МТЗ-1502 – нетипичный гусеничный трактор от белорусского производителя
Минский тракторный завод – это известное на просторах бывшего Советского Союза предприятие. Несмотря на все сложности 1990-х, оно не только сохранилось, но и продолжает развиваться.
Выпускают на МТЗ тракторы, известные под брендом «Беларус». Завод с начала своего существования ориентировался на колесные модели разных классов.
Но есть у них в гамме и гусеничные тракторы. Кстати, хватало их еще в советское время, причем количество модификаций явно переваливало за один десяток. Просто производство обычно передавали на другие предприятия, поставляя туда узлы и агрегаты.
И сейчас в гамме предприятия есть популярный гусеничный трактор. Это МТЗ-1502, который выпускается на Мозырском машиностроительном заводе, входящем в состав холдинга МТЗ. Вот про него мы сегодня и расскажем.
Первый гусеничный трактор на МТЗ собрали еще в 1950 году. Это был КД-35, коих выпустили 406 единиц. Потом модель передали на Липецкий тракторный завод, где ее благополучно собирали до 1960 года.
В дальнейшем инженеры МТЗ взяли курс на трелевочные модели. Их было несколько:
✅ КТ-12 с газогенераторным двигателем, способном работать на древесных чурках
✅ ТДТ-40 с дизельным мотором
✅ ТДТ-60 – более мощный и современный
Кстати, идея использовать дерево в качестве топлива на первый взгляд казалась гениальной. Ведь в лесу его много. Вот только это сильно снижало возможности трактора по мощности, тяге и скорости.
Начиная с 1960 года МТЗ разрабатывает и выпускает несколько специфических узкогабаритных тракторов для виноградарей, свекловодов, использования во фруктовых садах.
Герой нашей сегодняшней статьи, МТЗ-1502, появился уже в Беларуси. Разработали его в 2008 году. Модель универсальная, подходит как для сельскохозяйственных, так и для строительных работ. С 2010 года трактор выпускается на Мозырском машиностроительном заводе.
МТЗ-1502 создан в первую очередь как альтернатива советскому ДТ-75. Кто-то может возразить, что последний трактор до сих пор выпускается в России. Но Беларуси от этого не легче – им требуется собственная альтернатива. Тем более, что возможность наладить выпуск есть.
МТЗ-1502 может работать с широким спектром навесного и прицепного оборудования. Как правило, чаще всего покупают подобную технику ради использования в качестве бульдозера. Поэтому с завода трактор комплектуется прямым и поворотным отвалами, рыхлителем, корчевателем.
МТЗ-1502 предназначен в первую очередь для перемещения грунтов. Если они мерзлые или уплотненные, то с предварительным рыхлением.
Подойдет трактор и для корчевки пней. При необходимости, он способен перемещать булыжники массой до тонны за пределы участка.
Гусеничное шасси помогает на слабых, влажных и даже заболоченных грунтах. Колесные модели часто там вязнут или работают с постоянными пробуксовками.
МТЗ-1502 – это гусеничный трактор. Он базируется на мощной цельной раме, на которой стоит единый блок, состоящий из мотора, КПП, сцепления и механизма поворота. Весь узел крепится не жестко, а через резинометаллические амортизаторы.
Сцепление у трактора фрикционное, управляемое гидроприводом. В одном корпусе с ним разместили вал отбора мощности и насосы гидросистем.
Облицовка у МТЗ-1502 современная, обтекаемая и внешне привлекательная. Кабина с панорамным остеклением и большими окнами. Это обеспечивает обзор на 360 градусов.
В качестве силового агрегата для МТЗ-1502 выбрали дизель Минского моторного завода. Он известен под индексом ММЗ Д-260.1 S2.
Топливо двигатель получает из двух баков. Перед тем как попасть в мотор, оно проходит через два фильтра. Сначала грубой, а потом тонкой очистки.
Мотор хорош в первую очередь тем, что он белорусского производства. Это значит, что с запчастями проблем не будет. Конечно, двигатель достаточно требователен к обслуживанию, да и «сопливит» периодически по сравнению с импортными аналогами. Но он ремонтопригоден, причем даже в гаражных условиях.
Сцепление у МТЗ-1502 гидравлическое. Такая схема значительно снижает усилие, необходимое при нажатии на педаль. В исходное положение последняя возвращается под воздействием пружин.
КПП у трактора механическая. Передних передач четыре, но они работают внутри двух диапазонов, как и положено подобной технике. Соответственно, их в два раза больше, то есть восемь. Задних передач две.
КПП МТЗ-1502 имеет собственную автономную гидросистему. Она отвечает не только за смазку узлов коробки передач, но еще и сообщается с механизмами поворота и тормозной системы.
Задний мост установлен на раме жестко. Он связан с механизмом поворота через два кардана. Третий служит для передачи крутящего момента на ВОМ.
К ведущим колесам крутящий момент передается через цилиндрические шестерни. При номинальном тяговом усилии МТЗ-1502 способен работать со скоростью до 5,4 км/ч.
Ходовая трактора – это гусеничный движитель и подвеска. Последняя соединяет раму с опорными катками, точнее, с их осями. Ведущих колес два, как и направляющих. Столько же механизмов натяжения. А вот опорных катков у трактора целых 20 штук.
Каждая из гусениц состоит из 64 траков. Они соединены традиционными «пальцами» с гайками. Но есть и современное решение – это резинометаллические втулки. Такая система обеспечивает более надежную затяжку и долговечность.
Кабина трактора Беларус МТЗ-1502 одноместная. Она современная, куда более удобная, чем у старых ДТ-75 советского производства.
Во-первых, имеется жесткий каркас, задачей которого является защита механизатора при переворотах или сильных ударах. Во-вторых, кабина даже в базовой комплектации имеет термошумоизоляцию. В-третьих, остекление панорамное.
В базовой комплектации гусеничный трактор оснащен только отопителем. Под заказ МТЗ-1502 могут дооборудовать климатической установкой.
Максимальная скорость – 14,9 км/ч. Это позволяет перегонять технику своим ходом на близлежащие объекты. Конечно, путь на дороги общего пользования МТЗ-1502 закрыт. Он просто разрушит покрытие, ведь сухая масса техники более 12 тонн, да и гусеницы – это не колеса.
Трактор получился маневренным. Радиус разворота техники всего 2 метра. Клиренс у МТЗ-1502 306 мм. Но для гусеничных моделей этот показатель не особо важен. Если нужно, трактор может буквально ползти на днище.
При необходимости техника способна форсировать водные преграды глубиной до 800 мм. Главное предварительно проверить дно перед этим.
Трактор Беларус МТЗ-1502 – это достойный преемник советского ДТ-75. Он современный, компактный, маневренный, надежный и ремонтопригодный. Самое главное – модель универсальная и может использоваться как в строительстве, так и в сельском хозяйстве.
Остается только порадоваться за Минский тракторный завод, который не стоит на месте, а старается развиваться. МТЗ-1502 покупают не только в Беларуси. Большая часть гусеничных тракторов идет на экспорт в Россию и другие страны СНГ.
Впрочем, есть и у нас подобная техника. Тот же ДТ-75 еще выпускается, хотя внешне он стал более современным. Но это уже совсем другая история…
Выпускают на МТЗ тракторы, известные под брендом «Беларус». Завод с начала своего существования ориентировался на колесные модели разных классов.
Но есть у них в гамме и гусеничные тракторы. Кстати, хватало их еще в советское время, причем количество модификаций явно переваливало за один десяток. Просто производство обычно передавали на другие предприятия, поставляя туда узлы и агрегаты.
Трактор МТЗ-1502 годится для работ разного типа. Фото: Youtube.com
И сейчас в гамме предприятия есть популярный гусеничный трактор. Это МТЗ-1502, который выпускается на Мозырском машиностроительном заводе, входящем в состав холдинга МТЗ. Вот про него мы сегодня и расскажем.
Немного истории
Первый гусеничный трактор на МТЗ собрали еще в 1950 году. Это был КД-35, коих выпустили 406 единиц. Потом модель передали на Липецкий тракторный завод, где ее благополучно собирали до 1960 года.
В дальнейшем инженеры МТЗ взяли курс на трелевочные модели. Их было несколько:
✅ КТ-12 с газогенераторным двигателем, способном работать на древесных чурках
✅ ТДТ-40 с дизельным мотором
✅ ТДТ-60 – более мощный и современный
Кстати, идея использовать дерево в качестве топлива на первый взгляд казалась гениальной. Ведь в лесу его много. Вот только это сильно снижало возможности трактора по мощности, тяге и скорости.
Одна из модификаций трактора КД-75. Фото: Youtube.com
Начиная с 1960 года МТЗ разрабатывает и выпускает несколько специфических узкогабаритных тракторов для виноградарей, свекловодов, использования во фруктовых садах.
Герой нашей сегодняшней статьи, МТЗ-1502, появился уже в Беларуси. Разработали его в 2008 году. Модель универсальная, подходит как для сельскохозяйственных, так и для строительных работ. С 2010 года трактор выпускается на Мозырском машиностроительном заводе.
Для чего
МТЗ-1502 создан в первую очередь как альтернатива советскому ДТ-75. Кто-то может возразить, что последний трактор до сих пор выпускается в России. Но Беларуси от этого не легче – им требуется собственная альтернатива. Тем более, что возможность наладить выпуск есть.
МТЗ-1502 может работать с широким спектром навесного и прицепного оборудования. Как правило, чаще всего покупают подобную технику ради использования в качестве бульдозера. Поэтому с завода трактор комплектуется прямым и поворотным отвалами, рыхлителем, корчевателем.
Так выглядели трелевочные тракторы серии ТДТ. Фото: Youtube.com
МТЗ-1502 предназначен в первую очередь для перемещения грунтов. Если они мерзлые или уплотненные, то с предварительным рыхлением.
Подойдет трактор и для корчевки пней. При необходимости, он способен перемещать булыжники массой до тонны за пределы участка.
Гусеничное шасси помогает на слабых, влажных и даже заболоченных грунтах. Колесные модели часто там вязнут или работают с постоянными пробуксовками.
Особенности
МТЗ-1502 – это гусеничный трактор. Он базируется на мощной цельной раме, на которой стоит единый блок, состоящий из мотора, КПП, сцепления и механизма поворота. Весь узел крепится не жестко, а через резинометаллические амортизаторы.
Сцепление у трактора фрикционное, управляемое гидроприводом. В одном корпусе с ним разместили вал отбора мощности и насосы гидросистем.
Трактор МТЗ-1502 на работе. Фото: Youtube.com
Облицовка у МТЗ-1502 современная, обтекаемая и внешне привлекательная. Кабина с панорамным остеклением и большими окнами. Это обеспечивает обзор на 360 градусов.
Двигатель
В качестве силового агрегата для МТЗ-1502 выбрали дизель Минского моторного завода. Он известен под индексом ММЗ Д-260.1 S2.
Двигатель шестицилиндровый с рабочим объемом 7,1 литра. Его мощность – 158 л. с. Есть турбонаддув. Данный силовой агрегат хорошо изучен, ведь серия моторов Д-260 от ММЗ выпускается с 1992 года.
Топливо двигатель получает из двух баков. Перед тем как попасть в мотор, оно проходит через два фильтра. Сначала грубой, а потом тонкой очистки.
Двигатель ММЗ Д-260.1 S2 считается простым и ремонтопригодным. Фото: Youtube.com
Мотор хорош в первую очередь тем, что он белорусского производства. Это значит, что с запчастями проблем не будет. Конечно, двигатель достаточно требователен к обслуживанию, да и «сопливит» периодически по сравнению с импортными аналогами. Но он ремонтопригоден, причем даже в гаражных условиях.
Трансмиссия
Сцепление у МТЗ-1502 гидравлическое. Такая схема значительно снижает усилие, необходимое при нажатии на педаль. В исходное положение последняя возвращается под воздействием пружин.
КПП у трактора механическая. Передних передач четыре, но они работают внутри двух диапазонов, как и положено подобной технике. Соответственно, их в два раза больше, то есть восемь. Задних передач две.
КПП МТЗ-1502 имеет собственную автономную гидросистему. Она отвечает не только за смазку узлов коробки передач, но еще и сообщается с механизмами поворота и тормозной системы.
Для бульдозеров обычно заказывают расширенную гусеницу. Фото: Youtube.com
Задний мост установлен на раме жестко. Он связан с механизмом поворота через два кардана. Третий служит для передачи крутящего момента на ВОМ.
К ведущим колесам крутящий момент передается через цилиндрические шестерни. При номинальном тяговом усилии МТЗ-1502 способен работать со скоростью до 5,4 км/ч.
Другие технические особенности
Ходовая трактора – это гусеничный движитель и подвеска. Последняя соединяет раму с опорными катками, точнее, с их осями. Ведущих колес два, как и направляющих. Столько же механизмов натяжения. А вот опорных катков у трактора целых 20 штук.
Каждая из гусениц состоит из 64 траков. Они соединены традиционными «пальцами» с гайками. Но есть и современное решение – это резинометаллические втулки. Такая система обеспечивает более надежную затяжку и долговечность.
Кабина МТЗ-1502 простая, но все необходимое для работы там есть. Фото: Youtube.com
Кабина трактора Беларус МТЗ-1502 одноместная. Она современная, куда более удобная, чем у старых ДТ-75 советского производства.
Во-первых, имеется жесткий каркас, задачей которого является защита механизатора при переворотах или сильных ударах. Во-вторых, кабина даже в базовой комплектации имеет термошумоизоляцию. В-третьих, остекление панорамное.
Кабина установлена на раму не жестко, а через специальные резиновые подушки. Они играют роль импровизированных амортизаторов и защищают механизатора от вибраций.
В базовой комплектации гусеничный трактор оснащен только отопителем. Под заказ МТЗ-1502 могут дооборудовать климатической установкой.
Максимальная скорость – 14,9 км/ч. Это позволяет перегонять технику своим ходом на близлежащие объекты. Конечно, путь на дороги общего пользования МТЗ-1502 закрыт. Он просто разрушит покрытие, ведь сухая масса техники более 12 тонн, да и гусеницы – это не колеса.
Трактор получился маневренным. Радиус разворота техники всего 2 метра. Клиренс у МТЗ-1502 306 мм. Но для гусеничных моделей этот показатель не особо важен. Если нужно, трактор может буквально ползти на днище.
При необходимости техника способна форсировать водные преграды глубиной до 800 мм. Главное предварительно проверить дно перед этим.
На переднем плане более современный МТЗ-2103, созданный на том же шасси. Фото: Youtube.com
Трактор Беларус МТЗ-1502 – это достойный преемник советского ДТ-75. Он современный, компактный, маневренный, надежный и ремонтопригодный. Самое главное – модель универсальная и может использоваться как в строительстве, так и в сельском хозяйстве.
Остается только порадоваться за Минский тракторный завод, который не стоит на месте, а старается развиваться. МТЗ-1502 покупают не только в Беларуси. Большая часть гусеничных тракторов идет на экспорт в Россию и другие страны СНГ.
Впрочем, есть и у нас подобная техника. Тот же ДТ-75 еще выпускается, хотя внешне он стал более современным. Но это уже совсем другая история…
- Ульф
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....