Новый «Чезет», так и не дошедший к потребителям: 4-тактный концепт начала 90-х CZ 400
Во многом именно благодаря безумной популярности у советских пользователей, чешские производители продолжали выпускать мотоциклы «Ява» и «Чезет» с двухтактными двигателями. А ведь уже в середине 80-х всем было ясно, что именно четырехтактники окончательно и бесповоротно победили в конкурентной борьбе.
Поэтому все ведущие европейские и мировые лидеры мотостроения один за другим выводили на рынок экономичные модели с двигателями именно такой компоновки. Чехи, которые во второй половине 40-х стали законодателями моды со своим «Перак», теперь оказались в роли догоняющих (если не сказать безнадежно отставших).
Тем не менее во второй половине десятилетия конструкторы из Страконице решили, что час пробил и дальше оттягивать невозможно. Все творческие и технические силы были брошены на проектирование нового конкурентоспособного мотоцикла с 400-кубовым четырехтактным двигателем.
С высоты сегодняшнего дня можно с грустью заявить, что все старания чешских инженеров оказались напрасными. А к началу нового тысячелетия производство мотоциклов на мощностях CZ уже перешло в разряд истории.
Тем не менее мы не можем отрицать, что в Страконице очень серьезно отнеслись к проекту «мотоцикла будущего». Это подтверждают те факты, что на него потратили около четырех лет, а для перспективного байка изготовили сразу несколько силовых агрегатов разных объемов.
Это должны были быть туристические дорожные модели с капотом, способные удовлетворять требованиям самого придирчивого водителя. Тем более, на фоне уже имевшихся двухтактников с анахроничным дизайном. К сожалению, окончательным результатом стало создание всего одного проверочного образца, который сейчас является экспонатом зала традиций CZ Strakonice. Вот чем чехи хотели удивить своих будущих клиентов:
✅ экономичным четырехтактным двигателем
✅ современным дизайном
✅ обилием пластика в оформлении и др.
Если взглянуть на фото ходового прототипа, то можно однозначно судить о том, что он легко смог бы завладеть сердцами как местных, так и зарубежных мотоциклистов. Ведь и в нашей стране любовь к байкам марки CZ являлась безмерной. А если бы они еще и выглядели так стильно – то это могло произвести настоящий фурор.
А ведь попытки создать модель с четырехтактным двигателем и отправить ее в серийное производство имели свое место в Страконице еще в 70-х годах прошлого столетия. Уже тогда дальновидные инженеры понимали, что создав такую конкурентоспособную конструкцию, можно обеспечить себе надежный задел на будущее.
Но главным клиентом завода на тот момент являлся огромный советский рынок. И консервативно настроенные товарищи, руководившие им, однозначно заявляли, что «от добра добра не ищут». Раз имевшиеся модели CZ с двухтактными моторами продолжали пользоваться бешенной популярностью в СССР, то зачем что-то менять?
Мнение основных потребителей очень часто определяет поведение самого производителя. Ведь «кто платит – тот и заказывает музыку». Да и потерю значительной части рынка сбыта (в виде советского сектора) никак нельзя было допустить. По этой причине разработки в направлении четырехтактников постепенно сошли на нет, а время оказалось безнадежно упущенным.
Все же конструкторы успели создать несколько интересных прототипов с объемом двигателя от 125 до 400 куб. см. Они имели либо одно-, либо двухцилиндровое исполнение. В этих мотоциклах инженеры опробовали очень много передовых идей:
✅ системы газораспределения OHC (верхний распределительный вал)
✅ DOHC (двойной верхний распределительный вал)
✅ технологию с двумя или четырьмя головками клапанов
✅ версию с десмодромным распределением (принудительное закрытие клапанов)
К сожалению, ни один из них так и не встал на заводской конвейер для серийного производства. А в 90-х, когда права на компанию получили итальянцы (CZ-Cagiva as), разработка таких прототипов и вовсе прекратилась. Правда, даже под знаменами нового бренда создано несколько интересных опытных образцов, так и не вышедших в серию.
Единственным кому повезло оказался CZ-Cagiva Roadster 200. Этот мотоцикл получил четырехтактный силовой агрегат CZ 861 ОНС. Хотя технику наградили итальянским шасси и другими элементами конструкции, его собирали в основном из комплектующих чешского происхождения.
Да и его 200-кубовый двигатель разработан еще в 80-х годах чешским инженером Франтишеком Пудилом. Перед использованием в серийной модели мотор подвергли некоторому технологическому усовершенствованию. Для этого привлекли сторонних специалистов из итальянской компании Ducati. Те смогли провести его успешную омологацию, доведя до более высокого уровня показателей и характеристик.
Неплохая вроде бы идея привела к однозначному фиаско. Просто маркетинговый отдел компании плохо просчитал настроение чешских мотоциклистов. Да, 200-кубовая модель выпускалась с 1996 по 1997 годы и имела довольно неплохие характеристики. Но местные пользователи уже желали чего-то более мощного и с двигателем объемом повыше.
В итоге, затраченные на разработку новинки огромные средства не принесли никакого дохода. Неплохой мотоцикл явно появился не в свое время, что еще сильнее усугубило тяжелое финансовое положение компании. Итальянские бизнесмены, понесшие заметные убытки, больше не хотели вкладываться в сомнительный чешский проект, о чем официально заявили в 1998 году.
Производство мотоциклов в легендарном Страконице пришло к своему печальному концу. Оставалась ли хоть какая-то надежда, что все сложится по-другому? Сейчас мы можем лишь предполагать. Но давайте вернемся к модели, которая могла бы стать действительно конкурентоспособной.
Когда Пудил в 1986 году представил свои четырехтактные двигатели с объемом 250 и 400 куб. см, то их изначально планировали устанавливать на шасси Jawa. Но первые испытания на базе туристического эндуро этой компании не удовлетворили создателя (да и партнеры-конкуренты не очень желали продолжать сотрудничество). Тогда инженер Пудил решил построить собственное шасси:
✅ двойная трубчатая пространственная рама
✅ передняя вилка от спортивных мотоциклов CZ
✅ задняя качающаяся вилка длиной 600 мм
Последняя подрессоривалась очень низким центральным узлом подвески. Автором дизайна будущей модели стал академический художник Вацлав Касик. Одноцилиндровый мотор оснастили электростартером. Его балансировку решили при помощи эффективного метода – массы, колеблющейся относительно поршня. Вот показатели байка:
✅ рабочий объем – 369 куб. см
✅ мощность – 39 л. с
✅ максимальная скорость – 155 км/ч
✅ масса – 176 кг
Привод получил четырехклапанную головку, алюминиевый цилиндр с прессованной гильзой, карбюратор равного давления Bing и масляный поддон в картере. Сегодняшние специалисты считают, что CZ 400 являлся одним из самых интересных и многообещающих прототипов чешских мотоциклов на стыке двух десятилетий.
Это осознали и некоторые наши современники. Так появился виртуальный проект по воссозданию забытых моделей прошлого «czmotocykly.cz», с Петром Соукупом в качестве одного из вдохновителей. Когда к ребятам попал 400-кубовый двигатель, то они попытались «повернуть колесо истории вспять». А, точнее, возвратить справедливость, установив его на раму мотоцикла Jawa-Hrbac. Что из этого получилось, вы можете увидеть на последнем фото, сопровождающем этот материал.
Поэтому все ведущие европейские и мировые лидеры мотостроения один за другим выводили на рынок экономичные модели с двигателями именно такой компоновки. Чехи, которые во второй половине 40-х стали законодателями моды со своим «Перак», теперь оказались в роли догоняющих (если не сказать безнадежно отставших).
Четырехтактный CZ 400 1991 года выглядел очень неплохо. Фото: czmotocykly.cz
Тем не менее во второй половине десятилетия конструкторы из Страконице решили, что час пробил и дальше оттягивать невозможно. Все творческие и технические силы были брошены на проектирование нового конкурентоспособного мотоцикла с 400-кубовым четырехтактным двигателем.
Серьезный подход, но нулевой результат
С высоты сегодняшнего дня можно с грустью заявить, что все старания чешских инженеров оказались напрасными. А к началу нового тысячелетия производство мотоциклов на мощностях CZ уже перешло в разряд истории.
Тем не менее мы не можем отрицать, что в Страконице очень серьезно отнеслись к проекту «мотоцикла будущего». Это подтверждают те факты, что на него потратили около четырех лет, а для перспективного байка изготовили сразу несколько силовых агрегатов разных объемов.
В период с 1987 по 1991 годы велись разработки прототипа CZ 400 typ 863. Параллельно шли работы по созданию младшей модификации CZ 250 ОНС typ 862.
Это должны были быть туристические дорожные модели с капотом, способные удовлетворять требованиям самого придирчивого водителя. Тем более, на фоне уже имевшихся двухтактников с анахроничным дизайном. К сожалению, окончательным результатом стало создание всего одного проверочного образца, который сейчас является экспонатом зала традиций CZ Strakonice. Вот чем чехи хотели удивить своих будущих клиентов:
✅ экономичным четырехтактным двигателем
✅ современным дизайном
✅ обилием пластика в оформлении и др.
Если взглянуть на фото ходового прототипа, то можно однозначно судить о том, что он легко смог бы завладеть сердцами как местных, так и зарубежных мотоциклистов. Ведь и в нашей стране любовь к байкам марки CZ являлась безмерной. А если бы они еще и выглядели так стильно – то это могло произвести настоящий фурор.
А ведь попытки создать модель с четырехтактным двигателем и отправить ее в серийное производство имели свое место в Страконице еще в 70-х годах прошлого столетия. Уже тогда дальновидные инженеры понимали, что создав такую конкурентоспособную конструкцию, можно обеспечить себе надежный задел на будущее.
Созданный в начале 90-х прототип CZ 400 typ 863. Фото: czmotocykly.cz
Но главным клиентом завода на тот момент являлся огромный советский рынок. И консервативно настроенные товарищи, руководившие им, однозначно заявляли, что «от добра добра не ищут». Раз имевшиеся модели CZ с двухтактными моторами продолжали пользоваться бешенной популярностью в СССР, то зачем что-то менять?
Другие интересные проекты компании
Мнение основных потребителей очень часто определяет поведение самого производителя. Ведь «кто платит – тот и заказывает музыку». Да и потерю значительной части рынка сбыта (в виде советского сектора) никак нельзя было допустить. По этой причине разработки в направлении четырехтактников постепенно сошли на нет, а время оказалось безнадежно упущенным.
Все же конструкторы успели создать несколько интересных прототипов с объемом двигателя от 125 до 400 куб. см. Они имели либо одно-, либо двухцилиндровое исполнение. В этих мотоциклах инженеры опробовали очень много передовых идей:
✅ системы газораспределения OHC (верхний распределительный вал)
✅ DOHC (двойной верхний распределительный вал)
✅ технологию с двумя или четырьмя головками клапанов
✅ версию с десмодромным распределением (принудительное закрытие клапанов)
К сожалению, ни один из них так и не встал на заводской конвейер для серийного производства. А в 90-х, когда права на компанию получили итальянцы (CZ-Cagiva as), разработка таких прототипов и вовсе прекратилась. Правда, даже под знаменами нового бренда создано несколько интересных опытных образцов, так и не вышедших в серию.
Единственным кому повезло оказался CZ-Cagiva Roadster 200. Этот мотоцикл получил четырехтактный силовой агрегат CZ 861 ОНС. Хотя технику наградили итальянским шасси и другими элементами конструкции, его собирали в основном из комплектующих чешского происхождения.
360-кубовый двигатель CZ 400 typ 863. Фото: czmotocykly.cz
Да и его 200-кубовый двигатель разработан еще в 80-х годах чешским инженером Франтишеком Пудилом. Перед использованием в серийной модели мотор подвергли некоторому технологическому усовершенствованию. Для этого привлекли сторонних специалистов из итальянской компании Ducati. Те смогли провести его успешную омологацию, доведя до более высокого уровня показателей и характеристик.
Неплохая вроде бы идея привела к однозначному фиаско. Просто маркетинговый отдел компании плохо просчитал настроение чешских мотоциклистов. Да, 200-кубовая модель выпускалась с 1996 по 1997 годы и имела довольно неплохие характеристики. Но местные пользователи уже желали чего-то более мощного и с двигателем объемом повыше.
В итоге, затраченные на разработку новинки огромные средства не принесли никакого дохода. Неплохой мотоцикл явно появился не в свое время, что еще сильнее усугубило тяжелое финансовое положение компании. Итальянские бизнесмены, понесшие заметные убытки, больше не хотели вкладываться в сомнительный чешский проект, о чем официально заявили в 1998 году.
Приборная панель CZ 400 typ 863. Фото: czmotocykly.cz
Производство мотоциклов в легендарном Страконице пришло к своему печальному концу. Оставалась ли хоть какая-то надежда, что все сложится по-другому? Сейчас мы можем лишь предполагать. Но давайте вернемся к модели, которая могла бы стать действительно конкурентоспособной.
Надежда на спасение, которой не дали ход
Когда Пудил в 1986 году представил свои четырехтактные двигатели с объемом 250 и 400 куб. см, то их изначально планировали устанавливать на шасси Jawa. Но первые испытания на базе туристического эндуро этой компании не удовлетворили создателя (да и партнеры-конкуренты не очень желали продолжать сотрудничество). Тогда инженер Пудил решил построить собственное шасси:
✅ двойная трубчатая пространственная рама
✅ передняя вилка от спортивных мотоциклов CZ
✅ задняя качающаяся вилка длиной 600 мм
Последняя подрессоривалась очень низким центральным узлом подвески. Автором дизайна будущей модели стал академический художник Вацлав Касик. Одноцилиндровый мотор оснастили электростартером. Его балансировку решили при помощи эффективного метода – массы, колеблющейся относительно поршня. Вот показатели байка:
✅ рабочий объем – 369 куб. см
✅ мощность – 39 л. с
✅ максимальная скорость – 155 км/ч
✅ масса – 176 кг
Привод получил четырехклапанную головку, алюминиевый цилиндр с прессованной гильзой, карбюратор равного давления Bing и масляный поддон в картере. Сегодняшние специалисты считают, что CZ 400 являлся одним из самых интересных и многообещающих прототипов чешских мотоциклов на стыке двух десятилетий.
Уже в наше время 360-кубовому двигателю нашли применение. Фото: czmotocykly.cz
Это осознали и некоторые наши современники. Так появился виртуальный проект по воссозданию забытых моделей прошлого «czmotocykly.cz», с Петром Соукупом в качестве одного из вдохновителей. Когда к ребятам попал 400-кубовый двигатель, то они попытались «повернуть колесо истории вспять». А, точнее, возвратить справедливость, установив его на раму мотоцикла Jawa-Hrbac. Что из этого получилось, вы можете увидеть на последнем фото, сопровождающем этот материал.
- Иван Гончаров
- czmotocykly.cz
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...