Российский круизный лайнер «Мустай Карим» – похож на утюг, но современный и роскошный
Август 2020 года был знаковым для истории российского судоходства. Именно в этом месяце лайнер «Мустай Карим» отправился в свой первый круиз. Главная особенность теплохода – он изготовлен специально для эксплуатации на реках.
Даже в СССР круизные суда подобного класса не строили с 1960-х. Впрочем, недостатка в речных теплоходах Советский Союз не испытывал. Благо, в странах соцлагеря их производили в необходимых количествах.
Так что круизный лайнер «Мустай Карим» является гордостью современной России. А что в нем особенного помимо того, что этот теплоход возродил отрасль, мы разберемся в сегодняшней статье.
С начала 1960-х годов Советский Союз перестал выпускать речные круизные лайнеры. По сути, нужды в этом не было – страны соцлагеря с удовольствием поставляли свою технику.
Речные лайнеры СССР покупал в:
✅ ГДР
✅ Чехословакии
✅ Венгрии
Особенно выделялись теплоходы немецкого производства. Там всегда была мощная судостроительная база, которую успешно восстановили во второй половине 1940-х.
После развала Советского Союза поставки судов из-за границы прекратились. Не до них было, да и средств на покупку у профильных компаний не имелось.
Только в 2016 году по проекту PV300 заложили первый речной круизный лайнер. «Мустай Карим» – это второй теплоход в серии, состоящей из трех судов. Но именно он был закончен первым. Благодарить за это нужно коллектив завода «Красное Сормово».
Изначально круизный лайнер назвали «Князь Владимир», так было прописано в проекте. Но потом его переименовали в «Мустай Карим».
Теплоход строился два с половиной года. Еще почти 12 месяцев понадобилось для проведения полномасштабных испытаний, включая ходовые.
«Мустай Карим» предназначен для эксплуатации на внутренних водных путях Российской Федерации и морских прибрежных районах. Температуры, при которых рекомендуется делать рейсы – от -5 до +30 градусов Цельсия.
Выглядит российский круизный лайнер специфически. При всем желании, красивым его назвать сложно.
Не просто так «в народе» прозвали теплоход утюгом. По форме он действительно напоминает эту бытовую технику, причем не современную, а советскую. Или даже модель конца XIX века, которая на углях работала, а не от электросети.
Критики уже успели негативно отозваться о дизайне «Мустая Карима». Вот только большинство не в курсе, что странная форма носа теплохода – это норма. Этот самый «утюг» является x-bow. Так называется инверсный нос, то есть, с обратным уклоном.
И сделано это не моды ради, а для улучшения мореходности. Нос типа x-bow подныривает под волну, как бы режет ее. За счет этого пассажиры на борту меньше подвержены качке, да и идет судно быстрее.
Что касается дизайна теплохода в общем, то он тоже не блещет красотой. Если издалека смотреть, то «Мустай Карим» похож на небольшой четырехэтажный многоквартирный домик, вроде «хрущевки».
Только ее как будто отдали в руки молодым дизайнерам, а те «сварганили» переднюю часть фасада в виде носа утюга. А потом «получили по шапке» от вышестоящего начальства и оставшиеся стороны сделали традиционными. Переделывать не стали, ибо уже построили.
Что же, с внешностью мы разобрались. Переходим к техническим особенностям. Для начала отметим, что полная длина теплохода – 141 метр. Это уже заставляет забыть про дизайн и только восхищаться. А если упомянуть, что ширина тут 16,8 метра, становится понятно – это серьезный круизный лайнер.
В движение теплоход приводят два дизельных двигателя. Они одинаковые по мощности – 1 600 л. с. каждый. При этом максимальная скорость круизного лайнера невысокая – всего 22,5 км/ч. Но это сделано специально, ведь это огромное судно предназначено для отдыха. Скоростные перевозки пассажиров – это не про «Мустай Карим».
Зато винторулевые колонки поворотные на 360 градусов. Это делает теплоход невероятно маневренным для своих размеров. И это сделано тоже отнюдь не просто так, а для того, чтобы судно вольготно чувствовало себя в речных портах, даже самых миниатюрных.
Поработали российские инженеры и над капитанской рубкой. Все системы управления тут скомпонованы. У моделей советского периода, которые до сих пор работают, по три пульта. А капитан «Мустая Карима» может управлять судном, не вставая с места.
По факту, хватает одного человека в рубке, чтобы решать все задачи. Но есть правило, обязательное к исполнению на пассажирских судах. Согласно им, в рубке должно находиться два человека минимум – рулевой и штурман.
Кстати, традиционного штурвала у «Мустая Карима» нет – вместо него два джойстика. Они управляют винтами, причем это куда удобнее.
Круизный лайнер способен совершать рейсы не только по рекам. Он подходит и для прибрежных морских путешествий при волне до трех метров. И даже битый лед глубиной до 30 сантиметров для него не проблема.
Пассажиры круизного теплохода «Мустай Карим» размещаются на трех палубах. Четвертая для них недоступна. Всего на лайнере 160 кают.
Они представлены в нескольких категориях:
✅ Делюкс
✅ Люкс
✅ Гранд-люкс
✅ Стандарт
Последних изначально было всего 8. Обещали, что от них в дальнейшем избавятся, превратив в Делюксы, которых большинство.
Если брать в общем, то «Мустай Карим» считается плавучей пятизвездочной гостиницей. Каюты соответствуют этому уровню. Рассмотрим самые распространенные – класса Делюкс.
Каждая каюта – это комната на 20 квадратных метров. Рассчитаны они на двух пассажиров. Есть две отдельных кровати, пара кресел, большой стол. Не забыли про удобства, вроде холодильника, плазменной панели, чайника и даже кофемашины.
А вот балконы предусмотрены только в нескольких каютах. Причем самого высокого класса. Делюксы этого излишества лишены. Зато там есть панорамные окна в пол. Они не имеют ничего общего с иллюминаторами и открываются, если нужно.
Так как «Мустай Карим» спроектирован как плавучий отель, отдельных открытых пространств для пассажиров у него маловато. Есть только одна палуба, она же крыша, зато большая. Там расположены лежаки.
Но выход туда часто закрывают. Например, в Москве и Санкт-Петербурге делают это из-за мостов. В некоторых местах даже приходится брать специальный балласт, чтобы увеличить осадку судна.
К услугам пассажиров два бара, пара ресторанов, фитнеса, конференц-зал. На борту теплохода устраивают различные мастер-классы и интеллектуальные игры. Любители достопримечательностей могут на каждой остановке сойти на берег и отправиться в экскурсию. Последние, кстати, включены в стоимость.
Стоит упомянуть и цены на круизы. Сразу нужно предупредить, что они «кусаются». Например, четырехдневный круиз из Санкт-Петербурга в Валаам и обратно обойдется от 116 тысяч рублей. И это билеты на официальном сайте оператора.
В общем, далеко не каждый сможет себе позволить даже такой непродолжительный круиз. Но если финансовая сторона не является решающей, а потенциальные пассажиры предпочитают путешествовать с комфортом, то теплоход «Мустай Карим» им подойдет.
Даже в СССР круизные суда подобного класса не строили с 1960-х. Впрочем, недостатка в речных теплоходах Советский Союз не испытывал. Благо, в странах соцлагеря их производили в необходимых количествах.
Теплоход «Мустай Карим» готов отправиться в рейс. Фото: Youtube.com
Так что круизный лайнер «Мустай Карим» является гордостью современной России. А что в нем особенного помимо того, что этот теплоход возродил отрасль, мы разберемся в сегодняшней статье.
Краткая история
С начала 1960-х годов Советский Союз перестал выпускать речные круизные лайнеры. По сути, нужды в этом не было – страны соцлагеря с удовольствием поставляли свою технику.
Речные лайнеры СССР покупал в:
✅ ГДР
✅ Чехословакии
✅ Венгрии
Особенно выделялись теплоходы немецкого производства. Там всегда была мощная судостроительная база, которую успешно восстановили во второй половине 1940-х.
Венгерский теплоход 305-го проекта. Фото: Youtube.com
После развала Советского Союза поставки судов из-за границы прекратились. Не до них было, да и средств на покупку у профильных компаний не имелось.
Только в 2016 году по проекту PV300 заложили первый речной круизный лайнер. «Мустай Карим» – это второй теплоход в серии, состоящей из трех судов. Но именно он был закончен первым. Благодарить за это нужно коллектив завода «Красное Сормово».
Впрочем, если разбираться в истории предприятия, становится ясно, что ничего удивительного в такой скорости нет. Ведь завод был основан в 1849 году и ориентирован на выпуск пароходов.
Изначально круизный лайнер назвали «Князь Владимир», так было прописано в проекте. Но потом его переименовали в «Мустай Карим».
Теплоход строился два с половиной года. Еще почти 12 месяцев понадобилось для проведения полномасштабных испытаний, включая ходовые.
Даже внешне теплоход «Мустай Карим» больше похож на гостиницу. Фото: Youtube.com
«Мустай Карим» предназначен для эксплуатации на внутренних водных путях Российской Федерации и морских прибрежных районах. Температуры, при которых рекомендуется делать рейсы – от -5 до +30 градусов Цельсия.
Внешность
Выглядит российский круизный лайнер специфически. При всем желании, красивым его назвать сложно.
Не просто так «в народе» прозвали теплоход утюгом. По форме он действительно напоминает эту бытовую технику, причем не современную, а советскую. Или даже модель конца XIX века, которая на углях работала, а не от электросети.
Критики уже успели негативно отозваться о дизайне «Мустая Карима». Вот только большинство не в курсе, что странная форма носа теплохода – это норма. Этот самый «утюг» является x-bow. Так называется инверсный нос, то есть, с обратным уклоном.
Вид сверху на «Мустай Карим» впечатляет. Фото: Youtube.com
И сделано это не моды ради, а для улучшения мореходности. Нос типа x-bow подныривает под волну, как бы режет ее. За счет этого пассажиры на борту меньше подвержены качке, да и идет судно быстрее.
Что касается дизайна теплохода в общем, то он тоже не блещет красотой. Если издалека смотреть, то «Мустай Карим» похож на небольшой четырехэтажный многоквартирный домик, вроде «хрущевки».
Только ее как будто отдали в руки молодым дизайнерам, а те «сварганили» переднюю часть фасада в виде носа утюга. А потом «получили по шапке» от вышестоящего начальства и оставшиеся стороны сделали традиционными. Переделывать не стали, ибо уже построили.
Технические особенности
Что же, с внешностью мы разобрались. Переходим к техническим особенностям. Для начала отметим, что полная длина теплохода – 141 метр. Это уже заставляет забыть про дизайн и только восхищаться. А если упомянуть, что ширина тут 16,8 метра, становится понятно – это серьезный круизный лайнер.
Четыре палубы «Мустая Карима» способны вместить 329 пассажиров, не считая команды. Водоизмещение судна – 4 500 тонн.
В движение теплоход приводят два дизельных двигателя. Они одинаковые по мощности – 1 600 л. с. каждый. При этом максимальная скорость круизного лайнера невысокая – всего 22,5 км/ч. Но это сделано специально, ведь это огромное судно предназначено для отдыха. Скоростные перевозки пассажиров – это не про «Мустай Карим».
На верхнюю палубу пускают только на открытых пространствах, без мостов. Фото: Youtube.com
Зато винторулевые колонки поворотные на 360 градусов. Это делает теплоход невероятно маневренным для своих размеров. И это сделано тоже отнюдь не просто так, а для того, чтобы судно вольготно чувствовало себя в речных портах, даже самых миниатюрных.
Поработали российские инженеры и над капитанской рубкой. Все системы управления тут скомпонованы. У моделей советского периода, которые до сих пор работают, по три пульта. А капитан «Мустая Карима» может управлять судном, не вставая с места.
По факту, хватает одного человека в рубке, чтобы решать все задачи. Но есть правило, обязательное к исполнению на пассажирских судах. Согласно им, в рубке должно находиться два человека минимум – рулевой и штурман.
Кстати, традиционного штурвала у «Мустая Карима» нет – вместо него два джойстика. Они управляют винтами, причем это куда удобнее.
Стойка reception на теплоходе «Мустай Карим» типична для отелей. Фото: Youtube.com
Круизный лайнер способен совершать рейсы не только по рекам. Он подходит и для прибрежных морских путешествий при волне до трех метров. И даже битый лед глубиной до 30 сантиметров для него не проблема.
Каюты
Пассажиры круизного теплохода «Мустай Карим» размещаются на трех палубах. Четвертая для них недоступна. Всего на лайнере 160 кают.
Они представлены в нескольких категориях:
✅ Делюкс
✅ Люкс
✅ Гранд-люкс
✅ Стандарт
Последних изначально было всего 8. Обещали, что от них в дальнейшем избавятся, превратив в Делюксы, которых большинство.
Если брать в общем, то «Мустай Карим» считается плавучей пятизвездочной гостиницей. Каюты соответствуют этому уровню. Рассмотрим самые распространенные – класса Делюкс.
Так выглядит каюта класса Делюкс на теплоходе «Мустай Карим». Фото: Youtube.com
Каждая каюта – это комната на 20 квадратных метров. Рассчитаны они на двух пассажиров. Есть две отдельных кровати, пара кресел, большой стол. Не забыли про удобства, вроде холодильника, плазменной панели, чайника и даже кофемашины.
В каждой каюте класса Делюкс есть свои туалет, умывальник и душевая кабина. Размеры последней удивляют – в некоторых стационарных отелях они меньше.
А вот балконы предусмотрены только в нескольких каютах. Причем самого высокого класса. Делюксы этого излишества лишены. Зато там есть панорамные окна в пол. Они не имеют ничего общего с иллюминаторами и открываются, если нужно.
Развлечения и стоимость
Так как «Мустай Карим» спроектирован как плавучий отель, отдельных открытых пространств для пассажиров у него маловато. Есть только одна палуба, она же крыша, зато большая. Там расположены лежаки.
Но выход туда часто закрывают. Например, в Москве и Санкт-Петербурге делают это из-за мостов. В некоторых местах даже приходится брать специальный балласт, чтобы увеличить осадку судна.
А это один из баров на теплоходе «Мустай Карим». Фото: Youtube.com
К услугам пассажиров два бара, пара ресторанов, фитнеса, конференц-зал. На борту теплохода устраивают различные мастер-классы и интеллектуальные игры. Любители достопримечательностей могут на каждой остановке сойти на берег и отправиться в экскурсию. Последние, кстати, включены в стоимость.
Стоит упомянуть и цены на круизы. Сразу нужно предупредить, что они «кусаются». Например, четырехдневный круиз из Санкт-Петербурга в Валаам и обратно обойдется от 116 тысяч рублей. И это билеты на официальном сайте оператора.
В общем, далеко не каждый сможет себе позволить даже такой непродолжительный круиз. Но если финансовая сторона не является решающей, а потенциальные пассажиры предпочитают путешествовать с комфортом, то теплоход «Мустай Карим» им подойдет.
- Ульф
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Китайские партнеры заинтересовались нашими вертолетами
Российские машины среднего класса доминируют в Азиатском регионе. В сегменте тяжелых двухдвигательных вертолетов наши разработки занимают 30%, и продолжают...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....