Лердаль: самый длинный автомобильный тоннель в мире
Первый в мире автомобильный тоннель открыли около 100 лет назад в США. Дорога прошла под рекой Гудзон и связала разные районы Нью-Йорка. На сегодняшний день в мире построены тысячи самых разных тоннелей. Их прокладывают в городах, в горных районах, под реками и даже проливами.
Норвегия славится своим неоднородным ландшафтом. Растущая экономика страны вынуждает власти постоянно развивать дорожную сеть. Чтобы преодолеть фьорды, горы, заливы и реки необходимо разрабатывать и применять уникальные технологии строительства.
Но сегодня хотим рассказать о самом длинном автомобильном тоннеле, который построили в Норвегии в 2000 году. Его общая длина составляет 24,5 км, а диаметр – 7,5 м. Лердальский тоннель соединяет муниципалитеты Лердаль и Аурланд в западной части страны и является важным инфраструктурным объектом для местных жителей и логистических компаний. Самая высокая точка горы, в которой прорыт путь, составляет 1600 метров.
Движение осуществляется по одной полосе в каждую строну, расширения есть только в зонах парковки и на разворотах.
До сооружения Лердальского тоннеля водителям приходилось делать крюк в 240 километров, либо преодолевать это расстояние по альтернативной горной дороге. Старый путь часто закрывали в зимние месяцы, да и разъехаться на дороге было непросто. Фактически там всего одна полоса движения.
Тоннель стал завершением европейского маршрута Е16, который позволяет передвигаться между Осло и Бергеном без паромного сообщения и сложных горных переходов – серпантинов.
О необходимости такого объекта говорили еще в 70-е. В 1992 году норвежцы определились с местом и финансированием. Стройка началась в 1995 году. За 5 лет работы было вывезено 2,5 млн кубометров горной породы. Стоимость проекта составила $113 млн.
Норвежцы славятся своим качеством и особым подходом к строительству таких объектов. Всем было понятно, что длительная поездка в замкнутом пространстве может быть утомительной для водителей. Монотонность движения способна привести к снижению концентрации или засыпанию. Чтобы избежать этого, в тоннеле были сооружены три парковочные зоны.
По сути – это большие пещеры со специальным освещением протяженностью в 500 м. Если сама дорога освещается лампами теплых оттенков, то парковки буквально залиты синим холодным светом. Это «перезагружает» мозг, позволяет водителям отдохнуть и избежать клаустрофобии. Здесь же находятся зоны отдыха и места для разворотов. Такие парковки расположены с интервалом в 6 км.
Для дополнительного информирования водителей в тоннеле через каждый километр висят указатели пройденного пути и дистанции до конца подземной части дороги. У центральной разделительной полосы нанесены звуковые полосы – особая разметка, которая приводит к вибрациям автомобиля в том случае, если хотя бы одно колесо наезжает на нее. Это необходимо для того, чтобы избежать расфокусировки внимания водителя и предотвратить отклонение от полосы движения.
На этом маршруте не предусмотрены запасные выходы. В них особо и нет необходимости, если учесть, что над тоннелем сотни миллионов тонн породы, а выйти из него по параллельным пешеходным путям достаточно проблематично. Напомню, что его длина составляет более 24 км. Так что в случае серьёзной аварии «добежать до выхода» вряд ли получится.
Но норвежские инженеры компенсировали этот недостаток другими средствами. Например, каждые 250 метров были установлены телефоны экстренной связи. По ним можно связаться с полицией, пожарными или больницами. Каждые 125 метров на стенах тоннеля расположены огнетушители.
Если водитель берет трубку экстренного телефона или огнетушитель, моментально срабатывают стоп-сигналы и предупреждения – «Развернуться и выйти». На всем протяжении тоннеля расположены 15 разворотных площадок, включая парковочные зоны. Водители обязаны доехать до ближайшего поворота и незамедлительно проследовать к выезду. На въездных арках также загорится предупреждение – «Туннель закрыт». Помимо этого, каждые 500 метров есть «карманы безопасности», в которых можно останавливаться в случае неисправности автомобиля.
В тоннелях висит большое количество самых разных камер. Есть контроль скорости. Если водители превышают отметку в 80 км/ч, нужно будет заплатить штраф. Никаких «порогов» в 20 км/ч в Норвегии нет. Превышение до 5 км/ч – 6800 рублей, 6-10 км/ч – 19000 рублей и т. д. Если решили проехать на 40 км/ч быстрее разрешенного, готовьтесь заплатить 90 тыс. рублей.
Также на въездах ведется постоянный подсчет автомобилей. То есть операторы всегда знают, сколько машин, техники или автобусов находится на объекте. В Лердане и Бергене круглосуточно работают центры безопасности, которые следят за трафиком и экстренными ситуациями. В тоннеле ловит радио, работают мобильные телефоны, есть возможность выхода в интернет.
Это очень важная составляющая работы любого подземного сооружения. Норвежцы ответственно подошли к проблеме поддержания необходимого количества кислорода в тоннеле. Работают системы вентиляции и очистки воздуха. Твердые частицы (пыль и сажа) удаляются электростатическим фильтром, а диоксид азота удаляется большим угольным фильтром.
На въездах установлены мощные вентиляторы, втягивающие свежий воздух. В центре тоннеля есть вентиляционная шахта, которая наоборот работает как вытяжка. Таким образом удается поддерживать комфортный микроклимат внутри сооружения.
К 2029 году в Норвегии ожидается открытие еще одной подземной магистрали. Ее длина составит 27 км, а максимальная глубина – 392 метра. Тоннель станет частью европейской трассы Е39 и соединит города Кристиансанн – Ставангер – Хеугесунн – Берген. Уже сейчас известно, что с водителей будут снимать плату за проезд. Оно и понятно, стоимость проекта оценивают по меньшей мере в €1,73 млрд.
Информации по особенностям этого сооружения крайне мало. Известно только, что после окончания строительства, это будет самый протяженный автомобильный тоннель в мире.
Правительство Норвегии собирается провести существенную модернизацию тоннеля. Для этого планируется частичное и полное закрытие пути на определенный срок. Сейчас говорят, что с 2025 года маршрут будет закрываться на 14 часов каждый день на протяжении 4-х лет. Реконструкция необходима, чтобы тоннель подходил под обновленные стандарты безопасности движения в Европейском Союзе. Скорее всего, будет существенно улучшена система освещения пути и безопасность.
Далеко не все инфраструктурные объекты могут похвастаться статусом достопримечательности. А Лердальский тоннель может. Ежегодно тысячи туристов планирует свои маршруты таким образом, чтобы прокатиться по этому объекту и сделать несколько фотографий в «ледяных пещерах».
Кажется, что и у меня появился новый пункт в категории «обязательно посмотреть». Надеюсь, будет возможность устроить автомобильный тур по Норвегии и своими глазами увидеть все красоты этой страны.
Норвегия славится своим неоднородным ландшафтом. Растущая экономика страны вынуждает власти постоянно развивать дорожную сеть. Чтобы преодолеть фьорды, горы, заливы и реки необходимо разрабатывать и применять уникальные технологии строительства.
Но сегодня хотим рассказать о самом длинном автомобильном тоннеле, который построили в Норвегии в 2000 году. Его общая длина составляет 24,5 км, а диаметр – 7,5 м. Лердальский тоннель соединяет муниципалитеты Лердаль и Аурланд в западной части страны и является важным инфраструктурным объектом для местных жителей и логистических компаний. Самая высокая точка горы, в которой прорыт путь, составляет 1600 метров.
Лердальский тоннель на карте. Фото: Yandex.ru/maps
Движение осуществляется по одной полосе в каждую строну, расширения есть только в зонах парковки и на разворотах.
До сооружения Лердальского тоннеля водителям приходилось делать крюк в 240 километров, либо преодолевать это расстояние по альтернативной горной дороге. Старый путь часто закрывали в зимние месяцы, да и разъехаться на дороге было непросто. Фактически там всего одна полоса движения.
Тоннель стал завершением европейского маршрута Е16, который позволяет передвигаться между Осло и Бергеном без паромного сообщения и сложных горных переходов – серпантинов.
О необходимости такого объекта говорили еще в 70-е. В 1992 году норвежцы определились с местом и финансированием. Стройка началась в 1995 году. За 5 лет работы было вывезено 2,5 млн кубометров горной породы. Стоимость проекта составила $113 млн.
Интересные факты о тоннеле
Норвежцы славятся своим качеством и особым подходом к строительству таких объектов. Всем было понятно, что длительная поездка в замкнутом пространстве может быть утомительной для водителей. Монотонность движения способна привести к снижению концентрации или засыпанию. Чтобы избежать этого, в тоннеле были сооружены три парковочные зоны.
Зоны отдыха в Лердальском тоннеле. Фото: YouTube.com
По сути – это большие пещеры со специальным освещением протяженностью в 500 м. Если сама дорога освещается лампами теплых оттенков, то парковки буквально залиты синим холодным светом. Это «перезагружает» мозг, позволяет водителям отдохнуть и избежать клаустрофобии. Здесь же находятся зоны отдыха и места для разворотов. Такие парковки расположены с интервалом в 6 км.
Для дополнительного информирования водителей в тоннеле через каждый километр висят указатели пройденного пути и дистанции до конца подземной части дороги. У центральной разделительной полосы нанесены звуковые полосы – особая разметка, которая приводит к вибрациям автомобиля в том случае, если хотя бы одно колесо наезжает на нее. Это необходимо для того, чтобы избежать расфокусировки внимания водителя и предотвратить отклонение от полосы движения.
Система безопасности в тоннеле
На этом маршруте не предусмотрены запасные выходы. В них особо и нет необходимости, если учесть, что над тоннелем сотни миллионов тонн породы, а выйти из него по параллельным пешеходным путям достаточно проблематично. Напомню, что его длина составляет более 24 км. Так что в случае серьёзной аварии «добежать до выхода» вряд ли получится.
Но норвежские инженеры компенсировали этот недостаток другими средствами. Например, каждые 250 метров были установлены телефоны экстренной связи. По ним можно связаться с полицией, пожарными или больницами. Каждые 125 метров на стенах тоннеля расположены огнетушители.
Если водитель берет трубку экстренного телефона или огнетушитель, моментально срабатывают стоп-сигналы и предупреждения – «Развернуться и выйти». На всем протяжении тоннеля расположены 15 разворотных площадок, включая парковочные зоны. Водители обязаны доехать до ближайшего поворота и незамедлительно проследовать к выезду. На въездных арках также загорится предупреждение – «Туннель закрыт». Помимо этого, каждые 500 метров есть «карманы безопасности», в которых можно останавливаться в случае неисправности автомобиля.
Лердальский тоннель. Фото: YouTube.com
В тоннелях висит большое количество самых разных камер. Есть контроль скорости. Если водители превышают отметку в 80 км/ч, нужно будет заплатить штраф. Никаких «порогов» в 20 км/ч в Норвегии нет. Превышение до 5 км/ч – 6800 рублей, 6-10 км/ч – 19000 рублей и т. д. Если решили проехать на 40 км/ч быстрее разрешенного, готовьтесь заплатить 90 тыс. рублей.
Также на въездах ведется постоянный подсчет автомобилей. То есть операторы всегда знают, сколько машин, техники или автобусов находится на объекте. В Лердане и Бергене круглосуточно работают центры безопасности, которые следят за трафиком и экстренными ситуациями. В тоннеле ловит радио, работают мобильные телефоны, есть возможность выхода в интернет.
Качество воздуха
Это очень важная составляющая работы любого подземного сооружения. Норвежцы ответственно подошли к проблеме поддержания необходимого количества кислорода в тоннеле. Работают системы вентиляции и очистки воздуха. Твердые частицы (пыль и сажа) удаляются электростатическим фильтром, а диоксид азота удаляется большим угольным фильтром.
На въездах установлены мощные вентиляторы, втягивающие свежий воздух. В центре тоннеля есть вентиляционная шахта, которая наоборот работает как вытяжка. Таким образом удается поддерживать комфортный микроклимат внутри сооружения.
Тоннель Рогфаст – норвежский гигант, который сможет затмить славу Лердаля
К 2029 году в Норвегии ожидается открытие еще одной подземной магистрали. Ее длина составит 27 км, а максимальная глубина – 392 метра. Тоннель станет частью европейской трассы Е39 и соединит города Кристиансанн – Ставангер – Хеугесунн – Берген. Уже сейчас известно, что с водителей будут снимать плату за проезд. Оно и понятно, стоимость проекта оценивают по меньшей мере в €1,73 млрд.
Информации по особенностям этого сооружения крайне мало. Известно только, что после окончания строительства, это будет самый протяженный автомобильный тоннель в мире.
Будущее Лердаля
Правительство Норвегии собирается провести существенную модернизацию тоннеля. Для этого планируется частичное и полное закрытие пути на определенный срок. Сейчас говорят, что с 2025 года маршрут будет закрываться на 14 часов каждый день на протяжении 4-х лет. Реконструкция необходима, чтобы тоннель подходил под обновленные стандарты безопасности движения в Европейском Союзе. Скорее всего, будет существенно улучшена система освещения пути и безопасность.
Выезд из Лердальского тоннеля. Фото: YouTube.com
Далеко не все инфраструктурные объекты могут похвастаться статусом достопримечательности. А Лердальский тоннель может. Ежегодно тысячи туристов планирует свои маршруты таким образом, чтобы прокатиться по этому объекту и сделать несколько фотографий в «ледяных пещерах».
Кажется, что и у меня появился новый пункт в категории «обязательно посмотреть». Надеюсь, будет возможность устроить автомобильный тур по Норвегии и своими глазами увидеть все красоты этой страны.
- Карпов Андрей
- youtube.com, yandex.ru
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...