ГАЗ-13 Чайка – советская «птица» высокого полета
Советский автопром никогда не радовал водителей разнообразием. Но примерно до середины 1960-х годов машины, выпускаемые в СССР были красивыми, со своим характером и харизмой.
И это не просто слова – в той же Европе покупали ГАЗ-21 Волгу и Москвичи разных моделей, принося стране-изготовителю валюту.
Конечно, советские автомобили для простых людей были бюджетными, но легковые ГАЗ, а тем более ЗИС/ЗИЛ, всегда выделялись на этом фоне. Но они и не предназначались для простых граждан – только для достойных.
Но ГАЗ-13 Чайка – самый красивый советский автомобиль, был доступен только чиновникам. Хотя в табеле о рангах он негласно стоял за ЗИЛ.
Советские лидеры любили американский автопром. Например, Сталин ездил на Packard. Даже после появления ЗиС-110, который создан «по мотивам» Паккарда 180, вождь не изменил привычкам.
Хрущев тоже ездил на американском Cadillac Fleetwood 75. Так что общая направленность развития автомобилей премиального класса понятна.
Ничего удивительного в этом нет – в США выпускали лучшие в мире роскошные машины. Советский Союз старался обогнать вечного противника/партнера и иногда откровенного врага.
Но через 10 лет автомобиль ЗИМ/ГАЗ-12 безнадежно устарел. Конечно, в СССР он смотрелся роскошно, но по сравнению с американскими новыми моделями был далек от совершенства.
Как раз в это время наступила знаменитая «хрущевская оттепель» – отношения между могущественными мировыми державами улучшились. Но противостояние никуда не делось – СССР должен был доказать, что он ничем не хуже, чем его заокеанский сосед.
Нужно было в срочном порядке выпускать новые модели представительских автомобилей – ведь их видели послы и дипломаты, приезжающие в Советский Союз.
В США купили несколько Packard Patrician и Caribbean – на них должны были равняться конструкторы и художники (дизайнеры), работающие на ГАЗ и ЗИЛ. Так появились новые советские модели автомобилей для чиновников высокого ранга.
Главными «отцами» для Чайки стали конструкторы Просвирин, Юмашев и художник Лебедев. Новый автомобиль получился совершенно непохожим на ГАЗ-12, зато очевидное сходство с Паккардами просматривалось за версту.
В первую очередь конструкторы отказались от несущей конструкции в пользу рамы. Кузов крепился к ней через резиновые проставки – таким образом избавились от жесткости.
ГАЗ-13 Чайка стал современным автомобилем, получив ряд новшеств:
По сравнению с европейским автопромом, который только недавно оправился от последствий войны, ГАЗ-13 выглядел роскошно. Его можно было ставить на одну линейку с лимузинами из США.
Мотор получился объемом в 4,89 литра и выдавал 180 л. с. После испытаний двигатель переделали. Рабочий объем увеличили до 5,5, мощность – до 195 л. с.
Специально для тех, кто уверен в том, что конструкторы просто скопировали двигатель Крайслер. Советский мотор был с алюминиевым, а не чугунным блоком. Это требовало иной системы охлаждения как минимум, не считая других особенностей.
Опытный экземпляр ГАЗ-13 Чайка был представлен партийной элите летом 1957 года. Он получил необычную расцветку – вишневый низ и кремовый верх. Модель прошла все испытания, к ней присоединились еще несколько образцов.
Серийное производство началось в 1959 году.
Изначально автомобили собирали штучно. Все они красились только в черный цвет – ГАЗ-13 Чайка должна была выглядеть серьезно.
Первыми лимузин получили заместители высшей правительственной элиты. Потом дипломатический корпус в Москве. Послы дружественных СССР стран у себя на родине тоже передвигались на Чайках, по крайней мере, всеми правдами и неправдами старались выпросить себе эти автомобили.
Первая модернизация ГАЗ-13 Чайка произошла в 1962 году.
Изменения были минимальными:
В 1970-х годах автомобиль еще неоднократно обновлялся, но только в мелочах. Например, тормоза стали двухконтурными, появились новые ремни безопасности и коротковолновый радиоприемник.
ГАЗ-13 Чайка изначально был идеальным автомобилем, поэтому он не нуждался в серьезных доработках. Это позволило ему продержаться на конвейере 22 года.
Хотя считается, что советский автомобиль выпускался только в одном типе кузова (седан), на самом деле, были еще заводские универсалы, кабриолеты и лимузины.
ГАЗ-13С – это специфическая модель, созданная по заказу Министерства здравоохранения. Универсалы предназначались для медицинских работников, которые обслуживали партийную элиту и членов их семей.
Примечательно, что переделывали Чайку не на Горьковском автомобильном заводе, а отправляли на RAF. Там машину оборудовали для медицинских целей.
Вес ГАЗ-13С, который называли «Черная Врачиха» увеличился с 2,66 до 3 тонн, из-за чего пришлось усиливать заднюю подвеску.
Считается, что было выпущено 20 универсалов, из них сохранилось 12 экземпляров.
Кабриолеты ГАЗ-13Б Чайка выпускались на Горьковском автомобильном заводе. Их собирали только с 1961 по 1962 годы. Машины предназначались для «высоких» гостей и чиновников СССР, посещающих Крым и Кавказ.
Самой редкой заводской моделью считается ГАЗ-13А. Это Чайка в исполнении лимузин, хотя снаружи она ничем не отличалась от седана. Разница только внутри – специальная перегородка в салоне, отделяющая пассажиров от водителя.
В 1977 году началось производство нового автомобиля, пришедшего на смену ГАЗ-13 – это ГАЗ-14. Но устаревшая модель продолжала выпускаться еще несколько лет.
Примерно в это время обычные люди тоже могли приобщиться к таким автомобилям, хотя, для этого нужно было жениться или выйти замуж. Списанные ГАЗ-13 Чайка отдавали в ЗАГСы, где они работали в качестве свадебных лимузинов.
В первой половине 1980-х годов ГАЗ-13 Чайка был постепенно вытеснен новой моделью – ГАЗ-14. Это и стало закатом карьеры самого красивого советского легкового автомобиля.
Сейчас приобрести ГАЗ-13 Чайку несложно – в продаже есть 15-20 экземпляров в кузове седан. Все машины, как правило, заботливо отреставрированы, по крайней мере, гнилых вариантов давно уже не встречается.
Минимальная цена за ГАЗ-13 Чайка начинается от 3,5 млн. рублей. За самую дорогую машину просят 16 млн.
Но покупая ГАЗ-13 Чайка, нужно понимать – это выгодное вложение средств. Если сохранить машину, то цена с годами будет только расти.
Поездка на Чайке – это возвращение в советскую эпоху с ее непередаваемым колоритом. Автомобиль является настоящей капсулой времени, способной вернуть в детство! Разве это не стоит 3,5 млн. рублей?
И это не просто слова – в той же Европе покупали ГАЗ-21 Волгу и Москвичи разных моделей, принося стране-изготовителю валюту.
Конечно, советские автомобили для простых людей были бюджетными, но легковые ГАЗ, а тем более ЗИС/ЗИЛ, всегда выделялись на этом фоне. Но они и не предназначались для простых граждан – только для достойных.
Такие Москвичи были очень популярны в Европе! Фото: Youtube.com
Но ГАЗ-13 Чайка – самый красивый советский автомобиль, был доступен только чиновникам. Хотя в табеле о рангах он негласно стоял за ЗИЛ.
История появления
Советские лидеры любили американский автопром. Например, Сталин ездил на Packard. Даже после появления ЗиС-110, который создан «по мотивам» Паккарда 180, вождь не изменил привычкам.
Хрущев тоже ездил на американском Cadillac Fleetwood 75. Так что общая направленность развития автомобилей премиального класса понятна.
Ничего удивительного в этом нет – в США выпускали лучшие в мире роскошные машины. Советский Союз старался обогнать вечного противника/партнера и иногда откровенного врага.
ЗИМ/ГАЗ-12 был служебным автомобилем для чиновников высокого ранга, но не первых лиц, а их заместителей. Машина скопировала внешность американских моделей второй половины 1940-х годов, но являлась собственной разработкой.
Но через 10 лет автомобиль ЗИМ/ГАЗ-12 безнадежно устарел. Конечно, в СССР он смотрелся роскошно, но по сравнению с американскими новыми моделями был далек от совершенства.
ЗИМ/ГАЗ-12 в середине 1950-х годов устарел. Фото: Youtube.com
Как раз в это время наступила знаменитая «хрущевская оттепель» – отношения между могущественными мировыми державами улучшились. Но противостояние никуда не делось – СССР должен был доказать, что он ничем не хуже, чем его заокеанский сосед.
Нужно было в срочном порядке выпускать новые модели представительских автомобилей – ведь их видели послы и дипломаты, приезжающие в Советский Союз.
В США купили несколько Packard Patrician и Caribbean – на них должны были равняться конструкторы и художники (дизайнеры), работающие на ГАЗ и ЗИЛ. Так появились новые советские модели автомобилей для чиновников высокого ранга.
Технические особенности ГАЗ-13
Главными «отцами» для Чайки стали конструкторы Просвирин, Юмашев и художник Лебедев. Новый автомобиль получился совершенно непохожим на ГАЗ-12, зато очевидное сходство с Паккардами просматривалось за версту.
Packard Patrician для сравнения. Фото: Youtube.com
В первую очередь конструкторы отказались от несущей конструкции в пользу рамы. Кузов крепился к ней через резиновые проставки – таким образом избавились от жесткости.
ГАЗ-13 Чайка стал современным автомобилем, получив ряд новшеств:
- ? Кнопочную АКПП
- ? ГУР
- ? Вакуумный усилитель тормозов
- ? Бескамерные покрышки
- ? Автоматические стеклоподъемники и антенну
По сравнению с европейским автопромом, который только недавно оправился от последствий войны, ГАЗ-13 выглядел роскошно. Его можно было ставить на одну линейку с лимузинами из США.
Двигатель для преемника ЗИМ/ГАЗ-12 тоже решили разработать с нуля. Естественно, за основу были взяты моторы Паккардов – Chrysler V8. Только копировать его не стали, а просто сделали свой «по мотивам». Взяв два двигателя от ГАЗ-21, их объединили в единый силовой агрегат.
Мотор получился объемом в 4,89 литра и выдавал 180 л. с. После испытаний двигатель переделали. Рабочий объем увеличили до 5,5, мощность – до 195 л. с.
Внешность в стиле американского автопрома. Фото: Youtube.com
Специально для тех, кто уверен в том, что конструкторы просто скопировали двигатель Крайслер. Советский мотор был с алюминиевым, а не чугунным блоком. Это требовало иной системы охлаждения как минимум, не считая других особенностей.
Первые модификации
Опытный экземпляр ГАЗ-13 Чайка был представлен партийной элите летом 1957 года. Он получил необычную расцветку – вишневый низ и кремовый верх. Модель прошла все испытания, к ней присоединились еще несколько образцов.
Серийное производство началось в 1959 году.
Изначально автомобили собирали штучно. Все они красились только в черный цвет – ГАЗ-13 Чайка должна была выглядеть серьезно.
Двигатель карбюраторный с рабочим объемом 5,5 литра. Фото: Youtube.com
Первыми лимузин получили заместители высшей правительственной элиты. Потом дипломатический корпус в Москве. Послы дружественных СССР стран у себя на родине тоже передвигались на Чайках, по крайней мере, всеми правдами и неправдами старались выпросить себе эти автомобили.
Обновления модели
Первая модернизация ГАЗ-13 Чайка произошла в 1962 году.
Изменения были минимальными:
- ? Карбюратор К-114
- ? Колпаки с другим дизайном
- ? Новая отделка салона
В 1970-х годах автомобиль еще неоднократно обновлялся, но только в мелочах. Например, тормоза стали двухконтурными, появились новые ремни безопасности и коротковолновый радиоприемник.
ГАЗ-13 Чайка изначально был идеальным автомобилем, поэтому он не нуждался в серьезных доработках. Это позволило ему продержаться на конвейере 22 года.
Разнообразие модельного ряда
Хотя считается, что советский автомобиль выпускался только в одном типе кузова (седан), на самом деле, были еще заводские универсалы, кабриолеты и лимузины.
Универсал ГАЗ-13С для медперсонала. Фото: Youtube.com
ГАЗ-13С – это специфическая модель, созданная по заказу Министерства здравоохранения. Универсалы предназначались для медицинских работников, которые обслуживали партийную элиту и членов их семей.
Примечательно, что переделывали Чайку не на Горьковском автомобильном заводе, а отправляли на RAF. Там машину оборудовали для медицинских целей.
Вес ГАЗ-13С, который называли «Черная Врачиха» увеличился с 2,66 до 3 тонн, из-за чего пришлось усиливать заднюю подвеску.
Считается, что было выпущено 20 универсалов, из них сохранилось 12 экземпляров.
Кабриолеты ГАЗ-13Б Чайка выпускались на Горьковском автомобильном заводе. Их собирали только с 1961 по 1962 годы. Машины предназначались для «высоких» гостей и чиновников СССР, посещающих Крым и Кавказ.
Самой редкой заводской моделью считается ГАЗ-13А. Это Чайка в исполнении лимузин, хотя снаружи она ничем не отличалась от седана. Разница только внутри – специальная перегородка в салоне, отделяющая пассажиров от водителя.
Конец карьеры
В 1977 году началось производство нового автомобиля, пришедшего на смену ГАЗ-13 – это ГАЗ-14. Но устаревшая модель продолжала выпускаться еще несколько лет.
Примерно в это время обычные люди тоже могли приобщиться к таким автомобилям, хотя, для этого нужно было жениться или выйти замуж. Списанные ГАЗ-13 Чайка отдавали в ЗАГСы, где они работали в качестве свадебных лимузинов.
Редкий кабриолет ГАЗ-13Б. Фото: Youtube.com
В первой половине 1980-х годов ГАЗ-13 Чайка был постепенно вытеснен новой моделью – ГАЗ-14. Это и стало закатом карьеры самого красивого советского легкового автомобиля.
Сейчас приобрести ГАЗ-13 Чайку несложно – в продаже есть 15-20 экземпляров в кузове седан. Все машины, как правило, заботливо отреставрированы, по крайней мере, гнилых вариантов давно уже не встречается.
Минимальная цена за ГАЗ-13 Чайка начинается от 3,5 млн. рублей. За самую дорогую машину просят 16 млн.
Но покупая ГАЗ-13 Чайка, нужно понимать – это выгодное вложение средств. Если сохранить машину, то цена с годами будет только расти.
Поездка на Чайке – это возвращение в советскую эпоху с ее непередаваемым колоритом. Автомобиль является настоящей капсулой времени, способной вернуть в детство! Разве это не стоит 3,5 млн. рублей?
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Иркутский авиазавод назвал ежегодный тираж самолетов МС-21
На заводе сейчас проводят серьезную модернизацию. Она поможет ускорить процесс производства МС-21 в ожидаемом количестве экземпляров....
«Туполев» серьезно увеличит объем выпускаемых Ту-214
Завод модернизируют. Расширение производственных мощностей, в свою очередь, позволит увеличить тираж самолета....
Ждем на самолетах – ПД-14 успешно прошел сертификацию
Также стала известна дата первой поставки российского авиадвигателя ПД-8. Все подробности читайте в нашем материале....
Вертолет с российским двигателем ВК-650В впервые подняли в воздух
Первые испытания пройдены успешно. Отечественный вертолет смог опередить «Ансат» и Ка-226....
Новый двигатель ЯМЗ-770 выдает 620 л. с. и интересен не только этим
Выставка «Агросалон 2024» удивила посетителей новинками, среди которых особенно выделился турбодизель ЯМЗ-770. Этот новый двигатель от Ярославского моторного...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
«Атлант 50» и «Атлант 65» – КАМАЗ собирается конкурировать с БЕЛАЗом
Выпускаемые Камским заводом новые карьерники отличаются большой грузоподъемностью и габаритами, не позволяющими ездить по ДОП. Модели все больше напоминают...
«Ленскому мосту» быть!
Запущено строительство моста через реку Лену. По предварительным подсчетам уникальный проект обойдется в 130 млрд рублей. Подробнее обо всем читайте в нашем...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Самосвалы БЕЛАЗ стали оснащаться российскими двигателями
Это проект в рамках тесного сотрудничества двух государств. Его цель – сделать БЕЛАЗы полностью импортозамещенными....
АвтоВАЗ сделает автомобили Lada еще быстрее
Для достижения этой цели проводятся работы по увеличению мощности 1,8-литрового двигателя....
В России появятся новые отечественные минивэн и легковой фургон – они будут полноразмерными
Выпускать новинки планирует компания «Соллерс». Уже примерно известно, когда автомобили поступят в продажу....
Автомобили для покорения Севера – на Чукотке такие можно найти даже бесплатно
Это только кажется, что чукчи до сих пор передвигаются на собачьих и оленьих упряжках, как и большинство жителей Чукотки. На самом деле, тут многие куда более...
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
XB-1: возвращение к гражданской сверхзвуковой авиации идет по плану
В октябре этого года прототип-демонстратор Boom XB-1 установил для себя новый рекорд скорости в 791 км/ч. Эта машина – платформа для создания полномасштабного...
Запущено серийное производство универсального минивэна Zeekr Mix, которого так долго ждали
«Прогрев» публики длился больше полугода, и удивить производителю на самом деле есть чем. Продажи автомобиля в Поднебесной стартуют уже завтра. Подробности в...