 750 км. Поэтому схожая фауна побудила к созданию близкой символики.
Autosan Н9 поставлялся в СССР и другие страны. Фото: youtube.com
Начало истории польского завода уходит своими корнями в первую половину XIX века. А начинали в Саноке с производства котлов, медных инструментов и различных предметов быта. К концу века предприятие перепрофилировалось в вагонно-машинный завод. Одним из первых заказов стал выпуск грузовых вагонов для краковских железнодорожников. Чуть позже даже отправляли свою продукцию на экспорт в Австрию.
Смена вектора деятельности
Последующие более чем 50 лет предприятие в Саноке занималось, в основном, сборкой ж/д конструкций. Но в конце 50-х ХХ века все резко поменялось. С 1 января 1958 года появился новый бренд: Sanocka Fabryka Autobusow «Autosan». После этого профиль продукции сменился на дорожную пассажирскую технику:
✅ San Н01 (с 1958 года)
✅ San Н25 (1961)
✅ San Н27 (1962)
✅ San Н100 (1966)
Имя этих моделей взято из сокращенного названия населенного пункта. Первоначально все они имели бензиновые двигатели. 27-я модель стала первой, на которую установили дизель от FCS Star. 100-я получила рамную конструкцию, что увеличило общий вес и, соответственно, расход топлива. А также стало препятствием на пути создания низкопольных версий.
Autosan Н9 относился к типу мидибусов. Фото: youtube.com
Очень большую роль в становлении имиджа предприятия сыграл художник-оформитель Здислав Бексиньский. Именно ему принадлежит авторство проектирования ряда инновационных прототипов автобусов. В частности, того, что касается формы кузова и методов окраски. Но, главное, именно Бексиньский стал автором нового логотипа компании. Такому решению содействовал тот факт, что в начале 60-х аисты свили гнездо прямо на крыше офисного здания.
В течение последующих лет производство развивалось и расширялось. В 1960 году компания начала сборку экспортных тропических версий Nysa. В качестве заказчиков выступили Турция и африканские страны (Гана, Гвинея). Для этих целей изготовлено 300 экземпляров.
Смена бренда
Позже еще несколько экспортных моделей Nysa собирались на санокских мощностях, доведя общее количество до 2,9 тысячи. В это же время FCS занимается и выпуском прицепов. Их тираж исчисляется десятками тысяч. Такое развитие событий сделало к середине 60-х завод крупнейшим производителем автобусов в ПНР.
Пассажирский салон Autosan. Фото: youtube.com
Количество собранных прицепов к 1974 году достигло 400-тысячной отметки. Но главные события на предприятии связаны с историей модели автобуса Sanok 09, выпускавшегося в конце 60-х. Или, если быть более точным, с его модернизированной версией, получившей очень широкое распространение.
В 1969 году инженеры завода создали улучшенную версию «девятки». Доработанный концепт смог встать на заводской конвейер лишь в конце 1973-го. Он получил новое наименование Autosan Н9.
Последующее развитие линейки позволило полностью отказаться от прежнего названия бренда. Получила новинка и хорошую экспортную историю. Для ее оснащения использовалось сразу несколько типов силовых агрегатов:
✅ WSW Andoria
✅ FSC Star
✅ WSK PZL-Mielec
Чтобы обеспечить максимальные объемы выпуска, польское руководство прибегло к формированию т. н. производственных объединений. С этой целью несколько предприятий объединили вокруг основного, чтобы увеличить количество производимой пассажирской техники. С середины 70-х заводы Autosan появились в таких городах как:
✅ Барвица
✅ Богухвале
✅ Лежайске
✅ Жешуве
Последний был отключен от промышленной системы концерна в 1981-м. Зато три года спустя возобновилось плодотворное сотрудничество с советским ЛАЗ, расположенном всего за 165 км, во Львове. Это позволило инженерам двух заводов обмениваться опытом, создавая оптимальные конструкции.
Так польское предприятие, руководимому Лешеком Кавчинским (1967-1982), достигло высшей точки своего развития. На заводе в тот период трудится 7,2 тысячи сотрудников. Делегации предприятия принимают на самом высоком правительственном уровне, а Autosan продолжал покорять новые высоты:
✅ начало 1976 года – десять единиц техники передано для нужд ЧМ по хоккею
✅ июль 1976 года – собран 50-тысячный туристический автобус
✅ 1978 год – количество произведенной техники достигло 60 тысяч
Местные хоккеисты сделали работникам предприятия прекрасный ответный подарок, сотворив однозначную сенсацию чемпионата и победив явных фаворитов – советскую сборную. А на Autosan в том же году для нужд кинематографистов создали первые в ПНР лабораторные автобусы.
Семейство и более 30 лет на конвейере
Со временем Autosan Н9 превратился в целое семейство двухосных автобусов класса Midi, обретя огромное количество версий и модификаций. В это число вошли как городская, так туристическая, междугородная и другие типы техники. Она поставлялась:
✅ компании PKS
✅ автошколам
✅ частным перевозчикам
Преимуществом выбора именно этих моделей считались простота в обслуживании и экономичные двигатели (до капремонта проходили от 300 до 500 тысяч километров). Жесткая механическая подвеска также являлась плюсом. А вот в минусы стоило записать коррозионную неустойчивость кузова и проблемы системы привода при низких температурах.
Приборная панель Autosan. Фото: youtube.com
Тем не менее различные модификации автобуса поставлялись на экспорт во многие страны: СССР, Анголу, Кипр, Египет и Гану. В постсоветский период к этому списку добавилась и Литва. Основной этап производства техники продлился до 2002 года. Затем, в течение последующих четырех лет, происходит сборка единичных экземпляров Autosan Н9. Вот некоторые из его показателей (в скобках – модификация Н9-20/21):
✅ количество дверей – 2
✅ длина – 9,3 (10) м
✅ ширина – 2,5 м
✅ высота – 3 (3,15) м
✅ пустой вес – 7,7 (8,4) т
✅ снаряженная масса – 12,5 т
✅ максимальная скорость – 96 км/ч
Стоит отдельно остановиться на характеристиках примененных в конструкции силовых агрегатов. Если до 1980 года использовался С42, то позже его заменил более современный SW-400. Последний появился как лицензионная версия английского Leyland. Вот их характеристики (в скобках – SW-400):
✅ рабочий объем – 4188 (6540) куб. см
✅ мощность – 85 (137) л. с
✅ количество цилиндров – 6
✅ количество передач – 5
К концу мая 1975 года на предприятии успели собрать 2,5 тысячи экземпляров междугородной версии. В дальнейшем темпы ее производства заметно выросли. К началу 1979-го превышена отметка в 17 тысяч, а два года спустя – 25 тысяч Autosan Н9 в таком исполнении.
Параллельно шли доработки конструкции. В 1977 году автобус получил новые задний и передний мосты, улучшенную тормозную систему. А год спустя представлены 10-метровые прототипы с угловатым кузовом и фарами «а-ля Вартбург». Они положили начало новому семейству Н10. А вот выпуск междугородных Н9-03 и туристических Н9-15 в 1980-м полностью прекращен.
Только в течение 70-х предприятие выпускало 9 различных модификаций Autosan Н9. Несмотря на появление «десятки», эту модель продолжали активно собирать, потому что спрос на среднеразмерную пассажирскую технику оставался очень высоким.
Autosan Н9 имел сдвоенные передние фары. Фото: youtube.com
С 1997 года поляки сотрудничали с российским производителем, плодом чего стал 10,1-метровый ПАЗ-4223, рассчитанный на перевозку 80 пассажиров (в том числе – 27 сидячих мест). Он выпускался до 2000 года. Тогда же появился и польский школьный Autosan H9-21.41S «Клекс» с 42 жесткими пластиковыми сиденьями. Окончательное решение по поводу прекращения сборки семейства Autosan H9 принято в 2004 году, после чего в течение еще двух лет появлялись отдельные экземпляры из остатка комплектующих.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Подводный арктический газовоз «Пилигрим» заменит трубопроводы
Доставка углеводородов подводным газовозом, да еще под арктическими льдами – не фантастика ли? О проекте 2019-го года сегодня вспомнили не случайно. Реальная...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
ПД-8 будут испытывать на летающей лаборатории
По сообщению главы Ростеха, ПД-8 проходит последние испытания на стенде и следующий этап – тестирование в полете на Ил-76ЛЛ. Затем двигатель установят на...
Зачем при взлете и посадке стюардессы просят открывать шторки иллюминаторов
Эта неожиданная просьба имеет под собой довольно веские основания, которые, возможно, помогут сберечь здоровье, а то и жизнь пассажиров. Неужели какие-то...
ЯМЗ-535: новая рядная «четверка», которая пестрит отечественными инновациями
В новом видео на YouTube-канале «Автомобильная Россия» представлен дизельный двигатель ЯМЗ-535, который стал улучшенной версией популярного мотора ЯМЗ-534. Это...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
У экранопланов, похоже, открывается «второе дыхание»
И снова «в деле» фигурируют водородные технологии. О новых открывающихся перспективах этого надводного транспорта читайте в нашем материале....
Чиновники уточнили сроки производства МС-21-300 и SJ-100
Также стало известно, сколько уже готово единиц МС-21. А еще название лайнера SJ-100 хотят русифицировать. И его выход в серию напрямую зависит от ПД-8....
В России появятся «двойники» аэропортов
Система интерактивная и обеспечивает улучшенный мониторинг работы аэропорта и сопутствующей инфраструктуры. Также технология позволяет оптимизировать...
Hyundai объявляет «войну» мониторам в авто
Все уже привыкли к ярким экранам мультимедиа. Вот только немногие знают, как влияют на безопасность вождения эти устройства и есть ли им альтернатива....
Что будет, если с двигателя Жигулей «срезать» 8 кг запчастей?
Команда YouTube-канала «Гараж 54» пошла на очередной необычный эксперимент, до которого мало кто мог додуматься. Они продемонстрировали проект по созданию...
Первые подробности о красноярском вездеходе Visuva T8
Чтобы управлять этим «монстром» не нужно специальное обучение. В качестве руля – штурвал, а гусеницы изготовлены из композита, которые уменьшают давление на...
Многоосные шасси МЗКТ выходят на гражданский рынок – «Волат» для суровой эксплуатации
Минский завод колесных тягачей известен на просторах бывшего Советского Союза в первую очередь своими многоосными шасси для ракетовозов. Но уже давно...
Представлен «Чистогор» – грузовая новинка с логотипом «КАМАЗ»
Автомобиль создан при совместном сотрудничестве крупнейшего производителя грузовой техники и Центра водородных технологий АФК «Система». Подробнее о проекте...
КАМАЗ представил обновленное шасси К3: новый двигатель, кабина и не только
Благодаря изменениям серия К3 стала ближе к более дорогой линейке К5. Что именно улучшили?...