Немецкий двухэтажный автобус MAN ND 313 Lion's City DD и Олимпийский фестиваль
До сих пор жив стереотип, что двухэтажные автобусы должны ассоциироваться именно со старым добрым Лондоном, наряду с Биг-Бэном и джентльменами в клетчатых пиджаках. Но на самом деле, конструкции такого типа встречались и в России, и в других странах. Не стала исключением и Германия.
Возможность передвижения на верхних ярусах пассажирского транспорта (очень популярная сегодня в Африке) была характерна и для берлинских конных омнибусов середины XIX века. Потом эта традиция плавно перешла и к первым немецким автобусам начала ХХ века.
Правда, это были еще не Doppeldeckwagen (двухэтажные автобусы), а Decksitzwagen (общественный транспорт, позволяющий сидеть на открытой верхней площадке). Полноценная техника, имеющая сразу две крытые палубы появилась на берлинских улицах ближе к 1925 году. Сразу четыре таких двухярусных автобуса имели кузов собственного производства перевозчика ABOAG на шасси британского или американского происхождения.
Позже стартовало собственное производство, так что импортной оставалась только трансмиссия. А после появления в 1928 году местной транспортной компании BVG укрепилась традиция создания качественной немецкой общественной техники с применением прогрессивных технологий и ноу-хау. К примеру, в 1934/35 годах сконструирована пара прототипов с дизель-электрической трансмиссией и электроначинкой от фирм Siemens и AEG.
Когда компания Decker Cars была разделена между производителями Henschel, Bussing и Daimler-Benz, это приблизило приостановку производства двухэтажных автобусов в 1940 году. Возобновился этот сектор только спустя 11 лет.
С того времени компания Bussing доминирует в поставках двухэтажных автобусов и шасси к ним в Западном Берлине. Одно время (1954/57 гг.) продажи такой техники осуществлялись и на территорию бывшей ГДР. Но, после того как в восточную часть Берлина доставлено 111 машин, там решили начать сотрудничество с Венгрией, которая предлагала сочлененные «Икарусы».
Начало 70-х стало временем появления первых двухэтажных автобусов марки MAN (после поглощения компании). Это были SD 200. В последующие десятилетия поставка техники этого бренда для нужд берлинского муниципалитета шла практически непрерывно. Но после появления в 1996 году низкопольных MAN ND202 наступила небольшая пауза в сборке двухярусных версий.
В начале нового тысячелетия столичный перевозчик усиленно искал оптимальные в техническом и экономическом отношении решения. В какой-то момент показалось, что польский Solaris, поставивший в 2002 году для Берлина пару 12-метровых Urbino 12 вполне смог бы заполнить и нишу двухэтажных версий.
Немецкое ателье IFS даже подготовило специальное исследование с презентацией, но, видимо, до местных требований польская техника явно не дотягивала. После недолгих колебаний, все вернулось на круги своя – муниципалитет продолжил сотрудничество с компанией MAN.
Развитие модели происходило постепенно, сначала вышел прототип DL 04, потом последовали DL 05/07/08 и 09 – в соответствии с годами сборки. Серийные автобусы находятся в эксплуатации с 2005 года. Контрактом предусматривалось и соглашение об использовании мощностей собственных центральных цехов компании или гаражей BVG для окончательной сборки машин. Вот некоторые из ее показателей:
✅ трехосное исполнение
✅ длина – 13,73 м
✅ на платформе Neoplan N4526
Первоначальные поставки подразумевали 104 единицы (включая прототип). В последующем, вплоть до 2010 года, в Берлин отправили 416 автобусов MAN ND 313 Lion's City DD. 175 из них собраны прямо в столице (четыре в гараже Индира-Ганди-штрассе, остальные – в центральных цехах). Но позже интерес к дальнейшему сотрудничеству начал постепенно угасать.
Компания MAN потеряла желание к разработке и поставкам дополнительных экземпляров ND 313 Lion's City. И это случилось не на пустом месте, а когда стало ясно, что теперь в приоритете производителя – сочлененные версии. Все же именно двухярусные автобусы уже считались неким символом немецкой столицы. Поэтому тестовые Scania DN 15 и VDL DN 15 двухэтажной концепции приобретены муниципалитетом в 2015 году. Но они не стали оптимальным решением, поэтому Берлин продолжил поиски, но уже в другом направлении.
Преемник двухэтажных автобусов MAN нашелся в 2018-м. Им стал ADL Enviro 500 от компании Alexander Dennis Limited. С производителем заключили рамочный контракт на поставку 200 единиц данной модели. Она начала осуществляться с января 2022 года, что позволило перевозчику постепенно выводить из эксплуатации Lion's City DD.
Исторический момент произошел 11 ноября 2023 года. К тому времени для нужд немецкой столицы уже было поставлено достаточное количество единиц новых двухэтажных автобусов. Поэтому в тот день наступил момент прощания с последним MAN ND 313 Lion's City DD. Он символически отправился по берлинскому маршруту № 200, завершая 19-летнюю историю модели на столичных улицах.
К счастью, это еще не конец истории. Ведь MAN ND 313 Lion's City DD похож на молодого пенсионера, который еще полон сил и готов продолжать трудиться. Именно так и случилось. Интерес к этим автобусам, находящимся в отличном техническом состоянии, проявил перевозчик из чешских городов Моста и Литвинова.
Впервые такой необычный для провинциального местечка двухярусный автобус вышел на мостецкий маршрут в субботу 5 августа 2023 года. Местный муниципалитет решил приобрести две единицы такой техники со львом на гербе, которая полностью завершила свой берлинский этап эксплуатации. В целом, чешские перевозчики приобрели сразу четыре такие машины:
✅ Most a Litvinov doprava – 2 единицы
✅ Autodoprava Daniel Sladek s.r.o. из Карловых Вар
✅ RETROBUSY CHOMUTOV (частный пользователь)
Кстати, последний специально закупает историческую и необычную технику, чтобы предлагать ее в аренду для ностальгических или экстремальных путешествий. Стоимость машин почти 20-летней давности оценили в сумму от 345 до 380 тысяч крон (ок. 1,4 – 1,52 млн. рублей).
Решение, которое приняли власти 65-тысячного города Мост может выглядеть нерациональным, ведь явно такие конструкции – не для провинциальной местности. Но муниципалитет ставил цель диверсификации общественного транспорта на линии № 30, соединяющей центр города с озером Мост.
Последнее является искусственным техногенным водоемом, созданным на месте бывшей буроугольной шахты, и служит одной из местных достопримечательностей. Ведь в небольшой Чехии оно, с площадью в 311 га – второе по величине и часто становится объектом внимания для туристов.
И это еще не все. В ближайшие дни, а точнее – с 25 июля пройдет презентация Олимпийского фестиваля, связанного с играми, проводящимися в этом году в Париже. Он будет функционировать с 26 июля по 11 августа. Ради этого оригинальный желтый окрас автобуса заменили огромной рекламной наклейкой по всей площади конструкции. Преображение техники сопровождали три местных знаменитых спортсмена:
✅ бегунья Кристина Мяки
✅ водный слаломист Иржи Прскавац
✅ гребец Ондржей Синек
Конечно, рекламное покрытие окутало автобус почти непроницаемо, что значительно снизило обзор из него. Но сидящие впереди пассажиры второго яруса все же могут свысока любоваться холмистыми прелестями окружающей местности. Другой экземпляр пока оставили в оригинальном цвете, а вот «олимпийский автобус» неизменно вызывает оживление в рядах местных жителей и гостей города, приобщая их к будущему спортивному празднику.
Возможность передвижения на верхних ярусах пассажирского транспорта (очень популярная сегодня в Африке) была характерна и для берлинских конных омнибусов середины XIX века. Потом эта традиция плавно перешла и к первым немецким автобусам начала ХХ века.
MAN ND 313 Lion's City DD на одной из остановок. Фото автора
Правда, это были еще не Doppeldeckwagen (двухэтажные автобусы), а Decksitzwagen (общественный транспорт, позволяющий сидеть на открытой верхней площадке). Полноценная техника, имеющая сразу две крытые палубы появилась на берлинских улицах ближе к 1925 году. Сразу четыре таких двухярусных автобуса имели кузов собственного производства перевозчика ABOAG на шасси британского или американского происхождения.
Как появились первые автобусы MAN
Позже стартовало собственное производство, так что импортной оставалась только трансмиссия. А после появления в 1928 году местной транспортной компании BVG укрепилась традиция создания качественной немецкой общественной техники с применением прогрессивных технологий и ноу-хау. К примеру, в 1934/35 годах сконструирована пара прототипов с дизель-электрической трансмиссией и электроначинкой от фирм Siemens и AEG.
Когда компания Decker Cars была разделена между производителями Henschel, Bussing и Daimler-Benz, это приблизило приостановку производства двухэтажных автобусов в 1940 году. Возобновился этот сектор только спустя 11 лет.
Lion's City DD имеет трехосную конструкцию. Фото автора
С того времени компания Bussing доминирует в поставках двухэтажных автобусов и шасси к ним в Западном Берлине. Одно время (1954/57 гг.) продажи такой техники осуществлялись и на территорию бывшей ГДР. Но, после того как в восточную часть Берлина доставлено 111 машин, там решили начать сотрудничество с Венгрией, которая предлагала сочлененные «Икарусы».
Начало 70-х стало временем появления первых двухэтажных автобусов марки MAN (после поглощения компании). Это были SD 200. В последующие десятилетия поставка техники этого бренда для нужд берлинского муниципалитета шла практически непрерывно. Но после появления в 1996 году низкопольных MAN ND202 наступила небольшая пауза в сборке двухярусных версий.
После небольших сомнений – снова MAN
В начале нового тысячелетия столичный перевозчик усиленно искал оптимальные в техническом и экономическом отношении решения. В какой-то момент показалось, что польский Solaris, поставивший в 2002 году для Берлина пару 12-метровых Urbino 12 вполне смог бы заполнить и нишу двухэтажных версий.
Сразу три широкие входные двери. Фото автора
Немецкое ателье IFS даже подготовило специальное исследование с презентацией, но, видимо, до местных требований польская техника явно не дотягивала. После недолгих колебаний, все вернулось на круги своя – муниципалитет продолжил сотрудничество с компанией MAN.
Первый образец новой модели двухэтажного MAN ND 313 Lion's City DD (в характерном желтом цвете) принят в эксплуатацию летом 2004 года. Понадобилось еще около полутора лет, чтобы автобус поступил в серийное производство, обеспечив регулярные поставки техники в Берлин.
Развитие модели происходило постепенно, сначала вышел прототип DL 04, потом последовали DL 05/07/08 и 09 – в соответствии с годами сборки. Серийные автобусы находятся в эксплуатации с 2005 года. Контрактом предусматривалось и соглашение об использовании мощностей собственных центральных цехов компании или гаражей BVG для окончательной сборки машин. Вот некоторые из ее показателей:
✅ трехосное исполнение
✅ длина – 13,73 м
✅ на платформе Neoplan N4526
Первоначальные поставки подразумевали 104 единицы (включая прототип). В последующем, вплоть до 2010 года, в Берлин отправили 416 автобусов MAN ND 313 Lion's City DD. 175 из них собраны прямо в столице (четыре в гараже Индира-Ганди-штрассе, остальные – в центральных цехах). Но позже интерес к дальнейшему сотрудничеству начал постепенно угасать.
Компания MAN потеряла желание к разработке и поставкам дополнительных экземпляров ND 313 Lion's City. И это случилось не на пустом месте, а когда стало ясно, что теперь в приоритете производителя – сочлененные версии. Все же именно двухярусные автобусы уже считались неким символом немецкой столицы. Поэтому тестовые Scania DN 15 и VDL DN 15 двухэтажной концепции приобретены муниципалитетом в 2015 году. Но они не стали оптимальным решением, поэтому Берлин продолжил поиски, но уже в другом направлении.
На верхний этаж ведет удобная лестница. Фото автора
Преемник двухэтажных автобусов MAN нашелся в 2018-м. Им стал ADL Enviro 500 от компании Alexander Dennis Limited. С производителем заключили рамочный контракт на поставку 200 единиц данной модели. Она начала осуществляться с января 2022 года, что позволило перевозчику постепенно выводить из эксплуатации Lion's City DD.
Исторический момент произошел 11 ноября 2023 года. К тому времени для нужд немецкой столицы уже было поставлено достаточное количество единиц новых двухэтажных автобусов. Поэтому в тот день наступил момент прощания с последним MAN ND 313 Lion's City DD. Он символически отправился по берлинскому маршруту № 200, завершая 19-летнюю историю модели на столичных улицах.
Вторая жизнь MAN ND 313 Lion's City DD
К счастью, это еще не конец истории. Ведь MAN ND 313 Lion's City DD похож на молодого пенсионера, который еще полон сил и готов продолжать трудиться. Именно так и случилось. Интерес к этим автобусам, находящимся в отличном техническом состоянии, проявил перевозчик из чешских городов Моста и Литвинова.
Сидящие на верхнем ряду впереди имеют прекрасный обзор. Фото автора
Впервые такой необычный для провинциального местечка двухярусный автобус вышел на мостецкий маршрут в субботу 5 августа 2023 года. Местный муниципалитет решил приобрести две единицы такой техники со львом на гербе, которая полностью завершила свой берлинский этап эксплуатации. В целом, чешские перевозчики приобрели сразу четыре такие машины:
✅ Most a Litvinov doprava – 2 единицы
✅ Autodoprava Daniel Sladek s.r.o. из Карловых Вар
✅ RETROBUSY CHOMUTOV (частный пользователь)
Кстати, последний специально закупает историческую и необычную технику, чтобы предлагать ее в аренду для ностальгических или экстремальных путешествий. Стоимость машин почти 20-летней давности оценили в сумму от 345 до 380 тысяч крон (ок. 1,4 – 1,52 млн. рублей).
Решение, которое приняли власти 65-тысячного города Мост может выглядеть нерациональным, ведь явно такие конструкции – не для провинциальной местности. Но муниципалитет ставил цель диверсификации общественного транспорта на линии № 30, соединяющей центр города с озером Мост.
Последнее является искусственным техногенным водоемом, созданным на месте бывшей буроугольной шахты, и служит одной из местных достопримечательностей. Ведь в небольшой Чехии оно, с площадью в 311 га – второе по величине и часто становится объектом внимания для туристов.
Lion's City DD с рекламой Олимпийского фестиваля на борту. Фото автора
И это еще не все. В ближайшие дни, а точнее – с 25 июля пройдет презентация Олимпийского фестиваля, связанного с играми, проводящимися в этом году в Париже. Он будет функционировать с 26 июля по 11 августа. Ради этого оригинальный желтый окрас автобуса заменили огромной рекламной наклейкой по всей площади конструкции. Преображение техники сопровождали три местных знаменитых спортсмена:
✅ бегунья Кристина Мяки
✅ водный слаломист Иржи Прскавац
✅ гребец Ондржей Синек
Конечно, рекламное покрытие окутало автобус почти непроницаемо, что значительно снизило обзор из него. Но сидящие впереди пассажиры второго яруса все же могут свысока любоваться холмистыми прелестями окружающей местности. Другой экземпляр пока оставили в оригинальном цвете, а вот «олимпийский автобус» неизменно вызывает оживление в рядах местных жителей и гостей города, приобщая их к будущему спортивному празднику.
- Иван Гончаров
- фото автора
Рекомендуем для вас
Новый российский тракторный завод – процесс идет на всех «парах»
Это правда, что после развала Советского Союза некоторые тракторные заводы разорились и закрылись. Что поделаешь – не всем удалось перейти на новые,...
Volkswagen закроет заводы в Германии из-за антироссийских санкций – что говорят наши автовладельцы
Казалось бы, закрыться должен был АвтоВАЗ, но нет. Теперь под угрозой 19 заводов в Германии....
«Нас не догонишь»: как живет «задушенный» санкциями БЕЛАЗ
Придется огорчить западных горе-стратегов: Белорусский автозавод жив! Более того, бурно развивается и остается флагманом РБ. Было бы лукавством утверждать, что...
Мотоцикл Jawa 42 FJ поступил в продажу – он самый мощный в линейке
Особенно радуют цены – от 210 тысяч рублей. Вот только продажи стартовали не в России......
Новый УАЗ «Буханка» – хороший автомобиль, но требующий глобальной доработки
УАЗ «Буханка» официально сейчас называется СГР. Эта аббревиатура расшифровывается как старый грузовой ряд. И самое главное в этом первое слово. Раз старый,...
Стартовали продажи нового российского грузовика под брендом Ambertruck
Это малотоннажные грузовые автомобили весом до 3,5 тонны. Они будут выступать в качестве конкурентов «Газели»....
Тягачи Урал-Арктика запущены в серийное производство
Эта техника специально разработана для эксплуатации в самых суровых условиях. Она идеальна для перевозки грузов и установки на шасси различного...
Новый российский грузовик Валдай 12 – это вам не китайский «Фотон»
Горьковский автомобильный завод – это уникальное предприятие, которое постоянно совершенствуется с момента своего основания. И даже развал СССР не смог этот...
В России нет такого места, где не проедет Четра ТМ-140
Вот эту машину точно можно назвать вездеходом. Она способна передвигаться по всем возможным поверхностям за счет гусениц. Последние занимают 60 процентов...
В РФ показали, как будет выглядеть первый отечественный поезд на водороде
Его макет представлен в рамках Восточного экономического форума. Об этом и о том, когда появится первый опытный образец читайте в нашем материале....
Что за «зверь» малокубатурный Н16: устройство, возможности, перспективы
Многоцилиндровыми двигателями с архитектурой V никого не удивишь. Вещь привычная, простая и понятная, чуть ли не на уровне рядного атмосферника. Конфигурация W...
УАЗ готовит три новинки к 2025 году – мнения российских водителей
Даже не верится, что УАЗ наконец решился на внедрение новых технологий. Удручает только их китайское происхождение....
В России стартовало серийное производство автобусов Sollers
Конвейер торжественно запущен во Владивостоке. О намеченных сроках запуска продаж и перспективах роста объемов производства читайте в нашем материале....
Девушка на комбайне – сложности работы и зарплата, которой на все хватает
Ходят слухи, что в сельском хозяйстве зарабатывают только те, кто такими владеет. Остальные перебиваются с хлеба на воду. Работа тяжелая, труд...
Honda Z50 Monkey – это не детская игрушка, а мокик для серьезных людей
Многие еще помнят странные мопеды типа Рига-26. Их называли мини-мокиками, а советские дети мечтали о таком чуде. Тогда казалось, что рижские конструкторы...
Piper J-3 Cub – самая долгоиграющая «летающая парта»
75 процентов американских пилотов обучались именно на этом самолете. Во время Второй мировой войны этому легкому самолету также нашлось применение...