Vector M12 — крутой американец с горячим итальянским «сердцем»
Сегодня мы хотим вас познакомить с Vector M12. Это действительно очень редкий, мелкосерийный и достаточно эксцентричный автомобиль с интересной предысторией — настоящая мечта многих коллекционеров и автолюбителей.
Этот американский суперкар был спроектирован стилистом McLaren F1 Питером Стивенсом и построен в начале 1990-х годов компанией Vector Aeromotive, которая на сегодняшний день уже не функционирует.
Предприятие за свою историю сменило несколько собственников и просуществовало в итоге до 2021 года. Им удалось выпустить всего несколько моделей, но зато большинство из них смогли привлечь внимание публики своим изысканным стилем и впечатляющими характеристиками.
Компания Vector была основана в 1971 году Джеральдом Вигертом — дальновидным инженером и предпринимателем. Он в своих интервью любил рассказывать, как с детства мечтал стать летчиком-истребителем, но из-за проблем со зрением ему в этой области, к сожалению, ничего не светило.
И тогда предприимчивый Джеральд решил во что бы то ни стало построить себе истребитель для уличных дорог, и ему в принципе это удалось. Он воплотил свою мечту в лице оригинального «Вектора» со средним расположением двигателя, который способен развивать скорость более 200 миль\час (около 322 км\час).
Наш сегодняшний герой – Vector M12 был создан на основе более раннего прототипа Vector AWX-3. Этот «супер автомобиль» должен был быть доступен в двух конфигурациях: либо купе с жесткой крышей, либо родстер с улучшенной версией твин-турбо V8.
Также планировалось два различных варианта двигателя – мощностью в 600 л. с. в модели начального уровня, и «нереальные» 1200 л. с. в более мощном варианте. Эта цифра с большим отрывом привела бы его на вершину пьедестала в числе самых быстрых и мощных серийных автомобилей всех времен.
Обе версии были представлены на Женевском автосалоне в 1993 году, и Вигерт уже искал партнеров для финансирования и запуска проекта. Однако история приняла драматический поворот, когда основной акционер индонезийской Megatech инициировал враждебное поглощение.
В результате компания, которая стремилась стать одним из ведущих производителей спортивных автомобилей в мире, заполучила Vector. Она же в 1994 году приобрела Lamborghini у Chrysler.
Новое руководство уволило Вигерта с должности генерального директора, но позволило ему продолжить работу в качестве главного дизайнера. Однако он отказался от дальнейшего сотрудничества и даже подал в суд чтобы вернуть себе авторские права на дизайн WX-3 и оставшиеся непроданными серийные версии W8.
Тем временем Megatech перенесли производство Vector на завод Lamborghini North America и пытались построить WX-3, успех прототипа которого им не давал покоя. Но это им не удавалось, и тогда было принято решение о разработке новой машины «по мотивам», но уже на базе успешной Lamborghini Diablo – высокопроизводительного спорткара со средним расположением двигателя, которого многие считают самым крутым итальянским автомобилем 1990-х годов.
Они наняли для этого команду опытных дизайнеров во главе с Питером Стивенсом, человеком, который разработал McLaren F1 вместе с Гордоном Мюрреем. Название автомобилю дали M12.
Он получил усиленный углеродом корпус из стекловолокна, который чем-то напоминал WX-3, но поскольку его пришлось соединить с удлиненной версией шасси Diablo, конечный результат выглядел, по меньшей мере, странно. Внешне автомобиль выделяется характерно низким «аэрокосмическим» профилем.
Также внимание привлекает компактная закругленная передняя часть с покатым носом, переходящим в большое изогнутое лобовое стекло, подъемные фары, ножничные двери, горизонтально разделенные пополам боковые окна, огромный задний спойлер и тройные воздухозаборники по бокам. Необычно смотрится и удлиненная задняя часть, в которой расположился мощный V12. Все эти элементы создают невероятно футуристический стиль.
При этом габариты у модели были такие:
✅ длина – 4780 мм
✅ ширина – 2019 мм
✅ высота – 1130 мм
✅ масса – 1636 мм
Как видим, двухместный Vector M12 выглядел еще и достаточно внушительно, что неудивительно при таких параметрах:.
Помимо удлиненного шасси от Diablo M12 достались и некоторые другие механические компоненты, такие как подвеска, реечное рулевое управление и тормоза. Также он позаимствовал у «итальянца» мощный 5,7-литровый четырехцилиндровый двигатель Lamborghini V12, который обеспечивает спорткару отличную производительность.
Правда мотор в нем установлен не за коробкой передач, как в Lamborghini, а по центру, перед ней. В качестве последней выступала пятиступенчатая механическая трансмиссия, через которую двигатель приводит в движение задние колеса Vector.
Этот силовой агрегат выдает впечатляющие 492 л. с. при 5200 об/мин и крутящий момент 576 Н*м при 4900 об/мин. Такие параметры позволили M12 достигать максимальной скорости в 189 миль в час (порядка 304 км/ч) и разгоняться до сотни за рекордные 4,8 секунды. Так что новый автомобиль стал настоящим «зверем» для своего времени.
«Вектор М12» дебютировал на автосалоне в Детройте в 1996 году. Однако, к большому разочарованию нового владельца, он не получил такой же бурной положительной реакции, как WX-3. Дела были настолько плохи, что производство пришлось даже приостановить на несколько месяцев, потому что никто не хотел его покупать. Тем более, что стоил экстраординарный автомобиль совсем немало.
Несмотря на то что его цена на тот момент была намного меньше, чем Diablo, она составляла достаточно приличные 184 000 долларов. Это и сейчас немаленькие деньги, а на то время сумма была эквивалентна нынешним 375 000 долларам. Так что это по определению была машина исключительно для избранных.
В конце концов «Вектору» удалось зарегистрировать несколько заказов, и производство возобновилось. Компания даже решила превратить предсерийный прототип в гоночный автомобиль и принять участие в знаменитой 24-часовой гонке в Ле-Мане, однако ряд механических проблем помешал ему участвовать в соревнованиях.
Всего, как известно, компания выпустила 17 экземпляров М12. Три из них были прототипами и 14 были серийными. Полностью производство прекратилось в 1999 году. Основной причиной, конечно, стал низкий уровень продаж. Плюс за год до этого Megatech продала Lamborghini подразделению Audi VW Group. А финансовые дела компании складывались таким образом, что в конце концов она стала банкротом.
Сколько экземпляров Vector M12 существует на данный момент — доподлинно не известно. Их крайне редко удается встретить на аукционах. При этом машины с небольшим пробегом в идеальном состоянии стоят от 200 000 до 300 000 долларов. Большинство по прежнему считает Vector M12 одним из самых крутых суперкаров 1990-х годов, несмотря даже на то, что был выпущен довольно проблемным автопроизводителем.
Этот американский суперкар был спроектирован стилистом McLaren F1 Питером Стивенсом и построен в начале 1990-х годов компанией Vector Aeromotive, которая на сегодняшний день уже не функционирует.
Vector M12 имеет достаточно футуристичный вид. Фото: YouTube.com
Предприятие за свою историю сменило несколько собственников и просуществовало в итоге до 2021 года. Им удалось выпустить всего несколько моделей, но зато большинство из них смогли привлечь внимание публики своим изысканным стилем и впечатляющими характеристиками.
Автор идеи
Компания Vector была основана в 1971 году Джеральдом Вигертом — дальновидным инженером и предпринимателем. Он в своих интервью любил рассказывать, как с детства мечтал стать летчиком-истребителем, но из-за проблем со зрением ему в этой области, к сожалению, ничего не светило.
И тогда предприимчивый Джеральд решил во что бы то ни стало построить себе истребитель для уличных дорог, и ему в принципе это удалось. Он воплотил свою мечту в лице оригинального «Вектора» со средним расположением двигателя, который способен развивать скорость более 200 миль\час (около 322 км\час).
«По мотивам»
Наш сегодняшний герой – Vector M12 был создан на основе более раннего прототипа Vector AWX-3. Этот «супер автомобиль» должен был быть доступен в двух конфигурациях: либо купе с жесткой крышей, либо родстер с улучшенной версией твин-турбо V8.
Также планировалось два различных варианта двигателя – мощностью в 600 л. с. в модели начального уровня, и «нереальные» 1200 л. с. в более мощном варианте. Эта цифра с большим отрывом привела бы его на вершину пьедестала в числе самых быстрых и мощных серийных автомобилей всех времен.
Обе версии были представлены на Женевском автосалоне в 1993 году, и Вигерт уже искал партнеров для финансирования и запуска проекта. Однако история приняла драматический поворот, когда основной акционер индонезийской Megatech инициировал враждебное поглощение.
В результате компания, которая стремилась стать одним из ведущих производителей спортивных автомобилей в мире, заполучила Vector. Она же в 1994 году приобрела Lamborghini у Chrysler.
Vector M12 смотрится довольно внушительно – его ширина составляет более 2-х метров. Фото: YouTube.com
Новое руководство уволило Вигерта с должности генерального директора, но позволило ему продолжить работу в качестве главного дизайнера. Однако он отказался от дальнейшего сотрудничества и даже подал в суд чтобы вернуть себе авторские права на дизайн WX-3 и оставшиеся непроданными серийные версии W8.
Тем временем Megatech перенесли производство Vector на завод Lamborghini North America и пытались построить WX-3, успех прототипа которого им не давал покоя. Но это им не удавалось, и тогда было принято решение о разработке новой машины «по мотивам», но уже на базе успешной Lamborghini Diablo – высокопроизводительного спорткара со средним расположением двигателя, которого многие считают самым крутым итальянским автомобилем 1990-х годов.
Необычные формы
Они наняли для этого команду опытных дизайнеров во главе с Питером Стивенсом, человеком, который разработал McLaren F1 вместе с Гордоном Мюрреем. Название автомобилю дали M12.
Он получил усиленный углеродом корпус из стекловолокна, который чем-то напоминал WX-3, но поскольку его пришлось соединить с удлиненной версией шасси Diablo, конечный результат выглядел, по меньшей мере, странно. Внешне автомобиль выделяется характерно низким «аэрокосмическим» профилем.
Vector M12 отличается непривычно длинной задней частью. Фото: YouTube.com
Также внимание привлекает компактная закругленная передняя часть с покатым носом, переходящим в большое изогнутое лобовое стекло, подъемные фары, ножничные двери, горизонтально разделенные пополам боковые окна, огромный задний спойлер и тройные воздухозаборники по бокам. Необычно смотрится и удлиненная задняя часть, в которой расположился мощный V12. Все эти элементы создают невероятно футуристический стиль.
При этом габариты у модели были такие:
✅ длина – 4780 мм
✅ ширина – 2019 мм
✅ высота – 1130 мм
✅ масса – 1636 мм
Как видим, двухместный Vector M12 выглядел еще и достаточно внушительно, что неудивительно при таких параметрах:.
Горячее итальянское «сердце»
Помимо удлиненного шасси от Diablo M12 достались и некоторые другие механические компоненты, такие как подвеска, реечное рулевое управление и тормоза. Также он позаимствовал у «итальянца» мощный 5,7-литровый четырехцилиндровый двигатель Lamborghini V12, который обеспечивает спорткару отличную производительность.
Правда мотор в нем установлен не за коробкой передач, как в Lamborghini, а по центру, перед ней. В качестве последней выступала пятиступенчатая механическая трансмиссия, через которую двигатель приводит в движение задние колеса Vector.
Этот силовой агрегат выдает впечатляющие 492 л. с. при 5200 об/мин и крутящий момент 576 Н*м при 4900 об/мин. Такие параметры позволили M12 достигать максимальной скорости в 189 миль в час (порядка 304 км/ч) и разгоняться до сотни за рекордные 4,8 секунды. Так что новый автомобиль стал настоящим «зверем» для своего времени.
Триумфа не случилось
«Вектор М12» дебютировал на автосалоне в Детройте в 1996 году. Однако, к большому разочарованию нового владельца, он не получил такой же бурной положительной реакции, как WX-3. Дела были настолько плохи, что производство пришлось даже приостановить на несколько месяцев, потому что никто не хотел его покупать. Тем более, что стоил экстраординарный автомобиль совсем немало.
Несмотря на то что его цена на тот момент была намного меньше, чем Diablo, она составляла достаточно приличные 184 000 долларов. Это и сейчас немаленькие деньги, а на то время сумма была эквивалентна нынешним 375 000 долларам. Так что это по определению была машина исключительно для избранных.
Vector M12 оснащен 5,7-литровым двигателем Lamborghini V12. Фото: YouTube.com
В конце концов «Вектору» удалось зарегистрировать несколько заказов, и производство возобновилось. Компания даже решила превратить предсерийный прототип в гоночный автомобиль и принять участие в знаменитой 24-часовой гонке в Ле-Мане, однако ряд механических проблем помешал ему участвовать в соревнованиях.
Всего, как известно, компания выпустила 17 экземпляров М12. Три из них были прототипами и 14 были серийными. Полностью производство прекратилось в 1999 году. Основной причиной, конечно, стал низкий уровень продаж. Плюс за год до этого Megatech продала Lamborghini подразделению Audi VW Group. А финансовые дела компании складывались таким образом, что в конце концов она стала банкротом.
Вот так «аскетично» в салоне Vector M12. Фото: YouTube.com
Сколько экземпляров Vector M12 существует на данный момент — доподлинно не известно. Их крайне редко удается встретить на аукционах. При этом машины с небольшим пробегом в идеальном состоянии стоят от 200 000 до 300 000 долларов. Большинство по прежнему считает Vector M12 одним из самых крутых суперкаров 1990-х годов, несмотря даже на то, что был выпущен довольно проблемным автопроизводителем.
- Lilu
- www.youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
Шах и мат, «Газель» – грузовики «Компас» от КАМАЗ резко подешевели
КАМАЗ начал кампанию по резкой стимуляции продаж. Это поможет переманить клиентов ГАЗ....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
В России появятся новые трамваи собственной разработки
Займется их производством «Синара - транспортные машины». Изначально планировалось, что трамваи будут делать вместе с Skoda Transportation....