Skoda 125 L: последняя с концепцией «все сзади», выпускавшаяся вместе с Favorit
Произведения отечественного автопрома всегда имеют ряд преимуществ. Это и понятная концепция, и доступность запчастей и некая доля патриотизма. Именно поэтому многие наши предки ездили на «Победе», «Москвичах» или «Жигули». Последние оказались гордостью (иногда, конечно, и наоборот) советских и российских автолюбителей.
У соседних стран в тот период имелись свои фавориты. Для поляков – копия итальянского «Фиата», у восточных немцев – малолитражные «Вартбург» и «Трабант». Румыны гордились своей «Дачией», заимствованной у французского бренда. Для чехов и словаков эту роль всегда играла извечная «Шкода».
В последнем случае и не могло быть по-другому. Ведь наличие еще одного предприятия на территории Чехословакии (Tatra), выпускавшего легковой транспорт, не стоит брать в расчет. Просто его продукция предназначалась только для служебного использования официальных лиц. В крайнем случае – местных и советских спецслужб.
Поэтому, если советские автолюбители могли выбирать между «Волгой», «Жигули», «Москвичом» или «Запорожцем», продукция концерна Skoda была единственным выбором для граждан Чехословакии. Не считая немногочисленных иномарок, среди которых лидировали модели ВАЗ.
В такой ситуации любой чех старше пятидесяти сегодня не испытывает ничего, кроме умиления или ностальгии при виде представителя модельного ряда заднемоторных Skoda – однозначного чешского бестселлера 80-х. Правда, в отличие от наших старых «копеек» и т. п., нередко встречающихся на дорогах постсоветского пространства, старая продукция компании из Млада-Болеслава – это большая редкость. Так, в течение целого года в 65-тысячном городе удалось повстречаться только с двумя экземплярами из прошлого с концепцией «все сзади».
Их история, начавшаяся еще в 70-х, успешно продолжилась и в следующем десятилетии. А завершилась она в тот момент, когда чешские хозяйки срывали первые листочки с календаря нового 1990 года. Последним автомобилем стал тип наименее известный в нашей стране потому, что советский ВАЗ тогда уже вовсю выпускал модельный ряд переднеприводной «Самары».
Именно по этой причине она имела обозначение «125». Здесь последняя цифра отсылала к варианту коробки передач, а не к объему двигателя, как у прошлых версий (120 – 1,2 литра, 105 – 1,05 литра). В остальном – все сохранялось прежним. К примеру, переднее расположение радиатора. Такой выбор улучшал эстетический вид автомобиля, приводил к более тихой работе двигателя и немного добавлял ему мощности. В то же время, при высоких температурах или оборотах увеличивалась опасность его перегрева.
Чтобы попасть в салон, достаточно иметь классический зубчатый ключ FAB, напоминающий миниатюру обычного дверного. После его поворота черный штифт, вставленный в белое полотно панели, скользит вверх, запуская вас внутрь.
Особого уюта здесь ждать не приходиться, все – на уровне наших «Жигулей» из 80-х. Сиденья не обладают эффектом удержания, а подголовники имеются только спереди. По вместимости салон уступает советским ВАЗ, сзади находится разделенный пополам диван. Зато за ним хорошо просматриваются электрообогреватели стекол, что для того времени довольно круто.
Усевшись за руль, можно перед собой увидеть стандартную панель из дешевого пластика, имеющего не самый приятный запах. Она классически вдавлена в основу чуть ниже лобового стекла и имеет довольно скромный набор элементов:
✅ сигнальные лампы
✅ вентилятор
✅ обогреватель стекол
✅ основной свет
✅ задний противотуманный фонарь
Правда, к концу производства Skoda 125 L этот набор слегка расширился за счет установки более современной комбинированной панели, включающей наличие тахометра. Зато некоторые сигнальные элементы оказались не подключенными к системе:
✅ лампочки ручника
✅ ремней безопасности
✅ воздушной заслонки
Видимо сказался тот факт, что заднеприводные версии уже доживали свои последние деньки. Все внимание было сконцентрировано на будущем, которое олицетворял новый Favorit. А вот интерес к автомобилям, имеющим ручной стеклоподъемник и багажный отсек за задними сиденьями, безвозвратно угас.
Сам процесс запуска двигателя будет слегка непривычным для большинства, ведь открывать передний капот не имеет смысла – там расположен основной багажный отсек. При простое в несколько дней не обойтись без манипуляций с ручным бензонасосом, насыщающим карбюратор топливом. Между передними сиденьями расположен подсос. Установив его в крайнее положение, можно смело поворачивать ключ зажигания.
Если в жару возникала опасность перегрева, то при низких температурах – вероятные проблемы с трансмиссией. Да и сам двигатель OHV не слишком жалует высокие обороты. Если в характеристиках указано их максимальное число в 5000 об/мин, то на деле все было не так однозначно. Даже у нового моторчика пик обычно приходился на 3000, при которых гул работы 1,2-литрового агрегата не становился надрывным. Те, кто не хотел иметь с ним проблем, редко подымал планку выше 4000 об/мин. Вот показатели силового агрегата:
✅ 4-цилиндровый с жидкостным охлаждением
✅ рабочий объем – 1174 куб. см
✅ мощность – 50 л. с
✅ максимальная скорость – ок. 140 км/ч
Сегодняшние владельцы такой ретро-техники склонны эксплуатировать ее крайне аккуратно, в щадящем режиме. К примеру, на затяжном подъеме благоразумно перестроиться в грузовую полосу, переключившись на четвертую передачу, чтобы как-то сохранить динамику движения.
В не очень удобном положении находится и пятая передача. Как она переключается, хорошо поймут те, кто смотрел французские комедии о жандармах из Сен-Тропе. Кто не смотрел, замечу, что переднему пассажиру стоит быть начеку и беречь свое левое колено.
То, что спереди находится багажник облегчает процесс управления, но существенно влияет на динамику движения автомобиля, особенно, в сложных дорожных условиях. Местные шутят, что старая Skoda всегда уверенно чувствует себя на дороге, если в переднем отсеке находится… мешок с цементом. Впрочем, у нас есть подобная шутка про «Ниву».
Мы уже перечислили достаточно слабых моментов, но есть у автомобиля и свои плюсы. В первую очередь, современные и эффективные тормоза с усилителем. Еще немаловажные моменты – прекрасная обзорность и комфортное движение по дороге с неровностями.
Все дело в том, что шасси в паре с 13-дюймовыми шинами может отфильтровывать ямы не хуже внедорожника рамной конструкции. По крайней мере, не сильно уступая. Лучше всего это проверить на старых ж/д переездах, которые еще встречаются и в современной Чехии. Думаю, самое время обратить внимание на характеристики автомобиля:
✅ длина – 4,2 м
✅ ширина – 1,6 м
✅ высота – 1,4 м
✅ колесная база – 2400 мм
✅ объем бака – 37 л
Skoda 125 L, которая классифицировалась как люксовый вариант, простояла на конвейере меньше 15 месяцев, последний автомобиль сошел с него 4 января 1990 года. Это и не удивительно, ведь она обязана своим существованием тому, что сборка переднеприводного Favorit тогда еще не вышла на свои высшие показатели.
Чтобы избежать простоя заводских мощностей, принято решение о выпуске такой заднемоторной версии. В целом тип 742 получил в период с 1976 по 1990 годы тираж в 2 020 250 штук. Непосредственно 125 L собрано в количестве ок. 41 тыс. экземпляров. Причем, львиная доля (40 617) пришлась на 1989-й. А за несколько дней следующего – всего 76 автомобилей.
Если вернуться к экземпляру, фото которого сопровождают этот материал, то его хозяином является молодой белокурый чех. Он не застал того времени, когда такие автомобили наводнили все дороги бывшей Чехословакии. Поэтому для него особый интерес вызывает история «того, что было до меня». Кстати, ретро-техника досталась владельцу всего за 30 тысяч крон (120 тыс. рублей), что составляет меньше размера среднемесячной зарплаты в Чехии.
У соседних стран в тот период имелись свои фавориты. Для поляков – копия итальянского «Фиата», у восточных немцев – малолитражные «Вартбург» и «Трабант». Румыны гордились своей «Дачией», заимствованной у французского бренда. Для чехов и словаков эту роль всегда играла извечная «Шкода».
5-ступенчатая Skoda 125 L стала прощальной версией концепции «все сзади». Фото автора
В последнем случае и не могло быть по-другому. Ведь наличие еще одного предприятия на территории Чехословакии (Tatra), выпускавшего легковой транспорт, не стоит брать в расчет. Просто его продукция предназначалась только для служебного использования официальных лиц. В крайнем случае – местных и советских спецслужб.
Отечественные марки всем ближе
Поэтому, если советские автолюбители могли выбирать между «Волгой», «Жигули», «Москвичом» или «Запорожцем», продукция концерна Skoda была единственным выбором для граждан Чехословакии. Не считая немногочисленных иномарок, среди которых лидировали модели ВАЗ.
В такой ситуации любой чех старше пятидесяти сегодня не испытывает ничего, кроме умиления или ностальгии при виде представителя модельного ряда заднемоторных Skoda – однозначного чешского бестселлера 80-х. Правда, в отличие от наших старых «копеек» и т. п., нередко встречающихся на дорогах постсоветского пространства, старая продукция компании из Млада-Болеслава – это большая редкость. Так, в течение целого года в 65-тысячном городе удалось повстречаться только с двумя экземплярами из прошлого с концепцией «все сзади».
Двигатель Skoda 125 L располагался в задней части. Фото автора
Их история, начавшаяся еще в 70-х, успешно продолжилась и в следующем десятилетии. А завершилась она в тот момент, когда чешские хозяйки срывали первые листочки с календаря нового 1990 года. Последним автомобилем стал тип наименее известный в нашей стране потому, что советский ВАЗ тогда уже вовсю выпускал модельный ряд переднеприводной «Самары».
К октябрю 1988 года инженеры из Млада-Болеслава представили заднемоторную версию, которая венчала собой конец этой эпохи. Модель Skoda 125 L имела лишь незначительные отличия от своих предшественников. Основным стала установка на ней 5-ступенчатой КПП, что раньше было доступно только для автомобилей с большим объемом двигателя.
Именно по этой причине она имела обозначение «125». Здесь последняя цифра отсылала к варианту коробки передач, а не к объему двигателя, как у прошлых версий (120 – 1,2 литра, 105 – 1,05 литра). В остальном – все сохранялось прежним. К примеру, переднее расположение радиатора. Такой выбор улучшал эстетический вид автомобиля, приводил к более тихой работе двигателя и немного добавлял ему мощности. В то же время, при высоких температурах или оборотах увеличивалась опасность его перегрева.
Какой была последняя старая Skoda?
Чтобы попасть в салон, достаточно иметь классический зубчатый ключ FAB, напоминающий миниатюру обычного дверного. После его поворота черный штифт, вставленный в белое полотно панели, скользит вверх, запуская вас внутрь.
Особого уюта здесь ждать не приходиться, все – на уровне наших «Жигулей» из 80-х. Сиденья не обладают эффектом удержания, а подголовники имеются только спереди. По вместимости салон уступает советским ВАЗ, сзади находится разделенный пополам диван. Зато за ним хорошо просматриваются электрообогреватели стекол, что для того времени довольно круто.
Подголовники только спереди и скромный интерьер салона. Фото автора
Усевшись за руль, можно перед собой увидеть стандартную панель из дешевого пластика, имеющего не самый приятный запах. Она классически вдавлена в основу чуть ниже лобового стекла и имеет довольно скромный набор элементов:
✅ сигнальные лампы
✅ вентилятор
✅ обогреватель стекол
✅ основной свет
✅ задний противотуманный фонарь
Правда, к концу производства Skoda 125 L этот набор слегка расширился за счет установки более современной комбинированной панели, включающей наличие тахометра. Зато некоторые сигнальные элементы оказались не подключенными к системе:
✅ лампочки ручника
✅ ремней безопасности
✅ воздушной заслонки
Видимо сказался тот факт, что заднеприводные версии уже доживали свои последние деньки. Все внимание было сконцентрировано на будущем, которое олицетворял новый Favorit. А вот интерес к автомобилям, имеющим ручной стеклоподъемник и багажный отсек за задними сиденьями, безвозвратно угас.
Сам процесс запуска двигателя будет слегка непривычным для большинства, ведь открывать передний капот не имеет смысла – там расположен основной багажный отсек. При простое в несколько дней не обойтись без манипуляций с ручным бензонасосом, насыщающим карбюратор топливом. Между передними сиденьями расположен подсос. Установив его в крайнее положение, можно смело поворачивать ключ зажигания.
Автомобиль не затерялся и среди современных моделей. Фото автора
Если в жару возникала опасность перегрева, то при низких температурах – вероятные проблемы с трансмиссией. Да и сам двигатель OHV не слишком жалует высокие обороты. Если в характеристиках указано их максимальное число в 5000 об/мин, то на деле все было не так однозначно. Даже у нового моторчика пик обычно приходился на 3000, при которых гул работы 1,2-литрового агрегата не становился надрывным. Те, кто не хотел иметь с ним проблем, редко подымал планку выше 4000 об/мин. Вот показатели силового агрегата:
✅ 4-цилиндровый с жидкостным охлаждением
✅ рабочий объем – 1174 куб. см
✅ мощность – 50 л. с
✅ максимальная скорость – ок. 140 км/ч
Сегодняшние владельцы такой ретро-техники склонны эксплуатировать ее крайне аккуратно, в щадящем режиме. К примеру, на затяжном подъеме благоразумно перестроиться в грузовую полосу, переключившись на четвертую передачу, чтобы как-то сохранить динамику движения.
В не очень удобном положении находится и пятая передача. Как она переключается, хорошо поймут те, кто смотрел французские комедии о жандармах из Сен-Тропе. Кто не смотрел, замечу, что переднему пассажиру стоит быть начеку и беречь свое левое колено.
В передней части: радиатор и 280-литровый багажник. Фото автора
То, что спереди находится багажник облегчает процесс управления, но существенно влияет на динамику движения автомобиля, особенно, в сложных дорожных условиях. Местные шутят, что старая Skoda всегда уверенно чувствует себя на дороге, если в переднем отсеке находится… мешок с цементом. Впрочем, у нас есть подобная шутка про «Ниву».
Плюсы модели и интерес к ретро
Мы уже перечислили достаточно слабых моментов, но есть у автомобиля и свои плюсы. В первую очередь, современные и эффективные тормоза с усилителем. Еще немаловажные моменты – прекрасная обзорность и комфортное движение по дороге с неровностями.
Все дело в том, что шасси в паре с 13-дюймовыми шинами может отфильтровывать ямы не хуже внедорожника рамной конструкции. По крайней мере, не сильно уступая. Лучше всего это проверить на старых ж/д переездах, которые еще встречаются и в современной Чехии. Думаю, самое время обратить внимание на характеристики автомобиля:
✅ длина – 4,2 м
✅ ширина – 1,6 м
✅ высота – 1,4 м
✅ колесная база – 2400 мм
✅ объем бака – 37 л
Skoda 125 L, которая классифицировалась как люксовый вариант, простояла на конвейере меньше 15 месяцев, последний автомобиль сошел с него 4 января 1990 года. Это и не удивительно, ведь она обязана своим существованием тому, что сборка переднеприводного Favorit тогда еще не вышла на свои высшие показатели.
Чтобы избежать простоя заводских мощностей, принято решение о выпуске такой заднемоторной версии. В целом тип 742 получил в период с 1976 по 1990 годы тираж в 2 020 250 штук. Непосредственно 125 L собрано в количестве ок. 41 тыс. экземпляров. Причем, львиная доля (40 617) пришлась на 1989-й. А за несколько дней следующего – всего 76 автомобилей.
Встретить сегодня на дороге Skoda 125 L – большая редкость. Фото автора
Если вернуться к экземпляру, фото которого сопровождают этот материал, то его хозяином является молодой белокурый чех. Он не застал того времени, когда такие автомобили наводнили все дороги бывшей Чехословакии. Поэтому для него особый интерес вызывает история «того, что было до меня». Кстати, ретро-техника досталась владельцу всего за 30 тысяч крон (120 тыс. рублей), что составляет меньше размера среднемесячной зарплаты в Чехии.
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....