
Демиховская электричка ЭД-4 – востребованный транспорт начала XXI века
С 1992 года все экономические отношения между бывшими союзными республиками стали строиться на коммерческих основах. Это и не удивительно, что каждая теперь отдельная страна пыталась поддержать собственную экономику, получая за произведенные товары эквивалентную денежную компенсацию.
Вот только в тех условиях постоянные траты на такие направления, как приобретение рижских электричек и комплектующих к ним, стали непозволительной роскошью для экономики молодой Российской Федерации. Поэтому развернулись работы по переходу на сборку отечественных конструкций.
Электричка ЭД4 у высокой платформы. Фото: youtube.com
Одним из базовых предприятий данного профиля на территории страны являлся Демиховский машиностроительный завод. На его мощностях в советское время также производились прицепные вагоны и другое железнодорожные элементы. Вот только слабым местом оставалось электрооборудование будущих составов.
Если раньше оно регулярно поставлялось из Латвии, то теперь приходилось рассчитывать на местные возможности. Поэтому к процессу подключились профильные специалисты из Новосибирска и Новочеркасска. Совместный мозговой штурм позволил не только обеспечить будущий состав необходимым сопутствующим оборудованием, но и подготовить для него новую модель основного двигателя. В целом, электричка унаследовала некоторые детали предшественников:
✅ ЭД2Т – механическая часть
✅ ЭР22 – электрическое оснащение
✅ ЭР24 – конструкция кузова
В целом разработка российского поезда велась с учетом того, что он должен был стать заменой рижских ЭР2. В его конструкции (для максимального снижения себестоимости) постарались использовать элементы исключительно отечественного производства. Готовый продукт появился в середине 90-х.
С середины марта следующего года первый шестивагонный состав отправили для испытаний на экспериментальное кольцо ВНИИЖТ. В основном, они прошли успешно. Исключением стали быстродействующие выключатели ВБ-11, которые все же пришлось заменить на прибалтийский аналог БВП-105А.
Электропоезд ЭД4-001 все еще на ходу. Фото: youtube.com
После того как специалисты дали новинке «зеленый свет», она оправилась для дальнейшей эксплуатации на Северо-Кавказской дороге. Положительную оценку, данную сотрудниками ВНИИЖТ, подтвердило время. Ведь первый демиховский состав и спустя почти три десятилетия до сих пор в строю и приписан к депо Минеральные Воды.
Первичный успех воодушевил работников ДМЗ, которые решили сделать свой подарок к 850-летию российской столицы. Специально к этой дате подготовлено сразу три состава с доработкой конструкции и некоторыми внешними изменениями. Они получили обозначение ЭД4М и стали началом новой серии. У этих электричек имелось немало отличий от базовой версии:
✅ улучшенная форма кабины машиниста, со стеклами большего размера
✅ новый прожектор уменьшенного диаметра, но с эффективным отражателем
✅ увеличенная теплоизоляция и противопожарные характеристики
✅ электронная сигнализация о неисправностях или загорании
✅ информационные табло у входа в салон
Улучшения достались всем: и пассажирам, и машинисту. Если первые получили герметичные стекла с наружной тонировкой и негорючие материалы в отделке салона, то второй – удобное кресло с элементами вибробезопасности. Общую картину дополняли высокочастотные преобразователи, примененные в новых люминесцентных светильниках.
Учитывая все перечисленные плюсы, не удивительно, что впоследствии предприятие-изготовитель отдало предпочтение именно этой модификации, получившей многосотенный тираж и почти два десятилетия жизни на заводском конвейере. В принципе, вполне возможно, что эта модель собиралась бы и сегодня, если бы не подоспевшее ужесточение требований безопасности эксплуатации пригородных составов.
Вагоны электропоезда ЭД4. Фото: youtube.com
А вот базовой версии такой славы не досталось. После первого прототипа в данном исполнении в Демихово собрано еще всего лишь пять электричек. Недолгая история классического ЭД4 завершилась уже в 1998 году, уступив место более современной модернизированной ЭД4М. Такое развитие событий позволило в будущем классифицировать первую как переходной вариант к более совершенной конструкции. Вот некоторые из характеристик поездов серии:
✅ длина вагона – 22 м
✅ ширина – 3,5 м
✅ высота – 4,25 м
✅ напряжение питания – 3000 В (постоянный ток)
✅ максимальная скорость – 130 км/ч
«Праздничные» версии прошли испытания в 1998 году, после чего отправились на эксплуатацию в Подмосковье, получив приписку к депо Перерва. На них применили электрооборудование от коллег из НЭВЗ и тяговые двигатели сибирского производства или от питерской АО «Электросила» (с 1999 года).
Пока проходила их адаптация, на ДМЗ собрано пять составов в прежнем исполнении. После этого продолжилась полноценная история ЭД4М. Правда, на первых трех электропоездах пришлось установить рижский комплект электрооборудования. После этого отдано полное предпочтение российским аналогам.
Хорошие отзывы о конструкции электропоезда и его ходовых качествах побудили руководство Московской дороги обратиться к производителю с особой просьбой. На стыке веков появился заказ от этого пользователя на изготовление опытной партии пригородных составов повышенной комфортности. Они получили обозначение ЭД4МК и сразу несколько выгодных отличий от оригинала:
✅ мягкие диваны в салоне
✅ установка экранов для просмотра фильмов
✅ оборудование для приготовления пищи
✅ отделка пластиком
✅ разделение вагонов на 3 класса и вагон-бар
Позаботились в них и об усилении мер безопасности. К последним стоит отнести пожарную сигнализацию, локомотивную КЛУБ-1, специальное управление тормозной системой и др. Изначальной цветовой окраской являлась бело-синяя (или бело-бежевая – для «Аэроэкспресса»). После прохождения обслуживания и ремонта, большинство из них получили серо-красные тона РЖД.
Модифицированная версия электропоезда ЭД4М. Фото: youtube.com
Элитное направление включало в себя ряд незначительных модификаций. К примеру, версия ЭД4МКУ изготавливалась для участков с высокими платформами и напряжением питания в 3000 В. Она собиралась, в основном, по частным заказам и состояла из 11 секций, в которых две – вагоны-бары.
Еще один вариант – ЭД4МКМ со встроенной системой видеонаблюдения. Эта 10-вагонная конструкция вмещала до 400 пассажиров, развивая скорость на ровных перегонах до 120 км/ч. ЭД4МКМ-АЭРО комплектовался только вагонами Vip-класса, поэтому имел очень высокую себестоимость производства. По этой причине собрано всего семь единиц.
В начале нулевых сложилась тенденция повышения экономичности в эксплуатации пригородных составов. Достойным ответом ДМЗ можно назвать появление модификации ЭД4Э, получившей комплект энергосберегающего оборудования. Она стала последней версией электропоезда в рассматриваемой серии.
ЭД4 на станции. Фото: youtube.com
После того, как общее производство всех модификаций ЭД4 перевалило за полтысячи (всего – 501), ее история вынужденно пришла к своему завершению. Причиной стали новые правила безопасности для пригородных перевозок, требовавшие установку краш-систем для пассажиров. Конструкция 20-летней давности им не соответствовала, поэтому выпуск серии ЭД4 полностью прекращен в 2016 году.
Вот только в тех условиях постоянные траты на такие направления, как приобретение рижских электричек и комплектующих к ним, стали непозволительной роскошью для экономики молодой Российской Федерации. Поэтому развернулись работы по переходу на сборку отечественных конструкций.

Одним из базовых предприятий данного профиля на территории страны являлся Демиховский машиностроительный завод. На его мощностях в советское время также производились прицепные вагоны и другое железнодорожные элементы. Вот только слабым местом оставалось электрооборудование будущих составов.
Успешный отечественный проект
Если раньше оно регулярно поставлялось из Латвии, то теперь приходилось рассчитывать на местные возможности. Поэтому к процессу подключились профильные специалисты из Новосибирска и Новочеркасска. Совместный мозговой штурм позволил не только обеспечить будущий состав необходимым сопутствующим оборудованием, но и подготовить для него новую модель основного двигателя. В целом, электричка унаследовала некоторые детали предшественников:
✅ ЭД2Т – механическая часть
✅ ЭР22 – электрическое оснащение
✅ ЭР24 – конструкция кузова
В целом разработка российского поезда велась с учетом того, что он должен был стать заменой рижских ЭР2. В его конструкции (для максимального снижения себестоимости) постарались использовать элементы исключительно отечественного производства. Готовый продукт появился в середине 90-х.
Первый опытный образец получил наименование ЭД4 и был представлен в 1996 году. Для удобства посадки/высадки пассажиров его оборудовали более широкими тамбурами. Также, в отличие от последующей массовой модификации, электропоезд получил угловатую маску кабины машиниста.
С середины марта следующего года первый шестивагонный состав отправили для испытаний на экспериментальное кольцо ВНИИЖТ. В основном, они прошли успешно. Исключением стали быстродействующие выключатели ВБ-11, которые все же пришлось заменить на прибалтийский аналог БВП-105А.

После того как специалисты дали новинке «зеленый свет», она оправилась для дальнейшей эксплуатации на Северо-Кавказской дороге. Положительную оценку, данную сотрудниками ВНИИЖТ, подтвердило время. Ведь первый демиховский состав и спустя почти три десятилетия до сих пор в строю и приписан к депо Минеральные Воды.
Подарочная модификация
Первичный успех воодушевил работников ДМЗ, которые решили сделать свой подарок к 850-летию российской столицы. Специально к этой дате подготовлено сразу три состава с доработкой конструкции и некоторыми внешними изменениями. Они получили обозначение ЭД4М и стали началом новой серии. У этих электричек имелось немало отличий от базовой версии:
✅ улучшенная форма кабины машиниста, со стеклами большего размера
✅ новый прожектор уменьшенного диаметра, но с эффективным отражателем
✅ увеличенная теплоизоляция и противопожарные характеристики
✅ электронная сигнализация о неисправностях или загорании
✅ информационные табло у входа в салон
Улучшения достались всем: и пассажирам, и машинисту. Если первые получили герметичные стекла с наружной тонировкой и негорючие материалы в отделке салона, то второй – удобное кресло с элементами вибробезопасности. Общую картину дополняли высокочастотные преобразователи, примененные в новых люминесцентных светильниках.
Учитывая все перечисленные плюсы, не удивительно, что впоследствии предприятие-изготовитель отдало предпочтение именно этой модификации, получившей многосотенный тираж и почти два десятилетия жизни на заводском конвейере. В принципе, вполне возможно, что эта модель собиралась бы и сегодня, если бы не подоспевшее ужесточение требований безопасности эксплуатации пригородных составов.

А вот базовой версии такой славы не досталось. После первого прототипа в данном исполнении в Демихово собрано еще всего лишь пять электричек. Недолгая история классического ЭД4 завершилась уже в 1998 году, уступив место более современной модернизированной ЭД4М. Такое развитие событий позволило в будущем классифицировать первую как переходной вариант к более совершенной конструкции. Вот некоторые из характеристик поездов серии:
✅ длина вагона – 22 м
✅ ширина – 3,5 м
✅ высота – 4,25 м
✅ напряжение питания – 3000 В (постоянный ток)
✅ максимальная скорость – 130 км/ч
«Праздничные» версии прошли испытания в 1998 году, после чего отправились на эксплуатацию в Подмосковье, получив приписку к депо Перерва. На них применили электрооборудование от коллег из НЭВЗ и тяговые двигатели сибирского производства или от питерской АО «Электросила» (с 1999 года).
Пока проходила их адаптация, на ДМЗ собрано пять составов в прежнем исполнении. После этого продолжилась полноценная история ЭД4М. Правда, на первых трех электропоездах пришлось установить рижский комплект электрооборудования. После этого отдано полное предпочтение российским аналогам.
Новые модификации состава
Хорошие отзывы о конструкции электропоезда и его ходовых качествах побудили руководство Московской дороги обратиться к производителю с особой просьбой. На стыке веков появился заказ от этого пользователя на изготовление опытной партии пригородных составов повышенной комфортности. Они получили обозначение ЭД4МК и сразу несколько выгодных отличий от оригинала:
✅ мягкие диваны в салоне
✅ установка экранов для просмотра фильмов
✅ оборудование для приготовления пищи
✅ отделка пластиком
✅ разделение вагонов на 3 класса и вагон-бар
Позаботились в них и об усилении мер безопасности. К последним стоит отнести пожарную сигнализацию, локомотивную КЛУБ-1, специальное управление тормозной системой и др. Изначальной цветовой окраской являлась бело-синяя (или бело-бежевая – для «Аэроэкспресса»). После прохождения обслуживания и ремонта, большинство из них получили серо-красные тона РЖД.

Элитное направление включало в себя ряд незначительных модификаций. К примеру, версия ЭД4МКУ изготавливалась для участков с высокими платформами и напряжением питания в 3000 В. Она собиралась, в основном, по частным заказам и состояла из 11 секций, в которых две – вагоны-бары.
Еще один вариант – ЭД4МКМ со встроенной системой видеонаблюдения. Эта 10-вагонная конструкция вмещала до 400 пассажиров, развивая скорость на ровных перегонах до 120 км/ч. ЭД4МКМ-АЭРО комплектовался только вагонами Vip-класса, поэтому имел очень высокую себестоимость производства. По этой причине собрано всего семь единиц.
В начале нулевых сложилась тенденция повышения экономичности в эксплуатации пригородных составов. Достойным ответом ДМЗ можно назвать появление модификации ЭД4Э, получившей комплект энергосберегающего оборудования. Она стала последней версией электропоезда в рассматриваемой серии.

После того, как общее производство всех модификаций ЭД4 перевалило за полтысячи (всего – 501), ее история вынужденно пришла к своему завершению. Причиной стали новые правила безопасности для пригородных перевозок, требовавшие установку краш-систем для пассажиров. Конструкция 20-летней давности им не соответствовала, поэтому выпуск серии ЭД4 полностью прекращен в 2016 году.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....