Napier L48 – «Самсон», «восставший из пепла»
Автомобильная промышленность прошла долгий путь с момента появления первого автомобиля в конце 1800-х годов. Сегодняшние гиперкары могут достигать и даже превышать скорость в 300 миль в час (около 482 км/час), но в начале 20-го века даже показатель в 100 миль в час был из области непостижимой фантастики.
Но, как и все в нашей жизни, рано или поздно что-то случается впервые. В Соединенных Штатах появился автомобиль, который первым преодолел эту заветную отметку, установив рекорд скорости. Это был Napier L48 «Самсон», построенный в 1904 году в Великобритании, в небольшой машиностроительной мастерской. Он был оснащен 15-литровым шестицилиндровым бензиновым двигателем. Именно он помогг занять необычной модели почетное место в истории автомобилестроения, как одного из самых успешных гоночных автомобилей своей эпохи, поскольку за относительно короткий период было достигнуто немало побед.
Одним из самых значительных эпизодов стал случай, который был зарегистрирован 25 января 1905 года в Ормонд-Дейтона-Бич, штат Флорида. Тогда 23-летний британец Артур Макдональд преодолел на «Самсоне» барьер в 100 миль в час (160 км/ч), разогнавшись до 104,651 миль в час (168,4 км/ч). Таким образом Napier L48 стал первым автомобилем, показавшим скорость более 100 миль/час на американской земле, первым британским автомобилем, достигшим этого рубежа, и первым в мире успешным гоночным автомобилем с шестицилиндровым двигателем.
В следующем году Дороти Левитт, известная как «самая быстрая девушка на земле», установила женский мировой рекорд скорости за рулем того же автомобиля Napier. Это достижение оставалось непобитым несколько десятилетий, вплоть до 1963 года.
Стоит также отметить, что однажды в Бруклендсе (Великобритания) этот же автомобиль разогнался до 130 миль\час (209 км\час), в то время, когда большинство ограничений скорости составляло около 20 миль в час (32 км/ч). Более того, позже в том же году британский гонщик Уолтер Томас Клиффорд Эрп снова привел его к победе в Дейтона-Бич, обойдя в гонке достойных конкурентов - Винченцо Лянча за рулем Fiat и Луи Шевроле за рулем Christie. Эрп выиграл с 50-секундным отрывом, несмотря даже на то, что на 32-й миле у него лопнуло колесо.
Шестицилиндровый двигатель «Нейпера» был не первым, но он был действительно революционным. Агрегат представлял собой 15-литровый рядный мотор F-Head, развивающий 240 л. с. при 2300 об/мин, что для того времени было рекордным показателем. Он работал в паре с двухступенчатой механикой.
Позже, в 1907 году, «Самсон» получил более массивный 20-литровый силовой агрегат, и продолжил одерживать победы до тех пор, пока в один момент его не постигла участь практически всех «заезженных» гоночных автомобилей после блестящей карьеры. Он был продан на металлолом.
Родной двигатель автомобиля достался братьям Корнуэлл из Австралии. Они использовали его на своем скоростном катере «Наутилус 2», после чего никому не нужный агрегат десятилетиями пылился на их гончарной фабрике. В какой-то момент мотор обнаружил Боб Чемберлен – производитель австралийских тракторов, и поставил перед собой задачу полностью восстановить на то время уже культовый автомобиль «Самсон» на основе успешного шестицилиндрового гоночного двигателя.
Он проделал большую исследовательскую работу, использовал оригинальные схемы Нэпьера и старинные фотографии, что и помогло ему с точностью воссоздать многие детали. В результате родилась практически идентичная копия Napier L48 Samson, и отреставрированный оригинальный двигатель снова ожил в июле 1982 года.
Примерно десять последующих лет автомобиль наслаждался второй жизнью в качестве шоу-кара. Кроме того он даже участвовал в гонках на Бруклендс Реюньон и Шелсли Уолш Спид Хилл Climb в 1983 году.
В апреле 1993 года машину вместе с поместьем Боба Чемберлена приобрел известный австралийский коллекционер Питер Бриггс. Он выставил ее в своем Йоркском автомобильном музее, где она, как и оригинал, вызывает большой интерес. Также автомобиль выступал участником Фестиваля скорости в Гудвуде и на Конкурсе элегантности в Пеббл-Бич, где получил награду Automobile Quarterly как самый исторически значимый автомобиль на этом мероприятии.
В феврале этого года неоригинальный 120-летний Napier L48 Samson был выставлен на аукционе Bonhams|Cars Amelia Island. Ему под стать назначили рекордный ценник в 1 100 000 долларов, но новый счастливый владелец пока не объявлен.
Но, как и все в нашей жизни, рано или поздно что-то случается впервые. В Соединенных Штатах появился автомобиль, который первым преодолел эту заветную отметку, установив рекорд скорости. Это был Napier L48 «Самсон», построенный в 1904 году в Великобритании, в небольшой машиностроительной мастерской. Он был оснащен 15-литровым шестицилиндровым бензиновым двигателем. Именно он помогг занять необычной модели почетное место в истории автомобилестроения, как одного из самых успешных гоночных автомобилей своей эпохи, поскольку за относительно короткий период было достигнуто немало побед.
Шестицилиндровый мотор Napier L48 Samson мощностью 240 л. с. Фото:YouTube.com
Одним из самых значительных эпизодов стал случай, который был зарегистрирован 25 января 1905 года в Ормонд-Дейтона-Бич, штат Флорида. Тогда 23-летний британец Артур Макдональд преодолел на «Самсоне» барьер в 100 миль в час (160 км/ч), разогнавшись до 104,651 миль в час (168,4 км/ч). Таким образом Napier L48 стал первым автомобилем, показавшим скорость более 100 миль/час на американской земле, первым британским автомобилем, достигшим этого рубежа, и первым в мире успешным гоночным автомобилем с шестицилиндровым двигателем.
В следующем году Дороти Левитт, известная как «самая быстрая девушка на земле», установила женский мировой рекорд скорости за рулем того же автомобиля Napier. Это достижение оставалось непобитым несколько десятилетий, вплоть до 1963 года.
Стоит также отметить, что однажды в Бруклендсе (Великобритания) этот же автомобиль разогнался до 130 миль\час (209 км\час), в то время, когда большинство ограничений скорости составляло около 20 миль в час (32 км/ч). Более того, позже в том же году британский гонщик Уолтер Томас Клиффорд Эрп снова привел его к победе в Дейтона-Бич, обойдя в гонке достойных конкурентов - Винченцо Лянча за рулем Fiat и Луи Шевроле за рулем Christie. Эрп выиграл с 50-секундным отрывом, несмотря даже на то, что на 32-й миле у него лопнуло колесо.
Шестицилиндровый двигатель «Нейпера» был не первым, но он был действительно революционным. Агрегат представлял собой 15-литровый рядный мотор F-Head, развивающий 240 л. с. при 2300 об/мин, что для того времени было рекордным показателем. Он работал в паре с двухступенчатой механикой.
Система охлаждения Napier L48 Samson. Фото:YouTube.com
Позже, в 1907 году, «Самсон» получил более массивный 20-литровый силовой агрегат, и продолжил одерживать победы до тех пор, пока в один момент его не постигла участь практически всех «заезженных» гоночных автомобилей после блестящей карьеры. Он был продан на металлолом.
Родной двигатель автомобиля достался братьям Корнуэлл из Австралии. Они использовали его на своем скоростном катере «Наутилус 2», после чего никому не нужный агрегат десятилетиями пылился на их гончарной фабрике. В какой-то момент мотор обнаружил Боб Чемберлен – производитель австралийских тракторов, и поставил перед собой задачу полностью восстановить на то время уже культовый автомобиль «Самсон» на основе успешного шестицилиндрового гоночного двигателя.
Он проделал большую исследовательскую работу, использовал оригинальные схемы Нэпьера и старинные фотографии, что и помогло ему с точностью воссоздать многие детали. В результате родилась практически идентичная копия Napier L48 Samson, и отреставрированный оригинальный двигатель снова ожил в июле 1982 года.
Примерно десять последующих лет автомобиль наслаждался второй жизнью в качестве шоу-кара. Кроме того он даже участвовал в гонках на Бруклендс Реюньон и Шелсли Уолш Спид Хилл Climb в 1983 году.
Napier L48 Samson разгонялся до рекордных 209 км\час. Фото:YouTube.com
В апреле 1993 года машину вместе с поместьем Боба Чемберлена приобрел известный австралийский коллекционер Питер Бриггс. Он выставил ее в своем Йоркском автомобильном музее, где она, как и оригинал, вызывает большой интерес. Также автомобиль выступал участником Фестиваля скорости в Гудвуде и на Конкурсе элегантности в Пеббл-Бич, где получил награду Automobile Quarterly как самый исторически значимый автомобиль на этом мероприятии.
В феврале этого года неоригинальный 120-летний Napier L48 Samson был выставлен на аукционе Bonhams|Cars Amelia Island. Ему под стать назначили рекордный ценник в 1 100 000 долларов, но новый счастливый владелец пока не объявлен.
- Lilu
- www.youtube.com, cars.bonhams.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....