Nash-Healey (1951-1954): от «тачек для дедушек» до спортивной звезды
Кто этот симпатяга, который так волнует коллекционеров, восхищает публику на автомобильных шоу? Выскочка. Посмел родиться на два года раньше бесподобного Chevrolet Corvette 1953 года. Успех последнего завязан на спортивных качествах обычного шоссейного автомобиля. Этой категории предопределено было появиться в автоиндустрии: народ в послевоенной Америке и Европе требовал быстрых машин на дорогах общего пользования.
Спорт, автогонки, лавры отважным пилотам – замечательно. Но и мы хотим бешеного встречного ветра в лобовик, эффектных рывков с места, крутых виражей. Подавайте простому автомобилисту скорость в серийных средствах передвижения... Просили, встречайте – «Нэш-Хили».
Простите, какой еще «Нэш»? Не тот ли Nash-Kelvinator, который производил холодильники и аккуратненькие стариковские тачки? У него еще 18 место среди американских производителей в 50-х было. А про «Хили» и вовсе не слыхали… Словом, нужно разбираться.
Интересно, как складываются трансатлантические автомобильные корпорации? Ровно так, как рождаются все глобальные проекты – за рюмочкой коллекционного коньяку. В декабре 1949 года благородный напиток плескался в бокалах двух джентльменов: тучного американца Джорджа Мейсона и сухопарого англичанина Дональда Хили.
Дело было на борту роскошного океанского лайнера «Королева Елизавета», курсирующего между Саутгемптоном, Великобритания, и Нью-Йорком, США. Часом ранее респектабельные господа прогуливались по палубе.
Хили заметил в руках Мейсона новомодную стереокамеру. Будучи страстным фотографом, британец заинтересовался аппаратом. Завязалась дружеская беседа. Знакомство под терпкое горячительное продолжили в каюте одного из них. Кто эти лица?
Джордж Мейсон занимал пост генерального директора фирмы Nash-Kelvinator. Основал компанию в 1916 году автомобильный предприниматель Чарльз В. Нэш (первое имя в названии героя нашего обзора мы нашли).
Чтобы заполучить в хозяйство талантливого инженера и толкового управленца Дж. Мейсона, Чарльзу пришлось купить Kelvinator. Предприятие выпускало холодильники и прочую бытовую технику. Почему таким было условие кандидата на пост гендиректора, не беремся судить.
Итак, в 1937 году образовалась корпорация «Нэш Келвинатор», которую и возглавил человек с модной камерой на палубе шикарного лайнера. «Тучный» возвращался домой из Старого Света. Ездил мир посмотреть и, между делом, дизайн европейских автомобилей срисовать. Обычная для тех лет практика среди машиностроителей.
Компаньоном Дж. Мейсона в каюте за рюмочкой был Дональд Хили (второе имя предмета нашего внимания). В прошлом летчик и автогонщик, а ныне начинающий производитель трековых «ракет» направлялся в Америку с грандиозными планами.
Хили накануне создал удачную вещь – болид для американского спортсмена Бриггса Каннингема. Под капот машины Дональд заложил кадиллаковский 5,4-литровый двигатель V8. Гонщик остался доволен. Вдохновленный успехом британец намеревался закупить еще партию моторов для клубного гоночного автомобиля своей компании Healey Silverstone.
К планам нового приятеля Дж. Мейсон отнесся скептически. «Кадиллак» был подразделением «Дженерал Моторс», значит, на поклон нужно было идти к главному боссу – Эду Коулу. А это строгий товарищ, с жесткими методами правления громадной империей под названием GM.
Не продаст моторы кому попало, предположил Джордж. А он-то отлично знал американскую автомобильную кухню изнутри. Но ты не расстраивайся, мол, приходи ко мне. «Восьмерок» не обещаю, но неслабые рядные «шестерки» – пожалуйста.
Так и вышло: «Джи Эм» дал молодому британцу от ворот поворот, ссылаясь на некие обязательства перед правительством США. Разочарованный Дональд Хили явился на порог дома Мейсона. Друзья решили совместно выпускать автомобили. Да не какие-нибудь, а крутые спортивные шоссейные. Получилось!
Вот вам и трансатлантическая корпорация, хоть и крохотная. Она родилась из случайной встречи «Тучного» и «Сухопарого» на почве общих увлечений фотографией за бокалом доброго коньячку.
Производство 2-местных родстеров со складной мягкой или несъемной жесткой крышей начали на заводе Дональда Хили в Уорвике, Великобритания. Скорость воплощения мечтаний в жизнь поразила современников: первый прототип показали на Парижском автосалоне уже осенью 1950 года. Публика оказала теплый прием.
Машину выставили на 24-часовой заезд в Ле-Мане. Из заявленных на гонку 66 экипажей к финишу дошли 29. Пилоты Тони Ролт и Дункан Гамильтон на новой модели были четвертыми.
Правильный путь избрали, решили компаньоны, и назначили официальный дебют модели на февраль следующего года в Чикаго. Собравшиеся увидели красивый автомобиль. На подиуме был настоящий атлет: собранный, подтянутый, с выразительным передком.
Головные фары располагались близко на решетке радиатора с двумя крупными горизонтальными поперечинами. Поворотники нашли место на крыльях. Мощный бампер с массивными отбойниками выдавался далеко вперед: чувствовалась защищенность машины.
Экстерьер «Нэш Хили» образца 1951 года с выступающими задними крыльями и V-образным ветровым стеклом – заслуга английского стилиста Лена Ходжеса. Да, не забыть! Страсть Мейсона к холодильникам проявилась в ручках открывания багажника и капота, грубоватых, но надежных. Мы такие помним по холодильникам «Бакы».
Стремясь к снижению веса (1112 кг), кузов создали из алюминия. Надрессоренная часть базировалась на усиленной лестничной раме от ранней модели Хили Silverstone.
Размеры родстера:
✅ Длина – 4318 мм
✅ Ширина – 1676 мм
✅ Высота – 1410 мм
Расстояние между осями 2591 мм. Размер колес с хромированными затейливыми дисками и белыми боковинами был 14 дюймов. В салоне, в угоду американскому пользователю, установили не отдельные кресла, а мягкий кожаный диван. Рычаг 4-скоростной механической коробки расположили на полу.
Приборы на парпризе выглядели как дорогие часы. Руль выбрали «банджо» с тремя проволочными спицами. Конструкция, как буфер, отсекала дрожь с дороги от рук водителя. Любопытная старинная технология теперь забыта.
За год построили 104 единицы Nash-Healey. Машину продавали через дилерские сети Дональда Хили исключительно в Америке по $4063. Высокая цена, обусловленная сложной логистикой, отпугивала европейцев. Но по-другому не получалось: силовые агрегаты, согласно договоренности, завозили из-за океана.
Далеко идущие планы друзей сбылись. «Нэш Хили» стал первым серийным спорткаром на американских дорогах, если не брать во внимание Kurtis Kraft. Тираж последнего был 37 единиц.
В 1952 году строить кузова доверили ателье Pinin Farina. Итальянцы добавили присущей им элегантности, изменив, в частности, рельеф задних крыльев. Рудиментарные «плавники» на корме в «Пинин Фарина» оставили, хоть и не уважали этот чисто американский кузовной элемент.
Шестицилиндровые моторы Дж. Мейсона OHV от Nash Ambassador были хороши. Но Хили доработал агрегаты: установил алюминиевые головки цилиндров, а систему питания снабдил двумя карбюраторами SU. Принятые меры увеличили выходную мощность на 13 «лошадей».
Характеристики двигателя:
✅ Объем – 3849 см3
✅ Мощность – 125 л. с. при 4,0 тыс. об/мин
✅ Момент силы – 285 Н*м при 1,6 тыс. об/мин
В итальянских модификациях ставили 4,2-литровые 140-сильные моторы. Привод шел на заднюю ось. Передняя независимая подвеска основана на цилиндрических пружинах и продольных рычагах со стабилизатором поперечной устойчивости. Задний механизм подрессоривания состоял из пружин с тягой Панара.
Тормоза барабанные гидравлические. Эксплуатационные показатели радовали владельцев: максимальная скорость – 165 км/ч (итальянские модели – 181 км/ч). Первая «сотня» оставалась позади через 11,5 сек.
Логистическая цепочка, начиная с 1952-го, удлинилась: агрегаты из штата Висконсин перебрасывали Дональду в Уорвик. Здесь собирали шасси и отправляли на Апеннины для сращивания с кузовами и прочих сборочных мероприятий. Затем машины отправляли в Америку на продажу.
Сложно, долго, дорого. Цена поднялась до $6399. Пользовательский интерес упал. За четыре года продали 507 спорткаров. «Сухопарый» увлекся другим проектом – Austin-Healey, «Тучный» занялся организацией American Motors Corporation (AMC). Их совместное детище еще мелькало на 4-6 позициях в Ле-Мане и Mille Miglia, но друзья решили закрыть производство.
Спорт, автогонки, лавры отважным пилотам – замечательно. Но и мы хотим бешеного встречного ветра в лобовик, эффектных рывков с места, крутых виражей. Подавайте простому автомобилисту скорость в серийных средствах передвижения... Просили, встречайте – «Нэш-Хили».
Простите, какой еще «Нэш»? Не тот ли Nash-Kelvinator, который производил холодильники и аккуратненькие стариковские тачки? У него еще 18 место среди американских производителей в 50-х было. А про «Хили» и вовсе не слыхали… Словом, нужно разбираться.
«Нэш-Хили»: кто производитель
Интересно, как складываются трансатлантические автомобильные корпорации? Ровно так, как рождаются все глобальные проекты – за рюмочкой коллекционного коньяку. В декабре 1949 года благородный напиток плескался в бокалах двух джентльменов: тучного американца Джорджа Мейсона и сухопарого англичанина Дональда Хили.
Родстер Nash-Healey – жемчужина любого гаража. Фото: YouTube.com
Дело было на борту роскошного океанского лайнера «Королева Елизавета», курсирующего между Саутгемптоном, Великобритания, и Нью-Йорком, США. Часом ранее респектабельные господа прогуливались по палубе.
Хили заметил в руках Мейсона новомодную стереокамеру. Будучи страстным фотографом, британец заинтересовался аппаратом. Завязалась дружеская беседа. Знакомство под терпкое горячительное продолжили в каюте одного из них. Кто эти лица?
Американец
Джордж Мейсон занимал пост генерального директора фирмы Nash-Kelvinator. Основал компанию в 1916 году автомобильный предприниматель Чарльз В. Нэш (первое имя в названии героя нашего обзора мы нашли).
Nash-Healey в редкой модификации с жесткой крышей. Фото: YouTube.com
Чтобы заполучить в хозяйство талантливого инженера и толкового управленца Дж. Мейсона, Чарльзу пришлось купить Kelvinator. Предприятие выпускало холодильники и прочую бытовую технику. Почему таким было условие кандидата на пост гендиректора, не беремся судить.
Итак, в 1937 году образовалась корпорация «Нэш Келвинатор», которую и возглавил человек с модной камерой на палубе шикарного лайнера. «Тучный» возвращался домой из Старого Света. Ездил мир посмотреть и, между делом, дизайн европейских автомобилей срисовать. Обычная для тех лет практика среди машиностроителей.
Англичанин
Компаньоном Дж. Мейсона в каюте за рюмочкой был Дональд Хили (второе имя предмета нашего внимания). В прошлом летчик и автогонщик, а ныне начинающий производитель трековых «ракет» направлялся в Америку с грандиозными планами.
Модель Nash-Healey на автошоу. Фото: YouTube.com
Хили накануне создал удачную вещь – болид для американского спортсмена Бриггса Каннингема. Под капот машины Дональд заложил кадиллаковский 5,4-литровый двигатель V8. Гонщик остался доволен. Вдохновленный успехом британец намеревался закупить еще партию моторов для клубного гоночного автомобиля своей компании Healey Silverstone.
Совместное предприятие
К планам нового приятеля Дж. Мейсон отнесся скептически. «Кадиллак» был подразделением «Дженерал Моторс», значит, на поклон нужно было идти к главному боссу – Эду Коулу. А это строгий товарищ, с жесткими методами правления громадной империей под названием GM.
Не продаст моторы кому попало, предположил Джордж. А он-то отлично знал американскую автомобильную кухню изнутри. Но ты не расстраивайся, мол, приходи ко мне. «Восьмерок» не обещаю, но неслабые рядные «шестерки» – пожалуйста.
Салон Nash-Healey (1951-1954) со штатным радио. Фото: YouTube.com
Так и вышло: «Джи Эм» дал молодому британцу от ворот поворот, ссылаясь на некие обязательства перед правительством США. Разочарованный Дональд Хили явился на порог дома Мейсона. Друзья решили совместно выпускать автомобили. Да не какие-нибудь, а крутые спортивные шоссейные. Получилось!
Вот вам и трансатлантическая корпорация, хоть и крохотная. Она родилась из случайной встречи «Тучного» и «Сухопарого» на почве общих увлечений фотографией за бокалом доброго коньячку.
Обзор модели Nash-Healey
Производство 2-местных родстеров со складной мягкой или несъемной жесткой крышей начали на заводе Дональда Хили в Уорвике, Великобритания. Скорость воплощения мечтаний в жизнь поразила современников: первый прототип показали на Парижском автосалоне уже осенью 1950 года. Публика оказала теплый прием.
Стильными колпаками на колесных дисках Nash-Healey невольно залюбуешься. Фото: YouTube.com
Машину выставили на 24-часовой заезд в Ле-Мане. Из заявленных на гонку 66 экипажей к финишу дошли 29. Пилоты Тони Ролт и Дункан Гамильтон на новой модели были четвертыми.
Правильный путь избрали, решили компаньоны, и назначили официальный дебют модели на февраль следующего года в Чикаго. Собравшиеся увидели красивый автомобиль. На подиуме был настоящий атлет: собранный, подтянутый, с выразительным передком.
Эффектный передок Nash-Healey с близко посаженными фарами. Фото: YouTube.com
Головные фары располагались близко на решетке радиатора с двумя крупными горизонтальными поперечинами. Поворотники нашли место на крыльях. Мощный бампер с массивными отбойниками выдавался далеко вперед: чувствовалась защищенность машины.
Такая же удобная ручка и на багажнике Nash-Healey. Фото: YouTube.com
Экстерьер «Нэш Хили» образца 1951 года с выступающими задними крыльями и V-образным ветровым стеклом – заслуга английского стилиста Лена Ходжеса. Да, не забыть! Страсть Мейсона к холодильникам проявилась в ручках открывания багажника и капота, грубоватых, но надежных. Мы такие помним по холодильникам «Бакы».
Продолжаем исследовать экстерьер и интерьер автомобиля
Стремясь к снижению веса (1112 кг), кузов создали из алюминия. Надрессоренная часть базировалась на усиленной лестничной раме от ранней модели Хили Silverstone.
Размеры родстера:
✅ Длина – 4318 мм
✅ Ширина – 1676 мм
✅ Высота – 1410 мм
Расстояние между осями 2591 мм. Размер колес с хромированными затейливыми дисками и белыми боковинами был 14 дюймов. В салоне, в угоду американскому пользователю, установили не отдельные кресла, а мягкий кожаный диван. Рычаг 4-скоростной механической коробки расположили на полу.
Слева от спидометра видна подсвеченная изнутри ручка включения поворотников. Фото: YouTube.com
Приборы на парпризе выглядели как дорогие часы. Руль выбрали «банджо» с тремя проволочными спицами. Конструкция, как буфер, отсекала дрожь с дороги от рук водителя. Любопытная старинная технология теперь забыта.
3-спицевый руль-банджо с пятью проволочками спорткара Nash-Healey. Фото: YouTube.com
За год построили 104 единицы Nash-Healey. Машину продавали через дилерские сети Дональда Хили исключительно в Америке по $4063. Высокая цена, обусловленная сложной логистикой, отпугивала европейцев. Но по-другому не получалось: силовые агрегаты, согласно договоренности, завозили из-за океана.
Техническая часть
Далеко идущие планы друзей сбылись. «Нэш Хили» стал первым серийным спорткаром на американских дорогах, если не брать во внимание Kurtis Kraft. Тираж последнего был 37 единиц.
В 1952 году строить кузова доверили ателье Pinin Farina. Итальянцы добавили присущей им элегантности, изменив, в частности, рельеф задних крыльев. Рудиментарные «плавники» на корме в «Пинин Фарина» оставили, хоть и не уважали этот чисто американский кузовной элемент.
Мотор Nash-Healey расположен спереди продольно. Фото: YouTube.com
Шестицилиндровые моторы Дж. Мейсона OHV от Nash Ambassador были хороши. Но Хили доработал агрегаты: установил алюминиевые головки цилиндров, а систему питания снабдил двумя карбюраторами SU. Принятые меры увеличили выходную мощность на 13 «лошадей».
Характеристики двигателя:
✅ Объем – 3849 см3
✅ Мощность – 125 л. с. при 4,0 тыс. об/мин
✅ Момент силы – 285 Н*м при 1,6 тыс. об/мин
В итальянских модификациях ставили 4,2-литровые 140-сильные моторы. Привод шел на заднюю ось. Передняя независимая подвеска основана на цилиндрических пружинах и продольных рычагах со стабилизатором поперечной устойчивости. Задний механизм подрессоривания состоял из пружин с тягой Панара.
Тормоза барабанные гидравлические. Эксплуатационные показатели радовали владельцев: максимальная скорость – 165 км/ч (итальянские модели – 181 км/ч). Первая «сотня» оставалась позади через 11,5 сек.
Чистый профиль Nash-Healey. Фото: YouTube.com
Логистическая цепочка, начиная с 1952-го, удлинилась: агрегаты из штата Висконсин перебрасывали Дональду в Уорвик. Здесь собирали шасси и отправляли на Апеннины для сращивания с кузовами и прочих сборочных мероприятий. Затем машины отправляли в Америку на продажу.
Сложно, долго, дорого. Цена поднялась до $6399. Пользовательский интерес упал. За четыре года продали 507 спорткаров. «Сухопарый» увлекся другим проектом – Austin-Healey, «Тучный» занялся организацией American Motors Corporation (AMC). Их совместное детище еще мелькало на 4-6 позициях в Ле-Мане и Mille Miglia, но друзья решили закрыть производство.
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
В России появятся новые трамваи собственной разработки
Займется их производством «Синара - транспортные машины». Изначально планировалось, что трамваи будут делать вместе с Skoda Transportation....