ГУР – история появления, особенности эксплуатации и замены жидкости
В следующем году исполнится сто лет с момента выдачи патента на гидравлический усилитель руля. Официально его изобретателем считается Фрэнсис Дэвис, который и получил на руки соответствующий документ. Изобретением заинтересовалась GM, но попытки установить устройство на легковые авто для массового выпуска успехом не увенчались.
Усилитель был слишком сложным в изготовлении, да и громоздким. Тем не менее, он оказался востребованным во время Второй мировой войны. Им оснащались тяжелые грузовики.
Уже в 1951-м появился «первенец», оснащенный (опционально!) ГУРом – Chrysler Crown Imperial. Сама машина стоила от 3 тыс. 700 долларов, а за установку усилителя Hydroguide просили еще 226 «зеленых» – т. е. чуть ли не 1/16 часть цены автомобиля. Неужели устройство было каким-то особенным?
Она включает в себя не так уж и много элементов. Главный из них – насос, обеспечивающий постоянное давление в системе. Второе место достается распределителю, роль которого заключается в переориентации движения жидкости в нужном направлении. Гидроцилиндр давит на рейку, которая поворачивает колеса.
Расширительный бачок необходим для поддержания количества жидкости на должном уровне. К конструкции стоит добавить фильтр, не допускающий попадания в систему посторонних частиц, и шланги, соединяющие некоторые элементы ГУРа.
В первую очередь, облегчение усилия на рулевом колесе обеспечивается постоянной работой насоса, приводимого во вращение коленвалом через ремень. Правда, в последних конструкциях на легковых автомобилях используется отдельный электромоторчик. Когда колеса стоят прямо, техническая жидкость внутри ГУРа свободно циркулирует, «ничего не делая».
Но, когда руль начинают вращать, входящий в конструкцию распределитель перенаправляет потоки в правый или левый цилиндр. В результате жидкость давит на вал туда, куда требуется. Последний связан с рулевой рейкой, а уж она через шарниры поворачивает колеса.
В общем-то, ничего особенного или сложного нет. Тогда почему так дорого это стоило в 1950-е годы? При изготовлении механизма требуется высокая точность, а тогда это являлось большой проблемой, т. к. не было соответствующего оборудования и все делалось почти вручную. Только во второй половине ХХ века широкое распространение стали получать прецизионные станки.
Вслед за «первенцем» от Chrysler устройство начала устанавливать на свои автомобили компания Chevrolet. Только она оснащала машины ГУРами не опционально, а в «штатном режиме». Уже к 1956-му каждое четвертое авто в США имело гидроусилитель руля. ZF разработала свою конструкцию и в 1958-м оснастила ей сначала премиум Mercedes-Benz 300, а потом и более дешевые модели. Но все же массово ГУРы начали устанавливать на легковушки только в 1980-х. В СССР усилители монтировали на грузовики, представительские авто. А вот продукция «Москвича» или ВАЗа массово ими не оснащалась.
Впрочем, умельцев на Руси всегда хватало и многие это делали самостоятельно: кто-то подобной модернизацией занимается и сегодня. А что можно сказать о надежности устройства?
Несмотря на то, что ГУР – прецизионный механизм и подвержен относительно быстрому износу, первые его признаки проявляются через 150 тыс., а то и больше километров пробега. Самая распространенная проблема – появление протечек. Обычно это связано с ослаблением затяжек хомутов, износом уплотнителей, реже – повреждением шлангов (например, вследствие неаккуратного ремонта, старения, сильных морозов).
На втором месте – шум, который может быть постоянным или появляться при повороте руля. Это явление бывает связано с малым уровня жидкости в расширительном бачке или износом подшипников. В последнем случае может быть «виновато» чрезмерное натяжение приводного ремня, если насос не электрический.
Еще один признак неисправности ГУРа – возрастание усилий, прикладываемых к рулю при маневрировании. Причина может крыться в загрязненном фильтре, малом уровне жидкости, слабой натяжке ремня. И последний признак – «закусывание»: увеличение усилий при определенном положении руля. Здесь два варианта: воздух в системе или засорение редукционного клапана.
Кстати: она бывает разной, как и для двигателей. Поэтому, прежде чем ее купить, лучше заглянуть в инструкцию к авто. Рекомендации по срокам замены могут быть тоже самыми разными. Одни производители заявляют, что жидкость в обновлении не нуждается вообще. Другие советуют это делать раз в 100 тыс. км пробега. Иногда тип рекомендуемого состава указывается прямо на расширительном бачке.
Понадобится помощник, большой шприц, емкость на пару литров, бутылка 1,5 л. Сначала вывесите оба колеса (если авто тяжелое, типа кроссовера). Откройте расширительный бачок и откачайте оттуда старый состав. Возможно, есть сетчатый фильтр: его нужно достать и отчистить. Далее отсоедините от бачка (лучше снять и промыть) оба шланга и тот, что идет от рейки к насосу («обратка»). Освободившийся конец опустите в бутылку и попросите помощника повращать руль: в емкость стечет все, что осталось внутри ГУРа.
Затем соберите систему, залейте свежую жидкость, пустите двигатель, покрутите «баранкой». Заглушите мотор и повторите процедуру заново. Если в ее ходе начнет стекать чистый состав, значит, все нормально. Теперь нужно опять запустить движок. Пока помощник вращает баранку, постепенно доливайте жидкость до нужного уровня.
Если нет возможности (не хотите!) вывесить колеса, поступите проще. При сливе отработанного состава пустите двигатель на 40 секунд, чтобы насос не успел нагреться. Прокачка проводится при работающем ДВС: жидкость нужно постоянно доливать до уровня. Чтобы убедиться в «качестве выполненных работ», достаточно проехать километров десять.
Поддерживайте требуемый уровень в бачке (перед пуском двигателя, когда он холодный) и заливайте туда строго рекомендованную жидкость. Второе правило заключается в контролировании степени натяжения ремня. А вот третий момент связан непосредственно с вождением.
Если ваш автомобиль оснащен ГУРом, избегайте выворачиваний руля до упора. По крайней мере, не держите его слишком долго в таком положении. И самый «убийственный» вариант для устройства – попытка вывернуть «баранку», когда колеса авто упираются в бордюр.
Это правда: гидравлическое устройство практически полностью вытеснило электрический аналог. Причины очевидны. ЭУР имеют меньшую массу и габариты, проще в установке и обслуживании (точнее, оно не требуется), потребляют меньше энергии. И еще одно важное преимущество заключается в сочетании с системами ассистентов водителя (та же парковка, например) и автопилотированием.
Правда, у ЭУР есть один небольшой минус – искусственная т. н. обратная связь. Проще говоря, водитель хуже чувствует управление, дорогу. Это, примерно, как сравнить механическую КПП и «автомат». Однако технологии не стоят на месте, и, если это будет кому-то очень нужно, наверняка в этом плане что-нибудь придумают.
Усилитель был слишком сложным в изготовлении, да и громоздким. Тем не менее, он оказался востребованным во время Второй мировой войны. Им оснащались тяжелые грузовики.
Попытки создать ГУР были и ранее, но именно Дэвис догадался сделать поток жидкости непрерывным.
Уже в 1951-м появился «первенец», оснащенный (опционально!) ГУРом – Chrysler Crown Imperial. Сама машина стоила от 3 тыс. 700 долларов, а за установку усилителя Hydroguide просили еще 226 «зеленых» – т. е. чуть ли не 1/16 часть цены автомобиля. Неужели устройство было каким-то особенным?
Конструкция
Она включает в себя не так уж и много элементов. Главный из них – насос, обеспечивающий постоянное давление в системе. Второе место достается распределителю, роль которого заключается в переориентации движения жидкости в нужном направлении. Гидроцилиндр давит на рейку, которая поворачивает колеса.
Красные линии – жидкость, которую перенаправляет распределитель. Фото: YouTube.com
Расширительный бачок необходим для поддержания количества жидкости на должном уровне. К конструкции стоит добавить фильтр, не допускающий попадания в систему посторонних частиц, и шланги, соединяющие некоторые элементы ГУРа.
Как работает
В первую очередь, облегчение усилия на рулевом колесе обеспечивается постоянной работой насоса, приводимого во вращение коленвалом через ремень. Правда, в последних конструкциях на легковых автомобилях используется отдельный электромоторчик. Когда колеса стоят прямо, техническая жидкость внутри ГУРа свободно циркулирует, «ничего не делая».
FELIX 430700016 1L масло ГУР. Средняя цена: 599 руб. Фото: ЯндексМаркет
Но, когда руль начинают вращать, входящий в конструкцию распределитель перенаправляет потоки в правый или левый цилиндр. В результате жидкость давит на вал туда, куда требуется. Последний связан с рулевой рейкой, а уж она через шарниры поворачивает колеса.
Тот самый Chrysler Crown Imperia. Фото: YouTube.com
В общем-то, ничего особенного или сложного нет. Тогда почему так дорого это стоило в 1950-е годы? При изготовлении механизма требуется высокая точность, а тогда это являлось большой проблемой, т. к. не было соответствующего оборудования и все делалось почти вручную. Только во второй половине ХХ века широкое распространение стали получать прецизионные станки.
На какие модели легковых авто ставили ГУРы
Вслед за «первенцем» от Chrysler устройство начала устанавливать на свои автомобили компания Chevrolet. Только она оснащала машины ГУРами не опционально, а в «штатном режиме». Уже к 1956-му каждое четвертое авто в США имело гидроусилитель руля. ZF разработала свою конструкцию и в 1958-м оснастила ей сначала премиум Mercedes-Benz 300, а потом и более дешевые модели. Но все же массово ГУРы начали устанавливать на легковушки только в 1980-х. В СССР усилители монтировали на грузовики, представительские авто. А вот продукция «Москвича» или ВАЗа массово ими не оснащалась.
Самостоятельная установка ГУР под капот ВАЗ-2107. Фото: YouTube.com
Впрочем, умельцев на Руси всегда хватало и многие это делали самостоятельно: кто-то подобной модернизацией занимается и сегодня. А что можно сказать о надежности устройства?
Основные неисправности
Несмотря на то, что ГУР – прецизионный механизм и подвержен относительно быстрому износу, первые его признаки проявляются через 150 тыс., а то и больше километров пробега. Самая распространенная проблема – появление протечек. Обычно это связано с ослаблением затяжек хомутов, износом уплотнителей, реже – повреждением шлангов (например, вследствие неаккуратного ремонта, старения, сильных морозов).
Расположение бачка (левее от центра фото, с черной крышкой) на примере Ford Mondeo 4. Фото: YouTube.com
На втором месте – шум, который может быть постоянным или появляться при повороте руля. Это явление бывает связано с малым уровня жидкости в расширительном бачке или износом подшипников. В последнем случае может быть «виновато» чрезмерное натяжение приводного ремня, если насос не электрический.
Замена насоса ГУРа случается редко. Фото: YouTube.com
Еще один признак неисправности ГУРа – возрастание усилий, прикладываемых к рулю при маневрировании. Причина может крыться в загрязненном фильтре, малом уровне жидкости, слабой натяжке ремня. И последний признак – «закусывание»: увеличение усилий при определенном положении руля. Здесь два варианта: воздух в системе или засорение редукционного клапана.
Частота смены жидкости в ГУРе
Кстати: она бывает разной, как и для двигателей. Поэтому, прежде чем ее купить, лучше заглянуть в инструкцию к авто. Рекомендации по срокам замены могут быть тоже самыми разными. Одни производители заявляют, что жидкость в обновлении не нуждается вообще. Другие советуют это делать раз в 100 тыс. км пробега. Иногда тип рекомендуемого состава указывается прямо на расширительном бачке.
Самостоятельная замена
Понадобится помощник, большой шприц, емкость на пару литров, бутылка 1,5 л. Сначала вывесите оба колеса (если авто тяжелое, типа кроссовера). Откройте расширительный бачок и откачайте оттуда старый состав. Возможно, есть сетчатый фильтр: его нужно достать и отчистить. Далее отсоедините от бачка (лучше снять и промыть) оба шланга и тот, что идет от рейки к насосу («обратка»). Освободившийся конец опустите в бутылку и попросите помощника повращать руль: в емкость стечет все, что осталось внутри ГУРа.
Шланги ГУРа (слева тонкий – «обратка») на примере Ford Mondeo 4. Фото: YouTube.com
Затем соберите систему, залейте свежую жидкость, пустите двигатель, покрутите «баранкой». Заглушите мотор и повторите процедуру заново. Если в ее ходе начнет стекать чистый состав, значит, все нормально. Теперь нужно опять запустить движок. Пока помощник вращает баранку, постепенно доливайте жидкость до нужного уровня.
Бачок должен быть чистым! Фото: YouTube.com
Если нет возможности (не хотите!) вывесить колеса, поступите проще. При сливе отработанного состава пустите двигатель на 40 секунд, чтобы насос не успел нагреться. Прокачка проводится при работающем ДВС: жидкость нужно постоянно доливать до уровня. Чтобы убедиться в «качестве выполненных работ», достаточно проехать километров десять.
Чтобы ГУР служил долго
Поддерживайте требуемый уровень в бачке (перед пуском двигателя, когда он холодный) и заливайте туда строго рекомендованную жидкость. Второе правило заключается в контролировании степени натяжения ремня. А вот третий момент связан непосредственно с вождением.
Следите за уровнем жидкости в бачке. Фото: YouTube.com
Если ваш автомобиль оснащен ГУРом, избегайте выворачиваний руля до упора. По крайней мере, не держите его слишком долго в таком положении. И самый «убийственный» вариант для устройства – попытка вывернуть «баранку», когда колеса авто упираются в бордюр.
Почему сегодня ГУР на легковушках устанавливается не часто
Это правда: гидравлическое устройство практически полностью вытеснило электрический аналог. Причины очевидны. ЭУР имеют меньшую массу и габариты, проще в установке и обслуживании (точнее, оно не требуется), потребляют меньше энергии. И еще одно важное преимущество заключается в сочетании с системами ассистентов водителя (та же парковка, например) и автопилотированием.
Насос ГУР Лада Ларгус, Renault Logan, Duster со шкивом. Средняя цена: 5696 руб. Фото: ЯндексМаркет
Правда, у ЭУР есть один небольшой минус – искусственная т. н. обратная связь. Проще говоря, водитель хуже чувствует управление, дорогу. Это, примерно, как сравнить механическую КПП и «автомат». Однако технологии не стоят на месте, и, если это будет кому-то очень нужно, наверняка в этом плане что-нибудь придумают.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, market.yandex.ru
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....