
Кто и куда экспортирует российские авто
В 2021 году экспортному направлению российского автопрома пришлось пережить множество потрясений. Кроме санкций и коронавируса это еще и отсутствие ставших дефицитными электронных чипов. Но несмотря на все проблемы, российские заводы продали за рубеж 89 100 единиц техники на $1 млрд, 398 млн. 200 тыс. Этот показатель превышает аналогичный за минувший год на 37,2 %. Об этом заявили в Федеральной таможенной службе РФ. Кто же в России является крупнейшим экспортером?
В 2021 году концерн поставил за границу 35,8 тыс. автомобилей, что больше, чем в 2020-м на 9,4 %. Главные экспортируемые модели отечественного флагмана автопрома:
На первом месте – Lada Vesta. Для зарубежных покупателей предлагается три варианта комплектации. Это обычный Sedan, Sedan Cross, SW и ставший наиболее популярным SW Cross. Дополнительные опции:
Основные покупатели – страны бывшего СССР. Это Белоруссия, Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, Туркмения, Азербайджан. Кроме них, машины поставляются в Северную Африку (Тунис), Латинскую Америку. Недавно продукция АвтоВАЗа стала реализовываться в Монголии. Также российские машины покупают в Турции, Чили и на Кубе. При этом АвтоВАЗ планирует организовать локальное производство в Египте и Казахстане. Изначально наибольшим спросом пользовались авто в комплектации SW Cross Luxe-Multimedia, а также Luxe-Prestige. Сегодня большинство покупателей в странах СНГ переходят на версию SW Comfort.
А вот с Евросоюзом в этом плане «подружиться» не получилось из-за ужесточившихся экологических норм. В результате принятых в ЕС новых стандартов поставки продукции Тольяттинского завода прекратились еще в 2019 году (начались в 2017-м).
В нее входит множество предприятий, выпускающих не только грузовики, но и коммерческий транспорт, автобусы и иную технику на колесах. Большинство производимых машин поставляется на внутренний рынок. С 2018 года концерн находится под санкциями, введенными США, что серьезно затрудняет работу в направлении экспорта. Тем не менее у «Группа ГАЗ» есть свой филиал в Турции, где производятся первые в России коммерческие авто «ГАЗель NN» с двигателем, отвечающим требованиям «Евро 6». Машина поставляется в Болгарию и некоторые другие восточноевропейские страны. Постепенно становятся востребованными за рубежом новые модели автобусов. Крупная партия общественного транспорта, адаптированная к жаркому климату, отправлена в Никарагуа и Вьетнам. А во второй половине 2021 года впервые были осуществлены поставки грузовика «Садко Next» с правым рулем в Австралию.
Общее количество стран, покупающих эти машины, приближается к полусотне. Но основными экспортерами являются Казахстан, Узбекистан, Туркмения и Вьетнам. Особо стоит отметить первую страну. Здесь доля рынка за минувший год увеличилось с 33 % до 42 %. В Казахстане КАМАЗом заложен завод чугунного литья, выпуск продукции которого намечен на 2022 год. Интересно, что открытие этого предприятия руководитель компании Сергей Когогин обусловил дефицитом рабочей силы в России.
В Туркмению, согласно трехлетнему контракту, за минувший год поставлено 852 грузовика. В этой стране КАМАЗ активно строит сервисные центры, где машины будут не только ремонтироваться, но и проходить предпродажную подготовку. Сложнее дело обстоит с Узбекистаном. Правительство страны отменило таможенные пошлины на ввоз б/у авто. КАМАЗ не растерялся и создал лизинговую компанию. В итоге на рынке Узбекистана каждый месяц продается от 60 до 80 грузовиков.
Количество машин, отправленных на экспорт, составило 5703 единицы, что больше прошлого года на 57 %. При этом на рынки СНГ поставлено 3986 машин, в странах дальнего зарубежья купили 1717 автомобилей. Любопытно: в ЕС выбирают не «Патриот», а … «буханку». Ее экономные европейцы часто используют в качестве автодома.
Полное название российского филиала южнокорейской компании – «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус». В 2021 году завод выпустил 234 тыс. авто, что на 6,5 % превышает показатели минувшего 2020-го. Это модели:
Всего в прошлом году предприятие экспортировало 24 тыс. единиц техники. При этом 10 % от выпускаемой продукции – машинокомплекты, поставляемые в основном в Казахстан.
«Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» участвует в восстановлении Всеволжского завода, который оставил ушедший с российского авторынка «Форд». Предприятие будет поставлять комплектующие для сборки Hyundai. Осенью прошлого года в Каменке корейцы совместно с РФ запустили завод по производству двигателей, при этом основная часть силовых агрегатов (БЦ, коленвалы, поршни) будет локализована, т. е. выпускаться в России.
Предприятие расположено в Калуге. Совместный с французами проект К0 стартовал на заводе в 2018 году, когда с конвейера стали сходить коммерческие машины Peugeot Expert, Citroen Jumpy, а чуть позже – микроавтобусы моделей Traveller, Citroen SpaceTourer. Когда производство этих машин было налажено, руководство предприятия решило расширить линейку выпускаемой продукции (причем не только от французов), к которой постепенно добавлялись:
Всего в процессе участвует 38 поставщиков-подрядчиков. При этом уровень локализации достигает 40 %. В России изготавливают все стекла, покрышки и колесные диски, пластиковые элементы, приборную панель, материалы для отделки салона и многое другое.
Предприятие приняло план дальнейшего развития Stellantis. В минувшем году в «ПСМА Рус»:
Экспорт машин VW и Skoda по сравнению с минувшим годом увеличился на 10 %, составив 11 500 транспортных средств. Volkswagen Group Rus отправляет на продажу за границу не только легковые машины, но и моторы 1.6 MPI серии ЕА211. Их приобретают в Польше, Мексике и Испании.
Подсчитано, что производственные мощности российских автозаводов используются на 57 %. В РФ сегодня 15 крупных компаний, выпускающих авто. Одиннадцать из них принадлежит VW, Ria, Toyota, Reno-Nissan, Hyundai и Mazda. Эксперты считают, что у РФ есть экспортный потенциал, который будет реализовываться в ходе восстановления мирового авторынка, давшего «просадку» из-за пандемии и дефицита электроники.
АвтоВАЗ
В 2021 году концерн поставил за границу 35,8 тыс. автомобилей, что больше, чем в 2020-м на 9,4 %. Главные экспортируемые модели отечественного флагмана автопрома:
- ✅ «Лада Веста»
- ✅ «Гранта»
- ✅ «Нива»
На первом месте – Lada Vesta. Для зарубежных покупателей предлагается три варианта комплектации. Это обычный Sedan, Sedan Cross, SW и ставший наиболее популярным SW Cross. Дополнительные опции:
- ✅ подогрев лобового стекла, передних кресел и дивана
- ✅ климат-контроль
- ✅ навигационная система
- ✅ тачскрин
- ✅ задняя камера
- ✅ дополнительные порты USB
- ✅ оптика, формирующая рассеянный свет
На «Весту» может быть установлен силовой агрегат в 1,6 или 1,8 л, развивающий соответственно 106 либо 122 л. с. Если машина комплектуется французским двигателем Renault H4Mk, то в качестве трансмиссии используется только бесступенчатый автомат Jatco JF015E.
Основные покупатели – страны бывшего СССР. Это Белоруссия, Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, Туркмения, Азербайджан. Кроме них, машины поставляются в Северную Африку (Тунис), Латинскую Америку. Недавно продукция АвтоВАЗа стала реализовываться в Монголии. Также российские машины покупают в Турции, Чили и на Кубе. При этом АвтоВАЗ планирует организовать локальное производство в Египте и Казахстане. Изначально наибольшим спросом пользовались авто в комплектации SW Cross Luxe-Multimedia, а также Luxe-Prestige. Сегодня большинство покупателей в странах СНГ переходят на версию SW Comfort.
А вот с Евросоюзом в этом плане «подружиться» не получилось из-за ужесточившихся экологических норм. В результате принятых в ЕС новых стандартов поставки продукции Тольяттинского завода прекратились еще в 2019 году (начались в 2017-м).
За рубеж Тольяттинский завод впервые отправил 10 штук ВАЗ-2101 в 1974 году (их купил Вьетнам). Постепенно экспорт наращивали: во времена СССР основными покупателями Lada из «капиталистических» государств были Финляндия, Швеция, Австралия, Норвегия, Канада, Исландия.
Группа «ГАЗ»
В нее входит множество предприятий, выпускающих не только грузовики, но и коммерческий транспорт, автобусы и иную технику на колесах. Большинство производимых машин поставляется на внутренний рынок. С 2018 года концерн находится под санкциями, введенными США, что серьезно затрудняет работу в направлении экспорта. Тем не менее у «Группа ГАЗ» есть свой филиал в Турции, где производятся первые в России коммерческие авто «ГАЗель NN» с двигателем, отвечающим требованиям «Евро 6». Машина поставляется в Болгарию и некоторые другие восточноевропейские страны. Постепенно становятся востребованными за рубежом новые модели автобусов. Крупная партия общественного транспорта, адаптированная к жаркому климату, отправлена в Никарагуа и Вьетнам. А во второй половине 2021 года впервые были осуществлены поставки грузовика «Садко Next» с правым рулем в Австралию.
КАМАЗ
Общее количество стран, покупающих эти машины, приближается к полусотне. Но основными экспортерами являются Казахстан, Узбекистан, Туркмения и Вьетнам. Особо стоит отметить первую страну. Здесь доля рынка за минувший год увеличилось с 33 % до 42 %. В Казахстане КАМАЗом заложен завод чугунного литья, выпуск продукции которого намечен на 2022 год. Интересно, что открытие этого предприятия руководитель компании Сергей Когогин обусловил дефицитом рабочей силы в России.
В Туркмению, согласно трехлетнему контракту, за минувший год поставлено 852 грузовика. В этой стране КАМАЗ активно строит сервисные центры, где машины будут не только ремонтироваться, но и проходить предпродажную подготовку. Сложнее дело обстоит с Узбекистаном. Правительство страны отменило таможенные пошлины на ввоз б/у авто. КАМАЗ не растерялся и создал лизинговую компанию. В итоге на рынке Узбекистана каждый месяц продается от 60 до 80 грузовиков.
Ульяновский автозавод
Количество машин, отправленных на экспорт, составило 5703 единицы, что больше прошлого года на 57 %. При этом на рынки СНГ поставлено 3986 машин, в странах дальнего зарубежья купили 1717 автомобилей. Любопытно: в ЕС выбирают не «Патриот», а … «буханку». Ее экономные европейцы часто используют в качестве автодома.
Hyundai Motor в Санкт-Петербурге
Полное название российского филиала южнокорейской компании – «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус». В 2021 году завод выпустил 234 тыс. авто, что на 6,5 % превышает показатели минувшего 2020-го. Это модели:
- ✅ Solaris
- ✅ Kia Rio и X
- ✅ Creta
Всего в прошлом году предприятие экспортировало 24 тыс. единиц техники. При этом 10 % от выпускаемой продукции – машинокомплекты, поставляемые в основном в Казахстан.
Планы
«Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» участвует в восстановлении Всеволжского завода, который оставил ушедший с российского авторынка «Форд». Предприятие будет поставлять комплектующие для сборки Hyundai. Осенью прошлого года в Каменке корейцы совместно с РФ запустили завод по производству двигателей, при этом основная часть силовых агрегатов (БЦ, коленвалы, поршни) будет локализована, т. е. выпускаться в России.
«ПСМА Рус»
Предприятие расположено в Калуге. Совместный с французами проект К0 стартовал на заводе в 2018 году, когда с конвейера стали сходить коммерческие машины Peugeot Expert, Citroen Jumpy, а чуть позже – микроавтобусы моделей Traveller, Citroen SpaceTourer. Когда производство этих машин было налажено, руководство предприятия решило расширить линейку выпускаемой продукции (причем не только от французов), к которой постепенно добавлялись:
- ✅ Peugeot Partner
- ✅ Citroen C4
- ✅ Peugeot 408
- ✅ Mitsubishi Outlander
- ✅ Opel Vivaro
- ✅ Pajero Sport
Всего в процессе участвует 38 поставщиков-подрядчиков. При этом уровень локализации достигает 40 %. В России изготавливают все стекла, покрышки и колесные диски, пластиковые элементы, приборную панель, материалы для отделки салона и многое другое.
Успехи 2021 и 2022 года
Предприятие приняло план дальнейшего развития Stellantis. В минувшем году в «ПСМА Рус»:
- ✅ стали самостоятельно собирать платформу для фургона Peugeot Partner и компактного минивэна Peugeot Partner Crossway (ранее она поставлялась из-за рубежа)
- ✅ весной запустили в серию дизельную силовую установку, идущую на экспорт
- ✅ летом был организован хаб, для поставок двигателей машин на мировой авторынок
- ✅ в феврале 2022 года коммерческая модель Peugeot Expert, а также Opel Vivaro стали продаваться в Западную Европу
Ближе к концу 2022 года на предприятии планируют организовать сборку механических КПП для отправки на экспорт. По сравнению с минувшим годом общий объем выпускаемой продукции на «ПСМА Рус» увеличился почти в 2 раза.
Volkswagen Group Rus (Санкт-Петербург)
Экспорт машин VW и Skoda по сравнению с минувшим годом увеличился на 10 %, составив 11 500 транспортных средств. Volkswagen Group Rus отправляет на продажу за границу не только легковые машины, но и моторы 1.6 MPI серии ЕА211. Их приобретают в Польше, Мексике и Испании.
Экспортные перспективы
Подсчитано, что производственные мощности российских автозаводов используются на 57 %. В РФ сегодня 15 крупных компаний, выпускающих авто. Одиннадцать из них принадлежит VW, Ria, Toyota, Reno-Nissan, Hyundai и Mazda. Эксперты считают, что у РФ есть экспортный потенциал, который будет реализовываться в ходе восстановления мирового авторынка, давшего «просадку» из-за пандемии и дефицита электроники.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....