.d-md-none .d-lg-block bibimot

Как словаки положили начало переоборудованию местных поездов серии 811/011

Как словаки положили начало переоборудованию местных поездов серии 811/011
Мы уже неоднократно писали о том, с какими сложностями столкнулось железнодорожное хозяйство нашей страны после распада СССР. Но подобные же проблемы наблюдались и у всех бывших советских партнеров. В 1993 году, путем т. н. «бархатного развода» с карты Европы исчезло еще одно многонациональное государство некогда социалистического толка. Им стала соседняя Чехословакия.


И если в более развитой западной части этого образования имелся неплохой промышленный задел, то Словакия всегда выступала в роли догоняющей «младшей сестры». Именно поэтому железнодорожная отрасль страны оказалась в довольно затруднительном положении. В первую очередь, из-за нехватки подвижного состава для местных пассажироперевозок.

Как словаки положили начало переоборудованию местных поездов серии 811/011Словаки первыми придумали сцепку осовремененных вагонов типа 811/011. Фото автора

В самом ужасном техническом состоянии новому государству достались поезда пригородных серий 820 и 830. По этой причине компании «Железнице Словенской Республики», пришлось искать срочное решение проблемы. Ведь именно она являлась на тот момент оператором железнодорожного транспорта недавно образованной страны.

Словацкая компания была первой


Выход, как тогда казалось, лежит на поверхности. Если для создания новых поездов необходимы специалисты, производственные мощности и средства (а ничего этого пока нет), то «мы пойдем другим путем». Не имея базы для полноценной сборки, страна все же обладала некоторыми условиями для доработок конструкций и мелкого ремонта ж/д техники. От этого решили и отталкиваться.

На базе депо словацкого Зволена в течение 1994/96 годов произведено переоборудование первых обновленных составов серии 811. В качестве исходника послужили прицепные вагоны Baafx. В начале лета-1996 симпатичные новинки вышли на местные линии.


Конечно, для их успешной эксплуатации понадобился ведущий – машина управления серии 912. Прототип нового моторного вагона создали на базе мощностей депо во Врутках. Направление было признано единственно верным выходом в текущих условиях, поэтому для его развития запросили технической помощи у соседей. С чешскими коллегами (несмотря на раздел страны) сохранились самые теплые и дружественные отношения.

Мы уже давно отвыкли от одиночных колесных пар. Фото автора

Это позволило уже в течение того года получить десять образцов для переделки, с большинством необходимых сопутствующих компонентов. Их доставили из «Моравскосилезской вагонки», находящейся в чешской Студенке. Окончательная доводка техники происходила силами уже имеющих опыт сотрудников зволенского ремонтного депо. До конца десятилетия словацкие специалисты совершили еще ряд действий для пополнения подвижного состава местного железнодорожного хозяйства:

✅ 1997/98 гг. – модернизация 11 прицепных вагонов серии 011
✅ 1999 год – 4 единицы реконструированных образцов 810-й серии
✅ продолжение сотрудничества с чешскими партнерами

Успешный словацкий опыт посодействовал активизации их западных соседей. Ведь «Чески драги» продолжали эксплуатировать те же устаревшие составы, что и бывший напарник по совместному государству. Да и с проблемой дряхления и нехватки пассажирских вагонов здесь также в середине 90-х вопрос стоял довольно остро.

Продолжение истории на чешских мощностях


Имевшаяся ж/д техника для местных линий оказалась в высшей степени перегружена. Не имея запаса для ротации, железнодорожникам пришлось прибегнуть к эксплуатации вагонов серии 810 буквально на износ. Из-за отсутствия достаточного времени для отдыха и обслуживания, многие поезда начали выходить из строя, а также быстро достигли половины запланированного срока службы. Местный перевозчик решил тоже запустить процесс пробной реконструкции, преследовавший несколько целей:

✅ повышение надежности вагонов
✅ улучшение комфорта внутри салонов
✅ продление срока эксплуатации

Все началось с того, что на мощности компании Pars DMN (позже известна как Pars Sumperk) доставили два головных и три прицепных вагона из эксплуатируемой серии. Здесь впервые на чешской территории появилось обозначение серии 811 (головные) и 011 (прицепные). Так их идентифицировали после выполнения омологации, с сохранением исходных инвентарных номеров.

Эргономичная, но узкая дверь – только для одного человека. Фото автора

Исключением стал тягач 010.306, который получил багажное отделение увеличенного размера и новый индекс 014.001. Дальнейшее исполнение подобных конструкций компанией больше не рассматривалось. Зато накопленный опыт позволил им осуществить более грандиозный проект – масштабное переоборудование вагонов серии 812. Этот процесс включал целый ряд необходимых преобразований:

✅ техника для легких перевозок на неэлектрифицированных линиях
✅ повышение надежности тяговой системы
✅ общее осовременивание оборудования

Правда, в результате сохранились моменты, вызвавшие впоследствии некоторую критику. Хотя общая реновация и сказалась положительно на пассажирах, но конструкция сидения не являлась оптимальной. Более того, отсутствие кондиционера в салоне оказалось заметным минусом в жаркий период. Как говорится, стало лучше, чем было, но хуже, чем могло.

Возвращение к начальному проекту


К 811-й же серии «Чески драги» вернулись только в 2020 году. На базе дочернего предприятия DPOV вновь начались перестройки классических вагонов серии 810 в более современную конструкцию. Первый созданный образец (в паре с прицепным серии 012) тогда же отправили для проверок на базе испытательного центра Церенице (вблизи Велими).

Не самые удобные сидения. Фото автора

Будущие составы предназначались для Моравскосилезского региона и подавались в качестве временного решения. Вот как текущую ситуацию обрисовал заместитель местного губернатора по транспорту Якуб Унуцка:

Прежде чем через несколько лет на рельсы выйдут новые суперсовременные поезда, мы хотим сделать путешествия более приятными для людей. Поэтому мы согласились модернизировать существующие образцы.


Главное, что здесь учли прошлые ошибки, и поставили вопрос установления кондиционеров в каждом вагоне во главу угла. Конечно, это потребовало сразу нескольких изменений в конструкции:

✅ более мощного двигателя внутреннего сгорания
✅ новых вспомогательных приводов
✅ иной системы управления

К этому прибегли, чтобы обеспечить достаточную мощность кондиционера, без ущерба для тяговых характеристик самого состава. По словам члена правления DPOV Якуба Воздека, установка полноценного прибора в каждом салоне стало самой сложной задачей во всем процессе реконструкции. Но появилось немало и других новинок:

✅ двойное остекление
✅ иная изоляция шкафа
✅ Wi-Fi и USB-розетки
✅ новая информационная система

В конструкции предусмотрели держатели колес. Для большего комфорта пассажиров сиденья получили более широкий шаг, поэтому количество мест уменьшено с первоначальных 55 до 45. Еще одним удобством можно считать установку гравитационных туалетов. От вакуумного варианта пришлось отказаться из-за сложности конструкции исходного типа вагонов серии 810.

На сегодняшний день все эти скромные труженики местных линий, выпускавшиеся с 1973 по 1984 годы, претерпели процесс реновации. В рассматриваемый тип 811 было превращено 14 головных и 10 прицепных вагонов. Им придется трудиться на разных участках чешских железных дорог.

В спайке два вагона: головной и прицепной. Фото автора

Но существуют и варианты посерьезнее. Так, компания GW на базе все того же DPOV, выполнила переделку расширенного образца местного поезда. Он получил обозначение – серия 816. В общем, и сегодня будет продолжаться эксплуатация в таком виде, пока не осуществится обещанное чиновниками «производство новых суперсовременных поездов».

Автор:

Использованы фотографии: фото автора

А вы как считаете, стоило тратиться на переделку старых вагонов?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Французский скоростной поезд TGV-М для местных и европейских дорогМировой лидер скорости – японский электропоезд серии N700