
ГАЗ-М-20 Победа – история появления и особенности автомобиля
Самым известным легковым автомобилем советского времени является Волга. Из нескольких модификаций особую любовь испытывают к первой модели – ГАЗ-21, с оленем на капоте.
Кстати, эта эмблема имелась на автомобилях до второй модернизации, рестайлинга, как принято сейчас говорить. Потом она исчезла в угоду экономистам – дескать, нужно удешевлять производство. Произошло это в 1962 году.
Но настоящей легендой советского автопрома была вовсе не Волга ГАЗ-21, а Победа ГАЗ-М-20. Машину разрабатывали в тяжелые военные годы – она уникальна уже этим.
С легковыми автомобилями в СССР всегда было напряженно, хотя во второй половине 1930-х ситуация начала постепенно меняться в лучшую сторону.
Уже в 1980-х годах такое состояние Побед было нормой. Фото: Youtube.com
В стране выпускали три основные модели разных классов:
Эти автомобили нельзя назвать собственными разработками – они были созданы «по мотивам» зарубежных аналогов.
Андрей Александрович Липгард показал наброски модели, по технической части похожей на Opel Kapitan 1939 года, но внешне серьезно отличающейся. Передняя подвеска скопирована с Опеля, чтобы сократить время разработок.
В ноябре 1944 года на Горьковском автомобильном заводе был подготовлен полноценный ходовой макет модели. Машину дорабатывали и испытывали на внутреннем полигоне.
В таком состоянии Победа будет стоить минимум 500 000 рублей. Фото: Youtube.com
К лету 1945 года в Кремле состоялся смотр уже двух ГАЗ-М-20. Один из них был оснащен шестицилиндровым двигателем, второй четырехцилиндровым.
Досталось от главы партии и предполагаемому названию советского автомобиля. Руководство Горьковского завода назвали машину Родиной. Узнав об этом, Сталин ехидно поинтересовался, за сколько собираются ее продавать? После этого о таком названии не могло быть и речи – в итоге машину нарекли Победой.
Изначально ГАЗ-М-20 собирали вручную, конвейерное производство стартовало только в 1947 году.
Автомобили все время совершенствовали – устраняли проблемы, на которые жаловались потребители. Но первая серьезная модернизация произошла только в 1947 году, когда машину начали собирать на конвейере.
В 1950 году трехступенчатую коробку заменили на новую – с синхронизаторами и подрулевым рычагом переключения. У старой КПП он располагался на крышке агрегата.
В 1952 году двигатель доработали, расширив каналы подачи топлива. За счет этого мощность увеличилась с 50 до 52 л. с.
А вот это уже выставочный экземпляр, его меньше чем за 2 млн. не купишь! Фото: Youtube.com
Следующий «рестайлинг» произошел в 1955 году. Тогда автомобиль получил новый индекс ГАЗ-М-20В. Внешне версию 1955 модельного года можно отличить по радиаторной решетке с декоративными накладками. Конструкторы постарались исправить все недоработки.
Но в 1956 году на Горьковском автомобильном заводе начали выпуск ГАЗ-21 Волга. Новая модель была современнее, да и внешне она копировала стиль американских авто. Уже через 2 года ГАЗ-М-20В сняли с производства.
Кроме обычного кузова типа фастбек, был автомобиль и в модификации кабриолет. Это мелкосерийная модель для южных советских республик. Когда появилась версия ГАЗ-М-20В, от открытого типа кузова отказались, посчитав ее буржуазной и капиталистической.
Иногда рассказывают про фургоны или пикапы, дескать, на Горьковском заводе выпускались и такие модификации. Но это все байки, хотя на дорогах Советского Союза они действительно иногда попадались.
Победа в заводском исполнении кабриолет. Фото: Youtube.com
Как такое могло случиться? Дело в том, что списанные Победы можно было использовать для внутренних нужд предприятий, на которых они работали. Вот их и резали, превращая в фургоны и пикапы.
В 1980-х годах, когда встретить ГАЗ-М-20 Победу на улицах городов стало уже проблематично, вокруг этих автомобилей родилось множество мифов. Мысль, которая выводилась в разговорах водителей, сформирована так: «При Сталине машины делали на совесть, а сейчас один хлам!».
Но все равно, советские водители с теплотой вспоминали о Победе, особенно когда во время очередной поездки на дачу этот броневик мчался по колдобинам подобия дорог, обгоняя всех.
Согласно первому мифу, ГАЗ-М-20 отличался большими размерами кузова и просторным салоном. Это правда, но частично. По сравнению с ГАЗ-21, Победа габаритами не выделялась, но рядом с Жигулями и Москвичами смотрелась монументально. Но это же разные классы автомобилей!
Кстати, было в конструкции модели одно новшество для советских легковых машин, о котором никто не вспоминает. Это отдельный багажник, куда не нужно лезть через салон!
Двигатель простейший, ремонтопригодность высокая. Фото: Youtube.com
Следующий миф говорит об уровне оснащения и комфорте Победы. Дескать, не было в этом автомобиле ни того, ни другого. Но это все клевета – скорее, наоборот, ГАЗ-М-20 отличался богатым оснащением для своего класса в те годы.
Тут часы, радио, обдув лобовика, электрические стеклоочистители. Отделка салона тоже отличалась качеством и богатством исполнения.
Есть миф, гласящий о неприхотливости Победы. Это правда – любой человек, хоть раз открывавший капот советской Волги, в это охотно поверит.
ГАЗ-М-20 ничем особо не отличался от своего преемника. Конструкция простая и ремонтопригодная, чтобы водитель мог самостоятельно все починить в поле.
Существует миф о невероятной прочности автомобиля. С одной стороны, это правда – по сравнению с Жигулями и Москвичами, ГАЗ-М-20 отличался прочностью ходовки. Но для своих лет выпуска, когда хороших дорог вдали от городов было мало, автомобиль был аналогичен по уровню проходимости другим советским моделям.
Рассказывают байки о толщине кузова в 15 мм в некоторых местах. Дескать, в СССР металла не жалели, поэтому Победа была прочной, как танк. Но дело тут не в толщине, а в лужении. Кстати, тоже очередной миф. Легендарного, якобы полностью покрытого оловом кузова не существовало.
Четко просматривается американская школа автомобилестроения. Фото: Youtube.com
Но луженного сплава на Победах хватало – его применяли для подгонки деталей друг к другу. Можно сказать, что олово выполняло роль шпаклевки. Но оно не отваливалось и плюс защищало кузов автомобиля от внешней среды, то есть он не ржавел.
Ну и последний миф, гласящий о том, что Победа – это копия Opel Kapitan 1938 модельного года, только с другим кузовом. Достаточно спросить реставраторов, работавших с этими двумя автомобилями, и они скажут, что ни одной взаимозаменяемой детали у них нет!
Приобрести старую советскую машину, вроде Победы можно и сейчас. В среднем, за хорошо сохранившиеся экземпляры просят около 500 000 рублей.
Если есть возможность сберечь этот автомобиль в теплом гараже – можно брать, лет через 50 на нем заработают внуки миллионы! Да и самому приятно будет годами восстанавливать самый бюджетный и некомплектный вариант!
Кстати, эта эмблема имелась на автомобилях до второй модернизации, рестайлинга, как принято сейчас говорить. Потом она исчезла в угоду экономистам – дескать, нужно удешевлять производство. Произошло это в 1962 году.
Но настоящей легендой советского автопрома была вовсе не Волга ГАЗ-21, а Победа ГАЗ-М-20. Машину разрабатывали в тяжелые военные годы – она уникальна уже этим.
История появления
С легковыми автомобилями в СССР всегда было напряженно, хотя во второй половине 1930-х ситуация начала постепенно меняться в лучшую сторону.

В стране выпускали три основные модели разных классов:
- ? ЗиС-101
- ? ГАЗ-М1
- ? КИМ-10-50
Эти автомобили нельзя назвать собственными разработками – они были созданы «по мотивам» зарубежных аналогов.
В начале февраля 1943 года, когда стало ясно, что СССР победит в Великой Отечественной войне, в Москве состоялось собрание, посвященное разработке нового легкового автомобиля.
Андрей Александрович Липгард показал наброски модели, по технической части похожей на Opel Kapitan 1939 года, но внешне серьезно отличающейся. Передняя подвеска скопирована с Опеля, чтобы сократить время разработок.
В ноябре 1944 года на Горьковском автомобильном заводе был подготовлен полноценный ходовой макет модели. Машину дорабатывали и испытывали на внутреннем полигоне.

К лету 1945 года в Кремле состоялся смотр уже двух ГАЗ-М-20. Один из них был оснащен шестицилиндровым двигателем, второй четырехцилиндровым.
Сталин, которому в первую очередь показали модели, сразу же забраковал мощную версию. Он заявил, что не стоит ориентироваться на ЗиС-110 и машина должна быть только четырехцилиндровой.
Досталось от главы партии и предполагаемому названию советского автомобиля. Руководство Горьковского завода назвали машину Родиной. Узнав об этом, Сталин ехидно поинтересовался, за сколько собираются ее продавать? После этого о таком названии не могло быть и речи – в итоге машину нарекли Победой.
Изначально ГАЗ-М-20 собирали вручную, конвейерное производство стартовало только в 1947 году.
Доработки модели
Автомобили все время совершенствовали – устраняли проблемы, на которые жаловались потребители. Но первая серьезная модернизация произошла только в 1947 году, когда машину начали собирать на конвейере.
Изменилась радиаторная решетка, подфарники, появилась поперечина на переднем бампере.
В 1950 году трехступенчатую коробку заменили на новую – с синхронизаторами и подрулевым рычагом переключения. У старой КПП он располагался на крышке агрегата.
В 1952 году двигатель доработали, расширив каналы подачи топлива. За счет этого мощность увеличилась с 50 до 52 л. с.

Следующий «рестайлинг» произошел в 1955 году. Тогда автомобиль получил новый индекс ГАЗ-М-20В. Внешне версию 1955 модельного года можно отличить по радиаторной решетке с декоративными накладками. Конструкторы постарались исправить все недоработки.
Но в 1956 году на Горьковском автомобильном заводе начали выпуск ГАЗ-21 Волга. Новая модель была современнее, да и внешне она копировала стиль американских авто. Уже через 2 года ГАЗ-М-20В сняли с производства.
Нестандартные модификации
Кроме обычного кузова типа фастбек, был автомобиль и в модификации кабриолет. Это мелкосерийная модель для южных советских республик. Когда появилась версия ГАЗ-М-20В, от открытого типа кузова отказались, посчитав ее буржуазной и капиталистической.
Иногда рассказывают про фургоны или пикапы, дескать, на Горьковском заводе выпускались и такие модификации. Но это все байки, хотя на дорогах Советского Союза они действительно иногда попадались.

Как такое могло случиться? Дело в том, что списанные Победы можно было использовать для внутренних нужд предприятий, на которых они работали. Вот их и резали, превращая в фургоны и пикапы.
Самые популярные мифы
В 1980-х годах, когда встретить ГАЗ-М-20 Победу на улицах городов стало уже проблематично, вокруг этих автомобилей родилось множество мифов. Мысль, которая выводилась в разговорах водителей, сформирована так: «При Сталине машины делали на совесть, а сейчас один хлам!».
Ничего не меняется, правда? Сейчас так же говорят про автомобили из 1980-1990-х годов. А где они, эти меганадежные машины? Сгнили в большинстве своем?
Но все равно, советские водители с теплотой вспоминали о Победе, особенно когда во время очередной поездки на дачу этот броневик мчался по колдобинам подобия дорог, обгоняя всех.
Согласно первому мифу, ГАЗ-М-20 отличался большими размерами кузова и просторным салоном. Это правда, но частично. По сравнению с ГАЗ-21, Победа габаритами не выделялась, но рядом с Жигулями и Москвичами смотрелась монументально. Но это же разные классы автомобилей!
Кстати, было в конструкции модели одно новшество для советских легковых машин, о котором никто не вспоминает. Это отдельный багажник, куда не нужно лезть через салон!

Следующий миф говорит об уровне оснащения и комфорте Победы. Дескать, не было в этом автомобиле ни того, ни другого. Но это все клевета – скорее, наоборот, ГАЗ-М-20 отличался богатым оснащением для своего класса в те годы.
Тут часы, радио, обдув лобовика, электрические стеклоочистители. Отделка салона тоже отличалась качеством и богатством исполнения.
Есть миф, гласящий о неприхотливости Победы. Это правда – любой человек, хоть раз открывавший капот советской Волги, в это охотно поверит.
ГАЗ-М-20 ничем особо не отличался от своего преемника. Конструкция простая и ремонтопригодная, чтобы водитель мог самостоятельно все починить в поле.
Двигатель Победы рассчитан на низкооктановый бензин, так что заправить ее можно было в любой деревне.
Существует миф о невероятной прочности автомобиля. С одной стороны, это правда – по сравнению с Жигулями и Москвичами, ГАЗ-М-20 отличался прочностью ходовки. Но для своих лет выпуска, когда хороших дорог вдали от городов было мало, автомобиль был аналогичен по уровню проходимости другим советским моделям.
Рассказывают байки о толщине кузова в 15 мм в некоторых местах. Дескать, в СССР металла не жалели, поэтому Победа была прочной, как танк. Но дело тут не в толщине, а в лужении. Кстати, тоже очередной миф. Легендарного, якобы полностью покрытого оловом кузова не существовало.

Но луженного сплава на Победах хватало – его применяли для подгонки деталей друг к другу. Можно сказать, что олово выполняло роль шпаклевки. Но оно не отваливалось и плюс защищало кузов автомобиля от внешней среды, то есть он не ржавел.
Ну и последний миф, гласящий о том, что Победа – это копия Opel Kapitan 1938 модельного года, только с другим кузовом. Достаточно спросить реставраторов, работавших с этими двумя автомобилями, и они скажут, что ни одной взаимозаменяемой детали у них нет!
Приобрести старую советскую машину, вроде Победы можно и сейчас. В среднем, за хорошо сохранившиеся экземпляры просят около 500 000 рублей.
Если есть возможность сберечь этот автомобиль в теплом гараже – можно брать, лет через 50 на нем заработают внуки миллионы! Да и самому приятно будет годами восстанавливать самый бюджетный и некомплектный вариант!
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....