
Триада легких вертолетов России – Ми-34С, Ка-226 и Ансат
Первые попытки реализации проектов вертолетной техники осуществлялись в СССР в 20-е годы минувшего столетия. Однако серийное производство удалось наладить только после войны. В первую очередь государство отдавало предпочтение средним и тяжелым машинам, большинство из которых использовалось в армии и других структурах. Легкие вертолеты тоже производились, но крайне малыми сериями. Сегодня ситуация изменилась: Россия может выпускать подобную технику, которая успешно применяется в гражданских целях и в определенных отраслях вытесняет своих тяжеловесных «коллег». Ниже рассмотрены три наиболее популярных легких многоцелевых вертолета.
Производство этих машин началось в непростом для страны 1993 году. В то время стало ясно, что РФ необходима компания, которая будет заниматься строительством легких вертолетов. Идею поддержали сразу несколько известных предприятий, среди которых завод им. Миля, «Прогресс» из Арсеньевска, «Агрегат» и другие. В результате была создана фирма «Легкие вертолеты Ми», спроектировавшая и запустившая в производство в 1999 году первый отечественный серийный легкий геликоптер Ми-34С (собирали не с нуля – опытные полеты прототипа осуществлялись еще в 1986-м). Интересно: по натовской классификации его называют Hermit, что значит «Отшельник». Машину в штатной комплектации оценили в $350 тыс. Ее предназначение:
✅ транспортировка грузов и перевозка пассажиров
✅ патрулирование газо- и нефтепроводов, дорог
✅ обучение пилотированию
✅ участие в аварийно-спасательных операциях
✅ обеспечение связи между удаленными районами
Вертолет получился удачным – он не только мог выполнять свою основную работу, но и участвовать в международных состязаниях, выполняя сложнейшие фигуры пилотажа. Например, такие, как «бочка» и «мертвая петля». Ранее ни один советский средний или тяжелый геликоптер не мог «похвастать» подобными достижениями.
Общая схема машины – традиционная. Это два раздельно расположенных винта – несущий и управляющий. У первого 4 лопасти, у второго – 2. Корпус модели состоит из сплавов алюминия и композитных материалов. Двигатель, изготовленный в РФ, имеет 9 цилиндров. Изначально это был М-14, устанавливаемый на Ка-26, мощностью в 329 л. с. Также производился вариант Ми-34 с силовой установкой Allison 250. Технические характеристики вертолета:
✅ длина, высота (с винтом), ширина (салона) – 11,48, 2,75, 1,27 м соответственно
✅ число пассажиров – до 4-х
✅ потолок – 3000 м
✅ скорость – 180 км/ч
✅ дальность – 450 км
Самая последняя модификация машины – Ми-34С1. Производство вертолетов было прекращено в 2012 году. Предполагается, что из-за неконкурентоспособности с американским Robinson R44, имевшего меньший расход топлива, большую дальность и скорость.
Работы по его созданию начались в 2008 году в компании «Камов». Речь шла о глубокой модернизации уже использовавшегося Ка-226. Впервые новая версия появилась на одной из выставок в 2011 году. Главная особенность вертолета заключается в его модульности. В зависимости от необходимости, геликоптер мог стать:
✅ полицейским
✅ медицинским
✅ патрульным
✅ грузовым
✅ аварийно-спасательным
✅ пассажирским
✅ сельскохозяйственным
Если машина перевозит людей, предлагается семиместная версия с двумя дверями. Для медиков предусмотрено два варианта вертолета: реанимационный и эвакуационный. В первом случае помощь больному оказывается прямо в полете, для чего есть все необходимое оборудование. Транспортная модель способна перевозить до 1200 кг груза внутри фюзеляжа или 1500 кг на подвеске. При необходимости вместо пассажирского отсека монтируется платформа. Также вертолет может базироваться на морских судах: его лопасти складываются, а все оснащение нечувствительно к соленой морской воде.
На модификацию «Т» установили газотурбинные силовые агрегаты Arrius 2G1 производства Франции (компания Safran) мощностью по 580 «лошадей». Иногда машину комплектуют двигателями Allison 250-C20R/2, каждый из которых развивает по 450 л. с. Другие характеристики:
✅ длина, высота (с винтами) – 8,1 и 4,15 м
✅ взлетный вес – 3,4 т
✅ потолок – до 5200 м
✅ скорость – до 200 км/ч
✅ дальность – 600 км (с дополнительными баками – 750 км)
Для изготовления корпуса применяются композитные материалы: винты, хвост, кабина сделаны из стеклопластика. Обновленная версия вертолета оснащена современной авионикой, включающей в себя системы управления и навигации, а также метеорологический локатор. Такое оборудование делает возможным полеты ночью, при сильном ветре или в иных неблагоприятных погодных условиях. Вертолет может эксплуатироваться в температурном диапазоне от -50 С° до +50 С °.
Этот вертолет стал первым в России геликоптером, спроектированным исключительно с помощью компьютерных программ. Такой подход позволил снизить расходы на разработку машины и упростить внесение изменений в будущем. Ка-226Т производится на двух заводах – в Улан-Удэ и на Кумертауском предприятии. Что касается цены, то за машину 2008 года выпуска сегодня просят 36 млн. руб.
Вертолет начали разрабатывать в 1994 году в Казани. Через 5 лет были проведены успешные испытания и в 2004 геликоптер пошел в серию. Машина имеет несколько комплектаций, связанных с решаемыми задачами:
✅ патрулирование
✅ участие в аварийно-спасательных операциях
✅ обучение пилотированию
✅ транспортировка больных, раненых
✅ тушение пожаров
✅ участие в боевых действиях
В 2013 году «Ансат» (в переводе с татарского языка «легкий», «простой») был сертифицирован и стал использоваться в гражданской авиации. В это же время начались поставки машины за границу: появлению спроса способствовала удачная демонстрация вертолета на различных выставках, в т. ч. в Ле-Бурже.
Геликоптер разрабатывался с учетом международных стандартов. Впервые российский вертолет оснащался лопастями, закрепленными бесшарнирным способом, посредством торсионов, сделанных из композитных материалов. Технические данные:
✅ длина, высота – 11,54 и 3,44 м
✅ взлетная масса – до 3300 кг
✅ потолок – до 6000 м
✅ скорость – до 280 км/ч
✅ дальность – 520 км (аварийно-спасательная версия машины пролетит 200 км)
✅ масса транспортируемого груза на подвеске – 1,3 т
Вертолет управляется одним или двумя пилотами. В пассажирском варианте количество мест – 9. Модель «Ансат-РЦ», предназначенная для использования в армии, может нести вооружение: два пулемета типа «Корд-12,7», ракеты «воздух-воздух» (и другие), авиабомбы, блоки пассивных помех и прицельно-обзорное оборудование. При этом максимальная скорость модификации «РЦ» составляет 285 км/ч, а дальность полета – 635 км. Вертолет оценивается в 260 млн. руб., ближайший конкурент AS350 (Airbus) стоит 700 млн. руб.
С 2012 года производство вертолетов росло, но поставки за рубеж несильно снижались. В основном это было обусловлено большими внутренними военными заказами. С 2017 начался рост спроса, связанный с реализацией Госпрограммы по развитию санитарной авиации. Из последних новинок стоит отметить VRT-500. Создатели этой машины рассчитывают продавать ее в Западную Европу. Очевидно, что электронная «начинка» и двигатели будут зарубежного производства. Конкуренция с компаниями стран ЕС и США – сложная задача. Хотя здесь стоит отметить совместное предприятие в Индии, где корпорация HAL собирает Ка-226Т военной модификации. В основном сегодня за границей используют устаревшие Ми-2, которые модифицируют.
Ми-34
Производство этих машин началось в непростом для страны 1993 году. В то время стало ясно, что РФ необходима компания, которая будет заниматься строительством легких вертолетов. Идею поддержали сразу несколько известных предприятий, среди которых завод им. Миля, «Прогресс» из Арсеньевска, «Агрегат» и другие. В результате была создана фирма «Легкие вертолеты Ми», спроектировавшая и запустившая в производство в 1999 году первый отечественный серийный легкий геликоптер Ми-34С (собирали не с нуля – опытные полеты прототипа осуществлялись еще в 1986-м). Интересно: по натовской классификации его называют Hermit, что значит «Отшельник». Машину в штатной комплектации оценили в $350 тыс. Ее предназначение:
✅ транспортировка грузов и перевозка пассажиров
✅ патрулирование газо- и нефтепроводов, дорог
✅ обучение пилотированию
✅ участие в аварийно-спасательных операциях
✅ обеспечение связи между удаленными районами
Вертолет получился удачным – он не только мог выполнять свою основную работу, но и участвовать в международных состязаниях, выполняя сложнейшие фигуры пилотажа. Например, такие, как «бочка» и «мертвая петля». Ранее ни один советский средний или тяжелый геликоптер не мог «похвастать» подобными достижениями.
Конструкция и характеристики
Общая схема машины – традиционная. Это два раздельно расположенных винта – несущий и управляющий. У первого 4 лопасти, у второго – 2. Корпус модели состоит из сплавов алюминия и композитных материалов. Двигатель, изготовленный в РФ, имеет 9 цилиндров. Изначально это был М-14, устанавливаемый на Ка-26, мощностью в 329 л. с. Также производился вариант Ми-34 с силовой установкой Allison 250. Технические характеристики вертолета:
✅ длина, высота (с винтом), ширина (салона) – 11,48, 2,75, 1,27 м соответственно
✅ число пассажиров – до 4-х
✅ потолок – 3000 м
✅ скорость – 180 км/ч
✅ дальность – 450 км
Самая последняя модификация машины – Ми-34С1. Производство вертолетов было прекращено в 2012 году. Предполагается, что из-за неконкурентоспособности с американским Robinson R44, имевшего меньший расход топлива, большую дальность и скорость.
Ка-226Т
Работы по его созданию начались в 2008 году в компании «Камов». Речь шла о глубокой модернизации уже использовавшегося Ка-226. Впервые новая версия появилась на одной из выставок в 2011 году. Главная особенность вертолета заключается в его модульности. В зависимости от необходимости, геликоптер мог стать:
✅ полицейским
✅ медицинским
✅ патрульным
✅ грузовым
✅ аварийно-спасательным
✅ пассажирским
✅ сельскохозяйственным
Если машина перевозит людей, предлагается семиместная версия с двумя дверями. Для медиков предусмотрено два варианта вертолета: реанимационный и эвакуационный. В первом случае помощь больному оказывается прямо в полете, для чего есть все необходимое оборудование. Транспортная модель способна перевозить до 1200 кг груза внутри фюзеляжа или 1500 кг на подвеске. При необходимости вместо пассажирского отсека монтируется платформа. Также вертолет может базироваться на морских судах: его лопасти складываются, а все оснащение нечувствительно к соленой морской воде.
Технические параметры и особенности
На модификацию «Т» установили газотурбинные силовые агрегаты Arrius 2G1 производства Франции (компания Safran) мощностью по 580 «лошадей». Иногда машину комплектуют двигателями Allison 250-C20R/2, каждый из которых развивает по 450 л. с. Другие характеристики:
✅ длина, высота (с винтами) – 8,1 и 4,15 м
✅ взлетный вес – 3,4 т
✅ потолок – до 5200 м
✅ скорость – до 200 км/ч
✅ дальность – 600 км (с дополнительными баками – 750 км)
Для изготовления корпуса применяются композитные материалы: винты, хвост, кабина сделаны из стеклопластика. Обновленная версия вертолета оснащена современной авионикой, включающей в себя системы управления и навигации, а также метеорологический локатор. Такое оборудование делает возможным полеты ночью, при сильном ветре или в иных неблагоприятных погодных условиях. Вертолет может эксплуатироваться в температурном диапазоне от -50 С° до +50 С °.
К преимуществам Ка-226Т относится и возможность его хранения на открытом воздухе, без ангара.
Этот вертолет стал первым в России геликоптером, спроектированным исключительно с помощью компьютерных программ. Такой подход позволил снизить расходы на разработку машины и упростить внесение изменений в будущем. Ка-226Т производится на двух заводах – в Улан-Удэ и на Кумертауском предприятии. Что касается цены, то за машину 2008 года выпуска сегодня просят 36 млн. руб.
«Ансат»
Вертолет начали разрабатывать в 1994 году в Казани. Через 5 лет были проведены успешные испытания и в 2004 геликоптер пошел в серию. Машина имеет несколько комплектаций, связанных с решаемыми задачами:
✅ патрулирование
✅ участие в аварийно-спасательных операциях
✅ обучение пилотированию
✅ транспортировка больных, раненых
✅ тушение пожаров
✅ участие в боевых действиях
В 2013 году «Ансат» (в переводе с татарского языка «легкий», «простой») был сертифицирован и стал использоваться в гражданской авиации. В это же время начались поставки машины за границу: появлению спроса способствовала удачная демонстрация вертолета на различных выставках, в т. ч. в Ле-Бурже.
Конструкция и параметры
Геликоптер разрабатывался с учетом международных стандартов. Впервые российский вертолет оснащался лопастями, закрепленными бесшарнирным способом, посредством торсионов, сделанных из композитных материалов. Технические данные:
✅ длина, высота – 11,54 и 3,44 м
✅ взлетная масса – до 3300 кг
✅ потолок – до 6000 м
✅ скорость – до 280 км/ч
✅ дальность – 520 км (аварийно-спасательная версия машины пролетит 200 км)
✅ масса транспортируемого груза на подвеске – 1,3 т
Вертолет управляется одним или двумя пилотами. В пассажирском варианте количество мест – 9. Модель «Ансат-РЦ», предназначенная для использования в армии, может нести вооружение: два пулемета типа «Корд-12,7», ракеты «воздух-воздух» (и другие), авиабомбы, блоки пассивных помех и прицельно-обзорное оборудование. При этом максимальная скорость модификации «РЦ» составляет 285 км/ч, а дальность полета – 635 км. Вертолет оценивается в 260 млн. руб., ближайший конкурент AS350 (Airbus) стоит 700 млн. руб.
Легкие геликоптеры в РФ сегодня
С 2012 года производство вертолетов росло, но поставки за рубеж несильно снижались. В основном это было обусловлено большими внутренними военными заказами. С 2017 начался рост спроса, связанный с реализацией Госпрограммы по развитию санитарной авиации. Из последних новинок стоит отметить VRT-500. Создатели этой машины рассчитывают продавать ее в Западную Европу. Очевидно, что электронная «начинка» и двигатели будут зарубежного производства. Конкуренция с компаниями стран ЕС и США – сложная задача. Хотя здесь стоит отметить совместное предприятие в Индии, где корпорация HAL собирает Ка-226Т военной модификации. В основном сегодня за границей используют устаревшие Ми-2, которые модифицируют.
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....