.d-md-none .d-lg-block bibimot

Демиховская электричка ЭД-4 – востребованный транспорт начала XXI века

Демиховская электричка ЭД-4 – востребованный транспорт начала XXI века
С 1992 года все экономические отношения между бывшими союзными республиками стали строиться на коммерческих основах. Это и не удивительно, что каждая теперь отдельная страна пыталась поддержать собственную экономику, получая за произведенные товары эквивалентную денежную компенсацию.


Вот только в тех условиях постоянные траты на такие направления, как приобретение рижских электричек и комплектующих к ним, стали непозволительной роскошью для экономики молодой Российской Федерации. Поэтому развернулись работы по переходу на сборку отечественных конструкций.

Демиховская электричка ЭД-4 – востребованный транспорт начала XXI векаЭлектричка ЭД4 у высокой платформы. Фото: youtube.com

Одним из базовых предприятий данного профиля на территории страны являлся Демиховский машиностроительный завод. На его мощностях в советское время также производились прицепные вагоны и другое железнодорожные элементы. Вот только слабым местом оставалось электрооборудование будущих составов.

Успешный отечественный проект


Если раньше оно регулярно поставлялось из Латвии, то теперь приходилось рассчитывать на местные возможности. Поэтому к процессу подключились профильные специалисты из Новосибирска и Новочеркасска. Совместный мозговой штурм позволил не только обеспечить будущий состав необходимым сопутствующим оборудованием, но и подготовить для него новую модель основного двигателя. В целом, электричка унаследовала некоторые детали предшественников:

✅ ЭД2Т – механическая часть
✅ ЭР22 – электрическое оснащение
✅ ЭР24 – конструкция кузова

В целом разработка российского поезда велась с учетом того, что он должен был стать заменой рижских ЭР2. В его конструкции (для максимального снижения себестоимости) постарались использовать элементы исключительно отечественного производства. Готовый продукт появился в середине 90-х.

Первый опытный образец получил наименование ЭД4 и был представлен в 1996 году. Для удобства посадки/высадки пассажиров его оборудовали более широкими тамбурами. Также, в отличие от последующей массовой модификации, электропоезд получил угловатую маску кабины машиниста.


С середины марта следующего года первый шестивагонный состав отправили для испытаний на экспериментальное кольцо ВНИИЖТ. В основном, они прошли успешно. Исключением стали быстродействующие выключатели ВБ-11, которые все же пришлось заменить на прибалтийский аналог БВП-105А.

Электропоезд ЭД4-001 все еще на ходу. Фото: youtube.com

После того как специалисты дали новинке «зеленый свет», она оправилась для дальнейшей эксплуатации на Северо-Кавказской дороге. Положительную оценку, данную сотрудниками ВНИИЖТ, подтвердило время. Ведь первый демиховский состав и спустя почти три десятилетия до сих пор в строю и приписан к депо Минеральные Воды.

Подарочная модификация


Первичный успех воодушевил работников ДМЗ, которые решили сделать свой подарок к 850-летию российской столицы. Специально к этой дате подготовлено сразу три состава с доработкой конструкции и некоторыми внешними изменениями. Они получили обозначение ЭД4М и стали началом новой серии. У этих электричек имелось немало отличий от базовой версии:

✅ улучшенная форма кабины машиниста, со стеклами большего размера
✅ новый прожектор уменьшенного диаметра, но с эффективным отражателем
✅ увеличенная теплоизоляция и противопожарные характеристики
✅ электронная сигнализация о неисправностях или загорании
✅ информационные табло у входа в салон

Улучшения достались всем: и пассажирам, и машинисту. Если первые получили герметичные стекла с наружной тонировкой и негорючие материалы в отделке салона, то второй – удобное кресло с элементами вибробезопасности. Общую картину дополняли высокочастотные преобразователи, примененные в новых люминесцентных светильниках.

Учитывая все перечисленные плюсы, не удивительно, что впоследствии предприятие-изготовитель отдало предпочтение именно этой модификации, получившей многосотенный тираж и почти два десятилетия жизни на заводском конвейере. В принципе, вполне возможно, что эта модель собиралась бы и сегодня, если бы не подоспевшее ужесточение требований безопасности эксплуатации пригородных составов.

Вагоны электропоезда ЭД4. Фото: youtube.com

А вот базовой версии такой славы не досталось. После первого прототипа в данном исполнении в Демихово собрано еще всего лишь пять электричек. Недолгая история классического ЭД4 завершилась уже в 1998 году, уступив место более современной модернизированной ЭД4М. Такое развитие событий позволило в будущем классифицировать первую как переходной вариант к более совершенной конструкции. Вот некоторые из характеристик поездов серии:

✅ длина вагона – 22 м
✅ ширина – 3,5 м
✅ высота – 4,25 м
✅ напряжение питания – 3000 В (постоянный ток)
✅ максимальная скорость – 130 км/ч

«Праздничные» версии прошли испытания в 1998 году, после чего отправились на эксплуатацию в Подмосковье, получив приписку к депо Перерва. На них применили электрооборудование от коллег из НЭВЗ и тяговые двигатели сибирского производства или от питерской АО «Электросила» (с 1999 года).

Пока проходила их адаптация, на ДМЗ собрано пять составов в прежнем исполнении. После этого продолжилась полноценная история ЭД4М. Правда, на первых трех электропоездах пришлось установить рижский комплект электрооборудования. После этого отдано полное предпочтение российским аналогам.

Новые модификации состава


Хорошие отзывы о конструкции электропоезда и его ходовых качествах побудили руководство Московской дороги обратиться к производителю с особой просьбой. На стыке веков появился заказ от этого пользователя на изготовление опытной партии пригородных составов повышенной комфортности. Они получили обозначение ЭД4МК и сразу несколько выгодных отличий от оригинала:

✅ мягкие диваны в салоне
✅ установка экранов для просмотра фильмов
✅ оборудование для приготовления пищи
✅ отделка пластиком
✅ разделение вагонов на 3 класса и вагон-бар

Позаботились в них и об усилении мер безопасности. К последним стоит отнести пожарную сигнализацию, локомотивную КЛУБ-1, специальное управление тормозной системой и др. Изначальной цветовой окраской являлась бело-синяя (или бело-бежевая – для «Аэроэкспресса»). После прохождения обслуживания и ремонта, большинство из них получили серо-красные тона РЖД.

Модифицированная версия электропоезда ЭД4М. Фото: youtube.com

Элитное направление включало в себя ряд незначительных модификаций. К примеру, версия ЭД4МКУ изготавливалась для участков с высокими платформами и напряжением питания в 3000 В. Она собиралась, в основном, по частным заказам и состояла из 11 секций, в которых две – вагоны-бары.

Еще один вариант – ЭД4МКМ со встроенной системой видеонаблюдения. Эта 10-вагонная конструкция вмещала до 400 пассажиров, развивая скорость на ровных перегонах до 120 км/ч. ЭД4МКМ-АЭРО комплектовался только вагонами Vip-класса, поэтому имел очень высокую себестоимость производства. По этой причине собрано всего семь единиц.

В начале нулевых сложилась тенденция повышения экономичности в эксплуатации пригородных составов. Достойным ответом ДМЗ можно назвать появление модификации ЭД4Э, получившей комплект энергосберегающего оборудования. Она стала последней версией электропоезда в рассматриваемой серии.

ЭД4 на станции. Фото: youtube.com

После того, как общее производство всех модификаций ЭД4 перевалило за полтысячи (всего – 501), ее история вынужденно пришла к своему завершению. Причиной стали новые правила безопасности для пригородных перевозок, требовавшие установку краш-систем для пассажиров. Конструкция 20-летней давности им не соответствовала, поэтому выпуск серии ЭД4 полностью прекращен в 2016 году.

Автор:

Использованы фотографии: youtube.com

Как, по-вашему, правильно отдано предпочтение ЭД4М вместо ЭД4?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Первая российская электричка: ЭД2Т или ЭТ2?Надежная электричка из Демихово: ЭД9 и ее многочисленные модификации

Шедевр Pininfarina: Fiat 124 Spider 1800

Шедевр Pininfarina: Fiat 124 Spider 1800

Создавая спортивный кабриолет Fiat 124 Spider, компания Pininfarina преследовала определенные цели. Кажется, все прошло отлично, ведь этот автомобиль и сегодня...
  • 394