
Napier L48 – «Самсон», «восставший из пепла»
Автомобильная промышленность прошла долгий путь с момента появления первого автомобиля в конце 1800-х годов. Сегодняшние гиперкары могут достигать и даже превышать скорость в 300 миль в час (около 482 км/час), но в начале 20-го века даже показатель в 100 миль в час был из области непостижимой фантастики.
Но, как и все в нашей жизни, рано или поздно что-то случается впервые. В Соединенных Штатах появился автомобиль, который первым преодолел эту заветную отметку, установив рекорд скорости. Это был Napier L48 «Самсон», построенный в 1904 году в Великобритании, в небольшой машиностроительной мастерской. Он был оснащен 15-литровым шестицилиндровым бензиновым двигателем. Именно он помогг занять необычной модели почетное место в истории автомобилестроения, как одного из самых успешных гоночных автомобилей своей эпохи, поскольку за относительно короткий период было достигнуто немало побед.
Шестицилиндровый мотор Napier L48 Samson мощностью 240 л. с. Фото:YouTube.com
Одним из самых значительных эпизодов стал случай, который был зарегистрирован 25 января 1905 года в Ормонд-Дейтона-Бич, штат Флорида. Тогда 23-летний британец Артур Макдональд преодолел на «Самсоне» барьер в 100 миль в час (160 км/ч), разогнавшись до 104,651 миль в час (168,4 км/ч). Таким образом Napier L48 стал первым автомобилем, показавшим скорость более 100 миль/час на американской земле, первым британским автомобилем, достигшим этого рубежа, и первым в мире успешным гоночным автомобилем с шестицилиндровым двигателем.
В следующем году Дороти Левитт, известная как «самая быстрая девушка на земле», установила женский мировой рекорд скорости за рулем того же автомобиля Napier. Это достижение оставалось непобитым несколько десятилетий, вплоть до 1963 года.
Стоит также отметить, что однажды в Бруклендсе (Великобритания) этот же автомобиль разогнался до 130 миль\час (209 км\час), в то время, когда большинство ограничений скорости составляло около 20 миль в час (32 км/ч). Более того, позже в том же году британский гонщик Уолтер Томас Клиффорд Эрп снова привел его к победе в Дейтона-Бич, обойдя в гонке достойных конкурентов - Винченцо Лянча за рулем Fiat и Луи Шевроле за рулем Christie. Эрп выиграл с 50-секундным отрывом, несмотря даже на то, что на 32-й миле у него лопнуло колесо.
Шестицилиндровый двигатель «Нейпера» был не первым, но он был действительно революционным. Агрегат представлял собой 15-литровый рядный мотор F-Head, развивающий 240 л. с. при 2300 об/мин, что для того времени было рекордным показателем. Он работал в паре с двухступенчатой механикой.
Система охлаждения Napier L48 Samson. Фото:YouTube.com
Позже, в 1907 году, «Самсон» получил более массивный 20-литровый силовой агрегат, и продолжил одерживать победы до тех пор, пока в один момент его не постигла участь практически всех «заезженных» гоночных автомобилей после блестящей карьеры. Он был продан на металлолом.
Родной двигатель автомобиля достался братьям Корнуэлл из Австралии. Они использовали его на своем скоростном катере «Наутилус 2», после чего никому не нужный агрегат десятилетиями пылился на их гончарной фабрике. В какой-то момент мотор обнаружил Боб Чемберлен – производитель австралийских тракторов, и поставил перед собой задачу полностью восстановить на то время уже культовый автомобиль «Самсон» на основе успешного шестицилиндрового гоночного двигателя.
Он проделал большую исследовательскую работу, использовал оригинальные схемы Нэпьера и старинные фотографии, что и помогло ему с точностью воссоздать многие детали. В результате родилась практически идентичная копия Napier L48 Samson, и отреставрированный оригинальный двигатель снова ожил в июле 1982 года.
Примерно десять последующих лет автомобиль наслаждался второй жизнью в качестве шоу-кара. Кроме того он даже участвовал в гонках на Бруклендс Реюньон и Шелсли Уолш Спид Хилл Climb в 1983 году.
Napier L48 Samson разгонялся до рекордных 209 км\час. Фото:YouTube.com
В апреле 1993 года машину вместе с поместьем Боба Чемберлена приобрел известный австралийский коллекционер Питер Бриггс. Он выставил ее в своем Йоркском автомобильном музее, где она, как и оригинал, вызывает большой интерес. Также автомобиль выступал участником Фестиваля скорости в Гудвуде и на Конкурсе элегантности в Пеббл-Бич, где получил награду Automobile Quarterly как самый исторически значимый автомобиль на этом мероприятии.
В феврале этого года неоригинальный 120-летний Napier L48 Samson был выставлен на аукционе Bonhams|Cars Amelia Island. Ему под стать назначили рекордный ценник в 1 100 000 долларов, но новый счастливый владелец пока не объявлен.
Но, как и все в нашей жизни, рано или поздно что-то случается впервые. В Соединенных Штатах появился автомобиль, который первым преодолел эту заветную отметку, установив рекорд скорости. Это был Napier L48 «Самсон», построенный в 1904 году в Великобритании, в небольшой машиностроительной мастерской. Он был оснащен 15-литровым шестицилиндровым бензиновым двигателем. Именно он помогг занять необычной модели почетное место в истории автомобилестроения, как одного из самых успешных гоночных автомобилей своей эпохи, поскольку за относительно короткий период было достигнуто немало побед.

Одним из самых значительных эпизодов стал случай, который был зарегистрирован 25 января 1905 года в Ормонд-Дейтона-Бич, штат Флорида. Тогда 23-летний британец Артур Макдональд преодолел на «Самсоне» барьер в 100 миль в час (160 км/ч), разогнавшись до 104,651 миль в час (168,4 км/ч). Таким образом Napier L48 стал первым автомобилем, показавшим скорость более 100 миль/час на американской земле, первым британским автомобилем, достигшим этого рубежа, и первым в мире успешным гоночным автомобилем с шестицилиндровым двигателем.
В следующем году Дороти Левитт, известная как «самая быстрая девушка на земле», установила женский мировой рекорд скорости за рулем того же автомобиля Napier. Это достижение оставалось непобитым несколько десятилетий, вплоть до 1963 года.
Стоит также отметить, что однажды в Бруклендсе (Великобритания) этот же автомобиль разогнался до 130 миль\час (209 км\час), в то время, когда большинство ограничений скорости составляло около 20 миль в час (32 км/ч). Более того, позже в том же году британский гонщик Уолтер Томас Клиффорд Эрп снова привел его к победе в Дейтона-Бич, обойдя в гонке достойных конкурентов - Винченцо Лянча за рулем Fiat и Луи Шевроле за рулем Christie. Эрп выиграл с 50-секундным отрывом, несмотря даже на то, что на 32-й миле у него лопнуло колесо.
Шестицилиндровый двигатель «Нейпера» был не первым, но он был действительно революционным. Агрегат представлял собой 15-литровый рядный мотор F-Head, развивающий 240 л. с. при 2300 об/мин, что для того времени было рекордным показателем. Он работал в паре с двухступенчатой механикой.

Позже, в 1907 году, «Самсон» получил более массивный 20-литровый силовой агрегат, и продолжил одерживать победы до тех пор, пока в один момент его не постигла участь практически всех «заезженных» гоночных автомобилей после блестящей карьеры. Он был продан на металлолом.
Родной двигатель автомобиля достался братьям Корнуэлл из Австралии. Они использовали его на своем скоростном катере «Наутилус 2», после чего никому не нужный агрегат десятилетиями пылился на их гончарной фабрике. В какой-то момент мотор обнаружил Боб Чемберлен – производитель австралийских тракторов, и поставил перед собой задачу полностью восстановить на то время уже культовый автомобиль «Самсон» на основе успешного шестицилиндрового гоночного двигателя.
Он проделал большую исследовательскую работу, использовал оригинальные схемы Нэпьера и старинные фотографии, что и помогло ему с точностью воссоздать многие детали. В результате родилась практически идентичная копия Napier L48 Samson, и отреставрированный оригинальный двигатель снова ожил в июле 1982 года.
Примерно десять последующих лет автомобиль наслаждался второй жизнью в качестве шоу-кара. Кроме того он даже участвовал в гонках на Бруклендс Реюньон и Шелсли Уолш Спид Хилл Climb в 1983 году.

В апреле 1993 года машину вместе с поместьем Боба Чемберлена приобрел известный австралийский коллекционер Питер Бриггс. Он выставил ее в своем Йоркском автомобильном музее, где она, как и оригинал, вызывает большой интерес. Также автомобиль выступал участником Фестиваля скорости в Гудвуде и на Конкурсе элегантности в Пеббл-Бич, где получил награду Automobile Quarterly как самый исторически значимый автомобиль на этом мероприятии.
В феврале этого года неоригинальный 120-летний Napier L48 Samson был выставлен на аукционе Bonhams|Cars Amelia Island. Ему под стать назначили рекордный ценник в 1 100 000 долларов, но новый счастливый владелец пока не объявлен.
- Lilu
- www.youtube.com, cars.bonhams.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....