
ГАЗ-М-20 Победа – история появления и особенности автомобиля
Самым известным легковым автомобилем советского времени является Волга. Из нескольких модификаций особую любовь испытывают к первой модели – ГАЗ-21, с оленем на капоте.
Кстати, эта эмблема имелась на автомобилях до второй модернизации, рестайлинга, как принято сейчас говорить. Потом она исчезла в угоду экономистам – дескать, нужно удешевлять производство. Произошло это в 1962 году.
Но настоящей легендой советского автопрома была вовсе не Волга ГАЗ-21, а Победа ГАЗ-М-20. Машину разрабатывали в тяжелые военные годы – она уникальна уже этим.
С легковыми автомобилями в СССР всегда было напряженно, хотя во второй половине 1930-х ситуация начала постепенно меняться в лучшую сторону.
Уже в 1980-х годах такое состояние Побед было нормой. Фото: Youtube.com
В стране выпускали три основные модели разных классов:
Эти автомобили нельзя назвать собственными разработками – они были созданы «по мотивам» зарубежных аналогов.
Андрей Александрович Липгард показал наброски модели, по технической части похожей на Opel Kapitan 1939 года, но внешне серьезно отличающейся. Передняя подвеска скопирована с Опеля, чтобы сократить время разработок.
В ноябре 1944 года на Горьковском автомобильном заводе был подготовлен полноценный ходовой макет модели. Машину дорабатывали и испытывали на внутреннем полигоне.
В таком состоянии Победа будет стоить минимум 500 000 рублей. Фото: Youtube.com
К лету 1945 года в Кремле состоялся смотр уже двух ГАЗ-М-20. Один из них был оснащен шестицилиндровым двигателем, второй четырехцилиндровым.
Досталось от главы партии и предполагаемому названию советского автомобиля. Руководство Горьковского завода назвали машину Родиной. Узнав об этом, Сталин ехидно поинтересовался, за сколько собираются ее продавать? После этого о таком названии не могло быть и речи – в итоге машину нарекли Победой.
Изначально ГАЗ-М-20 собирали вручную, конвейерное производство стартовало только в 1947 году.
Автомобили все время совершенствовали – устраняли проблемы, на которые жаловались потребители. Но первая серьезная модернизация произошла только в 1947 году, когда машину начали собирать на конвейере.
В 1950 году трехступенчатую коробку заменили на новую – с синхронизаторами и подрулевым рычагом переключения. У старой КПП он располагался на крышке агрегата.
В 1952 году двигатель доработали, расширив каналы подачи топлива. За счет этого мощность увеличилась с 50 до 52 л. с.
А вот это уже выставочный экземпляр, его меньше чем за 2 млн. не купишь! Фото: Youtube.com
Следующий «рестайлинг» произошел в 1955 году. Тогда автомобиль получил новый индекс ГАЗ-М-20В. Внешне версию 1955 модельного года можно отличить по радиаторной решетке с декоративными накладками. Конструкторы постарались исправить все недоработки.
Но в 1956 году на Горьковском автомобильном заводе начали выпуск ГАЗ-21 Волга. Новая модель была современнее, да и внешне она копировала стиль американских авто. Уже через 2 года ГАЗ-М-20В сняли с производства.
Кроме обычного кузова типа фастбек, был автомобиль и в модификации кабриолет. Это мелкосерийная модель для южных советских республик. Когда появилась версия ГАЗ-М-20В, от открытого типа кузова отказались, посчитав ее буржуазной и капиталистической.
Иногда рассказывают про фургоны или пикапы, дескать, на Горьковском заводе выпускались и такие модификации. Но это все байки, хотя на дорогах Советского Союза они действительно иногда попадались.
Победа в заводском исполнении кабриолет. Фото: Youtube.com
Как такое могло случиться? Дело в том, что списанные Победы можно было использовать для внутренних нужд предприятий, на которых они работали. Вот их и резали, превращая в фургоны и пикапы.
В 1980-х годах, когда встретить ГАЗ-М-20 Победу на улицах городов стало уже проблематично, вокруг этих автомобилей родилось множество мифов. Мысль, которая выводилась в разговорах водителей, сформирована так: «При Сталине машины делали на совесть, а сейчас один хлам!».
Но все равно, советские водители с теплотой вспоминали о Победе, особенно когда во время очередной поездки на дачу этот броневик мчался по колдобинам подобия дорог, обгоняя всех.
Согласно первому мифу, ГАЗ-М-20 отличался большими размерами кузова и просторным салоном. Это правда, но частично. По сравнению с ГАЗ-21, Победа габаритами не выделялась, но рядом с Жигулями и Москвичами смотрелась монументально. Но это же разные классы автомобилей!
Кстати, было в конструкции модели одно новшество для советских легковых машин, о котором никто не вспоминает. Это отдельный багажник, куда не нужно лезть через салон!
Двигатель простейший, ремонтопригодность высокая. Фото: Youtube.com
Следующий миф говорит об уровне оснащения и комфорте Победы. Дескать, не было в этом автомобиле ни того, ни другого. Но это все клевета – скорее, наоборот, ГАЗ-М-20 отличался богатым оснащением для своего класса в те годы.
Тут часы, радио, обдув лобовика, электрические стеклоочистители. Отделка салона тоже отличалась качеством и богатством исполнения.
Есть миф, гласящий о неприхотливости Победы. Это правда – любой человек, хоть раз открывавший капот советской Волги, в это охотно поверит.
ГАЗ-М-20 ничем особо не отличался от своего преемника. Конструкция простая и ремонтопригодная, чтобы водитель мог самостоятельно все починить в поле.
Существует миф о невероятной прочности автомобиля. С одной стороны, это правда – по сравнению с Жигулями и Москвичами, ГАЗ-М-20 отличался прочностью ходовки. Но для своих лет выпуска, когда хороших дорог вдали от городов было мало, автомобиль был аналогичен по уровню проходимости другим советским моделям.
Рассказывают байки о толщине кузова в 15 мм в некоторых местах. Дескать, в СССР металла не жалели, поэтому Победа была прочной, как танк. Но дело тут не в толщине, а в лужении. Кстати, тоже очередной миф. Легендарного, якобы полностью покрытого оловом кузова не существовало.
Четко просматривается американская школа автомобилестроения. Фото: Youtube.com
Но луженного сплава на Победах хватало – его применяли для подгонки деталей друг к другу. Можно сказать, что олово выполняло роль шпаклевки. Но оно не отваливалось и плюс защищало кузов автомобиля от внешней среды, то есть он не ржавел.
Ну и последний миф, гласящий о том, что Победа – это копия Opel Kapitan 1938 модельного года, только с другим кузовом. Достаточно спросить реставраторов, работавших с этими двумя автомобилями, и они скажут, что ни одной взаимозаменяемой детали у них нет!
Приобрести старую советскую машину, вроде Победы можно и сейчас. В среднем, за хорошо сохранившиеся экземпляры просят около 500 000 рублей.
Если есть возможность сберечь этот автомобиль в теплом гараже – можно брать, лет через 50 на нем заработают внуки миллионы! Да и самому приятно будет годами восстанавливать самый бюджетный и некомплектный вариант!
Кстати, эта эмблема имелась на автомобилях до второй модернизации, рестайлинга, как принято сейчас говорить. Потом она исчезла в угоду экономистам – дескать, нужно удешевлять производство. Произошло это в 1962 году.
Но настоящей легендой советского автопрома была вовсе не Волга ГАЗ-21, а Победа ГАЗ-М-20. Машину разрабатывали в тяжелые военные годы – она уникальна уже этим.
История появления
С легковыми автомобилями в СССР всегда было напряженно, хотя во второй половине 1930-х ситуация начала постепенно меняться в лучшую сторону.

В стране выпускали три основные модели разных классов:
- ? ЗиС-101
- ? ГАЗ-М1
- ? КИМ-10-50
Эти автомобили нельзя назвать собственными разработками – они были созданы «по мотивам» зарубежных аналогов.
В начале февраля 1943 года, когда стало ясно, что СССР победит в Великой Отечественной войне, в Москве состоялось собрание, посвященное разработке нового легкового автомобиля.
Андрей Александрович Липгард показал наброски модели, по технической части похожей на Opel Kapitan 1939 года, но внешне серьезно отличающейся. Передняя подвеска скопирована с Опеля, чтобы сократить время разработок.
В ноябре 1944 года на Горьковском автомобильном заводе был подготовлен полноценный ходовой макет модели. Машину дорабатывали и испытывали на внутреннем полигоне.

К лету 1945 года в Кремле состоялся смотр уже двух ГАЗ-М-20. Один из них был оснащен шестицилиндровым двигателем, второй четырехцилиндровым.
Сталин, которому в первую очередь показали модели, сразу же забраковал мощную версию. Он заявил, что не стоит ориентироваться на ЗиС-110 и машина должна быть только четырехцилиндровой.
Досталось от главы партии и предполагаемому названию советского автомобиля. Руководство Горьковского завода назвали машину Родиной. Узнав об этом, Сталин ехидно поинтересовался, за сколько собираются ее продавать? После этого о таком названии не могло быть и речи – в итоге машину нарекли Победой.
Изначально ГАЗ-М-20 собирали вручную, конвейерное производство стартовало только в 1947 году.
Доработки модели
Автомобили все время совершенствовали – устраняли проблемы, на которые жаловались потребители. Но первая серьезная модернизация произошла только в 1947 году, когда машину начали собирать на конвейере.
Изменилась радиаторная решетка, подфарники, появилась поперечина на переднем бампере.
В 1950 году трехступенчатую коробку заменили на новую – с синхронизаторами и подрулевым рычагом переключения. У старой КПП он располагался на крышке агрегата.
В 1952 году двигатель доработали, расширив каналы подачи топлива. За счет этого мощность увеличилась с 50 до 52 л. с.

Следующий «рестайлинг» произошел в 1955 году. Тогда автомобиль получил новый индекс ГАЗ-М-20В. Внешне версию 1955 модельного года можно отличить по радиаторной решетке с декоративными накладками. Конструкторы постарались исправить все недоработки.
Но в 1956 году на Горьковском автомобильном заводе начали выпуск ГАЗ-21 Волга. Новая модель была современнее, да и внешне она копировала стиль американских авто. Уже через 2 года ГАЗ-М-20В сняли с производства.
Нестандартные модификации
Кроме обычного кузова типа фастбек, был автомобиль и в модификации кабриолет. Это мелкосерийная модель для южных советских республик. Когда появилась версия ГАЗ-М-20В, от открытого типа кузова отказались, посчитав ее буржуазной и капиталистической.
Иногда рассказывают про фургоны или пикапы, дескать, на Горьковском заводе выпускались и такие модификации. Но это все байки, хотя на дорогах Советского Союза они действительно иногда попадались.

Как такое могло случиться? Дело в том, что списанные Победы можно было использовать для внутренних нужд предприятий, на которых они работали. Вот их и резали, превращая в фургоны и пикапы.
Самые популярные мифы
В 1980-х годах, когда встретить ГАЗ-М-20 Победу на улицах городов стало уже проблематично, вокруг этих автомобилей родилось множество мифов. Мысль, которая выводилась в разговорах водителей, сформирована так: «При Сталине машины делали на совесть, а сейчас один хлам!».
Ничего не меняется, правда? Сейчас так же говорят про автомобили из 1980-1990-х годов. А где они, эти меганадежные машины? Сгнили в большинстве своем?
Но все равно, советские водители с теплотой вспоминали о Победе, особенно когда во время очередной поездки на дачу этот броневик мчался по колдобинам подобия дорог, обгоняя всех.
Согласно первому мифу, ГАЗ-М-20 отличался большими размерами кузова и просторным салоном. Это правда, но частично. По сравнению с ГАЗ-21, Победа габаритами не выделялась, но рядом с Жигулями и Москвичами смотрелась монументально. Но это же разные классы автомобилей!
Кстати, было в конструкции модели одно новшество для советских легковых машин, о котором никто не вспоминает. Это отдельный багажник, куда не нужно лезть через салон!

Следующий миф говорит об уровне оснащения и комфорте Победы. Дескать, не было в этом автомобиле ни того, ни другого. Но это все клевета – скорее, наоборот, ГАЗ-М-20 отличался богатым оснащением для своего класса в те годы.
Тут часы, радио, обдув лобовика, электрические стеклоочистители. Отделка салона тоже отличалась качеством и богатством исполнения.
Есть миф, гласящий о неприхотливости Победы. Это правда – любой человек, хоть раз открывавший капот советской Волги, в это охотно поверит.
ГАЗ-М-20 ничем особо не отличался от своего преемника. Конструкция простая и ремонтопригодная, чтобы водитель мог самостоятельно все починить в поле.
Двигатель Победы рассчитан на низкооктановый бензин, так что заправить ее можно было в любой деревне.
Существует миф о невероятной прочности автомобиля. С одной стороны, это правда – по сравнению с Жигулями и Москвичами, ГАЗ-М-20 отличался прочностью ходовки. Но для своих лет выпуска, когда хороших дорог вдали от городов было мало, автомобиль был аналогичен по уровню проходимости другим советским моделям.
Рассказывают байки о толщине кузова в 15 мм в некоторых местах. Дескать, в СССР металла не жалели, поэтому Победа была прочной, как танк. Но дело тут не в толщине, а в лужении. Кстати, тоже очередной миф. Легендарного, якобы полностью покрытого оловом кузова не существовало.

Но луженного сплава на Победах хватало – его применяли для подгонки деталей друг к другу. Можно сказать, что олово выполняло роль шпаклевки. Но оно не отваливалось и плюс защищало кузов автомобиля от внешней среды, то есть он не ржавел.
Ну и последний миф, гласящий о том, что Победа – это копия Opel Kapitan 1938 модельного года, только с другим кузовом. Достаточно спросить реставраторов, работавших с этими двумя автомобилями, и они скажут, что ни одной взаимозаменяемой детали у них нет!
Приобрести старую советскую машину, вроде Победы можно и сейчас. В среднем, за хорошо сохранившиеся экземпляры просят около 500 000 рублей.
Если есть возможность сберечь этот автомобиль в теплом гараже – можно брать, лет через 50 на нем заработают внуки миллионы! Да и самому приятно будет годами восстанавливать самый бюджетный и некомплектный вариант!
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Производство УАЗов на Кубе стартовало – цена уже известна, и она удивляет
До конца 2025 года планируют выпустить 500 внедорожников. На Кубе освоили сразу две модели....

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Haval H9 «изнутри» – конструкторские изыски «мрачного китайского гения»
Китайские внедорожники делятся на кроссоверы и рамные модели. Последние, как правило, крупнее и стоят дороже. Чтобы повысить продажи, производители из...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

В модернизацию ПД-14 вложат еще 14,2 млрд рублей
Двигатель станет тише и экономичнее. Даже сейчас он успешно конкурирует с Pratt & Whitney....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Toyota Land Cruiser 2025 или почему японцы ударились в ретро
Квадратный кузов, круглые фары и хай-тек в салоне. Почему эта формула до сих пор работает?...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Стартовало производство двух российских круизных теплоходов МПКС-L
Обещают передать их заказчику осенью 2026 года. Суда способны «ходить» и по битому льду....

ГАЗ-2330 «Тигр» – для чего этот внедорожник нужен гражданским?
Купить такой автомобиль может любой желающий на рынке б/у. Пускай их немного, но пара-тройка экземпляров всегда найдется....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....