ГАЗ-13 Чайка – советская «птица» высокого полета
4 948

ГАЗ-13 Чайка – советская «птица» высокого полета

Советский автопром никогда не радовал водителей разнообразием. Но примерно до середины 1960-х годов машины, выпускаемые в СССР были красивыми, со своим характером и харизмой.


И это не просто слова – в той же Европе покупали ГАЗ-21 Волгу и Москвичи разных моделей, принося стране-изготовителю валюту.

Конечно, советские автомобили для простых людей были бюджетными, но легковые ГАЗ, а тем более ЗИС/ЗИЛ, всегда выделялись на этом фоне. Но они и не предназначались для простых граждан – только для достойных.

ГАЗ-13 Чайка – советская «птица» высокого полетаТакие Москвичи были очень популярны в Европе! Фото: Youtube.com


Но ГАЗ-13 Чайка – самый красивый советский автомобиль, был доступен только чиновникам. Хотя в табеле о рангах он негласно стоял за ЗИЛ.

История появления


Советские лидеры любили американский автопром. Например, Сталин ездил на Packard. Даже после появления ЗиС-110, который создан «по мотивам» Паккарда 180, вождь не изменил привычкам.

Хрущев тоже ездил на американском Cadillac Fleetwood 75. Так что общая направленность развития автомобилей премиального класса понятна.
Ничего удивительного в этом нет – в США выпускали лучшие в мире роскошные машины. Советский Союз старался обогнать вечного противника/партнера и иногда откровенного врага.

ЗИМ/ГАЗ-12 был служебным автомобилем для чиновников высокого ранга, но не первых лиц, а их заместителей. Машина скопировала внешность американских моделей второй половины 1940-х годов, но являлась собственной разработкой.


Но через 10 лет автомобиль ЗИМ/ГАЗ-12 безнадежно устарел. Конечно, в СССР он смотрелся роскошно, но по сравнению с американскими новыми моделями был далек от совершенства.

ЗИМ/ГАЗ-12 в середине 1950-х годов устарел. Фото: Youtube.com


Как раз в это время наступила знаменитая «хрущевская оттепель» – отношения между могущественными мировыми державами улучшились. Но противостояние никуда не делось – СССР должен был доказать, что он ничем не хуже, чем его заокеанский сосед.

Нужно было в срочном порядке выпускать новые модели представительских автомобилей – ведь их видели послы и дипломаты, приезжающие в Советский Союз.

В США купили несколько Packard Patrician и Caribbean – на них должны были равняться конструкторы и художники (дизайнеры), работающие на ГАЗ и ЗИЛ. Так появились новые советские модели автомобилей для чиновников высокого ранга.

Технические особенности ГАЗ-13


Главными «отцами» для Чайки стали конструкторы Просвирин, Юмашев и художник Лебедев. Новый автомобиль получился совершенно непохожим на ГАЗ-12, зато очевидное сходство с Паккардами просматривалось за версту.

Packard Patrician для сравнения. Фото: Youtube.com


В первую очередь конструкторы отказались от несущей конструкции в пользу рамы. Кузов крепился к ней через резиновые проставки – таким образом избавились от жесткости.

ГАЗ-13 Чайка стал современным автомобилем, получив ряд новшеств:

  • ? Кнопочную АКПП
  • ? ГУР
  • ? Вакуумный усилитель тормозов
  • ? Бескамерные покрышки
  • ? Автоматические стеклоподъемники и антенну


По сравнению с европейским автопромом, который только недавно оправился от последствий войны, ГАЗ-13 выглядел роскошно. Его можно было ставить на одну линейку с лимузинами из США.

Двигатель для преемника ЗИМ/ГАЗ-12 тоже решили разработать с нуля. Естественно, за основу были взяты моторы Паккардов – Chrysler V8. Только копировать его не стали, а просто сделали свой «по мотивам». Взяв два двигателя от ГАЗ-21, их объединили в единый силовой агрегат.


Мотор получился объемом в 4,89 литра и выдавал 180 л. с. После испытаний двигатель переделали. Рабочий объем увеличили до 5,5, мощность – до 195 л. с.

Внешность в стиле американского автопрома. Фото: Youtube.com


Специально для тех, кто уверен в том, что конструкторы просто скопировали двигатель Крайслер. Советский мотор был с алюминиевым, а не чугунным блоком. Это требовало иной системы охлаждения как минимум, не считая других особенностей.

Первые модификации


Опытный экземпляр ГАЗ-13 Чайка был представлен партийной элите летом 1957 года. Он получил необычную расцветку – вишневый низ и кремовый верх. Модель прошла все испытания, к ней присоединились еще несколько образцов.

Серийное производство началось в 1959 году.

Изначально автомобили собирали штучно. Все они красились только в черный цвет – ГАЗ-13 Чайка должна была выглядеть серьезно.

Двигатель карбюраторный с рабочим объемом 5,5 литра. Фото: Youtube.com


Первыми лимузин получили заместители высшей правительственной элиты. Потом дипломатический корпус в Москве. Послы дружественных СССР стран у себя на родине тоже передвигались на Чайках, по крайней мере, всеми правдами и неправдами старались выпросить себе эти автомобили.

Обновления модели


Первая модернизация ГАЗ-13 Чайка произошла в 1962 году.

Изменения были минимальными:

  • ? Карбюратор К-114
  • ? Колпаки с другим дизайном
  • ? Новая отделка салона


В 1970-х годах автомобиль еще неоднократно обновлялся, но только в мелочах. Например, тормоза стали двухконтурными, появились новые ремни безопасности и коротковолновый радиоприемник.

ГАЗ-13 Чайка изначально был идеальным автомобилем, поэтому он не нуждался в серьезных доработках. Это позволило ему продержаться на конвейере 22 года.

Разнообразие модельного ряда


Хотя считается, что советский автомобиль выпускался только в одном типе кузова (седан), на самом деле, были еще заводские универсалы, кабриолеты и лимузины.

Универсал ГАЗ-13С для медперсонала. Фото: Youtube.com


ГАЗ-13С – это специфическая модель, созданная по заказу Министерства здравоохранения. Универсалы предназначались для медицинских работников, которые обслуживали партийную элиту и членов их семей.

Примечательно, что переделывали Чайку не на Горьковском автомобильном заводе, а отправляли на RAF. Там машину оборудовали для медицинских целей.

Вес ГАЗ-13С, который называли «Черная Врачиха» увеличился с 2,66 до 3 тонн, из-за чего пришлось усиливать заднюю подвеску.
Считается, что было выпущено 20 универсалов, из них сохранилось 12 экземпляров.

Кабриолеты ГАЗ-13Б Чайка выпускались на Горьковском автомобильном заводе. Их собирали только с 1961 по 1962 годы. Машины предназначались для «высоких» гостей и чиновников СССР, посещающих Крым и Кавказ.

Самой редкой заводской моделью считается ГАЗ-13А. Это Чайка в исполнении лимузин, хотя снаружи она ничем не отличалась от седана. Разница только внутри – специальная перегородка в салоне, отделяющая пассажиров от водителя.

Конец карьеры


В 1977 году началось производство нового автомобиля, пришедшего на смену ГАЗ-13 – это ГАЗ-14. Но устаревшая модель продолжала выпускаться еще несколько лет.

Примерно в это время обычные люди тоже могли приобщиться к таким автомобилям, хотя, для этого нужно было жениться или выйти замуж. Списанные ГАЗ-13 Чайка отдавали в ЗАГСы, где они работали в качестве свадебных лимузинов.

Редкий кабриолет ГАЗ-13Б. Фото: Youtube.com


В первой половине 1980-х годов ГАЗ-13 Чайка был постепенно вытеснен новой моделью – ГАЗ-14. Это и стало закатом карьеры самого красивого советского легкового автомобиля.

Сейчас приобрести ГАЗ-13 Чайку несложно – в продаже есть 15-20 экземпляров в кузове седан. Все машины, как правило, заботливо отреставрированы, по крайней мере, гнилых вариантов давно уже не встречается.

Минимальная цена за ГАЗ-13 Чайка начинается от 3,5 млн. рублей. За самую дорогую машину просят 16 млн.

Но покупая ГАЗ-13 Чайка, нужно понимать – это выгодное вложение средств. Если сохранить машину, то цена с годами будет только расти.

Поездка на Чайке – это возвращение в советскую эпоху с ее непередаваемым колоритом. Автомобиль является настоящей капсулой времени, способной вернуть в детство! Разве это не стоит 3,5 млн. рублей?
А вы мечтали когда-нибудь прокатиться на ГАЗ-13 Чайке?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас