
ГАЗ-13 Чайка – советская «птица» высокого полета
Советский автопром никогда не радовал водителей разнообразием. Но примерно до середины 1960-х годов машины, выпускаемые в СССР были красивыми, со своим характером и харизмой.
И это не просто слова – в той же Европе покупали ГАЗ-21 Волгу и Москвичи разных моделей, принося стране-изготовителю валюту.
Конечно, советские автомобили для простых людей были бюджетными, но легковые ГАЗ, а тем более ЗИС/ЗИЛ, всегда выделялись на этом фоне. Но они и не предназначались для простых граждан – только для достойных.
Такие Москвичи были очень популярны в Европе! Фото: Youtube.com
Но ГАЗ-13 Чайка – самый красивый советский автомобиль, был доступен только чиновникам. Хотя в табеле о рангах он негласно стоял за ЗИЛ.
Советские лидеры любили американский автопром. Например, Сталин ездил на Packard. Даже после появления ЗиС-110, который создан «по мотивам» Паккарда 180, вождь не изменил привычкам.
Хрущев тоже ездил на американском Cadillac Fleetwood 75. Так что общая направленность развития автомобилей премиального класса понятна.
Ничего удивительного в этом нет – в США выпускали лучшие в мире роскошные машины. Советский Союз старался обогнать вечного противника/партнера и иногда откровенного врага.
Но через 10 лет автомобиль ЗИМ/ГАЗ-12 безнадежно устарел. Конечно, в СССР он смотрелся роскошно, но по сравнению с американскими новыми моделями был далек от совершенства.
ЗИМ/ГАЗ-12 в середине 1950-х годов устарел. Фото: Youtube.com
Как раз в это время наступила знаменитая «хрущевская оттепель» – отношения между могущественными мировыми державами улучшились. Но противостояние никуда не делось – СССР должен был доказать, что он ничем не хуже, чем его заокеанский сосед.
Нужно было в срочном порядке выпускать новые модели представительских автомобилей – ведь их видели послы и дипломаты, приезжающие в Советский Союз.
В США купили несколько Packard Patrician и Caribbean – на них должны были равняться конструкторы и художники (дизайнеры), работающие на ГАЗ и ЗИЛ. Так появились новые советские модели автомобилей для чиновников высокого ранга.
Главными «отцами» для Чайки стали конструкторы Просвирин, Юмашев и художник Лебедев. Новый автомобиль получился совершенно непохожим на ГАЗ-12, зато очевидное сходство с Паккардами просматривалось за версту.
Packard Patrician для сравнения. Фото: Youtube.com
В первую очередь конструкторы отказались от несущей конструкции в пользу рамы. Кузов крепился к ней через резиновые проставки – таким образом избавились от жесткости.
ГАЗ-13 Чайка стал современным автомобилем, получив ряд новшеств:
По сравнению с европейским автопромом, который только недавно оправился от последствий войны, ГАЗ-13 выглядел роскошно. Его можно было ставить на одну линейку с лимузинами из США.
Мотор получился объемом в 4,89 литра и выдавал 180 л. с. После испытаний двигатель переделали. Рабочий объем увеличили до 5,5, мощность – до 195 л. с.
Внешность в стиле американского автопрома. Фото: Youtube.com
Специально для тех, кто уверен в том, что конструкторы просто скопировали двигатель Крайслер. Советский мотор был с алюминиевым, а не чугунным блоком. Это требовало иной системы охлаждения как минимум, не считая других особенностей.
Опытный экземпляр ГАЗ-13 Чайка был представлен партийной элите летом 1957 года. Он получил необычную расцветку – вишневый низ и кремовый верх. Модель прошла все испытания, к ней присоединились еще несколько образцов.
Серийное производство началось в 1959 году.
Изначально автомобили собирали штучно. Все они красились только в черный цвет – ГАЗ-13 Чайка должна была выглядеть серьезно.
Двигатель карбюраторный с рабочим объемом 5,5 литра. Фото: Youtube.com
Первыми лимузин получили заместители высшей правительственной элиты. Потом дипломатический корпус в Москве. Послы дружественных СССР стран у себя на родине тоже передвигались на Чайках, по крайней мере, всеми правдами и неправдами старались выпросить себе эти автомобили.
Первая модернизация ГАЗ-13 Чайка произошла в 1962 году.
Изменения были минимальными:
В 1970-х годах автомобиль еще неоднократно обновлялся, но только в мелочах. Например, тормоза стали двухконтурными, появились новые ремни безопасности и коротковолновый радиоприемник.
ГАЗ-13 Чайка изначально был идеальным автомобилем, поэтому он не нуждался в серьезных доработках. Это позволило ему продержаться на конвейере 22 года.
Хотя считается, что советский автомобиль выпускался только в одном типе кузова (седан), на самом деле, были еще заводские универсалы, кабриолеты и лимузины.
Универсал ГАЗ-13С для медперсонала. Фото: Youtube.com
ГАЗ-13С – это специфическая модель, созданная по заказу Министерства здравоохранения. Универсалы предназначались для медицинских работников, которые обслуживали партийную элиту и членов их семей.
Примечательно, что переделывали Чайку не на Горьковском автомобильном заводе, а отправляли на RAF. Там машину оборудовали для медицинских целей.
Вес ГАЗ-13С, который называли «Черная Врачиха» увеличился с 2,66 до 3 тонн, из-за чего пришлось усиливать заднюю подвеску.
Считается, что было выпущено 20 универсалов, из них сохранилось 12 экземпляров.
Кабриолеты ГАЗ-13Б Чайка выпускались на Горьковском автомобильном заводе. Их собирали только с 1961 по 1962 годы. Машины предназначались для «высоких» гостей и чиновников СССР, посещающих Крым и Кавказ.
Самой редкой заводской моделью считается ГАЗ-13А. Это Чайка в исполнении лимузин, хотя снаружи она ничем не отличалась от седана. Разница только внутри – специальная перегородка в салоне, отделяющая пассажиров от водителя.
В 1977 году началось производство нового автомобиля, пришедшего на смену ГАЗ-13 – это ГАЗ-14. Но устаревшая модель продолжала выпускаться еще несколько лет.
Примерно в это время обычные люди тоже могли приобщиться к таким автомобилям, хотя, для этого нужно было жениться или выйти замуж. Списанные ГАЗ-13 Чайка отдавали в ЗАГСы, где они работали в качестве свадебных лимузинов.
Редкий кабриолет ГАЗ-13Б. Фото: Youtube.com
В первой половине 1980-х годов ГАЗ-13 Чайка был постепенно вытеснен новой моделью – ГАЗ-14. Это и стало закатом карьеры самого красивого советского легкового автомобиля.
Сейчас приобрести ГАЗ-13 Чайку несложно – в продаже есть 15-20 экземпляров в кузове седан. Все машины, как правило, заботливо отреставрированы, по крайней мере, гнилых вариантов давно уже не встречается.
Минимальная цена за ГАЗ-13 Чайка начинается от 3,5 млн. рублей. За самую дорогую машину просят 16 млн.
Но покупая ГАЗ-13 Чайка, нужно понимать – это выгодное вложение средств. Если сохранить машину, то цена с годами будет только расти.
Поездка на Чайке – это возвращение в советскую эпоху с ее непередаваемым колоритом. Автомобиль является настоящей капсулой времени, способной вернуть в детство! Разве это не стоит 3,5 млн. рублей?
И это не просто слова – в той же Европе покупали ГАЗ-21 Волгу и Москвичи разных моделей, принося стране-изготовителю валюту.
Конечно, советские автомобили для простых людей были бюджетными, но легковые ГАЗ, а тем более ЗИС/ЗИЛ, всегда выделялись на этом фоне. Но они и не предназначались для простых граждан – только для достойных.

Но ГАЗ-13 Чайка – самый красивый советский автомобиль, был доступен только чиновникам. Хотя в табеле о рангах он негласно стоял за ЗИЛ.
История появления
Советские лидеры любили американский автопром. Например, Сталин ездил на Packard. Даже после появления ЗиС-110, который создан «по мотивам» Паккарда 180, вождь не изменил привычкам.
Хрущев тоже ездил на американском Cadillac Fleetwood 75. Так что общая направленность развития автомобилей премиального класса понятна.
Ничего удивительного в этом нет – в США выпускали лучшие в мире роскошные машины. Советский Союз старался обогнать вечного противника/партнера и иногда откровенного врага.
ЗИМ/ГАЗ-12 был служебным автомобилем для чиновников высокого ранга, но не первых лиц, а их заместителей. Машина скопировала внешность американских моделей второй половины 1940-х годов, но являлась собственной разработкой.
Но через 10 лет автомобиль ЗИМ/ГАЗ-12 безнадежно устарел. Конечно, в СССР он смотрелся роскошно, но по сравнению с американскими новыми моделями был далек от совершенства.

Как раз в это время наступила знаменитая «хрущевская оттепель» – отношения между могущественными мировыми державами улучшились. Но противостояние никуда не делось – СССР должен был доказать, что он ничем не хуже, чем его заокеанский сосед.
Нужно было в срочном порядке выпускать новые модели представительских автомобилей – ведь их видели послы и дипломаты, приезжающие в Советский Союз.
В США купили несколько Packard Patrician и Caribbean – на них должны были равняться конструкторы и художники (дизайнеры), работающие на ГАЗ и ЗИЛ. Так появились новые советские модели автомобилей для чиновников высокого ранга.
Технические особенности ГАЗ-13
Главными «отцами» для Чайки стали конструкторы Просвирин, Юмашев и художник Лебедев. Новый автомобиль получился совершенно непохожим на ГАЗ-12, зато очевидное сходство с Паккардами просматривалось за версту.

В первую очередь конструкторы отказались от несущей конструкции в пользу рамы. Кузов крепился к ней через резиновые проставки – таким образом избавились от жесткости.
ГАЗ-13 Чайка стал современным автомобилем, получив ряд новшеств:
- ? Кнопочную АКПП
- ? ГУР
- ? Вакуумный усилитель тормозов
- ? Бескамерные покрышки
- ? Автоматические стеклоподъемники и антенну
По сравнению с европейским автопромом, который только недавно оправился от последствий войны, ГАЗ-13 выглядел роскошно. Его можно было ставить на одну линейку с лимузинами из США.
Двигатель для преемника ЗИМ/ГАЗ-12 тоже решили разработать с нуля. Естественно, за основу были взяты моторы Паккардов – Chrysler V8. Только копировать его не стали, а просто сделали свой «по мотивам». Взяв два двигателя от ГАЗ-21, их объединили в единый силовой агрегат.
Мотор получился объемом в 4,89 литра и выдавал 180 л. с. После испытаний двигатель переделали. Рабочий объем увеличили до 5,5, мощность – до 195 л. с.

Специально для тех, кто уверен в том, что конструкторы просто скопировали двигатель Крайслер. Советский мотор был с алюминиевым, а не чугунным блоком. Это требовало иной системы охлаждения как минимум, не считая других особенностей.
Первые модификации
Опытный экземпляр ГАЗ-13 Чайка был представлен партийной элите летом 1957 года. Он получил необычную расцветку – вишневый низ и кремовый верх. Модель прошла все испытания, к ней присоединились еще несколько образцов.
Серийное производство началось в 1959 году.
Изначально автомобили собирали штучно. Все они красились только в черный цвет – ГАЗ-13 Чайка должна была выглядеть серьезно.

Первыми лимузин получили заместители высшей правительственной элиты. Потом дипломатический корпус в Москве. Послы дружественных СССР стран у себя на родине тоже передвигались на Чайках, по крайней мере, всеми правдами и неправдами старались выпросить себе эти автомобили.
Обновления модели
Первая модернизация ГАЗ-13 Чайка произошла в 1962 году.
Изменения были минимальными:
- ? Карбюратор К-114
- ? Колпаки с другим дизайном
- ? Новая отделка салона
В 1970-х годах автомобиль еще неоднократно обновлялся, но только в мелочах. Например, тормоза стали двухконтурными, появились новые ремни безопасности и коротковолновый радиоприемник.
ГАЗ-13 Чайка изначально был идеальным автомобилем, поэтому он не нуждался в серьезных доработках. Это позволило ему продержаться на конвейере 22 года.
Разнообразие модельного ряда
Хотя считается, что советский автомобиль выпускался только в одном типе кузова (седан), на самом деле, были еще заводские универсалы, кабриолеты и лимузины.

ГАЗ-13С – это специфическая модель, созданная по заказу Министерства здравоохранения. Универсалы предназначались для медицинских работников, которые обслуживали партийную элиту и членов их семей.
Примечательно, что переделывали Чайку не на Горьковском автомобильном заводе, а отправляли на RAF. Там машину оборудовали для медицинских целей.
Вес ГАЗ-13С, который называли «Черная Врачиха» увеличился с 2,66 до 3 тонн, из-за чего пришлось усиливать заднюю подвеску.
Считается, что было выпущено 20 универсалов, из них сохранилось 12 экземпляров.
Кабриолеты ГАЗ-13Б Чайка выпускались на Горьковском автомобильном заводе. Их собирали только с 1961 по 1962 годы. Машины предназначались для «высоких» гостей и чиновников СССР, посещающих Крым и Кавказ.
Самой редкой заводской моделью считается ГАЗ-13А. Это Чайка в исполнении лимузин, хотя снаружи она ничем не отличалась от седана. Разница только внутри – специальная перегородка в салоне, отделяющая пассажиров от водителя.
Конец карьеры
В 1977 году началось производство нового автомобиля, пришедшего на смену ГАЗ-13 – это ГАЗ-14. Но устаревшая модель продолжала выпускаться еще несколько лет.
Примерно в это время обычные люди тоже могли приобщиться к таким автомобилям, хотя, для этого нужно было жениться или выйти замуж. Списанные ГАЗ-13 Чайка отдавали в ЗАГСы, где они работали в качестве свадебных лимузинов.

В первой половине 1980-х годов ГАЗ-13 Чайка был постепенно вытеснен новой моделью – ГАЗ-14. Это и стало закатом карьеры самого красивого советского легкового автомобиля.
Сейчас приобрести ГАЗ-13 Чайку несложно – в продаже есть 15-20 экземпляров в кузове седан. Все машины, как правило, заботливо отреставрированы, по крайней мере, гнилых вариантов давно уже не встречается.
Минимальная цена за ГАЗ-13 Чайка начинается от 3,5 млн. рублей. За самую дорогую машину просят 16 млн.
Но покупая ГАЗ-13 Чайка, нужно понимать – это выгодное вложение средств. Если сохранить машину, то цена с годами будет только расти.
Поездка на Чайке – это возвращение в советскую эпоху с ее непередаваемым колоритом. Автомобиль является настоящей капсулой времени, способной вернуть в детство! Разве это не стоит 3,5 млн. рублей?
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....