.d-md-none .d-lg-block bibimot

TG16 - the most powerful Soviet diesel locomotive for the Sakhalin narrow gauge railway

TG16 - the most powerful Soviet diesel locomotive for the Sakhalin narrow gauge railway
Despite the fact that the vast majority of railway tracks in our country received the “Soviet” width of 1520 mm, there were exceptions to this rule. First of all, these are the western regions, which much later became part of the USSR. Here, as throughout continental Europe, highways of 8,5 centimeters were practiced.


In addition, there were also so-called. narrow gauge railways. These specific designs were used in such structures as access roads to industrial enterprises, remote areas or a children's railway. Having received a wide geographical distribution, they were still very rare and were gradually withdrawn from service.

ТГ16 – самый мощный советский тепловоз для узкоколейки СахалинаThe latest narrow gauge diesel locomotives TG16. Photo: youtube.com

In this option, there was the fact of limited axle load and the total tonnage of the rolling stock. Therefore, the practicality of the lines looked very doubtful, which led to their gradual dismantling.

Especially for the Sakhalin narrow gauge railway


Until the end of the twentieth century, Sakhalin Island was distinguished not only by its remoteness from the main territory of the country. There was also specificity of a different kind. Being part of the Far Eastern Railway, the largest island in Russia had a structure of reduced width.

Passing along the east coast, it had a transverse size of only 1067 mm. The process of transition to a common standard started only in 2003, stretching until the start of the pandemic. All this helped eliminate the 10-fold increase in the cost of island transportation compared to continental transportation.

Some TG16s are still running and doing the hard work. Photo: youtube.com

It is not surprising that in the second half of the 60s, the USSR Ministry of Railways created an order for specialized enterprises to produce a special locomotive designed for narrow-gauge railways. At the same time, a special wish was its maximum power for operation in these conditions. The task of implementing the plan was entrusted to the specialists of the Lyudinovsky Diesel Locomotive Plant.

A prototype, created by the hands of LTZ workers, was presented in 1967. Primary wishes were taken into account by equipping the equipment with four 820-horsepower diesel engines.
.

The power and running characteristics of the new narrow-gauge diesel locomotive turned out to be so optimally balanced that it was in operation for more than half a century, until the abolition of the 1067-mm railway on Sakhalin Island.

In addition to good performance, the locomotive was awarded an overly archaic design. He looked as if he had been born two or three decades earlier. But in remote areas this was not given much importance. Well, or almost not betrayed, because after all, the local railway workers gave him the slightly offensive nickname “Cleaver”. Here are its physical dimensions:

✅ height - 4 m
✅ width - 3 m
✅ section wheelbase – 11,25 m
✅ length of one section – 15,45 m
✅ full service weight – 148 t

As you probably already understood, the TG16 diesel locomotive was operated in a two-section version. Each part of the equipment was equipped with a pair of powerful M756A diesel engines. They performed quite well during operation, fully confirming the correctness of the designers’ choice. Here are the indicators of the power unit of a narrow gauge locomotive:

✅ total power – 3280 l. With
✅ type of transmission used – hydraulic
✅ design speed – 85 (for some modifications – up to 110) km/h
✅ total fuel reserve – 6,8 tons

The assembly of diesel locomotives was carried out at the main facilities of the enterprise for approximately seven years. During this period, about a hundred units of specific equipment were manufactured for the most remote Soviet road. Subsequently, it was operated in different areas, performing various tasks.

Option for regular gauge


To test the properties of a narrow-gauge diesel locomotive in action, the company decided to produce a locomotive designed for standard roads. After all, checking characteristics and correcting comments was possible only in specially created conditions. He received the name TG16-001 and went to work in the region of the northern capital.

TG16 can also operate passenger flights. Photo: youtube.com

After this locomotive passed the necessary checks, it was assigned to TC-9, belonging to the Oktyabrskaya Railway. It was here that his career began in 1972, which lasted about five years.

This technique differed from the standard version (except for the track size) in the diameter of the wheel pairs: 1050 mm instead of 950. Since the equipment was a prototype, made in a single copy, and also used for a very short period, this fact might not have been remembered at all.

However, thanks to the railway worker Andrei Voronov, who at one time worked as an assistant driver on this equipment, this became known to a wide circle of readers. The man also provided old photographs documenting the existence of such a rare locomotive.

The diesel locomotive was used at the Leningrad junction. His task was to ensure export work in this region. To operate on standard gauge, he needed sufficient engine power. The power units were the modernized M756B-1. Like its narrow-gauge counterpart, each section of the locomotive had a pair of such motors with a power of about 1000 hp. with each. Here are some of the characteristics of the experimental equipment:

✅ design speed – ok. 100 km/h
✅ proprietary hydraulic transmission on the frame
✅ cardan drive of wheelsets

Documentary photos show that TG16-001 worked in conjunction with other Soviet mainline diesel locomotives, in particular TE3. His exact fate is unknown due to the lack of any documentary information. According to unverified data, it was simply taken out of service already in 1977.

Long operation and the emergence of modern modifications


Until the end of the Soviet era and for a couple of decades of the post-Soviet period, TG16 successfully performed various tasks on the railway sections of Sakhalin Island. Since 2003, work began on the transition of local branches to the generally accepted track. But they dragged on for almost twenty years, which required the adoption of some temporary measures.

By the beginning of the 2010s, the old diesel locomotives began to noticeably lose their ground, and their archaic design looked too depressing. For this reason, it was decided to create several units of updated TG16M narrow-gauge locomotives, based on the old version.

Modification of diesel locomotive TG16M. Photo: youtube.com

One of the outstanding characteristics of this technology was its ability to quickly “change shoes.” The specialists of the Lyudinovsky plant initially provided for this possibility so that the new diesel locomotives would not remain out of work over time, but could be used with the transition to 1520 mm gauge.

At the beginning of December 2014, the first machine arrived on Sakhalin, and eight months later a certificate of conformity for this equipment appeared. Despite the official approval, in practice the new diesel locomotive did not perform at its best. Breakdowns for this locomotive have turned from accidents into a system.

The situation was especially complicated by the fact that the operation site was as far away from the company’s production facilities as possible. This resulted in long-term downtime while waiting for the necessary spare parts to be delivered. Therefore, instead of the planned forty samples of the new modification, only six were assembled. So the total circulation of the TG16 series was exactly one hundred units.

Externally, the TG16M diesel locomotive has been slightly modified. Photo: youtube.com

But the TG16M was operated on Sakhalin until 2021. After this, everyone's patience came to an end. A completely logical decision has matured to transfer them for further use on the basis of the Moscow Road. This brought the equipment as close as possible to the manufacturer of its spare parts. Half of the diesel locomotives even underwent major modernization, subsequently assigning them the TG16MK index.

Author:

Photos used: youtube.com

What do you know about the narrow gauge TG16?

We vote!

We are We are in Yandex Zen
The latest narrow-gauge diesel locomotives TU - can’t be executed, can they be pardoned?Indian narrow-gauge toy trains attract tourists from all over the world

.d-md-none .d-lg-block bibimot

ТГ16 – самый мощный советский тепловоз для узкоколейки Сахалина

ТГ16 – самый мощный советский тепловоз для узкоколейки Сахалина
Несмотря на то, что подавляющее большинство железнодорожного полотна в нашей стране получило «советскую» ширину 1520 мм, имелись и исключения из этого правила. В первую очередь, это западные области, намного позже вошедшие в состав СССР. Здесь, как и во всей континентальной Европе, практиковались магистрали уже на 8,5 сантиметров.


Кроме того, существовали еще и т. н. узкоколейки. Эти специфические конструкции использовались в таких сооружениях, как подъездные пути к промпредприятиям, удаленные участки или детская железная дорога. Получив широкую географию распространения, они все же являлись большой редкостью и постепенно выводились из эксплуатации.

ТГ16 – самый мощный советский тепловоз для узкоколейки СахалинаПоследние узкоколейные тепловозы ТГ16. Фото: youtube.com

В таком варианте присутствовал факт ограниченной нагрузки на ось и общего тоннажа подвижного состава. Поэтому практичность линий выглядела очень сомнительной, что и повлекло за собой их постепенный демонтаж.

Специально для сахалинской узкоколейки


До конца ХХ века остров Сахалин отличался не только своей удаленности от основной территории страны. Существовала здесь и специфика иного рода. Входя в состав Дальневосточной железной дороги, крупнейший остров России обладал структурой полотна сниженной ширины.

Проходя по восточному побережью, она имела поперечный размер всего лишь 1067 мм. Процесс перехода на общий стандарт стартовал только в 2003 году, растянувшись до начала пандемии. Все это помогло устранить 10-кратное превышение себестоимости островных перевозок, по сравнению с континентальными.

Некоторые ТГ16 ещё на ходу и выполняют тяжелую работу. Фото: youtube.com

Не удивительно, что во второй половине 60-х МПС СССР создал заказ для профильных предприятий на изготовление специального локомотива, рассчитанного на узкоколейное полотно. При этом, особым пожеланием являлась его максимальная мощность для эксплуатации в данных условиях. Задание осуществить задуманное поручили специалистам Людиновского тепловозостроительного завода.

Опытный образец, созданный руками работников ЛТЗ, представили в 1967 году. Первичные пожелания учли, снабдив технику четверкой 820-сильных дизелей
.

Мощностные и ходовые характеристики нового узкоколейного тепловоза оказались настолько оптимально взвешенными, что он находился в эксплуатации более полувека, до самого упразднения 1067-миллиметровой ж/д на острове Сахалин.

Кроме хороших показателей локомотив наградили слишком архаичным дизайном. Он выглядел так, как будто появился на свет двумя-тремя десятилетиями ранее. Но на удаленной территории этому не придавалось особого значения. Ну, или почти не предавалось, ведь все же дали ему местные железнодорожники немного обидное прозвище «Колун». Вот его физические размеры:

✅ высота – 4 м
✅ ширина – 3 м
✅ колесная база секции – 11,25 м
✅ длина одной секции – 15,45 м
✅ полный служебный вес – 148 т

Как вы уже, наверное, поняли, тепловоз ТГ16 эксплуатировался в двухсекционном варианте. В каждой из частей техники расположили по паре мощных дизельных двигателей марки М756А. Они довольно неплохо проявили себя во время эксплуатации, полностью подтвердив правильность выбора конструкторов. Вот показатели силового агрегата узкоколейного локомотива:

✅ общая мощность – 3280 л. с
✅ тип используемой передачи – гидравлическая
✅ конструктивная скорость – 85 (у некоторых модификаций – до 110) км/ч
✅ общий запас горючего – 6,8 т

Сборка тепловозов проводилась на основных мощностях предприятия в течение примерно семи лет. За этот период для самой удаленной советской дороги изготовили около сотни единиц специфической техники. Впоследствии она эксплуатировалась на разных участках, выполняя всевозможные задачи.

Вариант для обычной колеи


Чтобы проверить свойства узкоколейного тепловоза в деле, на предприятии решили изготовить локомотив, предназначенный для стандартных дорог. Ведь проверки характеристик и исправление замечаний было возможным лишь в специально созданных условиях. Он получил наименование ТГ16-001 и отправился трудиться в регион северной столицы.

Также ТГ16 может выполнять пассажирские рейсы. Фото: youtube.com

После того, как этот локомотив прошел необходимые проверки, он был приписан к ТЧ-9, относящееся к Октябрьской железной дороге. Именно здесь в 1972 году началась его трудовая деятельность, которая продлилась около пяти лет.

Эта техника отличалась от стандартной версии (кроме размера колеи) диаметром колесных пар: 1050 мм вместо 950-ти. Так как техника являлась опытным образцом, изготовленным в единственном экземпляре, к тому же еще и использовавшемся очень короткий период, то об этом факте могли и не вспомнить вообще.

Однако, благодаря железнодорожнику Андрею Воронову, работавшему в свое время помощником машиниста на этой технике, об этом стало известно широкому кругу читателей. Также мужчина предоставил старые фотографии, документально подтверждающие факт существования такого редкого локомотива.

Тепловоз использовался на Ленинградском узле. Его задачей являлось обеспечение вывозной работы в этом регионе. Для работы на стандартной колее ему понадобилась достаточная мощность двигателя. В качестве силовых агрегатов выступали модернизированные М756Б-1. Как и у узкоколейного коллеги, в каждой секции локомотива стояло по паре таких моторов, мощностью около 1000 л. с каждый. Вот некоторые из характеристик опытной техники:

✅ конструкционная скорость – ок. 100 км/ч
✅ гидропередача собственной разработки на раме
✅ карданный привод колесных пар

На документальных фото видно, что ТГ16-001 работал в спайке с другими советскими магистральными тепловозами, в частности, ТЭ3. Точно его дальнейшая судьба неизвестна, по причине отсутствия какой-либо документальной информации. По непроверенным данным, он был просто выведен из эксплуатации уже в 1977 году.

Долгая эксплуатация и появление современной модификации


До конца советской эпохи и на протяжении пары десятилетий постсоветского периода ТГ16 успешно выполняли различные задачи на ж/д участках острова Сахалин. С 2003 года начаты работы по переходу местных веток на общепринятую колею. Но они затянулись почти на двадцать лет, что потребовало принятия некоторых временных мер.

Уже к началу 2010-х старые тепловозы стали заметно сдавать свои позиции, да и их архаичный дизайн выглядел слишком удручающе. По этой причине было принято решение о создании нескольких единиц обновленных узкоколейных локомотивов ТГ16М, на базе старой версии.

Модификация тепловоза ТГ16М. Фото: youtube.com

Одним из выдающихся характеристик данной техники являлась ее способность к быстрой «переобувке». Эту возможность специалисты Людиновского завода предусмотрели изначально, чтобы новые тепловозы не остались со временем не у дел, а могли использоваться и с переходом на 1520-миллиметровую колею.

В начале декабря 2014 года на Сахалин пришла первая машина, а спустя восемь месяцев появился сертификат соответствия на эту технику. Несмотря на официальное одобрение, на практике новый тепловоз проявил себя не с самой лучшей стороны. Поломки для этого локомотива превратились из случайностей в систему.

Особо осложнял ситуацию факт максимального удаления места эксплуатации от производственных мощностей компании. Это вылилось в долговременные простои, возникавшие в процессе ожидания доставки необходимых запчастей. Поэтому вместо запланированных сорока образцов новой модификации собрали всего шесть. Так общий тираж серии ТГ16 составил ровно сто единиц.

Внешне тепловоз ТГ16М немного изменен. Фото: youtube.com

А вот ТГ16М эксплуатировали на Сахалине вплоть до 2021 года. После этого всеобщее терпение подошло к концу. Созрело вполне логичное решение перевести их для дальнейшего использования на базе Московской дороги. Это максимально приблизило технику к производителю запасных частей к ней. Половину тепловозов даже подвергли капитальной модернизации, впоследствии присвоив им индекс ТГ16МК.

Автор:

Использованы фотографии: youtube.com

А что вы знаете об узкоколейных ТГ16?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Последние узкоколейные тепловозы ТУ – казнить нельзя, помиловать?Игрушечные поезда индийских узкоколеек манят туристов со всего мира