Российский круизный лайнер «Мустай Карим» – похож на утюг, но современный и роскошный
Август 2020 года был знаковым для истории российского судоходства. Именно в этом месяце лайнер «Мустай Карим» отправился в свой первый круиз. Главная особенность теплохода – он изготовлен специально для эксплуатации на реках.
Даже в СССР круизные суда подобного класса не строили с 1960-х. Впрочем, недостатка в речных теплоходах Советский Союз не испытывал. Благо, в странах соцлагеря их производили в необходимых количествах.
Так что круизный лайнер «Мустай Карим» является гордостью современной России. А что в нем особенного помимо того, что этот теплоход возродил отрасль, мы разберемся в сегодняшней статье.
С начала 1960-х годов Советский Союз перестал выпускать речные круизные лайнеры. По сути, нужды в этом не было – страны соцлагеря с удовольствием поставляли свою технику.
Речные лайнеры СССР покупал в:
✅ ГДР
✅ Чехословакии
✅ Венгрии
Особенно выделялись теплоходы немецкого производства. Там всегда была мощная судостроительная база, которую успешно восстановили во второй половине 1940-х.
После развала Советского Союза поставки судов из-за границы прекратились. Не до них было, да и средств на покупку у профильных компаний не имелось.
Только в 2016 году по проекту PV300 заложили первый речной круизный лайнер. «Мустай Карим» – это второй теплоход в серии, состоящей из трех судов. Но именно он был закончен первым. Благодарить за это нужно коллектив завода «Красное Сормово».
Изначально круизный лайнер назвали «Князь Владимир», так было прописано в проекте. Но потом его переименовали в «Мустай Карим».
Теплоход строился два с половиной года. Еще почти 12 месяцев понадобилось для проведения полномасштабных испытаний, включая ходовые.
«Мустай Карим» предназначен для эксплуатации на внутренних водных путях Российской Федерации и морских прибрежных районах. Температуры, при которых рекомендуется делать рейсы – от -5 до +30 градусов Цельсия.
Выглядит российский круизный лайнер специфически. При всем желании, красивым его назвать сложно.
Не просто так «в народе» прозвали теплоход утюгом. По форме он действительно напоминает эту бытовую технику, причем не современную, а советскую. Или даже модель конца XIX века, которая на углях работала, а не от электросети.
Критики уже успели негативно отозваться о дизайне «Мустая Карима». Вот только большинство не в курсе, что странная форма носа теплохода – это норма. Этот самый «утюг» является x-bow. Так называется инверсный нос, то есть, с обратным уклоном.
И сделано это не моды ради, а для улучшения мореходности. Нос типа x-bow подныривает под волну, как бы режет ее. За счет этого пассажиры на борту меньше подвержены качке, да и идет судно быстрее.
Что касается дизайна теплохода в общем, то он тоже не блещет красотой. Если издалека смотреть, то «Мустай Карим» похож на небольшой четырехэтажный многоквартирный домик, вроде «хрущевки».
Только ее как будто отдали в руки молодым дизайнерам, а те «сварганили» переднюю часть фасада в виде носа утюга. А потом «получили по шапке» от вышестоящего начальства и оставшиеся стороны сделали традиционными. Переделывать не стали, ибо уже построили.
Что же, с внешностью мы разобрались. Переходим к техническим особенностям. Для начала отметим, что полная длина теплохода – 141 метр. Это уже заставляет забыть про дизайн и только восхищаться. А если упомянуть, что ширина тут 16,8 метра, становится понятно – это серьезный круизный лайнер.
В движение теплоход приводят два дизельных двигателя. Они одинаковые по мощности – 1 600 л. с. каждый. При этом максимальная скорость круизного лайнера невысокая – всего 22,5 км/ч. Но это сделано специально, ведь это огромное судно предназначено для отдыха. Скоростные перевозки пассажиров – это не про «Мустай Карим».
Зато винторулевые колонки поворотные на 360 градусов. Это делает теплоход невероятно маневренным для своих размеров. И это сделано тоже отнюдь не просто так, а для того, чтобы судно вольготно чувствовало себя в речных портах, даже самых миниатюрных.
Поработали российские инженеры и над капитанской рубкой. Все системы управления тут скомпонованы. У моделей советского периода, которые до сих пор работают, по три пульта. А капитан «Мустая Карима» может управлять судном, не вставая с места.
По факту, хватает одного человека в рубке, чтобы решать все задачи. Но есть правило, обязательное к исполнению на пассажирских судах. Согласно им, в рубке должно находиться два человека минимум – рулевой и штурман.
Кстати, традиционного штурвала у «Мустая Карима» нет – вместо него два джойстика. Они управляют винтами, причем это куда удобнее.
Круизный лайнер способен совершать рейсы не только по рекам. Он подходит и для прибрежных морских путешествий при волне до трех метров. И даже битый лед глубиной до 30 сантиметров для него не проблема.
Пассажиры круизного теплохода «Мустай Карим» размещаются на трех палубах. Четвертая для них недоступна. Всего на лайнере 160 кают.
Они представлены в нескольких категориях:
✅ Делюкс
✅ Люкс
✅ Гранд-люкс
✅ Стандарт
Последних изначально было всего 8. Обещали, что от них в дальнейшем избавятся, превратив в Делюксы, которых большинство.
Если брать в общем, то «Мустай Карим» считается плавучей пятизвездочной гостиницей. Каюты соответствуют этому уровню. Рассмотрим самые распространенные – класса Делюкс.
Каждая каюта – это комната на 20 квадратных метров. Рассчитаны они на двух пассажиров. Есть две отдельных кровати, пара кресел, большой стол. Не забыли про удобства, вроде холодильника, плазменной панели, чайника и даже кофемашины.
А вот балконы предусмотрены только в нескольких каютах. Причем самого высокого класса. Делюксы этого излишества лишены. Зато там есть панорамные окна в пол. Они не имеют ничего общего с иллюминаторами и открываются, если нужно.
Так как «Мустай Карим» спроектирован как плавучий отель, отдельных открытых пространств для пассажиров у него маловато. Есть только одна палуба, она же крыша, зато большая. Там расположены лежаки.
Но выход туда часто закрывают. Например, в Москве и Санкт-Петербурге делают это из-за мостов. В некоторых местах даже приходится брать специальный балласт, чтобы увеличить осадку судна.
К услугам пассажиров два бара, пара ресторанов, фитнеса, конференц-зал. На борту теплохода устраивают различные мастер-классы и интеллектуальные игры. Любители достопримечательностей могут на каждой остановке сойти на берег и отправиться в экскурсию. Последние, кстати, включены в стоимость.
Стоит упомянуть и цены на круизы. Сразу нужно предупредить, что они «кусаются». Например, четырехдневный круиз из Санкт-Петербурга в Валаам и обратно обойдется от 116 тысяч рублей. И это билеты на официальном сайте оператора.
В общем, далеко не каждый сможет себе позволить даже такой непродолжительный круиз. Но если финансовая сторона не является решающей, а потенциальные пассажиры предпочитают путешествовать с комфортом, то теплоход «Мустай Карим» им подойдет.
Даже в СССР круизные суда подобного класса не строили с 1960-х. Впрочем, недостатка в речных теплоходах Советский Союз не испытывал. Благо, в странах соцлагеря их производили в необходимых количествах.
Теплоход «Мустай Карим» готов отправиться в рейс. Фото: Youtube.com
Так что круизный лайнер «Мустай Карим» является гордостью современной России. А что в нем особенного помимо того, что этот теплоход возродил отрасль, мы разберемся в сегодняшней статье.
Краткая история
С начала 1960-х годов Советский Союз перестал выпускать речные круизные лайнеры. По сути, нужды в этом не было – страны соцлагеря с удовольствием поставляли свою технику.
Речные лайнеры СССР покупал в:
✅ ГДР
✅ Чехословакии
✅ Венгрии
Особенно выделялись теплоходы немецкого производства. Там всегда была мощная судостроительная база, которую успешно восстановили во второй половине 1940-х.
Венгерский теплоход 305-го проекта. Фото: Youtube.com
После развала Советского Союза поставки судов из-за границы прекратились. Не до них было, да и средств на покупку у профильных компаний не имелось.
Только в 2016 году по проекту PV300 заложили первый речной круизный лайнер. «Мустай Карим» – это второй теплоход в серии, состоящей из трех судов. Но именно он был закончен первым. Благодарить за это нужно коллектив завода «Красное Сормово».
Впрочем, если разбираться в истории предприятия, становится ясно, что ничего удивительного в такой скорости нет. Ведь завод был основан в 1849 году и ориентирован на выпуск пароходов.
Изначально круизный лайнер назвали «Князь Владимир», так было прописано в проекте. Но потом его переименовали в «Мустай Карим».
Теплоход строился два с половиной года. Еще почти 12 месяцев понадобилось для проведения полномасштабных испытаний, включая ходовые.
Даже внешне теплоход «Мустай Карим» больше похож на гостиницу. Фото: Youtube.com
«Мустай Карим» предназначен для эксплуатации на внутренних водных путях Российской Федерации и морских прибрежных районах. Температуры, при которых рекомендуется делать рейсы – от -5 до +30 градусов Цельсия.
Внешность
Выглядит российский круизный лайнер специфически. При всем желании, красивым его назвать сложно.
Не просто так «в народе» прозвали теплоход утюгом. По форме он действительно напоминает эту бытовую технику, причем не современную, а советскую. Или даже модель конца XIX века, которая на углях работала, а не от электросети.
Критики уже успели негативно отозваться о дизайне «Мустая Карима». Вот только большинство не в курсе, что странная форма носа теплохода – это норма. Этот самый «утюг» является x-bow. Так называется инверсный нос, то есть, с обратным уклоном.
Вид сверху на «Мустай Карим» впечатляет. Фото: Youtube.com
И сделано это не моды ради, а для улучшения мореходности. Нос типа x-bow подныривает под волну, как бы режет ее. За счет этого пассажиры на борту меньше подвержены качке, да и идет судно быстрее.
Что касается дизайна теплохода в общем, то он тоже не блещет красотой. Если издалека смотреть, то «Мустай Карим» похож на небольшой четырехэтажный многоквартирный домик, вроде «хрущевки».
Только ее как будто отдали в руки молодым дизайнерам, а те «сварганили» переднюю часть фасада в виде носа утюга. А потом «получили по шапке» от вышестоящего начальства и оставшиеся стороны сделали традиционными. Переделывать не стали, ибо уже построили.
Технические особенности
Что же, с внешностью мы разобрались. Переходим к техническим особенностям. Для начала отметим, что полная длина теплохода – 141 метр. Это уже заставляет забыть про дизайн и только восхищаться. А если упомянуть, что ширина тут 16,8 метра, становится понятно – это серьезный круизный лайнер.
Четыре палубы «Мустая Карима» способны вместить 329 пассажиров, не считая команды. Водоизмещение судна – 4 500 тонн.
В движение теплоход приводят два дизельных двигателя. Они одинаковые по мощности – 1 600 л. с. каждый. При этом максимальная скорость круизного лайнера невысокая – всего 22,5 км/ч. Но это сделано специально, ведь это огромное судно предназначено для отдыха. Скоростные перевозки пассажиров – это не про «Мустай Карим».
На верхнюю палубу пускают только на открытых пространствах, без мостов. Фото: Youtube.com
Зато винторулевые колонки поворотные на 360 градусов. Это делает теплоход невероятно маневренным для своих размеров. И это сделано тоже отнюдь не просто так, а для того, чтобы судно вольготно чувствовало себя в речных портах, даже самых миниатюрных.
Поработали российские инженеры и над капитанской рубкой. Все системы управления тут скомпонованы. У моделей советского периода, которые до сих пор работают, по три пульта. А капитан «Мустая Карима» может управлять судном, не вставая с места.
По факту, хватает одного человека в рубке, чтобы решать все задачи. Но есть правило, обязательное к исполнению на пассажирских судах. Согласно им, в рубке должно находиться два человека минимум – рулевой и штурман.
Кстати, традиционного штурвала у «Мустая Карима» нет – вместо него два джойстика. Они управляют винтами, причем это куда удобнее.
Стойка reception на теплоходе «Мустай Карим» типична для отелей. Фото: Youtube.com
Круизный лайнер способен совершать рейсы не только по рекам. Он подходит и для прибрежных морских путешествий при волне до трех метров. И даже битый лед глубиной до 30 сантиметров для него не проблема.
Каюты
Пассажиры круизного теплохода «Мустай Карим» размещаются на трех палубах. Четвертая для них недоступна. Всего на лайнере 160 кают.
Они представлены в нескольких категориях:
✅ Делюкс
✅ Люкс
✅ Гранд-люкс
✅ Стандарт
Последних изначально было всего 8. Обещали, что от них в дальнейшем избавятся, превратив в Делюксы, которых большинство.
Если брать в общем, то «Мустай Карим» считается плавучей пятизвездочной гостиницей. Каюты соответствуют этому уровню. Рассмотрим самые распространенные – класса Делюкс.
Так выглядит каюта класса Делюкс на теплоходе «Мустай Карим». Фото: Youtube.com
Каждая каюта – это комната на 20 квадратных метров. Рассчитаны они на двух пассажиров. Есть две отдельных кровати, пара кресел, большой стол. Не забыли про удобства, вроде холодильника, плазменной панели, чайника и даже кофемашины.
В каждой каюте класса Делюкс есть свои туалет, умывальник и душевая кабина. Размеры последней удивляют – в некоторых стационарных отелях они меньше.
А вот балконы предусмотрены только в нескольких каютах. Причем самого высокого класса. Делюксы этого излишества лишены. Зато там есть панорамные окна в пол. Они не имеют ничего общего с иллюминаторами и открываются, если нужно.
Развлечения и стоимость
Так как «Мустай Карим» спроектирован как плавучий отель, отдельных открытых пространств для пассажиров у него маловато. Есть только одна палуба, она же крыша, зато большая. Там расположены лежаки.
Но выход туда часто закрывают. Например, в Москве и Санкт-Петербурге делают это из-за мостов. В некоторых местах даже приходится брать специальный балласт, чтобы увеличить осадку судна.
А это один из баров на теплоходе «Мустай Карим». Фото: Youtube.com
К услугам пассажиров два бара, пара ресторанов, фитнеса, конференц-зал. На борту теплохода устраивают различные мастер-классы и интеллектуальные игры. Любители достопримечательностей могут на каждой остановке сойти на берег и отправиться в экскурсию. Последние, кстати, включены в стоимость.
Стоит упомянуть и цены на круизы. Сразу нужно предупредить, что они «кусаются». Например, четырехдневный круиз из Санкт-Петербурга в Валаам и обратно обойдется от 116 тысяч рублей. И это билеты на официальном сайте оператора.
В общем, далеко не каждый сможет себе позволить даже такой непродолжительный круиз. Но если финансовая сторона не является решающей, а потенциальные пассажиры предпочитают путешествовать с комфортом, то теплоход «Мустай Карим» им подойдет.
- Ульф
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....