
ГУР – история появления, особенности эксплуатации и замены жидкости
В следующем году исполнится сто лет с момента выдачи патента на гидравлический усилитель руля. Официально его изобретателем считается Фрэнсис Дэвис, который и получил на руки соответствующий документ. Изобретением заинтересовалась GM, но попытки установить устройство на легковые авто для массового выпуска успехом не увенчались.
Усилитель был слишком сложным в изготовлении, да и громоздким. Тем не менее, он оказался востребованным во время Второй мировой войны. Им оснащались тяжелые грузовики.
Уже в 1951-м появился «первенец», оснащенный (опционально!) ГУРом – Chrysler Crown Imperial. Сама машина стоила от 3 тыс. 700 долларов, а за установку усилителя Hydroguide просили еще 226 «зеленых» – т. е. чуть ли не 1/16 часть цены автомобиля. Неужели устройство было каким-то особенным?
Она включает в себя не так уж и много элементов. Главный из них – насос, обеспечивающий постоянное давление в системе. Второе место достается распределителю, роль которого заключается в переориентации движения жидкости в нужном направлении. Гидроцилиндр давит на рейку, которая поворачивает колеса.
Красные линии – жидкость, которую перенаправляет распределитель. Фото: YouTube.com
Расширительный бачок необходим для поддержания количества жидкости на должном уровне. К конструкции стоит добавить фильтр, не допускающий попадания в систему посторонних частиц, и шланги, соединяющие некоторые элементы ГУРа.
В первую очередь, облегчение усилия на рулевом колесе обеспечивается постоянной работой насоса, приводимого во вращение коленвалом через ремень. Правда, в последних конструкциях на легковых автомобилях используется отдельный электромоторчик. Когда колеса стоят прямо, техническая жидкость внутри ГУРа свободно циркулирует, «ничего не делая».
FELIX 430700016 1L масло ГУР. Средняя цена: 599 руб. Фото: ЯндексМаркет
Но, когда руль начинают вращать, входящий в конструкцию распределитель перенаправляет потоки в правый или левый цилиндр. В результате жидкость давит на вал туда, куда требуется. Последний связан с рулевой рейкой, а уж она через шарниры поворачивает колеса.
Тот самый Chrysler Crown Imperia. Фото: YouTube.com
В общем-то, ничего особенного или сложного нет. Тогда почему так дорого это стоило в 1950-е годы? При изготовлении механизма требуется высокая точность, а тогда это являлось большой проблемой, т. к. не было соответствующего оборудования и все делалось почти вручную. Только во второй половине ХХ века широкое распространение стали получать прецизионные станки.
Вслед за «первенцем» от Chrysler устройство начала устанавливать на свои автомобили компания Chevrolet. Только она оснащала машины ГУРами не опционально, а в «штатном режиме». Уже к 1956-му каждое четвертое авто в США имело гидроусилитель руля. ZF разработала свою конструкцию и в 1958-м оснастила ей сначала премиум Mercedes-Benz 300, а потом и более дешевые модели. Но все же массово ГУРы начали устанавливать на легковушки только в 1980-х. В СССР усилители монтировали на грузовики, представительские авто. А вот продукция «Москвича» или ВАЗа массово ими не оснащалась.
Самостоятельная установка ГУР под капот ВАЗ-2107. Фото: YouTube.com
Впрочем, умельцев на Руси всегда хватало и многие это делали самостоятельно: кто-то подобной модернизацией занимается и сегодня. А что можно сказать о надежности устройства?
Несмотря на то, что ГУР – прецизионный механизм и подвержен относительно быстрому износу, первые его признаки проявляются через 150 тыс., а то и больше километров пробега. Самая распространенная проблема – появление протечек. Обычно это связано с ослаблением затяжек хомутов, износом уплотнителей, реже – повреждением шлангов (например, вследствие неаккуратного ремонта, старения, сильных морозов).
Расположение бачка (левее от центра фото, с черной крышкой) на примере Ford Mondeo 4. Фото: YouTube.com
На втором месте – шум, который может быть постоянным или появляться при повороте руля. Это явление бывает связано с малым уровня жидкости в расширительном бачке или износом подшипников. В последнем случае может быть «виновато» чрезмерное натяжение приводного ремня, если насос не электрический.
Замена насоса ГУРа случается редко. Фото: YouTube.com
Еще один признак неисправности ГУРа – возрастание усилий, прикладываемых к рулю при маневрировании. Причина может крыться в загрязненном фильтре, малом уровне жидкости, слабой натяжке ремня. И последний признак – «закусывание»: увеличение усилий при определенном положении руля. Здесь два варианта: воздух в системе или засорение редукционного клапана.
Кстати: она бывает разной, как и для двигателей. Поэтому, прежде чем ее купить, лучше заглянуть в инструкцию к авто. Рекомендации по срокам замены могут быть тоже самыми разными. Одни производители заявляют, что жидкость в обновлении не нуждается вообще. Другие советуют это делать раз в 100 тыс. км пробега. Иногда тип рекомендуемого состава указывается прямо на расширительном бачке.
Понадобится помощник, большой шприц, емкость на пару литров, бутылка 1,5 л. Сначала вывесите оба колеса (если авто тяжелое, типа кроссовера). Откройте расширительный бачок и откачайте оттуда старый состав. Возможно, есть сетчатый фильтр: его нужно достать и отчистить. Далее отсоедините от бачка (лучше снять и промыть) оба шланга и тот, что идет от рейки к насосу («обратка»). Освободившийся конец опустите в бутылку и попросите помощника повращать руль: в емкость стечет все, что осталось внутри ГУРа.
Шланги ГУРа (слева тонкий – «обратка») на примере Ford Mondeo 4. Фото: YouTube.com
Затем соберите систему, залейте свежую жидкость, пустите двигатель, покрутите «баранкой». Заглушите мотор и повторите процедуру заново. Если в ее ходе начнет стекать чистый состав, значит, все нормально. Теперь нужно опять запустить движок. Пока помощник вращает баранку, постепенно доливайте жидкость до нужного уровня.
Бачок должен быть чистым! Фото: YouTube.com
Если нет возможности (не хотите!) вывесить колеса, поступите проще. При сливе отработанного состава пустите двигатель на 40 секунд, чтобы насос не успел нагреться. Прокачка проводится при работающем ДВС: жидкость нужно постоянно доливать до уровня. Чтобы убедиться в «качестве выполненных работ», достаточно проехать километров десять.
Поддерживайте требуемый уровень в бачке (перед пуском двигателя, когда он холодный) и заливайте туда строго рекомендованную жидкость. Второе правило заключается в контролировании степени натяжения ремня. А вот третий момент связан непосредственно с вождением.
Следите за уровнем жидкости в бачке. Фото: YouTube.com
Если ваш автомобиль оснащен ГУРом, избегайте выворачиваний руля до упора. По крайней мере, не держите его слишком долго в таком положении. И самый «убийственный» вариант для устройства – попытка вывернуть «баранку», когда колеса авто упираются в бордюр.
Это правда: гидравлическое устройство практически полностью вытеснило электрический аналог. Причины очевидны. ЭУР имеют меньшую массу и габариты, проще в установке и обслуживании (точнее, оно не требуется), потребляют меньше энергии. И еще одно важное преимущество заключается в сочетании с системами ассистентов водителя (та же парковка, например) и автопилотированием.
Насос ГУР Лада Ларгус, Renault Logan, Duster со шкивом. Средняя цена: 5696 руб. Фото: ЯндексМаркет
Правда, у ЭУР есть один небольшой минус – искусственная т. н. обратная связь. Проще говоря, водитель хуже чувствует управление, дорогу. Это, примерно, как сравнить механическую КПП и «автомат». Однако технологии не стоят на месте, и, если это будет кому-то очень нужно, наверняка в этом плане что-нибудь придумают.
Усилитель был слишком сложным в изготовлении, да и громоздким. Тем не менее, он оказался востребованным во время Второй мировой войны. Им оснащались тяжелые грузовики.
Попытки создать ГУР были и ранее, но именно Дэвис догадался сделать поток жидкости непрерывным.
Уже в 1951-м появился «первенец», оснащенный (опционально!) ГУРом – Chrysler Crown Imperial. Сама машина стоила от 3 тыс. 700 долларов, а за установку усилителя Hydroguide просили еще 226 «зеленых» – т. е. чуть ли не 1/16 часть цены автомобиля. Неужели устройство было каким-то особенным?
Конструкция
Она включает в себя не так уж и много элементов. Главный из них – насос, обеспечивающий постоянное давление в системе. Второе место достается распределителю, роль которого заключается в переориентации движения жидкости в нужном направлении. Гидроцилиндр давит на рейку, которая поворачивает колеса.

Расширительный бачок необходим для поддержания количества жидкости на должном уровне. К конструкции стоит добавить фильтр, не допускающий попадания в систему посторонних частиц, и шланги, соединяющие некоторые элементы ГУРа.
Как работает
В первую очередь, облегчение усилия на рулевом колесе обеспечивается постоянной работой насоса, приводимого во вращение коленвалом через ремень. Правда, в последних конструкциях на легковых автомобилях используется отдельный электромоторчик. Когда колеса стоят прямо, техническая жидкость внутри ГУРа свободно циркулирует, «ничего не делая».

Но, когда руль начинают вращать, входящий в конструкцию распределитель перенаправляет потоки в правый или левый цилиндр. В результате жидкость давит на вал туда, куда требуется. Последний связан с рулевой рейкой, а уж она через шарниры поворачивает колеса.

В общем-то, ничего особенного или сложного нет. Тогда почему так дорого это стоило в 1950-е годы? При изготовлении механизма требуется высокая точность, а тогда это являлось большой проблемой, т. к. не было соответствующего оборудования и все делалось почти вручную. Только во второй половине ХХ века широкое распространение стали получать прецизионные станки.
На какие модели легковых авто ставили ГУРы
Вслед за «первенцем» от Chrysler устройство начала устанавливать на свои автомобили компания Chevrolet. Только она оснащала машины ГУРами не опционально, а в «штатном режиме». Уже к 1956-му каждое четвертое авто в США имело гидроусилитель руля. ZF разработала свою конструкцию и в 1958-м оснастила ей сначала премиум Mercedes-Benz 300, а потом и более дешевые модели. Но все же массово ГУРы начали устанавливать на легковушки только в 1980-х. В СССР усилители монтировали на грузовики, представительские авто. А вот продукция «Москвича» или ВАЗа массово ими не оснащалась.

Впрочем, умельцев на Руси всегда хватало и многие это делали самостоятельно: кто-то подобной модернизацией занимается и сегодня. А что можно сказать о надежности устройства?
Основные неисправности
Несмотря на то, что ГУР – прецизионный механизм и подвержен относительно быстрому износу, первые его признаки проявляются через 150 тыс., а то и больше километров пробега. Самая распространенная проблема – появление протечек. Обычно это связано с ослаблением затяжек хомутов, износом уплотнителей, реже – повреждением шлангов (например, вследствие неаккуратного ремонта, старения, сильных морозов).

На втором месте – шум, который может быть постоянным или появляться при повороте руля. Это явление бывает связано с малым уровня жидкости в расширительном бачке или износом подшипников. В последнем случае может быть «виновато» чрезмерное натяжение приводного ремня, если насос не электрический.

Еще один признак неисправности ГУРа – возрастание усилий, прикладываемых к рулю при маневрировании. Причина может крыться в загрязненном фильтре, малом уровне жидкости, слабой натяжке ремня. И последний признак – «закусывание»: увеличение усилий при определенном положении руля. Здесь два варианта: воздух в системе или засорение редукционного клапана.
Частота смены жидкости в ГУРе
Кстати: она бывает разной, как и для двигателей. Поэтому, прежде чем ее купить, лучше заглянуть в инструкцию к авто. Рекомендации по срокам замены могут быть тоже самыми разными. Одни производители заявляют, что жидкость в обновлении не нуждается вообще. Другие советуют это делать раз в 100 тыс. км пробега. Иногда тип рекомендуемого состава указывается прямо на расширительном бачке.
Самостоятельная замена
Понадобится помощник, большой шприц, емкость на пару литров, бутылка 1,5 л. Сначала вывесите оба колеса (если авто тяжелое, типа кроссовера). Откройте расширительный бачок и откачайте оттуда старый состав. Возможно, есть сетчатый фильтр: его нужно достать и отчистить. Далее отсоедините от бачка (лучше снять и промыть) оба шланга и тот, что идет от рейки к насосу («обратка»). Освободившийся конец опустите в бутылку и попросите помощника повращать руль: в емкость стечет все, что осталось внутри ГУРа.

Затем соберите систему, залейте свежую жидкость, пустите двигатель, покрутите «баранкой». Заглушите мотор и повторите процедуру заново. Если в ее ходе начнет стекать чистый состав, значит, все нормально. Теперь нужно опять запустить движок. Пока помощник вращает баранку, постепенно доливайте жидкость до нужного уровня.

Если нет возможности (не хотите!) вывесить колеса, поступите проще. При сливе отработанного состава пустите двигатель на 40 секунд, чтобы насос не успел нагреться. Прокачка проводится при работающем ДВС: жидкость нужно постоянно доливать до уровня. Чтобы убедиться в «качестве выполненных работ», достаточно проехать километров десять.
Чтобы ГУР служил долго
Поддерживайте требуемый уровень в бачке (перед пуском двигателя, когда он холодный) и заливайте туда строго рекомендованную жидкость. Второе правило заключается в контролировании степени натяжения ремня. А вот третий момент связан непосредственно с вождением.

Если ваш автомобиль оснащен ГУРом, избегайте выворачиваний руля до упора. По крайней мере, не держите его слишком долго в таком положении. И самый «убийственный» вариант для устройства – попытка вывернуть «баранку», когда колеса авто упираются в бордюр.
Почему сегодня ГУР на легковушках устанавливается не часто
Это правда: гидравлическое устройство практически полностью вытеснило электрический аналог. Причины очевидны. ЭУР имеют меньшую массу и габариты, проще в установке и обслуживании (точнее, оно не требуется), потребляют меньше энергии. И еще одно важное преимущество заключается в сочетании с системами ассистентов водителя (та же парковка, например) и автопилотированием.

Правда, у ЭУР есть один небольшой минус – искусственная т. н. обратная связь. Проще говоря, водитель хуже чувствует управление, дорогу. Это, примерно, как сравнить механическую КПП и «автомат». Однако технологии не стоят на месте, и, если это будет кому-то очень нужно, наверняка в этом плане что-нибудь придумают.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, market.yandex.ru
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....