.d-md-none .d-lg-block bibimot

Napier L48 – «Самсон», «восставший из пепла»

Napier L48 – «Самсон», «восставший из пепла»
Автомобильная промышленность прошла долгий путь с момента появления первого автомобиля в конце 1800-х годов. Сегодняшние гиперкары могут достигать и даже превышать скорость в 300 миль в час (около 482 км/час), но в начале 20-го века даже показатель в 100 миль в час был из области непостижимой фантастики.


Но, как и все в нашей жизни, рано или поздно что-то случается впервые. В Соединенных Штатах появился автомобиль, который первым преодолел эту заветную отметку, установив рекорд скорости. Это был Napier L48 «Самсон», построенный в 1904 году в Великобритании, в небольшой машиностроительной мастерской. Он был оснащен 15-литровым шестицилиндровым бензиновым двигателем. Именно он помогг занять необычной модели почетное место в истории автомобилестроения, как одного из самых успешных гоночных автомобилей своей эпохи, поскольку за относительно короткий период было достигнуто немало побед.

Napier L48 – «Самсон», «восставший из пепла»Шестицилиндровый мотор Napier L48 Samson мощностью 240 л. с. Фото:YouTube.com

Одним из самых значительных эпизодов стал случай, который был зарегистрирован 25 января 1905 года в Ормонд-Дейтона-Бич, штат Флорида. Тогда 23-летний британец Артур Макдональд преодолел на «Самсоне» барьер в 100 миль в час (160 км/ч), разогнавшись до 104,651 миль в час (168,4 км/ч). Таким образом Napier L48 стал первым автомобилем, показавшим скорость более 100 миль/час на американской земле, первым британским автомобилем, достигшим этого рубежа, и первым в мире успешным гоночным автомобилем с шестицилиндровым двигателем.

В следующем году Дороти Левитт, известная как «самая быстрая девушка на земле», установила женский мировой рекорд скорости за рулем того же автомобиля Napier. Это достижение оставалось непобитым несколько десятилетий, вплоть до 1963 года.

Стоит также отметить, что однажды в Бруклендсе (Великобритания) этот же автомобиль разогнался до 130 миль\час (209 км\час), в то время, когда большинство ограничений скорости составляло около 20 миль в час (32 км/ч). Более того, позже в том же году британский гонщик Уолтер Томас Клиффорд Эрп снова привел его к победе в Дейтона-Бич, обойдя в гонке достойных конкурентов - Винченцо Лянча за рулем Fiat и Луи Шевроле за рулем Christie. Эрп выиграл с 50-секундным отрывом, несмотря даже на то, что на 32-й миле у него лопнуло колесо.

Шестицилиндровый двигатель «Нейпера» был не первым, но он был действительно революционным. Агрегат представлял собой 15-литровый рядный мотор F-Head, развивающий 240 л. с. при 2300 об/мин, что для того времени было рекордным показателем. Он работал в паре с двухступенчатой механикой.

Система охлаждения Napier L48 Samson. Фото:YouTube.com

Позже, в 1907 году, «Самсон» получил более массивный 20-литровый силовой агрегат, и продолжил одерживать победы до тех пор, пока в один момент его не постигла участь практически всех «заезженных» гоночных автомобилей после блестящей карьеры. Он был продан на металлолом.

Родной двигатель автомобиля достался братьям Корнуэлл из Австралии. Они использовали его на своем скоростном катере «Наутилус 2», после чего никому не нужный агрегат десятилетиями пылился на их гончарной фабрике. В какой-то момент мотор обнаружил Боб Чемберлен – производитель австралийских тракторов, и поставил перед собой задачу полностью восстановить на то время уже культовый автомобиль «Самсон» на основе успешного шестицилиндрового гоночного двигателя.

Он проделал большую исследовательскую работу, использовал оригинальные схемы Нэпьера и старинные фотографии, что и помогло ему с точностью воссоздать многие детали. В результате родилась практически идентичная копия Napier L48 Samson, и отреставрированный оригинальный двигатель снова ожил в июле 1982 года.

Примерно десять последующих лет автомобиль наслаждался второй жизнью в качестве шоу-кара. Кроме того он даже участвовал в гонках на Бруклендс Реюньон и Шелсли Уолш Спид Хилл Climb в 1983 году.

Napier L48 Samson разгонялся до рекордных 209 км\час. Фото:YouTube.com

В апреле 1993 года машину вместе с поместьем Боба Чемберлена приобрел известный австралийский коллекционер Питер Бриггс. Он выставил ее в своем Йоркском автомобильном музее, где она, как и оригинал, вызывает большой интерес. Также автомобиль выступал участником Фестиваля скорости в Гудвуде и на Конкурсе элегантности в Пеббл-Бич, где получил награду Automobile Quarterly как самый исторически значимый автомобиль на этом мероприятии.

В феврале этого года неоригинальный 120-летний Napier L48 Samson был выставлен на аукционе Bonhams|Cars Amelia Island. Ему под стать назначили рекордный ценник в 1 100 000 долларов, но новый счастливый владелец пока не объявлен.

Автор:

Использованы фотографии: www.youtube.com, cars.bonhams.com

Вам понравился Napier L48 «Самсон»?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Знакомьтесь, Honda Gold Wing 1800 – легендарный мотоцикл и мечта многих байкеровСкладной спортивный автомобиль совершил свой первый полет

«Икарус» рассчитывает на реванш

«Икарус» рассчитывает на реванш

В компании заявили о начале поставок своих автобусов в одну из бывших союзных республик. Начинка в транспорте теперь совсем другая. Подробнее об этом и...
  • 12 736
Японский дизель-поезд Д2 для Сахалина

Японский дизель-поезд Д2 для Сахалина

Дизель-поезд Д2, созданный японцами для нужд Сахалина, сослужил прекрасную службу. Он использовался до самого момента упразднения местной узкоколейки....
  • 906