Nash-Healey (1951-1954): от «тачек для дедушек» до спортивной звезды
Кто этот симпатяга, который так волнует коллекционеров, восхищает публику на автомобильных шоу? Выскочка. Посмел родиться на два года раньше бесподобного Chevrolet Corvette 1953 года. Успех последнего завязан на спортивных качествах обычного шоссейного автомобиля. Этой категории предопределено было появиться в автоиндустрии: народ в послевоенной Америке и Европе требовал быстрых машин на дорогах общего пользования.
Спорт, автогонки, лавры отважным пилотам – замечательно. Но и мы хотим бешеного встречного ветра в лобовик, эффектных рывков с места, крутых виражей. Подавайте простому автомобилисту скорость в серийных средствах передвижения... Просили, встречайте – «Нэш-Хили».
Простите, какой еще «Нэш»? Не тот ли Nash-Kelvinator, который производил холодильники и аккуратненькие стариковские тачки? У него еще 18 место среди американских производителей в 50-х было. А про «Хили» и вовсе не слыхали… Словом, нужно разбираться.
Интересно, как складываются трансатлантические автомобильные корпорации? Ровно так, как рождаются все глобальные проекты – за рюмочкой коллекционного коньяку. В декабре 1949 года благородный напиток плескался в бокалах двух джентльменов: тучного американца Джорджа Мейсона и сухопарого англичанина Дональда Хили.
Дело было на борту роскошного океанского лайнера «Королева Елизавета», курсирующего между Саутгемптоном, Великобритания, и Нью-Йорком, США. Часом ранее респектабельные господа прогуливались по палубе.
Хили заметил в руках Мейсона новомодную стереокамеру. Будучи страстным фотографом, британец заинтересовался аппаратом. Завязалась дружеская беседа. Знакомство под терпкое горячительное продолжили в каюте одного из них. Кто эти лица?
Джордж Мейсон занимал пост генерального директора фирмы Nash-Kelvinator. Основал компанию в 1916 году автомобильный предприниматель Чарльз В. Нэш (первое имя в названии героя нашего обзора мы нашли).
Чтобы заполучить в хозяйство талантливого инженера и толкового управленца Дж. Мейсона, Чарльзу пришлось купить Kelvinator. Предприятие выпускало холодильники и прочую бытовую технику. Почему таким было условие кандидата на пост гендиректора, не беремся судить.
Итак, в 1937 году образовалась корпорация «Нэш Келвинатор», которую и возглавил человек с модной камерой на палубе шикарного лайнера. «Тучный» возвращался домой из Старого Света. Ездил мир посмотреть и, между делом, дизайн европейских автомобилей срисовать. Обычная для тех лет практика среди машиностроителей.
Компаньоном Дж. Мейсона в каюте за рюмочкой был Дональд Хили (второе имя предмета нашего внимания). В прошлом летчик и автогонщик, а ныне начинающий производитель трековых «ракет» направлялся в Америку с грандиозными планами.
Хили накануне создал удачную вещь – болид для американского спортсмена Бриггса Каннингема. Под капот машины Дональд заложил кадиллаковский 5,4-литровый двигатель V8. Гонщик остался доволен. Вдохновленный успехом британец намеревался закупить еще партию моторов для клубного гоночного автомобиля своей компании Healey Silverstone.
К планам нового приятеля Дж. Мейсон отнесся скептически. «Кадиллак» был подразделением «Дженерал Моторс», значит, на поклон нужно было идти к главному боссу – Эду Коулу. А это строгий товарищ, с жесткими методами правления громадной империей под названием GM.
Не продаст моторы кому попало, предположил Джордж. А он-то отлично знал американскую автомобильную кухню изнутри. Но ты не расстраивайся, мол, приходи ко мне. «Восьмерок» не обещаю, но неслабые рядные «шестерки» – пожалуйста.
Так и вышло: «Джи Эм» дал молодому британцу от ворот поворот, ссылаясь на некие обязательства перед правительством США. Разочарованный Дональд Хили явился на порог дома Мейсона. Друзья решили совместно выпускать автомобили. Да не какие-нибудь, а крутые спортивные шоссейные. Получилось!
Вот вам и трансатлантическая корпорация, хоть и крохотная. Она родилась из случайной встречи «Тучного» и «Сухопарого» на почве общих увлечений фотографией за бокалом доброго коньячку.
Производство 2-местных родстеров со складной мягкой или несъемной жесткой крышей начали на заводе Дональда Хили в Уорвике, Великобритания. Скорость воплощения мечтаний в жизнь поразила современников: первый прототип показали на Парижском автосалоне уже осенью 1950 года. Публика оказала теплый прием.
Машину выставили на 24-часовой заезд в Ле-Мане. Из заявленных на гонку 66 экипажей к финишу дошли 29. Пилоты Тони Ролт и Дункан Гамильтон на новой модели были четвертыми.
Правильный путь избрали, решили компаньоны, и назначили официальный дебют модели на февраль следующего года в Чикаго. Собравшиеся увидели красивый автомобиль. На подиуме был настоящий атлет: собранный, подтянутый, с выразительным передком.
Головные фары располагались близко на решетке радиатора с двумя крупными горизонтальными поперечинами. Поворотники нашли место на крыльях. Мощный бампер с массивными отбойниками выдавался далеко вперед: чувствовалась защищенность машины.
Экстерьер «Нэш Хили» образца 1951 года с выступающими задними крыльями и V-образным ветровым стеклом – заслуга английского стилиста Лена Ходжеса. Да, не забыть! Страсть Мейсона к холодильникам проявилась в ручках открывания багажника и капота, грубоватых, но надежных. Мы такие помним по холодильникам «Бакы».
Стремясь к снижению веса (1112 кг), кузов создали из алюминия. Надрессоренная часть базировалась на усиленной лестничной раме от ранней модели Хили Silverstone.
Размеры родстера:
✅ Длина – 4318 мм
✅ Ширина – 1676 мм
✅ Высота – 1410 мм
Расстояние между осями 2591 мм. Размер колес с хромированными затейливыми дисками и белыми боковинами был 14 дюймов. В салоне, в угоду американскому пользователю, установили не отдельные кресла, а мягкий кожаный диван. Рычаг 4-скоростной механической коробки расположили на полу.
Приборы на парпризе выглядели как дорогие часы. Руль выбрали «банджо» с тремя проволочными спицами. Конструкция, как буфер, отсекала дрожь с дороги от рук водителя. Любопытная старинная технология теперь забыта.
За год построили 104 единицы Nash-Healey. Машину продавали через дилерские сети Дональда Хили исключительно в Америке по $4063. Высокая цена, обусловленная сложной логистикой, отпугивала европейцев. Но по-другому не получалось: силовые агрегаты, согласно договоренности, завозили из-за океана.
Далеко идущие планы друзей сбылись. «Нэш Хили» стал первым серийным спорткаром на американских дорогах, если не брать во внимание Kurtis Kraft. Тираж последнего был 37 единиц.
В 1952 году строить кузова доверили ателье Pinin Farina. Итальянцы добавили присущей им элегантности, изменив, в частности, рельеф задних крыльев. Рудиментарные «плавники» на корме в «Пинин Фарина» оставили, хоть и не уважали этот чисто американский кузовной элемент.
Шестицилиндровые моторы Дж. Мейсона OHV от Nash Ambassador были хороши. Но Хили доработал агрегаты: установил алюминиевые головки цилиндров, а систему питания снабдил двумя карбюраторами SU. Принятые меры увеличили выходную мощность на 13 «лошадей».
Характеристики двигателя:
✅ Объем – 3849 см3
✅ Мощность – 125 л. с. при 4,0 тыс. об/мин
✅ Момент силы – 285 Н*м при 1,6 тыс. об/мин
В итальянских модификациях ставили 4,2-литровые 140-сильные моторы. Привод шел на заднюю ось. Передняя независимая подвеска основана на цилиндрических пружинах и продольных рычагах со стабилизатором поперечной устойчивости. Задний механизм подрессоривания состоял из пружин с тягой Панара.
Тормоза барабанные гидравлические. Эксплуатационные показатели радовали владельцев: максимальная скорость – 165 км/ч (итальянские модели – 181 км/ч). Первая «сотня» оставалась позади через 11,5 сек.
Логистическая цепочка, начиная с 1952-го, удлинилась: агрегаты из штата Висконсин перебрасывали Дональду в Уорвик. Здесь собирали шасси и отправляли на Апеннины для сращивания с кузовами и прочих сборочных мероприятий. Затем машины отправляли в Америку на продажу.
Сложно, долго, дорого. Цена поднялась до $6399. Пользовательский интерес упал. За четыре года продали 507 спорткаров. «Сухопарый» увлекся другим проектом – Austin-Healey, «Тучный» занялся организацией American Motors Corporation (AMC). Их совместное детище еще мелькало на 4-6 позициях в Ле-Мане и Mille Miglia, но друзья решили закрыть производство.
Спорт, автогонки, лавры отважным пилотам – замечательно. Но и мы хотим бешеного встречного ветра в лобовик, эффектных рывков с места, крутых виражей. Подавайте простому автомобилисту скорость в серийных средствах передвижения... Просили, встречайте – «Нэш-Хили».
Простите, какой еще «Нэш»? Не тот ли Nash-Kelvinator, который производил холодильники и аккуратненькие стариковские тачки? У него еще 18 место среди американских производителей в 50-х было. А про «Хили» и вовсе не слыхали… Словом, нужно разбираться.
«Нэш-Хили»: кто производитель
Интересно, как складываются трансатлантические автомобильные корпорации? Ровно так, как рождаются все глобальные проекты – за рюмочкой коллекционного коньяку. В декабре 1949 года благородный напиток плескался в бокалах двух джентльменов: тучного американца Джорджа Мейсона и сухопарого англичанина Дональда Хили.
Родстер Nash-Healey – жемчужина любого гаража. Фото: YouTube.com
Дело было на борту роскошного океанского лайнера «Королева Елизавета», курсирующего между Саутгемптоном, Великобритания, и Нью-Йорком, США. Часом ранее респектабельные господа прогуливались по палубе.
Хили заметил в руках Мейсона новомодную стереокамеру. Будучи страстным фотографом, британец заинтересовался аппаратом. Завязалась дружеская беседа. Знакомство под терпкое горячительное продолжили в каюте одного из них. Кто эти лица?
Американец
Джордж Мейсон занимал пост генерального директора фирмы Nash-Kelvinator. Основал компанию в 1916 году автомобильный предприниматель Чарльз В. Нэш (первое имя в названии героя нашего обзора мы нашли).
Nash-Healey в редкой модификации с жесткой крышей. Фото: YouTube.com
Чтобы заполучить в хозяйство талантливого инженера и толкового управленца Дж. Мейсона, Чарльзу пришлось купить Kelvinator. Предприятие выпускало холодильники и прочую бытовую технику. Почему таким было условие кандидата на пост гендиректора, не беремся судить.
Итак, в 1937 году образовалась корпорация «Нэш Келвинатор», которую и возглавил человек с модной камерой на палубе шикарного лайнера. «Тучный» возвращался домой из Старого Света. Ездил мир посмотреть и, между делом, дизайн европейских автомобилей срисовать. Обычная для тех лет практика среди машиностроителей.
Англичанин
Компаньоном Дж. Мейсона в каюте за рюмочкой был Дональд Хили (второе имя предмета нашего внимания). В прошлом летчик и автогонщик, а ныне начинающий производитель трековых «ракет» направлялся в Америку с грандиозными планами.
Модель Nash-Healey на автошоу. Фото: YouTube.com
Хили накануне создал удачную вещь – болид для американского спортсмена Бриггса Каннингема. Под капот машины Дональд заложил кадиллаковский 5,4-литровый двигатель V8. Гонщик остался доволен. Вдохновленный успехом британец намеревался закупить еще партию моторов для клубного гоночного автомобиля своей компании Healey Silverstone.
Совместное предприятие
К планам нового приятеля Дж. Мейсон отнесся скептически. «Кадиллак» был подразделением «Дженерал Моторс», значит, на поклон нужно было идти к главному боссу – Эду Коулу. А это строгий товарищ, с жесткими методами правления громадной империей под названием GM.
Не продаст моторы кому попало, предположил Джордж. А он-то отлично знал американскую автомобильную кухню изнутри. Но ты не расстраивайся, мол, приходи ко мне. «Восьмерок» не обещаю, но неслабые рядные «шестерки» – пожалуйста.
Салон Nash-Healey (1951-1954) со штатным радио. Фото: YouTube.com
Так и вышло: «Джи Эм» дал молодому британцу от ворот поворот, ссылаясь на некие обязательства перед правительством США. Разочарованный Дональд Хили явился на порог дома Мейсона. Друзья решили совместно выпускать автомобили. Да не какие-нибудь, а крутые спортивные шоссейные. Получилось!
Вот вам и трансатлантическая корпорация, хоть и крохотная. Она родилась из случайной встречи «Тучного» и «Сухопарого» на почве общих увлечений фотографией за бокалом доброго коньячку.
Обзор модели Nash-Healey
Производство 2-местных родстеров со складной мягкой или несъемной жесткой крышей начали на заводе Дональда Хили в Уорвике, Великобритания. Скорость воплощения мечтаний в жизнь поразила современников: первый прототип показали на Парижском автосалоне уже осенью 1950 года. Публика оказала теплый прием.
Стильными колпаками на колесных дисках Nash-Healey невольно залюбуешься. Фото: YouTube.com
Машину выставили на 24-часовой заезд в Ле-Мане. Из заявленных на гонку 66 экипажей к финишу дошли 29. Пилоты Тони Ролт и Дункан Гамильтон на новой модели были четвертыми.
Правильный путь избрали, решили компаньоны, и назначили официальный дебют модели на февраль следующего года в Чикаго. Собравшиеся увидели красивый автомобиль. На подиуме был настоящий атлет: собранный, подтянутый, с выразительным передком.
Эффектный передок Nash-Healey с близко посаженными фарами. Фото: YouTube.com
Головные фары располагались близко на решетке радиатора с двумя крупными горизонтальными поперечинами. Поворотники нашли место на крыльях. Мощный бампер с массивными отбойниками выдавался далеко вперед: чувствовалась защищенность машины.
Такая же удобная ручка и на багажнике Nash-Healey. Фото: YouTube.com
Экстерьер «Нэш Хили» образца 1951 года с выступающими задними крыльями и V-образным ветровым стеклом – заслуга английского стилиста Лена Ходжеса. Да, не забыть! Страсть Мейсона к холодильникам проявилась в ручках открывания багажника и капота, грубоватых, но надежных. Мы такие помним по холодильникам «Бакы».
Продолжаем исследовать экстерьер и интерьер автомобиля
Стремясь к снижению веса (1112 кг), кузов создали из алюминия. Надрессоренная часть базировалась на усиленной лестничной раме от ранней модели Хили Silverstone.
Размеры родстера:
✅ Длина – 4318 мм
✅ Ширина – 1676 мм
✅ Высота – 1410 мм
Расстояние между осями 2591 мм. Размер колес с хромированными затейливыми дисками и белыми боковинами был 14 дюймов. В салоне, в угоду американскому пользователю, установили не отдельные кресла, а мягкий кожаный диван. Рычаг 4-скоростной механической коробки расположили на полу.
Слева от спидометра видна подсвеченная изнутри ручка включения поворотников. Фото: YouTube.com
Приборы на парпризе выглядели как дорогие часы. Руль выбрали «банджо» с тремя проволочными спицами. Конструкция, как буфер, отсекала дрожь с дороги от рук водителя. Любопытная старинная технология теперь забыта.
3-спицевый руль-банджо с пятью проволочками спорткара Nash-Healey. Фото: YouTube.com
За год построили 104 единицы Nash-Healey. Машину продавали через дилерские сети Дональда Хили исключительно в Америке по $4063. Высокая цена, обусловленная сложной логистикой, отпугивала европейцев. Но по-другому не получалось: силовые агрегаты, согласно договоренности, завозили из-за океана.
Техническая часть
Далеко идущие планы друзей сбылись. «Нэш Хили» стал первым серийным спорткаром на американских дорогах, если не брать во внимание Kurtis Kraft. Тираж последнего был 37 единиц.
В 1952 году строить кузова доверили ателье Pinin Farina. Итальянцы добавили присущей им элегантности, изменив, в частности, рельеф задних крыльев. Рудиментарные «плавники» на корме в «Пинин Фарина» оставили, хоть и не уважали этот чисто американский кузовной элемент.
Мотор Nash-Healey расположен спереди продольно. Фото: YouTube.com
Шестицилиндровые моторы Дж. Мейсона OHV от Nash Ambassador были хороши. Но Хили доработал агрегаты: установил алюминиевые головки цилиндров, а систему питания снабдил двумя карбюраторами SU. Принятые меры увеличили выходную мощность на 13 «лошадей».
Характеристики двигателя:
✅ Объем – 3849 см3
✅ Мощность – 125 л. с. при 4,0 тыс. об/мин
✅ Момент силы – 285 Н*м при 1,6 тыс. об/мин
В итальянских модификациях ставили 4,2-литровые 140-сильные моторы. Привод шел на заднюю ось. Передняя независимая подвеска основана на цилиндрических пружинах и продольных рычагах со стабилизатором поперечной устойчивости. Задний механизм подрессоривания состоял из пружин с тягой Панара.
Тормоза барабанные гидравлические. Эксплуатационные показатели радовали владельцев: максимальная скорость – 165 км/ч (итальянские модели – 181 км/ч). Первая «сотня» оставалась позади через 11,5 сек.
Чистый профиль Nash-Healey. Фото: YouTube.com
Логистическая цепочка, начиная с 1952-го, удлинилась: агрегаты из штата Висконсин перебрасывали Дональду в Уорвик. Здесь собирали шасси и отправляли на Апеннины для сращивания с кузовами и прочих сборочных мероприятий. Затем машины отправляли в Америку на продажу.
Сложно, долго, дорого. Цена поднялась до $6399. Пользовательский интерес упал. За четыре года продали 507 спорткаров. «Сухопарый» увлекся другим проектом – Austin-Healey, «Тучный» занялся организацией American Motors Corporation (AMC). Их совместное детище еще мелькало на 4-6 позициях в Ле-Мане и Mille Miglia, но друзья решили закрыть производство.
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....