ГАЗ-М-20 Победа – история появления и особенности автомобиля
13 805

ГАЗ-М-20 Победа – история появления и особенности автомобиля

Самым известным легковым автомобилем советского времени является Волга. Из нескольких модификаций особую любовь испытывают к первой модели – ГАЗ-21, с оленем на капоте.


Кстати, эта эмблема имелась на автомобилях до второй модернизации, рестайлинга, как принято сейчас говорить. Потом она исчезла в угоду экономистам – дескать, нужно удешевлять производство. Произошло это в 1962 году.

Но настоящей легендой советского автопрома была вовсе не Волга ГАЗ-21, а Победа ГАЗ-М-20. Машину разрабатывали в тяжелые военные годы – она уникальна уже этим.

История появления


С легковыми автомобилями в СССР всегда было напряженно, хотя во второй половине 1930-х ситуация начала постепенно меняться в лучшую сторону.

ГАЗ-М-20 Победа – история появления и особенности автомобиляУже в 1980-х годах такое состояние Побед было нормой. Фото: Youtube.com


В стране выпускали три основные модели разных классов:

  • ? ЗиС-101
  • ? ГАЗ-М1
  • ? КИМ-10-50


Эти автомобили нельзя назвать собственными разработками – они были созданы «по мотивам» зарубежных аналогов.

В начале февраля 1943 года, когда стало ясно, что СССР победит в Великой Отечественной войне, в Москве состоялось собрание, посвященное разработке нового легкового автомобиля.


Андрей Александрович Липгард показал наброски модели, по технической части похожей на Opel Kapitan 1939 года, но внешне серьезно отличающейся. Передняя подвеска скопирована с Опеля, чтобы сократить время разработок.

В ноябре 1944 года на Горьковском автомобильном заводе был подготовлен полноценный ходовой макет модели. Машину дорабатывали и испытывали на внутреннем полигоне.

В таком состоянии Победа будет стоить минимум 500 000 рублей. Фото: Youtube.com


К лету 1945 года в Кремле состоялся смотр уже двух ГАЗ-М-20. Один из них был оснащен шестицилиндровым двигателем, второй четырехцилиндровым.

Сталин, которому в первую очередь показали модели, сразу же забраковал мощную версию. Он заявил, что не стоит ориентироваться на ЗиС-110 и машина должна быть только четырехцилиндровой.


Досталось от главы партии и предполагаемому названию советского автомобиля. Руководство Горьковского завода назвали машину Родиной. Узнав об этом, Сталин ехидно поинтересовался, за сколько собираются ее продавать? После этого о таком названии не могло быть и речи – в итоге машину нарекли Победой.

Изначально ГАЗ-М-20 собирали вручную, конвейерное производство стартовало только в 1947 году.

Доработки модели


Автомобили все время совершенствовали – устраняли проблемы, на которые жаловались потребители. Но первая серьезная модернизация произошла только в 1947 году, когда машину начали собирать на конвейере.

Изменилась радиаторная решетка, подфарники, появилась поперечина на переднем бампере.


В 1950 году трехступенчатую коробку заменили на новую – с синхронизаторами и подрулевым рычагом переключения. У старой КПП он располагался на крышке агрегата.

В 1952 году двигатель доработали, расширив каналы подачи топлива. За счет этого мощность увеличилась с 50 до 52 л. с.

А вот это уже выставочный экземпляр, его меньше чем за 2 млн. не купишь! Фото: Youtube.com


Следующий «рестайлинг» произошел в 1955 году. Тогда автомобиль получил новый индекс ГАЗ-М-20В. Внешне версию 1955 модельного года можно отличить по радиаторной решетке с декоративными накладками. Конструкторы постарались исправить все недоработки.

Но в 1956 году на Горьковском автомобильном заводе начали выпуск ГАЗ-21 Волга. Новая модель была современнее, да и внешне она копировала стиль американских авто. Уже через 2 года ГАЗ-М-20В сняли с производства.

Нестандартные модификации


Кроме обычного кузова типа фастбек, был автомобиль и в модификации кабриолет. Это мелкосерийная модель для южных советских республик. Когда появилась версия ГАЗ-М-20В, от открытого типа кузова отказались, посчитав ее буржуазной и капиталистической.

Иногда рассказывают про фургоны или пикапы, дескать, на Горьковском заводе выпускались и такие модификации. Но это все байки, хотя на дорогах Советского Союза они действительно иногда попадались.

Победа в заводском исполнении кабриолет. Фото: Youtube.com


Как такое могло случиться? Дело в том, что списанные Победы можно было использовать для внутренних нужд предприятий, на которых они работали. Вот их и резали, превращая в фургоны и пикапы.

Самые популярные мифы


В 1980-х годах, когда встретить ГАЗ-М-20 Победу на улицах городов стало уже проблематично, вокруг этих автомобилей родилось множество мифов. Мысль, которая выводилась в разговорах водителей, сформирована так: «При Сталине машины делали на совесть, а сейчас один хлам!».

Ничего не меняется, правда? Сейчас так же говорят про автомобили из 1980-1990-х годов. А где они, эти меганадежные машины? Сгнили в большинстве своем?


Но все равно, советские водители с теплотой вспоминали о Победе, особенно когда во время очередной поездки на дачу этот броневик мчался по колдобинам подобия дорог, обгоняя всех.

Согласно первому мифу, ГАЗ-М-20 отличался большими размерами кузова и просторным салоном. Это правда, но частично. По сравнению с ГАЗ-21, Победа габаритами не выделялась, но рядом с Жигулями и Москвичами смотрелась монументально. Но это же разные классы автомобилей!

Кстати, было в конструкции модели одно новшество для советских легковых машин, о котором никто не вспоминает. Это отдельный багажник, куда не нужно лезть через салон!

Двигатель простейший, ремонтопригодность высокая. Фото: Youtube.com


Следующий миф говорит об уровне оснащения и комфорте Победы. Дескать, не было в этом автомобиле ни того, ни другого. Но это все клевета – скорее, наоборот, ГАЗ-М-20 отличался богатым оснащением для своего класса в те годы.

Тут часы, радио, обдув лобовика, электрические стеклоочистители. Отделка салона тоже отличалась качеством и богатством исполнения.
Есть миф, гласящий о неприхотливости Победы. Это правда – любой человек, хоть раз открывавший капот советской Волги, в это охотно поверит.

ГАЗ-М-20 ничем особо не отличался от своего преемника. Конструкция простая и ремонтопригодная, чтобы водитель мог самостоятельно все починить в поле.

Двигатель Победы рассчитан на низкооктановый бензин, так что заправить ее можно было в любой деревне.


Существует миф о невероятной прочности автомобиля. С одной стороны, это правда – по сравнению с Жигулями и Москвичами, ГАЗ-М-20 отличался прочностью ходовки. Но для своих лет выпуска, когда хороших дорог вдали от городов было мало, автомобиль был аналогичен по уровню проходимости другим советским моделям.

Рассказывают байки о толщине кузова в 15 мм в некоторых местах. Дескать, в СССР металла не жалели, поэтому Победа была прочной, как танк. Но дело тут не в толщине, а в лужении. Кстати, тоже очередной миф. Легендарного, якобы полностью покрытого оловом кузова не существовало.

Четко просматривается американская школа автомобилестроения. Фото: Youtube.com


Но луженного сплава на Победах хватало – его применяли для подгонки деталей друг к другу. Можно сказать, что олово выполняло роль шпаклевки. Но оно не отваливалось и плюс защищало кузов автомобиля от внешней среды, то есть он не ржавел.

Ну и последний миф, гласящий о том, что Победа – это копия Opel Kapitan 1938 модельного года, только с другим кузовом. Достаточно спросить реставраторов, работавших с этими двумя автомобилями, и они скажут, что ни одной взаимозаменяемой детали у них нет!

Приобрести старую советскую машину, вроде Победы можно и сейчас. В среднем, за хорошо сохранившиеся экземпляры просят около 500 000 рублей.

Если есть возможность сберечь этот автомобиль в теплом гараже – можно брать, лет через 50 на нем заработают внуки миллионы! Да и самому приятно будет годами восстанавливать самый бюджетный и некомплектный вариант!
А вы помните ГАЗ-М-20 Победу?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
«Сапсаны» хотят ускорить

«Сапсаны» хотят ускорить

Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....