Лердаль: самый длинный автомобильный тоннель в мире
Первый в мире автомобильный тоннель открыли около 100 лет назад в США. Дорога прошла под рекой Гудзон и связала разные районы Нью-Йорка. На сегодняшний день в мире построены тысячи самых разных тоннелей. Их прокладывают в городах, в горных районах, под реками и даже проливами.
Норвегия славится своим неоднородным ландшафтом. Растущая экономика страны вынуждает власти постоянно развивать дорожную сеть. Чтобы преодолеть фьорды, горы, заливы и реки необходимо разрабатывать и применять уникальные технологии строительства.
Но сегодня хотим рассказать о самом длинном автомобильном тоннеле, который построили в Норвегии в 2000 году. Его общая длина составляет 24,5 км, а диаметр – 7,5 м. Лердальский тоннель соединяет муниципалитеты Лердаль и Аурланд в западной части страны и является важным инфраструктурным объектом для местных жителей и логистических компаний. Самая высокая точка горы, в которой прорыт путь, составляет 1600 метров.
Движение осуществляется по одной полосе в каждую строну, расширения есть только в зонах парковки и на разворотах.
До сооружения Лердальского тоннеля водителям приходилось делать крюк в 240 километров, либо преодолевать это расстояние по альтернативной горной дороге. Старый путь часто закрывали в зимние месяцы, да и разъехаться на дороге было непросто. Фактически там всего одна полоса движения.
Тоннель стал завершением европейского маршрута Е16, который позволяет передвигаться между Осло и Бергеном без паромного сообщения и сложных горных переходов – серпантинов.
О необходимости такого объекта говорили еще в 70-е. В 1992 году норвежцы определились с местом и финансированием. Стройка началась в 1995 году. За 5 лет работы было вывезено 2,5 млн кубометров горной породы. Стоимость проекта составила $113 млн.
Норвежцы славятся своим качеством и особым подходом к строительству таких объектов. Всем было понятно, что длительная поездка в замкнутом пространстве может быть утомительной для водителей. Монотонность движения способна привести к снижению концентрации или засыпанию. Чтобы избежать этого, в тоннеле были сооружены три парковочные зоны.
По сути – это большие пещеры со специальным освещением протяженностью в 500 м. Если сама дорога освещается лампами теплых оттенков, то парковки буквально залиты синим холодным светом. Это «перезагружает» мозг, позволяет водителям отдохнуть и избежать клаустрофобии. Здесь же находятся зоны отдыха и места для разворотов. Такие парковки расположены с интервалом в 6 км.
Для дополнительного информирования водителей в тоннеле через каждый километр висят указатели пройденного пути и дистанции до конца подземной части дороги. У центральной разделительной полосы нанесены звуковые полосы – особая разметка, которая приводит к вибрациям автомобиля в том случае, если хотя бы одно колесо наезжает на нее. Это необходимо для того, чтобы избежать расфокусировки внимания водителя и предотвратить отклонение от полосы движения.
На этом маршруте не предусмотрены запасные выходы. В них особо и нет необходимости, если учесть, что над тоннелем сотни миллионов тонн породы, а выйти из него по параллельным пешеходным путям достаточно проблематично. Напомню, что его длина составляет более 24 км. Так что в случае серьёзной аварии «добежать до выхода» вряд ли получится.
Но норвежские инженеры компенсировали этот недостаток другими средствами. Например, каждые 250 метров были установлены телефоны экстренной связи. По ним можно связаться с полицией, пожарными или больницами. Каждые 125 метров на стенах тоннеля расположены огнетушители.
Если водитель берет трубку экстренного телефона или огнетушитель, моментально срабатывают стоп-сигналы и предупреждения – «Развернуться и выйти». На всем протяжении тоннеля расположены 15 разворотных площадок, включая парковочные зоны. Водители обязаны доехать до ближайшего поворота и незамедлительно проследовать к выезду. На въездных арках также загорится предупреждение – «Туннель закрыт». Помимо этого, каждые 500 метров есть «карманы безопасности», в которых можно останавливаться в случае неисправности автомобиля.
В тоннелях висит большое количество самых разных камер. Есть контроль скорости. Если водители превышают отметку в 80 км/ч, нужно будет заплатить штраф. Никаких «порогов» в 20 км/ч в Норвегии нет. Превышение до 5 км/ч – 6800 рублей, 6-10 км/ч – 19000 рублей и т. д. Если решили проехать на 40 км/ч быстрее разрешенного, готовьтесь заплатить 90 тыс. рублей.
Также на въездах ведется постоянный подсчет автомобилей. То есть операторы всегда знают, сколько машин, техники или автобусов находится на объекте. В Лердане и Бергене круглосуточно работают центры безопасности, которые следят за трафиком и экстренными ситуациями. В тоннеле ловит радио, работают мобильные телефоны, есть возможность выхода в интернет.
Это очень важная составляющая работы любого подземного сооружения. Норвежцы ответственно подошли к проблеме поддержания необходимого количества кислорода в тоннеле. Работают системы вентиляции и очистки воздуха. Твердые частицы (пыль и сажа) удаляются электростатическим фильтром, а диоксид азота удаляется большим угольным фильтром.
На въездах установлены мощные вентиляторы, втягивающие свежий воздух. В центре тоннеля есть вентиляционная шахта, которая наоборот работает как вытяжка. Таким образом удается поддерживать комфортный микроклимат внутри сооружения.
К 2029 году в Норвегии ожидается открытие еще одной подземной магистрали. Ее длина составит 27 км, а максимальная глубина – 392 метра. Тоннель станет частью европейской трассы Е39 и соединит города Кристиансанн – Ставангер – Хеугесунн – Берген. Уже сейчас известно, что с водителей будут снимать плату за проезд. Оно и понятно, стоимость проекта оценивают по меньшей мере в €1,73 млрд.
Информации по особенностям этого сооружения крайне мало. Известно только, что после окончания строительства, это будет самый протяженный автомобильный тоннель в мире.
Правительство Норвегии собирается провести существенную модернизацию тоннеля. Для этого планируется частичное и полное закрытие пути на определенный срок. Сейчас говорят, что с 2025 года маршрут будет закрываться на 14 часов каждый день на протяжении 4-х лет. Реконструкция необходима, чтобы тоннель подходил под обновленные стандарты безопасности движения в Европейском Союзе. Скорее всего, будет существенно улучшена система освещения пути и безопасность.
Далеко не все инфраструктурные объекты могут похвастаться статусом достопримечательности. А Лердальский тоннель может. Ежегодно тысячи туристов планирует свои маршруты таким образом, чтобы прокатиться по этому объекту и сделать несколько фотографий в «ледяных пещерах».
Кажется, что и у меня появился новый пункт в категории «обязательно посмотреть». Надеюсь, будет возможность устроить автомобильный тур по Норвегии и своими глазами увидеть все красоты этой страны.
Норвегия славится своим неоднородным ландшафтом. Растущая экономика страны вынуждает власти постоянно развивать дорожную сеть. Чтобы преодолеть фьорды, горы, заливы и реки необходимо разрабатывать и применять уникальные технологии строительства.
Но сегодня хотим рассказать о самом длинном автомобильном тоннеле, который построили в Норвегии в 2000 году. Его общая длина составляет 24,5 км, а диаметр – 7,5 м. Лердальский тоннель соединяет муниципалитеты Лердаль и Аурланд в западной части страны и является важным инфраструктурным объектом для местных жителей и логистических компаний. Самая высокая точка горы, в которой прорыт путь, составляет 1600 метров.
Лердальский тоннель на карте. Фото: Yandex.ru/maps
Движение осуществляется по одной полосе в каждую строну, расширения есть только в зонах парковки и на разворотах.
До сооружения Лердальского тоннеля водителям приходилось делать крюк в 240 километров, либо преодолевать это расстояние по альтернативной горной дороге. Старый путь часто закрывали в зимние месяцы, да и разъехаться на дороге было непросто. Фактически там всего одна полоса движения.
Тоннель стал завершением европейского маршрута Е16, который позволяет передвигаться между Осло и Бергеном без паромного сообщения и сложных горных переходов – серпантинов.
О необходимости такого объекта говорили еще в 70-е. В 1992 году норвежцы определились с местом и финансированием. Стройка началась в 1995 году. За 5 лет работы было вывезено 2,5 млн кубометров горной породы. Стоимость проекта составила $113 млн.
Интересные факты о тоннеле
Норвежцы славятся своим качеством и особым подходом к строительству таких объектов. Всем было понятно, что длительная поездка в замкнутом пространстве может быть утомительной для водителей. Монотонность движения способна привести к снижению концентрации или засыпанию. Чтобы избежать этого, в тоннеле были сооружены три парковочные зоны.
Зоны отдыха в Лердальском тоннеле. Фото: YouTube.com
По сути – это большие пещеры со специальным освещением протяженностью в 500 м. Если сама дорога освещается лампами теплых оттенков, то парковки буквально залиты синим холодным светом. Это «перезагружает» мозг, позволяет водителям отдохнуть и избежать клаустрофобии. Здесь же находятся зоны отдыха и места для разворотов. Такие парковки расположены с интервалом в 6 км.
Для дополнительного информирования водителей в тоннеле через каждый километр висят указатели пройденного пути и дистанции до конца подземной части дороги. У центральной разделительной полосы нанесены звуковые полосы – особая разметка, которая приводит к вибрациям автомобиля в том случае, если хотя бы одно колесо наезжает на нее. Это необходимо для того, чтобы избежать расфокусировки внимания водителя и предотвратить отклонение от полосы движения.
Система безопасности в тоннеле
На этом маршруте не предусмотрены запасные выходы. В них особо и нет необходимости, если учесть, что над тоннелем сотни миллионов тонн породы, а выйти из него по параллельным пешеходным путям достаточно проблематично. Напомню, что его длина составляет более 24 км. Так что в случае серьёзной аварии «добежать до выхода» вряд ли получится.
Но норвежские инженеры компенсировали этот недостаток другими средствами. Например, каждые 250 метров были установлены телефоны экстренной связи. По ним можно связаться с полицией, пожарными или больницами. Каждые 125 метров на стенах тоннеля расположены огнетушители.
Если водитель берет трубку экстренного телефона или огнетушитель, моментально срабатывают стоп-сигналы и предупреждения – «Развернуться и выйти». На всем протяжении тоннеля расположены 15 разворотных площадок, включая парковочные зоны. Водители обязаны доехать до ближайшего поворота и незамедлительно проследовать к выезду. На въездных арках также загорится предупреждение – «Туннель закрыт». Помимо этого, каждые 500 метров есть «карманы безопасности», в которых можно останавливаться в случае неисправности автомобиля.
Лердальский тоннель. Фото: YouTube.com
В тоннелях висит большое количество самых разных камер. Есть контроль скорости. Если водители превышают отметку в 80 км/ч, нужно будет заплатить штраф. Никаких «порогов» в 20 км/ч в Норвегии нет. Превышение до 5 км/ч – 6800 рублей, 6-10 км/ч – 19000 рублей и т. д. Если решили проехать на 40 км/ч быстрее разрешенного, готовьтесь заплатить 90 тыс. рублей.
Также на въездах ведется постоянный подсчет автомобилей. То есть операторы всегда знают, сколько машин, техники или автобусов находится на объекте. В Лердане и Бергене круглосуточно работают центры безопасности, которые следят за трафиком и экстренными ситуациями. В тоннеле ловит радио, работают мобильные телефоны, есть возможность выхода в интернет.
Качество воздуха
Это очень важная составляющая работы любого подземного сооружения. Норвежцы ответственно подошли к проблеме поддержания необходимого количества кислорода в тоннеле. Работают системы вентиляции и очистки воздуха. Твердые частицы (пыль и сажа) удаляются электростатическим фильтром, а диоксид азота удаляется большим угольным фильтром.
На въездах установлены мощные вентиляторы, втягивающие свежий воздух. В центре тоннеля есть вентиляционная шахта, которая наоборот работает как вытяжка. Таким образом удается поддерживать комфортный микроклимат внутри сооружения.
Тоннель Рогфаст – норвежский гигант, который сможет затмить славу Лердаля
К 2029 году в Норвегии ожидается открытие еще одной подземной магистрали. Ее длина составит 27 км, а максимальная глубина – 392 метра. Тоннель станет частью европейской трассы Е39 и соединит города Кристиансанн – Ставангер – Хеугесунн – Берген. Уже сейчас известно, что с водителей будут снимать плату за проезд. Оно и понятно, стоимость проекта оценивают по меньшей мере в €1,73 млрд.
Информации по особенностям этого сооружения крайне мало. Известно только, что после окончания строительства, это будет самый протяженный автомобильный тоннель в мире.
Будущее Лердаля
Правительство Норвегии собирается провести существенную модернизацию тоннеля. Для этого планируется частичное и полное закрытие пути на определенный срок. Сейчас говорят, что с 2025 года маршрут будет закрываться на 14 часов каждый день на протяжении 4-х лет. Реконструкция необходима, чтобы тоннель подходил под обновленные стандарты безопасности движения в Европейском Союзе. Скорее всего, будет существенно улучшена система освещения пути и безопасность.
Выезд из Лердальского тоннеля. Фото: YouTube.com
Далеко не все инфраструктурные объекты могут похвастаться статусом достопримечательности. А Лердальский тоннель может. Ежегодно тысячи туристов планирует свои маршруты таким образом, чтобы прокатиться по этому объекту и сделать несколько фотографий в «ледяных пещерах».
Кажется, что и у меня появился новый пункт в категории «обязательно посмотреть». Надеюсь, будет возможность устроить автомобильный тур по Норвегии и своими глазами увидеть все красоты этой страны.
- Карпов Андрей
- youtube.com, yandex.ru
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...