
Vector M12 — крутой американец с горячим итальянским «сердцем»
Сегодня мы хотим вас познакомить с Vector M12. Это действительно очень редкий, мелкосерийный и достаточно эксцентричный автомобиль с интересной предысторией — настоящая мечта многих коллекционеров и автолюбителей.
Этот американский суперкар был спроектирован стилистом McLaren F1 Питером Стивенсом и построен в начале 1990-х годов компанией Vector Aeromotive, которая на сегодняшний день уже не функционирует.
Vector M12 имеет достаточно футуристичный вид. Фото: YouTube.com
Предприятие за свою историю сменило несколько собственников и просуществовало в итоге до 2021 года. Им удалось выпустить всего несколько моделей, но зато большинство из них смогли привлечь внимание публики своим изысканным стилем и впечатляющими характеристиками.
Компания Vector была основана в 1971 году Джеральдом Вигертом — дальновидным инженером и предпринимателем. Он в своих интервью любил рассказывать, как с детства мечтал стать летчиком-истребителем, но из-за проблем со зрением ему в этой области, к сожалению, ничего не светило.
И тогда предприимчивый Джеральд решил во что бы то ни стало построить себе истребитель для уличных дорог, и ему в принципе это удалось. Он воплотил свою мечту в лице оригинального «Вектора» со средним расположением двигателя, который способен развивать скорость более 200 миль\час (около 322 км\час).
Наш сегодняшний герой – Vector M12 был создан на основе более раннего прототипа Vector AWX-3. Этот «супер автомобиль» должен был быть доступен в двух конфигурациях: либо купе с жесткой крышей, либо родстер с улучшенной версией твин-турбо V8.
Также планировалось два различных варианта двигателя – мощностью в 600 л. с. в модели начального уровня, и «нереальные» 1200 л. с. в более мощном варианте. Эта цифра с большим отрывом привела бы его на вершину пьедестала в числе самых быстрых и мощных серийных автомобилей всех времен.
Обе версии были представлены на Женевском автосалоне в 1993 году, и Вигерт уже искал партнеров для финансирования и запуска проекта. Однако история приняла драматический поворот, когда основной акционер индонезийской Megatech инициировал враждебное поглощение.
В результате компания, которая стремилась стать одним из ведущих производителей спортивных автомобилей в мире, заполучила Vector. Она же в 1994 году приобрела Lamborghini у Chrysler.
Vector M12 смотрится довольно внушительно – его ширина составляет более 2-х метров. Фото: YouTube.com
Новое руководство уволило Вигерта с должности генерального директора, но позволило ему продолжить работу в качестве главного дизайнера. Однако он отказался от дальнейшего сотрудничества и даже подал в суд чтобы вернуть себе авторские права на дизайн WX-3 и оставшиеся непроданными серийные версии W8.
Тем временем Megatech перенесли производство Vector на завод Lamborghini North America и пытались построить WX-3, успех прототипа которого им не давал покоя. Но это им не удавалось, и тогда было принято решение о разработке новой машины «по мотивам», но уже на базе успешной Lamborghini Diablo – высокопроизводительного спорткара со средним расположением двигателя, которого многие считают самым крутым итальянским автомобилем 1990-х годов.
Они наняли для этого команду опытных дизайнеров во главе с Питером Стивенсом, человеком, который разработал McLaren F1 вместе с Гордоном Мюрреем. Название автомобилю дали M12.
Он получил усиленный углеродом корпус из стекловолокна, который чем-то напоминал WX-3, но поскольку его пришлось соединить с удлиненной версией шасси Diablo, конечный результат выглядел, по меньшей мере, странно. Внешне автомобиль выделяется характерно низким «аэрокосмическим» профилем.
Vector M12 отличается непривычно длинной задней частью. Фото: YouTube.com
Также внимание привлекает компактная закругленная передняя часть с покатым носом, переходящим в большое изогнутое лобовое стекло, подъемные фары, ножничные двери, горизонтально разделенные пополам боковые окна, огромный задний спойлер и тройные воздухозаборники по бокам. Необычно смотрится и удлиненная задняя часть, в которой расположился мощный V12. Все эти элементы создают невероятно футуристический стиль.
При этом габариты у модели были такие:
✅ длина – 4780 мм
✅ ширина – 2019 мм
✅ высота – 1130 мм
✅ масса – 1636 мм
Как видим, двухместный Vector M12 выглядел еще и достаточно внушительно, что неудивительно при таких параметрах:.
Помимо удлиненного шасси от Diablo M12 достались и некоторые другие механические компоненты, такие как подвеска, реечное рулевое управление и тормоза. Также он позаимствовал у «итальянца» мощный 5,7-литровый четырехцилиндровый двигатель Lamborghini V12, который обеспечивает спорткару отличную производительность.
Правда мотор в нем установлен не за коробкой передач, как в Lamborghini, а по центру, перед ней. В качестве последней выступала пятиступенчатая механическая трансмиссия, через которую двигатель приводит в движение задние колеса Vector.
Этот силовой агрегат выдает впечатляющие 492 л. с. при 5200 об/мин и крутящий момент 576 Н*м при 4900 об/мин. Такие параметры позволили M12 достигать максимальной скорости в 189 миль в час (порядка 304 км/ч) и разгоняться до сотни за рекордные 4,8 секунды. Так что новый автомобиль стал настоящим «зверем» для своего времени.
«Вектор М12» дебютировал на автосалоне в Детройте в 1996 году. Однако, к большому разочарованию нового владельца, он не получил такой же бурной положительной реакции, как WX-3. Дела были настолько плохи, что производство пришлось даже приостановить на несколько месяцев, потому что никто не хотел его покупать. Тем более, что стоил экстраординарный автомобиль совсем немало.
Несмотря на то что его цена на тот момент была намного меньше, чем Diablo, она составляла достаточно приличные 184 000 долларов. Это и сейчас немаленькие деньги, а на то время сумма была эквивалентна нынешним 375 000 долларам. Так что это по определению была машина исключительно для избранных.
Vector M12 оснащен 5,7-литровым двигателем Lamborghini V12. Фото: YouTube.com
В конце концов «Вектору» удалось зарегистрировать несколько заказов, и производство возобновилось. Компания даже решила превратить предсерийный прототип в гоночный автомобиль и принять участие в знаменитой 24-часовой гонке в Ле-Мане, однако ряд механических проблем помешал ему участвовать в соревнованиях.
Всего, как известно, компания выпустила 17 экземпляров М12. Три из них были прототипами и 14 были серийными. Полностью производство прекратилось в 1999 году. Основной причиной, конечно, стал низкий уровень продаж. Плюс за год до этого Megatech продала Lamborghini подразделению Audi VW Group. А финансовые дела компании складывались таким образом, что в конце концов она стала банкротом.
Вот так «аскетично» в салоне Vector M12. Фото: YouTube.com
Сколько экземпляров Vector M12 существует на данный момент — доподлинно не известно. Их крайне редко удается встретить на аукционах. При этом машины с небольшим пробегом в идеальном состоянии стоят от 200 000 до 300 000 долларов. Большинство по прежнему считает Vector M12 одним из самых крутых суперкаров 1990-х годов, несмотря даже на то, что был выпущен довольно проблемным автопроизводителем.
Этот американский суперкар был спроектирован стилистом McLaren F1 Питером Стивенсом и построен в начале 1990-х годов компанией Vector Aeromotive, которая на сегодняшний день уже не функционирует.

Предприятие за свою историю сменило несколько собственников и просуществовало в итоге до 2021 года. Им удалось выпустить всего несколько моделей, но зато большинство из них смогли привлечь внимание публики своим изысканным стилем и впечатляющими характеристиками.
Автор идеи
Компания Vector была основана в 1971 году Джеральдом Вигертом — дальновидным инженером и предпринимателем. Он в своих интервью любил рассказывать, как с детства мечтал стать летчиком-истребителем, но из-за проблем со зрением ему в этой области, к сожалению, ничего не светило.
И тогда предприимчивый Джеральд решил во что бы то ни стало построить себе истребитель для уличных дорог, и ему в принципе это удалось. Он воплотил свою мечту в лице оригинального «Вектора» со средним расположением двигателя, который способен развивать скорость более 200 миль\час (около 322 км\час).
«По мотивам»
Наш сегодняшний герой – Vector M12 был создан на основе более раннего прототипа Vector AWX-3. Этот «супер автомобиль» должен был быть доступен в двух конфигурациях: либо купе с жесткой крышей, либо родстер с улучшенной версией твин-турбо V8.
Также планировалось два различных варианта двигателя – мощностью в 600 л. с. в модели начального уровня, и «нереальные» 1200 л. с. в более мощном варианте. Эта цифра с большим отрывом привела бы его на вершину пьедестала в числе самых быстрых и мощных серийных автомобилей всех времен.
Обе версии были представлены на Женевском автосалоне в 1993 году, и Вигерт уже искал партнеров для финансирования и запуска проекта. Однако история приняла драматический поворот, когда основной акционер индонезийской Megatech инициировал враждебное поглощение.
В результате компания, которая стремилась стать одним из ведущих производителей спортивных автомобилей в мире, заполучила Vector. Она же в 1994 году приобрела Lamborghini у Chrysler.

Новое руководство уволило Вигерта с должности генерального директора, но позволило ему продолжить работу в качестве главного дизайнера. Однако он отказался от дальнейшего сотрудничества и даже подал в суд чтобы вернуть себе авторские права на дизайн WX-3 и оставшиеся непроданными серийные версии W8.
Тем временем Megatech перенесли производство Vector на завод Lamborghini North America и пытались построить WX-3, успех прототипа которого им не давал покоя. Но это им не удавалось, и тогда было принято решение о разработке новой машины «по мотивам», но уже на базе успешной Lamborghini Diablo – высокопроизводительного спорткара со средним расположением двигателя, которого многие считают самым крутым итальянским автомобилем 1990-х годов.
Необычные формы
Они наняли для этого команду опытных дизайнеров во главе с Питером Стивенсом, человеком, который разработал McLaren F1 вместе с Гордоном Мюрреем. Название автомобилю дали M12.
Он получил усиленный углеродом корпус из стекловолокна, который чем-то напоминал WX-3, но поскольку его пришлось соединить с удлиненной версией шасси Diablo, конечный результат выглядел, по меньшей мере, странно. Внешне автомобиль выделяется характерно низким «аэрокосмическим» профилем.

Также внимание привлекает компактная закругленная передняя часть с покатым носом, переходящим в большое изогнутое лобовое стекло, подъемные фары, ножничные двери, горизонтально разделенные пополам боковые окна, огромный задний спойлер и тройные воздухозаборники по бокам. Необычно смотрится и удлиненная задняя часть, в которой расположился мощный V12. Все эти элементы создают невероятно футуристический стиль.
При этом габариты у модели были такие:
✅ длина – 4780 мм
✅ ширина – 2019 мм
✅ высота – 1130 мм
✅ масса – 1636 мм
Как видим, двухместный Vector M12 выглядел еще и достаточно внушительно, что неудивительно при таких параметрах:.
Горячее итальянское «сердце»
Помимо удлиненного шасси от Diablo M12 достались и некоторые другие механические компоненты, такие как подвеска, реечное рулевое управление и тормоза. Также он позаимствовал у «итальянца» мощный 5,7-литровый четырехцилиндровый двигатель Lamborghini V12, который обеспечивает спорткару отличную производительность.
Правда мотор в нем установлен не за коробкой передач, как в Lamborghini, а по центру, перед ней. В качестве последней выступала пятиступенчатая механическая трансмиссия, через которую двигатель приводит в движение задние колеса Vector.
Этот силовой агрегат выдает впечатляющие 492 л. с. при 5200 об/мин и крутящий момент 576 Н*м при 4900 об/мин. Такие параметры позволили M12 достигать максимальной скорости в 189 миль в час (порядка 304 км/ч) и разгоняться до сотни за рекордные 4,8 секунды. Так что новый автомобиль стал настоящим «зверем» для своего времени.
Триумфа не случилось
«Вектор М12» дебютировал на автосалоне в Детройте в 1996 году. Однако, к большому разочарованию нового владельца, он не получил такой же бурной положительной реакции, как WX-3. Дела были настолько плохи, что производство пришлось даже приостановить на несколько месяцев, потому что никто не хотел его покупать. Тем более, что стоил экстраординарный автомобиль совсем немало.
Несмотря на то что его цена на тот момент была намного меньше, чем Diablo, она составляла достаточно приличные 184 000 долларов. Это и сейчас немаленькие деньги, а на то время сумма была эквивалентна нынешним 375 000 долларам. Так что это по определению была машина исключительно для избранных.

В конце концов «Вектору» удалось зарегистрировать несколько заказов, и производство возобновилось. Компания даже решила превратить предсерийный прототип в гоночный автомобиль и принять участие в знаменитой 24-часовой гонке в Ле-Мане, однако ряд механических проблем помешал ему участвовать в соревнованиях.
Всего, как известно, компания выпустила 17 экземпляров М12. Три из них были прототипами и 14 были серийными. Полностью производство прекратилось в 1999 году. Основной причиной, конечно, стал низкий уровень продаж. Плюс за год до этого Megatech продала Lamborghini подразделению Audi VW Group. А финансовые дела компании складывались таким образом, что в конце концов она стала банкротом.

Сколько экземпляров Vector M12 существует на данный момент — доподлинно не известно. Их крайне редко удается встретить на аукционах. При этом машины с небольшим пробегом в идеальном состоянии стоят от 200 000 до 300 000 долларов. Большинство по прежнему считает Vector M12 одним из самых крутых суперкаров 1990-х годов, несмотря даже на то, что был выпущен довольно проблемным автопроизводителем.
- Lilu
- www.youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....