Мотоцикл CZ 250 Twin Sport: все плюсы и минусы конструкции
697

Мотоцикл CZ 250 Twin Sport: все плюсы и минусы конструкции

CZ Motorcycles – чехословацкий производитель мотоциклетной техники, прекрасно знакомый на всем постсоветском пространстве. И хотя он не был таким массовым, как его земляк-конкурент, но в этом-то, пожалуй, и содержалась главная изюминка «Чезеты».


Ведь давно известно, что то, чего немного или не всем хватает, всегда вызывает к себе повышенный интерес. Сей факт хорошо заметен по коллекционерам различной техники. Модели, выпускаемые миллионными тиражами, не находят у них никакого отклика. Зато эксклюзивные аппараты – нарасхват, и за любые деньги.

Мотоцикл CZ 250 Twin Sport: все плюсы и минусы конструкцииCZ 250 Twin Sport, заполнивший кубатурную нишу. Фото: youtube.com

Что-то подобное происходило и с мотоциклами CZ в советское время. Ведь их нельзя было назвать однозначно лучшими, чем Jawa, в чем-то они явно уступали своим конкурентам. Но именно владение техникой от «Чески Збройовки» считалось высшим шиком. Ее хозяева становились особой кастой, что-то типа питерской интеллигенции.

Спортивное направление – в приоритете


Одной из причин невысоких тиражей производства дорожных мотоциклов, являлся тот факт, что уже в 1932 году компания склонялась в сторону спортивного направления. В 60-70-х она тесно и очень успешно занималась сборкой спецтехники. Сначала это были гонки Гран-при, позже – соревнования по мотокроссу. Они даже стали первыми, кто для достаточно мощных двухтактных аппаратов применил в выхлопных трубах расширительные камеры.

В какой-то момент чехословацкая техника стала буквально доминировать, выиграв целых семь чемпионатов мира и всегда находясь в числе лучших во время Международных соревнований по шестидневным гонкам в Бельгии.

250-кубовый двигатель Twin Sport. Фото: youtube.com

Так, спустя чуть более чем полвека, компания, появившаяся как филиал «Шкоды» в 1919 году, смогла стать одним из самых известных в Европе и мире производителей мотоциклов для кросса. Конечно, в 70-х доступные и неплохие японские байки сильно потеснили чехов по всем позициям, но в Страконице пытались и в этот период создавать что-то новенькое, и востребованное даже в других странах.

Тогда инженеры компании решили взять за основу классическую раму типа CZ 175/477. Дополнив ее двухцилиндровым двигателем от Jawa, специалисты «збройовки» получили полный ансамбль. Используемый мотор обладал следующими показателями:

✅ двухтактный
✅ рядный
✅ с четырехступенчатой коробкой передач

В этот период большинство производителей мототехники уже отошли от выпуска универсальных аппаратов, четко разделив классические модели от транспорта для бездорожья. Особенно ярко эта градация происходила в малой «кубатурной» категории: от 250 куб. см и ниже.

Купите симпатичного «Смолика»!


По этому пути пошли и чехи, предлагая на зарубежных рынках вариант CZ 250 Enduro, оставив классику, в основном, для местных пользователей. Кажется, последние вовсе не возражали против этого.

Появившийся в 1974 году CZ 250 Twin Sport считался туристическим типом. Он предназначался для тех, кто производительности и проходимости предпочитал надежность, долговечность и комфорт.


А вот CZ 250 Enduro, учитывая спортивную славу марки, прекрасно зарекомендовал себя за рубежом. Он получил широкую известность благодаря присутствию на выставках и страницах журналов или рекламных брошюр. Его туристический коллега, в свою очередь, сыграл немалую роль для внутреннего рынка страны.

Ведь после того, как знаменитая Jawa 250 осталась в прошлом, ниша оказалась вакантной. Ее и заполнили конкуренты из Стракониц. Они добились оптимального сочетания благодаря шасси собственного производства, дополненного «явовским» мотором. Комбинация была признана удачной, и впоследствии постоянно использовалась в других моделях CZ.

Облик CZ, хорошо знакомый многим с детства. Фото: youtube.com

В целом, мотоцикл получил наиболее свежий и современный дизайн. Который, однако, соседствовал с элементами конструкции почти 20-летней давности. Возможно, они-то немного и портили общее положительное впечатление от техники. А таких моментов имелось немало:

✅ прикрепленные к корпусу фары поворотники
✅ слишком длинное заднее крыло
✅ типично чешское двухместное сиденье

Все же производитель неплохо поработал над тем, чтобы сделать технику максимально привлекательной для потребителя. В первую очередь, это ее основная фишка – черный корпус выхлопной системы. Но приятные ноу-хау этим не ограничивались, стоит упомянуть также о:

✅ задней качающейся вилке
✅ двойном переднем тормозе (с 1976 года)
✅ круглых указателях поворотов (с 1975 года)
✅ дюралюминиевых дисках и др.

Замена переднего тормоза на другой тип стала результатом небольшого рестайлинга модели. В то же время мотоцикл получил и передние фары более современной конфигурации. В какой-то период его наградили прозвищем «Смолик», что можно считать неким эквивалентом нашего трубочиста. Так или иначе, но представители данной профессии имели дело с уборкой древесной смолы (возникающей, к примеру, после пожаров). Прозвище приклеилось к мотоциклу, конечно же, из-за окраски его выхлопной.

Сильные и слабые стороны мотоцикла


На дороге техника вела себя довольно уверенно, как и подобает байку с 17-сильным двигателем. В принципе, ходовой потенциал CZ 250 мог бы справиться и с более мощным мотором. Мотоцикл оказался очень хорош на неровных участках, неплохо держал трассу и в поворотах.

Спидометр с очень оптимистичной шкалой. Фото: youtube.com

Слабым местом конструкции стала передняя вилка, довольно быстро начинавшая съезжать из-за низкой эффективности демпфирования. Сюда же стоит отнести не самую лучшую анатомию седла, относительно длинный шаг переключения передач и проблемы со сцеплением.

Они выражались в необходимости прилагать довольно большие усилия для ручного управления им, особенно в момент трогания с места. Автомат мог бы стать прекрасным решением. Другие элементы конструкции, напротив, вызывали одобрение:

✅ естественная посадка во время поездки
✅ достаточная ширина руля
✅ место расположения подножек
✅ эффективные тормоза

Начиная с 1976 года мотоцикл не только получил осовременивание дизайна, но и начало активной экспортной истории. В течение последующих пяти лет специальная его модификация поступала на рынок Великобритании. Для того, чтобы соответствовать высоким требованиям западноевропейских партнеров, чехам пришлось произвести ряд изменений.

В конструкции мотоцикла установили иные: крылья, седло и обтекатель, стал другим и дизайн задней части. Кроме того, и его раскраска теперь выглядела более весело – золотая, а позже – черно-синяя или серебристая (в третьей модификации). Думаю, самое время обратить больше внимания на цифры, характеризующие показатели CZ 250:

✅ рабочий объем двигателя – 246 куб. см
✅ мощность – 17 л. с (12 кВт)
✅ количество передач – 4
✅ максимальная скорость – 120 км/ч
✅ масса – 142 кг

На мотоцикле применен трубчатый стальной каркас. В нем установлен 13-литровый бак, рассчитанный на более чем 300-километровую поездку (расход горючего – 4 л/100 км). Спереди применены шины размером 3,00 х 18 дюймов, сзади – 3,25 х 18 дюймов. Выпуск базовой версии продолжался с 1974 по 1978 годы.

В таком цвете в СССР мотоциклы CZ не поступали… а жаль. Фото: youtube.com

Существовали также четыре модификации мотоцикла. Самая последняя выпускалась с 1979 по 1981 годы. Кроме стильной 160-миллиметровой фары, этот вариант получил еще одну знаковую деталь внешнего дизайна. В 1980-м старую круглую эмблему CZ на баке сменила полная надпись CEZET. Она сохранилась и у всех последующих моделей завода. Основной причиной окончательного прекращения выпуска CZ 250 стала массовая азиатская экспансия на британский рынок.
Насколько, по-вашему, был успешным CZ 250 Twin Sport?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас