Как словаки положили начало переоборудованию местных поездов серии 811/011
Мы уже неоднократно писали о том, с какими сложностями столкнулось железнодорожное хозяйство нашей страны после распада СССР. Но подобные же проблемы наблюдались и у всех бывших советских партнеров. В 1993 году, путем т. н. «бархатного развода» с карты Европы исчезло еще одно многонациональное государство некогда социалистического толка. Им стала соседняя Чехословакия.
И если в более развитой западной части этого образования имелся неплохой промышленный задел, то Словакия всегда выступала в роли догоняющей «младшей сестры». Именно поэтому железнодорожная отрасль страны оказалась в довольно затруднительном положении. В первую очередь, из-за нехватки подвижного состава для местных пассажироперевозок.
В самом ужасном техническом состоянии новому государству достались поезда пригородных серий 820 и 830. По этой причине компании «Железнице Словенской Республики», пришлось искать срочное решение проблемы. Ведь именно она являлась на тот момент оператором железнодорожного транспорта недавно образованной страны.
Выход, как тогда казалось, лежит на поверхности. Если для создания новых поездов необходимы специалисты, производственные мощности и средства (а ничего этого пока нет), то «мы пойдем другим путем». Не имея базы для полноценной сборки, страна все же обладала некоторыми условиями для доработок конструкций и мелкого ремонта ж/д техники. От этого решили и отталкиваться.
Конечно, для их успешной эксплуатации понадобился ведущий – машина управления серии 912. Прототип нового моторного вагона создали на базе мощностей депо во Врутках. Направление было признано единственно верным выходом в текущих условиях, поэтому для его развития запросили технической помощи у соседей. С чешскими коллегами (несмотря на раздел страны) сохранились самые теплые и дружественные отношения.
Это позволило уже в течение того года получить десять образцов для переделки, с большинством необходимых сопутствующих компонентов. Их доставили из «Моравскосилезской вагонки», находящейся в чешской Студенке. Окончательная доводка техники происходила силами уже имеющих опыт сотрудников зволенского ремонтного депо. До конца десятилетия словацкие специалисты совершили еще ряд действий для пополнения подвижного состава местного железнодорожного хозяйства:
✅ 1997/98 гг. – модернизация 11 прицепных вагонов серии 011
✅ 1999 год – 4 единицы реконструированных образцов 810-й серии
✅ продолжение сотрудничества с чешскими партнерами
Успешный словацкий опыт посодействовал активизации их западных соседей. Ведь «Чески драги» продолжали эксплуатировать те же устаревшие составы, что и бывший напарник по совместному государству. Да и с проблемой дряхления и нехватки пассажирских вагонов здесь также в середине 90-х вопрос стоял довольно остро.
Имевшаяся ж/д техника для местных линий оказалась в высшей степени перегружена. Не имея запаса для ротации, железнодорожникам пришлось прибегнуть к эксплуатации вагонов серии 810 буквально на износ. Из-за отсутствия достаточного времени для отдыха и обслуживания, многие поезда начали выходить из строя, а также быстро достигли половины запланированного срока службы. Местный перевозчик решил тоже запустить процесс пробной реконструкции, преследовавший несколько целей:
✅ повышение надежности вагонов
✅ улучшение комфорта внутри салонов
✅ продление срока эксплуатации
Все началось с того, что на мощности компании Pars DMN (позже известна как Pars Sumperk) доставили два головных и три прицепных вагона из эксплуатируемой серии. Здесь впервые на чешской территории появилось обозначение серии 811 (головные) и 011 (прицепные). Так их идентифицировали после выполнения омологации, с сохранением исходных инвентарных номеров.
Исключением стал тягач 010.306, который получил багажное отделение увеличенного размера и новый индекс 014.001. Дальнейшее исполнение подобных конструкций компанией больше не рассматривалось. Зато накопленный опыт позволил им осуществить более грандиозный проект – масштабное переоборудование вагонов серии 812. Этот процесс включал целый ряд необходимых преобразований:
✅ техника для легких перевозок на неэлектрифицированных линиях
✅ повышение надежности тяговой системы
✅ общее осовременивание оборудования
Правда, в результате сохранились моменты, вызвавшие впоследствии некоторую критику. Хотя общая реновация и сказалась положительно на пассажирах, но конструкция сидения не являлась оптимальной. Более того, отсутствие кондиционера в салоне оказалось заметным минусом в жаркий период. Как говорится, стало лучше, чем было, но хуже, чем могло.
К 811-й же серии «Чески драги» вернулись только в 2020 году. На базе дочернего предприятия DPOV вновь начались перестройки классических вагонов серии 810 в более современную конструкцию. Первый созданный образец (в паре с прицепным серии 012) тогда же отправили для проверок на базе испытательного центра Церенице (вблизи Велими).
Будущие составы предназначались для Моравскосилезского региона и подавались в качестве временного решения. Вот как текущую ситуацию обрисовал заместитель местного губернатора по транспорту Якуб Унуцка:
Главное, что здесь учли прошлые ошибки, и поставили вопрос установления кондиционеров в каждом вагоне во главу угла. Конечно, это потребовало сразу нескольких изменений в конструкции:
✅ более мощного двигателя внутреннего сгорания
✅ новых вспомогательных приводов
✅ иной системы управления
К этому прибегли, чтобы обеспечить достаточную мощность кондиционера, без ущерба для тяговых характеристик самого состава. По словам члена правления DPOV Якуба Воздека, установка полноценного прибора в каждом салоне стало самой сложной задачей во всем процессе реконструкции. Но появилось немало и других новинок:
✅ двойное остекление
✅ иная изоляция шкафа
✅ Wi-Fi и USB-розетки
✅ новая информационная система
В конструкции предусмотрели держатели колес. Для большего комфорта пассажиров сиденья получили более широкий шаг, поэтому количество мест уменьшено с первоначальных 55 до 45. Еще одним удобством можно считать установку гравитационных туалетов. От вакуумного варианта пришлось отказаться из-за сложности конструкции исходного типа вагонов серии 810.
На сегодняшний день все эти скромные труженики местных линий, выпускавшиеся с 1973 по 1984 годы, претерпели процесс реновации. В рассматриваемый тип 811 было превращено 14 головных и 10 прицепных вагонов. Им придется трудиться на разных участках чешских железных дорог.
Но существуют и варианты посерьезнее. Так, компания GW на базе все того же DPOV, выполнила переделку расширенного образца местного поезда. Он получил обозначение – серия 816. В общем, и сегодня будет продолжаться эксплуатация в таком виде, пока не осуществится обещанное чиновниками «производство новых суперсовременных поездов».
И если в более развитой западной части этого образования имелся неплохой промышленный задел, то Словакия всегда выступала в роли догоняющей «младшей сестры». Именно поэтому железнодорожная отрасль страны оказалась в довольно затруднительном положении. В первую очередь, из-за нехватки подвижного состава для местных пассажироперевозок.
Словаки первыми придумали сцепку осовремененных вагонов типа 811/011. Фото автора
В самом ужасном техническом состоянии новому государству достались поезда пригородных серий 820 и 830. По этой причине компании «Железнице Словенской Республики», пришлось искать срочное решение проблемы. Ведь именно она являлась на тот момент оператором железнодорожного транспорта недавно образованной страны.
Словацкая компания была первой
Выход, как тогда казалось, лежит на поверхности. Если для создания новых поездов необходимы специалисты, производственные мощности и средства (а ничего этого пока нет), то «мы пойдем другим путем». Не имея базы для полноценной сборки, страна все же обладала некоторыми условиями для доработок конструкций и мелкого ремонта ж/д техники. От этого решили и отталкиваться.
На базе депо словацкого Зволена в течение 1994/96 годов произведено переоборудование первых обновленных составов серии 811. В качестве исходника послужили прицепные вагоны Baafx. В начале лета-1996 симпатичные новинки вышли на местные линии.
Конечно, для их успешной эксплуатации понадобился ведущий – машина управления серии 912. Прототип нового моторного вагона создали на базе мощностей депо во Врутках. Направление было признано единственно верным выходом в текущих условиях, поэтому для его развития запросили технической помощи у соседей. С чешскими коллегами (несмотря на раздел страны) сохранились самые теплые и дружественные отношения.
Мы уже давно отвыкли от одиночных колесных пар. Фото автора
Это позволило уже в течение того года получить десять образцов для переделки, с большинством необходимых сопутствующих компонентов. Их доставили из «Моравскосилезской вагонки», находящейся в чешской Студенке. Окончательная доводка техники происходила силами уже имеющих опыт сотрудников зволенского ремонтного депо. До конца десятилетия словацкие специалисты совершили еще ряд действий для пополнения подвижного состава местного железнодорожного хозяйства:
✅ 1997/98 гг. – модернизация 11 прицепных вагонов серии 011
✅ 1999 год – 4 единицы реконструированных образцов 810-й серии
✅ продолжение сотрудничества с чешскими партнерами
Успешный словацкий опыт посодействовал активизации их западных соседей. Ведь «Чески драги» продолжали эксплуатировать те же устаревшие составы, что и бывший напарник по совместному государству. Да и с проблемой дряхления и нехватки пассажирских вагонов здесь также в середине 90-х вопрос стоял довольно остро.
Продолжение истории на чешских мощностях
Имевшаяся ж/д техника для местных линий оказалась в высшей степени перегружена. Не имея запаса для ротации, железнодорожникам пришлось прибегнуть к эксплуатации вагонов серии 810 буквально на износ. Из-за отсутствия достаточного времени для отдыха и обслуживания, многие поезда начали выходить из строя, а также быстро достигли половины запланированного срока службы. Местный перевозчик решил тоже запустить процесс пробной реконструкции, преследовавший несколько целей:
✅ повышение надежности вагонов
✅ улучшение комфорта внутри салонов
✅ продление срока эксплуатации
Все началось с того, что на мощности компании Pars DMN (позже известна как Pars Sumperk) доставили два головных и три прицепных вагона из эксплуатируемой серии. Здесь впервые на чешской территории появилось обозначение серии 811 (головные) и 011 (прицепные). Так их идентифицировали после выполнения омологации, с сохранением исходных инвентарных номеров.
Эргономичная, но узкая дверь – только для одного человека. Фото автора
Исключением стал тягач 010.306, который получил багажное отделение увеличенного размера и новый индекс 014.001. Дальнейшее исполнение подобных конструкций компанией больше не рассматривалось. Зато накопленный опыт позволил им осуществить более грандиозный проект – масштабное переоборудование вагонов серии 812. Этот процесс включал целый ряд необходимых преобразований:
✅ техника для легких перевозок на неэлектрифицированных линиях
✅ повышение надежности тяговой системы
✅ общее осовременивание оборудования
Правда, в результате сохранились моменты, вызвавшие впоследствии некоторую критику. Хотя общая реновация и сказалась положительно на пассажирах, но конструкция сидения не являлась оптимальной. Более того, отсутствие кондиционера в салоне оказалось заметным минусом в жаркий период. Как говорится, стало лучше, чем было, но хуже, чем могло.
Возвращение к начальному проекту
К 811-й же серии «Чески драги» вернулись только в 2020 году. На базе дочернего предприятия DPOV вновь начались перестройки классических вагонов серии 810 в более современную конструкцию. Первый созданный образец (в паре с прицепным серии 012) тогда же отправили для проверок на базе испытательного центра Церенице (вблизи Велими).
Не самые удобные сидения. Фото автора
Будущие составы предназначались для Моравскосилезского региона и подавались в качестве временного решения. Вот как текущую ситуацию обрисовал заместитель местного губернатора по транспорту Якуб Унуцка:
Прежде чем через несколько лет на рельсы выйдут новые суперсовременные поезда, мы хотим сделать путешествия более приятными для людей. Поэтому мы согласились модернизировать существующие образцы.
Главное, что здесь учли прошлые ошибки, и поставили вопрос установления кондиционеров в каждом вагоне во главу угла. Конечно, это потребовало сразу нескольких изменений в конструкции:
✅ более мощного двигателя внутреннего сгорания
✅ новых вспомогательных приводов
✅ иной системы управления
К этому прибегли, чтобы обеспечить достаточную мощность кондиционера, без ущерба для тяговых характеристик самого состава. По словам члена правления DPOV Якуба Воздека, установка полноценного прибора в каждом салоне стало самой сложной задачей во всем процессе реконструкции. Но появилось немало и других новинок:
✅ двойное остекление
✅ иная изоляция шкафа
✅ Wi-Fi и USB-розетки
✅ новая информационная система
В конструкции предусмотрели держатели колес. Для большего комфорта пассажиров сиденья получили более широкий шаг, поэтому количество мест уменьшено с первоначальных 55 до 45. Еще одним удобством можно считать установку гравитационных туалетов. От вакуумного варианта пришлось отказаться из-за сложности конструкции исходного типа вагонов серии 810.
На сегодняшний день все эти скромные труженики местных линий, выпускавшиеся с 1973 по 1984 годы, претерпели процесс реновации. В рассматриваемый тип 811 было превращено 14 головных и 10 прицепных вагонов. Им придется трудиться на разных участках чешских железных дорог.
В спайке два вагона: головной и прицепной. Фото автора
Но существуют и варианты посерьезнее. Так, компания GW на базе все того же DPOV, выполнила переделку расширенного образца местного поезда. Он получил обозначение – серия 816. В общем, и сегодня будет продолжаться эксплуатация в таком виде, пока не осуществится обещанное чиновниками «производство новых суперсовременных поездов».
- Иван Гончаров
- фото автора
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...