Studebaker Wagonaire – самый уникальный универсал 1960-х
В 2004 году компания GMC назвала сдвижную секцию крыши своего нового Envoy XUV «беспрецедентной». Четыре года спустя Форд назвал новую ступеньку задней двери Super Duty «инновацией». Возможно, ни один из них не осознавал, что «Студебеккер» опередил их сорок лет назад, причем на универсале.
Производство автомобилей в данном типе кузова быстро набирало обороты с начала 1950-х годов и даже удваивалось каждые три года, вплоть до 1957. В итоге, к концу десятилетия, универсал превратился в модель, продажи которой достигли показателя практически в один миллион автомобилей в год.
В 1960 модельном году в США было произведено 923 323 универсала, и они составляли порядка 15,6% всех автомобилей, выпущенных в этом году в Соединенных Штатах. Лидером в этой сфере, ожидаемо, была компания Ford, которая оказалась на вершине рейтинга со своими 292 304 экземплярами. На втором и третьем месте были Chevy и AMC – они выпустили 287 705 и 174 542 универсалов соответственно.
Автопроизводитель, о котором мы будем говорить сегодня – «Студебеккер» – был от них далеко позади, очень далеко. Но зато они могут похвастать тем, что за короткий срок выпустили одну из самых уникальных и узнаваемых моделей десятилетия.
Вряд ли можно найти еще одну такую автомобильную компанию, которая когда-либо выжимала столько оригинальных и интересных продуктов за такие небольшие деньги, как Studebaker в 1960-х годах. К 1961 году у компании уже был печальный восьмилетний опыт выживания. Они постоянно находились в поиске, пытаясь найти выход из сложившейся ситуации и избежать банкротства.
И вот, в какой-то момент, им, кажется, «улыбнулась удача» в лице нового президента – Шервуда Эгберта. Он однозначно не был готов просто так сдаваться, и под его руководством предприятие в последние годы своего существования развернуло очень «бурную деятельность». Наиболее примечательными новинками в то время стали вызывающего вида персональные купе Avanti и Gran Turismo Hawk.
Но была еще одна новинка, заслуживающая внимания. Это Wagonaire – универсал с инновационной сдвижной крышей. Автомобиль был создан на базе модели Lark – компактного маслкара, который впервые был выпущен в 1959 году, и, надо сказать, сразу нашел отклик у покупателей. За первый год было продано 131 075 экземпляров.
Но долгожданный успех и на этот раз оказался недолгим. Автопроизводитель из Индианы снова столкнулся с жесткой конкуренцией со стороны Детройта, и продажи «Жаворонка», (а именно так переводится его название) начали падать. В итоге, в 1961 году производство сократилось до 66 585 единиц.
Тогда компания наняла промышленного дизайнера Брукса Стивенса. Ему доверили разработку нового революционного автомобиля, который помог бы компании удержаться на плаву. Поскольку, как мы знаем, финансовая ситуация в компании была не «ах», то о выпуске машины «с нуля» речи не шло.
В условиях минимальных затрат Стивенс аккуратно начал с изменения форм. Он немного расширил заднюю часть и сгладил крылья, за счет чего купе, кабриолеты и седаны Lark 1962 года выпуска стали более привлекательными.
Однако самые большие изменения коснулись универсала Lark, когда Стивенс в 1963 году провел его капитальное преображение. Дизайнер отказался от всего, что находится за передними стойками, в пользу более плоской линии крыши, тонких стоек, высоких окон и четко очерченных задних крыльев. Новый авто, вошедший в модельный ряд Lark Daytona, получил название Wagonaire. Но при этом очень многие отмечают тот факт, что и имя, и внешний вид машины были поразительно похожи на другой новый продукт, разработанный Стивенсом — Jeep Wagoneer.
Стивенс предусмотрел для универсала Studebaker одну уникальную особенность, которую перенес со своего концептуального фаэтона Scimitar 1959 года. А именно, часть крыши, находящаяся непосредственно над грузовым отсеком, могла убираться в переднюю панель. Автомобиль оснащался специальным механизмом с парой гусениц, который позволял задней панели крыши скользить вперед по обшивке потолка. Таким образом выдвижная крыша оставляла секцию багажника полностью открытой. Это позволило владельцам перевозить предметы, которые из-за своих габаритов не поместились бы в обычный универсал.
Но, правда, воплотить концепцию в жизнь было не так просто, как казалось изначально. Оригинальная конструкция крыши потребовала наличия усилителей X-образной рамы, противовесов в передних углах автомобиля и четырех водосточных трубок, расположенных вдоль крыши. Последние, теоретически, должны были отводить дождевую воду. Но на самом деле они требовали постоянного внимания, так как зачастую быстро забивались мусором и вода начинала капать в салон.
Это спровоцировало первые негативные отзывы от покупателей в самом начале продаж Wagonaire. Тогда в компании приняли решение о запуске производства версии с фиксированной крышей, которая была на 100 долларов дешевле. При этом выпуск автомобилей со сдвижной конструкцией крыши они не прекращали.
Рекламные объявления представляли Wagonaire как «автомобиль три в одном». Он мог функционировать как рабочий универсал, семейный седан и кабриолет. Габариты «Вагонера» были следующие:
✅ длина – 4831 мм
✅ ширина – 1810 мм
✅ высота – 1448 мм
✅ колесная база – 2870 мм
Модели были шестиместные, с доступной в качестве дополнительной опции установкой третьего ряда сидений. Тогда количество пассажиров могло увеличиваться до девяти.
Что касается технического оснащения Wagonaire, то известно, что в 1963 и 1964 годах использовались двигатели с верхним расположением клапанов на 170 куб. см и мощностью 112 л. с. или V8 на 259 куб. см и мощностью 180 л. с.
Также можно было выбрать один из двух высокопроизводительных двигателей, изначально разработанных для нового спортивного купе Avanti. Это был V-8 с высокой степенью сжатия и мощностью 240 л. с. мотор R1, и оснащенный нагнетателем Paxton – R2, который развивал мощность где-то между 280 и 300 л. с. Более того, любой из них можно было заказать с высокопроизводительным пакетом, в который входил задний стабилизатор поперечной устойчивости, дифференциал повышенного трения, а также более жесткие пружины и амортизаторы.
К концу 1963 года Studebaker закрыла свою сборочную линию в Саут-Бенде, и начиная с 1964 года автомобили Wagonaire строились только на их заводе в Канаде. Они оснащались уже моторами V8, произведенными на канадском предприятии General Motors в Маккинноне. Эти же силовые агрегаты использовались в канадских «Понтиаках».
Что касается объема продаж, на рост которых так рассчитывало руководство фирмы, то Wagonaire, к сожалению, ситуацию переломить не смог. Даже в первый год его появления на рынке ожидания не оправдались. Всего же за весь период, начиная с 1963 и по 1966 год, когда «Студебекер» полностью остановил свое производство, универсалов с выдвижной крышей было продано около 12 000 экземпляров. Сколько из них сохранилось до настоящего момента остается только догадываться.
Бум универсалов
Производство автомобилей в данном типе кузова быстро набирало обороты с начала 1950-х годов и даже удваивалось каждые три года, вплоть до 1957. В итоге, к концу десятилетия, универсал превратился в модель, продажи которой достигли показателя практически в один миллион автомобилей в год.
Studebaker Wagonaire – фас. Фото: YouTube.com
В 1960 модельном году в США было произведено 923 323 универсала, и они составляли порядка 15,6% всех автомобилей, выпущенных в этом году в Соединенных Штатах. Лидером в этой сфере, ожидаемо, была компания Ford, которая оказалась на вершине рейтинга со своими 292 304 экземплярами. На втором и третьем месте были Chevy и AMC – они выпустили 287 705 и 174 542 универсалов соответственно.
Автопроизводитель, о котором мы будем говорить сегодня – «Студебеккер» – был от них далеко позади, очень далеко. Но зато они могут похвастать тем, что за короткий срок выпустили одну из самых уникальных и узнаваемых моделей десятилетия.
«Конфетка из ничего»
Вряд ли можно найти еще одну такую автомобильную компанию, которая когда-либо выжимала столько оригинальных и интересных продуктов за такие небольшие деньги, как Studebaker в 1960-х годах. К 1961 году у компании уже был печальный восьмилетний опыт выживания. Они постоянно находились в поиске, пытаясь найти выход из сложившейся ситуации и избежать банкротства.
Оригинальная конструкция крыши Studebaker Wagonaire – закрывалась вручную. Фото: YouTube.com
И вот, в какой-то момент, им, кажется, «улыбнулась удача» в лице нового президента – Шервуда Эгберта. Он однозначно не был готов просто так сдаваться, и под его руководством предприятие в последние годы своего существования развернуло очень «бурную деятельность». Наиболее примечательными новинками в то время стали вызывающего вида персональные купе Avanti и Gran Turismo Hawk.
Но была еще одна новинка, заслуживающая внимания. Это Wagonaire – универсал с инновационной сдвижной крышей. Автомобиль был создан на базе модели Lark – компактного маслкара, который впервые был выпущен в 1959 году, и, надо сказать, сразу нашел отклик у покупателей. За первый год было продано 131 075 экземпляров.
Но долгожданный успех и на этот раз оказался недолгим. Автопроизводитель из Индианы снова столкнулся с жесткой конкуренцией со стороны Детройта, и продажи «Жаворонка», (а именно так переводится его название) начали падать. В итоге, в 1961 году производство сократилось до 66 585 единиц.
В универсале Wagonaire можно перевозить негабаритный груз. Фото: YouTube.com
Тогда компания наняла промышленного дизайнера Брукса Стивенса. Ему доверили разработку нового революционного автомобиля, который помог бы компании удержаться на плаву. Поскольку, как мы знаем, финансовая ситуация в компании была не «ах», то о выпуске машины «с нуля» речи не шло.
В условиях минимальных затрат Стивенс аккуратно начал с изменения форм. Он немного расширил заднюю часть и сгладил крылья, за счет чего купе, кабриолеты и седаны Lark 1962 года выпуска стали более привлекательными.
Однако самые большие изменения коснулись универсала Lark, когда Стивенс в 1963 году провел его капитальное преображение. Дизайнер отказался от всего, что находится за передними стойками, в пользу более плоской линии крыши, тонких стоек, высоких окон и четко очерченных задних крыльев. Новый авто, вошедший в модельный ряд Lark Daytona, получил название Wagonaire. Но при этом очень многие отмечают тот факт, что и имя, и внешний вид машины были поразительно похожи на другой новый продукт, разработанный Стивенсом — Jeep Wagoneer.
Крыша с ручным управлением
Стивенс предусмотрел для универсала Studebaker одну уникальную особенность, которую перенес со своего концептуального фаэтона Scimitar 1959 года. А именно, часть крыши, находящаяся непосредственно над грузовым отсеком, могла убираться в переднюю панель. Автомобиль оснащался специальным механизмом с парой гусениц, который позволял задней панели крыши скользить вперед по обшивке потолка. Таким образом выдвижная крыша оставляла секцию багажника полностью открытой. Это позволило владельцам перевозить предметы, которые из-за своих габаритов не поместились бы в обычный универсал.
Заднее стекло в Wagonaire открывалось и закрывалось с улицы. Фото: YouTube.com
Но, правда, воплотить концепцию в жизнь было не так просто, как казалось изначально. Оригинальная конструкция крыши потребовала наличия усилителей X-образной рамы, противовесов в передних углах автомобиля и четырех водосточных трубок, расположенных вдоль крыши. Последние, теоретически, должны были отводить дождевую воду. Но на самом деле они требовали постоянного внимания, так как зачастую быстро забивались мусором и вода начинала капать в салон.
Это спровоцировало первые негативные отзывы от покупателей в самом начале продаж Wagonaire. Тогда в компании приняли решение о запуске производства версии с фиксированной крышей, которая была на 100 долларов дешевле. При этом выпуск автомобилей со сдвижной конструкцией крыши они не прекращали.
Панель управления и передний «диван» Wagonaire. Фото: YouTube.com
Рекламные объявления представляли Wagonaire как «автомобиль три в одном». Он мог функционировать как рабочий универсал, семейный седан и кабриолет. Габариты «Вагонера» были следующие:
✅ длина – 4831 мм
✅ ширина – 1810 мм
✅ высота – 1448 мм
✅ колесная база – 2870 мм
Модели были шестиместные, с доступной в качестве дополнительной опции установкой третьего ряда сидений. Тогда количество пассажиров могло увеличиваться до девяти.
Под капотом Wagonaire
Что касается технического оснащения Wagonaire, то известно, что в 1963 и 1964 годах использовались двигатели с верхним расположением клапанов на 170 куб. см и мощностью 112 л. с. или V8 на 259 куб. см и мощностью 180 л. с.
Также можно было выбрать один из двух высокопроизводительных двигателей, изначально разработанных для нового спортивного купе Avanti. Это был V-8 с высокой степенью сжатия и мощностью 240 л. с. мотор R1, и оснащенный нагнетателем Paxton – R2, который развивал мощность где-то между 280 и 300 л. с. Более того, любой из них можно было заказать с высокопроизводительным пакетом, в который входил задний стабилизатор поперечной устойчивости, дифференциал повышенного трения, а также более жесткие пружины и амортизаторы.
К концу 1963 года Studebaker закрыла свою сборочную линию в Саут-Бенде, и начиная с 1964 года автомобили Wagonaire строились только на их заводе в Канаде. Они оснащались уже моторами V8, произведенными на канадском предприятии General Motors в Маккинноне. Эти же силовые агрегаты использовались в канадских «Понтиаках».
Под капотом Wagonaire. Фото: YouTube.com
Что касается объема продаж, на рост которых так рассчитывало руководство фирмы, то Wagonaire, к сожалению, ситуацию переломить не смог. Даже в первый год его появления на рынке ожидания не оправдались. Всего же за весь период, начиная с 1963 и по 1966 год, когда «Студебекер» полностью остановил свое производство, универсалов с выдвижной крышей было продано около 12 000 экземпляров. Сколько из них сохранилось до настоящего момента остается только догадываться.
- Lilu
- www.youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...