Новый «Чезет», так и не дошедший к потребителям: 4-тактный концепт начала 90-х CZ 400
Во многом именно благодаря безумной популярности у советских пользователей, чешские производители продолжали выпускать мотоциклы «Ява» и «Чезет» с двухтактными двигателями. А ведь уже в середине 80-х всем было ясно, что именно четырехтактники окончательно и бесповоротно победили в конкурентной борьбе.
Поэтому все ведущие европейские и мировые лидеры мотостроения один за другим выводили на рынок экономичные модели с двигателями именно такой компоновки. Чехи, которые во второй половине 40-х стали законодателями моды со своим «Перак», теперь оказались в роли догоняющих (если не сказать безнадежно отставших).
Тем не менее во второй половине десятилетия конструкторы из Страконице решили, что час пробил и дальше оттягивать невозможно. Все творческие и технические силы были брошены на проектирование нового конкурентоспособного мотоцикла с 400-кубовым четырехтактным двигателем.
С высоты сегодняшнего дня можно с грустью заявить, что все старания чешских инженеров оказались напрасными. А к началу нового тысячелетия производство мотоциклов на мощностях CZ уже перешло в разряд истории.
Тем не менее мы не можем отрицать, что в Страконице очень серьезно отнеслись к проекту «мотоцикла будущего». Это подтверждают те факты, что на него потратили около четырех лет, а для перспективного байка изготовили сразу несколько силовых агрегатов разных объемов.
Это должны были быть туристические дорожные модели с капотом, способные удовлетворять требованиям самого придирчивого водителя. Тем более, на фоне уже имевшихся двухтактников с анахроничным дизайном. К сожалению, окончательным результатом стало создание всего одного проверочного образца, который сейчас является экспонатом зала традиций CZ Strakonice. Вот чем чехи хотели удивить своих будущих клиентов:
✅ экономичным четырехтактным двигателем
✅ современным дизайном
✅ обилием пластика в оформлении и др.
Если взглянуть на фото ходового прототипа, то можно однозначно судить о том, что он легко смог бы завладеть сердцами как местных, так и зарубежных мотоциклистов. Ведь и в нашей стране любовь к байкам марки CZ являлась безмерной. А если бы они еще и выглядели так стильно – то это могло произвести настоящий фурор.
А ведь попытки создать модель с четырехтактным двигателем и отправить ее в серийное производство имели свое место в Страконице еще в 70-х годах прошлого столетия. Уже тогда дальновидные инженеры понимали, что создав такую конкурентоспособную конструкцию, можно обеспечить себе надежный задел на будущее.
Но главным клиентом завода на тот момент являлся огромный советский рынок. И консервативно настроенные товарищи, руководившие им, однозначно заявляли, что «от добра добра не ищут». Раз имевшиеся модели CZ с двухтактными моторами продолжали пользоваться бешенной популярностью в СССР, то зачем что-то менять?
Мнение основных потребителей очень часто определяет поведение самого производителя. Ведь «кто платит – тот и заказывает музыку». Да и потерю значительной части рынка сбыта (в виде советского сектора) никак нельзя было допустить. По этой причине разработки в направлении четырехтактников постепенно сошли на нет, а время оказалось безнадежно упущенным.
Все же конструкторы успели создать несколько интересных прототипов с объемом двигателя от 125 до 400 куб. см. Они имели либо одно-, либо двухцилиндровое исполнение. В этих мотоциклах инженеры опробовали очень много передовых идей:
✅ системы газораспределения OHC (верхний распределительный вал)
✅ DOHC (двойной верхний распределительный вал)
✅ технологию с двумя или четырьмя головками клапанов
✅ версию с десмодромным распределением (принудительное закрытие клапанов)
К сожалению, ни один из них так и не встал на заводской конвейер для серийного производства. А в 90-х, когда права на компанию получили итальянцы (CZ-Cagiva as), разработка таких прототипов и вовсе прекратилась. Правда, даже под знаменами нового бренда создано несколько интересных опытных образцов, так и не вышедших в серию.
Единственным кому повезло оказался CZ-Cagiva Roadster 200. Этот мотоцикл получил четырехтактный силовой агрегат CZ 861 ОНС. Хотя технику наградили итальянским шасси и другими элементами конструкции, его собирали в основном из комплектующих чешского происхождения.
Да и его 200-кубовый двигатель разработан еще в 80-х годах чешским инженером Франтишеком Пудилом. Перед использованием в серийной модели мотор подвергли некоторому технологическому усовершенствованию. Для этого привлекли сторонних специалистов из итальянской компании Ducati. Те смогли провести его успешную омологацию, доведя до более высокого уровня показателей и характеристик.
Неплохая вроде бы идея привела к однозначному фиаско. Просто маркетинговый отдел компании плохо просчитал настроение чешских мотоциклистов. Да, 200-кубовая модель выпускалась с 1996 по 1997 годы и имела довольно неплохие характеристики. Но местные пользователи уже желали чего-то более мощного и с двигателем объемом повыше.
В итоге, затраченные на разработку новинки огромные средства не принесли никакого дохода. Неплохой мотоцикл явно появился не в свое время, что еще сильнее усугубило тяжелое финансовое положение компании. Итальянские бизнесмены, понесшие заметные убытки, больше не хотели вкладываться в сомнительный чешский проект, о чем официально заявили в 1998 году.
Производство мотоциклов в легендарном Страконице пришло к своему печальному концу. Оставалась ли хоть какая-то надежда, что все сложится по-другому? Сейчас мы можем лишь предполагать. Но давайте вернемся к модели, которая могла бы стать действительно конкурентоспособной.
Когда Пудил в 1986 году представил свои четырехтактные двигатели с объемом 250 и 400 куб. см, то их изначально планировали устанавливать на шасси Jawa. Но первые испытания на базе туристического эндуро этой компании не удовлетворили создателя (да и партнеры-конкуренты не очень желали продолжать сотрудничество). Тогда инженер Пудил решил построить собственное шасси:
✅ двойная трубчатая пространственная рама
✅ передняя вилка от спортивных мотоциклов CZ
✅ задняя качающаяся вилка длиной 600 мм
Последняя подрессоривалась очень низким центральным узлом подвески. Автором дизайна будущей модели стал академический художник Вацлав Касик. Одноцилиндровый мотор оснастили электростартером. Его балансировку решили при помощи эффективного метода – массы, колеблющейся относительно поршня. Вот показатели байка:
✅ рабочий объем – 369 куб. см
✅ мощность – 39 л. с
✅ максимальная скорость – 155 км/ч
✅ масса – 176 кг
Привод получил четырехклапанную головку, алюминиевый цилиндр с прессованной гильзой, карбюратор равного давления Bing и масляный поддон в картере. Сегодняшние специалисты считают, что CZ 400 являлся одним из самых интересных и многообещающих прототипов чешских мотоциклов на стыке двух десятилетий.
Это осознали и некоторые наши современники. Так появился виртуальный проект по воссозданию забытых моделей прошлого «czmotocykly.cz», с Петром Соукупом в качестве одного из вдохновителей. Когда к ребятам попал 400-кубовый двигатель, то они попытались «повернуть колесо истории вспять». А, точнее, возвратить справедливость, установив его на раму мотоцикла Jawa-Hrbac. Что из этого получилось, вы можете увидеть на последнем фото, сопровождающем этот материал.
Поэтому все ведущие европейские и мировые лидеры мотостроения один за другим выводили на рынок экономичные модели с двигателями именно такой компоновки. Чехи, которые во второй половине 40-х стали законодателями моды со своим «Перак», теперь оказались в роли догоняющих (если не сказать безнадежно отставших).
Четырехтактный CZ 400 1991 года выглядел очень неплохо. Фото: czmotocykly.cz
Тем не менее во второй половине десятилетия конструкторы из Страконице решили, что час пробил и дальше оттягивать невозможно. Все творческие и технические силы были брошены на проектирование нового конкурентоспособного мотоцикла с 400-кубовым четырехтактным двигателем.
Серьезный подход, но нулевой результат
С высоты сегодняшнего дня можно с грустью заявить, что все старания чешских инженеров оказались напрасными. А к началу нового тысячелетия производство мотоциклов на мощностях CZ уже перешло в разряд истории.
Тем не менее мы не можем отрицать, что в Страконице очень серьезно отнеслись к проекту «мотоцикла будущего». Это подтверждают те факты, что на него потратили около четырех лет, а для перспективного байка изготовили сразу несколько силовых агрегатов разных объемов.
В период с 1987 по 1991 годы велись разработки прототипа CZ 400 typ 863. Параллельно шли работы по созданию младшей модификации CZ 250 ОНС typ 862.
Это должны были быть туристические дорожные модели с капотом, способные удовлетворять требованиям самого придирчивого водителя. Тем более, на фоне уже имевшихся двухтактников с анахроничным дизайном. К сожалению, окончательным результатом стало создание всего одного проверочного образца, который сейчас является экспонатом зала традиций CZ Strakonice. Вот чем чехи хотели удивить своих будущих клиентов:
✅ экономичным четырехтактным двигателем
✅ современным дизайном
✅ обилием пластика в оформлении и др.
Если взглянуть на фото ходового прототипа, то можно однозначно судить о том, что он легко смог бы завладеть сердцами как местных, так и зарубежных мотоциклистов. Ведь и в нашей стране любовь к байкам марки CZ являлась безмерной. А если бы они еще и выглядели так стильно – то это могло произвести настоящий фурор.
А ведь попытки создать модель с четырехтактным двигателем и отправить ее в серийное производство имели свое место в Страконице еще в 70-х годах прошлого столетия. Уже тогда дальновидные инженеры понимали, что создав такую конкурентоспособную конструкцию, можно обеспечить себе надежный задел на будущее.
Созданный в начале 90-х прототип CZ 400 typ 863. Фото: czmotocykly.cz
Но главным клиентом завода на тот момент являлся огромный советский рынок. И консервативно настроенные товарищи, руководившие им, однозначно заявляли, что «от добра добра не ищут». Раз имевшиеся модели CZ с двухтактными моторами продолжали пользоваться бешенной популярностью в СССР, то зачем что-то менять?
Другие интересные проекты компании
Мнение основных потребителей очень часто определяет поведение самого производителя. Ведь «кто платит – тот и заказывает музыку». Да и потерю значительной части рынка сбыта (в виде советского сектора) никак нельзя было допустить. По этой причине разработки в направлении четырехтактников постепенно сошли на нет, а время оказалось безнадежно упущенным.
Все же конструкторы успели создать несколько интересных прототипов с объемом двигателя от 125 до 400 куб. см. Они имели либо одно-, либо двухцилиндровое исполнение. В этих мотоциклах инженеры опробовали очень много передовых идей:
✅ системы газораспределения OHC (верхний распределительный вал)
✅ DOHC (двойной верхний распределительный вал)
✅ технологию с двумя или четырьмя головками клапанов
✅ версию с десмодромным распределением (принудительное закрытие клапанов)
К сожалению, ни один из них так и не встал на заводской конвейер для серийного производства. А в 90-х, когда права на компанию получили итальянцы (CZ-Cagiva as), разработка таких прототипов и вовсе прекратилась. Правда, даже под знаменами нового бренда создано несколько интересных опытных образцов, так и не вышедших в серию.
Единственным кому повезло оказался CZ-Cagiva Roadster 200. Этот мотоцикл получил четырехтактный силовой агрегат CZ 861 ОНС. Хотя технику наградили итальянским шасси и другими элементами конструкции, его собирали в основном из комплектующих чешского происхождения.
360-кубовый двигатель CZ 400 typ 863. Фото: czmotocykly.cz
Да и его 200-кубовый двигатель разработан еще в 80-х годах чешским инженером Франтишеком Пудилом. Перед использованием в серийной модели мотор подвергли некоторому технологическому усовершенствованию. Для этого привлекли сторонних специалистов из итальянской компании Ducati. Те смогли провести его успешную омологацию, доведя до более высокого уровня показателей и характеристик.
Неплохая вроде бы идея привела к однозначному фиаско. Просто маркетинговый отдел компании плохо просчитал настроение чешских мотоциклистов. Да, 200-кубовая модель выпускалась с 1996 по 1997 годы и имела довольно неплохие характеристики. Но местные пользователи уже желали чего-то более мощного и с двигателем объемом повыше.
В итоге, затраченные на разработку новинки огромные средства не принесли никакого дохода. Неплохой мотоцикл явно появился не в свое время, что еще сильнее усугубило тяжелое финансовое положение компании. Итальянские бизнесмены, понесшие заметные убытки, больше не хотели вкладываться в сомнительный чешский проект, о чем официально заявили в 1998 году.
Приборная панель CZ 400 typ 863. Фото: czmotocykly.cz
Производство мотоциклов в легендарном Страконице пришло к своему печальному концу. Оставалась ли хоть какая-то надежда, что все сложится по-другому? Сейчас мы можем лишь предполагать. Но давайте вернемся к модели, которая могла бы стать действительно конкурентоспособной.
Надежда на спасение, которой не дали ход
Когда Пудил в 1986 году представил свои четырехтактные двигатели с объемом 250 и 400 куб. см, то их изначально планировали устанавливать на шасси Jawa. Но первые испытания на базе туристического эндуро этой компании не удовлетворили создателя (да и партнеры-конкуренты не очень желали продолжать сотрудничество). Тогда инженер Пудил решил построить собственное шасси:
✅ двойная трубчатая пространственная рама
✅ передняя вилка от спортивных мотоциклов CZ
✅ задняя качающаяся вилка длиной 600 мм
Последняя подрессоривалась очень низким центральным узлом подвески. Автором дизайна будущей модели стал академический художник Вацлав Касик. Одноцилиндровый мотор оснастили электростартером. Его балансировку решили при помощи эффективного метода – массы, колеблющейся относительно поршня. Вот показатели байка:
✅ рабочий объем – 369 куб. см
✅ мощность – 39 л. с
✅ максимальная скорость – 155 км/ч
✅ масса – 176 кг
Привод получил четырехклапанную головку, алюминиевый цилиндр с прессованной гильзой, карбюратор равного давления Bing и масляный поддон в картере. Сегодняшние специалисты считают, что CZ 400 являлся одним из самых интересных и многообещающих прототипов чешских мотоциклов на стыке двух десятилетий.
Уже в наше время 360-кубовому двигателю нашли применение. Фото: czmotocykly.cz
Это осознали и некоторые наши современники. Так появился виртуальный проект по воссозданию забытых моделей прошлого «czmotocykly.cz», с Петром Соукупом в качестве одного из вдохновителей. Когда к ребятам попал 400-кубовый двигатель, то они попытались «повернуть колесо истории вспять». А, точнее, возвратить справедливость, установив его на раму мотоцикла Jawa-Hrbac. Что из этого получилось, вы можете увидеть на последнем фото, сопровождающем этот материал.
- Иван Гончаров
- czmotocykly.cz
Рекомендуем для вас
Подводный арктический газовоз «Пилигрим» заменит трубопроводы
Доставка углеводородов подводным газовозом, да еще под арктическими льдами – не фантастика ли? О проекте 2019-го года сегодня вспомнили не случайно. Реальная...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
ПД-8 будут испытывать на летающей лаборатории
По сообщению главы Ростеха, ПД-8 проходит последние испытания на стенде и следующий этап – тестирование в полете на Ил-76ЛЛ. Затем двигатель установят на...
Зачем при взлете и посадке стюардессы просят открывать шторки иллюминаторов
Эта неожиданная просьба имеет под собой довольно веские основания, которые, возможно, помогут сберечь здоровье, а то и жизнь пассажиров. Неужели какие-то...
ЯМЗ-535: новая рядная «четверка», которая пестрит отечественными инновациями
В новом видео на YouTube-канале «Автомобильная Россия» представлен дизельный двигатель ЯМЗ-535, который стал улучшенной версией популярного мотора ЯМЗ-534. Это...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
У экранопланов, похоже, открывается «второе дыхание»
И снова «в деле» фигурируют водородные технологии. О новых открывающихся перспективах этого надводного транспорта читайте в нашем материале....
Чиновники уточнили сроки производства МС-21-300 и SJ-100
Также стало известно, сколько уже готово единиц МС-21. А еще название лайнера SJ-100 хотят русифицировать. И его выход в серию напрямую зависит от ПД-8....
В России появятся «двойники» аэропортов
Система интерактивная и обеспечивает улучшенный мониторинг работы аэропорта и сопутствующей инфраструктуры. Также технология позволяет оптимизировать...
Hyundai объявляет «войну» мониторам в авто
Все уже привыкли к ярким экранам мультимедиа. Вот только немногие знают, как влияют на безопасность вождения эти устройства и есть ли им альтернатива....
Что будет, если с двигателя Жигулей «срезать» 8 кг запчастей?
Команда YouTube-канала «Гараж 54» пошла на очередной необычный эксперимент, до которого мало кто мог додуматься. Они продемонстрировали проект по созданию...
Первые подробности о красноярском вездеходе Visuva T8
Чтобы управлять этим «монстром» не нужно специальное обучение. В качестве руля – штурвал, а гусеницы изготовлены из композита, которые уменьшают давление на...
Многоосные шасси МЗКТ выходят на гражданский рынок – «Волат» для суровой эксплуатации
Минский завод колесных тягачей известен на просторах бывшего Советского Союза в первую очередь своими многоосными шасси для ракетовозов. Но уже давно...
Представлен «Чистогор» – грузовая новинка с логотипом «КАМАЗ»
Автомобиль создан при совместном сотрудничестве крупнейшего производителя грузовой техники и Центра водородных технологий АФК «Система». Подробнее о проекте...
КАМАЗ представил обновленное шасси К3: новый двигатель, кабина и не только
Благодаря изменениям серия К3 стала ближе к более дорогой линейке К5. Что именно улучшили?...