Toyota MR2 W10 – впервые со средним расположением двигателя
Топливный кризис начала 70-х «аукнулся» и в будущем десятилетии. Так появился относительно экономичный японский спортивный автомобиль Mazda MX-5. Но среди производителей этой страны имелся еще более ранний опыт движения в данном направлении, правда, немного в другой концепции.
Уже в 1976 году специалисты из Toyota поняли, что им нужна хорошо управляемая машина, но при этом маленькая и дешевая. Изначально новинка не планировалась как чисто спортивный автомобиль. Но именно нефтяной шок внес свои коррективы, выведя экономичность будущего авто на одно из первых мест.
Реальная работа началась в сезоне 1979 года, когда Акио Йосида, ответственный за разработку, опробовал со своей командой всевозможные варианты расположения двигателя и общей концепции. Инженерный штурм подразумевал появление оптимальной конструкции. И, кажется, все прошло отлично.
Серийной версии предшествовали прототипы SA-X (1981 год), предвосхитившие будущие основные формы. Эти автомобили впоследствии испытывались как в Японии, так и в США. Например, на калифорнийской трассе в Уиллоу-Спрингс, где один известный гонщик выступал в паре с бывшим пилотом Формулы-1 Дэном Герни (1931-2018).
Использованная аббревиатура MR расшифровывалась как «средний, задний двигатель», а цифра «2» в названии означала пару сидений. Разумеется, у него также был задний привод. Однако первоначальная трактовка звучала несколько поэтичнее, вроде «мидель-малолитражка». Хотя эту фразу довольно сложно перевести на русский и некоторые другие языки.
В октябре 1983 года в Токио показали концепцию SV-3, которая вызвала настоящий ажиотаж. В итоге представленный ровно год спустя серийный MR2 мало чем отличался внешне, и это стало прекрасным результатом. Просто мало кто ожидал такой легкой и компактной конструкции от очень консервативной Toyota. Футуристические цифровые устройства перед водителем пока не смогли дойти до массового производства, их время еще не наступило.
Первое поколение обычно маркируется W10, и оно определенно не было ни практичным, ни семейным автомобилем. Напротив, у него оказались совсем иные приоритеты. По концепции авто имело сразу два багажных отделения: одно (объемом 70 литров) спереди, другое – позади двигателя, объемом 142 литра.
Для экипажа из двух человек места впереди вполне хватало. А вот выдвижные сидения явно предназначались для различных мелочей. На родине в Японии его приняли с энтузиазмом, вылившимся в титул «Автомобиль года 1984/85». Производство было начато на заводе Central Motor в Сагамихаре в ноябре 1984-го, официальное представление состоялось в июне того же года. Вот физические параметры модели:
✅ длина – 3925 мм
✅ ширина – 1665 мм
✅ высота – 1250 мм
✅ колесная база – 2320 мм
Угловые линии кузова точно навеяны японским бумажным оригами. Но пропорции примерно соответствовали классическому итальянскому Fiat X1/9, который уже выпускался фирмой Bertone под собственным брендом. Да, корни формы логично искать преимущественно в Италии, но в развитии участвовал и британский Lotus, хотя и не в такой степени, как принято считать.
Шасси с колеей всех четырнадцатидюймовых колес 1440 мм имело нижние поперечные рычаги на обеих осях. Спереди – со стойками McPherson и другими косыми, сзади – с продольными тягами. Винтовые пружины с телескопическими амортизаторами дополняли поперечные стабилизаторы крутильных колебаний. Изначально на авто устанавливался бензиновый четырехцилиндровый OHC серии 3А со следующими показателями:
✅ рабочий объем – 1453 куб. см
✅ мощность – 83 л. с (61 кВт) при 120 Н*м
✅ максимальная скорость – 170 км/ч
В будущем лучшим выбором определенно стал атмосферник серии 4А с DOHC-распределением, объемом 1,6 литра. Он нравился покупателям гораздо больше, поэтому стал самым распространенным. Первый MR2 оказался действительно легким, весив от 920 до 1131 кг (в зависимости от версии мотора).
Самым тяжелым из них был американский нагнетатель, потому что вся система имела солидную массу. Эти автомобили никогда официально не импортировались в Европу или на пятый континент. Именно они достигли пиковых показателей семейства:
✅ наивысшая мощность – 147 л. с
✅ разгон с места до 100 км/ч за 6,5-7 секунд
✅ рекорд скорости – 230 км/ч
В Японии MR2 продавался исключительно в магазине Toyota Vista Store, у постоянных дилеров марки он отсутствовал. С 1986 года местные клиенты могли заказать и крышу типа «Тарга», в другие страны она добралась лишь позже. В Европе имелась возможность приобрести стеклянный люк.
В заводской комплектации также появилась кожаная обивка. В остальном оснащение сохранялось достаточно богатым, включая ряд знаковых для того времени элементов:
✅ электростеклоподъемники
✅ тахометр
✅ регулируемое по высоте сиденье водителя
Оно подходило более высоким владельцам, в остальном пространство внутри можно считать довольно тесноватым, как и положено автомобилю спортивной ориентации. Конечно, салон имел такие же угловатые линии, как и экстерьер, но у водителя действительно все оставалось под рукой.
Автомобильные журналы того времени хвалили отличную маневренность, благодаря реечному рулевому управлению и оперативному реагированию двигателя на нажатие педали газа. Избыточная поворачиваемость возникала только на действительно высоких скоростях. MR2 был прост в управлении, а ходовые качества соответствовали гораздо более дорогим спортивным моделям.
Разумеется, MR2 не упустил ни крупных, ни мелких технических изменений. Уже в 1986 году они коснулись коробки передач. Начальный черный пластик снаружи получил окраску, а внешний вид – возможность доработки с помощью накладок на пороги из фирменного каталога.
Североамериканские модели лишились заднего стабилизатора поперечной устойчивости. Через год самонесущий кузов усилили модифицированным передним спойлером большего размера. Также доработали заднюю подвеску и увеличили тормозные диски на этой оси. Автомобили, продаваемые в США и Канаде, обзавелись новыми задними фонарями, а базовая мощность двигателя увеличилась до 117 л. с. Не обошли перемены и интерьер:
✅ у приборов появились иные циферблаты
✅ водитель сел за новый руль
✅ изменилась форма дверных панелей и центральной консоли
В 1989 году американские спецификации получили задние стабилизаторы поперечной устойчивости. По крайней мере, в версии с турбонаддувом, где их установка оказалась просто необходимой. Вместо классических лампочек в третьем стоп-сигнале на не всегда серийном заднем крыле появилась полоска диодов.
В январе 1989 года Toyota выпустила 540 экземпляров Super Edition с рулевым колесом Momo и сиденьями Recaro Milan. Половина из них была темно-синяя, а другая – в золотом и белом цветах, которые быстро запылялись.
Хотя Toyota и выигрывала ралли, входящие в состав чемпионата мира 80-х годов, в основном, это были африканские кампании. Эдакие настоящие марафоны на выносливость, которые «пережили» немногие. Конкуренция на них также сохранялась довольно слабой, а на старте чаще преобладали местные гонщики.
Но потихоньку приближался конец производства, а 163 845 единиц первого поколения свидетельствовали о невероятной популярности этого автомобиля. Конвейерная история модели завершилась в 1989 году.
Уже в 1976 году специалисты из Toyota поняли, что им нужна хорошо управляемая машина, но при этом маленькая и дешевая. Изначально новинка не планировалась как чисто спортивный автомобиль. Но именно нефтяной шок внес свои коррективы, выведя экономичность будущего авто на одно из первых мест.
Складывающиеся фары на Toyota MR2 W10. Фото: youtube.com
Реальная работа началась в сезоне 1979 года, когда Акио Йосида, ответственный за разработку, опробовал со своей командой всевозможные варианты расположения двигателя и общей концепции. Инженерный штурм подразумевал появление оптимальной конструкции. И, кажется, все прошло отлично.
Постепенно вырисовался окончательный вариант
Серийной версии предшествовали прототипы SA-X (1981 год), предвосхитившие будущие основные формы. Эти автомобили впоследствии испытывались как в Японии, так и в США. Например, на калифорнийской трассе в Уиллоу-Спрингс, где один известный гонщик выступал в паре с бывшим пилотом Формулы-1 Дэном Герни (1931-2018).
В результате получился квадратный MR2 W10 с популярными в 80-х складными (и электроуправляемыми) фарами. Он стал первой серийной Toyota с силовым агрегатом, расположенным перед задней осью. Это оказалось ноу-хау для всего японского автопрома: мотор установили поперек, чтобы он не занимал слишком много места.
Использованная аббревиатура MR расшифровывалась как «средний, задний двигатель», а цифра «2» в названии означала пару сидений. Разумеется, у него также был задний привод. Однако первоначальная трактовка звучала несколько поэтичнее, вроде «мидель-малолитражка». Хотя эту фразу довольно сложно перевести на русский и некоторые другие языки.
В октябре 1983 года в Токио показали концепцию SV-3, которая вызвала настоящий ажиотаж. В итоге представленный ровно год спустя серийный MR2 мало чем отличался внешне, и это стало прекрасным результатом. Просто мало кто ожидал такой легкой и компактной конструкции от очень консервативной Toyota. Футуристические цифровые устройства перед водителем пока не смогли дойти до массового производства, их время еще не наступило.
Технические показатели и особенности
Первое поколение обычно маркируется W10, и оно определенно не было ни практичным, ни семейным автомобилем. Напротив, у него оказались совсем иные приоритеты. По концепции авто имело сразу два багажных отделения: одно (объемом 70 литров) спереди, другое – позади двигателя, объемом 142 литра.
Узнаваемая задняя часть MR2 W10. Фото: youtube.com
Для экипажа из двух человек места впереди вполне хватало. А вот выдвижные сидения явно предназначались для различных мелочей. На родине в Японии его приняли с энтузиазмом, вылившимся в титул «Автомобиль года 1984/85». Производство было начато на заводе Central Motor в Сагамихаре в ноябре 1984-го, официальное представление состоялось в июне того же года. Вот физические параметры модели:
✅ длина – 3925 мм
✅ ширина – 1665 мм
✅ высота – 1250 мм
✅ колесная база – 2320 мм
Угловые линии кузова точно навеяны японским бумажным оригами. Но пропорции примерно соответствовали классическому итальянскому Fiat X1/9, который уже выпускался фирмой Bertone под собственным брендом. Да, корни формы логично искать преимущественно в Италии, но в развитии участвовал и британский Lotus, хотя и не в такой степени, как принято считать.
Шасси с колеей всех четырнадцатидюймовых колес 1440 мм имело нижние поперечные рычаги на обеих осях. Спереди – со стойками McPherson и другими косыми, сзади – с продольными тягами. Винтовые пружины с телескопическими амортизаторами дополняли поперечные стабилизаторы крутильных колебаний. Изначально на авто устанавливался бензиновый четырехцилиндровый OHC серии 3А со следующими показателями:
✅ рабочий объем – 1453 куб. см
✅ мощность – 83 л. с (61 кВт) при 120 Н*м
✅ максимальная скорость – 170 км/ч
В будущем лучшим выбором определенно стал атмосферник серии 4А с DOHC-распределением, объемом 1,6 литра. Он нравился покупателям гораздо больше, поэтому стал самым распространенным. Первый MR2 оказался действительно легким, весив от 920 до 1131 кг (в зависимости от версии мотора).
Салон Toyota MR2 W10 обшит велюром. Фото: youtube.com
Самым тяжелым из них был американский нагнетатель, потому что вся система имела солидную массу. Эти автомобили никогда официально не импортировались в Европу или на пятый континент. Именно они достигли пиковых показателей семейства:
✅ наивысшая мощность – 147 л. с
✅ разгон с места до 100 км/ч за 6,5-7 секунд
✅ рекорд скорости – 230 км/ч
В Японии MR2 продавался исключительно в магазине Toyota Vista Store, у постоянных дилеров марки он отсутствовал. С 1986 года местные клиенты могли заказать и крышу типа «Тарга», в другие страны она добралась лишь позже. В Европе имелась возможность приобрести стеклянный люк.
В заводской комплектации также появилась кожаная обивка. В остальном оснащение сохранялось достаточно богатым, включая ряд знаковых для того времени элементов:
✅ электростеклоподъемники
✅ тахометр
✅ регулируемое по высоте сиденье водителя
Оно подходило более высоким владельцам, в остальном пространство внутри можно считать довольно тесноватым, как и положено автомобилю спортивной ориентации. Конечно, салон имел такие же угловатые линии, как и экстерьер, но у водителя действительно все оставалось под рукой.
Автомобильные журналы того времени хвалили отличную маневренность, благодаря реечному рулевому управлению и оперативному реагированию двигателя на нажатие педали газа. Избыточная поворачиваемость возникала только на действительно высоких скоростях. MR2 был прост в управлении, а ходовые качества соответствовали гораздо более дорогим спортивным моделям.
Доработки и модификации
Разумеется, MR2 не упустил ни крупных, ни мелких технических изменений. Уже в 1986 году они коснулись коробки передач. Начальный черный пластик снаружи получил окраску, а внешний вид – возможность доработки с помощью накладок на пороги из фирменного каталога.
Приборная панель Toyota MR2 W10. Фото: youtube.com
Североамериканские модели лишились заднего стабилизатора поперечной устойчивости. Через год самонесущий кузов усилили модифицированным передним спойлером большего размера. Также доработали заднюю подвеску и увеличили тормозные диски на этой оси. Автомобили, продаваемые в США и Канаде, обзавелись новыми задними фонарями, а базовая мощность двигателя увеличилась до 117 л. с. Не обошли перемены и интерьер:
✅ у приборов появились иные циферблаты
✅ водитель сел за новый руль
✅ изменилась форма дверных панелей и центральной консоли
В 1989 году американские спецификации получили задние стабилизаторы поперечной устойчивости. По крайней мере, в версии с турбонаддувом, где их установка оказалась просто необходимой. Вместо классических лампочек в третьем стоп-сигнале на не всегда серийном заднем крыле появилась полоска диодов.
В январе 1989 года Toyota выпустила 540 экземпляров Super Edition с рулевым колесом Momo и сиденьями Recaro Milan. Половина из них была темно-синяя, а другая – в золотом и белом цветах, которые быстро запылялись.
1,6-литровый двигатель MR2 W10. Фото: youtube.com
Хотя Toyota и выигрывала ралли, входящие в состав чемпионата мира 80-х годов, в основном, это были африканские кампании. Эдакие настоящие марафоны на выносливость, которые «пережили» немногие. Конкуренция на них также сохранялась довольно слабой, а на старте чаще преобладали местные гонщики.
Но потихоньку приближался конец производства, а 163 845 единиц первого поколения свидетельствовали о невероятной популярности этого автомобиля. Конвейерная история модели завершилась в 1989 году.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...