
Toyota MR2 W10 – впервые со средним расположением двигателя
Топливный кризис начала 70-х «аукнулся» и в будущем десятилетии. Так появился относительно экономичный японский спортивный автомобиль Mazda MX-5. Но среди производителей этой страны имелся еще более ранний опыт движения в данном направлении, правда, немного в другой концепции.
Уже в 1976 году специалисты из Toyota поняли, что им нужна хорошо управляемая машина, но при этом маленькая и дешевая. Изначально новинка не планировалась как чисто спортивный автомобиль. Но именно нефтяной шок внес свои коррективы, выведя экономичность будущего авто на одно из первых мест.
Складывающиеся фары на Toyota MR2 W10. Фото: youtube.com
Реальная работа началась в сезоне 1979 года, когда Акио Йосида, ответственный за разработку, опробовал со своей командой всевозможные варианты расположения двигателя и общей концепции. Инженерный штурм подразумевал появление оптимальной конструкции. И, кажется, все прошло отлично.
Серийной версии предшествовали прототипы SA-X (1981 год), предвосхитившие будущие основные формы. Эти автомобили впоследствии испытывались как в Японии, так и в США. Например, на калифорнийской трассе в Уиллоу-Спрингс, где один известный гонщик выступал в паре с бывшим пилотом Формулы-1 Дэном Герни (1931-2018).
Использованная аббревиатура MR расшифровывалась как «средний, задний двигатель», а цифра «2» в названии означала пару сидений. Разумеется, у него также был задний привод. Однако первоначальная трактовка звучала несколько поэтичнее, вроде «мидель-малолитражка». Хотя эту фразу довольно сложно перевести на русский и некоторые другие языки.
В октябре 1983 года в Токио показали концепцию SV-3, которая вызвала настоящий ажиотаж. В итоге представленный ровно год спустя серийный MR2 мало чем отличался внешне, и это стало прекрасным результатом. Просто мало кто ожидал такой легкой и компактной конструкции от очень консервативной Toyota. Футуристические цифровые устройства перед водителем пока не смогли дойти до массового производства, их время еще не наступило.
Первое поколение обычно маркируется W10, и оно определенно не было ни практичным, ни семейным автомобилем. Напротив, у него оказались совсем иные приоритеты. По концепции авто имело сразу два багажных отделения: одно (объемом 70 литров) спереди, другое – позади двигателя, объемом 142 литра.
Узнаваемая задняя часть MR2 W10. Фото: youtube.com
Для экипажа из двух человек места впереди вполне хватало. А вот выдвижные сидения явно предназначались для различных мелочей. На родине в Японии его приняли с энтузиазмом, вылившимся в титул «Автомобиль года 1984/85». Производство было начато на заводе Central Motor в Сагамихаре в ноябре 1984-го, официальное представление состоялось в июне того же года. Вот физические параметры модели:
✅ длина – 3925 мм
✅ ширина – 1665 мм
✅ высота – 1250 мм
✅ колесная база – 2320 мм
Угловые линии кузова точно навеяны японским бумажным оригами. Но пропорции примерно соответствовали классическому итальянскому Fiat X1/9, который уже выпускался фирмой Bertone под собственным брендом. Да, корни формы логично искать преимущественно в Италии, но в развитии участвовал и британский Lotus, хотя и не в такой степени, как принято считать.
Шасси с колеей всех четырнадцатидюймовых колес 1440 мм имело нижние поперечные рычаги на обеих осях. Спереди – со стойками McPherson и другими косыми, сзади – с продольными тягами. Винтовые пружины с телескопическими амортизаторами дополняли поперечные стабилизаторы крутильных колебаний. Изначально на авто устанавливался бензиновый четырехцилиндровый OHC серии 3А со следующими показателями:
✅ рабочий объем – 1453 куб. см
✅ мощность – 83 л. с (61 кВт) при 120 Н*м
✅ максимальная скорость – 170 км/ч
В будущем лучшим выбором определенно стал атмосферник серии 4А с DOHC-распределением, объемом 1,6 литра. Он нравился покупателям гораздо больше, поэтому стал самым распространенным. Первый MR2 оказался действительно легким, весив от 920 до 1131 кг (в зависимости от версии мотора).
Салон Toyota MR2 W10 обшит велюром. Фото: youtube.com
Самым тяжелым из них был американский нагнетатель, потому что вся система имела солидную массу. Эти автомобили никогда официально не импортировались в Европу или на пятый континент. Именно они достигли пиковых показателей семейства:
✅ наивысшая мощность – 147 л. с
✅ разгон с места до 100 км/ч за 6,5-7 секунд
✅ рекорд скорости – 230 км/ч
В Японии MR2 продавался исключительно в магазине Toyota Vista Store, у постоянных дилеров марки он отсутствовал. С 1986 года местные клиенты могли заказать и крышу типа «Тарга», в другие страны она добралась лишь позже. В Европе имелась возможность приобрести стеклянный люк.
В заводской комплектации также появилась кожаная обивка. В остальном оснащение сохранялось достаточно богатым, включая ряд знаковых для того времени элементов:
✅ электростеклоподъемники
✅ тахометр
✅ регулируемое по высоте сиденье водителя
Оно подходило более высоким владельцам, в остальном пространство внутри можно считать довольно тесноватым, как и положено автомобилю спортивной ориентации. Конечно, салон имел такие же угловатые линии, как и экстерьер, но у водителя действительно все оставалось под рукой.
Автомобильные журналы того времени хвалили отличную маневренность, благодаря реечному рулевому управлению и оперативному реагированию двигателя на нажатие педали газа. Избыточная поворачиваемость возникала только на действительно высоких скоростях. MR2 был прост в управлении, а ходовые качества соответствовали гораздо более дорогим спортивным моделям.
Разумеется, MR2 не упустил ни крупных, ни мелких технических изменений. Уже в 1986 году они коснулись коробки передач. Начальный черный пластик снаружи получил окраску, а внешний вид – возможность доработки с помощью накладок на пороги из фирменного каталога.
Приборная панель Toyota MR2 W10. Фото: youtube.com
Североамериканские модели лишились заднего стабилизатора поперечной устойчивости. Через год самонесущий кузов усилили модифицированным передним спойлером большего размера. Также доработали заднюю подвеску и увеличили тормозные диски на этой оси. Автомобили, продаваемые в США и Канаде, обзавелись новыми задними фонарями, а базовая мощность двигателя увеличилась до 117 л. с. Не обошли перемены и интерьер:
✅ у приборов появились иные циферблаты
✅ водитель сел за новый руль
✅ изменилась форма дверных панелей и центральной консоли
В 1989 году американские спецификации получили задние стабилизаторы поперечной устойчивости. По крайней мере, в версии с турбонаддувом, где их установка оказалась просто необходимой. Вместо классических лампочек в третьем стоп-сигнале на не всегда серийном заднем крыле появилась полоска диодов.
В январе 1989 года Toyota выпустила 540 экземпляров Super Edition с рулевым колесом Momo и сиденьями Recaro Milan. Половина из них была темно-синяя, а другая – в золотом и белом цветах, которые быстро запылялись.
1,6-литровый двигатель MR2 W10. Фото: youtube.com
Хотя Toyota и выигрывала ралли, входящие в состав чемпионата мира 80-х годов, в основном, это были африканские кампании. Эдакие настоящие марафоны на выносливость, которые «пережили» немногие. Конкуренция на них также сохранялась довольно слабой, а на старте чаще преобладали местные гонщики.
Но потихоньку приближался конец производства, а 163 845 единиц первого поколения свидетельствовали о невероятной популярности этого автомобиля. Конвейерная история модели завершилась в 1989 году.
Уже в 1976 году специалисты из Toyota поняли, что им нужна хорошо управляемая машина, но при этом маленькая и дешевая. Изначально новинка не планировалась как чисто спортивный автомобиль. Но именно нефтяной шок внес свои коррективы, выведя экономичность будущего авто на одно из первых мест.

Реальная работа началась в сезоне 1979 года, когда Акио Йосида, ответственный за разработку, опробовал со своей командой всевозможные варианты расположения двигателя и общей концепции. Инженерный штурм подразумевал появление оптимальной конструкции. И, кажется, все прошло отлично.
Постепенно вырисовался окончательный вариант
Серийной версии предшествовали прототипы SA-X (1981 год), предвосхитившие будущие основные формы. Эти автомобили впоследствии испытывались как в Японии, так и в США. Например, на калифорнийской трассе в Уиллоу-Спрингс, где один известный гонщик выступал в паре с бывшим пилотом Формулы-1 Дэном Герни (1931-2018).
В результате получился квадратный MR2 W10 с популярными в 80-х складными (и электроуправляемыми) фарами. Он стал первой серийной Toyota с силовым агрегатом, расположенным перед задней осью. Это оказалось ноу-хау для всего японского автопрома: мотор установили поперек, чтобы он не занимал слишком много места.
Использованная аббревиатура MR расшифровывалась как «средний, задний двигатель», а цифра «2» в названии означала пару сидений. Разумеется, у него также был задний привод. Однако первоначальная трактовка звучала несколько поэтичнее, вроде «мидель-малолитражка». Хотя эту фразу довольно сложно перевести на русский и некоторые другие языки.
В октябре 1983 года в Токио показали концепцию SV-3, которая вызвала настоящий ажиотаж. В итоге представленный ровно год спустя серийный MR2 мало чем отличался внешне, и это стало прекрасным результатом. Просто мало кто ожидал такой легкой и компактной конструкции от очень консервативной Toyota. Футуристические цифровые устройства перед водителем пока не смогли дойти до массового производства, их время еще не наступило.
Технические показатели и особенности
Первое поколение обычно маркируется W10, и оно определенно не было ни практичным, ни семейным автомобилем. Напротив, у него оказались совсем иные приоритеты. По концепции авто имело сразу два багажных отделения: одно (объемом 70 литров) спереди, другое – позади двигателя, объемом 142 литра.

Для экипажа из двух человек места впереди вполне хватало. А вот выдвижные сидения явно предназначались для различных мелочей. На родине в Японии его приняли с энтузиазмом, вылившимся в титул «Автомобиль года 1984/85». Производство было начато на заводе Central Motor в Сагамихаре в ноябре 1984-го, официальное представление состоялось в июне того же года. Вот физические параметры модели:
✅ длина – 3925 мм
✅ ширина – 1665 мм
✅ высота – 1250 мм
✅ колесная база – 2320 мм
Угловые линии кузова точно навеяны японским бумажным оригами. Но пропорции примерно соответствовали классическому итальянскому Fiat X1/9, который уже выпускался фирмой Bertone под собственным брендом. Да, корни формы логично искать преимущественно в Италии, но в развитии участвовал и британский Lotus, хотя и не в такой степени, как принято считать.
Шасси с колеей всех четырнадцатидюймовых колес 1440 мм имело нижние поперечные рычаги на обеих осях. Спереди – со стойками McPherson и другими косыми, сзади – с продольными тягами. Винтовые пружины с телескопическими амортизаторами дополняли поперечные стабилизаторы крутильных колебаний. Изначально на авто устанавливался бензиновый четырехцилиндровый OHC серии 3А со следующими показателями:
✅ рабочий объем – 1453 куб. см
✅ мощность – 83 л. с (61 кВт) при 120 Н*м
✅ максимальная скорость – 170 км/ч
В будущем лучшим выбором определенно стал атмосферник серии 4А с DOHC-распределением, объемом 1,6 литра. Он нравился покупателям гораздо больше, поэтому стал самым распространенным. Первый MR2 оказался действительно легким, весив от 920 до 1131 кг (в зависимости от версии мотора).

Самым тяжелым из них был американский нагнетатель, потому что вся система имела солидную массу. Эти автомобили никогда официально не импортировались в Европу или на пятый континент. Именно они достигли пиковых показателей семейства:
✅ наивысшая мощность – 147 л. с
✅ разгон с места до 100 км/ч за 6,5-7 секунд
✅ рекорд скорости – 230 км/ч
В Японии MR2 продавался исключительно в магазине Toyota Vista Store, у постоянных дилеров марки он отсутствовал. С 1986 года местные клиенты могли заказать и крышу типа «Тарга», в другие страны она добралась лишь позже. В Европе имелась возможность приобрести стеклянный люк.
В заводской комплектации также появилась кожаная обивка. В остальном оснащение сохранялось достаточно богатым, включая ряд знаковых для того времени элементов:
✅ электростеклоподъемники
✅ тахометр
✅ регулируемое по высоте сиденье водителя
Оно подходило более высоким владельцам, в остальном пространство внутри можно считать довольно тесноватым, как и положено автомобилю спортивной ориентации. Конечно, салон имел такие же угловатые линии, как и экстерьер, но у водителя действительно все оставалось под рукой.
Автомобильные журналы того времени хвалили отличную маневренность, благодаря реечному рулевому управлению и оперативному реагированию двигателя на нажатие педали газа. Избыточная поворачиваемость возникала только на действительно высоких скоростях. MR2 был прост в управлении, а ходовые качества соответствовали гораздо более дорогим спортивным моделям.
Доработки и модификации
Разумеется, MR2 не упустил ни крупных, ни мелких технических изменений. Уже в 1986 году они коснулись коробки передач. Начальный черный пластик снаружи получил окраску, а внешний вид – возможность доработки с помощью накладок на пороги из фирменного каталога.

Североамериканские модели лишились заднего стабилизатора поперечной устойчивости. Через год самонесущий кузов усилили модифицированным передним спойлером большего размера. Также доработали заднюю подвеску и увеличили тормозные диски на этой оси. Автомобили, продаваемые в США и Канаде, обзавелись новыми задними фонарями, а базовая мощность двигателя увеличилась до 117 л. с. Не обошли перемены и интерьер:
✅ у приборов появились иные циферблаты
✅ водитель сел за новый руль
✅ изменилась форма дверных панелей и центральной консоли
В 1989 году американские спецификации получили задние стабилизаторы поперечной устойчивости. По крайней мере, в версии с турбонаддувом, где их установка оказалась просто необходимой. Вместо классических лампочек в третьем стоп-сигнале на не всегда серийном заднем крыле появилась полоска диодов.
В январе 1989 года Toyota выпустила 540 экземпляров Super Edition с рулевым колесом Momo и сиденьями Recaro Milan. Половина из них была темно-синяя, а другая – в золотом и белом цветах, которые быстро запылялись.

Хотя Toyota и выигрывала ралли, входящие в состав чемпионата мира 80-х годов, в основном, это были африканские кампании. Эдакие настоящие марафоны на выносливость, которые «пережили» немногие. Конкуренция на них также сохранялась довольно слабой, а на старте чаще преобладали местные гонщики.
Но потихоньку приближался конец производства, а 163 845 единиц первого поколения свидетельствовали о невероятной популярности этого автомобиля. Конвейерная история модели завершилась в 1989 году.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....