
Лердаль: самый длинный автомобильный тоннель в мире
Первый в мире автомобильный тоннель открыли около 100 лет назад в США. Дорога прошла под рекой Гудзон и связала разные районы Нью-Йорка. На сегодняшний день в мире построены тысячи самых разных тоннелей. Их прокладывают в городах, в горных районах, под реками и даже проливами.
Норвегия славится своим неоднородным ландшафтом. Растущая экономика страны вынуждает власти постоянно развивать дорожную сеть. Чтобы преодолеть фьорды, горы, заливы и реки необходимо разрабатывать и применять уникальные технологии строительства.
Но сегодня хотим рассказать о самом длинном автомобильном тоннеле, который построили в Норвегии в 2000 году. Его общая длина составляет 24,5 км, а диаметр – 7,5 м. Лердальский тоннель соединяет муниципалитеты Лердаль и Аурланд в западной части страны и является важным инфраструктурным объектом для местных жителей и логистических компаний. Самая высокая точка горы, в которой прорыт путь, составляет 1600 метров.
Лердальский тоннель на карте. Фото: Yandex.ru/maps
Движение осуществляется по одной полосе в каждую строну, расширения есть только в зонах парковки и на разворотах.
До сооружения Лердальского тоннеля водителям приходилось делать крюк в 240 километров, либо преодолевать это расстояние по альтернативной горной дороге. Старый путь часто закрывали в зимние месяцы, да и разъехаться на дороге было непросто. Фактически там всего одна полоса движения.
Тоннель стал завершением европейского маршрута Е16, который позволяет передвигаться между Осло и Бергеном без паромного сообщения и сложных горных переходов – серпантинов.
О необходимости такого объекта говорили еще в 70-е. В 1992 году норвежцы определились с местом и финансированием. Стройка началась в 1995 году. За 5 лет работы было вывезено 2,5 млн кубометров горной породы. Стоимость проекта составила $113 млн.
Норвежцы славятся своим качеством и особым подходом к строительству таких объектов. Всем было понятно, что длительная поездка в замкнутом пространстве может быть утомительной для водителей. Монотонность движения способна привести к снижению концентрации или засыпанию. Чтобы избежать этого, в тоннеле были сооружены три парковочные зоны.
Зоны отдыха в Лердальском тоннеле. Фото: YouTube.com
По сути – это большие пещеры со специальным освещением протяженностью в 500 м. Если сама дорога освещается лампами теплых оттенков, то парковки буквально залиты синим холодным светом. Это «перезагружает» мозг, позволяет водителям отдохнуть и избежать клаустрофобии. Здесь же находятся зоны отдыха и места для разворотов. Такие парковки расположены с интервалом в 6 км.
Для дополнительного информирования водителей в тоннеле через каждый километр висят указатели пройденного пути и дистанции до конца подземной части дороги. У центральной разделительной полосы нанесены звуковые полосы – особая разметка, которая приводит к вибрациям автомобиля в том случае, если хотя бы одно колесо наезжает на нее. Это необходимо для того, чтобы избежать расфокусировки внимания водителя и предотвратить отклонение от полосы движения.
На этом маршруте не предусмотрены запасные выходы. В них особо и нет необходимости, если учесть, что над тоннелем сотни миллионов тонн породы, а выйти из него по параллельным пешеходным путям достаточно проблематично. Напомню, что его длина составляет более 24 км. Так что в случае серьёзной аварии «добежать до выхода» вряд ли получится.
Но норвежские инженеры компенсировали этот недостаток другими средствами. Например, каждые 250 метров были установлены телефоны экстренной связи. По ним можно связаться с полицией, пожарными или больницами. Каждые 125 метров на стенах тоннеля расположены огнетушители.
Если водитель берет трубку экстренного телефона или огнетушитель, моментально срабатывают стоп-сигналы и предупреждения – «Развернуться и выйти». На всем протяжении тоннеля расположены 15 разворотных площадок, включая парковочные зоны. Водители обязаны доехать до ближайшего поворота и незамедлительно проследовать к выезду. На въездных арках также загорится предупреждение – «Туннель закрыт». Помимо этого, каждые 500 метров есть «карманы безопасности», в которых можно останавливаться в случае неисправности автомобиля.
Лердальский тоннель. Фото: YouTube.com
В тоннелях висит большое количество самых разных камер. Есть контроль скорости. Если водители превышают отметку в 80 км/ч, нужно будет заплатить штраф. Никаких «порогов» в 20 км/ч в Норвегии нет. Превышение до 5 км/ч – 6800 рублей, 6-10 км/ч – 19000 рублей и т. д. Если решили проехать на 40 км/ч быстрее разрешенного, готовьтесь заплатить 90 тыс. рублей.
Также на въездах ведется постоянный подсчет автомобилей. То есть операторы всегда знают, сколько машин, техники или автобусов находится на объекте. В Лердане и Бергене круглосуточно работают центры безопасности, которые следят за трафиком и экстренными ситуациями. В тоннеле ловит радио, работают мобильные телефоны, есть возможность выхода в интернет.
Это очень важная составляющая работы любого подземного сооружения. Норвежцы ответственно подошли к проблеме поддержания необходимого количества кислорода в тоннеле. Работают системы вентиляции и очистки воздуха. Твердые частицы (пыль и сажа) удаляются электростатическим фильтром, а диоксид азота удаляется большим угольным фильтром.
На въездах установлены мощные вентиляторы, втягивающие свежий воздух. В центре тоннеля есть вентиляционная шахта, которая наоборот работает как вытяжка. Таким образом удается поддерживать комфортный микроклимат внутри сооружения.
К 2029 году в Норвегии ожидается открытие еще одной подземной магистрали. Ее длина составит 27 км, а максимальная глубина – 392 метра. Тоннель станет частью европейской трассы Е39 и соединит города Кристиансанн – Ставангер – Хеугесунн – Берген. Уже сейчас известно, что с водителей будут снимать плату за проезд. Оно и понятно, стоимость проекта оценивают по меньшей мере в €1,73 млрд.
Информации по особенностям этого сооружения крайне мало. Известно только, что после окончания строительства, это будет самый протяженный автомобильный тоннель в мире.
Правительство Норвегии собирается провести существенную модернизацию тоннеля. Для этого планируется частичное и полное закрытие пути на определенный срок. Сейчас говорят, что с 2025 года маршрут будет закрываться на 14 часов каждый день на протяжении 4-х лет. Реконструкция необходима, чтобы тоннель подходил под обновленные стандарты безопасности движения в Европейском Союзе. Скорее всего, будет существенно улучшена система освещения пути и безопасность.
Выезд из Лердальского тоннеля. Фото: YouTube.com
Далеко не все инфраструктурные объекты могут похвастаться статусом достопримечательности. А Лердальский тоннель может. Ежегодно тысячи туристов планирует свои маршруты таким образом, чтобы прокатиться по этому объекту и сделать несколько фотографий в «ледяных пещерах».
Кажется, что и у меня появился новый пункт в категории «обязательно посмотреть». Надеюсь, будет возможность устроить автомобильный тур по Норвегии и своими глазами увидеть все красоты этой страны.
Норвегия славится своим неоднородным ландшафтом. Растущая экономика страны вынуждает власти постоянно развивать дорожную сеть. Чтобы преодолеть фьорды, горы, заливы и реки необходимо разрабатывать и применять уникальные технологии строительства.
Но сегодня хотим рассказать о самом длинном автомобильном тоннеле, который построили в Норвегии в 2000 году. Его общая длина составляет 24,5 км, а диаметр – 7,5 м. Лердальский тоннель соединяет муниципалитеты Лердаль и Аурланд в западной части страны и является важным инфраструктурным объектом для местных жителей и логистических компаний. Самая высокая точка горы, в которой прорыт путь, составляет 1600 метров.

Движение осуществляется по одной полосе в каждую строну, расширения есть только в зонах парковки и на разворотах.
До сооружения Лердальского тоннеля водителям приходилось делать крюк в 240 километров, либо преодолевать это расстояние по альтернативной горной дороге. Старый путь часто закрывали в зимние месяцы, да и разъехаться на дороге было непросто. Фактически там всего одна полоса движения.
Тоннель стал завершением европейского маршрута Е16, который позволяет передвигаться между Осло и Бергеном без паромного сообщения и сложных горных переходов – серпантинов.
О необходимости такого объекта говорили еще в 70-е. В 1992 году норвежцы определились с местом и финансированием. Стройка началась в 1995 году. За 5 лет работы было вывезено 2,5 млн кубометров горной породы. Стоимость проекта составила $113 млн.
Интересные факты о тоннеле
Норвежцы славятся своим качеством и особым подходом к строительству таких объектов. Всем было понятно, что длительная поездка в замкнутом пространстве может быть утомительной для водителей. Монотонность движения способна привести к снижению концентрации или засыпанию. Чтобы избежать этого, в тоннеле были сооружены три парковочные зоны.

По сути – это большие пещеры со специальным освещением протяженностью в 500 м. Если сама дорога освещается лампами теплых оттенков, то парковки буквально залиты синим холодным светом. Это «перезагружает» мозг, позволяет водителям отдохнуть и избежать клаустрофобии. Здесь же находятся зоны отдыха и места для разворотов. Такие парковки расположены с интервалом в 6 км.
Для дополнительного информирования водителей в тоннеле через каждый километр висят указатели пройденного пути и дистанции до конца подземной части дороги. У центральной разделительной полосы нанесены звуковые полосы – особая разметка, которая приводит к вибрациям автомобиля в том случае, если хотя бы одно колесо наезжает на нее. Это необходимо для того, чтобы избежать расфокусировки внимания водителя и предотвратить отклонение от полосы движения.
Система безопасности в тоннеле
На этом маршруте не предусмотрены запасные выходы. В них особо и нет необходимости, если учесть, что над тоннелем сотни миллионов тонн породы, а выйти из него по параллельным пешеходным путям достаточно проблематично. Напомню, что его длина составляет более 24 км. Так что в случае серьёзной аварии «добежать до выхода» вряд ли получится.
Но норвежские инженеры компенсировали этот недостаток другими средствами. Например, каждые 250 метров были установлены телефоны экстренной связи. По ним можно связаться с полицией, пожарными или больницами. Каждые 125 метров на стенах тоннеля расположены огнетушители.
Если водитель берет трубку экстренного телефона или огнетушитель, моментально срабатывают стоп-сигналы и предупреждения – «Развернуться и выйти». На всем протяжении тоннеля расположены 15 разворотных площадок, включая парковочные зоны. Водители обязаны доехать до ближайшего поворота и незамедлительно проследовать к выезду. На въездных арках также загорится предупреждение – «Туннель закрыт». Помимо этого, каждые 500 метров есть «карманы безопасности», в которых можно останавливаться в случае неисправности автомобиля.

В тоннелях висит большое количество самых разных камер. Есть контроль скорости. Если водители превышают отметку в 80 км/ч, нужно будет заплатить штраф. Никаких «порогов» в 20 км/ч в Норвегии нет. Превышение до 5 км/ч – 6800 рублей, 6-10 км/ч – 19000 рублей и т. д. Если решили проехать на 40 км/ч быстрее разрешенного, готовьтесь заплатить 90 тыс. рублей.
Также на въездах ведется постоянный подсчет автомобилей. То есть операторы всегда знают, сколько машин, техники или автобусов находится на объекте. В Лердане и Бергене круглосуточно работают центры безопасности, которые следят за трафиком и экстренными ситуациями. В тоннеле ловит радио, работают мобильные телефоны, есть возможность выхода в интернет.
Качество воздуха
Это очень важная составляющая работы любого подземного сооружения. Норвежцы ответственно подошли к проблеме поддержания необходимого количества кислорода в тоннеле. Работают системы вентиляции и очистки воздуха. Твердые частицы (пыль и сажа) удаляются электростатическим фильтром, а диоксид азота удаляется большим угольным фильтром.
На въездах установлены мощные вентиляторы, втягивающие свежий воздух. В центре тоннеля есть вентиляционная шахта, которая наоборот работает как вытяжка. Таким образом удается поддерживать комфортный микроклимат внутри сооружения.
Тоннель Рогфаст – норвежский гигант, который сможет затмить славу Лердаля
К 2029 году в Норвегии ожидается открытие еще одной подземной магистрали. Ее длина составит 27 км, а максимальная глубина – 392 метра. Тоннель станет частью европейской трассы Е39 и соединит города Кристиансанн – Ставангер – Хеугесунн – Берген. Уже сейчас известно, что с водителей будут снимать плату за проезд. Оно и понятно, стоимость проекта оценивают по меньшей мере в €1,73 млрд.
Информации по особенностям этого сооружения крайне мало. Известно только, что после окончания строительства, это будет самый протяженный автомобильный тоннель в мире.
Будущее Лердаля
Правительство Норвегии собирается провести существенную модернизацию тоннеля. Для этого планируется частичное и полное закрытие пути на определенный срок. Сейчас говорят, что с 2025 года маршрут будет закрываться на 14 часов каждый день на протяжении 4-х лет. Реконструкция необходима, чтобы тоннель подходил под обновленные стандарты безопасности движения в Европейском Союзе. Скорее всего, будет существенно улучшена система освещения пути и безопасность.

Далеко не все инфраструктурные объекты могут похвастаться статусом достопримечательности. А Лердальский тоннель может. Ежегодно тысячи туристов планирует свои маршруты таким образом, чтобы прокатиться по этому объекту и сделать несколько фотографий в «ледяных пещерах».
Кажется, что и у меня появился новый пункт в категории «обязательно посмотреть». Надеюсь, будет возможность устроить автомобильный тур по Норвегии и своими глазами увидеть все красоты этой страны.
- Карпов Андрей
- youtube.com, yandex.ru
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....