ГАЗ-13 Чайка – советская «птица» высокого полета
Советский автопром никогда не радовал водителей разнообразием. Но примерно до середины 1960-х годов машины, выпускаемые в СССР были красивыми, со своим характером и харизмой.
И это не просто слова – в той же Европе покупали ГАЗ-21 Волгу и Москвичи разных моделей, принося стране-изготовителю валюту.
Конечно, советские автомобили для простых людей были бюджетными, но легковые ГАЗ, а тем более ЗИС/ЗИЛ, всегда выделялись на этом фоне. Но они и не предназначались для простых граждан – только для достойных.
Но ГАЗ-13 Чайка – самый красивый советский автомобиль, был доступен только чиновникам. Хотя в табеле о рангах он негласно стоял за ЗИЛ.
Советские лидеры любили американский автопром. Например, Сталин ездил на Packard. Даже после появления ЗиС-110, который создан «по мотивам» Паккарда 180, вождь не изменил привычкам.
Хрущев тоже ездил на американском Cadillac Fleetwood 75. Так что общая направленность развития автомобилей премиального класса понятна.
Ничего удивительного в этом нет – в США выпускали лучшие в мире роскошные машины. Советский Союз старался обогнать вечного противника/партнера и иногда откровенного врага.
Но через 10 лет автомобиль ЗИМ/ГАЗ-12 безнадежно устарел. Конечно, в СССР он смотрелся роскошно, но по сравнению с американскими новыми моделями был далек от совершенства.
Как раз в это время наступила знаменитая «хрущевская оттепель» – отношения между могущественными мировыми державами улучшились. Но противостояние никуда не делось – СССР должен был доказать, что он ничем не хуже, чем его заокеанский сосед.
Нужно было в срочном порядке выпускать новые модели представительских автомобилей – ведь их видели послы и дипломаты, приезжающие в Советский Союз.
В США купили несколько Packard Patrician и Caribbean – на них должны были равняться конструкторы и художники (дизайнеры), работающие на ГАЗ и ЗИЛ. Так появились новые советские модели автомобилей для чиновников высокого ранга.
Главными «отцами» для Чайки стали конструкторы Просвирин, Юмашев и художник Лебедев. Новый автомобиль получился совершенно непохожим на ГАЗ-12, зато очевидное сходство с Паккардами просматривалось за версту.
В первую очередь конструкторы отказались от несущей конструкции в пользу рамы. Кузов крепился к ней через резиновые проставки – таким образом избавились от жесткости.
ГАЗ-13 Чайка стал современным автомобилем, получив ряд новшеств:
По сравнению с европейским автопромом, который только недавно оправился от последствий войны, ГАЗ-13 выглядел роскошно. Его можно было ставить на одну линейку с лимузинами из США.
Мотор получился объемом в 4,89 литра и выдавал 180 л. с. После испытаний двигатель переделали. Рабочий объем увеличили до 5,5, мощность – до 195 л. с.
Специально для тех, кто уверен в том, что конструкторы просто скопировали двигатель Крайслер. Советский мотор был с алюминиевым, а не чугунным блоком. Это требовало иной системы охлаждения как минимум, не считая других особенностей.
Опытный экземпляр ГАЗ-13 Чайка был представлен партийной элите летом 1957 года. Он получил необычную расцветку – вишневый низ и кремовый верх. Модель прошла все испытания, к ней присоединились еще несколько образцов.
Серийное производство началось в 1959 году.
Изначально автомобили собирали штучно. Все они красились только в черный цвет – ГАЗ-13 Чайка должна была выглядеть серьезно.
Первыми лимузин получили заместители высшей правительственной элиты. Потом дипломатический корпус в Москве. Послы дружественных СССР стран у себя на родине тоже передвигались на Чайках, по крайней мере, всеми правдами и неправдами старались выпросить себе эти автомобили.
Первая модернизация ГАЗ-13 Чайка произошла в 1962 году.
Изменения были минимальными:
В 1970-х годах автомобиль еще неоднократно обновлялся, но только в мелочах. Например, тормоза стали двухконтурными, появились новые ремни безопасности и коротковолновый радиоприемник.
ГАЗ-13 Чайка изначально был идеальным автомобилем, поэтому он не нуждался в серьезных доработках. Это позволило ему продержаться на конвейере 22 года.
Хотя считается, что советский автомобиль выпускался только в одном типе кузова (седан), на самом деле, были еще заводские универсалы, кабриолеты и лимузины.
ГАЗ-13С – это специфическая модель, созданная по заказу Министерства здравоохранения. Универсалы предназначались для медицинских работников, которые обслуживали партийную элиту и членов их семей.
Примечательно, что переделывали Чайку не на Горьковском автомобильном заводе, а отправляли на RAF. Там машину оборудовали для медицинских целей.
Вес ГАЗ-13С, который называли «Черная Врачиха» увеличился с 2,66 до 3 тонн, из-за чего пришлось усиливать заднюю подвеску.
Считается, что было выпущено 20 универсалов, из них сохранилось 12 экземпляров.
Кабриолеты ГАЗ-13Б Чайка выпускались на Горьковском автомобильном заводе. Их собирали только с 1961 по 1962 годы. Машины предназначались для «высоких» гостей и чиновников СССР, посещающих Крым и Кавказ.
Самой редкой заводской моделью считается ГАЗ-13А. Это Чайка в исполнении лимузин, хотя снаружи она ничем не отличалась от седана. Разница только внутри – специальная перегородка в салоне, отделяющая пассажиров от водителя.
В 1977 году началось производство нового автомобиля, пришедшего на смену ГАЗ-13 – это ГАЗ-14. Но устаревшая модель продолжала выпускаться еще несколько лет.
Примерно в это время обычные люди тоже могли приобщиться к таким автомобилям, хотя, для этого нужно было жениться или выйти замуж. Списанные ГАЗ-13 Чайка отдавали в ЗАГСы, где они работали в качестве свадебных лимузинов.
В первой половине 1980-х годов ГАЗ-13 Чайка был постепенно вытеснен новой моделью – ГАЗ-14. Это и стало закатом карьеры самого красивого советского легкового автомобиля.
Сейчас приобрести ГАЗ-13 Чайку несложно – в продаже есть 15-20 экземпляров в кузове седан. Все машины, как правило, заботливо отреставрированы, по крайней мере, гнилых вариантов давно уже не встречается.
Минимальная цена за ГАЗ-13 Чайка начинается от 3,5 млн. рублей. За самую дорогую машину просят 16 млн.
Но покупая ГАЗ-13 Чайка, нужно понимать – это выгодное вложение средств. Если сохранить машину, то цена с годами будет только расти.
Поездка на Чайке – это возвращение в советскую эпоху с ее непередаваемым колоритом. Автомобиль является настоящей капсулой времени, способной вернуть в детство! Разве это не стоит 3,5 млн. рублей?
И это не просто слова – в той же Европе покупали ГАЗ-21 Волгу и Москвичи разных моделей, принося стране-изготовителю валюту.
Конечно, советские автомобили для простых людей были бюджетными, но легковые ГАЗ, а тем более ЗИС/ЗИЛ, всегда выделялись на этом фоне. Но они и не предназначались для простых граждан – только для достойных.
Такие Москвичи были очень популярны в Европе! Фото: Youtube.com
Но ГАЗ-13 Чайка – самый красивый советский автомобиль, был доступен только чиновникам. Хотя в табеле о рангах он негласно стоял за ЗИЛ.
История появления
Советские лидеры любили американский автопром. Например, Сталин ездил на Packard. Даже после появления ЗиС-110, который создан «по мотивам» Паккарда 180, вождь не изменил привычкам.
Хрущев тоже ездил на американском Cadillac Fleetwood 75. Так что общая направленность развития автомобилей премиального класса понятна.
Ничего удивительного в этом нет – в США выпускали лучшие в мире роскошные машины. Советский Союз старался обогнать вечного противника/партнера и иногда откровенного врага.
ЗИМ/ГАЗ-12 был служебным автомобилем для чиновников высокого ранга, но не первых лиц, а их заместителей. Машина скопировала внешность американских моделей второй половины 1940-х годов, но являлась собственной разработкой.
Но через 10 лет автомобиль ЗИМ/ГАЗ-12 безнадежно устарел. Конечно, в СССР он смотрелся роскошно, но по сравнению с американскими новыми моделями был далек от совершенства.
ЗИМ/ГАЗ-12 в середине 1950-х годов устарел. Фото: Youtube.com
Как раз в это время наступила знаменитая «хрущевская оттепель» – отношения между могущественными мировыми державами улучшились. Но противостояние никуда не делось – СССР должен был доказать, что он ничем не хуже, чем его заокеанский сосед.
Нужно было в срочном порядке выпускать новые модели представительских автомобилей – ведь их видели послы и дипломаты, приезжающие в Советский Союз.
В США купили несколько Packard Patrician и Caribbean – на них должны были равняться конструкторы и художники (дизайнеры), работающие на ГАЗ и ЗИЛ. Так появились новые советские модели автомобилей для чиновников высокого ранга.
Технические особенности ГАЗ-13
Главными «отцами» для Чайки стали конструкторы Просвирин, Юмашев и художник Лебедев. Новый автомобиль получился совершенно непохожим на ГАЗ-12, зато очевидное сходство с Паккардами просматривалось за версту.
Packard Patrician для сравнения. Фото: Youtube.com
В первую очередь конструкторы отказались от несущей конструкции в пользу рамы. Кузов крепился к ней через резиновые проставки – таким образом избавились от жесткости.
ГАЗ-13 Чайка стал современным автомобилем, получив ряд новшеств:
- ? Кнопочную АКПП
- ? ГУР
- ? Вакуумный усилитель тормозов
- ? Бескамерные покрышки
- ? Автоматические стеклоподъемники и антенну
По сравнению с европейским автопромом, который только недавно оправился от последствий войны, ГАЗ-13 выглядел роскошно. Его можно было ставить на одну линейку с лимузинами из США.
Двигатель для преемника ЗИМ/ГАЗ-12 тоже решили разработать с нуля. Естественно, за основу были взяты моторы Паккардов – Chrysler V8. Только копировать его не стали, а просто сделали свой «по мотивам». Взяв два двигателя от ГАЗ-21, их объединили в единый силовой агрегат.
Мотор получился объемом в 4,89 литра и выдавал 180 л. с. После испытаний двигатель переделали. Рабочий объем увеличили до 5,5, мощность – до 195 л. с.
Внешность в стиле американского автопрома. Фото: Youtube.com
Специально для тех, кто уверен в том, что конструкторы просто скопировали двигатель Крайслер. Советский мотор был с алюминиевым, а не чугунным блоком. Это требовало иной системы охлаждения как минимум, не считая других особенностей.
Первые модификации
Опытный экземпляр ГАЗ-13 Чайка был представлен партийной элите летом 1957 года. Он получил необычную расцветку – вишневый низ и кремовый верх. Модель прошла все испытания, к ней присоединились еще несколько образцов.
Серийное производство началось в 1959 году.
Изначально автомобили собирали штучно. Все они красились только в черный цвет – ГАЗ-13 Чайка должна была выглядеть серьезно.
Двигатель карбюраторный с рабочим объемом 5,5 литра. Фото: Youtube.com
Первыми лимузин получили заместители высшей правительственной элиты. Потом дипломатический корпус в Москве. Послы дружественных СССР стран у себя на родине тоже передвигались на Чайках, по крайней мере, всеми правдами и неправдами старались выпросить себе эти автомобили.
Обновления модели
Первая модернизация ГАЗ-13 Чайка произошла в 1962 году.
Изменения были минимальными:
- ? Карбюратор К-114
- ? Колпаки с другим дизайном
- ? Новая отделка салона
В 1970-х годах автомобиль еще неоднократно обновлялся, но только в мелочах. Например, тормоза стали двухконтурными, появились новые ремни безопасности и коротковолновый радиоприемник.
ГАЗ-13 Чайка изначально был идеальным автомобилем, поэтому он не нуждался в серьезных доработках. Это позволило ему продержаться на конвейере 22 года.
Разнообразие модельного ряда
Хотя считается, что советский автомобиль выпускался только в одном типе кузова (седан), на самом деле, были еще заводские универсалы, кабриолеты и лимузины.
Универсал ГАЗ-13С для медперсонала. Фото: Youtube.com
ГАЗ-13С – это специфическая модель, созданная по заказу Министерства здравоохранения. Универсалы предназначались для медицинских работников, которые обслуживали партийную элиту и членов их семей.
Примечательно, что переделывали Чайку не на Горьковском автомобильном заводе, а отправляли на RAF. Там машину оборудовали для медицинских целей.
Вес ГАЗ-13С, который называли «Черная Врачиха» увеличился с 2,66 до 3 тонн, из-за чего пришлось усиливать заднюю подвеску.
Считается, что было выпущено 20 универсалов, из них сохранилось 12 экземпляров.
Кабриолеты ГАЗ-13Б Чайка выпускались на Горьковском автомобильном заводе. Их собирали только с 1961 по 1962 годы. Машины предназначались для «высоких» гостей и чиновников СССР, посещающих Крым и Кавказ.
Самой редкой заводской моделью считается ГАЗ-13А. Это Чайка в исполнении лимузин, хотя снаружи она ничем не отличалась от седана. Разница только внутри – специальная перегородка в салоне, отделяющая пассажиров от водителя.
Конец карьеры
В 1977 году началось производство нового автомобиля, пришедшего на смену ГАЗ-13 – это ГАЗ-14. Но устаревшая модель продолжала выпускаться еще несколько лет.
Примерно в это время обычные люди тоже могли приобщиться к таким автомобилям, хотя, для этого нужно было жениться или выйти замуж. Списанные ГАЗ-13 Чайка отдавали в ЗАГСы, где они работали в качестве свадебных лимузинов.
Редкий кабриолет ГАЗ-13Б. Фото: Youtube.com
В первой половине 1980-х годов ГАЗ-13 Чайка был постепенно вытеснен новой моделью – ГАЗ-14. Это и стало закатом карьеры самого красивого советского легкового автомобиля.
Сейчас приобрести ГАЗ-13 Чайку несложно – в продаже есть 15-20 экземпляров в кузове седан. Все машины, как правило, заботливо отреставрированы, по крайней мере, гнилых вариантов давно уже не встречается.
Минимальная цена за ГАЗ-13 Чайка начинается от 3,5 млн. рублей. За самую дорогую машину просят 16 млн.
Но покупая ГАЗ-13 Чайка, нужно понимать – это выгодное вложение средств. Если сохранить машину, то цена с годами будет только расти.
Поездка на Чайке – это возвращение в советскую эпоху с ее непередаваемым колоритом. Автомобиль является настоящей капсулой времени, способной вернуть в детство! Разве это не стоит 3,5 млн. рублей?
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....