Fiat Uno – первый после модернизации завода в начале 80-х
149

Fiat Uno – первый после модернизации завода в начале 80-х

Итальянский концерн Fiat, вдохнувший жизнь в лучшие модели Восточной Европы, также нуждался в периодической реконструкции промышленных мощностей. Одна из таковых произошла на пороге 80-х годов прошлого столетия.


Параллельно шло укрупнение и туринское предприятие постепенно взяло под свой контроль большинство итальянских автомобильных компаний. Это сказалось на том, что разработки одних вполне могли выходить под знаменами других брендов.

Fiat Uno – первый после модернизации завода в начале 80-хFiat Uno получил простоватый дизайн, что никак не сказалось на его популярности. Фото: youtube.com

Так и тип 146, родившийся для дочерней марки Autobianchi (соответственно – Lancia) к потребителю дошел уже как Fiat Uno. Таким образом высшее руководство решило передать эстафету от устаревшего Fiat 127, до этого являвшегося ключевым предложением компании.

Простой дизайн не помешал высокой популярности


С рождением этой модели связан еще один казус. По сути, не будь ее, не появилась бы и Skoda Favorit. Просто свой проект кузова для Uno представили местные мастерские: Нуччио Бертоне и Джорджетто Джуджаро (Italdesign).

Предпочтение отдали последним, что очень задело Бертоне, считавшего свой проект лучшим. В этих условиях он более чем лояльно отнесся к чехословацким переговорщикам, заявив, что просто горит желанием создать автомобиль, способный заткнуть за пояс Uno.

Симпатичная приборная панель в стиле 80-х. Фото: youtube.com

С такой сильной мотивацией его компания усердно приступила к разработкам, даже еще не имея официального согласия от другой стороны. Получилось ли у итальянского парня, судите сами. Skoda Favorit, надеюсь, многим знакома, а показатели Fiat Uno мы постараемся освежить в памяти благодаря этой статье.

Итальянская новинка никогда не готовилась для продаж на американском рынке. Поэтому стало немного странным и неожиданным представление Fiat Uno 20 января 1983 года на мысе Канаверал, расположенном в Северной Америке.


Успешность и зрелость конструкции новинки очень быстро подтвердились высоким титулом – «Европейский автомобиль года». Несмотря на то, что на разработку Fiat Uno ушло около четырех лет, его очертаниям явно недоставало привычной итальянской элегантности.

Это было явным камнем в огород Джуджаро и дополнительным аргументом правоты Бертоне. Тем не менее дизайнеры смогли добиться неплохого коэффициента аэродинамического сопротивления 0,34. В продажу автомобиль поступил как хэтчбек с откидной задней стенкой и одной (или двумя) парами боковых дверей. Вот его физические параметры:

✅ длина – 3,64 м
✅ ширина – 1,56 м
✅ высота – 1,43 м
✅ колесная база – 2362 мм

Создатели сумели обеспечить малолитражке достаточно места на задних сиденьях. В принципе, доступ к ним, как для трехдверного кузова, оказался довольно неплохим – назад мог свободно пролезть даже человек баскетбольного роста. Отдельно стоит упомянуть и о прекрасной видимости из салона, благодаря высокой степени его остекления.

Другие характеристики Fiat Uno


Это подтвердило способность компании создать «маленькую, но просторную машину». Вместо традиционного логотипа бренда на передней части маски Fiat Uno красовалось пять блестящих полос, расположенных по диагонали. А вот в плане силовых агрегатов имелся достаточный выбор:

✅ 45
✅ 55
✅ 70

Эти цифровые обозначения указывали на мощность моделей устанавливаемых двигателей в лошадиных силах. При этом их рабочий объем варьировался от 903 до 1301 куб. см. Все они имели рядную четырехцилиндровую структуру и примерный расход топлива в 6 л/100 км.

Очень скоро компания предложила дизельную альтернативу. Правда, скромный объем и мощность всего в 45 «лошадок» говорили о том, что турбокомпрессор искать там уж точно не стоит, как и надеяться на приличную динамику. И, действительно, в горку автомобиль шел крайне натужно, да и по ровной дороге не демонстрировал спринтерских качеств. Зато об экономичности дизелька можно было петь оды – при любых условиях не выше 5 л/100 км. А вот другие показатели и особенности конструкции Fiat Uno:

✅ запас топлива – 42 л
✅ вес с 900-кубовым мотором – 700 кг
✅ без усилителя тормозов (спереди – дисковые)
✅ коробка передач прямого переключения

Она располагалась соосно рядом с двигателем. В некоторых вариациях появилось пять положений вместо четырех. В Uno использовалось современное реечное рулевое управление. Шасси платформы Tipo Uno состояло из стоек McPherson и поперечных рычагов спереди (прицепных для смены), соединенных крутильно-гибкой поперечиной.

Угадывается стиль, схожий с нашими «Самарами». Фото: youtube.com

Комфорт в поездке обеспечивали винтовые пружины и телескопические амортизаторы. Багажное отделение имело объем 225 литров в базовой комплектации и 968 литров в двухместной. Изначально предлагалось всего три версии сборки:

✅ Base
✅ S
✅ ES

Складная задняя скамейка с более высокими характеристиками также поставлялась с асимметрично разделенными спинками, но уже за дополнительную плату. В условиях жесткой конкуренции с Peugeot 205 и Golf второго поколения, Fiat Uno все же получил звание лучшего автомобиля 1984 года.

Это определенно сказалось на уровне продаж и географии сборки модели. Многие купились на титул и усиленно стремились приобрести именно Uno, что родило довольно высокий спрос на него. Чуть позже состоялся дебют самой роскошной версии SX, созданной на базе 70 S, а итальянские копии начали производить даже в далекой Бразилии. Авто, собранное в Латинской Америке, легко узнать по ряду явных отличий:

✅ капот, выходящий в бок кузова (для запаски)
✅ листовые рессоры сзади
✅ иной логотип на передней решетке

Сезон 1985 года открывался с новым литровым силовым агрегатом OHC FIRE (Fully Integrated Robotized Engine). Хотя он имел все те же мощностные характеристики, зато расход топлива немного снизился. В его развитии помогли компьютерные технологии, а местом рождения стал моторный завод Термоли. На смену Uno 55 также пришла версия 60, выдававшая на три «лошадки» больше. Для итальянского рынка добавилась новая комплектация SL.

Так выглядела бразильская версия Fiat Uno. Фото: youtube.com

Но компания не остановилась на достигнутом, очень скоро выдав турбо с «легированным» впрыском топлива. Конструкцию применили на самом большом двигателе объемом 1,3 литра, доведя его мощность до солидных 105 л. с. Это смогли обеспечить благодаря японским технологиям от IHI. Теперь максимальная скорость автомобиля выросла до фантастических 210 км/ч.

Вторая серия и завершение выпуска в Италии


Коммерческий успех позволил в 1988 году превысить отметку в 3 млн выпущенных единиц. На такой положительной ноте компания в сентябре провела коренную омологацию, предложив клиентам Fiat Uno второй серии. Его представление происходило в рамках выставки IAA во Франкфурте. Происшедшие изменения составили:

✅ нос с более выраженной решеткой
✅ растянутые в стороны поворотники
✅ скругленные корма и панель приборов
✅ пластиковые бамперы
✅ сопротивление снизили до 0,30

Топовый вариант Turbo теперь выдавал 118 л. с, а объем дизельного двигателя достиг 1929 куб. см при 60 «лошадках». Самая тяжелая версия потянула на 945 кг. Selecta, в свою очередь, оснащалась бесступенчатым вариатором Uno-matic совместной разработки Ford и голландской компании Van Doorne (DAF). Автомобиль выпускался с бензиновыми двигателями объемом 1,11 и 1,37 л.

Хэтчбек Fiat Uno во всей красе. Фото: youtube.com

Итальянская история Fiat Uno полностью завершилась в сентябре 1995 года. В Европе за весь период успели собрать 6 272 796 автомобилей, среди которых и производные от модели. Продажи в Западной Европе также прекратились, но еще на какое-то время карьера этого автомобиля продолжилась в Польше и Латинской Америке.
А вы бы купили себе Fiat Uno?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас