
Мотоцикл CZ 250 Twin Sport: все плюсы и минусы конструкции
CZ Motorcycles – чехословацкий производитель мотоциклетной техники, прекрасно знакомый на всем постсоветском пространстве. И хотя он не был таким массовым, как его земляк-конкурент, но в этом-то, пожалуй, и содержалась главная изюминка «Чезеты».
Ведь давно известно, что то, чего немного или не всем хватает, всегда вызывает к себе повышенный интерес. Сей факт хорошо заметен по коллекционерам различной техники. Модели, выпускаемые миллионными тиражами, не находят у них никакого отклика. Зато эксклюзивные аппараты – нарасхват, и за любые деньги.
CZ 250 Twin Sport, заполнивший кубатурную нишу. Фото: youtube.com
Что-то подобное происходило и с мотоциклами CZ в советское время. Ведь их нельзя было назвать однозначно лучшими, чем Jawa, в чем-то они явно уступали своим конкурентам. Но именно владение техникой от «Чески Збройовки» считалось высшим шиком. Ее хозяева становились особой кастой, что-то типа питерской интеллигенции.
Одной из причин невысоких тиражей производства дорожных мотоциклов, являлся тот факт, что уже в 1932 году компания склонялась в сторону спортивного направления. В 60-70-х она тесно и очень успешно занималась сборкой спецтехники. Сначала это были гонки Гран-при, позже – соревнования по мотокроссу. Они даже стали первыми, кто для достаточно мощных двухтактных аппаратов применил в выхлопных трубах расширительные камеры.
В какой-то момент чехословацкая техника стала буквально доминировать, выиграв целых семь чемпионатов мира и всегда находясь в числе лучших во время Международных соревнований по шестидневным гонкам в Бельгии.
250-кубовый двигатель Twin Sport. Фото: youtube.com
Так, спустя чуть более чем полвека, компания, появившаяся как филиал «Шкоды» в 1919 году, смогла стать одним из самых известных в Европе и мире производителей мотоциклов для кросса. Конечно, в 70-х доступные и неплохие японские байки сильно потеснили чехов по всем позициям, но в Страконице пытались и в этот период создавать что-то новенькое, и востребованное даже в других странах.
Тогда инженеры компании решили взять за основу классическую раму типа CZ 175/477. Дополнив ее двухцилиндровым двигателем от Jawa, специалисты «збройовки» получили полный ансамбль. Используемый мотор обладал следующими показателями:
✅ двухтактный
✅ рядный
✅ с четырехступенчатой коробкой передач
В этот период большинство производителей мототехники уже отошли от выпуска универсальных аппаратов, четко разделив классические модели от транспорта для бездорожья. Особенно ярко эта градация происходила в малой «кубатурной» категории: от 250 куб. см и ниже.
По этому пути пошли и чехи, предлагая на зарубежных рынках вариант CZ 250 Enduro, оставив классику, в основном, для местных пользователей. Кажется, последние вовсе не возражали против этого.
А вот CZ 250 Enduro, учитывая спортивную славу марки, прекрасно зарекомендовал себя за рубежом. Он получил широкую известность благодаря присутствию на выставках и страницах журналов или рекламных брошюр. Его туристический коллега, в свою очередь, сыграл немалую роль для внутреннего рынка страны.
Ведь после того, как знаменитая Jawa 250 осталась в прошлом, ниша оказалась вакантной. Ее и заполнили конкуренты из Стракониц. Они добились оптимального сочетания благодаря шасси собственного производства, дополненного «явовским» мотором. Комбинация была признана удачной, и впоследствии постоянно использовалась в других моделях CZ.
Облик CZ, хорошо знакомый многим с детства. Фото: youtube.com
В целом, мотоцикл получил наиболее свежий и современный дизайн. Который, однако, соседствовал с элементами конструкции почти 20-летней давности. Возможно, они-то немного и портили общее положительное впечатление от техники. А таких моментов имелось немало:
✅ прикрепленные к корпусу фары поворотники
✅ слишком длинное заднее крыло
✅ типично чешское двухместное сиденье
Все же производитель неплохо поработал над тем, чтобы сделать технику максимально привлекательной для потребителя. В первую очередь, это ее основная фишка – черный корпус выхлопной системы. Но приятные ноу-хау этим не ограничивались, стоит упомянуть также о:
✅ задней качающейся вилке
✅ двойном переднем тормозе (с 1976 года)
✅ круглых указателях поворотов (с 1975 года)
✅ дюралюминиевых дисках и др.
Замена переднего тормоза на другой тип стала результатом небольшого рестайлинга модели. В то же время мотоцикл получил и передние фары более современной конфигурации. В какой-то период его наградили прозвищем «Смолик», что можно считать неким эквивалентом нашего трубочиста. Так или иначе, но представители данной профессии имели дело с уборкой древесной смолы (возникающей, к примеру, после пожаров). Прозвище приклеилось к мотоциклу, конечно же, из-за окраски его выхлопной.
На дороге техника вела себя довольно уверенно, как и подобает байку с 17-сильным двигателем. В принципе, ходовой потенциал CZ 250 мог бы справиться и с более мощным мотором. Мотоцикл оказался очень хорош на неровных участках, неплохо держал трассу и в поворотах.
Спидометр с очень оптимистичной шкалой. Фото: youtube.com
Слабым местом конструкции стала передняя вилка, довольно быстро начинавшая съезжать из-за низкой эффективности демпфирования. Сюда же стоит отнести не самую лучшую анатомию седла, относительно длинный шаг переключения передач и проблемы со сцеплением.
Они выражались в необходимости прилагать довольно большие усилия для ручного управления им, особенно в момент трогания с места. Автомат мог бы стать прекрасным решением. Другие элементы конструкции, напротив, вызывали одобрение:
✅ естественная посадка во время поездки
✅ достаточная ширина руля
✅ место расположения подножек
✅ эффективные тормоза
Начиная с 1976 года мотоцикл не только получил осовременивание дизайна, но и начало активной экспортной истории. В течение последующих пяти лет специальная его модификация поступала на рынок Великобритании. Для того, чтобы соответствовать высоким требованиям западноевропейских партнеров, чехам пришлось произвести ряд изменений.
В конструкции мотоцикла установили иные: крылья, седло и обтекатель, стал другим и дизайн задней части. Кроме того, и его раскраска теперь выглядела более весело – золотая, а позже – черно-синяя или серебристая (в третьей модификации). Думаю, самое время обратить больше внимания на цифры, характеризующие показатели CZ 250:
✅ рабочий объем двигателя – 246 куб. см
✅ мощность – 17 л. с (12 кВт)
✅ количество передач – 4
✅ максимальная скорость – 120 км/ч
✅ масса – 142 кг
На мотоцикле применен трубчатый стальной каркас. В нем установлен 13-литровый бак, рассчитанный на более чем 300-километровую поездку (расход горючего – 4 л/100 км). Спереди применены шины размером 3,00 х 18 дюймов, сзади – 3,25 х 18 дюймов. Выпуск базовой версии продолжался с 1974 по 1978 годы.
В таком цвете в СССР мотоциклы CZ не поступали… а жаль. Фото: youtube.com
Существовали также четыре модификации мотоцикла. Самая последняя выпускалась с 1979 по 1981 годы. Кроме стильной 160-миллиметровой фары, этот вариант получил еще одну знаковую деталь внешнего дизайна. В 1980-м старую круглую эмблему CZ на баке сменила полная надпись CEZET. Она сохранилась и у всех последующих моделей завода. Основной причиной окончательного прекращения выпуска CZ 250 стала массовая азиатская экспансия на британский рынок.
Ведь давно известно, что то, чего немного или не всем хватает, всегда вызывает к себе повышенный интерес. Сей факт хорошо заметен по коллекционерам различной техники. Модели, выпускаемые миллионными тиражами, не находят у них никакого отклика. Зато эксклюзивные аппараты – нарасхват, и за любые деньги.

Что-то подобное происходило и с мотоциклами CZ в советское время. Ведь их нельзя было назвать однозначно лучшими, чем Jawa, в чем-то они явно уступали своим конкурентам. Но именно владение техникой от «Чески Збройовки» считалось высшим шиком. Ее хозяева становились особой кастой, что-то типа питерской интеллигенции.
Спортивное направление – в приоритете
Одной из причин невысоких тиражей производства дорожных мотоциклов, являлся тот факт, что уже в 1932 году компания склонялась в сторону спортивного направления. В 60-70-х она тесно и очень успешно занималась сборкой спецтехники. Сначала это были гонки Гран-при, позже – соревнования по мотокроссу. Они даже стали первыми, кто для достаточно мощных двухтактных аппаратов применил в выхлопных трубах расширительные камеры.
В какой-то момент чехословацкая техника стала буквально доминировать, выиграв целых семь чемпионатов мира и всегда находясь в числе лучших во время Международных соревнований по шестидневным гонкам в Бельгии.

Так, спустя чуть более чем полвека, компания, появившаяся как филиал «Шкоды» в 1919 году, смогла стать одним из самых известных в Европе и мире производителей мотоциклов для кросса. Конечно, в 70-х доступные и неплохие японские байки сильно потеснили чехов по всем позициям, но в Страконице пытались и в этот период создавать что-то новенькое, и востребованное даже в других странах.
Тогда инженеры компании решили взять за основу классическую раму типа CZ 175/477. Дополнив ее двухцилиндровым двигателем от Jawa, специалисты «збройовки» получили полный ансамбль. Используемый мотор обладал следующими показателями:
✅ двухтактный
✅ рядный
✅ с четырехступенчатой коробкой передач
В этот период большинство производителей мототехники уже отошли от выпуска универсальных аппаратов, четко разделив классические модели от транспорта для бездорожья. Особенно ярко эта градация происходила в малой «кубатурной» категории: от 250 куб. см и ниже.
Купите симпатичного «Смолика»!
По этому пути пошли и чехи, предлагая на зарубежных рынках вариант CZ 250 Enduro, оставив классику, в основном, для местных пользователей. Кажется, последние вовсе не возражали против этого.
Появившийся в 1974 году CZ 250 Twin Sport считался туристическим типом. Он предназначался для тех, кто производительности и проходимости предпочитал надежность, долговечность и комфорт.
А вот CZ 250 Enduro, учитывая спортивную славу марки, прекрасно зарекомендовал себя за рубежом. Он получил широкую известность благодаря присутствию на выставках и страницах журналов или рекламных брошюр. Его туристический коллега, в свою очередь, сыграл немалую роль для внутреннего рынка страны.
Ведь после того, как знаменитая Jawa 250 осталась в прошлом, ниша оказалась вакантной. Ее и заполнили конкуренты из Стракониц. Они добились оптимального сочетания благодаря шасси собственного производства, дополненного «явовским» мотором. Комбинация была признана удачной, и впоследствии постоянно использовалась в других моделях CZ.

В целом, мотоцикл получил наиболее свежий и современный дизайн. Который, однако, соседствовал с элементами конструкции почти 20-летней давности. Возможно, они-то немного и портили общее положительное впечатление от техники. А таких моментов имелось немало:
✅ прикрепленные к корпусу фары поворотники
✅ слишком длинное заднее крыло
✅ типично чешское двухместное сиденье
Все же производитель неплохо поработал над тем, чтобы сделать технику максимально привлекательной для потребителя. В первую очередь, это ее основная фишка – черный корпус выхлопной системы. Но приятные ноу-хау этим не ограничивались, стоит упомянуть также о:
✅ задней качающейся вилке
✅ двойном переднем тормозе (с 1976 года)
✅ круглых указателях поворотов (с 1975 года)
✅ дюралюминиевых дисках и др.
Замена переднего тормоза на другой тип стала результатом небольшого рестайлинга модели. В то же время мотоцикл получил и передние фары более современной конфигурации. В какой-то период его наградили прозвищем «Смолик», что можно считать неким эквивалентом нашего трубочиста. Так или иначе, но представители данной профессии имели дело с уборкой древесной смолы (возникающей, к примеру, после пожаров). Прозвище приклеилось к мотоциклу, конечно же, из-за окраски его выхлопной.
Сильные и слабые стороны мотоцикла
На дороге техника вела себя довольно уверенно, как и подобает байку с 17-сильным двигателем. В принципе, ходовой потенциал CZ 250 мог бы справиться и с более мощным мотором. Мотоцикл оказался очень хорош на неровных участках, неплохо держал трассу и в поворотах.

Слабым местом конструкции стала передняя вилка, довольно быстро начинавшая съезжать из-за низкой эффективности демпфирования. Сюда же стоит отнести не самую лучшую анатомию седла, относительно длинный шаг переключения передач и проблемы со сцеплением.
Они выражались в необходимости прилагать довольно большие усилия для ручного управления им, особенно в момент трогания с места. Автомат мог бы стать прекрасным решением. Другие элементы конструкции, напротив, вызывали одобрение:
✅ естественная посадка во время поездки
✅ достаточная ширина руля
✅ место расположения подножек
✅ эффективные тормоза
Начиная с 1976 года мотоцикл не только получил осовременивание дизайна, но и начало активной экспортной истории. В течение последующих пяти лет специальная его модификация поступала на рынок Великобритании. Для того, чтобы соответствовать высоким требованиям западноевропейских партнеров, чехам пришлось произвести ряд изменений.
В конструкции мотоцикла установили иные: крылья, седло и обтекатель, стал другим и дизайн задней части. Кроме того, и его раскраска теперь выглядела более весело – золотая, а позже – черно-синяя или серебристая (в третьей модификации). Думаю, самое время обратить больше внимания на цифры, характеризующие показатели CZ 250:
✅ рабочий объем двигателя – 246 куб. см
✅ мощность – 17 л. с (12 кВт)
✅ количество передач – 4
✅ максимальная скорость – 120 км/ч
✅ масса – 142 кг
На мотоцикле применен трубчатый стальной каркас. В нем установлен 13-литровый бак, рассчитанный на более чем 300-километровую поездку (расход горючего – 4 л/100 км). Спереди применены шины размером 3,00 х 18 дюймов, сзади – 3,25 х 18 дюймов. Выпуск базовой версии продолжался с 1974 по 1978 годы.

Существовали также четыре модификации мотоцикла. Самая последняя выпускалась с 1979 по 1981 годы. Кроме стильной 160-миллиметровой фары, этот вариант получил еще одну знаковую деталь внешнего дизайна. В 1980-м старую круглую эмблему CZ на баке сменила полная надпись CEZET. Она сохранилась и у всех последующих моделей завода. Основной причиной окончательного прекращения выпуска CZ 250 стала массовая азиатская экспансия на британский рынок.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....