
Немецкий рельсовый автобус 845-й серии для перевозчика GW Train
После того как социалистическая экономика в странах Восточной Европы прекратила свое функционировании, сюда пришли кардинальные перемены. Они коснулись всех сфер, и железная дорога тоже не стала исключением.
Если в прошлом каждая страна имела лишь государственную компанию-монополиста, действовавшую на всем ее пространстве, то конкурентная среда позволила появиться целой россыпи частников. Подобное произошло и на территории Чешской Республики. С «Чески драги» успешно соперничали за грузы и пассажиров сразу несколько новообразованных фирм.
Состав 845-й серии от GW Train успешно конкурирует с другими перевозчиками. Фото автора
Одна из них – это Viamont, появившаяся еще в 1992 году. За последующие два десятилетия компания претерпела несколько трансформаций, которые привели к появлению в декабре 2011-го GW Train Regio as. Этот железнодорожный перевозчик со штаб-квартирой в Усти-над-Лабем стал обслуживать приграничный с Германией регион, ранее известный как северные Судеты.
Магистральные бизнесмены сразу же определились с нишей, которую намерены занять. Это – пассажироперевозки на региональных линиях. Если сказать проще: электропоезда пригородного сообщения в границах отдельно взятой области (края).
С июня 2014 года весь пакет акций компании находится в руках CSAD JIHOTRANS. Тогда же объединение являлось одним из трех участников тендера на управление транспортом группы Пошумавских региональных линий. И их предложение оказалось наиболее приемлемым среди всех конкурентов:
✅ «Чески драги» – ок. 160 крон/км
✅ Arriva – 105 крон/км
✅ GW Train Regio – 95 крон/км
Стоит ли удивляться, что руководство Южночешского края отдало контракт именно судетской компании. С декабря 2017 года обслуживанием пригородного сообщения на шумавских линиях занимается GW Train Regio, заметно расширив географию движения своих пассажирских составов. К началу 20-х она имела уже очень солидный список:
✅ Карловы Вары
✅ Градец-Кралове
✅ Центральный и Моравско-Силезский регионы
✅ Шумава
✅ Устецкий край
Таким образом фирменные поезда компании можно встретить почти в каждом уголке небольшой Чехии. С конца 2016 года у нее также имеется и один маршрут дальнего следования, обслуживаемый экспрессами, протяженностью 157 км: Пльзень – Мост (через Жатец, Хомутов).
С 10 декабря 2017 года компания приняла еще три пары таких же составов от государственного перевозчика «Чески драги». Так дизель-поезда 845-й серии стали одной из основных моделей магистрального транспорта GW Train Regio. Вот некоторые из ее особенностей:
✅ дизельный привод (в одном из двух вагонов)
✅ первичная подвеска из резиновых элементов
✅ пневматическая вторичная подвеска
✅ дисковая тормозная система Knorr
✅ магнитный рельсовый тормоз на внутренних тележках
Оба вагона состава являются четырехосными. Если в одном находится привод, то в другом – элементы управления техникой. Двигатель сопровождает гидродинамическая коробка передач Voith T320 Rzz, имеющая двухскоростную компоновку. Ходовая часть каждого пространства сохраняет идентичное устройство, включающее штатное шасси.
Можем больше остановиться на устройстве и эксплуатации модернизированных немецких дизель-поездов от Duewag, выпущенных в период с 1986 по 1989 годы. Каждый из вагонов имеет похожее внутреннее пространство, даже после проведения глубокой модернизации составов (исключение составляют люксовые 845.3). Вот что входит в этот перечень:
✅ непроходная кабина машиниста (только с одной стороны вагона)
✅ посадочная зона с откидными сиденьями (+ велосипедные крючки)
✅ основной салон с местами 2+2
✅ туалет (только в одном из двух вагонов)
Соединительный элемент между вагонами имеет широкое полностью закрытое пространство. Пассажирская часть отделена от посадочных зон раздвижными дверями. Последних с каждой стороны по три. Одна из них – у кабины машиниста.
Дизель-поезд GW Train имеет одинарный, но довольно широкий раздвижной вход. Фото автора
Открытие дверей автоматическое – нажатием ручки, находящейся на пульте управления. Закрываются они также централизованно, а во время движения блокируются от случайного открывания. Их регулировка является боковой по системе SSOD. Окна в салоне чередуются: распашные с цельными.
Проведение модернизации и осовременивания пассажирского пространства начал еще первичный немецкий пользователь Deutsche Bahn. Но в Чехию попали как обновленные, так и оригинальные составы (большая часть – с новыми элементами).
С 2020 года перевозчик GW Train Regio эксплуатирует поезда только с полностью модернизированным интерьером. В это число вошли как новый туалет, так и купе 1-го класса, укомплектованное регулируемыми сиденьями Borcad Regio+. В то же время, купе 2-го класса получили б/у посадочные места типа Borcad Regio. Тогда же составы окрасили в новое цветовое решение, применяемое для машин компании.
Просторная площадка у входа в вагон. Фото автора
Среди всех поездов компании 845-й серии имеется четыре состава, сформированных только из моторных агрегатов (без машины управления). Они трудятся на шумавском направлении и устецкой ветке молдавских дорог (просьба не путать со страной, город Молдава-над-Бодвоу находится в Словакии).
Несмотря на карантинные ограничения, в апреле 2020 года проходили испытания поездов серии 845 с целью проверки их эксплуатационной пригодности для участка Прага – Гаррахов. Он является одним из самых крутых в стране, а немецкая техника оказалась приспособленной только для движения по ровной местности, с незначительными перепадами высот. Поэтому от первоначальных планов отказались.
Кроме улучшения внешней привлекательности курсирующих поездов и комфорта для пассажиров, перед железнодорожниками стоят и другие задачи. И одной из немаловажных можно считать обеспечение высокой безопасности движения.
В кабине машиниста. Фото автора
Напомним, что серия 845 создавалась почти сорок лет назад. Поэтому, с точки зрения безопасной эксплуатации, вряд ли может считаться оптимальной. По этой причине ответственные сотрудники компании искали способы как заметно улучшить этот показатель. И оптимальным стала установка на борту Европейской системы управления движением поездов (ETCS).
Для подвижного состава данного типа компания GW Train Regio станет первопроходцем среди коллег – ж/д перевозчиков Чехии. Осуществление проекта потребует примерно 130 млн крон (более полмиллиарда рублей). Всего это оборудование планируют установить на восьми единицах техники, находящейся в эксплуатации у перевозчика.
Срок подачи заявок на участие в тендере истекает менее чем через двадцать дней – 5 августа 2024 года. Решающем фактором в определении выбора может стать предложение самой доступной цены. Все работы по переоборудованию планируется завершить к концу 2027 года.
Сиденья в салоне поезда GW Train Regio. Фото автора
Основным побуждающим фактором для принятия данного решения стало продление контракта от местного Минтранса на строительство высокоскоростных поездов Пльзень – Мост до 2031 года. Для осуществления проекта компания-подрядчик намерена воспользоваться европейскими субсидиями.
Если в прошлом каждая страна имела лишь государственную компанию-монополиста, действовавшую на всем ее пространстве, то конкурентная среда позволила появиться целой россыпи частников. Подобное произошло и на территории Чешской Республики. С «Чески драги» успешно соперничали за грузы и пассажиров сразу несколько новообразованных фирм.

Одна из них – это Viamont, появившаяся еще в 1992 году. За последующие два десятилетия компания претерпела несколько трансформаций, которые привели к появлению в декабре 2011-го GW Train Regio as. Этот железнодорожный перевозчик со штаб-квартирой в Усти-над-Лабем стал обслуживать приграничный с Германией регион, ранее известный как северные Судеты.
Появление и развитие GW Train Regio
Магистральные бизнесмены сразу же определились с нишей, которую намерены занять. Это – пассажироперевозки на региональных линиях. Если сказать проще: электропоезда пригородного сообщения в границах отдельно взятой области (края).
С июня 2014 года весь пакет акций компании находится в руках CSAD JIHOTRANS. Тогда же объединение являлось одним из трех участников тендера на управление транспортом группы Пошумавских региональных линий. И их предложение оказалось наиболее приемлемым среди всех конкурентов:
✅ «Чески драги» – ок. 160 крон/км
✅ Arriva – 105 крон/км
✅ GW Train Regio – 95 крон/км
Стоит ли удивляться, что руководство Южночешского края отдало контракт именно судетской компании. С декабря 2017 года обслуживанием пригородного сообщения на шумавских линиях занимается GW Train Regio, заметно расширив географию движения своих пассажирских составов. К началу 20-х она имела уже очень солидный список:
✅ Карловы Вары
✅ Градец-Кралове
✅ Центральный и Моравско-Силезский регионы
✅ Шумава
✅ Устецкий край
Таким образом фирменные поезда компании можно встретить почти в каждом уголке небольшой Чехии. С конца 2016 года у нее также имеется и один маршрут дальнего следования, обслуживаемый экспрессами, протяженностью 157 км: Пльзень – Мост (через Жатец, Хомутов).
На этой линии курсирует четыре пары фирменных составов GW Train, используемых также и в пригородном движении. Речь идет о немецких дизельных агрегатах серии 845, специально закупленных и модернизированных для этих целей.
С 10 декабря 2017 года компания приняла еще три пары таких же составов от государственного перевозчика «Чески драги». Так дизель-поезда 845-й серии стали одной из основных моделей магистрального транспорта GW Train Regio. Вот некоторые из ее особенностей:
✅ дизельный привод (в одном из двух вагонов)
✅ первичная подвеска из резиновых элементов
✅ пневматическая вторичная подвеска
✅ дисковая тормозная система Knorr
✅ магнитный рельсовый тормоз на внутренних тележках
Оба вагона состава являются четырехосными. Если в одном находится привод, то в другом – элементы управления техникой. Двигатель сопровождает гидродинамическая коробка передач Voith T320 Rzz, имеющая двухскоростную компоновку. Ходовая часть каждого пространства сохраняет идентичное устройство, включающее штатное шасси.
Техническое устройство составов GW Train 845-й серии
Можем больше остановиться на устройстве и эксплуатации модернизированных немецких дизель-поездов от Duewag, выпущенных в период с 1986 по 1989 годы. Каждый из вагонов имеет похожее внутреннее пространство, даже после проведения глубокой модернизации составов (исключение составляют люксовые 845.3). Вот что входит в этот перечень:
✅ непроходная кабина машиниста (только с одной стороны вагона)
✅ посадочная зона с откидными сиденьями (+ велосипедные крючки)
✅ основной салон с местами 2+2
✅ туалет (только в одном из двух вагонов)
Соединительный элемент между вагонами имеет широкое полностью закрытое пространство. Пассажирская часть отделена от посадочных зон раздвижными дверями. Последних с каждой стороны по три. Одна из них – у кабины машиниста.

Открытие дверей автоматическое – нажатием ручки, находящейся на пульте управления. Закрываются они также централизованно, а во время движения блокируются от случайного открывания. Их регулировка является боковой по системе SSOD. Окна в салоне чередуются: распашные с цельными.
Проведение модернизации и осовременивания пассажирского пространства начал еще первичный немецкий пользователь Deutsche Bahn. Но в Чехию попали как обновленные, так и оригинальные составы (большая часть – с новыми элементами).
С 2020 года перевозчик GW Train Regio эксплуатирует поезда только с полностью модернизированным интерьером. В это число вошли как новый туалет, так и купе 1-го класса, укомплектованное регулируемыми сиденьями Borcad Regio+. В то же время, купе 2-го класса получили б/у посадочные места типа Borcad Regio. Тогда же составы окрасили в новое цветовое решение, применяемое для машин компании.

Среди всех поездов компании 845-й серии имеется четыре состава, сформированных только из моторных агрегатов (без машины управления). Они трудятся на шумавском направлении и устецкой ветке молдавских дорог (просьба не путать со страной, город Молдава-над-Бодвоу находится в Словакии).
Несмотря на карантинные ограничения, в апреле 2020 года проходили испытания поездов серии 845 с целью проверки их эксплуатационной пригодности для участка Прага – Гаррахов. Он является одним из самых крутых в стране, а немецкая техника оказалась приспособленной только для движения по ровной местности, с незначительными перепадами высот. Поэтому от первоначальных планов отказались.
Впервые – с системой безопасности ETCS
Кроме улучшения внешней привлекательности курсирующих поездов и комфорта для пассажиров, перед железнодорожниками стоят и другие задачи. И одной из немаловажных можно считать обеспечение высокой безопасности движения.

Напомним, что серия 845 создавалась почти сорок лет назад. Поэтому, с точки зрения безопасной эксплуатации, вряд ли может считаться оптимальной. По этой причине ответственные сотрудники компании искали способы как заметно улучшить этот показатель. И оптимальным стала установка на борту Европейской системы управления движением поездов (ETCS).
Для подвижного состава данного типа компания GW Train Regio станет первопроходцем среди коллег – ж/д перевозчиков Чехии. Осуществление проекта потребует примерно 130 млн крон (более полмиллиарда рублей). Всего это оборудование планируют установить на восьми единицах техники, находящейся в эксплуатации у перевозчика.
Срок подачи заявок на участие в тендере истекает менее чем через двадцать дней – 5 августа 2024 года. Решающем фактором в определении выбора может стать предложение самой доступной цены. Все работы по переоборудованию планируется завершить к концу 2027 года.

Основным побуждающим фактором для принятия данного решения стало продление контракта от местного Минтранса на строительство высокоскоростных поездов Пльзень – Мост до 2031 года. Для осуществления проекта компания-подрядчик намерена воспользоваться европейскими субсидиями.
- Иван Гончаров
- фото автора
Рекомендуем для вас