Napier L48 – «Самсон», «восставший из пепла»
Автомобильная промышленность прошла долгий путь с момента появления первого автомобиля в конце 1800-х годов. Сегодняшние гиперкары могут достигать и даже превышать скорость в 300 миль в час (около 482 км/час), но в начале 20-го века даже показатель в 100 миль в час был из области непостижимой фантастики.
Но, как и все в нашей жизни, рано или поздно что-то случается впервые. В Соединенных Штатах появился автомобиль, который первым преодолел эту заветную отметку, установив рекорд скорости. Это был Napier L48 «Самсон», построенный в 1904 году в Великобритании, в небольшой машиностроительной мастерской. Он был оснащен 15-литровым шестицилиндровым бензиновым двигателем. Именно он помогг занять необычной модели почетное место в истории автомобилестроения, как одного из самых успешных гоночных автомобилей своей эпохи, поскольку за относительно короткий период было достигнуто немало побед.
Одним из самых значительных эпизодов стал случай, который был зарегистрирован 25 января 1905 года в Ормонд-Дейтона-Бич, штат Флорида. Тогда 23-летний британец Артур Макдональд преодолел на «Самсоне» барьер в 100 миль в час (160 км/ч), разогнавшись до 104,651 миль в час (168,4 км/ч). Таким образом Napier L48 стал первым автомобилем, показавшим скорость более 100 миль/час на американской земле, первым британским автомобилем, достигшим этого рубежа, и первым в мире успешным гоночным автомобилем с шестицилиндровым двигателем.
В следующем году Дороти Левитт, известная как «самая быстрая девушка на земле», установила женский мировой рекорд скорости за рулем того же автомобиля Napier. Это достижение оставалось непобитым несколько десятилетий, вплоть до 1963 года.
Стоит также отметить, что однажды в Бруклендсе (Великобритания) этот же автомобиль разогнался до 130 миль\час (209 км\час), в то время, когда большинство ограничений скорости составляло около 20 миль в час (32 км/ч). Более того, позже в том же году британский гонщик Уолтер Томас Клиффорд Эрп снова привел его к победе в Дейтона-Бич, обойдя в гонке достойных конкурентов - Винченцо Лянча за рулем Fiat и Луи Шевроле за рулем Christie. Эрп выиграл с 50-секундным отрывом, несмотря даже на то, что на 32-й миле у него лопнуло колесо.
Шестицилиндровый двигатель «Нейпера» был не первым, но он был действительно революционным. Агрегат представлял собой 15-литровый рядный мотор F-Head, развивающий 240 л. с. при 2300 об/мин, что для того времени было рекордным показателем. Он работал в паре с двухступенчатой механикой.
Позже, в 1907 году, «Самсон» получил более массивный 20-литровый силовой агрегат, и продолжил одерживать победы до тех пор, пока в один момент его не постигла участь практически всех «заезженных» гоночных автомобилей после блестящей карьеры. Он был продан на металлолом.
Родной двигатель автомобиля достался братьям Корнуэлл из Австралии. Они использовали его на своем скоростном катере «Наутилус 2», после чего никому не нужный агрегат десятилетиями пылился на их гончарной фабрике. В какой-то момент мотор обнаружил Боб Чемберлен – производитель австралийских тракторов, и поставил перед собой задачу полностью восстановить на то время уже культовый автомобиль «Самсон» на основе успешного шестицилиндрового гоночного двигателя.
Он проделал большую исследовательскую работу, использовал оригинальные схемы Нэпьера и старинные фотографии, что и помогло ему с точностью воссоздать многие детали. В результате родилась практически идентичная копия Napier L48 Samson, и отреставрированный оригинальный двигатель снова ожил в июле 1982 года.
Примерно десять последующих лет автомобиль наслаждался второй жизнью в качестве шоу-кара. Кроме того он даже участвовал в гонках на Бруклендс Реюньон и Шелсли Уолш Спид Хилл Climb в 1983 году.
В апреле 1993 года машину вместе с поместьем Боба Чемберлена приобрел известный австралийский коллекционер Питер Бриггс. Он выставил ее в своем Йоркском автомобильном музее, где она, как и оригинал, вызывает большой интерес. Также автомобиль выступал участником Фестиваля скорости в Гудвуде и на Конкурсе элегантности в Пеббл-Бич, где получил награду Automobile Quarterly как самый исторически значимый автомобиль на этом мероприятии.
В феврале этого года неоригинальный 120-летний Napier L48 Samson был выставлен на аукционе Bonhams|Cars Amelia Island. Ему под стать назначили рекордный ценник в 1 100 000 долларов, но новый счастливый владелец пока не объявлен.
Но, как и все в нашей жизни, рано или поздно что-то случается впервые. В Соединенных Штатах появился автомобиль, который первым преодолел эту заветную отметку, установив рекорд скорости. Это был Napier L48 «Самсон», построенный в 1904 году в Великобритании, в небольшой машиностроительной мастерской. Он был оснащен 15-литровым шестицилиндровым бензиновым двигателем. Именно он помогг занять необычной модели почетное место в истории автомобилестроения, как одного из самых успешных гоночных автомобилей своей эпохи, поскольку за относительно короткий период было достигнуто немало побед.
Шестицилиндровый мотор Napier L48 Samson мощностью 240 л. с. Фото:YouTube.com
Одним из самых значительных эпизодов стал случай, который был зарегистрирован 25 января 1905 года в Ормонд-Дейтона-Бич, штат Флорида. Тогда 23-летний британец Артур Макдональд преодолел на «Самсоне» барьер в 100 миль в час (160 км/ч), разогнавшись до 104,651 миль в час (168,4 км/ч). Таким образом Napier L48 стал первым автомобилем, показавшим скорость более 100 миль/час на американской земле, первым британским автомобилем, достигшим этого рубежа, и первым в мире успешным гоночным автомобилем с шестицилиндровым двигателем.
В следующем году Дороти Левитт, известная как «самая быстрая девушка на земле», установила женский мировой рекорд скорости за рулем того же автомобиля Napier. Это достижение оставалось непобитым несколько десятилетий, вплоть до 1963 года.
Стоит также отметить, что однажды в Бруклендсе (Великобритания) этот же автомобиль разогнался до 130 миль\час (209 км\час), в то время, когда большинство ограничений скорости составляло около 20 миль в час (32 км/ч). Более того, позже в том же году британский гонщик Уолтер Томас Клиффорд Эрп снова привел его к победе в Дейтона-Бич, обойдя в гонке достойных конкурентов - Винченцо Лянча за рулем Fiat и Луи Шевроле за рулем Christie. Эрп выиграл с 50-секундным отрывом, несмотря даже на то, что на 32-й миле у него лопнуло колесо.
Шестицилиндровый двигатель «Нейпера» был не первым, но он был действительно революционным. Агрегат представлял собой 15-литровый рядный мотор F-Head, развивающий 240 л. с. при 2300 об/мин, что для того времени было рекордным показателем. Он работал в паре с двухступенчатой механикой.
Система охлаждения Napier L48 Samson. Фото:YouTube.com
Позже, в 1907 году, «Самсон» получил более массивный 20-литровый силовой агрегат, и продолжил одерживать победы до тех пор, пока в один момент его не постигла участь практически всех «заезженных» гоночных автомобилей после блестящей карьеры. Он был продан на металлолом.
Родной двигатель автомобиля достался братьям Корнуэлл из Австралии. Они использовали его на своем скоростном катере «Наутилус 2», после чего никому не нужный агрегат десятилетиями пылился на их гончарной фабрике. В какой-то момент мотор обнаружил Боб Чемберлен – производитель австралийских тракторов, и поставил перед собой задачу полностью восстановить на то время уже культовый автомобиль «Самсон» на основе успешного шестицилиндрового гоночного двигателя.
Он проделал большую исследовательскую работу, использовал оригинальные схемы Нэпьера и старинные фотографии, что и помогло ему с точностью воссоздать многие детали. В результате родилась практически идентичная копия Napier L48 Samson, и отреставрированный оригинальный двигатель снова ожил в июле 1982 года.
Примерно десять последующих лет автомобиль наслаждался второй жизнью в качестве шоу-кара. Кроме того он даже участвовал в гонках на Бруклендс Реюньон и Шелсли Уолш Спид Хилл Climb в 1983 году.
Napier L48 Samson разгонялся до рекордных 209 км\час. Фото:YouTube.com
В апреле 1993 года машину вместе с поместьем Боба Чемберлена приобрел известный австралийский коллекционер Питер Бриггс. Он выставил ее в своем Йоркском автомобильном музее, где она, как и оригинал, вызывает большой интерес. Также автомобиль выступал участником Фестиваля скорости в Гудвуде и на Конкурсе элегантности в Пеббл-Бич, где получил награду Automobile Quarterly как самый исторически значимый автомобиль на этом мероприятии.
В феврале этого года неоригинальный 120-летний Napier L48 Samson был выставлен на аукционе Bonhams|Cars Amelia Island. Ему под стать назначили рекордный ценник в 1 100 000 долларов, но новый счастливый владелец пока не объявлен.
- Lilu
- www.youtube.com, cars.bonhams.com
Рекомендуем для вас
Масштабное расширение трассы М-5 «Урал» набирает обороты
План работ «расписан» на три года. В него входит строительство обхода Сима, эстакад, транспортных развязок и моста....
Самолет Shaanxi Y-9: как китайский аналог Ан-12 превзошел советский оригинал
Советский Ан-12 – это легендарный самолет, хотя его выпуск прекратился еще в 1973 году. Но эксплуатируют его в России до сих пор. Да и в других странах,...
МС-21 – синхронный высший пилотаж авиалайнеров с зарубежными и отечественными двигателями
Российский авиалайнер МС-21 уже 14 лет подряд трудится на регулярных рейсах. Самолет выпускался серийно, но одна ошибка чуть не поставила на нем крест. Чтобы...
Российско-белорусский самолет «Освей» выпустят в 2026 году
Сделан очередной шаг на пути к импортозамещению. Самолет станет конкурентом технике из США, Польши и Канады....
Группа ГАЗ передала права на бренд «Волга» новому владельцу
Планируется скорый выпуск как минимум трех новых моделей. В их числе кроссоверы и седан....
Первая в мире трансграничная «канатка» будет запущена в нашей стране уже в этом году
«Воздушная магистраль» пройдет над Амуром и соединит два города – российский Благовещенск и китайский Хэйхэ. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Як-32: мировые рекорды не забываем!
На этом самолете 14 января 1965 года был установлен мировой рекорд скорости на замкнутом круге протяженностью 100 км. Несмотря на отличные характеристики...
Седьмой старт SpaceX Starship: корабль потерян, ускоритель «пойман»
После очередного испытательного пуска тяжелой ракеты Starship связь со второй ступенью была потеряна, но разгонный блок успешно вернулся на космодром....
«Патриот» с новым двигателем отправили на испытания – скоро серийный выпуск
Речь идет о дизельной силовой установке. Чем еще сможет похвастаться обновленный внедорожник – смотрите в нашем материале....
Двигатель ПД-14 получил уникальную деталь конструкции реверса
Методика ее производства используется в отечественном авиастроении впервые. Теперь перспективный российский двигатель станет надежнее и легче....
Выпущена первая полностью отечественная коробка-автомат
АКПП системы PowerShift производит Ростсельмаш: агрегат устанавливается на трактора мощностью 440-620 л. с. Коробка имеет технические отличия от импортных...
Без грамма стали и бетона – в России появится необычный мост
При этом конструкция обещает быть устойчивой к коррозии, перепадам температур и морозам. Где возведут мост и из чего он будет сделан – читаем в нашем материале....
Обломки ракет Илона Маска заставляют авиаперевозчика терпеть убытки
Падающие несгоревшие части ракет SpaceX оказываются на пути самолетов австралийского авиаперевозчика: космическая компания слишком поздно уведомляет о падении...
Разборка мотоцикла Днепр-16 для постройки внедорожного «Урала» – а на заводах не додумались
Массово тяжелые оппозитные мотоциклы с колясками выпускали в СССР два завода. Хотя «предок» у них один, модели немного отличались друг от друга, как внешне,...
ЗиЛ-157: что делают советские самосвалы в Индонезии
Где только не встретишь советскую технику. Перед нами – трудяга ЗиЛ-157, попавший неизведанными путями аж в Индонезию. А ведь последняя модификация автомобиля...
«Кот в мешке» – взяли пятидверную «Ниву» за 350 тысяч
Трудно переоценить влияние «Нивы» на сообщество автолюбителей в России, странах бывшего СССР и даже некоторых других континентов. К этой машине мало кто...